Рассерженный гражданин объявляет войну системе уголовного правосудия. Фильм был номинирован за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль. Для создания аутентичной атмосферы использовали тюрьму Бродмидоу и здание мэрии Филадельфии.
Борьба героя-одиночки с системой, это отдельный жанр кинематографии затрагивающий государственные институты власти.
Герой Джерарда Батлера направляет “праведный” гнев и ярость “библейского масштаба” не только на убийц и насильников, но и на исполнителей надзора, чья функция и задача - это защита прав и свобод гражданина.
Главная тема кинофильма косвенно указывает на волю господствующей элиты, но зацикливается на жестоком пути “линчевателя”. Отказавшись от протоганизма, отравленный горем муж и отец вступает в дискурс с представителем исполнительной власти - Джейми Фоксом, который озабочен не соблюдением законности, а своими 96-ю процентами обвинительных приговоров. Для него, трагедия человека - это всего лишь сухая статистика в амбициозном восхождении к вершинам тщеславия.
Большая часть картины увлекает событиями и неожиданными поворотами и “крестовый поход” против коррупции и равнодушия чувствуется близким и понятным. Но интеллект “домашнего террориста” захлебывается в беспощадной мести; его позиция обоснована, но лишена главной цели, опуская занавес бесконечного ада страдающего отца.
Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда кто-либо по отношению к нему поступал несправедливо. Какие эмоции первоначально приходят в голову в таких случаях? У всех по-разному. Кто-то считает, что нужно уметь прощать. Кто-то считает, что нет смысла доказывать свою правоту. А кто-то попадает в такую ситуацию, когда простить очень трудно и ему хочется доказать свою правоту не только на словах, но и на деле. Только зачастую, слепо пытаясь доказать свою правоту, этот кто-то может поступить несправедливо ещё по отношению к кому-то третьему и тогда понятие справедливости может потерять свой первоначальный смысл. Видимо, отчасти об этом и повествует вышедший в 2009 году фильм 'Законопослушный гражданин'.
Клайд - примерный семьянин. Хороший и любящий муж и отец. Он ничем не выделялся из общества до переломного момента своей жизни, пока в его дом не ворвались двое вооруженных людей в масках, не связали его и не убили жестоким образом семью прямо у него на глазах. Убитый горем и потерявший почву под ногами Клайд обращается к системе правосудия в лице генерального прокурора в надежде на восстановление справедливости. Но несмотря на очевидность ситуации и все доводы Клайда, генеральный прокурор решает пойти на сделку с убийцами, что окончательно разрушает мир Клайда и его веру в справедливость и людскую добродетель. Он решает взять правосудие в свои руки и начинает мстить самым жестоким образом всем, кто причастен к убийству его семьи: начиная от тех, кто напрямую ворвался в его дом и лишил жизни близких и заканчивая представителями закона, призванными не допускать подобное и защищать жизнь и права граждан, но при этом наплевавших на свое призвание и закрывших глаза на убийство его семьи и им подобных.
Актерский состав подобран очень удачно. Особенно - Джерард Батлер, он в принципе является одним из самых любимых и уважаемых мной актеров, но для этой роли он практически идеальный кандидат и сыграл на все сто. Также стоит отметить Джейми Фокса, Лесли Бибб и Брюса Макгилла, они сыграли свои роли вполне убедительно, как и второстепенный состав.
Относительно фильма, то каждый, посмотрев его, сделает свои собственные выводы, исходя из того, как он оценит действия главных героев. Кто-то возможно скажет, что никто не имеет права на то, чтобы брать правосудие в свои руки и собственноручно лишать жизни других людей, с чем я согласен. А кто-то скажет, что Клайд поступил так, потому что к этому его привела система и его мотивы понятны и близки зрителю, с чем я тоже согласен. Я не утверждаю, что главный герой на протяжении всего фильма поступает абсолютно правильно и что все, кого он лишил жизни, заслужили этого, нет. Но его мотивы мне хорошо понятны и категорично осудить его я не могу. Во время просмотра я очень сопереживал ему, не смотря на все его поступки, ведь разве государство и закон поступили с ним гуманно? Нет и отрицать это или доказывать обратное нет смысла. Подобных ситуаций хватает и в жизни, когда судебная система, призванная служить и защищать жизни и права граждан, превращается в 'бездушную машину' и хладнокровно разрушает их, ссылаясь на статьи в законах, жонглируя ими в свою выгоду. Но, кажется, представители этой системы забывают, что они тоже люди и порой механические действия согласно инструкциям и предписанным законам - это не совсем то, для чего они призваны. Порой просто нужно поступать по совести.
Я не буду оправдывать героя Батлера, дабы меня не обвинили в рекламе и поощрении линчевания и мести.
Но скажу, что система не безупречна (я сейчас не именно про судебную, а про все: медицина, образование и т.д.), везде, во всем мире и такой делаем её именно мы сами. Мы сами способствуем ее продажности своими казалось бы незначительными действиями, поэтому чтобы подобных случаев было меньше, нужно просто прекратить так поступать.
Что насчёт фильма, то повторюсь: каждый поймет его по-своему, исходя из своих убеждений. Лично в моем понимании, 'Законопослушный гражданин' - это очень важное кино с глубоким и значимым социальным посылом. Поэтому:
Джерард Батлер к 2009 году уже был достаточно популярен. Голливудский актер шотландского происхождения к тому времени уже успел сыграть главные роли в таких фильмах, как '300 спартанцев', 'Выкуп', 'Рок-н-рольщик' и 'Голая правда', что доказало его талант профессиональную разноплановость в выборе ролей. Однако выход в прокат 'Законопослушного гражданина' окончательно утвердил актера в Голливуде и помог ему обрести ещё большую популярность.
Картина повествует об обычном мужчине, семьянине по имени Клайд. До определённого момента он не выделялся из общества и ничем не отличался от любого другого среднестатистического жителя своего города или страны. Но, однажды, случается ужасное и непоправимое: в дом Клайда вламываются двое вооруженных людей в масках, связывают Клайда и его семью, и в результате его жена и дочь мучительным способом погибают от рук нападавших. Клайд, будучи морально разбитым после произошедшего, в отчаянии обращается за помощью к окружному прокурору, надеясь, что убийцы его семьи будут наказаны после столь зверского поступка. Но все надежды Клайда разбиваются, когда прокурор, не смотря на очевидность ситуации и все доводы человека, потерявшего семью, решает пойти на сделку с убийцами. Тогда Клайд решает взять правосудие в свои руки и начинает мстить всем, кто причастен к убийству его семьи: начиная от тех, кто лично ворвался в его дом и лишил жизни близких и заканчивая теми продажными сотрудниками прогнившей судебной системы, что лишили самого Клайда веры в систему правосудия и закон и тем самым наплевали на могилы его близких и им подобных.
Джерарда Батлера очень уважаю, он один из моих любимых актеров, поэтому данный фильм не мог оставить без внимания.
Фильм неоднозначный, потому что каждый, посмотрев его, сделает свои собственные выводы, исходя из того, как он оценит действия главных героев. Кто-то возможно скажет, что никто не имеет права на то, чтобы брать правосудие в свои руки и собственноручно лишать жизни других людей, но мне интересно, рассуждал бы так этот кто-то, будь он на месте главного героя? Сильно в этом сомневаюсь.
Я не говорю, что герой Батлера делает все абсолютно правильно и что все, кого он лишил жизни, заслужили этого. Но его мотивы и поступки мне абсолютно понятны и я не могу его категорично осудить. И более того, признаюсь честно, во время просмотра я сопереживал в основном Клайду, не смотря на все его поступки. Потому что такая ситуация могла случиться и в жизни. Я про то горе, что случилось с главным героем и про то, как отреагировала на эта судебная система, призванная якобы восстановить справедливость. Ведь разве государство и закон поступили с ним гуманно? Нет и отрицать это или доказывать обратное нет смысла. Так что я не буду говорить о том, кто прав или нет, дабы меня не обвинили в агитации правильности личной вендетты и собственноручного правосудия. Я остаюсь при своем мнении и никому его не навязываю.
Лучше я скажу следующее: судебная система не безупречна, как и все социальные инфраструктуры (образование, медицина и т.д.) в любой стране и поэтому давайте просто не будем способствовать их загниванию и продажности своими действиями, ведь зачастую казалось бы незначительными поступками мы сами делаем их такими.
А что, касается фильма, то как я уже говорил, каждый поймет его по-своему. Я его понял как очень сильное жизненное кино с глубоким смыслом и значимым социальным посылом.
Каждый из нас, наверно, хотя бы однажды задавался вопросом: что делать, если правосудие не справляется со своими обязанностями? Кого-то возмутила история кота, замученного пьяными извергами, кто-то был поражен судьбой девушки, севшей в тюрьму за убийство насильника. В фильме Гэри Грея 'Законопослушный гражданин' показана ситуация, которая, пожалуй, заденет каждого. Главный герой, Клайд Шелтон (Джерард Батлер), теряет жену и дочь в результате нападения на его дом вооруженных негодяев. Но преступники, хоть и пойманы, не получают по заслугам - адвокат заключает с ними сделку, и вот уже один из убийц оказывается на свободе вопреки любой человеческой логике.
Что остается Клайду, для которого нормальная жизнь закончилась со смертью его близких? Чего хочется практически любому обывателю, который читает подобные сценарии несправедливости в прессе? Правильно - отомстить.
Клайд выжидает ни много ни мало - 10 лет. Основательно готовится, выкупает недвижимость, мастерит бомбы и ловушки, предугадывает действия полицейских и властных структур. И вот - смертельная машина запущена. Никто не уйдет из этой резни живым - ни жестокий маньяк, ни продажный адвокат, ни невнимательный судья.
Фильм, с одной стороны, поднимает серьезные проблемы, характерные для нашей страны, возможно, куда как более, чем для США. Беспринципность судебной системы, меркантильность представителей власти, продажность всего и вся. Вопрос поистине достойный Достоевского - имеет ли право один, отдельно взятый гражданин вершить суд, если правосудие бездействует? Как говорится, тварь ли я дрожащая или право имею?
С другой стороны, 'Законопослушного гражданина', несмотря на большое количество действительно жестоких и кровавых эпизодов, просто приятно и интересно смотреть. Мало того, что предугадать новые ходы Шелтона абсолютно невозможно (благодаря этому картина 'не отпускает' с первого и до последнего кадра, изобилуя невероятными поворотами сюжета) - думаю, каждый, кто хотя бы однажды задумывался о царящей вокруг несправедливости, аплодировал поступкам главного героя, удовлетворяющего желание мести каждого из нас.
Культовая остросоциальная картина Феликса Гэри Грея рассказывает невообразимо животрепещущую историю мести отдельно взятого человека всей системе правосудия, прогнившей до основания.
Герой Джерарда Батлера решает взять себя в руки после страшной трагедии в его семье. Однако целеустремлённость далеко идущих планов заводит мужчину за границы здравого рассудка. Ведь его вендетта вскоре начинает пожирать своего носителя изнутри, срывая все ограничения морально-этического характера. Да, главной герой легко ассоциируется со всеми нами. Каждый из нас, находясь в его положении, желал бы того же безжалостным преступникам, коррумпированным адвокатам и продажным судьям. И всё же грань между желанием наказать всех нечестивых виновных и полным истреблением представителей власть имеющих должна оставаться в неуклонимом равновесии. Иначе герой станет порождением зла, испепеляя всё самое хорошее внутри себя.
Конечно, 'законопослушный гражданин' затеял заведомо проигрышную игру с целой системой. Прекрасным кинематографическим примером, похожим на рассматриваемую ленту, выступает именитая картина 70-х 'Три дня Кондора'. Система безлика, бесчеловечна и непобедима. Для того чтобы изменить положение дел необходимо встать на борьбу с ней объединёнными силами. Найти сообщников, неравнодушных к общечеловеческим проблемам, и вместе планомерно свергнуть опыстылевшую действительность. Не сказки ли это? Можем ли мы на что-то повлиять? Или всё решено за нас?
Как итог, 'Законопослушный Гражданин' - остросюжетная драма об отчаявшемся человеке, который находит возможность вскрыть оболочку могучей системы, используя жёсткие методы для достижения желаемой цели. Однако останется ли он Человеком, завершив свой личный крестовый поход?..
Если авторы ставили задачу унизить систему правосудия, то это им удалось на 5+. Для такого изощренного глумления тоже требуется талант и сила такого таланта доказывается и солидными кассовыми сборами и множеством теплых эмоциональных отзывов коими был награжден данный киношедвр.
Кино, как и любое искусство, призвано отвечать нравственным и эстетическим потребностям. Этот фильм, как раз, из разряда тех, который отвечает им в полной мере и для своей любительской ниши, является образцом кинематографической эстетики. Любой неискушенный зритель сможет найти для себя что то близкое и радующее глаз. Тут есть все - и жестокая расправа над злодеем с отрезанием конечностей и издевательство над судьями и прокурорами, захоронение заживо продажного адвоката, расстрел из противотанкового орудия машины набитой копами, заминирование мэрии с целью теракта - все это очень весело и жизнеутверждающе.
'Юриспруденция - гибкая наука', но это ни что по сравнению с тем, как она умеет прогибаться под пером голливудских сценаристов. Конечно, такая расправа над 'испорченной системой' - из разряда фантастики, но какое это имеет значение, когда в дело вступает Джерард Батлер. Для такого деликатного дела требуется соответствующий герой, способный из любой испорченной реальности сделать красочное шоу. Хотя, видно, что не очень уютно он чувствовал себя в этой роли, ну да ладно. Посмотреть стоит.
Если наше общество не будет жить по общепринятым нормам и правилам, то оно довольно быстро скатится в абсолютную анархию, ни во что не ставящую человеческую жизнь. Людям просто необходимы определенные правила и ограничения, гарантирующие безопасность, возможность развития и уверенность в собственном будущем. Однако нельзя не признать, что в любой системе есть изъяны, которые не получается так просто ликвидировать. Будь-то демократия или тирания, везде отыщутся свои неоднозначные моменты, которые заставят толпу негодовать. Наибольшей критике вне зависимости от времени, страны и территории зачастую поддается механизм судебно-следственной системы, который вынужден довольно часто идти на совершенно неподобающие для определенных сторон компромиссы и порой выносит совершенно несправедливые решения ввиду нехватки доказательств, субъективного человеческого фактора или банальной спешки, подстегиваемой желанием общественности как можно быстрее покончить с резонансным делом. Безусловно, система наказаний далеко не идеальна, к ней справедливо выносятся едкие претензии от неудовлетворенных, коих по всему миру набралась уже целая армия, и тем не менее убери нормы закона и права из обихода рядовых, законопослушных граждан, и начнется та самая анархия, опасность которой на самом деле осознают далеко не все. Можно бесконечно долго спорить о том, как подправить ту или иную норму права, кого усадить в зал присяжных и на место судьи, но необходимо признать, что закон необходимо соблюдать, и в некоторых случаях изо всех сил сдерживать свою ярость, чтобы самолично не перейти границы, которые не следует. Безусловно, вопрос закона, права и морали сложен, и в Соединенных Штатах он также стоит весьма остро. А потому ленте режиссера Ф. Гэри Грэя 'Законопослушный гражданин' была просто обязана оказаться у всех на слуху и заставить людей вновь сойтись в дебатах, которые должны в конце концов привести все горячие сердца к пониманию единственно верной истины, позволяющей общество держаться на ногах даже в моменты самых жестких потрясений.
Непосредственно сюжет фильма знакомит нас с Клайдом Шелтоном (Джерард Батлер), тем самым законопослушным гражданином, который никак не ожидал тех потрясений, которые буквально свалятся ему на голову и заставят раз и навсегда пересмотреть все свои моральные ценности. Столкнувшись с ввалившимся в его дом преступниками, Рупертом Эймсом (Джош Стюарт) и Кларэнсом Дарби (Кристиан Столте), опытный и физически мощный Шелтон не смог им ничего противопоставить, став невольным свидетелем того, что будет в дальнейшем происходить с его самыми близкими в мире людьми. Лишившись жены и дочери в результате совершенно безумного, неподдающегося здравой логике инцидента, герой мог надеяться теперь разве что на правоохранительные органы и судебную систему, которая была просто обязана наказать всех причастных к кошмарному нападению. Когда же преступники наконец попали в поле зрения следствия и казались на скамье подсудимых, начался процесс, который тем не менее никак не может удовлетворить озлобленного на весь мир Шэлдона. По определенным причинам у следствия не оказалось весомых доказательств для того, чтобы по полной программе осудить Эймса и Дарби, а потому окружному прокурору Нику Райсу (Джейми Фокс) приходится пойти на специальную сделку, дабы хотя бы кто-то один из преступников получил максимум наказания. Вполне естественно, что подобный ход вещей совсем не нравится Шелдону, который до конца верил в то, что преступники получат то, что заслуживают. Вдоволь насмотревшись на происходящий по его мнению судебный фарс, герой решил на время исчезнуть, чтобы как следует подготовиться к своему возвращению и намекнуть обществу на то, что оно намеренно закрывает глаза на многие вещи и довольствуется мнимой стабильностью тогда, когда необходимо действовать остро и жестоко. Однако в своем безумном стремлении свершить столь долгожданное отмщение, Шелдон постепенно стал утрачивать связь реальностью и заходить так далеко, что назад вернуться будет уже очень непросто.
Для режиссера Ф. Гэри Грэя 'Законопослушный гражданин' уже не первый опыт работы в жанре острого криминального триллера. Такие его ленты, как 'Переговорщик' и 'Одиночка' в свое время были очень неплохо приняты публикой и вместе с тем поднимали сложные жизненные вопросы, требующие от зрителей особого внимания. Однако именно 'Законопослушный гражданин' стал одним из наиболее запоминающихся и знаковых проектов режиссера, потому что поставил на постамент истории довольно радикальную, неоднозначную и совершенно непростую тему, которая действительно будоражит. Судебная хроника знает массу дел, которые закончились совсем не так, как того хотелось бы жертвам и их родственникам. Тем не менее следствие обязано следовать нерушимому своду правил, иначе его всегда можно будет обвинить в превышении полномочий. Лишь сохраняя золотой баланс между защитой и обвинений можно добиться хрупкого порядка, который нам так необходим. Конечно же, мы можем понять и даже принять философию Шелдона, который решил взять правосудие в свои руки, и тем не менее режиссер четко показывает, что может произойти тогда, когда человек сбрасывает с себя общественные обязательства и становится хитрым, коварным зверем, готовым разрушить систему изнутри, отыскав в ней изъяны и даже извратив некоторые идеи, которые все считали верными и не требующими переосмысление.
Но при том, что Ф. Гэри Грэй постепенно выводит перед нами образ единственного антагониста, которого необходимо остановить любой законной ценой, стоит признать, что образ Шелдона, воссозданный на экране Джерардом Батлером, несмотря на все свои откровенно жесткие, бескомпромиссные и порой совершенно безумные поступки, вызывает особый интерес и даже сочувствие. Опытный постановщик сумел расширить ключевую драматургию своего триллера и сумел показать нам Шелдона с обеих моральных сторон. Его несложно понять, к нему легко проникнуться переживаниями даже тогда, когда он решил действовать в заданном направлении окончательно и бесповоротно. В таком случае уже совершенно неважно, кем были те злодеи, что проникли к нему в дом, ведь история выходит гораздо дальше локального инцидента и грозиться обернуться глобальными последствиями для всей страны. Вне сомнений, некоторые из идей Шелдона заслуживают на уважение, ведь каждый из нас где-то в душе мечтает стать защитником справедливости, который может действовать там, где беспомощна полиция. Но все-таки в погоне за местью легче простого утратит свой человеческий облик и также превратиться в монстра. И то, как драматично и сочно это было показано на примере Шелдона, заслуживает особого уважения, так как фильм вовсе не учит нас анархии. Он в полной мере за справедливость и сдержанность. Чтобы понять это, историю просто необходимо досмотреть до самого конца.
В итоге хочу сказать, что 'Законопослушный гражданин' получился мощным и увлекательным триллером, который поднимает очень сложные, непростые и злободневные вопросы, не забывая нас при этом неплохо развлекать. Ф. Гэри Грэй проделал отличную работу и его картина неспроста обрела свою популярность.
Трудность восприятия фильма «Законопослушный гражданин» заключается в том, что три четверти сюжета базируется на теме несправедливости правовой системы. Мое понимание юриспруденции далеко от совершенства, но касательно всех проволочек киноленты, повязанных вокруг законов, меня терзают смутные сомнения. Касательно действий главного персонажа вопросов особо не возникает. Есть еще фильмы с подобным зачином — «Ворошиловский стрелок», «Смертный приговор», даже «Убить Билла» под этот ранг попадает.
Начало фильма резко, словно удар бейсбольной битой по лицу, определяет, что простого пути тут явно не существует. В дом к инженеру Клайду врываются два грабителя, один из которых убивает его жену и дочь. Судебный процесс проходит, но никак не в пользу Клайда. Улики полиция забраковала, показания Клайда не принимают в суде, а прокурор Ник заключает с обвиняемым сделку, в результате которой один из грабителей будет казнен, а второй отсидит три года. Клайд не может в это поверить. Он своими глазами видел смерть любимых людей, считает преступников виновными. Прокурор с ним согласен, но дело довольно мутное, и велика вероятность, что оба обвиняемых выйдут на свободу. Тот факт, что правоохранительная система идет на сделку с преступниками, ломает Клайда, и он тратит десять лет своей жизни на план по перевоспитанию прокурора.
И с этого момента картина начинает обрастать жуткими тупняками. Тот факт, что в судебном деле не приняли показания пострадавшего, а улики забракованы, наводит на мысль, что местные юристы и полиция занимаются чем угодно — пьют абсент, лапают девочек в местных стриптиз-клубах, слушают The Doors накуренными — но только не делают свое дело как надо. Во-вторых, вопрос, откуда Клайд выбивает все ресурсы для своего плана, ввиду его рода деятельности снимается. План Клайда состоит в следующем — убить урода, вышедшего на свободу, привлечь внимание прокурора, а затем, находясь за решеткой, продолжить цепочку событий, направленных против несправедливой системы. На протяжение всего фильма регулярно встает вопрос организации плана Клайда. Напоминает то, за что я в свое время раскритиковал «Игру» Дэвида Финчера — столько действий подкладывается под определенный момент времени. Разница в том, что в «Игре» все было направленно на одного человека, а здесь была объявлена война системе, представленной не одним только прокурором. Да, Ник по сюжету встречает знакомого Клайда, который скажет ему, что тот довольно одаренный парень. Но будь ты хоть обладателем трех степеней по теории вероятности, все происходящее напоминает какую-то супергероику. И, проанализировав действия Клайда, можно всерьез предположить, что он ведет себя как суперзлодей. Убрав с радаров всех причастных к тому злополучному делу, в попыток «перевоспитания» прокурора парень, что называется, «заигрался». При этом свои действия он называет не местью, а войной против испорченной реальности и коррумпированной системы правосудия. Для полноты ощущения не хватает, чтобы Ник разоделся в костюм летучей мыши, или в результате какой-нибудь выходки Клайда половина его лица не была бы обезображена.
Несмотря на мою попытку придраться к реализму происходящего, я не могу сказать, что фильм получился плохим. Задумка достаточно интригующая, борьба с несправедливой системой всегда заявлена, как простор для творчества, плюс еще замечательный тандем актеров на главных ролях — Джерард Батлер и Джейми Фокс. И ты еще понимаешь, что хоть за персонажем Батлера и числятся темные делишки ради получения результата, термин «антигерой» к нему не применяется. Ровно как и прокурор в исполнении Фокса не выставлен сплошь положительным или отрицательным. К слову, у меня есть парочка сверстников, которые решили связать себя с профессией юриста. Сведет нас жизнь — в разговоре точно упомяну фильм и порекомендую к ознакомлению как пример того, что необходимо подходить к делу беспристрастно. От судьбы не уйдешь.
Трудность восприятия фильма 'Законопослушный гражданин' заключается в том, что три четверти сюжета базируется на теме несправедливости правовой системы. Мое понимание юриспруденции далеко от совершенства, но касательно всех проволочек киноленты, повязанных вокруг законов, меня терзают смутные сомнения. Касательно действий главного персонажа вопросов особо не возникает. Есть еще фильмы с подобным зачином - 'Ворошиловский стрелок', 'Смертный приговор', даже 'Убить Билла' под этот ранг попадает.
Начало фильма резко, словно удар бейсбольной битой по лицу, определяет, что простого пути тут явно не существует. В дом к инженеру Клайду врываются два грабителя, один из которых убивает его жену и дочь. Судебный процесс проходит, но никак не в пользу Клайда. Улики полиция забраковала, показания Клайда не принимают в суде, а прокурор Ник заключает с обвиняемым сделку, в результате которой один из грабителей будет казнен, а второй отсидит три года. Клайд не может в это поверить. Он своими глазами видел смерть любимых людей, считает преступников виновными. Прокурор с ним согласен, но дело довольно мутное, и велика вероятность, что оба обвиняемых выйдут на свободу. Тот факт, что правоохранительная система идет на сделку с преступниками, ломает Клайда, и он тратит десять лет своей жизни на план по перевоспитанию прокурора.
И с этого момента картина начинает обрастать жуткими тупняками. Тот факт, что в судебном деле не приняли показания пострадавшего, а улики забракованы, наводит на мысль, что местные юристы и полиция занимаются чем угодно - пьют абсент, лапают девочек в местных стриптиз-клубах, слушают The Doors накуренными - но только не делают свое дело как надо. Во-вторых, вопрос, откуда Клайд выбивает все ресурсы для своего плана, ввиду его рода деятельности снимается. План Клайда состоит в следующем – убить урода, вышедшего на свободу, привлечь внимание прокурора, а затем, находясь за решеткой, продолжить цепочку событий, направленных против несправедливой системы. На протяжение всего фильма регулярно встает вопрос организации плана Клайда. Напоминает то, за что я в свое время раскритиковал «Игру» Дэвида Финчера – столько действий подкладывается под определенный момент времени. Разница в том, что в «Игре» все было направленно на одного человека, а здесь была объявлена война системе, представленной не одним только прокурором. Да, Ник по сюжету встречает знакомого Клайда, который скажет ему, что тот довольно одаренный парень. Но будь ты хоть обладателем трех степеней по теории вероятности, все происходящее напоминает какую-то супергероику. И, проанализировав действия Клайда, можно всерьез предположить, что он ведет себя как суперзлодей. Убрав с радаров всех причастных к тому злополучному делу, в попыток «перевоспитания» прокурора парень, что называется, «заигрался». При этом свои действия он называет не местью, а войной против испорченной реальности и коррумпированной системы правосудия. Для полноты ощущения не хватает, чтобы Ник разоделся в костюм летучей мыши, или в результате какой-нибудь выходки Клайда половина его лица не была бы обезображена.
Несмотря на мою попытку придраться к реализму происходящего, я не могу сказать, что фильм получился плохим. Задумка достаточно интригующая, борьба с несправедливой системой всегда заявлена, как простор для творчества, плюс еще замечательный тандем актеров на главных ролях – Джерард Батлер и Джейми Фокс. И ты еще понимаешь, что хоть за персонажем Батлера и числятся темные делишки ради получения результата, термин «антигерой» к нему не применяется. Ровно как и прокурор в исполнении Фокса не выставлен сплошь положительным или отрицательным. К слову, у меня есть парочка сверстников, которые решили связать себя с профессией юриста. Сведет нас жизнь – в разговоре точно упомяну фильм и порекомендую к ознакомлению как пример того, что необходимо подходить к делу беспристрастно. От судьбы не уйдешь.
Месть - это блюдо, которое подают холодным и в определённый момент. Сюжеты о данном методе членовредительства проистекают с самого зарождения понятия 'история'. Но иногда банальный рассказ об 'Ужасной Мсте' очень удачно выстреливают.
А все потому, что в центре повествования не убийство обидчика (хотя и оно тоже), но интеллектуальная борьба, игра в кошки-мышки между героями Джейми Фокса и Джерарда Батлера.
Последний умудряется убивать неугодных ему людей из-за решётки. И делает это максимально изящно. Каждый ход персонажа - это сложная шахматная партия. А сама месть за убитую семью совершается в самом-самом начале.
А герой Джейми Фокса - всего лишь марионетка в руках гениального преступника, заигравшегося в эти убийства.
'Законопослушный гражданин' - это крепкий психологический триллер, с действительно напряжёнными ситуациями и не самым предсказуемым сюжетом.