Очень люблю актера Валерия Приемыхова. Фильм 'Пацаны' с его участием - один из моих самых любимых уже пару десятков лет. 'Кто, если не мы' В. Приемыхова смотрела впервые вместе с 10-летней дочерью. Очень обрадовалась, что посмотрели семейно этот фильм. Телевидение не дает возможности смотреть хорошее кино. Даже если неплохой фильм появился на ТВ - смотреть невозможно из-за рекламы, целостность произведения пропадает, чувства притупляются...
Являясь обычным, не подготовленным зрителем, я не заметила ни скованности сюжета, ни других ошибок сценария и, честно говоря, 'разбирать по-косточкам', этот замечательный фильм не хочется. Да, трагизма тут меньше, чем в 'Пацанах'. Кого-то, наверное, может обескуражить сюжет. Однако, 'натуженный пафос', 'излишний комизм', как пишет один критик, чье имя мне ни о чем не говорит, мне не попадались, либо не были столь явными. Много пересечения с реальностью, я лично видела таких персонажей в современной школе, очень натурально, а если и есть чуть перебор, так ведь это искусство, немного гротеска не помешает.
Согласна с теми, кто считает, что фильм остался на удивление современным. Самое главное - это очень искреннее кино, от сердца...В фильме в гармонии находятся режиссер, актеры и музыка. Звуко-режиссеру отдельное спасибо за хорошую работу...
Такое кино надо, просто необходимо показывать детям.
Я уже неоднократно рассказывал всем друзьям и знакомым о фильме 'Пацаны'. Рассказывал, рассказываю и буду рассказывать - потому что фильм этот по-настоящему искренний, правдивый, настоящий. И он рвет душу. Безжалостно. Со всей силы. И хочется пересматривать - еще и еще.
Поэтому было очень приятно узнать, что существует еще один фильм на похожую тематику, созданный актером, который больше всех поразил меня в фильме 'Пацаны'. И который, будучи отличным актером, был еще и неплохим писателем. Валерий Приемыхов. А тематика извечная - взаимоотношения 'трудных' подростков и взрослых.
'Трудных' в данной картине представляют Коля по кличке 'Змей' и Толясик (14-летний Смольянинов). Это типичные беспризорники (хотя семьи у них есть) - болтаются на улице, поют по вагонам песни. Однажды они решают, не задумываясь о последствиях, ограбить универмаг. Заканчивается это, естественно, плачевно - Толясик попадает в колонию, Змей - в непонятный 'лицей', что-то вроде детдома. Однажды в его жизни появляется Самохин - милиционер, уволенный из органов, а ныне спивающийся безработный...
Конечно, фильм послабее 'Пацанов' и других фильмов на похожую тематику. Есть скомканность сюжета, определенные нестыковки и слабая техническая сторона. Но эмоциональный посыл фильма, несмотря ни на что, очень силен. Не покидает ощущение, что ты смотришь не фильм - ты просто наблюдаешь со стороны за чьей-то жизнью. Тяжелой, не всегда справедливой, но искренней жизнью. И видишь настоящих людей. Людей, совершающих ошибки, людей с тяжелым характером, живых людей. И за это огромное спасибо всем актерам этого фильма. Здесь не возникает вопроса 'а кому вообще сопереживать?' Особенно поразил здесь именно Смольянинов, превосходно сыгравший превращение совсем юного подростка в жесткого и циничного 'блатного'.
Валерий Приемыхов не ставил перед собой цель донести до нас какую-то глубокую философию. Он ставил цель пробудить в нас элементарные человеческие чувства - и этим фильмом, и другими своими киноработами. И этой цели он достиг в полном объеме.
Не соврать, но фильм я собиралась посмотреть раз 10. Еще очень давно, в детстве, у меня была видеокассета и на ней перед фильмом была запись рекламы этого фильма, там на фоне играла песня 'Рожденные в СССР'. Я потом пыталась найти это кино именно по названию песню. И в итоге нашла.
Картина превзошла мои ожидания. Она совершенно беспардонно и с головой окунает в детство. Мальчик, который носит портфель и дурачится вместе с тобой, всякие шалости, взрывы бачков, звонкий смех, первая влюбленность.
Чертовски, до слез пробирает игра обоих мальчиков, таких похожих и разных. Некоторые кадры просто восхитительны в своей красоте, как например когда они ловят рыбу сетью в залитой светом реке и потом бегут по тропинке через зеленые поля, спасаясь от дождя.
Что еще отметилось - фильм будто бы снят не 20ть лет назад, а сейчас. Москва будто бы вообще не изменилась: те же сверкающие витрины, одежды на людях, дети в ресторане. То же можно и сказать про подмосковье, в котором по всей видимости живут герои кино. И это заставляет задуматься... Но не о судьбе матушки-России речь.
Скажу только, что кино действительно цепляет, и глубоко. Даже уже когда шли титры, я слушала песню, смотрела на листающиеся вниз фамилии, оставаясь в глубокой задумчивости.
Могу себе представить, как выглядел процесс проектирования психологической драмы 'Кто, если не мы'.
'Так, это-ааа, фильм надо снять, во! Недорого, но со вкусом. Дадим ему какое-нибудь максимально пафосное название, но чтобы оно не имело никакого отношения к содержанию. Пусть режиссером будешь ты, Валера, ну типа ты уже вроде снимал или снимался в каком-то фильме про каких-то пацанов. Во-от, пареньков двух толковых давеча на улице подобрал, вот они и будут исполнять главные роли. О, о! Еще в кадре часто будет мелькать мамаша одного из пацанов и всегда ходить с голыми ногами - это важно! А потрахивать ее будет Охлобыстин! Ну и, знамо дело, пару раз отпустит свои фирменные приколы. И самое главное - в фильме о-бя-зательно должна прозвучать композиция 'Рожденный в СССР', очень уж славно она меня прокачивает. А уж куда ее вставить - решим по ходу дела, да и не важно это.
Так, еще чего?.. Ба-лин! Сюжет! За-раза ж... Счас накатаю по-быстрому. Так. Помните, я про двух пацанов говорил? Так вот, они магазин грабанут! Да-да, тот, который старше, сядет, а малой будет по нему скучать. А потом малой познакомится с ментом, который будет все время пить коньяк и зефиром закусывать...
А в конце... Так, закусь кончилась, кто сбегает? Я не пойду, я в прошлый раз ходил'.
Есть такое устойчивое сочетание, которое популярно среди людей с пассивным мышлением - 'ни о чем'. Как правило, если талиб говорит 'Ни о чем', - это значит, что фильм ему не понравился. В данном случае это сочетание вылетает уже из моих уст, однако теперь его следует воспринимать буквально.
Фильм действительно ни о чем. Нет четкого предмета повествования. В любом фильме должна быть четкая сюжетная структура: (пролог) - завязка - кульминация - развязка - (эпилог). В данной же драме есть лишь завязка - после ее окончания сюжет пускается во все тяжкие - то есть в никуда. Вот сел Толясик - все - далее ничего не происходит. Ни-че-го.
О персонажах вообще хочется промолчать с прижатой ладонью ко лбу. Толясик - какой-то великовозрастный дундук, на протяжении всего фильма он опускал свою жизнь все глубже в яму с дерьмом. Мама Змея - шлюха, которой нет дела до сына. Самохин - законченный алкаш, не брезгующий обучением Змея азартным играм. А малолетние делинквенты 90-х с точки зрения далекого от реального мира сценариста выглядят так: ездят на байках, одеваются, как недобитые рокеры из 70-х, понтуются посредством произнесения банальных фраз вроде 'Мы их на дыбы поставим' и вдариванием кулаком по ладони. Сам же Змей страдает какой-то не по возрасту развитой классовой ненавистью. Когда он был в торговом центре и смотрел вниз, на обедающих в кафе детей, у него с Толясиком состоялся вот такой нелепый и пафосный диалог:
- А у тебя есть мечта?
- Да. Вот на них плюнуть хочу.
Однако есть и плюсы у этой бессмысленной психодрамы. Во-первых, отличная игра ныне пропавшего без вести Евгения Крайнова. Во-вторых, атмосфера 90-х. В-третьих, красивые ноги Татьяны Яковенко. Если перечисленные плюсы способны удовлетворить твой, читатель, интерес, компенсируя очевидные минусы, тогда можешь смело смотреть фильм 'Кто, если не мы'.
Третий и последний фильм Валерия Приёмыхова. История раннего взросления. Взросления вынужденного, но подсознательно желанного. Детские игры так быстро становятся взрослой жизнью с её суровыми законами. Готовы ли вчерашние дети к столь стремительной смене ориентиров?
Бенефис Евгения Крайнова, пожалуй, главная заслуга фильма Приёмыхова. Непрофессиональный актёр оттеснил на второй план молодого еще Артура Смольянинова, будущую звезду кино и театра. Впрочем, вспышка так и осталась вспышкой – более Крайнов в значимых ролях не мелькал, в итоге уйдя в сериалы, где и пропал. Примечателен фильм еще и композициями ДДТ, очень удачно совпавшими с ритмом картины. Что еще? Ну, может быть, нестандартный Охлобыстин – впрочем, он в своем амплуа.
Сама идея фильма по сути своей бессмысленна, главное – человеческие отношения. Серьезные проблемы через призму взгляда подростка. Девиз, отраженный в названии никоим образом не связан с самим фильмом. Просто сплетение судеб в одном месте в одно время с неким философским подтекстом. Развитие интригующее, но финал совершенно обескураживает. В итоге получилось неплохое, но слишком скомканное кино. Жаль
'Кто, если не мы» можно сравнить с фильмом «Пацаны». Но если в «Пацанах» всё заканчивается относительно благополучно, то здесь фильм наводит на очень грустные мысли. Кто виноват в том, что дети растут в такое дрянное и подлое время как середина 90-х? Что заставляет идти на преступления? Дебютная роль в кино Артура Смольянинова. Его Толясик – это дитя нашего времени. Тоже самое можно сказать и про его друга Змея сыгранного тоже дебютантом Евгением Крайновым. Дети вынужденные зарабатывать всяческой ерундой, попрошайничая и играя грустные песни. Родителям до них нет дела, маме одного хочется как-то обустроить свою личную жизнь, мама другого воспитывает других детей, помимо его самого. Плюс нет мужчины в семье. Сколько таких детей росло в 90-ые? Если не миллион, то число близкое к миллиону.
Кино достаточно пессимистичное, но разве в то время был повод для оптимизма? Я сам достаточно хорошо помню тот период, помню как мои родители вкалывали на двух работах, жили мы не бедно, но и не богато. В общем нормально. Но у многих моих ровесников не было таких заботливых родителей как у меня, многие воспитывались без родителей. Хотя… Что я всё, о себе, да о себе?
Отмечу что помимо хорошего сценария, а также злободневности проблемы, оставшейся до сих пор – в России около 5 миллионов детей беспризорников, в фильме замечательные актёры. Иван Охлобыстин, Семён Фурман, Николай Чиндяйкин сыгравшие эпизодические роли. Но мне больше всего запомнился Валерий Приёмыхов. Бывший следователь, человек прямой, честный, попавший так сказать под раздачу. К сожалению, он спивается, но остаётся человеком. Вспомните его разговор с начальником колонии. Куда не рыпнись, у кого деньги и связи, тот и сильней. Даже Толясик, как Аркаша Долгорукий у Достоевского, мечтает о миллионах.
Я не случайно вспомнил о Достоевском. «Кто, если не мы» - это «Подросток», но написанный Достоевским в конце XX века.
Отмечу саундтрек, состоящий из композиций группы «ДДТ». Песня «Рождённый в СССР» по-моему, как-будто написана для этого фильма.
P.S: Знаете, а Лянка Грыу почти и не изменилась с тех пор, разве что стала ещё красивей
Нам ничего не осталось, но есть что донести... (с) Юрий Юлианович Шевчук
Очень жалко, что этот фильм был так обделен вниманием зрителей.
Понятно, что в нем нет спецэффектов, закрутов сюжета, попсовых актеров, лишних соплей и навязших в зубах любовных историй. Здесь есть жизнь, такая, какая она вокруг. Еще есть история двух парней, дороги которых в результате не совпали, но дружба между которыми осталась. Есть искренность и нет фальши.
А самое главное - есть простота и доступность основополагающих принципов этого мира. Многим из-за этого подобное кино не нравится - нет налета аристократизма, нет изысканности. Ну что ж... кому что.
Огромное спасибо Валерию Приёмыхову за искренность и желание донести что-то, а не срубить бабки.
'...Ищут землю фонари, к небу тянется свеча...' (с) Юрий Юлианович Шевчук