Черепаха лежит на спине и её живот обжигает солнце, она дёргает лапами пытаясь перевернуться, но без вашей помощи не может. А вы ей не помогаете. Почему?
Достойный фильм. Культовость безусловно оправдана. Один из первых в жанре, сеттинг очень даже - дождливый киберпанк, закусочные с джазовым радио, провода, старые выцветшие фотографии, железки, небоскребы, обвешанные рекламными билбордами, нуар все дела. Харрисон Форд вроде неплох, но, имхо, в ЗВ он получше, посмелее.
По сюжету, в принципе, все понятно и разборов особо он не требует. Разве что поискать какие-нибудь мелкие детали, пасхалки и референсы, припрятанные режиссером.
Сам сюжет можно описать в одном предложении: Взбунтовавшиеся 'мыслящие' андроиды на протяжении двух часов без шансов избивают Харрисона Форда за то, что он человек, а потом делают выбор в пользу человека, с честью покидая мир. Ну и плюсом Форд отхватил себе премиум тянку-андроеда в ходе всего этого футуристического приключения.
Ридли Скотт размышляет о человечности роботов, сначала показывая, что робот не способен в эмпатию и от бессмысленности существования уничтожает всё и вся на своем пути, но в конце концов делает выбор, и выбор не простой, а моральный, человеческий выбор, и перед смертью даже видит некое подобие рая, что так или иначе отождествляет его с человеком
Не забывайте почему вы переворачиваете черепах в пустыне
Как жаль, что многие в России не до конца понимают, что этот фильм (да пусть он и недостаточно распространен по ходу действия) заложил основу для развития киберпанка в кинематографе. Именно того самого рода искусства, которое направлено на попытку вообразить трудовые будни потомков!.. Вот в данном фильме мы отчетливо наблюдаем за тоскливой, пропитанной вискарем, табаком и не стиранным бельем житухой охотника за синтетическими головами, то есть за Блейд Раннером по имени Рик Деккард.
Я неоднократно обращал внимание, что люди отзываются о фильме негативно, дескать не хватает экшена, да и драматизм слабоват, а декорации - ну, просто куча мусора какая-то... Полагаю, всё дело в том, что людям хочется чего-то вроде Стартрека или Звездных Воин, неправда ли? Ну так, собственно, все желающие идут к Джину Родденберри и Джорджу Лукасу соответственно своим пожеланиям и пропорционально предпочтениям. Blade Runner - это киберпанк, а не [лже]научно-популярная фантастика, которая сама по себе тоже имеет место - быть.
Тем, кто понимает о чем я сведую,- немедленно кричу троекратное Гип-гип! мать его так, Ура! Поднимая вверх бутылку нука-колы и гамбургер с крысой!
Согласитесь, что всегда досадно, если люди путают направления и жанры, но особенно странно, если неразборчивость связана с самым, в сущности примитивным(наглядным) видом искусства - кинематографом.
И если вы хотите в полной мере понять про что же этот самый фильм, начните с самого элементарного - прочтите книжку Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» 1968 года.
Напоследок скажу так, специально для скептиков и прочих проницательных личностей. Фильм ставит сразу несколько глубинных вопросов:
1. Место человека в новом мире - в мире Strong AI. Насколько человек может конкурировать в своей человечности с идеальной биомашиной?
2. Рационализаторские воззрения Декарта. Если машина мыслит, разве она машина?
3. Нонконформизм, иррационализм Ницше. Выдуманное может стать реальностью, значит ли это, что Сверхчеловек идейно укрепится и материализуется?
4. Оппортунизм. Проявившийся, как ни странно, лишь в шефе полиции,- Брайанте... Насколько могут быть совместимы высокие технологии и лицемерие хищнических, капиталистических принципов сосуществования?
5. Ну, и традиционная сингулярность... При которой умные и талантливые существа живут на одной планете, в роскоши и богатстве, среди процветающей природы и технологий, а упыри с прочим генным мусором стремятся выжить на необъятных просторах свалок промышленных отходов. При этом и те и другие формально независимы друг от друга...
P.S.
Пусть это будет не совсем тактично с моей стороны, но раз уж выше я упомянул о книге Филипа Дика то, не премину обозначить нечто более ценное для культурного русскоязычного человека,- это сочинения Валерия Брюсова: роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—1905). Вот где зарождается киберпанк, и не только оный.
Но, так как 'Эпохальный триллер' 1979 года под руководством Ридли Скотта снят в бескомпромиссном, зубодробительном стиле, здесь только -
Достаточно сложно писать о картинах, подобных «Бегущему по лезвию», мне кажется, что о нем нельзя говорить банальности, о нем вообще не стоит говорить, его стоит смотреть, смотреть многократно. И чувствовать, понимать, открывать новые смыслы, вырастать и снова открывать.
У меня нет другого мнения или ощущения в том, что есть фильмы и режиссеры, которые смогли опередить время, заглянуть, а может быть, догнать будущее цивилизации. В этом смысле «Блейдраннер» Ридли Скотта до сих пор ярок и востребован. По-прежнему эта картина неизменно входит в категорию нежно любимых. Я действительно предана этому фильму, его атмосфере. Каждый просмотр меня восхищает, во-первых, тем, как он сделан, и только потом я думаю, что остантся в душе.
Поэтому начну с первого, хотя конечно глупо и неловко в сотый и даже тысячный раз напоминать, что это один из удачных проектов мастера. «Бегущий по лезвию» завораживает, лишает способности жить настоящим и полностью погружает в происходящие действия. Отличная режиссура, невероятная актерская игра, работа оператора, мастера по спецэффектам, композитора. Это действительно великолепная талантливая работа с невероятной отдачей.
Если говорить о философской или смысловой составляющей, достигнув почти того самого временного рубежа, в котором происходит действие, сумел быть интересным, не утратившим связи с правдой реальности.
«Бегущий по лезвию» – мой самый любимый фильм. Не буду вдаваться в подробности сюжета, лишь немного расскажу про идею фильма. Еще скажу, что фильм очень глубок, и познать его тонкости с первого просмотра очень трудно. Этот фильм сильно повлиял на жанр 'киберпанк', и это не нельзя отрицать. Сам Уильям Гибсон вдохновлялся этим фильмом. До появления самого термина, Ридли Скотт 'подхватил' стилистику мрачного антиутопического будущего и воплотил её на экраны. Да, тут нет супер-компьютеров, хакеров и ИИ, но этот фильм вполне можно назвать киберпанком раннего периода. Плюс, фильм вышел в 1982. Без этого фильма вряд ли бы появился этот поджанр, или появился бы в несколько ином виде. Игра актеров просто шикарна. Особенно восхитила игра Рутгера Хауэра, а его персонаж очень интересный и необычный. Даже отрицательным персонажем его нельзя назвать. Также сыграл отлично Харрисон Форд. Я думаю, что для него эта роль отлично подходит, и другого представить невозможно. Показан одинокий детектив, у которого большое пристрастие к алкоголю. В духе киберпанка. В этом фильме показано, что даже робот способен ценить жизнь больше, чем сам человек. Также в этом фильме показано, что человек, продвинувшийся в технике далеко вперед, может себя завести в тупик и даже погубить. И также меня очень впечатлила финальная речь персонажа Рутгера. Очень запала в душу. Думаю, эта речь запомнилась многим поклонникам этой картины.
В итоге хочу сказать, что 'Бегущий по лезвию' – шикарный фильм, который сильно повлиял на кино-индустрию и жанр научной фантастики. Великолепная музыка Вангелиса, шикарная визуальная составляющая (которая смотрится превосходно спустя столько лет, и это абсолютно без пресловутой компьютерной графики), сюжет и персонажи создают прекрасную картину.
Несмотря на то, что «Бегущий по лезвию» вышел на экраны в далеком 1982 году, о его существовании я узнал недавно. Как-то так получилось, что этот фильм мне не попадался на глаза. И только когда я узнал о выходе сиквела, то решил с ним ознакомиться. Скажу честно - я поражен! Это одна из лучших фантастических идей, воплощенных на большом экране. Очень неспешно, и немного тянуще начинаясь, дальнейшие события фильма начинают поднимать градус в геометрической прогрессии, и ты начинаешь погружаться в этот футуристический мир, хорошенько задумываясь над тем, что ты видишь. И после просмотра фильма, это ощущение отпустит еще не скоро. Не знаю как другие зрители, но я испытал именно такие чувства.
Визуальные эффекты смотрятся очень убедительно как на то время, и даже на сегодняшний день они выглядят очень недурно. Мир будущего проработан просто замечательно, и различные детали его отменно подчеркивают. Все сделано очень качественно - наверное это наиболее подходящий эпитет для того чтобы охарактеризовать наблюдаемую картинку.
Актерский состав подобран идеально. После просмотра, уже не могу представить кого-то другого в главных и второстепенных ролях. Думаю, никого не удивлю, если скажу, что «гвоздь программы» здесь неподражаемый Рутгер Хауэр. Да, Харрисон Форд в роли Декарда вполне убедителен, спору нет, но Хауэр… Что творит этот актер! Его антагонист просто великолепен (хотя, кто здесь антагонист? очень спорный вопрос…), это просто нужно увидеть! Также очень понравились герои, сыгранные Шон Янг и Дэрил Ханна. Очень запоминающиеся девушки… Очень! Остальные герои более второплановые, но тоже вписываются в картинку очень гармонично, и сыграны на уровне.
Что еще сказать? Этот фильм больше чем фантастика. Это и фантастика, и драма, и философия… Пусть он и не ответит на все ваши вопросы, но он заставит вас задуматься. Что же такое человек? И что же такое репликант? А есть ли разница? А что такое право на жизнь? И что вообще такое жизнь? Ряд вопросов можно продолжать, здесь все зависит от вашей фантазии и от того, насколько глубоко вы примете перипетии сюжета…
Конечно, очень странно, что фильм провалился в прокате. Да и мнения критиков в то время были достаточно разные. Кто-то из них сказал, что этот фильм опередил свое время… Думаю, эта фраза очень хорошо характеризует картину.
Также уточню, что смотрел обе версии фильма. Но финальная версия, конечно же, лучше. И все из-за той самой концовки - она как вишенка на торте! Просто шикарная сцена!
Итог - один из лучших научно-фантастических фильмов в истории кино! Глубокий, интеллектуальный, заставляющий думать… Классика, эталон фантастики!
P.S. Сейчас некоторые посмеиваются, что мол действие картины происходит в 2019 году, а сейчас уже 2018 год и ничего подобного и близко нет… Действительно, нет. Но, разве дело в этом… Идея фильма ведь находится глубже… Намного глубже…
Превосходя самого себя с каждой новой картиной, внеочередное творение английского режиссера Ридли Скотта произвело сильное впечатление на кинокритиков того времени и вновь подняло вопрос о нашем происхождении и смысле жизни в купе с основной идеей в его прошлом фильме 'Чужой' 1979 года.
В этой работе Ридли описал нам мир 2019 года, относительное будущее на момент создания картины, но совсем близко к тому времени, когда я начал писать этот текст. Описанная им земля была очень сильно развита в технологическом плане, чему свидетельствуют множество многоэтажных небоскребов, громадных сооружений необычных форм, а так же обильное наличие летающих автомобилей. Однако, в дополнении ко всему, в этом высокотехнологичном мире преобладает абсолютно мрачное и апатичное общество. Имея в одном рассказе эти две противоположные стороны, перед нами выстраивается отлично прорисованный контраст, который на протяжении всего фильмы будет иметь немаловажную роль в повествовании. Мрачность мегаполиса, постоянные дожди, дым, отсутствие солнечного света - всё это дополняет ту угнетающую обстановку в мире, которую нам описывает Ридли Скотт. Именно благодаря созданию такой сильной атмосферы в фильме мы можем полностью прочувствовать свою причастность к рассказу и целиком сопереживать главному герою Харрисона Форда, на чьи плечи упала тяжелая ноша.
Само создание картины было очень рискованным делом для 1982 года. Нужно было создать город, который бы не походил ни на один из тогда существовавших. Реквизиты для съемок создавались вручную, и даже имея в бюджете чуть менее 30 млн. $ ресурсы того времени не позволяли прыгнуть выше головы и воссоздать правдоподобную картинку для зрителя. Ридли Скотт прибег к хитрым операторским приемам с помощью Джордана Кроненвета. Основным их ухищрением было как раз то, что они почти всегда проводили съемки с приглушенным освещением, частыми дождями, постоянным дымом. Создавая суету на экране при помощи этих вещей, позволило им скрыть недостатки своих атрибутов антиутопического мира, избегая их появления в кадре. Всё это позволило существенно сэкономить на создании масштабных конструкций и сосредоточить всё внимание на мелочах. Именно эти мелочи визуально отлично дополняют картину и делают повествование более интенсивным.
Проблема в фильме поставлена довольно открыто. Имеет ли только сам человек право называться человеком? Где есть та грань между осознанием себя как личности и тем, что ты, возможно, чье-то творение со встроенными воспоминаниями. Эта история задает нам тяжелые вопросы. В каких рамках проявляется сострадание человека к ближнему и когда начинается чувством собственной безопасности. Сам фильм очень содержателен на наличие своеобразных отсылок и подтекстов. Их присутствие в повествовании заставляет зрителя продумать ситуации с различных сторон и увидеть что-то новое при повторных просмотрах этой картины.
По пророчеству многих кинокритиков 1980-х годов картина сумела пережить испытание временем и стать одним из самых образцованных фильмов в сфере научной фантастики. Идейный вклад этого фильма был недооценен в свое время и, возможно, лишь благодаря тому, что Ридли Скотт через 11 лет после премьеры фильма выпустил режиссерскую версию 'Бегущего по лезвию' позволило всем полностью осознать истинный посыл этого фильма.
Будущее как огромный грязный китайский квартал с толкотнёй, неоном, инфернальными вентиляторами и ядовитыми испарениями из-под асфальта.
Если репликанты не живут на Земле, то для кого работает китайская лавка «Мир глаз»
Как отличить человека от репликанта, если и те, и другие могут быть и жестокими, и великодушными, и искать ответы на те же самые вопросы? Как продлить жизнь, например?
Христианство – это вода, много воды. Пробитая ладонь Роя Батти – это стигматы. Как в древнегерманской легенде о Тангейзере рыцарь получает прощение и умирает как Христос, который пострадал за грешников. А может, это он – великодушный человек, а Рик Декард – безжалостный репликант?
Можно запутать земных обитателей, но нельзя запутать небеса. Искусственное существо не может познать божью милость. Искусственный разум не может жить всё время в страхе, это удел рабов. Ненастоящие люди не ищут ответов на вопросы и никуда не стремятся. Ненастоящие люди зато живут посреди мрачных мегаполисов, в которых ничего нет, кроме жутких помоек китайского квартала и неоновой надписи на русском языке «Рынок». Ненастоящие люди совершают научные открытия ради коммерческой прибыли и не интересуются последствиями и не рассчитывают их заранее. Иногда, впрочем, превращая эти открытия в часть шоу-бизнеса и современного искусства. Ненастоящие люди держат себе подобных за рабов и придумывают сами себе истории об их эмоциональной неполноценности. А главное – они никому не доверяют, видя везде бунт и врагов.
Смерть Роя Батти приносит избавление планете. Слёзы под дождём очищают её от ширпотреба и мусора. И путь Декарда и Рэйчел уже похож на Царство Божие.
'Я видел такое, во что вы, люди, просто не поверите. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Я смотрел, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. Все эти мгновения исчезнут во времени, как слёзы под дождём. Пора умирать»
Через два года наступит тот самый 2019 год. Оглянуться вокруг себя и спросить, в чём Ридли Скотт был неправ? В чём он ошибся? Не похожи ли сегодняшние обитатели планеты Земля на роботов, которым интересны только коммерческий успех и дешёвая еда?
В следующем году нас ожидает премьера продолжения одной из самых культовых в кинофантастике картин — 'Бегущего по лезвию'. Разве это не хороший повод вспомнить про оригинал?
Но здесь вообще можно много говорить с использованием эпитетов вроде 'культовый', 'легендарный', 'первый в жанре' и всё будет к месту, так что я по возможности постараюсь ими не злоупотреблять. Фильм был основан на романе Филипа Дика с не самым запоминающимся сразу названием 'Мечтают ли андроиды об электроовцах?' и представляет из себя детективный триллер в кибер-панк всленной. По сути именно Bladerunner в своё время заложил основы современного понимания кибер-панка
Абсолютно нуарной манере повествования/расследования не достаёт разве что рассуждающего за кадром Рика Декарда. Снующий по грязному неоновому Лос-Анджелесу Декард должен найти четверых. Он — Бегущий по лезвию, так называют людей, 'выводящих из эксплуатации' репликантов (местные андроиды). Репликанты были созданы человеком для освоения и колонизаций отдалённых территорий, но ожидаемо (с тех пор-то мы по этой теме с вами собаку съели) они подняли бунт против своих создателей, после чего стали на Земле нежелательными элементами. Четверо из них здесь, в Лос-Анджелесе, а Рик идёт по их следу.
'Бегущий по лезвию' это ещё и один из первых фильмов в поп-культуре, поднявших вопрос о роли сознания, о важности такого сложного и абстрактного понятия над оболочкой, будь то человеческое тело или искусственный организм. Он также поднимает и другой философский вопрос — о важности отведённого каждому времени, о нём нам поведает через призму восприятия своей недолгой (всего четыре года с начала эксплуатации) жизни репликант Рой в блестящем исполнении Рутгера Хауэра. Конечно же я не могу не отметить здесь и Харрисона Форда: Рик Декард ещё один легендарный персонаж в его коллекцию, после недавних Индианы Джонса и Хана Соло.
Да, после 1982 года выйдет ещё не один фильм по произведениям Дика, но, пожалуй, именно сэру Ридли Скотту пока удалось лучше всего, глубже всего, показать нам мир будущего его (Ф. К. Дика) глазами. Сиквел картины попал в руки не к кому-то там, а к Дэни Вильнёву, одному из лучших режиссёров в жанре триллер на сегодняшний день. Если честно, я уже предвкушаю и не с нетерпением жду такой премьеры
Сюжет: в будущем, есть роботы, которые ничем не отличаются от людей. Их называют репликантами. Рик Декарт один из немногих, которых называют «Бегущие по лезвию». Они ловят репликантов, вышедших из под контроля. Ему поручают найти четырех совершенных репликантов и уничтожить их.
Ридли Скотт всегда был мастером показывать интересные истории и подносить их с необычной стороны. Этот необычный фантастический детектив, который сейчас является культовым, в сове время не стал прорывом. Только потом он обрел славу. А зря. В этой картине представлен один из самых интересных вариантов будущего. Будущее стильное. Постоянно идет дождь, играет китайская певица с дирижабля, иногда прослеживаются летающие машины, а на горизонте виднеется огромная пирамида. В этом мире полицейский Рик ищет четырех репликантов. Репликанты – интересные создания. Они мало чем отличаются от людей. К примеру, Рейчел, вживляют воспоминания о детстве и о жизни, и она не знает, что она робот. А робот Рой, сыгранный прекрасно Рутгер Хауэром, хочет жить. Хауэр сыграл харизматичного злодея, который в некоторых моментах фильма пугает зрителя своими фразами и появлениями. Он пытается понять, почему не может жить долгой жизнью как люди. В этом фильме как раз поднимается интересная тема: а чем роботы отличаются от людей и могут ли они любить. Здесь даже есть любовная линия между Риком и Рейчел, которую Декарду надо убить. Харрисон Форд показал Декарда интересным персонажем, который проявляет симпатию к Рейчел и после не выполняет приказы. Экшена в фильме почти нету. Только разве что погоня за Зорой и схватка с Роем может считаться. Но от этого фильм не проигрывает. Он идет в медленной последовательности, но все аспекты картины настолько хорошо показываются, что я не успел на нем заскучать.
Если выбирать между обычной версией и режиссерской – я выбрал бы режиссерскую. Она более безысходная, нам не преподносят сюжет картины на «блюдочке» и концовка открытая, что дает повод подумать, а не смотреть за обычным хэппи-эндом.
Вердикт: один из моих любимых фильмов Ридли Скотта. Это умный, стильный и интересный фантастический детектив, к просмотру которого я еще буду возвращаться не раз.
Давным-давно один фильм Ридли Скотта признали, как 'творение недопонятого гения', и у него все было худо в плане критики и сборов. Но это можно было понять, в это время жанр фантастики только начал зарождаться, и из известных сай-фай фильмов у людей на уме были 'Звездные войны' и 'Чужой' от того же Скотта. Однако прошло время, и сейчас 'Бегущий по лезвию' признали культовым фильмом и чуть ли не одним из родоначальником жанра. Но работает ли эта кинолента сейчас? Каверзный какой вопрос.
'Бегущий по лезвию' - это своего рода испытание, которое разбивает людей на два лагеря - 'почитателей шедевра' и 'спящих во время просмотра'. Данный фильм представал перед зрителями в различных версиях, но самой 'правильной' сейчас считается полная режиссерская. После её релиза к картине пришла всенародная любовь, но это все же не отменит того факта, что у самой истории в принципе можно найти проблемы.
Действие фильма происходит в 2019 году, как бы смешно это сейчас ни звучало. Мы видим Лос-Анджелес, который находится в каком-то параллельном измерении - по ночам идет дождь, на зданиях красуются огромные рекламы, где азиатская девушка пьет Кока-Колу, а солнце светит раз в пятилетку. В этом мире существуют репликанты - роботы, идентично похожие на людей, которых отправляют на грязную работу. Они усилены в физическом плане, интеллектуально развиты, но срок их 'жизни' - всего 4 года. Но и в низшем классе находятся бунтовщики, и для отслеживания таких репликантов существует отдел полиции, сотрудники которого зовутся 'бегущими по лезвию'. Одним из таких охотников является Рик Декард, чьей задачей является ликвидация четырех репликантов...
Факт существования роботов, как две капли воды схожих с человеком, сейчас, в 2019 году, воспринимается как-то насмешливо, если вспомнить конфуз со сколковским роботом Борисом. Но в таком случае можно так же посмеяться и над летающими машинами с огромными голограммами. 1982 год, понятие будущего в кинематографе всегда было туманно и открывало простор для творчества. Тем более, 'Бегущий по лезвию', несмотря на его излишнюю затянутость, трактуется как философская притча, пропитанная символизмом. Поставленная по книге Филиппа К. Дика с риторическим названием 'Мечтают ли андроиды об электроовцах?' показанная на экране история содержит символические вкрапления - то здание 'корпорации зла' выглядит как пирамида майя, то сопоставление репликанта с Иудой и Иисусом, фигурка единорога... Репликанты цитируют Декарта, поднимают вопросы о ценности жизни, и ставлю бутылку хорошего импортного пива, что репликант - это интерпретация ницшеанского 'сверхчеловека'. Огромный подтекст для размышления, который, к сожалению, теряется на фоне визуала. Чтобы что-либо выглядеть в киноленте, необходимо досидеть до конца, а это тот случай, когда все члены вашей семьи разойдутся по своим делам, оставив вас один на один с экраном.
Харрисон Форд сдержан на главной роли, а Рутгер Хауэр и Шон Янг в образе репликантов демонстрируют самые светлые человеческие черты. Хауэра вообще можно назвать главным знаком качества данной картины. А вот музыка композитора Вангелиса - эм, как бы сказать, лично мне не зашла. Ну то есть как, там были атмосферные мелодии, но иногда возникало чувство, что за кадром играют темы из кабаков 90-х.
Изюминка 'Бегущего по лезвию' в том, что с каждым новым просмотром его можно трактовать по-разному. История с открытым финалом и вопросами без ответов, но она законченная. И да будет камень в огород продолжению 2017 года, никакие сиквелы для этого фильма нежелательны.