Сейчас, наверное, в это трудно поверить, но были времена, когда американские комедии отличались весьма живым сюжетом, остроумными диалогами, хорошим подбором ролей второго плана, а также отсутствием пошлости, чернухи и тупого МТВ-ного юмора, а главным героям при этом было присуще большое обаяние. «Попался!» (в наших видеосалонах фильм также проходил под названием Готов!) как раз из числа тех комедий. Обычный американский студент Джонатан Мур (актер Энтони Эдвардс) из Калифорнии озабочен не только и не столько поисками девушки для совместного проведения культурных вечеров в спальной комнате (куда ж без этого), сколько увлечен популярной среди студентов игрой «Попался!», суть которой подкараулить противника и подстрелить его из пистолета с краской, этакий шпионский пэйнт-бол в пределах студенческого городка. Отправившись с другом на каникулы в Париж, Джонатан знакомится с загадочной и очаровательной студенткой из Чехословакии (молодая и чертовски привлекательная с короткой стрижкой Линда Фиорентино) и неожиданно оказывается вовлеченным в разборки между западными и восточными спец. службами, цена которых - микрофильм с секретными данными. И вот тут-то Джонатану придется применить все свои игровые навыки, дабы остаться в живых.
Картина, к сожалению, не имела особого коммерческого успеха в штатах, но ее все-таки помнят у нас, что в принципе объяснимо. Как сказал один человек - это фильм для мечтателей и романтиков, ну как раз для советских мальчишек, с рождения впитавших в себя флюиды «17 мгновений весны» и другую отечественную киноклассику подобного рода, отсюда и стремления стать разведчиком, контрразведчиком, совершить подвиг, различные военные игры и т.д. Для американцев это не так характерно, у них цели несколько иные, стать богатым, успешным и знаменитым, ну или хотя бы заполучить школьную красавицу.
Фильм включает несколько линий – шпионскую составляющую, комедийную и романтическую, при этом не сваливается ни в одну из крайностей, не превращаясь ни в романтические сопли, ни в сплошной экшн с погонями и драками. Режиссер фильма Джефф Кэнью абсолютно правильно расставил акценты, в итоге фильм получился исключительно цельным на стыке ряда жанров, словом золотая середина, за что ему и спасибо. Пара актеров, сыгравших главные роли, Энтони Эдвардс и Линда Фиорентино это просто идеальное попадание в цель, никакого гламура и выпендрежа, максимум натуральности, несколько застенчивый американец и чешка-обольстительница, то самое пресловутое обаяние. При этом студент-то весьма образованный и начитанный, мечтающий поглядеть на резиденции французских королей в Париже и знающий, где находится музей Пикассо и что Памплона это город в Испании, а не что-то вроде Кливленда, ну а чешка с чувством юмора и грацией настоящей кошки. Сцена их знакомства в парижском кофе одна из лучших в фильме, а нервозный французский официант только подчеркивает комичность ситуации. Также хороши роли второго плана, в частности родители Джонатана, в меру эксцентричная пара, которая отлично поддерживает комедийную часть фильма, ровно, как и приятель Джонатана, который с целью знакомства с европейскими девушками выдает себя за опасного арабского террориста.
Съемки картины проходили в Лос-Анджелесе, Париже и Берлине, что, безусловно, смотрится очень выигрышно, отдельного упоминания заслуживают события в Берлине, где собственно и разворачивается шпионский детектив. Страна из враждебного соц. лагеря показана просто здорово, на фоне светлого и изящного Парижа как контраст мрачноватый восточный Берлин, место, где не рекомендуется шутить и вообще лучше вести себя потише, тут простенький непритязательный общепит и неприметные люди в неброской одежде, старые советские Москвичи и Волги, дворы и детские площадки, так похожие на наши. И вершина всего – ГДР-всие стражи правопорядка, полицейские и таможенники, настоящие жандармы, сверхбдительные и подозревающие всех и вся и во всем, так сказать страна вахтеров, если вспомнить Задорнова. Очень яркие образы. При этом в фильме еще ловко обыгрывается и противостояние ГДВ-ских служб и сотрудников КГБ, ведь не секрет, что нас отнюдь не любили братской любовью, а мы в свою очередь посматривали на них свысока.
- «Как нам чего-то добиться, если на нас работает кучка немецких идиотов!»
- «Русская свинья!»
Хороший подкол от североамериканского режиссера. При этом глумления над страной Советов (и ГДР тоже) нет, типичного образа зловещего русского шкафа/агента по типу Ивана Драго нет, это просто противник, с которым приходится сражаться, ну просто время было такое, были русские, вот с ними и сражались, глупого фарса и в помине нет. Сработано мастерски, когда нужно с иронией, а когда и с нервом, как раз то, что надо для подобного фильма. Еще один плюс Джеффу Кэнью.
Музыкальное сопровождение фильма в исполнении Билла Конти выше всяких похвал, особенно хороша тревожная музыка в моменты погонь, перестрелок или в точках наивысшего напряжения, саундтрек (поп-рок и АОР середины 80-х) отлично вписывается в полотно картины и полностью отражает то время – синти-поповые дискотеки, лосины, химия на голове, особенно хорош трек Терезы Базар Gotcha, собственно это и есть название фильма.
Ничего вроде бы сложного нет, но удовольствие получаешь от каждого пересмотра фильма, скромное обаяние американского кинематографа 80-х в лучшем виде. Не шедевр, но все же
Кто не мечтал в детстве стать шпионом или разведчиком? Штирлицем там или Джеймсом Бондом. Вот кто не мечтал, тот и стал. Возьмем, к примеру, богатого отпрыска Джонатана Мура, чей студенческий мозг занят лишь одной мыслью – как бы поскорее расстаться с девственностью.
Парень не то чтобы горит идеей, но желанием почти одержим. Поэтому вымаливает у обеспеченных родителей недельную поездку в Париж, где «девицы сладкие и доступные». Компанию ему составит приятель Маноло, коему и в родном Эл-Эй нет отбоя от предложений, а уж в европах с его харизмой и экзотическим акцентом – и подавно. Джонатану лишь бы крошки с этого стола собрать, и то хлеб.
Но юноша, можно сказать, вытянул козырь. В неприметном кафе он случайно знакомится с очаровательной и сексапильной Сашей. И, не успев опомниться, уже и девственность потерял, и голову вместе с ней. Влюбленный американец даже готов ненадолго покинуть друга, дабы отправиться с Сашей в недружелюбную к капиталистам ГДР, где девушка якобы должна забрать некую посылку.
На самом деле и Саша – не Саша, и любовь – не морковь, а тщательно спланированная шпионская миссия. Но об этом позже, а пока окрыленный чувствами паренек мчится в Берлин, где ему, во-первых, не рады, а во-вторых, совсем нет любимых желудком бургеров и чипсов…
Работа малоизвестного режиссера Джефа Кэнью интересна лишь в исследовательском плане: посмотреть на молодого Энтони Эдвардса, в будущем звезду телесериала «Скорая помощь», да на сексуальную Линду Фиорентино, знакомую массовому зрителю по роли любопытной работницы морга из культовых «Людей в черном». Большего эта простецкая история о несостоявшемся шпионе и не предлагает.
Маломальский интерес к происходящему на экране возникает лишь во второй половине фильма, когда Джонатан и его пассия прибывают в оплот немецкого социализма. Начало же ленты построено по известному принципу молодежных комедий про «секс-туризм», только с поправкой на восьмидесятые и рейтинг PG-13, то есть без «клубнички» и сортирных шуток. Впрочем, с юмором у сценаристов вообще туговато. В основном упор делается на мелодраму с легким налетом шпионской истории.
Эпизоды в ГДР уже пободрее. Особенно нашего зрителя «порадуют» русские с фирменным идиотским акцентом, алчущие сцапать Сашу и ее невольного спутника и, видимо, показать им кузькину мать. Социалистические реалии нарочито сняты в серых полутонах, контрастируя с яркими неоновыми вывесками западной Германии. И таможенники, конечно, доставляют, в особенности досмотр с раздеванием и стильный профессиональный юмор. Поневоле посочувствуешь туристу из Америки, окунувшемуся в действительность еще одной страны частично победившего коммунизма.
Изюминкой картины, в первую очередь, стали сами персонажи. Не наигранные, логично обоснованные и живые. Джонатан – нетипичный американец, который на удивление неплохо разбирается в культурном наследии Европы, хоть и занят больше поисками подружки, нежели восполнением пробелов в знаниях. Саша – этакая пантера, обольстительница, да к тому же с темным прошлым и настоящим. Конечно, их бурный роман выглядит не совсем натурально, и юноше стоило бы поинтересоваться, почему столь сексуальная и уверенная в себе мадемуазель вдруг запала на его неопытность. Но, как говорится, иногда лучше помалкивать и наслаждаться процессом, чем копаться в вопросах бытия.
И даже второстепенные персонажи вполне забавны. И друг Маноло, прикидывающийся в Париже террористом из Алжира, дабы затащить очередную шведку/чешку/француженку в постель. И папуля Джонатана, который больше обеспокоен судьбой своего дорогого «Никона» и потраченными на поездку деньгами, чем шпионскими играми своего сына. И даже их горничная Розарио, которая ни черта не знает английский, поэтому вечно путает падежи и времена.
В общем, совсем неплохое и даже не дурацкое кино, а пустяковый, но милый сердцу фильм с хорошими актерами и в кои-то веки с первых кадров понятной шпионской линией. Для Кэнью, кстати, эта работа стала лучшей во всей фильмографии. Ни до, ни после режиссер эту планку выше не подвинул, а из его остальных проектов можно лишь вспомнить эксцентричную комедию «Месть придурков» (1984), откуда, кстати, в «Попался!» по наследству перешел Эдвардс, да не очень удачный полицейский боевик про женщину-детектива «В. И. Варшавски» (1991) с участием Кэтлин Тернер.
Не думал Джонатан отправляясь с друганом в Париж, что обретёт он на свою попу такую массу приключений!
До этого самая большая опасность в его жизни была в лице какого нибудь «вояки» из их пейнтбольной банды, который может выскочить и кустов и пальнуть в него краской. Но благо, как раз навыки таких войнушек и пригодились Джо когда он попал в ГДР и оказался замешан в шпионской погоне.
Очень приятно было увидеть в этом фильме Линду Фиорентино в лице соблазнительницы главного героя.
Романтическая линия очень горячая и страсть возникшая между Джо и Сашей, перерастает в настоящий шквал уже шпионских страстей.
Милый фильм о первой любви, приправленый адреналином от переживаний за главного героя попавшего в непростую ситуацию.
Отпущу отрицательный подтекст режисёра относительно СССР, в то время это было нормально.
Да и по сравнению с Рэмбо 2, это вообще милые шалости.