Жили-были мать и сын. Сын, так уж случилось, немного дурачок, чудной. Таких не лечат (а зачем, не опасен же), но и за нормальных не держат. Живут бедно. Мать подрабатывает иглоукалыванием и лечением травами.
Как-то раз в городке находят труп девушки. Улики указывают на этого парня. Поэтому полиция уверенна в его виновности. Но не мать. А что сможет сделать старая неуверенная в себе нищенка для своего сына? А все, что будет в ее силах! Как говорят: в тихом омуте черти водятся.
Трудно писать об этом фильме. Я уже привык к 'правильным' американским и пр. фильмам, где триллер - так триллер, драма - так драма и т.д.
Корейское (как и японское, на мой взгляд) кино не является таким простым, как западные фильмы. Ведь понимаем, восток дело тонкое.
'Мать', мне кажется, фильм жизненный, как и наши старые добрые советские фильмы. Нет, в нем не будет 'мылодрам', длинных сцен 'о жизни' и прочего, что из получасового нормального фильма делают полуторачасовым. Нет в нем супер-пупер погонь, слежек и драк. Нет в нем и той гнилой западной 'философии' (иначе как в кавычках не могу написать), что то вроде:
- Жизнь это д...мо.
- Да, Стив, ты прав.
- Эх...
- Ох...
Есть только мама, которая сделает все, чтобы спасти своего сына. Даже если придется вести расследование самой. И не всегда законными методами...
Фильм постоянно держит в напряжении. Причем не дешевыми трюками, вроде дрожащей панической нарастающей музыкой, тенями, пробегающими в комнате, имитацией слежки и наблюдения (съемка камерой из-под кустов или из-за угла). Интерес здесь обычный, человеческий: чем все это наконец-то закончиться? Режиссер умело, не превращая фильм в 'сопливую оперу' показал непростые жизненные отношения. Здесь и друг, который не друг, и враг, который не враг, и компромисс совести и морали. Здесь и борьба за справедливость и тут же, борьба против справедливости. Здесь нет хороших и плохих. Здесь люди. Просто люди. Различные люди в различных ситуациях. В криминальном детективе Джун-хо Бона 'Мать'.
Есть вечный сюжет о силе материнской любви. Тот сюжет, который неисчерпаем. Повсеместно раскрыт с самых парадоксальных сторон, поэтому версия Джун-хо Бона не вызовет у зрителя шок и его рамки сознания не раздвинуться. Но зритель получит колоссальное удовольствие. Пожалуй 'Мать' Джун-хо Бона лучшее, что я видел за последний месяц.
Маленькие городки, где бы они не были, в России, в Польше, либо в Корее имеют общие специфические черты. Это камерность всего происходящего. Это затхлость и недостаток воздуха. Маленькие городки хорошо организованны, здесь все под контролем. Все, что бы ни произошло, попадает в новости. В маленьких городках налажены тесные социальные связи. И если в маленьком городе происходит убийство, то это сенсация. Джун-хо Бон намеренно лишает место действия географических черт, погружая нас в атмосферу как раз такого маленького красивого городка, где убийств на памяти жителей давным-давно не было, а подозреваемого превосходно знают все. Это безобидный дурачок, сын бедной женщины, которая приторговывает травами и нелегально практикует акупунктуру. Погибшая Джи Мун - несчастная школьница, внучка 'той самой' сумасшедшей бабки-алкоголички. Друг преступника Джин Тай - балбес с криминальными замашками, который первый на очереди кого-нибудь подставить, ограбить, убить. Адвокат Юн До-джуна - благопристойный богатый человек. Городок маленький, всем про всех все известно...
'Мать' - это детектив, криминальный триллер и драма в одном лице, по ходу которой все события и факты предстают в ином свете. Повесив убийство на безобидного Юн До-джуна, полиция отказывается принимать какие-либо меры по расследованию, и тогда бедная знахарка берет дело в свои руки. Как заправский сыщик она идет по следу преступника, ошибается, скрипит зубами и из последних сил стоит на своем - ее сын ни в чем не виноват. И мы верим матери, поверили ей и корейские зрители, знакомые с актрисой Ким Ким по сериалам, в которых она играла всегда положительные роли домохозяек. Даже мы, не знакомые с южнокорейским мэйнстримом, глядя на лицо это женщины, готовы верить ей безоговорочно, забывая, что она в первую очередь мать, которая сама воспитала сына с умственными отклонениями, преодолев в себе страшное желание убить и его и себя, чтобы не мучиться на этом свете. Она мать, готовая его защитить от любой напасти, все ему прощающая, и спящая с ним в одной кровати. Разгадка на поверхности, нам ее преподносят сразу же, но мы упорно следуем за матерью, потому что верим ей, ведь материнское сердце вещун. Корейские же матери, по словам Джун-хо Бона, самые заботливые в мире. Есть такой социальный феномен, если корейцу 25, то он еще ребенок, корейцы поздно покидают родительское гнездо.
Джун-хо Бон мастерски нагнетает интригу, умело использует детали и мелочи: коробочки для игл, зонтики, телефоны и мячи для гольфа. Здесь ничто нельзя упускать из виду, потому что рано или поздно всплывет, отвечая на поставленные вопросы, как в квесте, игре где собираешь предметы, а потом умело используешь. Джун-хо Бон виртуозно использует этот прием, а еще прием пианино в траве. К счастью, либо к сожалению, я был готов столкнуться с обратной силой материнской любви, и был готов к развязке. Но что бы не происходило на экране, как бы не менялись герои от положительных к отрицательным и наоборот, меня тронула материнская любовь, как и пять миллионов корейцев и членов жюри Asian Film Awards 2010, которые назвали 'Мать' лучшим фильмом года.
Не стоит пугаться титулов фильма и кажущейся интеллектуальности. 'Мать' - это коммерческое и одновременно умное кино, по-восточному тонкое и неоднозначное. Фильм про любовь, самую большую и самую разрушительную.
Материнский инстинкт всегда был движущей силой творения, отметившись бесчисленными шедеврами на бумаге, на сцене и в кино. Менялись лишь ракурсы, переходя от политических к нравственным и общечеловеческим ценностям, неизбежно воспроизводя мощь вечной силы, превосходящей собою даже инстинкт самосохранения.
Но что толку повторяться? У людей с Востока есть своя специфика взгляда на любой вопрос, оборачивающаяся неожиданными ответами людей иной ментальной тональности. Вот и кореец Джун-хо Бон увидел в привычном необычный и шокирующий расклад.
Его кино построено как параллельно происходящее расследование зверского убийства, которое ведут полицейские и мать подозреваемого в убийстве парня, бросившаяся спасать его от неминуемой тюрьмы, убеждённая в том, что того просто подставили друзья, случай или обстоятельства.
Надо ли говорить, что в фильме наличествуют все атрибуты криминального триллера, цепляющегося в развитии за тонкую нить приходящих к заключённому воспоминаний, направляющих мать в поисках выхода из лабиринта улик и лжи? Беда в том, что просветления в голове её сына проступают местами, чему мешает его давняя, с рождения привязавшаяся болезнь.
Обрывочность мыслей нездорового сознания чревата непредсказуемостью, соединяющей иллюзию и реальность, представляющейся зеркальным отражением событий, поступков и чувств, ведущих мать от мнимого к настоящему в стремлении развеять чей-то обман.
Мать орудует в стиле настоящего героя боевика, нисколько не уступая передовикам жанра в изощренности и изворотливости своей опасной миссии. Не уступает им и сам сюжет этой замороченной истории, сплетенной из эпизодов непростой жизни матери-одиночки, прошедшей изнурительный путь от полного отчаяния и желания избавиться от обузы, до такой же беспощадности, чтобы её не потерять.
Квинтэссенция женской роли во власти Ким Хе-я, с наградой (её премировали Pacific Screen Awards) или без оной воплощающей разрывную мощь равновеликого чувства, побеждающего и одновременно разрушающего самоё себя.
Двигаясь по детективной стезе, женщина проходит через пренебрежение полицейского отребья, сытое довольство раздобревших на чужом горе адвокатов, двигаясь закономерному и всепобеждающему итогу своей борьбы, но, хитростью изобретательных сценаристов материнское чувство в развязке сталкивается со своим зеркальным отражением, которое не избыть никаким самопожертвованием, лишь только забывшись и забыв о нем навсегда.
Колоссальной силы заряд психологического воздействия сокрушает напрашивавшиеся предположения, превосходя их неожиданностью авторской логики, впрочем, для нас, русских известной по поговорке: «Клин клином вышибают!», но здесь материнский мозг выносит то же самое чувство, что дарует победу и одновременно лишает её торжества.
В типичном корейском провинциальном городке, где все друг друга знают, а полицейские уже и не припомнят то время, когда приходилось расследовать убийство, происходит шокирующая своей наглостью расправа над школьницей. Убийца не только умертвил несчастную барышню, но и выставил ее тело напоказ всей округе на крыше дома, словно бросая вызов, мол, получите-распишитесь. Не сильно напрягаясь, местные детективы предъявляют обвинение безобидному До-Чжуну - местному блаженному, с выразительными отклонениями в развитии, который разве что не любит, когда его обзывают идиотом. До-Чжун - единственный сын местной знахарки (пронзительная роль 68-летней актрисы Ким-Ким), которая снабжает соседей лечебными травами, заварами и потчует иглоукалыванием. Она знает, что ее мальчик и мухи не обидит, поэтому, не сомневаясь, начинает собственное расследование, пытаясь найти истинного преступника. Ситуация осложняется тем, что погибшая девочка трахалась направо и налево за пакет риса, и фотографировала всех своих любовников на телефон, который мистическим образом пропал после ее смерти. Но мать пройдет все мыслимые и немыслимые испытания, чтобы вытащить своего единственного родного человека на свободу.
'Мать' - самое что ни на есть эстетское кино. От изысканной операторской работы (что в принципе свойственно азиатскому кино) до блистательной и нетривиальной развязки. Знакомый любителям авторского кино по фильму 'Токио!' режиссер Джун-хо Бон закручивает двухчасовой криминальный детектив, а на поверку выдает мощнейшую драму, разыгрывающуюся не столько на экране, сколько в сердце главной героини. На что способна мать ради своего ребенка? Как далеко заведет ее желание оправдать сына? Может ли сердце матери ошибаться? Где проходит грань между справедливостью и законом? Это лишь вершина того айсберга мыслей, которые поднимают шум в голове после просмотра этой ленты. И режиссеру, слава богу, не изменяет чувство вкуса и меры когда он не окрашивает героев в черное и белое, а просто дает им возможность выйти в чистое поле и танцевать под музыку сердца. Музыку, которую не каждый сможет расслышать и понять.
Без тени сомнений, рекомендую к просмотру всем эстетствующим интеллектуалам и сочувствующим.
«Между справедливостью и матерью я выбираю мать.» Камю
Где-то около 399 года до нашей эры в раскаленных от знания и доблести Афинах, Сократ мирно шествовал в своей старой тоге и стоптанных сандалиях на последнее в своей жизни судебное заседание по обвинению в богохульстве и развращении умов. По пути он наткнулся на знакомого юношу по имени Евтифрон, шедшего к судье с горделивой осанкой, дабы вчинить иск собственному отцу, который, по его словам, является нечестивым убийцей. Старый философ спросил: «Без сомнения, умерший по вине твоего отца кто-либо из домашних?». На это юноша отвечал так: «Смехотворно, Сократ, если ты думаешь, будто есть разница, из домашних ли убитый или чужой, и не считаешь, что надо заботиться лишь о том, по праву ли умертвил его убивший или же нет… Я утверждаю: благочестиво преследовать по суду преступника, совершившего убийство будь этим преступником отец, мать или кто бы то ни было другой.» Столь страстная тирада не могла смутить старого пса, поэтому Сократ решил выведать, что же именно его собеседник понимает под благочестием и почему он так уверен, что исполнение гражданского долга выше, чем почитание родителей: «Скажи ради Зевса, Евтифрон, ты-то себя считаешь настолько точно осведомленным в божественных законах, что не страшишься сам совершить нечестивое дело, преследуя отца по суду?» На это юноша, запутавшись в противоречиях, не смог ответить. Удивительно, но ответа не нашел и сам Сократ, в очередной раз убедившись, что истинное знание может быть доступно только Богу.
К решению загадки не подошли ни на шаг и через две с половиной тысячи лет. Очередную попытку приблизиться к пониманию вековечных тайн души предпринял кореец Пон Чжун Хо, поставивший один из самых нашумевших азиатских фильмов последнего времени. После премьеры картины, дифирамбы постановщику дружно запели во всех частях земного шара, и небезосновательно, ведь корейский режиссер мастерски выписывает труднейшую со всех точек зрения историю о душевных парадоксах.
Сюжет ленты прост, но своеобразен. Мать-одиночка, вырастив сына с «неземной красотой» и коэффициентом интеллекта уровня Форреста Гампа, в один прекрасный день видит, как ее ребенка забирает полиция. Он проходит главным подозреваемым по делу об убийстве школьницы, которая переспала со всеми мужчинами в городе, за исключением нашего героя. Расследование проводят в самые короткие сроки, и, не вдаваясь в детали, выносят обвинительный приговор. Поняв, что за справедливость нужно бороться самой, доблестная мать решает предпринять собственное расследование, в ходе которого ей придется решить – сможет ли она ради блага сына сама переступить закон.
Нарративная структура фильма оказывается тождественной «фирменной схеме» Хичкока, по которой маэстро создал большую часть своих шедевров. Чжун Хо безукоризненно копирует ее, при этом филигранно воспроизводя все смысловые концепты и разнообразные художественные атрибуты сэра Альфреда, подчас даже углубляя и совершенствуя некоторые из них.
Наиболее интересно корейский режиссер разрабатывает тему так называемого «переноса вины». Также, как и у Хичкока, вина в «Матери» является некой самобытной и мобильной субстанцией, которая как бы передается от одного персонажа к другому. Причем, в полном соответствии с традициями маэстро, она распадается на две категории: объективную (социальную, законодательную) и субъективную (экзистенциальную, религиозную). В первой господствует рассудочность, логика, система и закон. Вторая же является некоей абсолютно иррациональной областью экзистенциальных переживаний или ментальных идей, напрямую восходящих к Богу и высшим принципам существования души. Нужно заметить, что описанная дихотомия берет начало в мировой истории, ибо противоречие между виной фактической и онтологической впервые выявил именно Сократ, отразив своей светоносной субъективностью мрак мертвой законодательной системы и доказав, что первое важнее второго. Поэтому юноша, которого он встретил на суде является, конечно, большим преступником чем отец, ибо последний совершил мирской проступок, а Евтифрон нарушил родовые законы духа.
Следуя проторенными Хичкоком путями, Чжун Хо плавно переходит от типичного детектива внешних отношений к глубочайшей «онтологической драме», ядро которой составляет непостижимая загадка существования. Понятие «вины» с развертыванием дискурса фильма, становится все более сложным и насыщенным, переходя из формально-юридической в родовую и метафизическую области. Привычный тезис о том, что дети должны отвечать за грехи родителей встает с ног на голову. В «Матери», напротив, главная героиня в символическом смысле, сама берет на себя вину сына за убийство, будучи при этом вынуждена преступить закон как человеческий, так и «сверхчеловеческий», перерастая таким образом обе предшествующие категории. Чжун Хо превозносит материнский инстинкт как нечто первосвященное, неподвластное ничьему суду и вообще какой бы то ни было оценке. Бессмертное чувство любви матери к сыну ускользает от всех понятийных рамок и в глубине своей является вечно благостным, жертвенным и справедливым, пусть при этом нарушаются хоть все заповеди одновременно. Проще говоря, даже сделав нечто противозаконное, мать остается матерью, чья субъективность, как и прежде, кристально чиста.
Какова же собственно в этом действе роль сына? Вводя нестандартный обертон в разработку характера своего героя, Чжун Хо разнообразит общую ситуацию новыми противоречиями. У полоумного отрока полностью отсутствует самосознательность, в связи с чем он оказывается начисто лишен и предрасположенности к преступлению. Режиссер выписывает образ как бы некоего полусвятого дебила, пребывающего в блаженном неведении о понятиях добра и зла. Невинность присуща ему априори, ибо он в прямом смысле не ведает что творит. Но кто-то, конечно, должен обязательно понести ответственность и наказание. В качестве козла отпущения режиссер вводит абстрактного психопата, страдающего от преступной страсти к распутной школьнице и готового к убийству в ментальном смысле. За эту экзистенциальную страсть ему приходится расплачиваться как за совершенный проступок.
В стилистическом отношении Чжун Хо создает своеобразный жанровый коктейль, в котором основная детективная линия прерывается в высшей степени слаженными эпизодами комедии, боевика, драмы, эротики и триллера. При этом основной эмоциональный фон не расползается по швам, но напротив обогащается новыми красками, благодаря деликатности и точности исполнения. В большинстве случаев режиссер старается избежать радикальной серьезности и разбавляет слишком эмоциональные эпизоды юмором – например, социальная пропасть между персонажами оказывается сокращена до близкого знакомства всех со всеми, а единственная откровенная сцена, усиленная благодаря вуайерическому аспекту, сопровождается игрой двух страстных любовников в города. Однако, как и подобает художественному произведению высокого стиля, за комической подкладкой скрыта великая трагедия жизни, жестокости мира, несокрушимого эгоизма и непобедимого отчаяния. Но Чжун Хо, в феллиниевской манере, умеет и на пике трагического найти ту самую волю к жизни и радость бытия, которой некогда прославились Джельсомина и Кабирия. Если тьме существования противостоит женственность, то сильнее всех других женщин, конечно, мать. Ведь для любви матери не существует границ ни на небе, ни на земле.
В прологе маленькая пожилая женщина, бредёт через сухостой, останавливается на холме и начинает тихонько раскачиваться, облекая движения в танец, спокойный и неспешный выплеск эмоций. Не понятно только, радости ли, грусти или освобождения. Интригующее наблюдательного зрителя начало можно трактовать по-разному, но лишь события следующих двух часов внесут ясность и дадут ответ, что испытывает женщина, откуда она пришла и куда направляется. А пока её сына обвиняют в убийстве и потому она вынуждена провести самостоятельное расследование, ибо полиция близорука, адвокаты ленивы, а влиятельных друзей никогда не было. И хотя поначалу персонажи и обстоятельства конкретны и незатейливы, вскоре станет ясно, что нет и не будет в этой повести ничего однозначного. С каждым поворотом сюжета, с каждой новой деталью, история становится всё сложнее и противоречивее, персонажи раскрываются иначе, демонстрируя не лучшие свои качества. Приближаясь к дому старьёвщика, мать сильно испачкает ухоженные туфли. Никто не чист, все ангелы в грязи.
Режиссёр Пон Чжун-Хо предлагает неоднозначную историю, постепенно подсыпая в сюжет важные нюансы, как делал это прежде, в фильме «Воспоминания об убийстве», фабула которого в чём-то схожа с фабулой «Матери». Но в раннем своём творении режиссёр делал ставку на социальные проблемы, хитросплетённую детективную историю и тесную связь между персонажами. Здесь же призмой, через которую он смотрит на картину, является главная героиня. Мир вокруг неё – лишь декорации, хищные и неприветливые, через которые нужно прорываться, они бледны и скучны, наполнены осенними тонами. Кореец оставляет героиню одну, незащищённую перед сложностями, заставляя ощетиниться и раскрыть в борьбе с несправедливостью весь скрытый потенциал. Благонамеренная пожилая женщина, будто вооружившись тараном, с боевым цинизмом прорывается сквозь толпу врагов, оттесняет их, давит, потому что знает, что где-то впереди ждёт её сын. В гамме чувств к нему слились и вина за грехи давнего прошлого, и безумная любовь, и ответственность за этого несамостоятельного дурачка. Трудности заставляют материнскую любовь раскрыться с другой, неприглядной и даже иррациональной, но поистине естественной стороны, унаследованной от далёких предков, хранящейся до поры где-то глубоко-глубоко в подсознании. Это, впрочем, и не любовь даже: скорее животный инстинкт, цепочка чувств и реакций, мобилизующих человеческий организм для совершенно непосильных, казалось бы, свершений. Это голос самой матери природы, взывающей во что бы то ни стало охранять потомство, убить ради его безопасности или, не раздумывая, погибнуть самой. Но режиссёр не эксплуатирует постулат о всепобеждающей материнской любви, он не топчется на месте, а идёт дальше, оголяя сюжетный нерв и суть человеческой психологии. Ему интересна сама героиня и её внутренний мир, который переживает фатальные изменения, поэтому с удовольствием ставит перед главной героиней очередные препятствия, колет длинными иглами в самые уязвимые места, провоцирует её душевный надрыв.
В моменты смятения, страха и гнева, в камеру словно вселяется бесконтрольно рвущееся наружу сознание матери. Зритель переживает трудные минуты не со стороны и не её глазами, а её мыслями. Путаный, дрожащий видеоряд, намеренно не пытается сконцентрироваться и отдышаться. Резкие, не сфокусированные движения в ритме учащённого сердцебиения. Зрителю предлагается почувствовать всё то, что переживает героиня: оператор делится этим рвущимся наружу отчаянием на границе безумия. Он нередко оставляет мать в визуальном одиночестве, причём помещает её не в центр кадра, а в сторону или даже в угол, предоставляя пространству главенствовать в композиции. Так она и пройдёт через все испытания: маленькая, выброшенная на обочину и никому не нужная, противостоящая пустому и равнодушному окружению.
Несмотря на всю беспощадную неоднозначность, при близком рассмотрении история оказывается знакомой абсолютно всем. Это не корейская или обобщённо ориентальная сага о материнской любви, уникальная в своём воплощении. Это универсальная повесть, которая происходит повсюду в мире и не зависит от менталитета или социального устройства. Восточное окружение и рука корейского режиссёра лишь вносят в неё своеобразный колорит. Но, стоит отметить, финал у ленты по-хорошему восточный. В нём не нашлось места ни морали, ни выводам, ни ответам. Только одному лишь катарсису – многозначительному, странному танцу – нашлось. Этому нелогичному, неуклюжему, искреннему и очищающему танцу. Всё остальное осталось глубоко в душе несчастной женщины, сделавшей всё возможное, чтобы её дитя обрело свободу.
Один мой хороший знакомый и истинный ценитель корейского кинематографа, посоветовал мне данный фильм к просмотру. Посмотреть его мне никак не удавалось. Порой за отсутствием времени, а порой за отсутствием подходящего настроения и наконец то, свершилось. Если честно, то я пожалел, что так давно затягивал с просмотром столь гениальной ленты. Вообще моё отношение к корейскому кинематографу, очень положительное. Уже долгое время, я считаю лучшими кинематографистами в жанрах фильмов ужасов, триллеров и драм именно корейцев. Конкретные причины объяснить не могу. Возможно дело в стилистике, возможно в чем то еще. В данном случае, фильм безусловно выиграл благодаря постановке талантливого режиссера Бона Джун Хо. Уже то, что вслед за не менее известным Ким Чжи Уном, его позвали снимать Голливудский проект, о многом говорит. В данном же случае, Бон Джун Хо снял лучшее своё творение, которое выполнено по одной и той же схеме, что и его “Вспоминая об Убийстве”.
Разве что, если там больше доминировали элементы триллера и детектива, то тут фильм больше выдержан в плане драмы и наверное за счет этого, снискал уважение зрителей Каннского Фестиваля, где он был предоставлен. В первую очередь, конечно же впечатляет атмосфера ленты. Весь фильм Бон Джун Хо играл с различными жанрами. Что позволяло достаточно обычной драме, порой всплывать элементами триллера и детектива. Что достигалось благодаря неожиданными и кратковременными проявлениями жанра детективного триллера. Именно это предоставляло собой эдакую эмоциональную встряску, которая держала в тонусе на протяжении всего двух часового хронометража ленты. Где даже визуально фильм лишь располагал к этому. Каждый кадр продуман, поставлен и снят просто великолепно. Что выдавало настолько стильную и красивую картинку, что её никак не назвать даже проявлениями клиповой манеры съемок. При всех прыжках по различным жанрам, конечно же порадовала общая динамика ленты.
Обычно фильмы подобного жанра быстро выдыхаются ближе к концу, или вовсе начинаются весьма вяло. В данном случае, фильм стремительно начинается и на не менее эффектной ноте заканчивает своё повествование. К чему я могу сказать, что последние 15 минут картины, одна сплошная неожиданность и если весь фильм, я не мог оторвать глаза от экрана, то в последние 15 минут так вовсе прилип к экрану монитора. Так как боялся упустить еще одну смачную и неожиданную подробность. В этом плане можно смело сказать, что Бон Джун Хо инстинктивно чувствует как надобность определенных элементов, так и их дозировку. В связи с чем, его фильмы смотрятся очень остро и на эмоциях.
Будучи знакомыми с творчествами Кима Чжи Уна, Пака Чхан Ука и многих других подобных режиссеров, мы привыкли к достаточно жестокому, кровавому и чрезмерно насильственному формату триллеров. В данном случае, безусловно радует эффект оригинальности и новизны. Потому что, основным элементом сценария является ничуть не зверское убийство. А внутренние переживания главной героини, которые выливались в её мотивационные слова и действия. Что и предоставляло собой основной стержень динамики данной ленты. Самая же детективная линия сюжета, имеет место быть, но отведена на второй план. Хоть и развивается достаточно эффектно. Создатели данной ленты решили пустить оригинальность и не предоставлять все детали правды лишь в финале. Как мы привыкли видеть в обилии фильмов подобного жанра. По мере развития сюжета, нам раскрывается поочередно одна деталь за другой и это больше всего запутывало узел тайны, который завязался вокруг данного преступления. В связи с чем, предугадать личность убийцы и ход расследования, я не смог даже при желании. Что для меня является большой редкостью.
Создатели отлично вставляли отвлекающие маневры, которые отводили от тайны далеко, обманывая мнимым доказательствами обратного. Что в итоге и выдало убийственно неожиданные последние 15 минут картины. Где меня лично шокировала как личность убийцы, так и то, в каком же свете раскрылась мать главного героя, которая весь фильм казалась такой милой и безобидной. Что и подводит к мысли относительно того, что в каждом из нас живёт монстр. Вот только порой он вырывается из привязи. Хотя дело даже не в этом. Жестокий поступок, который совершила мать героя ближе к финалу, ничто иное как отражение главной морали ленты. Она гласит то, что каждая мать способна на многое ради своего ребенка. Будь это собственное жертвоприношение, или даже самые ужасающие на первый взгляд поступки. Ведь материнская любовь не поддаётся какой либо оценке. В связи с чем, мать всегда является Богом в глазах ребенка. Весь фильм является небольшим экскурсом в то, что приходится переживать и делать нашим матерям ради нас. Возможно не в такой жестокой и насильственной форме. Но сам факт возможностей на лицо. Отсюда и финал картины создаёт достаточно двоякое ощущение. С одной стороны, в кое степени хэппи энд. С другой же, как жаль героев ленты, так и хочется их осуждать.
Весь фильм на себе достойно тянет Ким Хе Джа. Её игра вне всяческих оценок. Так как это тот редкий случай, когда я начал воспринимать актера в качестве его персонажа. Хе Джа идеально создавала образ милой, безобидной и действительно любящей матери. В связи с чем, её неожиданное преображение в нечто абсолютно противоположное ближе к финалу, меня лично шокировало. Очень хорош и Вон Бин, который раскрылся для меня с еще более яркой стороны. Хотя я и без того считаю, что он безумно талантливый актер. Сыграл просто великолепно и прочувствовал своего персонажа до глубины души. В связи с чем, все признаки “дебилизма” его персонажа, кажутся настолько естественными. Все остальные актеры сыграли одинаково хорошо и практически слились для меня со своими персонажами. В связи с чем, кого либо выделять и обделять, у меня нет никакого желания.
Отдельного внимания заслуживает музыка известного композитора Ли Бён У. Практически весь фильм, выдержан на живом звуке. Что лишь обостряло драматичность и трагичность происходящего. Вот только детективные моменты, Ли Бён У отлично дополнил исключительно оркестральной музыкой, с доминирующими струнными инструментами. Что было выполнено в духе музыки к “Сиянию” Стэнли Кубрика. Подобная жуть и делала фильм более напряженным, да динамичным.
10 из 10
Очень напряженный, динамичный, острый и достаточно сильный детективный триллер с шокирующей кульминацией. Один из самых лучших фильмов, что я когда либо видел и именно тот фильм, который невозможно расписать всеми словами. Хочу лишь сказать, что этот фильм должен посмотреть каждый.
Никто не может понять ребенка так неправильно, как его мать. Н. Дуглас
Основа фильма - любовь матери. Скажу сразу, развязка очень удивила. Перебирала много идей в голове во время просмотра, но к правильному так и не пришла. Не буду говорить ничего лишнего, только отмечу, что фильм на самом деле хороший, интересный и с задумкой. Именно с задумкой, а не с пустой идеей, как часто бывает в фильмах 'полуфабрикатах', вроде бы шума много, а из-за чего вся эта суета непонятно.
Чистая игра актеров, выдержанная до конца интрига и, конечно, легкость просмотра, разумеется, для взрослых людей, все-таки чтобы задумываться и оценивать поступки женщины, бескрайне любящей свое чадо, нужно, как минимум, самим вырасти.
Хоть фильм малоизвестный, но оставлять его без внимания не стоит. Смотрите с удовольствием и пересматривайте тоже.
'Мать' - фильм корейского режиссера Бон Чжун-Хо, представленный на Международном Кинофестивале в Каннах 2009 в программе 'Особый взгляд'. Азиатское кино - достаточно специфичное блюдо для европейца: свои традиции и культура, свои законы. Да и вообще у людей с Востока, как и у любого народа, особый взгляд на преподнесение идей в мировое сообщество, может быть во многом искаженный с точки зрения нашего восприятия, но в то же время уникальный по своей сути. Вот и режиссер Бон Чжун-Хо решил представить свое понимание такого объемного и глубокого понятия как Мать!
Маленький азиатский городок. В центре событий оказывается отсталый в развитии сын одинокой женщины Хе Чжа, обвиненный в убийстве школьницы. Но мать не верит в то, что ее глупое чадо может убить человека. Руководствуясь безумным материнским инстинктом любви, она начинает собственное расследование. Чтобы добраться до истины, ей придется пойти на многое и многим пожертвовать, придя в результате к шокирующим выводам.
Начинающийся как трагикомедия, сложенная из пазлов нелепости, набирая постепенно обороты, благодаря детективной линии и вкраплениям элемента триллера, приводящий к тяжелой эмоциональной развязке, фильм 'Мать' пылает обилием чувств. Похожая на детскую непосредственность и наивность в некоторых сценах, свойственных советским фильмам 50 - 60ых годов, это история отношений матери и сына, любви и понимания, это история поисков правды, веры, заблуждения, отчаяния, материнского горя. Умелая игра режиссера с жанрами, развитое тонкое чувство переходов из одного душевного состояния в другое: материнская до безпамятства любовь и забота, порой так необходимые, но отвергаемые, переживание и страх за своего ребенка, способность пойти на все ради спасения своего дитя, - позволяют постепенно накалить градус картины. Выступая и в роли сценариста, Бон Чжун-Хо направляет женщину по детективному пути, как этакую мисс Марпл. Хе Чжа придется столкнуться с присытившимся безразличием и пренебрежением адвоката и полиции города, раскрыть для себя на каждом новом жизненном повороте неожиданные тайны, которые приведут в результате к трагической развязке и душевному очищению! Параллельно вспоминается прекрасная картина монстра арт-хауса Ларса Фон Триера 'Танцующая В Темноте'.
Проникновенная игра Ким Хей-Йя (Asian Film Awards 2010 - лучшая актриса, Asia Pacific Screen Awards 2009 - лучшая актриса) в главной роли, искусная работа оператора, передавшего атмосферу Азии и людей, живущих там!
Итог: 'Мать' - эмоциональная картина, одновременно наполненная саспенсом, пугающая своей жизненностью, но и дающую надежду, благодаря настоящей любви Матери!
P.S. 'Безумный финальный танец Матери в автобусе с другими родителями на фоне заходящего солнца - одна из самых красивых и мучительных сцен мирового кино' (Ксения Рождественская, 'Русский Newsweek').
Каким бы сын ни был - мать всегда придёт на помощь
Единственный недостаток фильма - это, пожалуй, затянутость, чего не обещает жёсткий трейлер. Перед нами не совсем триллер, но детектив с философским акцентом.
До середины действие не акцентирует на себе внимание, но потом, смотря на скитания матери, вызволяющей своего неблагодарного сына из тюрьмы, невольно понимаешь, что, как говорится в тексте одной известной песни, 'любви достойна только мама'. Хей Йя-Ким так красиво и бесподобно показала материнскую любовь, что зритель проникается ею и порой забывает, что смотрит обычный корейский детектив.
Жестокости в картине совсем немного (сужу по тому, как обманчиво воздействовал трейлер). И 'Мать' по праву может занять почётное место в списке фильмов про преданных родителей, готовых на всё ради своих детей. Его стоит посмотреть подросткам, не понимающим и не принимающим инстинкт материнства как таковой. Ведь зачастую мы злимся на родителей за излишнюю заботу, непонимание, рвение нас уберечь от беды. Но лента Джун-хо Бона не лишний раз доказывает, как мы неправы в своих убеждениях.
Жаль главную героиню. Очень жаль...
Мы в ответе за тех, кто нас приручил. Эту связь не разорвать ничем...