'Гражданин' не оправдал возложенных ожиданий. Но заряженная идея была настолько бронебойна, что поставить мало баллов или ругаться на всех углах на этот фильм - ну просто не хочется. Да, режиссёр завалил картину отвратной реализацией. Но идея-то, идея!..
По идее - фильм о Марвине Химейере, конечно. Любая поделка на эту тему - это трибьют славному делу Химейера. Человек, которого загнали в угол, которому помощи ждать не от кого, а единственный защитник - государство, система - оказывается последней сволочью. И вот этот человек начинает мстить. Он заведомо обречён. Один против системы - не воин. Она переварит и попросит ещё. Но оставленный им след не исчезнет сразу. Его будут помнить.
Так вот. Два маньяка перебили семью инженера Батлера (кстати, неожиданно хорошо он смотрелся в этой роли, я и не ожидал). Улик недостаточно, и только один из маньяков умрёт от инъекции, второй отпущен через три то ли пять лет, не помню. И Батлера (ну Шелтон он был, подумаешь, батлер вообще лучше звучит) такое дело не устраивает. И подождав десять лет, он начинает мстить.
Когда неимоверно жестоко умерщвлены эти маньяки (причём кадры замечательные, страх перед мясорубкой, свершившейся на заброшенном складе, дикий), Батлера тут же берут. Но смерти не заканчиваются, гибнут почти все, кто связан с его давним делом. Подлый лысый адвокат, наглая судья, судебные чиновники - не выходя из тюрьмы, Батлер косит всех. И это чертовски круто. Его надо поймать - но он уже пойман! Он идеально убивает на расстоянии, составляя ловушки, видя которые традиционно поминают Пилу.
Перед тем, как Батлер начинает свою войну, происходит невероятно крутая сцена. После которой можно к чертям вырубать фильмец. Это момент на предварительном слушании.
Лицемерный чёрный адвокат требует отменить возможность залога для Батлера. Судья согласна - ибо то, что он убийца-психопат, герой не скрывает. Но тут он встаёт и закатывает замечательную оправдалку. Судья глупо хлопает глазами и разрешает залог. И вот тут - ах, великолепно, просто делишиз - лучшая речь, какую я слышал в последнее время. Побольше бы матюков туда. Потому что это то, что наболело, причём не только у америкосов, но и по эту сторону Атлантики. По все стороны всего. Чёртовы бюрократы. Долбанная система. Стоит нагородить кучу официальных слов и сослаться на несуществующие преценденты, как невыученные тупые чинуши готовы тебе пятки лизать, маньяка на свободу отпустить, только бы в лужу не сесть.
Это сильнейший момент, и если бы весь фильм был выдержан в стилистике этой обвинительной речи, этого приговора Батлера - это стал бы шедевр. Но нет, постепенно силы покидают режиссёра, он скатывается с высот в штампованные постные, полные дикого пафоса споры обывателей, невероятно тупые решения, непродуманное действие. Чёрт возьми, батлер перед тем, как сесть, прокопал тоннель в тюрьму?! Во все карцеры? А тоннель ведёт к складу с вооружением для Третьей мировой войны, годным для небольшой страны типа Лихтенштейна? Это такой изысканный бред, что диву даёшься, как в фильме по соседству уживаются такие вещи.
Кульминация размазана по последнему получасу. Сначала нас держат в напряжении по поводу взрыва мэрии, потом бравые сапёры обезвреживают бомбу путём перетаскивания в тюрьму, потом новый затянутый, полный театральных пауз диспут Батлера и Фокса, а потом растянутый минут на пять взрыв. Момент катарсиса теряется где-то в начале этого действа, между побегом батлера в костюме уборщика и моим могучим зевком.
И уж ладно, чёрт с ней, с кульминацией, с дебильным сюжетом (Бог с машины-Честер со своими списками складов - самый эпичный фэйл из мною виденных в последних фильмах). Но неужели надо было делать финал настолько беспросветным? Сначала мэр города, чёрная кстати, и лицемерный адвокат, тоже прикиньте чёрный, хором вопят о нарушении законов во имя справедливости - причём не с точки зрения собственно справедливости, а с точки зрения победы во что бы то ни стало и спасения своих высоких мест. Это вообще противоречит всему настрою фильма, поперёк главной мысли. Но это ж фильм, где здесь хоть проблеск надежды?
Только это бы и спасло фильм. Сначала позитивное начало. Револия, вива ля ризистанс, братья. Потом - час слива, смешение потоков пафоса и крови. А потом - хрясь - и мозги чёрной девочки летят в зал, и изумлённый чёрный адвокат понимает, что игра не окончена, а лицемерие будет наказано, ура, товарищи. Это было бы сильно.
А так...
Испортили прекрасную идею. Жаль.
Хотя мобильный-пистолет был крут. Я чуть не обделался.
Ещё пару лет назад когда 'ЗГ' был ещё проектом я очень им интересовалась: добывала новую информацию, переводила для русских сайтов, искала кадры, что-то новое, а теперь он уже в кинотеатрах. Конечно, главный интерес для меня представляет мой любимый актёр Джерард Батлер, который наконец-то увидим в отрицательной роли, что очень необычно для него. Но и сам сюжет, где человек восстаёт против Системы сейчас довольно редко видим в кино.
'ЗГ' фильм действительно сложный, с первых кадров на зрителя обрушивается ужасная сцена расправы над семьёй Клайда Шелтона, несколько шокируя и настраивая на напряжённую 'волну' фильма.
Жила себе семья: мама, папа, дочка и вот по неосторожности их постигла страшная судьба. Благодаря несовершенству американской системы правосудия убийцы за ужаснейшее преступление отделались лёгкими сроками. И некогда порядочный семьянин мистер Шелтон, которому лучше бы не оставаться в живых вовсе, превращается в озлобленного мстителя, бросившего вызов целой машине правосудия.
Жёсткий, неоднозначный сюжет, из которого можно было бы сплести логичный и сложный как лабиринт фильм. К сожалению видна рука режиссёра -новичка, не работавшего ранее с таким жанром. Очень слабая режиссура, очень.
В глаза бросается пара-тройка клише-сцен, не раз использованные в других фильмах, и гораздо лучше воспроизведённые. Также возникает очень много непоняток по фильму: кто эти грабители, почему они выбрали именно дом Шелтонов, что им было нужно - это осталось висеть в воздухе. Режиссёр банально забил на детали которые б увеличили хронометраж, тогда бы фильм пошёл в несколько ином направлении, но у трагедии должны быть причинно-следственнные связи. и бегом перешёл к противостоянию главных героев сциопата-гения Шелтона и адвоката Райса. Однако полноценной картины какой-либо битвы или гонки на выживание между героями я не увидела: Шелтон полфильма 'дёргал' всех за ниточки как марионеток, он был выше них всех с самого начала, он -центр. Я больше увидела конфликт Шелтона с самим собой, отчаянный, одержимый, он в своей мести зашёл слишком далеко, лишь иногда в нём просыпалось, что-то говорившее : убивая других людей он не вернёт свою семью. Он не душевнобольной, он глубого несчастный человек, которму жестоко сломали судьбу, ему больше нечего терять в этой жизни, нечего искать, стимул нормльно жить пропал, а виноваты кто? Бездушные адвокаты- чиновники, бахвалящиеся процентами выигранных дел и думающих лишь о деньгах.
Джерард Батлер перетянул всё одеяло на себя в плане актёрской игры и вообще, он там -центр, актёр отлично справился с сложной, морально тяжёлой ролью. Люблю его и всегда любила.
Джейми Фокс - ни рыба, ни мясо, не вызывает ни желания болеть за него, ни полного какого-то неприятия. Очень плохо смотрел он в семейных сценах, наигранно, искуственно.
Насчёт финала. С одной стороны можно сказать, что он правильный и нам сказали: Америка в курсе несовершенства своей судебной системы и менять её не собирается, а кто пойдёт против - система проглотит, и плевать на какую бы-ни было человеческую трагедию.
Даже гоблина можно вспомнить: 'если ты плюнешь в общество -общество утрётся, а если общество плюнет в тебя - то ты утонешь.')
С другой стороны: концовка весьма слабая, обрубленная, учитывая такой неординарный сюжет, где можно так развернуться, такой лабиринт сюжетных ходов сотворить, что фильм запомнили бы надолго. (Жалко Клинт Иствуд не взялся за этот фильм). Если б Клайд торжествовал, это было бы сильно, это ж камень в нынешнюю систему правосудия, фильм вызвал бы множество нареканий, но режиссёр видимо не хотел фильма-скандала, чай не Майкл Мур, зачем воевать с кем-то чем- то, вот Грей и вспомнил о клише-концовках.
Но никак и хэппи-эндом фильм не заканчивается: Клайд зарвался в своих 'благих' намерениях настолько, что симпатизировать уже ему не хочется, слишком быстро успел транформироваться из положительного в отрицательного героя. А Фокс совсем не выглядит героем, спасителем города и даже примерным семьянином, он просто никакой.
Согласна с рецензией на одном сайте: «ЗГ» как локомотив поначалу на всех парах мчался к триумфу, но на пути завернул в глубокий тупик., и там и остался.
Должен был быть прорыв, но кто-то испугался и оного не случилось. жаль.
Лично, я бы назвала «ЗГ» фильм, в котором простому человеку взяли и сломали жизнь, как тростинку преломили, да ещё и морально надругались над ним. И главный виноватый здесь – режиссёр!
С чисто морально-нравственной точки зрения фильм очень жестокий.
Идея и начало у фильма, по-моему, просто отличные. Мы имеем гениального человека (во всяком случае, он нам таким подается), с обостренным чувством справедливости. И когда Система правосудия отказывается наказать преступников, убивших его семью (отказывается наказать именно убийцу – подельник, который просто стоял и «не мешал» приговорен к смертной казни, а «животное» убившее и насиловавшее свободно через 3 года и может жить в свое удовольствие) он просто «вынужден» нет, не мстить, если бы он хотел мстить, он бы переубивал пол города и жестоко расправился с семьями «виновных», чтоб они страдали, как он, нет, он «должен» «восстановить справедливость», «взять Правосудие в свои руки».
Хочет ли он этого? Нет, совсем нет, насколько проще и спокойнее ему было бы, если бы виновные понесли наказание по Закону.
«Пожалуйста, не заставляйте меня делать это, не заставляйте меня разбираться с ними самому» - просит он у адвоката-героя Джейми Фокса, который как раз и пошел на сделку с преступником, чтоб «закончить дело поудачнее», чтоб не портить себе послужной список, но тот не слышит его, не хочет слышать, куда важнее для него собственный статус, рейтинг по выигранным делам, продвижение по карьерной лестнице…
Момент, когда Клайд Шелтон уходит из зала суда – одинокая, сгорбленная фигура в сером плаще – один из самых тяжелых и запоминающихся в фильме.
Как же обидно, что сценарист фильма слишком быстро выдохся, что его фантазии, таланта и драйва не хватило на весь фильм. Вся сила и мощь его талант ушли на образ Клайда Шелтона. Плюс, что и Джерард Батлер отлично со своей ролью справился. А его речь на предварительном слушании – лучшая сцена фильма. Хотя вот идея с расчленением, по мне, явный перегиб и в фильм как-то не вписывается.
Но вот на Ника Райса (Джейми Фокс) и достойный финал у сценариста сил уже просто не хватило. Образ Ника Райса – абсолютно пустой и по ходу фильма никак не меняется, как это был упертый карьерист, трактующий Закон по своему усмотрению ради собственной выгоды и престижа и в принципе не ведающий о справедливости, таким он и остался. А когда в финале он говорит заветное для Шелтона «Я не иду на сделки с преступниками!», не знаю как кто, я в этом слышу только «Я не пойду на сделку с тобой, тупой неудачник, и то только потому, что я знаю, что у тебя под кроватью!». Он ни на маленькую толику не чувствует своей вины в сложившейся ситуации, он нисколько не проникнулся горем Шелтона, хотя у него у самого семья. Либо это и не было изначально задумано по сценарию, либо он так плохо сыграл. Можно, конечно, притянуть, что отсутствием у него сочувствия к Шелтону, авторы хотели показать человеческое безразличие – горе может разворачиваться на наших глазах, в условиях очень похожих на наши, а мы и не поймем, и не заметим – если это напрямую нас не касается, нам все равно. Только мне почему-то кажется, что у создателей это вышло случайно.
Очень не понравилось, что режиссер постоянно затягивал сцены убийств, в том смысле, что перед непосредственно смертью (выстрелом телефона, взрывом машин, обстрелом) имеется довольно длительный временной промежуток, когда мы знаем – вот сейчас эти герои умрут и в принципе представляем как и просто скучаем в ожидании. Причем эти смерти уже не претендуют на игру между героями – Шелтон не дает им шанса, как в эпизоде с адвокатом, он просто убивает их. Да и противоположная сторона не больно то старается ему противостоять, они просто сидят и ждут… От всего этого фильм заметно теряет в весе уже в середине – идет просто театр одного актера…
А появление мэра (персонаж – просто живой сгусток американского пафоса, с которым связаны все «выдающиеся» сцены вроде принятия присяги…) сразу же не оставляет никаких вариантов на альтернативное развитие событий – мишень идеальная, но убить таки ее – нонсенс для американского кинематографа…
И еще больше все портит абсолютно серая концовка. Клайд Шелтон преподносится нам, как гениальный стратег, министерство обороны США обращается к нему в самых сложных, неразрешимых ситуациях, чтоб он придумал нестандартный способ направленных устранений, в этом деле ему нет равных. И вот замысел этого вроде гениального человека раскрывает довольно посредственного интеллекта адвокат, причем по чистой случайности. Никакой работы мысли со стороны Ника Райса нам не показано, что делает его персонаж еще более непривлекательным. За этого героя не переживаешь, ему не желаешь победы, потому что он абсолютно точно ее не заслуживает.
При этом Шелтон явно переходит рамки, что его действия становится ну просто никак не оправдать, он превращается в настоящее чудовище… Для меня главная мысль заложенная создателями в этот фильм заключается не в том, что если пойдешь против системы, она тебя раздавит, а в том что если пойдешь против системы, неизбежно сам станешь монстром. Такое чувство, что, хоть в фильме и изобличают существующую Систему правосудия, министерство юстиций фильм явно перед выходом посмотрело и одобрило. Суть фильма – Да, наша система не совершенна и тяжело добиться справедливости законным путем через бюрократическую махину, но если Вы попытаетесь противостоять Ей, то превратитесь в монстра, в ужасное чудовище. Готовы ли Вы к этому? Вы готовы потерять душу? Вы сами себя уничтожите, это не будет подвиг, это будет самосожжение. А при такой постановке вопроса справедливость, как нечто благородное, просто растворяется… Этот фильм не против системы, он как раз за нее, он призван удержать благородных мстителей от тяги к справедливому возмездию…
А теперь снова от идеи к действу. Финал. Помните, когда в «Молчании ягнят» Ганнибал Лектер улетает на самолете, это добавляет фильму некого мрачного восторга, дает подъем прямо в конце фильма. Этот же фильм стремится вниз прямо пропорционально стремлению к концу и к финалу падает на самое дно беспросветной сюжетной ямы.
В одном из отзывов уже писали, об ожидании пули в лоб маленькой чернокожей девочке, я же до последнего была готова к взрыву ее виолончели… подобный финал пусть и был бы встречен с неодобрением, но, по крайней мере, встряхнул зрителей и позволил фильму вынырнуть из той ямы в которую он плавно скатился, жалко создатели побоялись.
О 'Законопослушном гражданине' сразу же после выхода было сказано не мало слов - в частности, его буквально стерли в порошок критики. Что не помешало рядовому зрителю высоко его оценить - немалый балл на imdb, и тем более здесь, на Кинопоиске, и хорошая касса - я отлично понимаю и ту, и другую сторону. Однако на мой взгляд, истина затаилось где-то в середине между двумя мнениями - как это обычно и бывает.
Сюжет картины - вот где кроется немало плюсов и минусов. Взять завязку - с первой минуты от экрана не оторваться, введено немало интересных персонажей, и автор порой затрагивает довольно интересные темы. Но потом сразу становится виден почерк Курта Уиммера - человека, который самую интересную тему может превратить в откровенный бред. Это мы хорошо знаем хотя бы по тому, как он снимает - 'Ультрафиолет' красноречивое тому доказательство. Так и тут, чем дальше, тем больше сюжет топчется на месте - и славу богу, в силу вступает грамотная режиссура опытного постановщика боевиков Ф. Гэри Грея.
Довольно нестандартные ситуации, никаких излишних соплей, а самое главное - отлично поставленный экшн. При не таком уж высоком бюджете(еще и учитывая состав), смотрится все действие просто шикарно - хватает и взрывов, и погонь. Напряжение поддерживается почти все время - при не таком уж и маленьком хронометраже, фильм пролетает незаметно. На кровь тоже не поскупились - безусловно запоминается сцена, где Шелтон кромсает своего сокамерника, и спокойно ложится отдохнуть.
Актеров можно тоже похвалить - Джейми Фокс с легкостью влез в шкуру окружного прокурора Ника Райса, ибо таких персонажей ему играть не в первой. Отлично знающей свое дело, почти всегда добивающийся жалаемого - он не ожидал получить себе в противники такого человека, как Клайд Шелтон. Роль которого блестяще исполнил Джерард Батлер - берущей свое даже не уровнем актерской игры, а потрясающей харизмой. Его герою сопереживаешь однозначно и до самого конца - пусть в своей борьбе с прогнившей системой он порой и заходил слишком далеко, убивая всех на своем пути. Колм Мини, буквально прописавшийся в ролях сотрудников полиции, и здесь очень кстати. Можно вспомнить еще про Лесли Бибб - но она едва успев раскрывшись, исчезает из сюжета. Что на мой взгляд было излишним.
Стратегия нашего мстителя сама по себе не на столько безукоризненна, как ее нам преподносят - я даже не буду начинать перечислять те факторы, которые в своем возникновении могли бы полностью уничтожить все планы Клайда. Хотя концепция непобедимого противника более чем удачная - но здесь реализованная крайне слабо. Что вероятно и привело в гнев критиков - мотивы Клайда, по началу столь очевидные, позже становятся довольно размытыми. Развязка, а именно раскрытие способа, с помощью которого герой Батлера убивал прямо из за решетки - весьма слаба. Как и финал, который вообще возмутителен - эдак можно было поступить и где-то в середине действия.
Интересно снятый и лихо смонтированный, да и к тому же украшенный приличным актерским дуэтом - помимо этого 'Законопослушный гражданин' к большему сожалению является обладателем очень неровного сценария, который приносит сюда немало минусов. К примеру такие, как отсутствие морали, присутствие штампов и некая невысказанность по поводу тех мыслей, которые были затронуты в начале - учитывая все это, ленту становится жаль еще больше. Так как потенциал превратится в нечто большее, чем в просто хорошо снятый триллер с элементами боевика, тут точно был - но как это часто бывает, создатели им просто не воспользовались им на полную.
Вечное противостояние одного человека против системы всегда заканчивается в пользу второго. Как показывает исторический опыт, человек как личность не имеет никаких преимуществ, он всегда будет слаб в глазах системы. Система - это барьер между добром и злом, грань между правдой и ложью, 'золотая середина' если хотите, гулять по которой 'ОЙ' как опасно. Не стоит шутить с ней, когда начинаешь думать, что выше системы, тебе принимать решение 'жить или умереть', ты явно становишься заложником собственного эго.
'Главное, понравиться присяжным'
Негласный закон. Закон тех кто хочет в него верить, кому это жизненно необходимо - подстудимому и его адвокату или наоборот... Что же поделать, когда все и всё против тебя? Выход есть, - пойти против всех тех кто был против тебя, так сказать экстренный выход. Ломая систему, вы разрушаете не что то бездушное, лишённое всего человеческого, нет это не так (!), вы губите людей. Люди в полной мере зависят от системы, они повинуются ей, они стали заложниками собственного детища - не паранойя ли это?
'От судьбы не уйдёшь!'
Избежать неизбежного - этим вопросом задаётся пожалуй каждый герой фильма. Размышляет над тем, что видит во всём какое то предзнаменование, видит пророческую мысль - действие, или на самом деле съезжает с катушек. Фильм получился очень честным, очень реалистичным (во многом благодаря потрясающей игрой главных героев). Тема, затронутая в картине, как нельзя больше основывается на моральные и духовные устои современного общества. Во многом духовная её сторона проявляется в казалось бы непригодной 'среде обитания' (в среде бюрократии). А вы думали что так не бывает?.. ну как же, каждый 'чёрный' адвокат в Америке истинно верит, что его направляет никто нибудь, а сам господь бог!
'Папа наказывает плохих'
Джейми Фокс в картине 'Законопослушный гражданин' сыграл чуть ли не лучшую роль, как бы это вам не казалось это сугубо личное мнение автора. Да-да, нельзя было обойтись в фильме без 'негра', хотя... Заботливый отец, верный муж - он 'святой'. Всё бы казалось хорошо, но так не бывает! Не может человек быть идеальным по сути, своими поступками, делами, порой даже мыслями мы все конечно не можем не сделать глупость или оступиться, тем более если ты адвокат. Само слово адвокат (не подумайте уважаемые читатели, что данный автор испытывает какую то личную неприязнь к адвокатам, просто Голливуд нам об этом так говорит, по средством кинематографа он выставляет их именно в таком свете) по сути стало именем нарицательным, невозможно в наши дни представить себе хоть чуточку порядочного адвокатишку. Все они ещё хуже тех, кого сами же защищают. Понимаете дело тут в чём, когда ты перестаёшь ощущать барьер между системой и человеком как личности, ты наделён властью, ты начинаешь ощущать себя всесильным, вот тут и появляется то что переворачивает твою 'сладенькую' жизнь вверх дном. Ты спотыкаешься на этом, теряешь равновесия и падаешь, но при этом ты цепляешь по пути и всех остальных (друзей, родных), дна не видно - значит падать ещё очень долго.
'Я законопослушный гражданин, я обычный парень'
История же второго героя, оппонента Джейми Фокса, история печальнее всех историй на свете (может это конечно и не так, но уж очень близко, что бы быть самой печальной). Отличная игра Джерарда Батлера, вряд ли кто то вообще представлял его себе таким, честно говоря небольшой шок. Теперь ясно раз и навсегда, ему очень идут роли этаких злодеев-гениев. Как уже сказал, судьбы этого героя не блещет радостью и весельем, он потерял близких себе людей (жену и дочку), теперь он готов мстить всем и каждому, теперь он оружие массового поражения.
В этом фильме не знаешь кому переживать, то есть сюжет выстроен так, что ты сопереживаешь обоим героям. И добро, и зло показаны так, что мораль можно вынести только одну: ИНЬ - ЯНЬ...
'Я поставлю всех на колени'
Если ты не можешь сделать себя счастливым, тогда сделай всех несчастными - именно этим руководствуется в картине герой Джерарда Батлера. Он начинает крушить всё и всех на своем пути следуя коварным планам и хитростью. Он очень умён, очень хитёр и изворотлив, каждый шаг его вымерен и перепроверен - не плохой соперник системе. У него (до поры, до времени) всё даже удачно складывается, бюрократы трясутся в своих тоненьких брючках, но, как обычно это бывает, система вновь одерживает верх.
'Плевать на его права!'
'Сломанная стрела падает в чужой огород'. Тема для широкой публики, пища для размышления. Многие вопросы подняты неспроста, надо бы тряхнуть наконец таки жирных чиновников, да так, чтобы у них из пятой точки песочек посыпался. Америка страна с великой правовой системой - это факт, но и там не без проблем как оказывается на самом деле.
Отличная режиссёрская работа Гэри Грея, отлично подобранная тема, отлично подобраны актёры, в общем все на своих местах. Хотелось бы отметить и сценарий Курта Уиммера, отличная работа. Новая, свежая струя в подобного рода жанре. Фильм смотрится на одном дыхании.
'Чтобы одержать победу, бейте в самое сердце врага'
Von Clausewitz
Финал именно такой. 'За что боролся, на то и напоролся!'
Фееричный конец рушит, сжигает всё на своём пути. Финал очень отличается от начала фильма (режиссёрская задумка), обескураживающее начало увенчается логическим заключением. Всё по делу!
Весьма интересный фильм. До последних тридцати минут. С которых начинается полнейший слив фильма. Причем классический такой слив, пафосный. Как будто на авторе сценария решили сэкономить, и конец он писал штампами, одной рукой, параллельно смотря телевизор и кушая. Такое часто бывает с многосерийными аниме, но здесь как такое можно было допустить - я не понимаю.
Не считая этих тридцати минут маразма, фильм получился интересным и ни разу не возникало желания прерваться или перекрутить - такое нечасто бывает в последнее время.
В первую очередь надо вспомнить, что идея самоправосудия поднимается довольно часто как в современном кинематографе, так и на телевидении. Однако, добавление в подобный сюжет некоего неуломимого гения делает фильм выделяющимся на фоне остальных, так как подобные примеры можно посчитать по пальцам. Лично мне вспоминается Декстер, ну и конечно культовый аниме-сериал Тетрадь Смерти. К сожалению тетрадка вспоминается не только из-за некой похожести главных героев, но и из-за убогой концовки сериала, которая, фактически перечеркнула всё, что было ранее. К сожалению так и здесь.
Весь фильм нам показывают великолепные сюжетные повороты, основанные на действиях главного героя, мстящего за свою семью и убежденного в том, что систему нужно менять собственными силами. Фактически на Батлере держится весь фильм, Фокс отходит на далекий второй план. Я не имею ввиду, что он плохо сыграл, актер то он шикарный, что доказал в Рэе, а просто роль такая. Его персонаж весь фильм носится с важным видом, пытаясь изобразить мыслительную деятельность, но в итоге битвы умов не получается. Нет, разумом он не обделен, но до такого гения как главный герой ему далеко.
И тем самым концовка становится полнейшей неожиданностью. Когда предыдущие полтора часа отличного действия беспощадно убиваются нелепым действием сценаристов. Это мог быть шедевр, а в итоге даже непонятно как оценивать. Если откинуть конец - безоговорочный шедевр не только среди психологических триллеров, но и среди фильмов вообще. А так остается только лишь разочарование.
Как известно, в каждом уважающем себя королевстве что-то должно быть не ладно. А у страны больших надежд и звездно-полосатого флага тоже есть своя непривлекательная и темная сторона. Глубоко уважаемая американцами судебная система дает сбой, и очередной преступник остается на воле, наслаждаясь жизнью и попивая пиво на диване. Ущемленный в правах законопослушный гражданин, в один день потерявший всю семью, становится на узкую дорожку мести, становясь и не хорошим, и не плохим, но определенно и безнадежно злым.
Главная интрига и некоторая изюминка «Законопослушного гражданина» заключается именно в отсутствии протагониста и антагониста, черного и белого в их привычном киносостоянии – абсолюте. Небезгрешен не только мститель Клайд Шелтон, но и нейтрально-неприметный прокурор Ник Райс, который вынужден бороться с последствиями своей ошибки десятилетней давности. Он просто делал свою работу, но в один момент, кажется, подзабыл, какая серьезная ответственность возложена на него. Этот персонаж имеет минимум отличительных черт и особенностей, и вызывает ровно такое же количество сочувствия. Шелтон же, разрываясь между умными и красивыми, имеет определенное моральное право на мщение, но использует его очень просто – наполняя Филадельфию реками крови и холмами из частей тел. Но чрезмерная жестокость и некоторое сумасшествие героя (особенно отличилась в этом плане сцена встречи Шелтоном полицейских в чем мать родила) заставляют зрителя отвернутся и от этого персонажа. Он не просто мстит определенному кругу виновных, но и грубо вторгается в жизни не причастных к делу людей. В стремлении создать новый тип отрицательного героя, эдакого харизматичного униженного мстителя, изобличающего пороки общества, создатели зашли слишком далеко. Вопрос «Who's bad?», невольно возникающий у зрителя, только озадачивает и лишает такого естественного удовольствия как сопереживание героям.
«Законопослушный гражданин» имеет много черт сходства со знаменитым «Семь». Так же изощренно и продумано, как когда-то Джон Доу, главный герой действует, находясь за решеткой. Кажется, что в его голове беспрестанно вращаются зловещие шестеренки, а планы выглядит безукоризненными и продуманными до мелочей. Такое же безумное чувство превосходства над погрязшим в пороке миром читается во всех действиях. Так же безжалостно он собирает пазл из чужих жизней. Но и игра Джерарда Батлера в данном случае далека от уровня Кевина Спейси, и фильм в общем не дотягивает до ленты Дэвида Финчера. «Гражданину» не хватает то неожиданных поворотов сюжета, то напряжения, то достоверности образов, то умения полностью захватить зрителя на почти двухчасовой хронометраж.
Несколько раз в фильме можно увидеть статую основателя города Филадельфия Уильяма Пенна на вершине здания мэрии. Он смотрит на современный город с немым укором, случайный гость из 17 века, времени, когда жизнь была иной и подчинялась другим законам. Создатели «Законопослушного гражданина» тихо, еле слышно обвиняют судебную систему США в отступлении от своих идеалов. Те, кто когда-то давно строили Америку, ужаснулись бы, увидев, что суд перестал быть честным и справедливым, прокуроры поступают так, чтобы причинить себе меньше беспокойства, а добропорядочные граждане становятся монстрами. Пенн смотрит сверху вниз на город своими бронзовыми глазами, удивленный нерешительностью и глупостью полицейских и юристов и тем безумием, которое царит вокруг. Но здесь нет ничего странного. Просто мир понемногу погружается в хаос.
Скажу сразу, фильм нормальный, не больше, не меньше. В нем нарушается большая проблема современного мира, но не дается ее решения, а скорее показывается чем может закончится старания изменить этот небезупречный мир. И последствия, как мы видим не очень обнадеживающие. Надо не убирать всех подряд, а изменять сознание людей. Но разве можно убрать такие человеческие качества как жадность, подлость, жестокость?
Сюжет интересный, не предсказуемый до самого конца. Джерард Батлер - как всегда безупречно! Джейми Фокс - нормально. К фильму нет никаких претензий. Но есть одно Но. И это концовка. Она сделана крайне не логично, то есть вызывает сомнения насчет ее правдоподобности и возможности такового вообще!
Во-первых, как адвокат и его напарник смогли перехитрить 'прирожденного стратега', который так мастерски убирал 'плохишей'?
Во-вторых, как те же самые адвокат и его друг смогли опередить Клайда по дороге к его убежищу? Это вообще невозможно, разве что они вызвали волшебника на вертолете.
Из фильма стоит сделать один вывод:
Мировой Ум не изменишь стараниями одного человеческого...
Вот вам несовершенная история практически доведенная до реализма. Такие фильмы не хочется, что б они заканчивались, всё время хочешь продолжения и дальнейшее развитие сюжета, так как этот самый сюжет цепкими лапами уволок тебя в свою несовершенную реальность.
Фильм рассказывает о системе судопроизводства которая слишком далека от совершенства и главный герой отчаявшись добиться правосудия начинает мстить системе а значит людям или как он их называет то коррумпированными чиновниками, то безответственными людьми которые должны отвечать за свои поступки.
Начало фильма отличное. Нет никакой тягомотины, все по делу, только то что понадобится дальше. Выглядит часто очень даже правдоподобно, да и суть то не в этом. Просто режиссер добился адекватного сочетания картинки и сценария, да и актеры его полностью поддержали в этом нелегком деле.
Дальше-больше. Проходит 10 лет. Казалось бы что такого? А 10 лет были потрачены с толком. Они самые 10 лет и пугают. За 10 лет можно было придумать все что угодно и все что угодно изобрести.
А потом нас ожидают точные, продуманные убийства, кое какой-даже смешной юмор, какие то несуразные разговоры о системе, о том кто как поступил в прошлом, в общем вся фишка когда всё это в одном фильме ты видишь на картинке и это всё тебе безусловно нравится.
Ну не пожурить концовку невозможно. Слабовато она выглядит на фоне всего остального действа, хотя кадр с огнём очень даже неплохой, но я ждал большего.