Джек со своей семьёй переезжают жить в пустой отель. Джека назначили смотрителем. Но пустой отдалённый отель постепенно сводит Джека с ума. А его сын находит в себе «сияние».
Я видел многие кадры из фильма «Сияние». И боже… Это абсолютное кино… Наконец-то я взялся за «Сияние» после просмотра почти всех фильмов Стэнли Кубрика. И я остался в восторге.
Прежде всего, хотелось бы отметить атмосферу пустого отеля, наполненного злым духом. Что-то похожее я вижу в моих снах. Когда я вижу тревожный сон, я всегда брожу по пустому зданию, в котором нет никого кроме меня. В случае с фильмом «Сияние», кроме семьи: мама, папа, сын, в отеле существует нечто зловещее. Поселилось оно там, судя по всему, из-за того, что отель построен на кладбище индейцев.
Кроме того, этот отель обладает каким-то гипнотическим эффектом. От которого я был в восторге, и это первый фильм Кубрика, в котором меня полностью удовлетворила операторская работа. Авторские отличия фильмов Кубрика пришлись как раз кстати именно в «Сиянии».
Удивительно, что Шелли Дювалл, которая сыграла Венди - жену Джека, получила за свою роль номинацию на «Золотую малину». На мой взгляд её образ во многом прекрасен. И она мне понравилась не меньше, чем Джек Николсон в роли её мужа. Кстати, про Джека. Я не удивлён, что его образ безумного мужа с топором стал культовым. Актёрская игра Николсона очень яркая. И с первых же сцен фильма внимательно следишь за его выразительной мимикой. Каждая черта на лице Николсона говорит о том, что он легко сойдёт с ума. Или, что вероятно, уже скрытый психопат. И это немножко не подходит его персонажу, ведь в начале фильма он любящий муж и отец, но его внешность кричит о том, что он – опасность. И всё же для накала страстей этот образ великолепен. Потому что всё намекает на то, что с семьёй Джека произойдёт что-то страшное.
А до чего-то страшного две трети фильма, между прочим. Перейдём к главному недостатку. Фильм «Сияние» можно сократить на минут 40. «Сияние» ощущается чуть-чуть затянутым. Однако «Сияние» – это невероятный фильм. И если надо, я буду смотреть эти лишние 40 минут. Я очень полюбил этот фильм. И у меня разрывается сердце, потому что я не могу ему поставить максимальную оценку. Не только из-за затянутости. Была парочка спорных сюжетных решений. И от концовки я тоже не в восторге. Она мне понравилась, но сравниться с концовками из моего списка лучших фильмов она не может. Нет в ней чего-то особенного. Тем более, что я её угадал. А так «Сияние» – это образцовый психологический триллер, который заслужил мою любовь.
У Стивена Кинга есть много интересных произведений, которые заслужили большую любовь публики, однако «Сияние» занимает тут особое место. Это тот роман, который пробуждает тревогу и не дает ей стихнуть до самого конца. Роман стал полноценным бестселлером и нетрудно догадаться, что именно поэтому за него в свое время и взялся режиссер Стенли Кубрик, выпустив эффектную экранизацию.
Джек Николсон играет в этом фильме писателя Джека Торренса. У него не все в порядке с работой, деньгами и отношениями с женой и сыном Дэнни. Так что когда Торренсу предложили пост сторожа в отеле «Оверлук», то он моментально согласился, так как жалование здесь отличное и никто не будет мешать ему писать новую книгу.
Однако здесь есть нюанс, который нельзя не принять во внимание. Оказывается, что отель закрывается на всю зимнюю пору из-за отдаленности расположения и сильных снегопадов в регионе. А это говорит о том, что Торренс и его семья окажется в заложниках «Оверлука». Но опять же скрашивает ситуацию хорошая зарплата и огромный запас еды, так что скучать в отеле точно не придется. Но уже через некоторое время Джек начинает сходить с ума и виной этому не уединение, а некая мистическая сила, которая пробудилась в отеле.
Акцент в этом фильме всецело сделан на Джеке Торренсе и он является тем героем, который держит все внимание на себе. Как только режиссер отвлекается на супругу героя и его сына Дэнни, то фильм начинает терять динамику и становится немного скучным. Но как только в центр внимания возвращается единственный и неповторимый Джек Николсон, то ты автоматически начинаешь чувствовать напряжение и угрозу.
Конечно, в этом фильме многое отличается от книги Стивена Кинга, с которой мне в свое время получилось познакомиться. Но я скажу, что взгляд Кубрика вышел тоже достойный. Он более смелый и дерзкий, не такой лиричный, но в нем есть своя особенность, которая сделала фильм легендарным. Ну и, конечно же, нельзя не поставить на одну ступень с Кубриком также и Джека Николсона, ведь он выдал просто гениальный перфоманс и никто другой с ним точно не сравниться, так что актер по праву заслужил все овации в свою сторону.
«Сияние» я считаю прекрасным хоррором, который может и не во всем идеален, но если сравнивать его с современными фильмами ужасов. То он выигрывает у них практически по всем статьям. Так что пугайтесь на здоровье.
Когда-то давно молодой, но уже знаменитый американский писатель Стивен Кинг вместе с родными остановился в одном из отелей. Прогуливаясь по территории, окруженной дикой природой, Кинг задумался о том, а что тут может произойти со смотрителем, если он останется здесь практически в одиночестве на целых пол года. Вот так и родилась идея для романа «Сияние», который встал полноправным бестселлером. Ну а после этого продюсеры студии Ворнер получили права на экранизацию, режиссером которой стал гениальный Стенли Кубрик.
Главным героем истории стал писатель Джек Торренс, который в прошлом был школьным учителем. Но проблемы с алкоголем и неудовлетворение в личной жизни привели к тому, что он остался без стабильной работы. Но вот однажды ему посоветовали обратиться в горный отель «Оверлук», где необходим смотритель в зимнюю пору времени. Тогда дороги в отель заметает снегом и проще оставить в качестве персонала лишь одного человека и, возможно, его семью.
Джек решает отправиться в отель вместе с женой и сыном Дэнни, который видит гораздо больше, чем обычный человек. У Дэнни есть так называемое сияние, благодаря которому он общается с миром духов и потусторонними существами. Но самое страшное, что Джек Торренс и сам начинает ощущать вокруг себя нечто демоническое и понемногу это сводит его с ума. С каждым новым днем и неделей он все больше замыкается в себе и уже не столько пишет свой роман, сколько слушает зловещие голоса вокруг.
Стенли Кубрик решил не идти слово в слово за романом Кинга, а разительно переработал эту историю, чем вызвал негодование писателя. Но публике наоборот понравилась версия режиссера, которая в большей степени концентрируется на безумном образе Джека Торренса, гениально сыгранном Джеком Николсоном. Торренс стал центральной фигурой повествования, на которой все держится. И пускай в некоторых сценах Николсона было слишком много, но именно он сделал фильм особенным.
Кроме того мне понравилась атмосфера ужаса, который постепенно нарастает. Призраков тут становится больше, как и различного рода кошмаров. И все они хотят выйти на контакт с Торренсом. И если поначалу это его пугает, то со временем он привыкает к подобному положению вещей и становится для них своим.
«Сияние» действительно интересный и атмосферный мистический фильм ужасов, который показывает жуткие вещи и вместе с тем является доказательством того, что некоторые изменения относительно оригинала могут быть не такими уж плохими, а даже замечательными.
Мы не случайно выбрали для заключительного анализа «Сияние», ибо именно здесь, по слову Жиля Делеза, невозможно отличить реальность от болезненной иллюзии, созданной воспаленным мозгом. Начав эту статью, мы утверждали, что весь кинематограф Стэнли Кубрика – будто порождение мозговой активности, это интеллектуальное, церебральное кино. В «Сиянии» мы видим, как сталкиваются два сознания, обращенные к разным областям бытия – детское и взрослое, первое обращено к небу, предугадывает будущее, объединяет людей, второе питается из инфернальных бездн, людей разъединяет и уничтожает. Можно смело сказать, что все три главных героя сходят с ума, а не только Джек Торрентс, но и Дэнни, и даже Венди (бездны бытия разверзаются перед последней лишь в финале, и она видит всю подноготную отеля).
Стивену Кингу, как известно, экранизация «Сияния» не понравилась, возможно, потому, что Кубрик не все разъяснил зрителю, оставив многое недоговоренным: так, например, происхождение безумия Джека так и остается неразгаданным, ибо в фильме нигде нет термина «дух отеля», которым пестрит роман. Герой Николсона заключает сделку с темными силами, и именно поэтому сходит с ума, в то время как безумие Дэнни сродни юродству и никому не вредит. Кубрик мастерски показывает галлюцинации Джека, нигде их предварительно не маркируя: так материализуются его «голоса», с которыми он заключает сделку, как мы помним, за «стакан пива». Выбор на главную женскую роль Шелли Дювалл поначалу кажется неверным: актриса некрасива, у нее «лошадиные» зубы, мимика ее весьма ограничена.
Однако, в последние сорок минут ее поединка с Николсоном все эти недочеты скрашиваются почти истерической игрой, на которую, возможно, была бы не способна никакая другая актриса. Схожим образом и музыка Бартока, Лигети, Пендерецкого, атональная и дисгармоничная в сценах саспенса, гораздо уместнее той электронной халтуры, которую Кубрик отклонил, оставив лишь заглавную тему. На мой скромный взгляд, европейская прокатная версия, которая короче американской где-то на полчаса, более динамична и загадочна: в ней меньше разъяснено про героев и их психологическое состояние, зато больше драйва и саспенса. Зато американская прокатная версия меньше походит на хоррор, больше напоминая авторский фильм, где психология важнее динамики.
Чисто технически и сейчас восхищают атмосферные сцены проезда Дэнни на игрушечной машинке по залам отеля, потоки крови, заливающие вестибюль, финальная погоня по снежному лабиринту и, конечно, необычное появление мячика в сцене игры Дэнни с машинками. Что же касается самой прославленного эпизода прорубания Джеком двери в ванной, как бы напряжена она не была, но спустя десятилетия уже не так пугает. «Сияние» удивительно тем, как оно изображает человеческое безумие: почти в духе «Ребенка Розмари» до самого финала непонятно, то ли отель виноват в безумии Джека, то ли он просто неадекватен. Однако, когда Венди видит то же, что и он, становится понятно, что герои имеют дело с инфернальными силами.
В данной картине также чрезвычайно важна роль чернокожего повара, впервые объясняющего Дэнни природу их дара – этот дар призван объединять и спасать людей. По сути дела Кубрик вслед за Кингом доказывает зрителю всем дальнейшим строем повествования, что, несмотря на кажущуюся ненормальность Дэнни, он соединен своим даром с небом. Еще Делез отметил, что в «Сиянии» отсутствует психическая норма, а царствуют лишь отклонения от нее, потому фильм и спустя годы так бьет по мозгам. Хотя он во многом бы не состоялся, если бы герой Николсона и фактически сам актер не были бы столь неуправляемы: всмотримся в героя, ведь совершенно непонятно, с какого момента он сходит с ума, весь фильм он фактически в неадеквате.
«Сияние», как и другие ленты Кубрика, есть порождение гениального и оттого ненормального режиссерского мозга, потому его, как и все остальное им созданное, можно уподобить шахматной игре на пустой доске, которая разворачивается лишь в головах участников (схожим образом готовился к чемпионату еще один безумец – Лужин в романе Набокова). Сейчас, когда модно снимать фильмы о серийных убийцах, поклонникам этого странного жанра стоит пересмотреть картины Кубрика, не только «Сияние», но вообще все, чтобы убедиться: психическая норма чрезвычайно мобильна и часто чужда переусложненному, сверхталантливому сознанию.
Стэнли Кубрик и Стивен Кинг – возможно ли ещё более звёздное сочетание в команде сценаристов? Мастер постановки и мастер ужасов создали фильм, который давно обзавёлся культовым статусом. Именно ради таких лент, которые, к сожалению, создаются не так уж часто, и существует кинематограф. Несмотря на то, что «Сияние» длится почти два с половиной часа, всё это время пролетает для зрителей незаметно.
Так в чём же причина того, что у данной ленты культовый статус? Чаще всего признание получают те фильмы, которые позволяют зрителям лишний раз пораскинуть мозгами. Кубрик и ранее выдавал подобные произведения (например, «Космическая одиссея 2001»), и «Сияние» получилось где-то на том же уровне. О мастерстве режиссёра говорит и тот факт, что это кино воспринимается независимо от своей эпохи. Премьера состоялась в 1980 году, но снять «Сияние» могли и в 1990-е, и даже в 2000-е гг. Всё благодаря шикарной работе оператора, которой и сейчас многие киноделы могут позавидовать. Полёты камеры за бегущими и размахивающими оружием персонажами вызывают изумление. Будто оператор на крыльях летал! Размах декораций тоже поражает воображение. Коридоры и залы зловещего отеля, кровавые волны, снежные сугробы… Это сейчас, в век компьютерной графики, всё это легко смоделировать в виртуальной реальности, а тогда актёры оказывались посреди огромных декораций.
Авангардная музыка, необъяснимые сцены страха и испуг персонажей способны повергнуть в шок. Не раз и не два зрители будут задаваться вопросами о том, что же такое происходит в отеле «Взгляд сверху». Замешаны ли тут проклятие, массовое помешательство или даже реинкарнация – на этот вопрос зрители будут очень долго искать ответ, а значит, фильм невольно становится предметом многочисленных обсуждений. Чем ближе к финалу, тем больше неожиданностей подстерегают зрителей, и тем сильнее чувствуются страх и безумие. Пожалуй, именно эти эмоции захватывают особенно сильно, поэтому неудивительно, что многие именитые режиссёры тяготеют к триллерам. Но в «Сиянии» есть и ещё одна изюминка – потрясающие природные локации, как в документальных фильмах. Многими из таких кадров можно любоваться часы напролёт.
Джек Николсон и Шелли Дювалл навсегда вошли в историю кино благодаря выдающейся сцене в ванной комнате. Безумное лицо Джека, лишённое всякого грима, пугает даже сильнее, чем Фредди Крюгер из «Кошмара на улице Вязов». Видимо, тот страх сильнее, который там, в глубине человеческого сознания. Смех Джека и испуг Венди выглядят настолько натуральными, что представить на их месте других актёров невозможно. Шелли, кстати, могла попасть в этот фильм в том числе благодаря своим большим глазам, которые в момент испуга актрисы подчёркивают её эмоции особенно удачно. Перед нами ещё и тот редкий фильм, в котором отлично сыграл самый младший актёр – Денни Ллойд. Далеко не каждый в его возрасте на момент съёмок может так менять свой голос. Совпадение или нет, но персонажи Николсона и Ллойда носят такие же имена, как и актёры.
Этот фильм позволяет насладиться буквально всем. Актёры, музыка, визуальный ряд, сценарий, монтаж – «Сияние» является эталонным фильмом, который любой киноман обязан посмотреть.
Никогда не получалось прочувствовать всем сердцем и душой два последних фильма Стенли Кубрика.
Для меня он шахматист, создающий выдающиеся партии в своей голове, или, в случае с фильм 'Сияние', в лабиринтах памяти.
Меня никогда не покидало ощущение, что есть что-то общее у 'Сияния' и 'С широко закрытыми глазами'. Некий символизм, что заложен в обоих картинах.
Чтобы разобраться со всеми ловушками оставленными мастером в фильме 'Сияние', пару лет назад я ознакомился с документальной картиной Родни Ашер 'Комната 237', где кроме абсурдных наблюдений, например, таких как парящий силуэт головы Стэнли среди облаков в начальных титрах, символизирующие, эдакое, всевидящее око или же теория о кабинете для собеседования Торренса и начальника отеля, которая не могла существовать в принципе из-за своего расположения. Каждый этаж отеля как многоуровневое подсознание где находится месту всему: от картин, с явным намеком на геноцид индейцев, до моего любимого бара в отеле Оверлук.
То что такой мега мозг по имени Кубрик мог случайно добавить в сценарий сцену беседы Торренса с Ллойдом не выдерживает никакой критики. Бремя белого человека, - говорит Джек, смакуя все детали что зритель успел уловить до этого момента. А вот второй заход в бар получается более хлестким и затерявшимся где-то во времени, когда Ллойд говорит, что купюры Джека не имеют здесь ценности и что на его имя уже открыт кредит. На вопрос Джека: - Кто ему этот кредит одобрил? Официант отвечает, что ему не стоит этого знать.
Тут видна ирония самого режиссера над ФРС после которой захочется пересмотреть документальный фильм 'Хозяева денег'.
Камера Олкотта в паре моментов дает изначальные намеки на самые важные детали в кадре, но потом резко укрупняет план, ставя на ложный путь невнимательного зрителя. Так было в кладовке с продуктами, где более важные детали замещаются тем же крупным планом Дика. После этого в диалоге с Доком он прямо говорит, что только особенные люди могут видеть мельчайшие детали в истории, которые обычным смертным не доступны. Эти же картинки не настоящие - говорит сам себе Док в памяти которого разыгрываются страшные сцены прошлых лет. Очевидно, что для Кубрика роман Кинга лишь занавеска, или, если сказать более грубо, обертка для выражения своих идей и символических намёков. Конспирологическую паранойю режиссер доведет до абсолюта в своем последнем фильме, который вызывает порой куда больше леденящего ужаса чем сияние. После того как незнакомка спасает доктора Билла из лап сектантов - он начинает оглядываться по сторонам на улице, не преследуют ли его. А в фильме 'Сияние', пожалуй самыми страшными сценами являются телевизор без провода где жена смотрит 'Лето 42' (славу Богу, хоть не шоу о каннибализме, но выглядит все равно жутко) и, пожалуй, старая старая ведьма в ванной грим, которой и спустя 40 с лишним лет вызывает отвращение.
Кубрик умышленно создает один из величайших пранков в истории мирового кино. Ответственность поколения за будущее поколение лежит у истоков фильма 'Сияние', (как и Грэди - новый смотритель, изначально плохо помнит преступления и только потом осознает его) так и любое новое поколение смутно представляет на чьих костях стоит.
'Сияние' Стэнли Кубрика является одним из самых культовых фильмов ужасов в истории кинематографа. Про значение данной картины, тайные смыслы сюжета, пугающее музыкальное сопровождение и потрясающую игру актёров говорено уже многократно всеми представителями мирового киносообщества, включая критиков, киноведов и простых синефилов. Тот факт, что эта лента имеет чрезвычайно притягательную атмосферу, обволакивающую зрительский разум во время просмотра, то удивляя, то откровенно пугая событиями своего повествования, не нуждается в дальнейшем обсуждении, ибо легендарность картины подтверждена годами.
Стоит остановиться на другом околокинематографическом элементе. Многие поклонники одноимённой книги великого и ужасного Стивена Кинга, по мотивам которой снят фильм, уже не один десяток лет беснуются из-за её неточной адаптации Стэнли Кубриком. Подобным ценителям книжного ремесла, кажется, стоит раз и навсегда принять факт полного различия таких крайне ценных для мировой культуры двух видов искусств, как кино и литературы. Они имеют абсолютно разные темпоритмы, кардинально противоположные возможности в освещении заявленной нарративной проблемы, связанные с самим объёмом рассмотрения той или иной темы и т.п. Необходимо ощущать разницу между этими великолепными видами искусств, принимать их всецело и безоговорочно и по максимуму наслаждаться высокохудожественными особенностями отдельно взятого кинематографического или литературного произведения.
Да, 'Сияние' Кубрика - далеко не точная экранизация романа Кинга. Так это и замечательно! Ведь режиссёр по-своему взглянул на исходный материал и сконструировал в определённой степени совершенно оригинальную историю. Однако если действительно так хочется увидеть прямолинейную и доскональную экранизацию книги, то на помощь может прийти телевизионный проект второй половины 90-х, который курировал непосредственно сам Стивен Кинг. Но нужно быть готовым к тому, что уникальных стилистических, визуальных киноприёмов в нём вряд ли удастся обнаружить.
Таким образом, 'Сияние' - это бесспорная классика ужасов, приковывающая к себе внимание зрителей уже несколько десятилетий, что говорит о её высокой значимости для общемирового кинематографа.
Просматривая отрицательные рецензии на это кино, я пришел к выводу, что большей части людей не понравился фильм, потому что, он не сходится по сюжету с книгой. Так как роман Стивена Кинга я не читал, то в рецензии буду рассматривать только фильм. И мне кажется неуместным сравнивать творение Кубрика с романом. Ведь это художественный фильм, а не документальный, требующий внимание к деталям.
В этом фильме прекрасно всё: напряжение, которое нарастает по мере развития сюжета, гнетущая музыка заставляет все время, находится в ожидании чего-то. Ну и конечно же актерский состав, в котором выделяется не только роль Джека Николсона, но и остальных актеров, хотя безусловно это одна из его лучших ролей, чего стоят только многочисленные мемы, связанные с этим фильмом. Мне понравилась роль Дэнни, он напоминает мальчика из 'Шестого чувства', схожести к этим ролям добавляет и похожий сюжет обоих фильмов.
Сюжет в «Сиянии» я считаю лучшим среди всех фильмов Стэнли Кубрика. В той же «Космический одиссеи» его толком нет и упор делался на виды космоса, в «Заводном апельсине» на любителя и только в «Сиянии» доведен до вполне приемлемого. Его не портят даже сюжетные спойлеры, которые мне встречались до просмотра фильма, зная их мне все равно было интересно наблюдать за происходящими событиями. Несмотря на то, что это американский фильм ужасов, пугает он в стиле японских: нет скримеров, вызывает страх именно гнетущая атмосфера происходящего.
Если вы ещё не смотрели фильм, то настоятельно рекомендую, так как «Сияние» во многом отличается от предыдущих работ Кубрика. И придётся по вкусу людям, которым не нравятся фильмы от этого режиссера. К числу этих людей отношусь и я.
'Сияние' стало первой картиной, что утянула мой разум в единое поля бессознательного, заткнув наконец вопящую серость под черепом. Для меня большая проблема мозг отключить, а душу — включить. Смотришь ты что, а в голове все жужжит да клокочет бытовая мошкара, не позволяя — даже по Линчу: в абстрактном 'зале' тьма, мобильник давно как за окном, а еда — для незамудренных сериальчиков — нырнуть всем телом в холст любого маломальски именитого творца; натурально — я на ржавой цепи мыслительной варки, и ключик, что отщёлкнет тугой наручник, — варится в кишечном соке желудка.
Но вот, одним зимним вечерком, плюхнулся я на пульт, и всплыла на экране ощерившаяся ряха Николсона, торчащая меж древесных ребер дверцы, ведущей в уборные закрома, где вовсю верещит Шелли Дюваль, нож к груди прижимая. Слава, — а может и нет, в ХХI веке-то точно нет! — что у меня кабельное, посему могу перемотать на начало и раскинуться поудобней.
Кладбищенский речитатив отвесил по ушам, что те отвисли, а контрастирующая с грозным громом неведомого мне инструмента картинка в очи мне вцепилась невидимым щупальцем. Думалось, когда мотал: сейчас скаканем на начало, а там пойду чаек поставлю, минутку гляну, согреюсь, покурить выйду потом, затем... Ага, счас, сижу-смотрю, и в ус себе не дую, — и каков поворот! — 2 часа смело под плинтус забились одним взмахом метлы! Опешил я знатно, долго пытаясь осмыслить: как же так меня занесло-то? И чая не попил, да и сигарет вроде по-прежнему десять в пачке кукует. Как так?.. Ненароком, словил себя на беззвучном слове, что думаю уже вовсе ни о непрошеном сеансе гипноза, а о самом гипнозе, как таковом. Опять диву даюсь: анализировать начал; ишь, что со мной сегодня!? И так началась моя бесславная карьера киномана, который не черкает уже галками напротив очередного фильма, просмотренного лишь для той самой галочки; а смотрит... нет-нет, не смотрит, а упивается, наслаждается, чарам этим придается и хребет души своей изгибает, и все благодаря одному — 'прецеденту Кубрика'. Как ни странно, но, сдается мне, что на этот самый 'прецедент' многое повлияло: и погода (а то был декабрь, да и снежным был тот декабрь: вечер стоял, и поблескивал нежно-оранжевый светоч от фонарей на аллейке, что сливался в единое светило, ударяясь об белый скоп снега, рикошетом отлетая к моим балконным окнам); да и настроение, видать, было у меня тогда под стать. Сумма из всех перечисленных факторов, хоть их и не густо, скажем так, однако их кооперация взыграла магическим фактором, вписалась мне в под корку мягким, бархатным стержнем, и, извините меня, позволила отдаться со всеми потрошками всей той томной кутерьме, что развернулась в громадных застенках отеля 'Оверлук', да и ПОЧУВСТВОВАТЬ эту пресловутую МАГИЮ КИНО! 'Сияние' стало картиной, лишившей меня душевного целомудрия, — и я безмерно ей за это благодарен, а посему —
9 из 10
P.S. То далеко как не рецензия, сколь банальный порыв исповедоваться...
Роман Стивена Кинга, «Сияние», психологический хоррор с элементами готики, безусловно является одним из самых сильных произведений автора. Книга, впервые опубликованная в 1977 году, как бы это банально ни звучало, читается на одном дыхании. Текст, написан простым и доступным языком, с первых строк засасывает в мистический мир проклятого отеля «Оверлук», взявшего в заложники бедную семью Торрансов. Полное сопереживание главным героям на фоне постоянно нагнетаемого тревожного саспенса.
Не удивительно, что почти сразу на эту историю обратили внимание кинематографисты, и уже в 1980 году в свет вышла первая, весьма спорная экранизация от именитого Стэнли Кубрика. Фильм, в настоящее время фигурирующий во всевозможных «топовых» списках, в год выхода в прокат был в пух и прах разнесён критиками, получив две номинации на антипремию «Золотая малина», в том числе за худшую режиссуру. Да и сам Кинг, при всем обилии отстойных экранизаций его произведений (чего только стоит «Тёмная башня»), упорно считает кубриковское «Сияние» одной из самых худших киноадаптаций своих книг.
Автора можно понять, прочитав предисловие к роману. Кинг при написании книги стремился уйти от канонического жанра ужастика, добавив в него крепкую психологическую драму «отцов и детей», сделав историю по-бытовому реальной и потому вдвойне страшной. Именно в оценке причин поступков главного героя, едва не устроившего кровавую резню, и кроются главные разногласия Кинга и Кубрика по поводу фильма. Режиссёр напрочь исключил из картины драматическую составляющую, превратив её в тот самый «ужастик» от которого пытался уйти писатель. В «Сиянии» Кубрика напрочь отсутствует как предыстория героев, так и какая-либо эмоциональная связь между членами семьи Торрансов. Драматургия отношений отца и сына показана контурно и не вызывает какого-либо сильного эмоционального сопереживания.
Джек Торранс в исполнении Николсона с самого начала отстраненный от окружающего мира социопат, сразу же без боя и терзаний сдающийся «Оверлуку». Его ритуальные «танцы» и заигрывания с отелем, отражающие этапы трансформации отца семейства в психопата-убийцу, показаны вскользь, теряются на фоне доминирующего визуального ряда.
Парадоксально, но экранизация Кубрика ценна и знаменита как раз теми сценами, которых в книге нет. Истекающий кровью лифт, девочки-близняшки, лабиринт-убийца и прочие первоклассные визуальные штуки, являются чисто режиссерскими и операторскими решениями, которые спустя годы стали киноклассикой и прочно вошли в массовую культуру в качестве знаковых символов. Отдельно, конечно, стоит выделить шедевральный саундтрек, камертон настроения картины.
Следует отметить, что Кубрик весьма вольно обращается не только с сюжетом, но и с образами его немногочисленных героев. Николсон безусловно хорош актерски, но рассогласования с характером литературного прототипа все же налицо. Образ мальчика в исполнении Дэнни Ллойда получился слишком аморфным и бесхарактерным, контрастным книжному «Доку». Крайне странным выглядит приглашение Шелли Дювалл на роль главной героини. Актриса с лихвой наработала на «Золотую малину». Её специфическая внешность и актерская игра местами придает действию ненужной комичности, разрушая атмосферу мистического ужаса.
Как результат экранизация Кубрика оказывается крайне далека от первоисточника, является своего рода вольным пересказом с выражением. Самостоятельное произведение по мотивам истории, с альтернативной, более кровавой концовкой.
Что имеем в итоге?
«Сияние» (1980) Кубрика эстетски привлекательный, но очень далекий от первоисточника фильм. Смотреть тем, кто читал книгу (знания материала помогут упорядочить происходящее на экране и заполнят логические дыры). Смотреть тем, кто с романом не знаком, как самостоятельное произведение искусства, оказавшее существенное влияние как на киножанр, так и на масс-культуру в целом.
В классическом поединке «книга VS экранизация», безусловная победа за первоисточником.