К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи. Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.

Я многое слышала об этом фильме. Мнения противоречивы. Наконец-то, недавно я посмотрела его. Буду вруньей, если скажу, что мне фильм не понравился. Фильм великолепен. Сценарий, герои, актёрский состав - выше всех похвал. Этот прекрасный ансамбль добавляет музыка Эдуарда Артемьева и танго 'Утомлённые солнцем', что делает картину ещё чувственнее.

Но особо я хочу выделить героиню Надю в исполнении Надежды Михалковой. Её игра меня очень порадовала. Она создала образ чуткой, любознательной девочки-непоседы.

02 мая 2010 | 19:59
  • тип рецензии:

Сначала о недостатках. Первое - неясность некоторых сюжетных мотивировок, которые так и бросаются в глаза соображающему зрителю. Второе - мы просто никогда не сможем тягаться с западным кинематографом, пока в 2010-ом (!!) не научимся выпускать очищенные и нормальные DVD релизы не таких уж и старых фильмов.

- Товарищ комдив, какая связь?
- Половая!


Не такую уж и антисоветскую ленту снял Никита Михалков. Его герой - человек, который прошел революцию, любит дочь, крепче, чем жену и, главное, гордится советской властью, презирая буржуинов. И главное осуждение в ленте приходится не на солнечную пору, подаренную радостно настроенными коммунистами, а на псов режима с предателями и преддверие чудовищных сталинских репрессий. Нельзя сказать - стоит ли пересматривать такой тяжелый фильм, но один раз его точно стоит видеть, так как не зря, безусловно, авторитетная Американская Киноакадемия решила отдать золотую статуэтку именно этой картине. Утомленные солнцем, пожалуй, лучшая работа лучшего российского режиссера.

После того, как ты будешь валяться в собственном дерьме, и не подпишешь признание, то мы тебе напомним про жену и дочку.

А стоит ли говорить о сочетании актер/режиссер? Как правило, ДеНиро/Скорсезе и Мастрянни/Феллини нас всегда впечатляли и нам есть, что предоставить в ответ. Это сочетание под названием Меньшиков/Михалков. Не перестану нахваливать их, они смогут спокойно соперничать с вышеописанными мастерами, будь у них шире бюджет. Просто невозможно упрекнуть кого-то в этом фильме в плохой игре, поскольку наш самый талантливый актер современности Олег Меньшиков просто затмевает собой остальных, корме, безумно маститого Вячеслава Тихонова. И Евгений Миронов очень кстати, в своей малюсенькой, однако, очень показательной роли. Именно этот же эпизод четко показывает капризному зрителю, что на декорации и на авиацию с бронетехникой Никита Сергеевич не поскупился.

- Дядя Митяй, хочу быть пионеркой!
- Да? Будешь по горну вставать... и тебя похоронят под музыку...


Олег воплотил образ не самого приятного и вероломного 'пса режима' с первых кадров подумывающего о суициде. Это очень сложный образ интеллигентного и добродушно-скрытного мерзавца, совсем не подходящего Меньшикову, но очень интересно и живо смотрящегося на его, до последней морщинки, голубокровном лице. Никита Михалков же - провел сложнейшую работу роли второго плана и режиссера. Кстати, тема о споре старика профессора-интеллигента с комдивом о революции очень и очень кстати, под шумок, в другой комнате, по левой тыловой колонке, хоть и вскользь, но очень едко затронута и прекрасно обыграна голосами Михалкова и Тихонова.

Почему вы, белые, проиграли? А вам предложить было нечего!

Как правило, любое великое художественное произведение должно нести в себе скрытый философский смыл, но Михалков - не каждый, так как он берет эмоциями и весьма грамотной и уникальной, пестро-достоверной атмосферой. И все же, скрытый смысл (водитель, ищущий свой маршрут и невинно убиенный по роковым обстоятельствам, став свидетелем бесчинства 'псов режима') имеется. Но как я уже говорил, неясно зачем все это понадобилось Мите? В рецензии понять трудно, но во время просмотра возникнет подобный вопрос у каждого: 'Неужели все это не имело смысла, даже, из-за любви?'. Единственный вразумительный ответ - разрушить чужое счастье, банальная мечта любого низкого человека, поскольку, свое он просто проморгал.

Ваша роскошная жизнь рухнет по щелчку, вот так, в одночасье.

02 мая 2010 | 11:04
  • тип рецензии:

Никита Михалков, пожалуй, самый амбициозный и самоуверенный режиссёр России. Практически каждый его фильм претендует на звание «заслуженной ленты современности» и обязательно отображает какие-то важные вехи в истории страны. В распоряжении Михалкова всегда находятся лучшие актёры и кинопроизводственные ресурсы. Плюс ко всему, режиссёр не стесняется помещать себя в кадр, да не просто где-нибудь сбоку, а в самом центре. Герои его всегда оказываются чрезвычайно положительными, говорят с придыханием и несут истину. Одним словом, была бы я Господом Богом, непременно обвинила бы всем любимого «народного» режиссёра в гордыне и приговорила бы к вечному просмотру скромных независимых фильмов.

Никита Михалков – режиссёр именно что народный, потому что только простой народ можно задурить масштабом происходящего, громкими речами и изображением правды «такой, какая она есть». С другой стороны, определённого стандарта качества у него не отнять, поэтому все его фильмы заняли прочное место в российском кинематографе и некоторые даже отмечены зарубежными наградами.

Вот и «Утомлённые солнцем» - ещё один «громкий» фильм, злободневный потрет ушедшей эпохи. Расцвет Сталинского режима, вечная война между «нашими» и «вашими», красными и белыми. На фоне одного летнего солнечного дня перед зрителем разворачивается история бывшей дворянской семьи – история любви и предательства. Михалков, кажется, позаботился о каждом своём зрителе: женщинам – романтические нотки и прекрасное дитя, мужчинам – противостояние Котова и Дмитрия, киноакадемикам – портрет Сталина, развевающийся над полем. Однако, лично мне трудно назвать этот фильм идеальным и сбалансированным.

Начать хотя бы с «задника», с изображения России. С чем чисто визуально ассоциируется 1934 год? С чем ассоциируется СССР? Лично у меня с чёрно-белым кино, с серыми лицами, одинаковой неброской одеждой. Может быть, это просто стереотип восприятия, но яркие чистые краски, использованные Михалковым, не придают фильму никакого историзма.

Часто так бывает в русском кино, что многие вещи показывают «приглаженными», приукрашенными, а зритель и рад обмануться. Так и здесь, вся одежда героев словно только что из магазина, дачный домик сверкает свежей краской и лаком, на казённом автомобиле ни единого пятнышка грязи. Идиллия да и только.

Митя в одном из своих диалогов говорит, что, когда вернулся из-за границы, единственное, что узнал в своей стране, это снег. Так и я в «Утомлённых солнцем» узнала только поля и леса.

Но что делает фильм по-настоящему живым и близким – это актёры. Образы, с одной стороны, типизированные (интеллигент, комдив красной армии, утончённая барышня), с другой, очень глубокие и неоднозначные. Несмотря на заявленную в теме борьбу, здесь нет «плохих» и «хороших», нет победителей и побеждённых. Каждый получит по своей бочке дёгтя – после того, как кончится этот нестерпимо солнечный день. Не обошлось и без характерной для русского кино галереи второстепенных комичных персонажей.

«Утомлённые солнцем», конечно, заняли прочное место в истории, и любая критика в его адрес - лишь лай беззубой собаки. Скажу лишь, что никакой личной революцией он для меня не обернулся, нового не открыл и за душу особо не задел. Ставлю высокую оценку исключительно актёрам и содрогаюсь в предвкушении «великого русского экшена с участием великого русского комдива» в «Предстоянии».

7/10

25 апреля 2010 | 16:01
  • тип рецензии:

Скептическое отношение к постсоветскому кинематографу долгие годы мешало мне посмотреть знаменитый фильм Никиты Михалкова. Лишь тот факт, что картина получила 'Оскар', вводил меня в некое недоумение. Откладывая просмотр в 'долгий ящик' я и не подозревал, что фильм окажется настолько хорошим.

Первый вывод, который я сделал сразу: повествование очень даже ненавязчивое и в течении всей картины у меня не было желания посмотреть на часы. Этого эффекта я просто не ожидал от российской киноиндустрии.

Главным же козырем ленты я считаю высокопрофессиональную игру актёров. Невозможно переоценить работу Меньшикова, который, по моему субъективному мнению, является вторым Андреем Мироновым. Сам же Михалков, не намного отстаёт от Меньшикова, да и то из-за гораздо меньшего потенциала характера своего героя.

Сейчас, в ожидании продолжения 'Утомлённых солнцем', я бы хотел пожелать нашим зрителям побольше таких же глубоких и содержательных фильмов от наших соотечественников кинематографистов.

21 апреля 2010 | 15:33
  • тип рецензии:

В преддверии выхода второй части на экраны, я решил ознакомится с первой. Да, на удивление многих я не смотрел это кино. Хотя это, пожалуй, одна из самых знаменитых лент российского кинематографа. «Оскароносное» кино. А ответ на вопрос - почему я его до этого не смотрел, очень прост – я не люблю Никиту Михалкова. Очень не люблю. Причем не люблю не как творческую личность, а как человека. Вот безумно неприятен он мне как личность, его «самовознесение» до небес и прочее.

Но не стоит переходить на личности. Давайте вернемся к фильму. Фильм, действительно, очень хороший. В первую очередь за счет игры актеров. Они сыграли просто прекрасно. Меньшиков в этом фильме, на мой взгляд, просто гениален. Ну что стоит одна только сцена, когда его герой отдает честь поднятому на воздушном шаре огромному полотну с изображением Сталина. Также, после просмотра этого фильма, у меня полностью поменялось отношение к Надежде Михалковой. Я первый раз вижу, чтобы в таком юном возрасте (на тот момент актрисе было всего восемь лет), так замечательно играли. Я очень сильно удивлен, что у Надежды не так много фильмов – всего- то пять. Очень интересно будет посмотреть на нее во второй части.

А вот Ингеборга Дапкунайте, которую так превозносят за роль в этом фильме, лично меня не впечатлила.

Конечно, сама история во многом повлияла на успех фильма. Рустам Ибрагимбеков и Никита Михалков написали замечательный сценарий. История отражает самые тяжелые и самые ужасные вещи, которые творились в то время. И, естественно, оставляют серьезные впечатления сцены «тайного» прощания главного героя с семьей.

Да, это кино, которое достойно Оскара. Самое главное, чтобы вторая часть не испортила отношение к этой истории.

Оценка: 9 из 10

20 апреля 2010 | 14:13
  • тип рецензии:

1936 год. Товарищ Сталин построил дирижабль и устроил всей стране выходной. Это сейчас власти по городу с мигалками ездят, а тогда было проще - у Сталина есть свой дирижабль и он на нем свободно перемещается по городу, не раздражая автомобилистов, велосипедистов и извозчиков. Летает высоко вождь советского народа. Даже хит был написан: 'Все выше, и выше, и выше'. Специально под него хит затачивался.

А комдив Котов по случаю выходного отдыхает с семьей на даче. Дача, надо признать, у комдива весьма симпатичная и больше напоминает не особнячок советского пролетария, а дворянское гнездо. Помимо семьи Котова, на даче есть еще какие-то люди и даже Штирлиц! Штирлицу скоро надо ехать в Германию, вливаться в ряды гестапо и начать вставлять немцам палки в колеса. Вот он и упражняется в маскировке и расслабляется перед затяжной командировкой. 'Да гнал я вас во время войны!' - кричит Штирлицу Котов, имея в виду дворян и имея в виду Гражданскую войну. Штирлиц думает: 'При чем тут нас? Я вообще за русских' - но молчит. Вот какой классный разведчик - его даже свои не узнают. Вячеслав Тихонов, конечно, великолепный актер!

И тут на дачу приезжает некий Митя... Кодовое имя - Ятим. Это Митя наоборот. Даже Штирлиц ничего не понял, ибо Митя тоже хороший разведчик. У Мити два жизненных кредо: 'Всегда!' и 'Я мщу и мстя моя страшна'.

Фильм 'Утомленные солнцем' мне понравился. Никита Михалков все-таки очень хороший режиссер и актер. На его терки с Союзом кинематографистов мне лично до лампочки. Меня больше интересует творчество человека, а не его личностные характеристики. Элтон Джон, вон, вообще гей - а всему миру нравятся его песни. Так что не надо говорить ля-ля, мол, нам не нравится сам Никита Сергеич, поэтому фильмы у него плохие. Аргумент не катит вообще.

Очень сильная актерская игра. Ну еще бы! Тут и сам Михалков, и Меньшиков, и Тихонов, и Ильин, и Дапкунайте. А Надя Михалкова вообще со взрослыми на равных держалась и для ребенка ее роль просто ну очень крута! Также в фильме засветился Евгений Миронов в эпизодической роли.

Никита Михалков снял замечательный фильм. Очень тонкий он фильм снял и горячий. Вот только неосторожный зритель может немножко обжечься.

8 из 10

20 апреля 2010 | 08:08
  • тип рецензии:

Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее

Фраза, произнесенная И. В. Сталиным 17 ноября 1935 года накануне начала массового террора против собственного народа

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Фраза, произнесенная В. С. Черномырдиным 6 августа 1993 г. о провале денежной реформы

Умеет зацепить Никита Сергеевич. Как талантливый художник и серьезный мыслитель от кинематографа. Как человек неравнодушный к судьбам своей страны и эпохальным переломным моментам на её историческом пути. Как великолепно образованная и тонко интеллектуальная личность. И как ни крути, несмотря на умение НСМ найти подход к сильным мира сего и привычку дружить с власть имущими, несмотря на часто вызывающие высказывания и провокационное поведение, несмотря на откровенное подхалимство по отношению к государственному начальству, он всё-таки выдающийся отечественный режиссер. Поэтому можно не любить и даже ненавидеть его как менеджера от кинематографа и общественного деятеля, но не признать его художественный и актёрский талант просто невозможно.

Зрелище, представленное в разыгрываемой драме, захватывает сразу и поглощает целиком. Этому благоволит множество причин. Во-первых, конечно же, игра актеров, которая прекрасно, на мой взгляд, отражает поведение интеллигенции того периода. Здесь особенно хочется выделить В. Тихонова, О. Меньшикова, самого мэтра и его дочь Надю. Сложно назвать другой фильм, где настолько блестяще играет ребенок. Во-вторых, нестандартность сценарного подхода к разворачиванию сюжета и антуражу кинематографического действия, когда всё происходящее на экране, слегка напоминающее капустник, неудержимо захлёстывает своей реалистичностью и комичностью одновременно. Наблюдая за сценами застолий семьи Котовых и их соседей, понимаешь, что так примерно и происходит общение в больших дружных компаниях: все друг друга перебивают, бурно веселятся и бесятся.

Фильм безумно юмористичен и обаятелен в начале и почти так же апокалиптически трагичен в конце, когда все точки над «и» расставлены. Ведь на кульминации картины становится ясно, что в центре внимания за занавесом отнюдь не милые, смешные, немного наивные советские люди, а грозный, всепоглощающий, чёрный, жестокий и бездушный по отношению ко всему светлому и человеческому хаос кровавых репрессий, развязанных усатым тираном. Готов ставить высшие оценки за кадры, в которых чекист-интеллигент Митя машинально, с придыханием и с почти рабской преданностью отдает честь равномерно взмывающему в небо портрету отца народов. Оторопь берет от этих трёх чекистов-исполнителей, приехавших на «чёрном воронке» разрушать красивую жизнь счастливого семейства. Жутко становится от их ничего не выражающих бездушных гнусных харь и спокойного рабочего размеренного поведения. Ведь не Котов, не Надя, даже не Митяй и не остальные действующие лица, мирно отдыхающие на даче, являлись творцами того времени. А именно эти три держиморды, поломавшие жизнь, наверное, не одному десятку семей – настоящие хозяева жизни: слепые, ограниченные, жестокие люди-функции, безропотно подчиняющиеся страшной воли «кремлёвского горца».

Как-то А. И. Солженицын сказал: «Красное колесо проехалось по всем нам и перемололо жизнь и судьбы миллионов». Добавить в сущности нечего… В наших силах лишь сохранить память и не допустить повторения кошмаров прошлого. «Утомленные солнцем» вне всяких сомнений способствуют этому. И спасибо за это Михалкову.

28 марта 2010 | 18:20
  • тип рецензии:

Я давно слышал об этом фильме. Помню как то раз включил радио, а там было обсуждение наших отечественных самых известных фильмов. И вот когда дело зашло об 'Утомленных солнцем', позвонила женщина преклонного возраста и в прямом эфире назвала его... Ну скажем чрезмерно эротичным. Сразу начались споры и я понял, что фильм стоит посмотреть.

И вот вчера, сидя возле монитора компьютера, осознал, что потратил время не зря. Фильм повествует о тяжелых 30-х годах. О периоде сталинской репрессии.

Начало фильма обнадеживает и пока не понятно, почему же все-таки это драма, ведь мы видим семейную идиллию, счастье, любовь, радость, смех. Казалось бы ничего не предвещает бури.

Но все меняется когда приезжает человек, который кстати легко мог бы быть на месте хозяина дома. Приезжает, чтобы отомстить за исковерканную жизнь. И ведь ему не важно, что отомстив, он навеки заберет радость и смех из этого дома. Лишь бы отведать сладость мести. Но нельзя его судить, просто не каждый может найти в себе силы простить и тем более когда разумом руководит память об неудавшемся семейном счастье. Да, он смог отомстить, но при этом не смог жить и сам. Что видим в итоге?

Но нет. Всего этого могло бы и не быть, живи герои фильма в другие времена. Период после Октябрьской революции - один из страшнейших в истории Отечества.

Даже жизнь 'тише воды, ниже травы' не могла уберечь человека от беды. Малейший слушок, где-то случайно не то пророненное слово и жизнь никогда уже не станет как прежде. Все находилось под глубоким контролем и под бдительным оком государства, которое не особо разбиралось делал ли ты что незаконное или нет, оно могло само заставить тебя признаться в том чего ты не делал никогда. Достаточно было иметь недоброжелателей ил дерзкий характер. Как видим по фильму, даже былые заслуги превращаются в прах, если ты имеешь упрямого и умного врага.

Фильм замечательный, всем кто не смотрел, настоятельно советую. И главное, что он повествует о правде той жизни. Так действительно было...

12 марта 2010 | 23:41
  • тип рецензии:

Люблю фильмы с историческим отпечатком, когда можно уловить аромат эпохи и проживать жизнь там. ...

Напряжение от предчувствий, сменяющееся расслаблением от созерцания теплых пейзажей, уютной обстановки не давало повода заскучать, а радоваться и переживать и убеждаться в том, что справедливость может восторжествовать.

Игра актеров безупречна, особенно порадовали хорошо продуманные диалоги с тонкой иронией и непосредственностью. Маленькая Надя заслуживает отдельной похвалы, как правило игра маленьких детей является особенно ярким пятном, в случае с Михалковой-младшей это радуга.

Киноистория Михалкова стоит внимания зрителей, не только из-за Оскара, но и как оружие против бесчеловечности и неосознанности.

15 ноября 2009 | 04:51
  • тип рецензии:

Набившая оскомину, совершенно не интересная мне, и отчего-то безмерно любая российским кинематографистам тема сталинизма здесь - не более, чем ландшафт. Согласитесь, что сюжет 'Гамлета' не слишком привязан именно к Дании - вот так и здесь. Фильм не о 30-х годах в Советской России, а об ужасах любви и о столкновении всей мощи ярости, опьянения внезапной властью и уверенности в своей правоте с горечью и азартным желанием разрушить до конца не только свою жизнь, но и жизни тех, кто поспособствовал такому её завершению.

Я долго не могла привыкнуть к главной героине в исполнении Ингеборги Дапкунайте, а сейчас считаю, что её прибалтийская примороженность пришлась очень кстати: хорошо изображён человек, пытавшийся покончить с собой и не доведший дело до конца не потому, что передумал, а потому, что смерть и не-жизнь вокруг мало отличаются, а для организации последней не нужно совершать дополнительных движений.

Меньшиков-Митя - это то, что Меньшиков пытается играть во всех остальных фильмах, по жанру отличных от водевиля, только в них этот надрыв неуместен.

Это история человека, которому нечего терять, и Меньшикову очень удались эти отблески сожжённых мостов в глазах и 'целая выгребная яма отвратительных гниющих чудовищ под прикрытием медленной мальчишеской улыбки' - это из другой оперы, но лучше мне не сказать.

Есть целые куски в фильме, оставившие меня равнодушной или даже раздражающие, но есть моменты, слепок которых память делала мгновенно.

06 сентября 2009 | 14:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: