«Мадам Тутли-Путли» - это весьма символичный мультфильм. Поезд - символизирует жизнь. Героиня садится на поезд, как любой другой человек, входит в мир. Абсолютно не важно как, по какому маршруту он следует, и кто стоит на его пути. Багаж – это вещи и события. Они копились годами, сопровождая повсюду, и наконец стали неотъемлемой частью нашей сущности.
На любом жизненном пути встречаются совершенно разные люди. Зачастую случается так, что они нам не приятны. Тогда из неоткуда возникают весьма противоречивые мысли: «Уж, лучше бы их пустить на органы, всё равно ничего хорошего не дождёшься» или «Провалились бы они сквозь землю»!
И наконец, мотылёк - это какая-то искорка души, которая сидит в нас и отгоняет то ужасное, что бродит по коридорам сознания, оставляя там грязь и пугая. Мотылёк, как надежда, даёт героине крылья, превращает её в бабочку!
Посмотрев мультфильм, сразу захотелось пожать руку создателям. Это просто и гениально.
Трагический и в то же время жизнеутверждающий мультфильм, в котором заложена целая философия ценностей бытия.
Сюжет прост: мадам Тютли-Пютли садится в невероятно скоростной поезд с тысячью коробок вещей. В общем со всем грузом своей жизни: то, что нужно, то что давно отжило свой век. В купе ей попадаются не самые обычные люди: теннисист-извращенец, который явно даёт понять, что от неё хочет; два мужчины сидящих в своих чемоданах и играющих в шахматы. Но игра их - это просто судьба. Их ходы - это толчки поезда. Полная зависимость от случая.
Когда приходит ночь, поезд останавливается и в него проникают 'неизвестные'. Мало того, что они грабят всех, так ещё и почку вырезают теннисисту. Вот тут становится не совсем понятно: или Тютли-Пютли умерла или действительно в поезду ничего и никого не остаётся. Полное одиночество и положиться можно только на себя.
Пробежав десяток вагонов по сумасшедшему поезду, мадам падает. У неё нет сил подняться, и тут она видит бабочку. Единственное, что есть прекрасное здесь. Надежда, перерождение или рай?
Посмотрев мультфильм, стоит задуматься что важно в жизни, а что хочется вырезать, как почку или отдать (да хоть бы и украли). Не стоит придавать большее значение материальным вещам, главное, что внутри, главное то, что не отнимет и время.
Мрачная анимационная короткометражка с открытым финалом. Тут все пытаются истолковать по-своему истолковать сюжет, примите и мои пять копеек. Все это сильно напоминает переход в мир иной, весь этот хлам, все эти люди. Это как кармические галлюцинации, которые преследуют умершего. У бедной Мадам Тутли-Путли за её недолгую жизнь скопилась целая куча хлама, нерешенных проблем, болезненных привязанностей, воспоминаний, комплексов, навязчивых рефлексий. Неслучайно в начале мультфильма нам долго показывают панораму из разнообразных предметов, они как пылевой хвост кометы преследуют сгорбившуюся под весом чемоданов Мадам. Подходит поезд и душа отправляется в путь.
Переход из мира живых в мир мертвых всегда сопровождается страхом. Героиню преследуют образы, типичные для женского сознания: старик, ребенок, мужчина самец, умники. Все это страхи, воспоминания об нереализованных желаниях, терзают героиню каждый на свой лад, порой одним лишь своим видом.
Она пытается удержать связь с теми, кто окружал её в ушедшей жизни и в момент наступления опасности, начинает писать загадочное письмо, но не успевает вывести ничего, кроме приветствия, потому что из тех мест, куда отправилась Мадам, обратной связи не предусмотрено.
Солнце садится и в поезд проникают жуткого вида злоумышленники. Даже внешне понятно, что существа это потусторонние. Ядовитым газом они травят всех пассажиров. И когда Мадам Тутли-Путли приходит в себя, в поезде нет ни вещей, ни попутчиков. Только белый мотылек ведет её к свету загробной жизни.
У меня остался только один вопрос. КАК они сделали такие глаза?
Сколько вещей, нужных и не очень, накапливается за всю нашу жизнь? Какие-то памятны, дороги сердцу, другие просто сопровождают нас по жизни как верные друзья, а некоторые просто хлам, выбросить который не поднимается рука. Вот и мадам Тутли-Путли собрала с собой в дальний путь всё то, что накопила за свою недолгую жизнь. Целая вереница вещей разной ценности выстроилась вслед за мадам, нагруженной сумками и чемоданами, словно Эрнест барабанной установкой за спиной. Только музыка от них звучит грустная, печальная, будто ничего радостного и не было в жизни мадам. И лишь однажды проблеснувшие маленькими искорками капли света, тающие в её живых глазах, успевают рассказать совсем иную историю, историю, где есть место надежде и радости. Но это мгновение так мимолетно, что в следующую секунду думаешь, что тебе просто показалось. Только пленительная выразительность глаз мадам никак не хочет испаряться из этого воспоминания. Даже после окончания фильма воображение будет снова и снова рисовать их на грустном лице.
Это как удивительный фокус, появившийся благодаря созданию уникальных визуальных эффектов художником Джеймсом Уолкером. Он наделил всех кукольных персонажей настоящими человеческими глазами, раскрывающими суть характера и выражающими эмоции лучше, чем если бы это была обычная озвучка. Секрет глаз может претендовать на звание анимационной загадки, но раскрывать его создатели никогда не спешили, отделываясь уклончивым «чёрная магия и немного компьютера». Интересны и движения кукольных героев – они настолько пластичны, что порой создаётся обманчивое впечатление, будто сделаны из пластилина, хотя внешне выглядят как нежная глина каким-то особым образом совмещённая с папье-маше. Если же присматриваться к деталям, то всё здесь отличает невероятная фактурность: волокнистое кружево перчаток мадам, грубоватая плотность и небрежность чулок, ворсистость формованного фетра шляпки, мягкость трикотажа её платья, натуральность коротких волос. Каждая деталь продумана и играет свою роль, как, например, бретелька её бюстье в вырезе платья. И такое бережное отношение получил каждый персонаж, встретившийся мадам в купе поезда.
Сам поезд – символ времени, движущейся жизни, сменяющих друг друга событий и обстоятельств, того, чего, видимо, была лишена Тутли-Путли в реальности. Начало путешествия выглядит весьма обычно: двое играют в шахматы, сидя прямо в чемоданах на верхней полке (хотя игра их сама по себе необычна), на нижней полке сидя спит старик, мальчик читает книгу, мужчина (в нем Тутли-Путли признала теннисиста) делает неприличные намёки мадам. Но когда солнце клонится к закату и все, кроме мадам, засыпают, происходящее становится совершенно сюрреалистичным. Для неё начинается захватывающее метафизическое приключение, где ей предстоит противостоять своим внутренним демонам. Режиссёры картины больше месяца путешествовали по канадским железным дорогам, собирая разные истории. Лэвис и Щербовски не просто предлагают зрительскому вниманию стильное, красивое и абсурдное повествование, но и ставят ряд вопросов: «С каким багажом подойдем мы к границе с Вечностью, когда пробьет Наш Час? С чем придется нам столкнуться пред тем, как мы предстанем перед Великим Творцом?»
Ответы на эти вопросы, наверное, каждый должен получить сам для себя. Но неслучайно в разные моменты истории в кадре появляется бабочка. Безудержное, роковое влечение бабочки к огню (свету) уже стало давно поднадоевшим штампом. Авторы намеренно уводят зрителя от такого восприятия, но в то же время появляются эпизоды, где бабочка, точно какое-то сверхъестественное создание, появляется перед взором мадам, раскрывая истинный смысл происходящего, словно намекая на «замороженность» чувств Тутли-Путли, на утрату женственности (а ведь она ещё молода!), отсутствие неудержимого полёта души. И если внимательно присмотреться, то заметно, что мадам в своём метафизическом приключении проходит стадии появления бабочки. Сначала её мирская жизнь с отсутствием ярких впечатлений и эмоций, с огромным багажом ненужных вещей. Затем уход от этого мира через сюрреалистический сон и пробуждение в опустевшем поезде с растерянностью маленького ребёнка перед чем-то неизведанным: шаткая неуверенная походка, переходящая в бег при передвижении по поезду, приводит к потере равновесия – она ещё не готова расправить крылья, они слишком малы, как у той бабочки, снова появившейся перед ней загадочным образом. Но через созерцательность, способность увидеть прекрасное и живое как раз и происходит трансформация души Тутли-Путли, её глаза меняют выражение несколько раз и угольно-серой тенью на свету появляется настоящая молодая женщина с огромными крыльями души. Ради этого стоило преодолеть путь через мрачную чащобу ночного леса.
Почему одни, увидев выбивающийся из однообразного ряда сюжет начинают кричать «Нету смысла», а другие — наоборот, пытаются постичь символизм на самом деле ничего не значащих деталей.
А ведь смысл лежит на поверхности, но почему-то некоторые его в упор не видят. Хочется спросить: неужели вы никогда не просыпались в незнакомом месте, пытаясь вспомнить, как здесь оказались? Неужели никогда не замирали, боясь пошевелиться — и всё потому, что краем глаза заметили неясную тень? Неужели не попадали в ситуацию, когда кто-то находил забавным надавить вам на больную точку? Это мультфильм о человеческом воображении, которое просыпается, когда мы встречаемся с чем-то непривычным и непонятным. И оно рисует нам совершенно невероятные картины, иногда заставляющие нас смеяться без всякой видимой причины, а иногда — бежать, сломя голову куда глаза глядят. А тут ещё появляется «тролль», который подливает масла в огонь, считая, что всё это очень забавно.
Смотреть этот мультфильм нужно ради впечатления. Именно оно здесь имеет значение, именно сопереживание бедной девушке, одинокой и беззащитной. И не важно, откуда она едет, куда и зачем — это была бы совсем другая история. И уж тем более не нужно пытаться искать особый смысл в деталях, отличный от того, чтобы просто подчеркнуть и усилить это впечатление. Что авторы смогли сделать на высшем уровне. Поэтому оценка —
Я хочу сказать, что сделать этот мультфильм – это адская работа, ибо 17 минут этого мультфильма стоило 5-ти лет жизни её создателям. С учётом, того, что всё это надо было делать в тёмной комнате, и вот создатели данного мультфильма проторчали в темноте 5 лет, как кроты, и создали невероятно красивый мультик, который в результате номинирован на премию 'Оскар ' за лучший короткометражный анимационный фильм. Если будете смотреть, а я вам очень советую, ибо много времени у вас это не займёт, обратите внимание на глаза кукол, они как настоящие, наполненные жизнью и невероятно красивы.
Чтобы создать такое нужно очень много времени и сил и невероятное терпение, так что я преклоняюсь перед людьми, сделавшими этот мультик.
Мультфильм уникален и бесподобен, глаза персонажей вызывают восторг, на них только весь мульт и смотришь, т. к. они говорят обо всем, о всех чувствах человека, что с ним происходит, это изюминка фильма которая делает его уникальным.
Оригинальность сюжета без логического завершения продлевает продолжительность фильма ещё как минимум на час после окончания, т. к. зритель сам начинает фантазировать и составлять из тех крох, которые дал автор на размышления, цельную и логическую картину, во всяком случае у меня получилось, чего желаю и другим любителям пофантазировать, и всё-таки найти запрятанную суть.
И правда, все трактуют «Мадам Тутли-Путли» по-своему, вкладывая разные смыслы в те или иные образы короткометражки, но есть ли они на самом деле?
Что понимать под смыслами? Увидеть можно что угодно и в чем угодно - это будет общая заслуга как создателей, так и зрителя. Вкладывали ли создатели тот самый смысл 'жизнь - поезд в темноте', 'люди на пути попадаются разные', 'огромный багаж - багаж жизненного опыта' - вопрос открытый. По крайней мере мои попытки отыскать интервью с создателями остались тщетны. А ведь именно кончик нити их смысла хотят перехватить зрители, но брошен ли он?
Глубокую аллегорию я увидела, но говорить уже не хочу. Сказано много уже. Остановлюсь на своем впечатлении. Над картиной работали пять лет. Кропотливейшая работа, сложная и не терпящая лени. И она не прошла даром. Новая технология 'живых глаз', невероятное впечатление на любого зрителя, атмосфера.
За 17 минут я успела пережить тот самый 'ночной кошмар', нарастающее видение, поглощающий постепенно морок, от которого ты бежишь, но он быстрее тебя. Однако любая ночь проходит, марево рассеивается и ты пробуждаешься. Что и происходит с Мадам в вагоне-ресторане. С Мадам, и со зрителем. Огромное 'оно' отпускает и ты будто перерождаешься, внезапно и резко осознав, что это было только ведение. Всем же или почти всем знакомо ощущение легкости, пришедшее после осознания, что жуткая ночная реальность - совершенно далекая и ненастоящая? Именно оно возникло у меня при 'перерождении', при бабочке, которая, можно, и помогла Мадам очнуться.
Мультфильм заканчивается зачинающимся рассветом, окончательно пробуждая нас.
При просмотре так раз или два мелькнула мысль, почему выбор пал именно на Теннисиста. Не потому ли, что подсознание Мадам сыграло не последнюю роль и воссоздало ситуацию, где неведомые силы сами якобы защищают ее от приставаний, на которые были намеки. В смеси с общим страхом Мадам и обстановкой получилось такое видение.
Общий вердикт - стоит смотреть. Визуально и эмоционально - действительно шедевр, даже спустя столько лет с момента создания. А смыслы.. каждый увидит что-то свое и это тоже очень ценно.
Что ж, как оказалось после просмотра, люблю я странные фильмы с ошеломляющим многоточием, после которого сидишь с час и думаешь, разгадываешь замысел.
Поразительно! Воображение рисует создателей картины за 5 лет до ее выхода, спонтанную идею, зарисовки, несовершенный сценарий, распланированный на полный метр и надежда на реализацию этой безумной идеи...
Меня восхищает трудоемкость этого проекта, долгая работа над сценарием (в этом я не сомневаюсь) с многочисленными переделками, урезаниями, дополнениями... А этот удивительный монтаж, прием с наложением живых человеческих глаз, озвучка! Да это просто грандиозно!
Как часто в искусстве так бывает: на первый взгляд просто и бессмысленно, а по сути гениально и философично! Мотылек - красивый, символический образ человека, пробивающегося через трудности к свету, образ надежды и путеводной звезды...
На самом деле, терпеть не могу кукольные мультфильмы, исключения составляют работы Тима Бартона - их я обожаю! 'Мадам Тутли-Путли' абсолютно не похожа на эти работы, но уровень столь же высок, поэтому оценка моя:
В процессе просмотра я испытал много эмоций. От восторга до отвращения. Ни одно произведение за последних несколько лет не вызвало у меня такую бурю внутри!
Нет слов, чтобы описать увиденное и прочувствованное! Да, и эти глаза напротив... Глаза - живые, заплаканные, полные невыносимой тоски, страха, отчаянья... Семнадцать минут меня не покидало чувство тревоги, которое нарастало и нарастало... Соседи по купе, остановка поезда посреди леса, сам ночной лес, воры...
Все гениальное - просто! И кратко. Ни один трехчасовой блокбастер не подарит вам столько эмоций! Я уверен.