«Я всегда был против насилия, но у меня нет выбора. Я бы охотно сложил оружие, но не могу…»
Форрест Тафт.
За свою первую и единственную режиссерскую работу актер Стивен Сигал получил крайне скверную награду «Золотая малина». Критики прошлись по картине огромным и тяжелым катком, не оставив ей и малого шанса на выживание. Честно сказать, отчасти акулы пера оказались правы, ведь в очередном боевике оказались в одну кучу намешаны и проблемы малых народов Аляски, и загрязнение окружающей среды, и жуткая коррупция нефтяных элит, а также карикатурный сюжет с вкраплениями неубедительного мордобоя. Возможно, что старина Стивен получил на орехи в той степени, на какую тянул, но «В смертельной опасности» не так уж и плох, как кажется изначально.
Конечно, любой зритель может сразу обратить внимание на то, что дебют Стивена Сигала в кресле режиссера оказался откровенно слабым и сумбурным. Во время просмотра то и дело возникает чувство того, что создатели явно не определись с тем, что будет центральной тематикой фильма. В боевике столько межсюжетных арок и ветвей, в которых недолго и заплутать, если смотреть на них сквозь пальцы. «В смертельной опасности» - это ассорти из разноцветных ленточек, вплетенных в подтекст сценария, где создатели пичкали свой несчастный боевик всем, чем только можно, что и дало по итогу неутешительный результат. Работа просто не выдержала критической перегрузки.
Вероятно, в те года от нового фильма Стивена Сигала все ожидали очередной кассовой бомбы, но получили сугубо личный проект, в котором режиссер от раза к разу говорит о проблемах природы, которую мы ежегодно губим и калечим. Под меланхоличные композиции Бэзила Поледуриса нам предлагаются красочные, эффектные и приятные для глаза операторские панорамы Рика Уэйта, где отображены все местные красоты лесов, долин и предгорий Аляски. Однако, это совсем не то, что хотели увидеть от своего кумира огромные толпы его фанатов, потому что к подобному повороту вещей они оказались определенно не готовы. По сути, это ведь даже и не боевик, а философская притча.
«В смертельной опасности» кричит о произволе местных князьков, о нефтяных загрязнениях, о злой и несправедливой доли местных жителей, обрамляя свой незатейливый сюжет взрывами, драками и стрельбой лишь в границах выбранного жанра. Конечно, Стивен Сигал здесь все также крут и молод, но в своем дебюте он уже периодически бахвалится и выставляет себя непобедимым героем, от которого все в натуральном восторге. Враги поют ему дифирамбы, подставляются под ловушки, лупят из всех стволов в молоко и даже не думают о том, чтобы вступить в рукопашку с Тафтом. Даже матерый Майкл Кейн тут находится чисто для галочки, потому что образ для такого мэтра кино явно тесноват.
Сигала мотает из стороны в сторону, когда речь заходит о том, какую же все-таки мораль заложить в сердца зрителей. Если смотреть со стороны, то все довольно понятно, легко и непритязательно, ведь до каждого дойдет, что выбросы нефти в местные водоемы – это чертовски плохо и ужасно, но это уж слишком очевидно. Крайне важно понимать, что для молодого режиссера этот крик души является важным высказыванием, ведь в финале картины звучит твердый и открытый монолог о том, что люди обязаны одуматься, оглянуться и перестать бездумно уничтожать планету. В этом плане Стивена можно только похвалить, ведь он с большого экрана критикует всех топливных королей мира.
Одного из них он даже наказывает на широком экране, попутно уничтожая целую армию всяких его подхалимов, наемников и продажных федералов. Но для зрителя упомянутый подход будет далек от его предыдущих работ, которые брали, в первую очередь, харизмой, мощью и ярким экшеном, с которым здесь дело обстоит хуже. Бутафорские взрывы, слабенькие бои, вялый и неэффектный злодей, очевидность схваток и банальность фраз вбивают гвозди в крышку гроба картины куда быстрее, чем все критики вместе взятые. Возможно, что Сигалу не хватало опыта, либо он взялся за слишком объемную тему и не достиг нужного эффекта, но факт для нас остается фактом.
На этот раз мастер айкидо ударяется во все тяжкие и гонится за мистицизмом, не думая о том, что его карьера целиком и полностью держится на искусных рукопашках и драках. Толпа не оценила его творческие мотивы, хотя пространные разговоры о силе духа, внутренних демонах и поисках себя у Сигала выглядят не так уж и неказисто. Все-таки достаточно понятно, что именно хотел дать миру актер, увлекшись на тот момент восточными практиками. «В смертельной опасности» - это редкий представитель боевика, где вся зрелищность положена на алтарь злободневной проблеме дня, но порой на такие жертвы режиссеру бывает идти не только трудно, но и опасно.
Стивен выглядит на экране мощно, местный колорит и эстетика добавляет ему ореола мрачного героя-одиночки, но, к великому сожалению, именно здесь артист встает на проторенную дорожку, с которой потом так и не сможет соскочить. Его попытка не может считаться напрочь провальной, ведь в его боевике есть некоторые здравые рассуждения и итоги. Но нельзя винить и критиков, чьи оценки и статьи не оставили камня на камне от режиссерского дебюта. Сигалу не хватило энергии и задора для постановки, да и сценаристы очень уж сильно нашпиговали текст. Философия, перестрелки, финансовые махинации – все в одной лодке, которая дала опасную течь и не добралась до спасительного берега.
Тафт - специалист по пожарной безопасности - жил не тужил и работал на злого капиталиста Дженнингс, пока не узнал, что его босс намеренно использовал списанную технику при конструировании нефтяной вышки дабы успеть в обозначенные сроки. Дженнингс, опасаясь ненужных вопросов от подчинённого, решает от него избавиться. Но Тафт выживает в подстроенной ему ловушке и при поддержке местных эскимосов решает остановить строительство нефтяной вышки, чтобы та не загрязняла природу.
Режиссерский дебют Сигала, мягко говоря, не задался. Критики обрушились на него низкими баллами, а сам Сигал словил кучу номинаций на Золотую Малину. Если честно, не заслуженно. Может в 1994 году фильм считался вселенским позором, но сейчас, если смотреть его сквозь призму того ада, в котором показал себя Сигал во второй половине 00-х, то никаких бурных эмоции при просмотре не возникает. Ни негативных, ни позитивных.
Да, это тот тип фильмов, которые смотрятся один раз и совершенно не запоминаются, если не встретить их мельком по телевизору. Из плюсов можно отметить неплохую постановку экшен сцен, коих совсем не много; и красивую природу, кадры с которой Сигал смакует в невероятных количествах. Настолько красивую, что я невольно вспомнил рассказы о севере Джека Лондона и действительно проникся атмосферой фильма. А она тут запоминается лучше всего.
Перестрелки хороши, в них есть кровь, мясо, всё, как мы любим. Драки же... драки не пойми что. Спустя годы я начинаю замечать, что чем выше было ЧСВ у Сигала, тем короче становились драки в его фильмах. Тут ему стоит пару раз врезать бандиту по лицу, и тот сам готов умереть во славу великого киногероя. От того, как зрителю, тебе уже становится плевать и на героя, и на его переживания, и на мотивы. Враги же, кстати, умирают тут тоже быстро. Настолько быстро, что о каком-либо финальном поединке можно и не мечтать. А жаль, потому что Майкл Кеин, Ли Эрми и Джон Макгинли отыграли настоящих негодяев.
Существенный минус тут один - затянутость. Слишком много растянутых и блеклых сцен, которые не нужны для сюжета. В них Сигал щеголяет своей фирменной походкой и учит алкашей в баре, как правильно защищать природу. Потом общается с эскимосами или долго скачет по горам и лесам или ползает по заводу. При желании фильм можно было бы сократить минут на пятнадцать, и этого он только бы выиграл.
Я где-то читал, что на производстве фильма творился адский ад. Сигал намеревался снять не сколько боевик, сколько оду защите природы. Оттого тут куча кадров с природой, зверюшками и горами, а финальный монолог Стивена о вреде экологии тут выступает главным идейным конусом и вообще кажется, что весь фильм был снят только ради этой сцены. Но продюсерам идеи Сигала казались скучными, они потребовали кучу экшена и минимум гор - и получилось что получилось. Я б не назвал итоговый продукт монстром Франкенштейна, но присмотре видно, как далеко тащили на себя одеяло боссы студии и Сигал.
'В смертельной опасности' - не так плох, каким его нарекли критики. Это просто проходной, но добротно снятый боевик с красивой атмосферой. Не запоминается, вряд ли вообще когда-нибудь меня потянет его пересматривать, но заценить Сигала, когда он ещё старался скрыть пивное брюхо, явно стоит.
На волне супер успешного боевика “В осаде” продюсеры выделили немалую сумму на новый фильм с участием Стивена Сигала. А так как Стивен давно хотел попробовать себя на режиссерском месте, то в никто не стал возникать против того, чтобы Стивен сам поставил следующую свою картину “В смертельной опасности”.
Сюжет закручен вокруг введения в строй крупнейшего нефтеперерабатывающего завода на Аляске. Форрест Тафт (Стивен Сигал) вступает в неравный бой против хозяина нефтяной компании и его наёмником, с целью предотвращения загрязнения окружающей среды и возвращения земли истинным её хозяевам - эскимосам. Форрест совершит своё правосудие, и никто не останется безнаказанным. И пусть они ощущают себя в смертельной опасности, а не он.
В целом режиссерский дебют у Сигала удался, хотя видно что ему хотелось больше с акцентировать внимания на проблемах загрязнения окружающей среды, а продюсеры видели в картине лишь пустой экшен. Скорее всего, поэтому фильм получился немного скомканным, и его так прохладно приняла публика и американские критики. Фильм получил даже несколько номинаций на золотую малину, а сам Стивен удостоился награды за худшую режиссуру. Хотя эта премия, естественно, не отражает действительности, так как можно назвать сотню фильмов намного хуже чем картина Сигала.
Так что фильм получился добротный и качественный, с очень красивыми сценами пейзажей. Насчет перестрелок и взрывов (последних, кстати, хватило бы даже на несколько фильмов) можно не волноваться, так как снято все на высоком уровне. В боевых сценах Стивен как всегда предельно жесток и правдоподобен. А финальный взрыв нефтеперерабатывающего завода выглядит очень эффектно.
Ну и нельзя не отметить великого и ужасного Майкла Кейна – актера с большой буквы К.
Режиссёрский дебют Сигала критики приняли, мягко говоря прохладно. А откровенно говоря – разругали в пух и прах, не оставили камня на камне от «идиотского сюжета», «ходульных героев» и «вялого повествования». Нагрузили Стива купой номинаций на «Золотую малину» и постарались обругать картину как можно более вычурно.
Зрители тоже не были в восторге от увиденного, о чём свидетельствует провал в американском прокате. Собственно, сей факт не удивляет: ребята ждали очередного мега-месива с отрыванием конечностей, а получили смесь из драмы, приключений, боевика, да ещё и с налётом мистики. Конечно, они были несколько удивлены таким раскладом и поспешили обозвать ленту «нудятиной» и «бредом».
Но, время было милосердно к фильму и новое поколение зрителей гораздо мягче отнеслось к эксперименту айкидиста. Неуверенную режиссуру, присутствие некоторой тягучести и неторопливости списали на отсутствие у Сигала необходимого опыта, что в принципе довольно справедливо.
А сюжет картины (который так ругали критики) на самом деле небезынтересен. В нём Стив предстаёт специалистом по решению критических ситуаций Форрестом Тафтом, работающим на циничного и гадкого нефтяника Майкла Дженнинга (очередной бэд-гай в активе Майкла Кейна), что подозревается в виновности несчастного случая, приведшего к серьёзному загрязнению окружающей среды. Но Тафт предпочитает не верить этому, несмотря на убедительные доводы своего пожилого приятеля, упорно доказывающего, что именно халатность Дженнингса привела к трагедии. В итоге, настырного старичка убивают подручные негодяя-нефтяника. И пытаются подставить самого Тафта, обнаружившего доказательства вины своего шефа. Но, ясен перец, Сигала голыми руками не возьмёшь. Само собой, он ещё вернётся, набравшись сил после ранения, и как следует «зачистит» гнездо злодеев.
Первое, что удивляет, так это увлечённость Сигала культурой индейцев (или эскимосов?) их легендами, методами лечения. Он уделяет довольно продолжительное время знакомству с этим народом. В этом плане, «В смертельной опасности» схож с французской лентой «Блуберри», правда, без излишнего погружения во внутренний мир героя.
Ну, а экшен – составляющая как всегда, на высоте. Особое внимание уделите схватке в конце картины: момент с ножом это вообще непередаваемо. Помимо этого хватает и перестрелок, и взрывов и даже, погонь. Кроме того, есть возможность увидеть Билли Боба Торнтона в очень забавной роли.