Прежде чем обратиться к работе авторов фильма давайте напомним несведущим кто такой этот самый Ип Ман. Ип Ман(Е Вэнь)-один из патриархов школы китайского ушу Вин Чун (Юн Чунь). Известен своими… известен как… И тут начинается самое интересное. Покопавшись в источниках с удивлением узнаем что Ип Мэн на протяжении жизни ничем особенным себя не проявил. Не то чтобы не дрался с японцами, а вообще ни с кем не дрался. Сравним например с одним из столпов китайского ушу-Хо Юаньцзя, которого прекрасно сыграл Ли Ляньцзе (ака Джет Ли). Мастер Хо был известным бойцом его подвиги широко освещались в прессе, а народная молва раздувала их еще больше. Как и подвиги других мастеров:Ван Цзыпина или Чжу Гофу. Ни в чем подобном (ни в ратных подвигах, ни на ринге) Ип Ман замечен не был. Да в ушу он видимо разбирался, и обучал. Вопрос на каком уровне?
Никаких героических историй которые мы видим с не происходило. Мастер Ип жил себе, поживал в Фошане(Гуандун),служил в гоминьдановской полиции. Затем бежал в Гонконг-по политическим мотивам или по колбасным- неизвестно. Там в Гонконге произошла главная встреча, которая прославила безвестного тренера по ушу-он встретил Брюса Ли.
Брюс Ли был тогда вполне обычным шалопаем и хулиганом, тем не менее благодаря своим связям(он происходил из актерской семьи),он имел доступ в киномир, который его и прославил. Впрочем как и мастера Ипа.
При чем же здесь ушу спросите вы? При чем здесь брутальное искусство которое позволяет сокрушать толпы врагов и с легкостью выходить из любых опасных ситуаций? Да совершенно не при чем. Несколько фактов:стиль Вин Чун является НЕ-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ. Что это значит? Например в боксе(или любом спорте),чтобы добиться какого-либо звания спортсмен ОБЯЗАН участвовать в соревнованиях чтобы делом доказать свои достижения. Собираются лучшие из лучших, и дерутся. Победитель становится чемпионом. А если нет соревнований? Как определить лучшего? По форме носа? По длительности хождения на занятия?Вы начинаете понимать смысл моих слов? Итак Ип Ман нигде и никогда не доказал своего мастерства-ни в досоревновательную эпоху, ни во время ее. А как же с его «великим» учеником? Уж он-то наверное все, всем доказал?
Брюс Ли в своей короткой жизни умудрился НИ РАЗУ не поучаствовать в каком-либо турнире. Его куцый список боев состоит аж из 11 схваток, большую часть которых никто не видел. Единственное исключение-бой с Вонг Джак Маном, при чем Вонг до сих пор утверждает что победил именно он. Поскольку нормальное судейство не проводилось правды мы не узнаем никогда. Более того:ни один из «учеников» Брюса Ли, типа Дэна Иносанто, или Тэда Вонга ничего не выиграл в своей жизни-вообще ничего. Они неплохо сейчас поживают околачивая молодых фанатов и пописывая мемуары.
А теперь поговорим о фильме. А что о нем говорить? Хорошее фантастическое кино, правда от традиционного китайского жанра «уся» отличается тем что прикидывается биографическим и реалистическим, что не вполне честно. Напомнило мне фильм с Виго Мортенсеном об американце который якобы выиграл арабские скачки. Потом оказалось что не выиграл, да и скачек таких никогда не существовало. Легенда о Брюсе Ли великом ученике великого мастера имеет более глубокие корни, но все кто мало-мальски разбирается в вопросе, весело скалят зубы.
Люблю смотреть биографические фильмы. И после просмотра картины 'Ип Ман' моя рука уже тянулась к положительной оценке, но вдруг я узнал, что половина происходящего в фильме была выдумкой автора. Очень разочарован.
Чему люди тут ставят такие высокие оценки? Как боевик фильм средний, как драма тоже средний, спорта здесь не увидел вообще. Можно было бы считать эту картину шедевром, если бы она была биографической (и тогда я бы согласился с мнением народа), но самые 'вкусные' моменты и повороты сюжета здесь выдуманы. Получается, что высокие оценки ставят вполне себе среднему боевику.
Сюжет фильма 'Ип Ман' рассказывает о жизни великого мастера Ип Мана в годы оккупации Китая японскими войсками. Из биографической составляющей в сюжете только некоторые малозначительные события из жизни главного героя и вполне себе неплохо продемонстрированная техника боя, которой владел мастер китайских боевых искусств. На этом всё. Остальной экшен, которым так напичкан этот фильм, в реальности не происходил. Главный герой в фильме пытается избегать контактов с японскими оккупационными силами, однако это ему не удаётся, и в итоге он вынужден стать местным символом народного сопротивления. В реальности всё было скромнее. Ип Ман просто переехал в Гонконг и даже не задумывался о сопротивлении.
Актёры не впечатлили. Порой они даже переигрывали. Особенно в боевых сценах. Это было заметно по гримасам боли, которые они так пытались из себя выдавливать в особо тяжкие для них моменты. Временами это даже было похоже на индийский фильм.
До поры до времени 'Ип Ман' заслуживал относительно высокой оценки, но за ложь нужно снижать балл!
Наконец-то от китайцев я дождался достойного фильма на тему кунг фу. Не просто фильм, а биография великого мастера исповедующего стиль вин чун.
Атмосфера фильма мгновенно переносит нас в Китай тридцатых годов. Неспешное размеренное повествование еще больше усиливает эффект старины. Красивые сочные декорации, как самого города, так и убранство внутри домов будоражили в душе что-то такое далекое, что было раньше, например при просмотре старых фильмов с Чаном или Ли. Когда на экране началась война, краски существенно приглушили. Действие для пущего контраста стало практически черно-белым, но к концу вновь обрело, пусть и не такие как в начале, пестрые цвета.
Постановка боев, их насыщенность, важность и расстановка по ходу действия продумана и подана со вкусом. Лучший бой это все же когда один против десяти. Так бесцеремонно жестоко, да еще и японцев не молотили со времен «Кулака ярости». Что в том фильме, что в этом смотрится превосходно.
К минусу могу отнести лишь замедленные кадры во время боев. В большей степени это относится к финалу: перемешать с кадрами тренировки – прекрасно, но не надо было их смазывать замедлением. Если движения кулаков и не видно, по крайней мере, слышен их свист. В любом случае это же не великий Ли, чтобы движения снимать большим чем обычно количеством кадров в секунду.
В этой сухой, казалось бы, биографии нашлось место и юмору. Конечно он не такой забористый как у Чана, больше похож на интеллигентный юмор от неоднократно упомянутого выше Брюса Ли. А вот ожидаемой мною философией и не пахло. Может это вина переводчиков, которые не смогли загнуть что-то такое интересное при переводе, что заставило бы задуматься о том, что кунг фу это не только кулаки и пятки, но и проще говоря, образ жизни. Хотя мне это и так понятно без перевода.
В наш век программных спецэффектов, систем моушен контроля и высокоскоростных камер удивить до отвала челюсти невозможно, зависит 'вау-эффект' только от стоимости вложенных в пост-продакшн средств. Гонконг всегда славился как столица кунг-фу боевиков, каждый помнит 'Путь дракона' Брюса Ли или 'Пьяного мастера' Джеки Чана, нынче Гонконг один из самых главных финансовых центров Азии и неудивительно что там где есть деньги есть и эффектность.
Фильм 'Ип Ман' по сути почти в точности повторяет фильм 'Бесстрашный' с Джетом Ли который играет другого великого героя Китая - Хо Юаньцзя (кстати в оригинале фильм как и Ип Ман называется именем главного действующего лица). Тот же герой мастер кунг-фу в центре внимания, те же взгляды на великий Китай и на всех китайцев (а в Китае могут быть другие взгляды?), эпоха в фильме идентична (в первом случае события переплетаются с первой Японо-Китайской войной 1894-1895 годов, в 'Ип Мане' события уже Второй поно-Китайской войны во время Второй Мировой) и даже последняя схватка в фильмах происходит с японцем.
Драки отличные спору нет (особенно отлично передана техника Вин Чунь, эти знаменитые пулеметные удары кулаками) но вот с пафосом 'Ип Ман' явно перегнул палку, последняя сцена с восстанием меня просто до слёз поразила, а японцы в фильме показаны какими-то жуткими монстрами-дебилами изучающими жестокое каратэ только для выбивания зубов безоружных граждан. Хотя фильм все-таки стоит посмотреть, ради чего вы и сами догадались.
P.S. Мне 'Бесстрашный' больше понравился, и смысловой нагрузкой и актерами (Джет Ли слава богу не ходит весь с одним выражением лица) и особенно диалогами (чего стоит разговор про чай Хо Юаньцзя и японца Танаки, вот уж действительно проявляется разница в культуре двух народов).
Спасибо энтузиастам, которые находят такие отличные фильмы и не только находят, но и переводят. Ведь такие картины не должны присутствовать только на внутреннем рынке, они должны идти в мир. Тем более у нас в России люди любят фильмы про кунг-фу. В этом создатели решили вернутся к старой технике, к фильмам времени Брюса Ли. Драматическая основа тесно связанная с боевыми искусствами причем различных стилей. Да, бои поставлены шикарно! Нет слов. Актерская игра также не хромает, все на очень высоком уровне. Про режиссера сказать практически нечего, это человек снявший кучу фильмов только для Китая. Из актеров вы можете вспомнить разве что Донни Йена, когда снявшегося в 'Блейд 2'. Вот и все. В этом фильме все прекрасно, кроме разве что сюжета, он читается. Но от этого он не становится плохим. Фильм действительно хороший и интересный. Советую всем.
Оценка: 7,5 из 10: отлично поставленные бои, неплохая актерская игра, но чуть слабоватый сюжет.
Философия китайцев многим может понятна и не понятна!
Богатый ИП-МЭН (а он по фильму очень богат) занят в первую очередь и собой, и женой и детьми!! Жена - красива собой - его не понимает ЧеМ же Он занимается? 'Мой Дом что ДадзЕ' - где можно приходить и убивать?' Она Женщина - Она имеет право! Он побеждает 'деревенщину', но благодаря этому получает и так большие блага от людей ему благодарных...
Вот и приходит расплата за его 'большие блага' - он должен отдать все, что Он может - деньги, дом, благоприятство в жизни... Но он не только не отдает японцам жену и ребенка... но и учит людей защищаться от 'бандитов', что противоречило его философии!
Сцена с 'Японец против Китайца' - конечно, Монолог Ип Мана, что Вам Японцам не понять философию китайцев'?
Фильм почему захватывает тем, что каждая сцена цепляется за другую...
Начало фильма выдержано в гайдаевских уморительных традициях, с появлением же японцев создатели фильмов обратились к жанру ура-патриотической клюквы с вольным использованием исторического материала. Примерно как наш 'Матч' с Безруковым в роли Ип Мана. Позорный жанр, чего уж там. Еще придумали и антияпонское восстание, избиение чуть ли не до смерти японского генерала и пулевое ранение Ип Мана - ну ни в какие ворота не лезет, есть же какая-никакая биография протагониста. Чай, не былинные времена.
К достоинствам фильма могу отнести вполне добротно поставленные боевые сцены и старание Донни Ена. Еще в фильме одна из самых бесцветных ролей Саймона Яма, которого позвали и-за имени.
Фильм стандартен и малоинтересен вне зависимости от привходящих обстоятельств, однако куда без них. Речь, разумеется, о фильме Кар Вая, с выходом которого 'Ип Ман' окончательно обрел статус мультфильма 'Паровозик из Ромашково'. Неровный, новаторский, визуально безупречный, с литературными диалогами фильм 'Великий мастер' соотносится с 'Ип Маном' примерно как актерское мастерство Тони с актерскими же дарованиями Донни Ена.
Интересное повествование. Большинству людей, Ип Мэн предстает мастером, который не теряя мужества, живет так, как ему говорит совесть.
Однако мастер, это в первую очередь человек мудрый. Ип Мэн же, поддавшись гневу, колечит ни в чем не повинных японцев (1 против 10). За что он их убивал и ломал им кости?! Они ни ему, ни его другу ничего лично не сделали. Настоящий мастер должен быть хладнокровен в любой ситуации, мыслить трезво и не поддаваться порывам эмоций.
Хочу еще отметить, что Ип Мэн курил. Как-то не вяжется у меня в голове мастер боевых искусств и сигареты.
Ну и ко всему прочему, Ип Ман - бездельник =) Да, да, и с этим не поспоришь. Обладая состоянием, он не работает, а только лишь занимается кунг-фу сам для себя и все. Более других занятий у него нет.
Ну и в довершение, скажу пару слов о постановке боевых сцен, так как сам занимаюсь и имею представление о том, что такое групповой бой. Во время боя против нескольких человек главное правило - не ввязываться в поединок с одним из них более, чем на 1 секунду. Иначе остальные вас просто затопчут. А Ип Ман успевает нанести кучу ударов одному японцу, другому даже успевает сесть на спину, а остальные противники в это время стоят и нервно мнутся с ноги на ногу.... в реальности, как только бы он начал вот так вот яростно колотить одного из десяти оппонентов, то сразу же получил по спине, по голове, по ногам, в общем его бы избили моментально, ну нельзя ввязываться в бой 1 на 1, когда рядом стоят еще несколько нападающих (причем не новички, а опытные бойцы), надо постоянно перемещаться, прикрываться одним противником от других, Ип Мэн в принципе, так и делал, но только наряду с правильными движениями, он допускал непростительные ошибки. Это конечно жирный минус в копилку постановщика боевых сцен.
Как следствие, фильм меня не впечатлил. Возможно, потому что в голове все время вертелся 'Бесстрашный', который я считаю на голову выше как по смысловой нагрузке, так и по зрелищности.
С претензией на изысканность. P.S. - Made in China...
Я вообще-то не особо жалую китайское кино, до того как посмотрел Ип Ман, более или менее достойным могу назвать лишь 'Разборку в Бронксе', да и то - она (разборка) является продуктом совместного с западным сотрудничеством. Все китайские фильмы, которые становятся достоянием широкой публики - это и не фильмы вовсе, это аттракцион трюкачей, перенесенный на киноленту. Тамошние воротилы киноиндустрии не особо заботятся о моментах, которые делают кино искусством, а не просто чередованием кадров. Но высокий рейтинг Кинопоиска навел на мысль - а вдруг? И в целом фильм мне понравился, хотя 'косяков' ворох.
Чего не хватает абсолютно всем китайским фильмам и 'Ип Ман' в особенности? Нет актерской игры абсолютнооо! Ни один, ни намека... Знаете, когда в фигурном катании при старой системе оценок (6:0, 5:8) азиаты лучше всех прыгали, но высоких мест никогда не занимали - объяснение было очень простым - вторая оценка за артистизм всегда была низкой - это особенность менталитета, природная сдержанность, ну не умеют они играть, хоть ты тресни...
Но у любого, даже шедеврального фильма есть как недостатки, так и плюсы. Вопрос о качестве фильма - в победе одних над другими (причем важно с каким счетом). В 'Ип Ман' на мой субъективный взгляд плюсы в непростой схватке все-таки победили недостатки, в высоком прыжке щелкнув им пяткой по носу.
Плюсы: Ну конечно же драки, очень круто! В памяти сразу же всплыли фильмы детства - 'Смертельная битва', 'Кровавый спорт', 'Кикбоксер'. Вообще фильм насыщен драками, причем разнообразными, особенно 'четкая' драка Ип Мана против 10 японцев. По заведенной Джеки Чаном моде присутствует промеж драк и юморок (замедленный удар кулаком в нос, или после того как бандит разбил в доме вазу: 'я заплачу'- хе хе). Хотя мне кажется им (китайцам) следует снять серьезный фильм на серьезную тему без ужимок и смешков, но с драками.
Еще очень понравилась концовка, не буду пересказывать, может кто еще не видел. Но порадовало главным образом то, что она не была скопирована с американских братьев типа 'Кикбоксера'(сначала 'хороший' проигрывает, проигрывает, но затем неожиданно встает и в одну калитку укатывает 'плохого' - такого не будет). Концовка вообще снята по-особому- здесь есть замедленные кадры, наложение кадров друг на друга (лицо Ип Мана на фоне бушуещей толпы), участие массовки, лирическую музыку вставили. В общем, пациент скорее жив, чем мертв!
Здесь некоторые рассуждают о идеологической подоплеке фильма- не надо судари, оставьте, если в конце играет грустная музыка, это еще не значит, что в фильме заложен глубокий смысл. Вон Шрек тоже иногда хмурит брови и плачется Феоне (здесь наверное режиссер хотел сказать...) 'Ип Ман' - это фильм-развлечение, красочный и динамичный, а не филосовский опус. Кстати, если говорить о самом Ип Мане (ну если уж прям серьезно, хотя этого делать не стоит)- то лично для меня он не герой, и вообще на мужчину не тянет (начал работать, когда петух клюнул - в 40 лет, до этого думал о смысле жизни, от денег своих же отказывается, когда жена с голоду умирает (гордость смертный грех по библии, хоть я и мусульманин, но знаю), пацана перед жителями не оправдал, когда тот к нему прибежал за подтверждением правдивости своих слов (в результате он прокатил за балабола и ушел в бандиты).
В общем и целом фильм достойный, мне понравился. 9 от меня получить очень сложно, но общими усилиями жители Фуашона намахали на:
Кто занимался боевыми искусствами, тот понимает, что такое превосходство одного стиля над другим невозможно. Донни Ен отличный актёр, но...именно Ип Мэн не лучший его фильм. Не мог без смеха смотреть на каратистов, чёрных поясов, которые, судя по движениям и стойкам, к карате никакого отношения никогда не имели, в сцене где Ип Мен в битве за рис побеждает дюжину ненавистных японских оккупантов одетых в кимано(каратеги).
Как сказка о боевых искусствах уровня 'Хонгильдона' очень даже ничего. Как биографический фильм о мастере боевых искусств просто не выдерживает никакой критики. Не было у Ип Мэна в биографии таких фактов как поединок с японским генералом, мастером карате за честь обиженных китайцев и их кунг-фу.