К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Последний раз у меня не было слов, чтобы написать о картине, когда я посмотрела «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Вот так странно я знакомлюсь с работами этого Мастера с большой буквы. Его фильмы – шедевры мирового уровня, настоящее европейское и, если хотите, голливудское кино. Невозможно описать все чувства, что они вызывают: это то, что называется кинематографическим искусством.

«Утомленные солнцем» - шедевр, и я готова поспорить с любым, кто скажет, что это не так. Простите мне мою самонадеянность, поскольку я не знаю ни одного человека, который бы остался равнодушным к «Утомленным солнцем», однажды увидев их. Кино о том жестоком, страшном времени в большинстве своем очень мрачно, но Михалков балансирует на тонкой грани трагикомедии. Некоторые моменты и блестяще выписанные диалоги заставляют смеяться до слез, а через мгновение все превращается в драму, о глубине которой говорит один лишь взгляд. Любые речевые обороты в описании этой картины будут бесполезны, если Вы ее еще не видели. Это один из самых заслуженных, на мой взгляд, Оскаров за всю историю кино. Если бы «Утомленных солнцем» или что-то подобное сняли в Голливуде, я уверена, не было бы конца наградам и почестям. Но для зарубежного фильма есть лишь одна номинация и она наша, она стала нашей победой. В такие минуты я искренне горжусь нашим кинематографом, потому как понимаю, что русская актерская и режиссерская школы остаются одними из лучших в мире.

Блестящая режиссура, достойный, мастерски написанный сценарий, и гениальные актерские работы. О них можно говорить особенно долго. Сам Никита Михалков в роли комдива Котова, его жена Маруся и дочка Наденька – вот та настоящая семья, которая, казалось бы, возникла случайно, по счастливому стечению обстоятельств. Несмотря на то, что Котов абсолютно не из того круга, к которому принадлежит семья его жены, они живут в полном согласии. А как Надин любит своего папу! Знаете, это, пожалуй, потрясло меня больше всего. Сильнее этого был лишь взгляд гениального Олега Меньшикова, когда поднимали портрет Сталина над полем. Он – стержень фильма, его Митя, мне кажется, даже более интересен, чем Котов. Он НКВДшник, предатель и подлец, но что-то в глазах Меньшикова не давало мне ненавидеть его. Я не знаю, как описать это, может «гений»? Вернее, это очередное доказательство того, что Олег Евгеньевич – гениальный актер европейского уровня, один из лучших, нет, лучший у нас в стране. За один такой взгляд можно дать дюжину Оскаров! А его музыкальный талант, прекрасная игра на рояле и непередаваемые интонации во время сказочного повествования для Надин! Меня безумно восхищает тот момент, когда Котов и Митя глазами переговариваются на пляже. Такое «понимание» буквально на интуитивном уровне не может не вызывать восторга. Меньшиков – та самая «муза» для Михалкова, для него пишется сценарий и снимается кино. И Олег Евгеньевич нигде так не блещет, как в фильмах у Михалкова, где камера откровенно любуется каждым его движением, поворотом головы, выражением глаз. И мы, зрители, восхищаясь гениальностью работы всей команды, должны помнить, что сердце любого фильма – его режиссер, без которого сценарий – лишь кипа исписанных листков с чужими мыслями.

Прежде чем смотреть обсуждаемое нынче продолжение «Утомленных солнцем», или, что еще хуже, безосновательно ругать его и все работы Никиты Михалкова в целом, посмотрите этот фильм. Пусть у Вас будет свое мнение на этот счет, но мне жаль, если Вы не сможете понять всей красоты этой картины.

10 из 10

нельзя поставить больше

26 октября 2011 | 00:32
  • тип рецензии:

Те, кто видел последние три фильма Никиты Михалков, наверняка будут шокированы также, как и я. Всё дело в том, что 'Утомленные солнцем' 94-го года это последний однозначно хороший фильм режиссера. Фильм, которым мы можем гордиться. Кроме актеров, постановки и контраста я заметил очень важное положительное качество ленты, но обо всем по порядку.

Начинается фильм живо, без тягомотины и долгого вступления. Фильм затягивает сразу же и, в основном, благодаря атмосфере домашнего уюта, воссозданной в картине. Некоторые сцены вызывают различные чувства, например момент, где Котов с дочкой плывут на лодке. Или диалог Котова и Мити в лесу, после игры в футбол. Кажется, что прочувствована каждая сцена.

Актеры сыграли отлично. В Михалкове я увидел Сергея Котова, а не Михалкова, герой Меньшикова, наверно, самый интересный в картине. Дапкунайте также приятно удивила. Кстати, то, что дочку комдива сыграла настоящая дочь Никиты Сергеевича, оправдано.

Но есть в картине одна важнейшая деталь, которой не хватает в современном российском кино. По стилю съёмки, по тому, как преподнесен материал фильм явно ориентирован на зарубежную аудиторию. Собственно, ленту и выпустили во всем мире. И это здорово, ведь у нас не так много фильмов, которые были бы восприняты на западе так же, как мы воспринимаем большинство их картины.

И неудивительно, что 'Утомленные солнцем' отхватил Гран-при и Оскар. Жалко, что у этого шедевра российского кинематографа есть продолжение, лучше бы первую часть выпустили на новых носителях, ведь такой фильм нуждается в четком изображении для полного погружения в атмосферу того времени. Фильм интересный, сегодня смотрится легко, так что картина заслуживает высокой оценки.

10 из 10

19 июля 2011 | 00:11
  • тип рецензии:

Никита Михалков ныне - персона неоднозначная. В свете последних неудач сложно представить, что когда-то этот кинорежиссер мог снимать действительно хорошее кино. И даже получить за него 'Оскар'.

'Мы знакомы. Это было давно. Еще в прошлой жизни'

'Утомленные солнцем' - это история страны, показанная сквозь призму одной семьи и дома. Середина 30-х годов, легендарный комдив, герой Гражданской войны, ярый коммунист. Его семья, довольно-таки странная, словно из былых времен, где время остановилось в начале ХХ века. Жена благородного происхождения, её многочисленные родственники, разговаривающие о минувшем, поющие отрывки из опер перед завтраком, прислуга и маленькая дочь, которая очень хочет стать пионеркой. Внезапно во всю эту семейную летне-дачную идиллию врывается человек из прошлого - Митя.

'Я думал, что если для меня жизни нет, то ни для кого её нет. А вы есть, и все у вас как прежде. А меня что, вычеркнули? Ластиком стерли'

Митя приехал отомстить. За себя, свою разломанную войнами и революциями жизнь, своё собственное унижение и свою несостоявшуюся взаимную любовь с женой комдива, Марусей. У него нет родины, нет семьи, нет дома. У него есть только злость, отчасти на этот дом, отчасти на Котова, отчасти на самого себя. Он оказался выкинутым из жизни. У него отняли все, даже родину. Хотя он сам прекрасно понимает, что он - предатель.

'Ему было 27 лет. И ему очень хотелось жить'

Гражданская война в начале века минувшего перевернула нашу страну с ног до головы. 70 лет коммунизма не прошли для нас даром, мы все еще расхлебываем последствия событий 1917-1922 годов. В этой войне не было победивших. Проиграли все. Только одни (белое движение) сразу, а другие после, когда началась чистка рядов партии и армии 1936-1938 годов, вызванная психозом товарища Сталина. Герои революции и Гражданской войны были стерты с лица земли и объявлены врагами народа, им были приписаны обвинения в шпионаже и всякие разности, которых в природе не могло существовать. Их семьи были сосланы в многочисленные лагеря, где многие из них и погибли, так и не дождавшись реабилитации времен оттепели Хрущева. История, показанная в фильме тем и трагична, что в одинаковом положении оказались и те, кто гнал белых с красных земель и те, кого гнали. И в фильме абсурдность и трагизм переплетены весьма удачным образом.

'А вот интересно, если их попросить, они громче смогут?'

Борьба старого и нового очень хорошо удалась режиссеру. Горны, пионеры, танки переплетаются здесь со староукладными обычаями в виде горничных, плетеных кресел, игры на фортепиано. Два разных мира. В одном лишний Митя, в другом лишний Котов. Враги народа они оба, каждый по-своему. Будущего ни у кого из действующих персонажей быть не может. Здесь все предельно ясно.

Очень хорошая работа Михалкова-режиссера. Очень удачно выравнены и показаны интонации интеллигенции и коммунизма, их идеологическое столкновение, их взаимные проблемы и перипетии. Это одна из лучших ролей Олега Меньшикова. Он здесь просто великолепен. Браво! Ингеборга Дапкунайте очень здорово вписалась в роль Маруси, Надя Михалкова тоже очень органично смотрится в своей лучшей, по-видимому, роли. Что касается Никиты Сергеевича-актера, то он, как всегда переигрывает и слишком похож сам на себя, а оттого и слегка утомителен. Стоит отметить, что во многом фильм спасает музыка Эдуарда Артемьева. Это одна из лучших его работ.

'Как обидно. Как глупо'...

Весьма жаль, что у фильма есть продолжение, потому как, чем больше раз его смотрю, тем больше убеждаюсь в том, что оно портит и первый фильм тоже. Некоторые вещи просто смешат, потому как всплывает невероятное 'Предстояние'. 'Цитадель', к счастью, я не видела. Я очень сожалею по этому поводу, потому что мне всегда очень нравился первый фильм, но сейчас я стала хуже относиться к нему. Хотя по-прежнему считаю его очень качественным и хорошим. И, безусловно, достойным вашего внимания.

8 из 10

Спасибо за внимание!

09 июля 2011 | 00:24
  • тип рецензии:

Картина 94-го года представляет собой необыкновенно глубокий, но узкий колодец, в который режиссер постепенно опускает зрителя. На поверхности - солнечный день, настолько беззаботный, яркий, воздушный, что кажется - вот она жизнь. Неспешные чаепития, банька, хохот и веселье становятся ярче, когда в доме внезапно появляется давний друг семьи - Митя. Никто не догадывается, зачем он приехал, все привыкли жить в своем тесном безоблачном мире, и не понимают, что за яркостью и беззаботностью Мити скрывается невыносимая боль и неистовое пламя мести.

И в момент, когда герой Олега Меньшикова рассказывает сказку, Никита Сергеевич резко приспускает веревку и опускает зрителя на середину колодца, где и не темно, и не светло. Митя для меня - прямой образ дуалистичности человека, с какой бы стороны не подойти к этому персонажу. Он любит, но хочет отомстить; он лжет, но и правду говорит. А вот перед тем, как пойти на илистое дно колодца, зритель мысочком начинает прощупывать мертвую воду в тот момент, когда срываются все маски около футбольной площадки. И обнажается Митина жажда мести, желание сравнять с землей чужое счастье. А в душе Котова начинает кипеть страх и отчаяние, но он не позволяет вырваться чувствам наружу.

А само дно для меня началось, когда светлая, радостная Надя села в машину, чтобы проводить уезжающего в город отца. Котов в этот момент разрывается на части, но не дает слабину при дочери. И всё, зритель на дне. Вязком, темном, мертвом дне, в котором духовно умирает Митя, но никак не Котов и Надя. Вот Митя едет в машине, солнце ласкает его лицо, но он уже мертв, так как муки совести не отпустят его до конца дней.

Больше всего мне хочется отметить работу Олега Меньшикова, который не просто прожил роль, что является вершиной мастерства, он ее умер. А Никита Михалков смог не только блестяще сыграть роль, он сумел удержать в режиссерских руках клубок судеб, который разрывается в финале.

Мне очень понравился образ России, вложенный в шофера, метающегося по деревням на своем старом грузовике. Он не знает, куда ехать, все его посылают куда подальше, но в конце, когда он узнает, где же эта Загорянка, русская наивность и простота не помогут ему избежать горькой участи.

Дабы подытожить, скажу об уловленном мною главном смысле - что бывает, если человек Родины становится человеком Государства, и начинает решать проблемы личного характера чужими холодными 'лубянскими' руками, разрушая судьбы, и в первую очередь, тем самым, калеча самого себя.

10 из 10

01 июля 2011 | 17:35
  • тип рецензии:

Появление на широких экранах фильма «Утомленные солнцем 2» вызвало массовое обсуждение личности Никиты Михалкова. Откровенно низкое качество данной поделки на фоне гигантского бюджета и невероятной претенциозности, сформировало в обществе устойчивое мнение о бездарности Михалкова. Увы, но уже выросло целое поколение, считающее фильмы этого человека априорно плохими, не знающее, что когда-то Никита Сергеевич Михалков снимал действительно хорошее кино, оценивать которое нужно максимально абстрагировавшись от нынешнего его творчества и спорной общественной деятельности.

«Утомленные солнцем», в первую очередь, фильм о людях внутри страны, а уж потом о стране в целом. Судьбы двух человек – комдива Котова и работника НКВД Митяя – исковерканные авторитаризмом, каждая по-своему. Котова можно считать истинным коммунистом, до последнего верящим в Сталинский режим. При этом Котов выглядит далеким от политических игр, он предпочитает отдыхать на даче в компании интеллигентных родственников супруги Маруси. В противопоставление ему ставится образ Дмитрия, бывшего белогвардейца, завербованного в НКВД. Его политические игры не несут под собой идеологической почвы – как капризный ребенок, он переполнен жаждой мести и тоской по былому времени, в котором он был другом семьи и женихом Маруси. В один солнечный летний день Дмитрий возвращается в некогда родной дом, но не ради воспоминаний, а по поручению комиссариата.

Так уж выстроен фильм, что дать однозначную оценку героям сходу не получается. Дмитрий с одной стороны выглядит человеком, истоптанным жизнью. Именно Котова он винит в том, что его завербовали, тогда как отказаться было равносильно подписанию смертного приговора. Но в то же время, он не испытывает дискомфорта, уверенно чувствуя себя в шкуре комиссара. Комдив же изначально предстает перед зрителем неотесанным коммунистом, выглядящим чем-то инородным в интеллигентном доме семьи Маруси. Лишь со временем становится ясно, что это человек чести, готовый отдать жизнь за семью и родину, но, в то же время, жаждущий спокойствия.

Ностальгия Митяя в чём-то схожа с тоской обреченного Котова – они оба стремятся к постоянству. Комдив упрекает старых интеллигентов в их бездействии во время гражданской войны, в их неспособности предложить что-то новое, в желании, чтобы все было «по-старому». Но в то же время и он боится перемен, зная, что они не сулят ничего хорошего.

Разумеется, помимо личностной драмы, Михалков не обошел в этой ленте тематику Сталинских репрессий в целом. Это и немудрено, ведь снимался фильм в начале 90х, на волне эйфории от развала СССР. В фильме нет ни одного реального исторического лица, но образ Сталина постоянно появляется на экранах в виде портретов, фотографий и лозунгов. Несмотря на огромный авторитет, Котов бессилен перед кровавым террором. Тем самым Михалков подчеркивает – в тоталитарном режиме нет неприкосновенных людей. Так и выходит, что честный и преданный Сталину Котов оказывается под прицелом НКВД, а перебежчик-белогвардеец без толики убеждений в этой структуре делает карьеру. До самого конца комдив сохраняет спокойствие и офицерскую гордость, хотя и знает, что этот солнечный день может стать последним днем счастливой жизни.

Не обошелся Михалков без перегибов уже и в тот период своего творчества. Сцена учений по гражданской обороне до неприличия утрирована и напоминает цирковое шоу. Маловероятно, что подобное могло происходить в конце 30-х, по крайней мере не в таком виде. Таким образом, Михалков выглядит не лучше режиссеров-пропагандистов Пудовкина и Довженко, выставлявших в своих лентах буржуазию сущими клоунами. Перегнул режиссер и с масштабами деятельности НКВД - все же убивать среди бела дня совершенного неизвестного человека вряд ли стали бы даже в рамках секретной операции.

Фильм изумительно режиссирован и напоминает театральную дачную пьесу, плавно перетекающую в драму. Актерский состав представляет собой отголоски советской школы. Эгоистичный и едва сдерживающий ненависть Митяй, в исполнении Олега Меньшикова, выглядит даже более ярко, чем мужлан Котов, сыгранный самим Михалковым. Ингеборга Дапкунайте вообще заслуживает отдельной награды за роль Маруси. Без слов, только лишь по её взгляду и жестам, можно понять, что она любит Митяя сильнее, чем своего мужа, и любовь эта не угасла с годами. А уж Тихонов, Казанская и Архипова словно и были рождены в дореволюционной России – потерявшие вкус жизни интеллигенты.

Фильм полон символизмов и аллегорий. Шаровая молния влетает в дом и приближается к героям по мере роста общего напряжения и улетает прочь после «разрядки». Огромный портрет Сталина, поднимающийся на дирижабле, словно насмешка над главными героями, чья жизнь может лихо поменяться в любую минуту. Метки роста на дверном косяке служат постоянным напоминанием о прошлом Митяя, его принадлежности к этому дому. Тем самым делается акцент на его предательстве, пусть даже и вынужденном. А разбитая бутылка на пляже является символом угрозы – герои не могут быть уверены даже в том, что у них по ногами.

Вывод: Как бы этого не хотелось, но придется возвращаться к продолжению фильма. Лично для меня история Котова и Митяя закончилась в 1936 году, и продолжение я просто не воспринимаю всерьез. При высоком градусе ненависти к СССР(стране, давшей, между прочим, Никите Михалкову и его отцу дорогу в массы), в «Утомленных солнцем» Михалков не сошел до банального осквернения, а провел тонкий анализ на примере отдельно взятой ситуации. Вторую же часть он снимал с оглядкой на стандарты того самого Голливуда, одарившего его в свое время золотой статуэткой. Одарившего не столько за сам фильм, сколько на волне всё той же эйфории. Да-да, политический фактор всегда нужно учитывать, да и конкуренты у фильма были не ахти какие. Хотя, это уже применение сослагательного наклонения к прошлому, а оно, как ведается, недопустимо. В любом случае, фильм «Утомленные солнцем» является одним из лучших отечественных фильмов конца прошлого века.

8 из 10

PS. А какие в фильме изумительные диалоги: -Всеволод, ну что вы молчите? Вы как Швейцария – сытый и бесстрастный.

20 июня 2011 | 22:20
  • тип рецензии:

Для того, чтобы оценить завершающую часть новоиспеченной трилогии о комдиве Котове, я решил пересмотреть её с самого начала, то есть с самой первой части, за которую режиссер Никита Михалков получил «Оскар». Первый раз смотрел её, когда был еще совсем мелким, а потому практически ничего не помню. Теперь же, можно с уверенностью сказать, что помнить там на самом деле можно много чего.

Самыми, пожалуй, главными достоинствами этого фильма являются потрясающая актерская игра и совершенно невообразимая атмосфера. Несмотря на то, что почти весь сюжет представляет собой одну большую гулянку и веселье семейства Котовых на даче, ближе к финалу начинает появляться какое-то еле ощутимое чувство отчаяния, наступления чего-то необратимого. Все это после взрывается в невероятно трагичный финал, от которого становится неимоверно тоскливо на душе.

Мощь от этого финала укрепляют, как уже было написано выше, превосходные актерские работы. Тот же Никита Михалков, вечно играющий народных любимцев, здесь весь фильм, смотревшийся весьма привычно, под конец выдает настоящий мастер-класс. Именно такие сцены и заставляют зрителя на время забыть обо всех недостатких и прибамбасах Михалкова-личности и всецело восхититься работой Михалкова-актера.

Но для меня лично, все-таки главным лицом фильма является Олег Меньшиков. Вот уж кто на протяжении всего фильма вызывал самые противоречивые чувства. Сначала его герой Митя вызывает искреннюю симпатию, куда более сильную, чем к тому же Котову. Но вот открываются некоторые тайны его прошлого и симпатия постепенно исчезает. Ближе к финалу так и вовсе хочется лично ему врезать. Давненько я так не следил за судьбами персонажей.

Из недостатков можно отметить разве что сильную затянутость. Два с половиной часа на подобную историю – это конечно много. Вполне можно было уложиться в два, а то и полтора часа. Ближе к середине все эти пляски и чаепития начинают изрядно надоедать. Но под конец динамика активизируется и скуки становится гораздо меньше.

Финал мне запомнился не только по драматизму, но и по одному невероятно сильному эпизоду. Когда герой Меньшикова собирается закурить сигарету, и тут вдруг на заднем плане поднимается воздушный шар с изображением Сталина. Митя в этот момент замирает и медленно аккуратно отдает честь. На мой взгляд, именно эта сцена наиболее ярко отражает специфику того времени.

Утомленные солнцем – образцовая драма и действительно чуть ли не лучший отечественный фильм 90-х годов. Это пусть и слегка затянутая, зато очень проработанная и невероятно проникновенная история о человеке, который верил в свою страну и в итоге сам оказался её жертвой. Сильный фильм. Извиняюсь за несколько кривой отзыв, до меня здесь уже и так все по кусочкам об этом фильме разобрали, так что решил описать свои впечатления лишь в общих чертах.

9 из 10

14 июня 2011 | 21:58
  • тип рецензии:

'Утомленные солнцем' - плач русской души. Каждая его секунда, каждый кадр - тому подтверждение. Страшный и безумно красивый фильм. О том жутком времени, в котором жили те из нас, кого с каждым годом все меньше. О вечно голодной системе, пожирающей без разбора как ненавидящих ее, так и обожающих. Как танки сминали золотистые колосья своими гусеницами, так и бесчеловечная правительственная машина сминала людские жизни, коверкала судьбы. Счастье, жизнь, благополучие близких висело на волоске. Никита Сергеевич на примере одной семьи сумел очень тонко, драматично, правдиво изобразить щелчок ножниц, перерезавших тот самый волосок.

Щелк - и музыкант Митя больше не музыкант. И больше не жених. По чьей-то воле лишился всего. Вот Митя достает револьвер, чтобы поиграть в русскую рулетку, а вот он уже и в том старом доме, из которого его выгнали когда-то. Зачем он пришел туда, отомстить или может чтобы вновь увидеть Её? Меньшиков своей игрой делает грудную клетку зрителя слишком тесной и вызывает в горле совершенно непроглатываемый ком. Ну как, скажите, как можно смеясь, шутя и играя, показать глазами такую дикую боль и тоску? Ненавидящий свою так глупо и неправильно сложившуюся жизнь и судьбу, систему, которая отобрала у него все, что было дорого, и которой он, несмотря на это продолжает подчиняться, просто несчастнейший человек. В его расслабленном насвистывании чувствуется безысходность и огромное желание покоя, который, я надеюсь, он обрел.

Еще один щелчок ножниц - и святая вера комдива Котова в светлое советское будущее и в тов. Сталина померкла. Наивная вера в круглые пяточки его дочки Нади и всех советских граждан. Под циничное насвистывание Мити на избитого товарища Котова снизошло озарение - ничего не стоят прошлые заслуги, вера, преданность и любовь к Отечеству человека, увозимого на машине террора в неведомую даль. Так легко в этом мире абсурда из господина превратиться в жертву. И только спутники Мити 'из областной филармонии' вместе с повисшим в воздухе портретом Сталина чувствуют себя здесь в своей тарелке.

Снова лязгнула сталь - и Маруся второй раз в жизни теряет любимого. Безумно жаль эту женщину, возродившуюся из пепла и снова сгоревшую.

Михалков не стеснялся в средствах и способах выражения абсурдности того времени - танки на посевах, газовые учения, больше похожие на юмористическое шоу, гибель ни в чем не повинного шофера, оказавшегося не в том месте, не в то время, бесконечные марши пионеров, праздник дирижаблестроения, сцена прощания Котова с семьей, и все это на фоне красивейшей русской природы, трогательных отношений отца с дочерью - как-то так по-русски это, как-то так нелепо и грустно. Все терпел, все сносил этот народ, все принимал как должное, такой сильный, такой смелый и одновременно безропотный народ, такой родной.

Как же плохо и хорошо мне каждый раз после просмотра. Пересмотрев его сегодня, накануне Великого праздника испытываю смешанные чувства - в груди все еще жмет, но в голове играет 'Утомленное солнце' и так хочется верить в хорошее будущее для страны.

Таким законченным и сильным произведениям не нужны продолжения, нужно уметь вовремя остановиться, чего, к сожалению, так и не понял очень хороший, но не в меру претенциозный режиссер - Никита Михалков.

10 из 10

07 мая 2011 | 04:59
  • тип рецензии:

До того, как Никита Сергеевич снял своё провальное 'Предстояние', принято было говорить, что наш современный кинематограф еле-еле жив только благодаря таким людям, как он. И это действительно было так. Что бы там ни говрили о характере Михалкова и его чувстве собственного величия, нельзя отрицать, что он отличный режиссёр и один из лучших актёров современности. Лично меня очень смешат те люди, которые называют Михалкова паршивым режиссёром и актёром и которые из его фильмов только 'Предстояние' и видели. Потому я и решил начать знакомство с творчеством Никиты Сергеевича именно с первой части.

До просмотра я не читал сюжета и потому думал, что фильм будет на военную тематику. Однако действие ленты происходит в 30-е годы, в тяжёлые времена сталинских репрессий. Комдив Котов живёт у себя на даче, у него всё есть для полного счастья: красавица-жена, любящая дочка, семья русских интеллигентов, природа и речка рядом. Но в один прекрасный день в его дом приходит бывший муж Маруси, которого дочке Наде представляют как 'дядя Митя'. В целом, фильм полностью построен на персонажах и их диалогах. Олег Меньшиков блистательно сыграл роль Дмитрия, у которого на протяжении всего фильма контрастирует тёмная сторона и личина весёлого дяди, под которой он скрывается. Единственная его цель в жизни - это месть, и он думает, что, только отомстив Котову, его душа наконец успокоится. Некоторые диалоги, например когда Митя рассказывал Наде сказку, могут показаться слишком растянутыми, но Михалков для того и делал их такими продолжительными, чтобы показать всю полноту эмоций персонажей.

Вторая запоминающаяся деталь фильма - маленькая девочка Надя. Её любят все, а особенно привязан к ней родной отец. И даже, казалось бы, в холодной душе Мити проступают проблески радости, когда он играет с этой девочкой. Под конец фильма даже было видно, что у Дмитрия даже возникла доля сочувствия к Котову, и ему даже жалко было отбирать у того всё, главным образом из-за Нади. Надежда Михалкова в свои 8 лет сыграла отлично, и представить кого-нибудь другого на этой роли не представляется возможным.

Подводя итог, скажу, что фильм очень душевный, в нём нет современного пафоса, а Михалков здесь - вовсе не главный персонаж, центральными героями являются Митя и Надя. Финал очень трагичный и берёт за душу. Но неприятный осадок всё же остаётся, когда понимаешь, что уже успели снять вторую часть, а Михалков там самым нелепым образом воскресил главных героев. 'Предстояние' я посмотрю, но уверен, что мой отзыв на неё будет вовсе не зелёным, как этот.

27 апреля 2011 | 21:50
  • тип рецензии:

На самом деле очень трудно писать про это кино. Он тяжёлый и слишком много затрагивает и поднимает. Ворох мыслей. Вычленить что-то связное практически невозможно, получаются одни эмоции.

Попробовать стоит.

Каждый посмотревший данный фильм воспримет его по-своему. Кто-то напишет, что фильм о любви, кто-то напишет, что фильм о страшных сталинских временах, кто-то напишет, что перед нами конфликт старого царского времени и советской системы...

И все они будут кое в чём и правы. Только на самом деле 'Утомлённые солнцем' о страшной перемене в человеческой судьбе.

Да, так было на самом деле. Была царская Россия, революция Октябрьская, Гражданская война, белые и красные, предательства, метания, расстрелы, виват Сталин, репрессии - всё это нам известно, обо всё мы знаем из учебников истории. Знаем также, что ничем хорошим это не закончилось... Мы можем судить с высоты с наших знаний. Только это неважно. Это нам не поможет.

Никите Михалкову удалось снять такой фильм, который выводит понимание истории на уровень, больший чем просто 'кино на тему сталинских репрессии и пр'.

Мы видим прекрасную, солнечную и радостную жизнь семьи Котова на подмосковной даче. Шумная и суетливая жизнь в зелени, утопающей в летнем солнце... Очаровательная дочка (великолепная игра Надежды Михалковой), заботливый отец, красавица - жена - идиллия.

Неожиданно появляется Митя, друг семьи, бывшая большая любовь. Начинаешь уже понимать, что на самом деле всё не так радужно, и Митя-то приезжает не просто на речке покупаться, поиграть на пианино (Михалкову особенно удалось передать контраст 'зелено-солнечной' жизни и тёмной, мрачной Москвы, мира Мити). После рассказанной им сказочки меняется твоё отношение к герою. Котов переходит в разряд неприятных персонажей, Митю начинаешь жалеть и думать 'ах, бедный мальчик, лишённый друзей и возлюбленной'. Какой обаман! Ладно, Котов действительно не такой уж и симпатичный персонаж, но Митя - то на самом деле не мальчик-зайчик (возможно, он им и был, но это Ятим, который выше), а агент НКВД. Он прекрасно знает и понимает цель своей поездки (раньше-то повода не было заехать), и также прекрасно играет, шутит и поёт в гостях.

Страшно, что страдают невиновные люди, страшно за дочь и за жену. Но, как говорится в одном романе, 'тот кто любит должен разделять участь того, кого он любит' (спасибо А. В.). Безумно жалко всех тех людей... :'

Страшно видеть как система превращает людей в сволочей (или нет, но они тогда слишком быстро оказываются на кладбище), как она манипулирует, мы видим, что движущим механизмом является страх. И эти люди потом врываются в мирную и тихую жизнь, как шаровая молния, и всё разрушают...

Спасибо Михалкову, что он смог снять такое кино, пробирающие до самых косточек...

Отдельно еще отмечу изумительную игру Меньшикова, очень сильную сцену с подниманием растяжки-плаката Сталина (вот он, момент торжества), символ - шаровую молнию (оставим трактовку при себе) и прелестных пионеров.

10 из 10

13 февраля 2011 | 22:57
  • тип рецензии:

Это безумно сильный фильм. Он потрясает, он бьет не в бровь, а в глаз настолько мощно, что оправиться после удара не вполне получается, даже по прошествии времени.

Странное дело, но в последствии так и не выполненное домашнее задание по литературе заставило меня его посмотреть. Про задание забыли, а вот у меня впечатлений осталось на всю жизнь. Так и хочется вернуться в тот вечер, когда впервые погружаешься в то жестокое время и узнаешь о таких непростых судьбах Митеньки, Маруси и комдива Котова, испытываешь то неописуемо яркое впечатление от премьерного просмотра. В следующие разы уже трезвее и осмысленнее подходишь к картине, обращая в первую очередь внимание на обилие тонко продуманных деталей и фишек диалогов. Какой же Михалков мастер! Он гениальный режиссер, кто бы что бы ни говорил. Да, есть за что ругать его и с весомой долей скептицизма относиться к продуктам made by Mikhalkov, но профессионализма у Никиты Сергеевича не отнять.

Отдельное спасибо актерам. Восхитительный Олег Меньшиков, прекрасно играющий сам маэстро и органично вписывающаяся девчушка Надя Михалкова (в детстве это у нее получалось на ура). Слабое звено - Дапкунайте. Ну просто как актриса не воспринимается, на мой взгляд. Остальные в кадре оттеняют судьбы главных героев, создают веселую летнюю атмосферу на фоне разворачивающихся трагических событий.

'Утомленные солнцем' - один из тех фильмов, которыми Россия по праву может гордиться. Оскары тут не причем. Фильм крайне эмоциональный, тяжелый, видно, что в него вложили душу, а не склепали очередную плохо продуманную по всем фронтам фигню, которую мы должны безмолвно хавать, ибо это же наше! Мое мнение - лучшая работа Никиты Михалкова, которая навсегда останется в сердцах российских зрителей разливающимся теплом и островком гордости за отечественный кинематограф.

P.s. Даже не получилось разобрать сценарий, операторскую работу и проч. Не нужно. И безумно жаль не наблюдать его в Топ-250.

Не иначе -

10 из 10

06 января 2011 | 08:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: