История, показанная в фильме не нова: месть человека, семью которого убили на его же глазах.
Первое непонимание вызывает сцена убийства: убивают жену и дочку главного героя, а самого главного героя лишь 'вырубают' ударом ногой в голову -- зачем таким головорезам лишний свидетель?
Но самое странное в фильме - мотивы действий Клайда. Желание отомстить убийцам понятно и здесь он оттягивается по полной. Кажется маловероятным, чтобы человек с таким умом не смог таким образом обустроить дела, чтобы не сесть в тюрьму. Клайд же не только садится, но еще и делает признание, чтоб засесть надолго. Раз уж затевать войну против правосудия, все-таки наверное это лучше делать на свободе.
Но самый главный вопрос, ответ на который не известен даже к концу фильма - что хотел главный герой в результате своих действий получить? Если наказать людей, причастных к тому, что главного преступника отпустили - зачем убивать людей к этому непричастных? Если целью было свержение всей судебной системы - то интересно было бы узнать как в его понимании это должно было выглядеть? На смену пришли бы другие люди и ничего не изменилось бы. Его месть больше похожа на бессильную злобу, что ребенка и жену не вернуть.
В целом, история рассказана интересно, скучных моментов нет.
Что мы знаем о силе разума, о возможностях человека? Думаем, что знаем много. И сто раз повторяем одно и тоже: 'Нет ничего невозможного!'. Однако, при виде гениальной работы мы говорим: 'Это невозможно!'.
'Законопослушный гражданин' рассказывает нам о человеке, потерявшим всё. Всё. Он потерял смысл жизни. В таких ситуациях есть два выхода. Первый - это покончить жизнь самоубийством. Второй - начать мстить.
Клайд Шелтон выбрал второе. Цель его жизни - это мстить всем, кто хоть боком замешан в потере всего, что имело для него ценность. Сначала мщение вполне объяснимое. А далее это переросло в безумие сумасшедшего в сочетании с гениальным разумом человека. которого ничего не остановит, даже тюремная решетка. Он заставил играть под свою дудку всех. Под словом 'все' я подразумеваю как раз-таки всех: обычные люди, государство, полиция...Одним словом гений. Его безумная месть доходит до немыслимых границ: он начинает мстить всем, каждому в городе.
Не сказать, что это потрясающая сила ума, будет неправильным. Даже если разум делает ужасные вещи. Фильм смотришь 'с открытым ртом' от восхищения от работы Клайда, главного героя. Правда, лучше этот фильм не смотреть слабонервным и нетерпеливым, потому что в продолжение всего фильма напряжённость витает в воздухе, так и норовит 'сесть' в твой мозг и взорвать его.
Что означает для родственников, когда виновные оказываются на свободе? Крах веры в справедливость? Возможно. И если есть силы, остается только взять правосудие в свои руки, что персонаж Джерарда Батлера и делает.
Фильм заинтересовывает. Предлагает проследить за развитием событий и решением головоломок. Определить не только мотивы Клайда, но и предположить его план. Режиссер предлагает хорошую завязку. К слову Джерард Батлер хорошо проявляет себя в роли «борца» с системой, поэтому завязка получается интересной. И даже середина держит динамику. Нет времени задумываться, режиссер использует разные хорошие приемы для этого. При всем этом из персонажей Клайд единственный, кто выглядит живым. Он переживает, меняется в настроении, впадает в безумие. Остальные исполняют роль статистов, но это не сильно огорчает.
В какой-то момент режиссер решает смешать все в кашу и бросая детективную историю, переводит все в социально-политическую драму. За короткий период мы видим совершенно не логичное развитие финала, штампы, нравоучительные диалоги и победу продюсеров над здравым смыслом картины. Омрачает впечатление, не потому что такого быть не может, а ввиду интересной завязки и возможности сделать из этого стоящее. К тому же совершенно не ясна общая мораль картины. Режиссер приводит цитату Карла фон Клаузевица «Война ведется до победы и точка», сам при этом пользуется только окончанием – ставит точку, не выигрывая войну. А побеждает только Джерард Батлер как актер.
Но он несет какую-то не ту мысль зрителям. Мысль типично американская: как человек, ты, можешь быть, и прав, но закон и его представители правее.
Почти весь фильм герои торгуются. И только главный персонаж понимает, что каждый блюститель закона в душе торговец, потому что это принципиальная американская жизненная позиция. Почти как закон. И главный персонаж умело пользуется этим, потому что им, как раз, двигают чувства.
Остальные же - винтики американского образа жизни.
В общем, кино на один раз. И не зря такой низкий рейтинг критиков. Потому что была возможность, к сожалению, упущенная, легко сделать этот фильм совсем иным.
Я не пожалел, что посмотрел, потому что вынес совсем не ту мысль, которую старились донести до зрителя авторы.
Это фильм о добре, побеждающим зло, о торжествующей справедливости… конец тому подтверждение. Весьма противоречивый фильм. Что можно сказать хорошего? Безусловно, сценарий заслуживает похвалы. По меньшей мере его первая половина.
Динамика фильма заставляет (даже не заставляет, как-то само собой получается) погрузится в него с головой. Новые улики, филигранно совершенные убийства, великолепная развязка… вобщем все, как надо.
Игра актеров. Так как нужно. Никто другой уже не представляется. Джейми Фокс и Джерард Батлер превосходно подходят на главные роли. Чернокожий полицейский и брутальный защитник семьи, постепенно превращающийся в фанатика в борьбе против несправедливой судебной системы.
Саундтрек. Он почти “незаметный”. То есть он не перебивает впечатления, поддерживает атмосферу, создает общее настроение и …т. д. Замечательный финал. Такой, какой нужен.
Но… Нн объявил войну испорченной реальности. Можно ли было наказать зло меньшим количеством смертей?! Я уверена – да! Если с первыми двумя убийствами я согласна в абсолютной мере, если третья заставляет восхищаться интеллектом, то четвертая и последующие выглядят, как страшные грехи отчаявшегося человека. (Не зря же в фильме фигурирует Библия)…
Погибают люди, возможно, даже не причастные к данному делу в той степени, за которую они могли бы поплатиться жизнью. Здесь я увидела явно зашкаленную за грань оправданного возмездия месть. Сопереживания главному герою не покидали меня до самой развязки, но, как говорится, за всё надо платить.
Ник пришел на концерт… Да и каждый участвующий в этом деле вынес для себя определенный смысл. Ещё раз о финале. Он непредсказуем, хотя и ожидаем. В какой-то мере добро в какой-то мере победило, пройдя через черный тоннель потерь к свету справедливости.
“Я объявил войну вот этой….испорченной реальности...”
“Так что же..передоговориться?” – “Я больше не договариваюсь с убийцами, Клайд, …благодаря тебе.”
Несмотря на бред в последней трети и наспех сляпанный финал,
Философия фильма круто меняется после гибели ни в чем не повинной помощницы прокурора. Уж эта девочка точно хотела быть честной. Она даже пожертвовала личной жизнью ради справедливости.
На самом деле, обычная библейская история, до неузнаваемости закамуфлированная зубодробительными примочками. Христос пожертвовал собой ради того, чтобы человечество хоть что-то начало соображать. Так и здесь: пока не пролилась по-настоящему невинная кровь, ни один работник правосудия даже не задумывался о жертвах. Двое убийц, уголовник в камере, циничная паучиха-судья... Но вот погибла просто добрая, милая и хорошая девочка. И тут тараканы закопошились при внезапно включенном свете. Вот удивляюсь: неужели со времен Раннего Средневековья больше других тем для постановок нет, кроме евангельской истории?
Что мы, собственно, имеем на поверку? Есть преступное равнодушие, коррупция, система, изначально зашедшая в тупик, и... Учитель. Который в результате добился того, чего хотел. Не мир я вам принесу, а меч. И достучался, наконец, до твердолобого, убедившего самого себя в своей неизбежности циника, выпускающего на свободу убийц и казнящего невиновных. Натурального прокурора-прокуратора. Ох, даже самому скучно стало...
А то, что без кровопускания человечество не способно адекватно воспринимать реальность, это давно известно. Мы будем купаться в своих иллюзиях до последнего момента, пока не грянет гром. Мы даже устроим пир во время чумы. Ну, так уж устроен человек. Иными словами, коммунизм мы таким макаром еще долго не построим. И надежда только на эволюцию.
Вчера вечером решил посмотреть “Законопослушный гражданин”. Во время просмотра все было круто: и эмоции, и переживания, и желание узнать, чем все закончится. Но это было во время просмотра (ну + часов ~5 после него…). Вот и получается, что фильм интересен всего 7 часов…
Но это пессимизм. На самом деле, фильм очень хороший. Тут вам и Джерард Батлер (опять зек), который отыграл просто великолепно, и Джэйми Фокс, роль которого не так выделяется, по сравнению с его другими, но и не плоха. Тут и сюжет и стиль, которые одинаково хороши и “безжалостны”. Но, конечно, главное тут не это. Противостояние этих людей, идей, за которые они сражаются - это и есть вся история этого фильма. Не густо, кажется, да и видели мы это уже… Но. Тут у нас особый случай! Все это подано как “месть любящего отца”. И тут-то и удивляет Батлер. Необычная для него роль, и превосходное ее исполнение - главная “фича фильма”, на которую надо смотреть, а не читать в отзывах. Собственно и все. Ближе к концу начинаются наводки на то, что Клайд - супергерой, и продумал он все заранее, бла-бла-бла. Остальное, как я уже написал - мы видели. (Можете еще раз прочитать первые строчки).
Вечное противостояние одного человека против системы всегда заканчивается в пользу второго. Как показывает исторический опыт, человек как личность не имеет никаких преимуществ, он всегда будет слаб в глазах системы. Система - это барьер между добром и злом, грань между правдой и ложью, 'золотая середина' если хотите, гулять по которой 'ОЙ' как опасно. Не стоит шутить с ней, когда начинаешь думать, что выше системы, тебе принимать решение 'жить или умереть', ты явно становишься заложником собственного эго.
'Главное, понравиться присяжным'
Негласный закон. Закон тех кто хочет в него верить, кому это жизненно необходимо - подстудимому и его адвокату или наоборот... Что же поделать, когда все и всё против тебя? Выход есть, - пойти против всех тех кто был против тебя, так сказать экстренный выход. Ломая систему, вы разрушаете не что то бездушное, лишённое всего человеческого, нет это не так (!), вы губите людей. Люди в полной мере зависят от системы, они повинуются ей, они стали заложниками собственного детища - не паранойя ли это?
'От судьбы не уйдёшь!'
Избежать неизбежного - этим вопросом задаётся пожалуй каждый герой фильма. Размышляет над тем, что видит во всём какое то предзнаменование, видит пророческую мысль - действие, или на самом деле съезжает с катушек. Фильм получился очень честным, очень реалистичным (во многом благодаря потрясающей игрой главных героев). Тема, затронутая в картине, как нельзя больше основывается на моральные и духовные устои современного общества. Во многом духовная её сторона проявляется в казалось бы непригодной 'среде обитания' (в среде бюрократии). А вы думали что так не бывает?.. ну как же, каждый 'чёрный' адвокат в Америке истинно верит, что его направляет никто нибудь, а сам господь бог!
'Папа наказывает плохих'
Джейми Фокс в картине 'Законопослушный гражданин' сыграл чуть ли не лучшую роль, как бы это вам не казалось это сугубо личное мнение автора. Да-да, нельзя было обойтись в фильме без 'негра', хотя... Заботливый отец, верный муж - он 'святой'. Всё бы казалось хорошо, но так не бывает! Не может человек быть идеальным по сути, своими поступками, делами, порой даже мыслями мы все конечно не можем не сделать глупость или оступиться, тем более если ты адвокат. Само слово адвокат (не подумайте уважаемые читатели, что данный автор испытывает какую то личную неприязнь к адвокатам, просто Голливуд нам об этом так говорит, по средством кинематографа он выставляет их именно в таком свете) по сути стало именем нарицательным, невозможно в наши дни представить себе хоть чуточку порядочного адвокатишку. Все они ещё хуже тех, кого сами же защищают. Понимаете дело тут в чём, когда ты перестаёшь ощущать барьер между системой и человеком как личности, ты наделён властью, ты начинаешь ощущать себя всесильным, вот тут и появляется то что переворачивает твою 'сладенькую' жизнь вверх дном. Ты спотыкаешься на этом, теряешь равновесия и падаешь, но при этом ты цепляешь по пути и всех остальных (друзей, родных), дна не видно - значит падать ещё очень долго.
'Я законопослушный гражданин, я обычный парень'
История же второго героя, оппонента Джейми Фокса, история печальнее всех историй на свете (может это конечно и не так, но уж очень близко, что бы быть самой печальной). Отличная игра Джерарда Батлера, вряд ли кто то вообще представлял его себе таким, честно говоря небольшой шок. Теперь ясно раз и навсегда, ему очень идут роли этаких злодеев-гениев. Как уже сказал, судьбы этого героя не блещет радостью и весельем, он потерял близких себе людей (жену и дочку), теперь он готов мстить всем и каждому, теперь он оружие массового поражения.
В этом фильме не знаешь кому переживать, то есть сюжет выстроен так, что ты сопереживаешь обоим героям. И добро, и зло показаны так, что мораль можно вынести только одну: ИНЬ - ЯНЬ...
'Я поставлю всех на колени'
Если ты не можешь сделать себя счастливым, тогда сделай всех несчастными - именно этим руководствуется в картине герой Джерарда Батлера. Он начинает крушить всё и всех на своем пути следуя коварным планам и хитростью. Он очень умён, очень хитёр и изворотлив, каждый шаг его вымерен и перепроверен - не плохой соперник системе. У него (до поры, до времени) всё даже удачно складывается, бюрократы трясутся в своих тоненьких брючках, но, как обычно это бывает, система вновь одерживает верх.
'Плевать на его права!'
'Сломанная стрела падает в чужой огород'. Тема для широкой публики, пища для размышления. Многие вопросы подняты неспроста, надо бы тряхнуть наконец таки жирных чиновников, да так, чтобы у них из пятой точки песочек посыпался. Америка страна с великой правовой системой - это факт, но и там не без проблем как оказывается на самом деле.
Отличная режиссёрская работа Гэри Грея, отлично подобранная тема, отлично подобраны актёры, в общем все на своих местах. Хотелось бы отметить и сценарий Курта Уиммера, отличная работа. Новая, свежая струя в подобного рода жанре. Фильм смотрится на одном дыхании.
'Чтобы одержать победу, бейте в самое сердце врага'
Von Clausewitz
Финал именно такой. 'За что боролся, на то и напоролся!'
Фееричный конец рушит, сжигает всё на своём пути. Финал очень отличается от начала фильма (режиссёрская задумка), обескураживающее начало увенчается логическим заключением. Всё по делу!
Итак, чем прежде всего впечатлил «Законопослушный гражданин», так это двумя своими сюжетными составляющими, которые позволят зрителю и ожидаемый им триллер увидеть и даже неожиданно в чувства других и в реальность происходящего заглянуть.
С триллером собственно все и так понятно – настоящая война в стиле «один против всех», которую тот самый законопослушный гражданин начал против убийц своей семьи, по пути проучив не слишком рьяную судебную систему. При этом как его план, как его титанический труд по его осуществлению (десять лет с начала жутких событий оказывается прошли очень даже не зря, хотя при просмотре увидев столь впечатляющий срок не возможно не удивиться: «А чего собственно он ждал?»), так и кровавая реализация плана мести (а по совместительству урока правосудию) вышли проработанными и впечатляющими как по части закрученности сюжета, так и выдумкой главного героя и кровавостью его действий в кадре (которую почти не показали, но хотя бы сам факт наличия и упоминаний в разговорах героев).
Начало же фильма, на фоне полностью триллерского общего действия, отличилось сочувствием главному герою – и это касается не только общей ситуации (смерть близких и фактически не наказанный убийца), но и облика героя, в котором видится не крутой предводитель Спартанцев и не подготовленный боец, вынужденный играть на свою жизнь в жестокой игре, а обычный земной парень (хотя бы до поры до времени). Плюс то самое судебное разбирательство и более поздние общие разговоры в среде адвокатов-прокуроров заставляет зрителя взглянуть по-новому на судебную систему, ведь обычно о таких правовых перипетиях если и догадываешься, но все равно как-то не задумываешься, а тут нам в лоб все это покажут в лучшем свете тяжелой ситуации и характеров персонажей жертв, убийц, и их правовых защитников в суде.
Знакомыми лицами картину не обделили. Джерард Батлер сыграл законопослушного гражданина вставшего на путь мести, и самое интересное, что зритель (по крайней мере, один уж точно) будет именно на стороне этого персонажа, чтобы тот не делал: от его вполне понятного издевательства над убийцами и до уже не такого оправдательного преследования адвокатов. Джейми Фокс сыграл его антипода со стороны представителей власти, а Колм Мини, Брюс МакГилл (имена не знакомые, но лица где-то там встречавшиеся не раз) и красавица Лесли Бибб ему в этом деле помогут. Реджина Холл была замечена в маленькой роли жены героя Фокса – ничего особенного, просто раньше она у меня ассоциировалась только с пародийными комедиями, а тут ординарная и не смешная роль обывателя.
Итог: закрученный в сюжетном плане впечатляющей мести, но не теряющий на своем продуманном пути сочувствия к герою Джерарда Батлера, триллер «Законопослушный гражданин» хоть и не добрался до вершин жанра, но припас для зрителя вполне достойное зрелище, как в плане персонажей, так и в плане отражения реальности на фоне жестоких событий и смертельной игры между прокурором и его бывшим подопечным.
- Но они же виновны. И вам это известно.
- Дело не в этом, а в том, что я смогу доказать.
В творчестве режиссера Ф. Гэри Грея уже был фильм, в котором один «законопослушный гражданин» в лице Вина Дизеля расправлялся с бандитами за убийство близких ему людей. Фильм тот был не сказать что провальный, просто тривиальный боевик, снятый в традициях 90-х. Видимо осознав причины провала данной картины, режиссер решил снять фильм на схожую тему, усложнив структуру сюжета, подняв в фильме несколько актуальных вопросов на тему правоохранительный системы и смертной казни в Соединенных Штатах, а главному герою сценарист поставил цель не только наказать виновных по всей строгости, но и поставить под сомнение способности представителей закона в сдерживании порядка на улицах города пока персонаж Джерарда Батлера находится в заключении.
В итоге, герой Джерарда Батлера из убитого горем добропорядочного семьянина превращается в жестокого мстителя с изобретательностью Конструктора из сериала «Пила» и холодным расчетом своего грандиозного плана подобно того, что был у Джона Доу фильме «Семь». При этом фильм держит в напряжении добрую часть фильма, иногда ловишь себя на мысли, какой сюрприз Клайд Шелтон преподнесет, растерянному герою Джейми Фокса и его команде сослуживцев. Расправы с теми, кто виновен в сложившейся трагедии изощрены, неожиданны и жестоки, но одновременно они не так фантастичны, как в «Пиле» и смотрятся весьма правдоподобно. Одновременно режиссер отлично передает нарастающее с каждой минутой состояние угрозы, в котором приходится находиться помощнику окружного прокурора Нику Райсу.
Но все-таки до лучших представителей жанра (таких как Жажда Смерти с Чарльзом Бронсоном) фильм не дотягивает, чтобы не быть проходным зрелищем фильму не хватает самого малого, все портит шаблонный и притянутый за уши финал. В нем столько логических дыр и неувязок, что приводит к мысли, то, что режиссер передумал снимать остросоциальное кино о несовершенности правоохранительной системы и тех несчастных, кто пострадал от нее, а решил свести все к неубедительному сугубо 'правильному' финалу.