«Бегущий по лезвию» - одна из тех редких, эксклюзивных картин, которые с блеском выдержали испытание временем, чье стилистическое и визуальное наполнение с годами стало только более возвышенным, утонченным и, в конечном счете, образцово-показательным. Однако, как это часто бывает в отношении к абсолютным шедеврам, сегодня непредубежденному зрителю, не имевшему ранее знакомства с данной лентой, подходить к ее просмотру следует с некоторой подготовкой. Во-первых, необходимо ясно понимать, что, в отличие от современного блокбастера, фильм Скотта не стремится развлечь зрителя, его цель – подтолкнуть последнего к размышлениям. В связи с этим темп картины подчас проседает до уровня медитативного созерцания, а динамика повествования явно противоречит позиционированию фильма как приключенческого. Более того, сам по себе сюжет картины, якобы долженствующий убивать наповал своей глубиной и философичностью, на первый взгляд, есть ни что иное как сверхбанальная и уже поднадоевшая многим история о нелегкой судьбе искусственного интеллекта, обреченного влачить свои жалкие дни в подчинении и подыхать в бесславии. Кому-то может быть даже сама стилистика ленты покажется напрочь устаревшей и нисколько не впечатляющей. Однако, все это говорит лишь об одном – истинная сущность фильма осталась «за кадром» сознания зрителя, что, однако не делает картину хуже.
Начнем с разбора бесхитростного и вполне безобидного сюжета, который на поверку таит в себе кладезь идей и концептов. Фабула строится вокруг противостояния охотника на репликантов Рика Декарда и его «жертвы» сверхчеловека Роя Батти, сбежавшего из-под ига рабовладения и решившего самостоятельно творить свою судьбу. По факту антагонизм героев в своей скрытой форме является ничем иным как оппозицией двух философских течений – рационализма Рене Декарта, и витализма отца всех сверхчеловеков Фридриха Ницше (Батти даже умирает с прямой цитатой Ницше на устах). Стоит заметить, что соседство именно этих двух громких имен в фильме отнюдь случайно, ведь как раз Декарт является прародителем всей новой философии, а Ницше ее же официальным завершителем. Центральной осью ленты является один-единственный главный вопрос – что необходимо и достаточно для того, чтобы называться человеком? Декарт утверждал, что для достоверности бытия достаточно одного единственного атрибута – самосознания. Однако ближе к нашему времени его оказалось мало и на сцену вышел Ницше с иррациональной «волей». Человек мыслящий, увы, дискредитировал себя, и весь людской род начал скатываться к регрессу. Тут-то и возник новый горизонт в лице «сверхчеловека». По Ницше именно сверхчеловек и является приоритетной целью бытия, итогом развития и объектом стремлений обнищавшего человечества.
Основный мессадж фильма как раз и состоит в том, чтобы максимально сблизить и примирить две эти позиции. Грань, проходящая между человеком и репликантом чисто номинальна с физической точки зрения, однако их «сущности» решительно отличаются, ведь изобретение оказывается куда «человечнее» своего создателя! Именно поэтому Батти то и дело употребляет 'архаизмы' наподобие попадания в рай, сострадания или свободы. Более того, Скотт намеренно насыщает его образ всевозможными христианскими коннотациями, видимо уподобляя своего герою «Распятому Дионису», как называл себя Ницше перед смертью (заметьте также россыпь мифологических символов будто заимствованных из Заратустры, например, «ученую сову» профессора, «змею», убитую Декардом и т.д.) В итоге, Батти предстает своеобразным синтезом двух высших начал – науки и религии, знания и веры, указывая потерявшемуся в путаных тропах прогресса человечеству новый путь…Этому наказу и внемлет Декард, трансформировавшийся из циника и мизантропа в индивида, способного к любви, состраданию и заботе о ближнем, даже если последним является репликант. Вопрос не есть ли сам Декард репликант теряет свою значимость, ведь, как мы выяснили, важна только сама «бытийность», а отнюдь не «форма» существования. Таким образом, фильм несет в себе как бы абсолютный гуманистический мессадж, защищающий одновременно все меньшинства и упраздняющий любые неравенства.
Однако, этим, чисто экзистенциальным наполнением, фильм отнюдь не исчерпывает своих идейных наработок. Подобно всем великим шедеврам он представляет зрителю полноценную онтологию футуристической вселенной, развертывает перед ним уникальный мир, существующий по собственным законам и порядкам. Можно сказать, что сам по себе нарратив ленты тонет в этой эпохальной репрезентации, отчего многие критики не совсем справедливо начали указывать на общую заторможенность и недостаточную разработку истории. Однако разве может она тягаться с этими величественнейшими технопейзажами, сопровождаемыми абсолютно аутентичной и сумасшедшей электронной музыкой неокомпозитора из Греции (колыбели всех культур)? История теряется на общем фоне также закономерно, как человеческие судьбы в больших городах, как «слезы в дожде».
Однако по какой же схеме строится этот «мир будущего»? В первую очередь, это вселенная абсолютного капитализма перед которым не только государственность и культура, но и сама человечность может только пресмыкаться. Крупные корпорации прибрали к рукам всю власть и вместо порабощения пролетариата предпочитают создавать последний искусственно. Техническое развитие достигло таких масштабов, что фактически уничтожило не только флору, но и фауну, оставив перенаселенное человечество маяться под беспрерывным кислотным дождем…
Тут нельзя обойти стороной, пожалуй, самую главную часть «Бегущего по лезвие» - уникальность его визуального стиля. Собратьям по жанру переплюнуть фильм Скотта оказалось практически невозможно, поэтому соперничеству они предпочли подражание. Картина, в том числе и на этом уровне, представляет из себя уже знакомый нам синтез из двух противоположностей – науки и искусства, технологии и культуры. За основу Скотт взял самый технологически продвинутый город на нашей планете – Гонконг. Разнообразил его архитектуру европейскими стилями прошлых веков, добавил архаичных отсылок к египетской цивилизации в виде двух пирамид, упирающихся в небесную твердь и погибших древних культур. Для создания гнетущей атмосферы заброшенности и отчаяния, не оставалось ничего иного как обратиться к образцовым в этом отношении фильмам-нуар. Оттуда была полностью заимствована постановка света – уличные фонари привычно еле пробиваются сквозь опущенные жалюзи, изрезая изможденные лица персонажей тенями, а сами улицы полны мрака, ибо солнце на них больше не живет. Также именно американский нуар в итоге определил выбор костюмов для персонажей – длинные плащи, роскошные платья, а также и сами их характеры – Декард до боли знакомый герой-одиночка, любящий выпивку и злачные заведения с голыми девами (еще один атрибут жанра), а его возлюбленная Рейчел – идеальная femme fatale, кидающая загадочные взгляды сквозь марево сигаретного дыма и спасающая героя в самый последний момент. Что же касается чисто технической реализации, то якобы устаревшие спецэффекты, напротив придают фильму уникальный ретроспективный шарм, а ручные модели и живые декорации служат истинным отдохновением от унижающих зрение компьютерных спецэффектов.
В итоге, скажем, что фильм все-таки скорее арт-хаус, чем поп, скорее притча, чем блокбастер, больше пророчество, нежели утопия. И подходить к нему следует с подобающей долей понимания…и уважения, ведь он уже достиг бессмертия, а мы пока нет.
Фильм 'Бегущий по лезвию'-это идеальное воплощение режиссёрской фантазии. Несмотря на то, что это по сути экранизация, она наполнена таким невероятным количеством свежих идей, что не сразу узнаёшь первоисточник. Это не просто классика жанра, это классика кино в принципе-история о Декарде известна всем, а те, кто ещё её не видел-счастливчики, ведь посмотреть этот фильм ВПЕРВЫЕ, даже через только лет-большое потрясение.
Главный герой-типаж детектива Декард, он отошёл от дел, но его заставляют вернуться к тому, что он умеет лучше всего-расследовать. И вот, в мире гиперболического футуризма разворачивается странная нуар-история, которая заканчивается со слезой на глазах...
Этот фильм поражает как визуально, так и сюжетно. Это как 'Терминатор 2',но задолго до него. В своё время этот фильм отпугнул аудиторию, потому что к такому тяжёлому, артхаусному произведению мастера камеры Ридли Скотта были готовы немногие. А в итоге его называют одной из луучших фантастических лент в истории, которая создала свой, уникальный Футуристичный мир, где люди балансируют на грани с роботами, а роботы уже стали как люди. К тому же эта лента зародила КиберПанк как киножанр-с его непосредственной атрибутикой.
Итак, в итоге мы имеем одно из самых важных кинопроизведений ХХго века, которое уже вошло в историю и встало где-то между 'Звёздными войнами' и 'Космической одиссеей'
Недавно я ознакомился с фильмом 'Бегущий по лезвию' Ридли Скотта. Я был немного удивлён, что подобное творение проскользнуло мимо меня в 90-ых годах, но, видимо, не судьба... Поэтому я решил последовать доброму правилу: 'Лучше поздно, чем никогда'.
Каково было моё удивление, когда я открыл для себя первые сцены данного фильма! Монументальные небоскрёбы, заводы, странные пирамиды, летающие машины, кислотные дожди - как такое вообще могли создать? И ведь, хочу заметить, смотрится подобное очень натурально и живописно. Размеренный темп киноленты заставляет погрузиться в мир столь странной эпохи, а сюжет постепенно наполняется динамичностью, которая никоим образом не сбивает атмосферу фильма. Только ближе к концу сюжетная линия начинает обрастать странными сценами, затягивая повествование, что не является слишком положительным моментом.
История, описанная в 'Бегущем по лезвию', к слову, незамысловатая, но именно подобная канва не загоняет режиссёра в рамки, давая возможность развернуться и показать столь противоречивый мир будущего со всех сторон. Вопросы, заданные фильмом, остаются актуальны до сих пор и имеют право на существование во многих современных кинолентах. Только вот 'Бегущий по лезвию' основал данное направление трансгуманистической философской мысли и этого уже не изменить.
К своему стыду, посмотрел этот фильм лишь недавно, хотя до этого слышал о нем лишь положительные отзывы. И наконец, посмотрел.
Действие развивается не спеша, размеренно, уделяется большое внимание миру будущего. Кстати, об этом мире – он меня просто потряс. Человечество добилось таких технологических высот, стало покорять космическое пространство, научилось создавать себе подобных (и даже лучше) – и одновременно так деградировало. Покоряя космическое пространство, люди засрали собственную планету. Погода ужасная, города похожи на огромные муравейники, каким либо архитектурным изяществом даже и не пахнет – городские панорамы вместе с моросящим дождем вселяли в меня лишь уныние. Неужели нас действительно ждет такое будущее?
Не радовали и люди – вроде стали собирать репликантов, то есть себе подобных, это каких надо достичь научных высот! Но все персонажи угрюмые, даже слегка депрессивные (в том числе и Декард), а некоторые и вовсе глупые и малоприятные. Низменные инстинкты никуда не делись, наоборот, лишь усилились, а одежда (точнее, пародия на нее) лишь укрепляют общее нелицеприятное впечатление от увиденного мира будущего.
И в этом мире живет наш герой – Рик Декард. Он – «бегущий по лезвию», один из лучших в своем деле. И он хочет уйти не покой, но, увы, долг зовет, и Рик вынужден охотиться на группу сбежавших репликантов, которые изначально представлены как отрицательные персонажи. Но чем больше мы узнаем о репликантах, тем сильнее в голову стучится мысль о том, что репликанты это жертвы системы, человеческого общества. Они превосходят людей умственно и физически, они по сути являются следующим эволюционным витком человечества – но они вынуждены быть рабами, и по сути используются в роли пушечного мяса. Естественно, что такое положение вещей не устраивает репликантов, и они борются за то, чтобы существовать достойно и получить достойное признание в обществе. Но есть еще одна проблема – они живут не более четырех лет, а ввиду того, что у них изначально заложены искусственные воспоминания, то и определить точную дату своей смерти они не могут. Группа репликантов под предводительством Роя Батти как раз и пытается найти способ продления жизни.
Фильм имеет очень глубокую философию, и, возможно, требует не единоразового просмотра для того, чтобы в полной мере осознать всю глубину идеи. По ходу фильма закрадываются мысли о том, что Декард тоже репликант, но окончательного ответа на этот вопрос никто не даст. Сами же репликанты ценят жизнь как никто из людей, может, поэтому Батти и не добил Декарда, возможно, гуманности в репликантах даже больше чем в их создателях.
Словом, очень непростой фильм, глубокий и серьезный. Если вы ждете динамичного экшена – ошиблись адресом, а вот если ищете фильм «с мозгами» - тогда вам сюда. Но вне зависимости от кинопристрастий, это кино стоит внимания абсолютно каждого кинолюбителя.
Недавно добрался до этого фильма. Книжку читал, но помню не слишком хорошо. Да и фильм в детстве наверняка смотрел, но вспоминались лишь какие-то отрывки. Вот и решил освежить в памяти это культовое, по мнению многих, кино.
Фильм, безусловно, имеет свой стиль, антураж, атмосферу, в которую полностью погружаешься при просмотре. Великолепные декорации, замечательная музыка и звуки в целом. Наверно, это первый фильм в жанре киберпанк, сделанный на таком высоком уровне. Браво, Ридли Скотт!
Очень интересно наблюдать за выражениями лиц персонажей, а порой за отсутствием этих выражений. Местами на вас смотрит 'мертвое' лицо, а местами оно выдает массу различных эмоций: удивление, восхищение, раздражение, ненависть, страх... Мне больше всего запомнились из фильма эти лица, образы. Очень классно сделано. Особенно Рэйчел в исполнении Шон Янг. Порой, смотришь на нее и думаешь, что она действительно репликант, а не человек.
Вообще актеры выглядят потрясающе. Рутгер Хауэр просто бесподобен. Брайон Джеймс тоже пришелся очень кстати. Ну и конечно это уникальная возможность посмотреть на молодого Индиану Джонса, то есть, я хотел сказать, Харрисона Форда. Он тоже хорошо сыграл, порой, правда, его лицо выглядело как-то глуповато и наивно. Но, наверно, так и было задумано.
В целом фильм зацепил и понравился. Даже сейчас выглядит впечатляюще. Но все-таки потенциал не раскрыт полностью. Присутствует ощущение, что из фильма вырезаны некоторые моменты, или их надо было туда вставить. Практически не раскрыт образ главного героя. Как у него складывалась жизнь? Есть намек на трагедию, на потерю близких людей, но кроме нескольких мелькнувших фотографий, ничего конкретного. Репликанты практически не вызывают сочувствия (кроме Рэйчел), так как ведут себя достаточно агрессивно и жестоко. Окружающий мир красив, но пустоват. Я думаю надо было увеличить хронометраж (минут на сорок) и заполнить эти пробелы.
Идея фильма сильная, но все-таки она обыграна не лучшим образом.
В итоге имеем отличный визуальный ряд, замечательный звук, хорошую актерскую игру, но основной конфликт показан не в самом лучшем виде.
Данный фильм режиссера Ридли Скотта заслуженно носит культовый статус. При этом можно смело заявить, что это его лучшая картина (хотя мне лично также крайне симпатична «Совокупность лжи»).
По размаху фильм занимает прочное место рядом с «Дюной», вышедшей двумя годами позже, и «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. С фильмом Дэвида Линча особенно роднит уровень визуальный. Только в Дюне перед нами футуристическое средневековье, а в Бегущем по лезвию – пост-классический нуар. И еще я бы упомянул «Бразилию» Терри Гиллиама ’85 года, фильм-антиутопию в котором визуально тоже много общего.
Но если с Дюной фильм роднят декорации, то с «Одиссеей» – философский подтекст. Основная тема тут - тема гуманизма и цивилизации. Насколько гуманно создавать существа, которые мыслят (cogito ergo sum – Прис, что, конечно же, перекликается с фамилией главного героя) и чувствуют, но чья жизнь наполнена чужими воспоминаниями, а жизненный цикл сжат до 4 лет. Очень распространенный мотив для научно-фантастического фильма, но здесь поданный блестяще. Фильм имеет такую особую, неспешную динамику, что у зрителя есть время и возможность это прочувствовать (интимная сцена между двумя главными героями, сразу после гибели Ковальски).
Отдельно хочется сказать о персонажах. Мне особенно понравился треугольник Рой-Себастьян-Прис. Первый, которого замечательно сыграл Рутгер Хауэр, настоящая машина для убийства, при этом не лишенная человечности - ницшеанский тип. Второй – невинный изобретатель-кукольник, всю душу вкладывающий в свои создания и разделяющий с ними общую участь старения. Последний, Крис, как ее охарактеризовали в начале фильма, девушка «для удовольствий». Образ гимнаста-арлекино срабатывает на 100%.
2019 год, ноябрь. Жители Лос-Анджелеса уже, наверное, и забыли, что такое солнце - проливной дождь не умолкает практически ни на секунду. И сам город больше похож на свалку, грязную и серую, освещаемую лишь огнями неона. Но с наукой дела в этом мире обстоят явно лучше, чем с экологией - она не стоит на месте, продолжая снабжать человечество технологичными штуками, упрощающими жизнь. И репликанты, искусственно созданные человекоподобные существа, используемые в качестве рабочей силы в отдаленных колониях, также относятся к таким вот штукам. Правда, мало кто ожидал, что они в одной из колоний поднимут восстание. С этого момента на Земле объявляют охоту на репликантов и создают специальный отряд Блейдраннеров, бегущих по лезвию.
Главный герой - один из таких бегущих, полицейский, предназначенный для обнаружения и ликвидации репликантов на Земле. Правда уже бывший. Но в один прекрасный день начальство обращается к нему с просьбой - взяться за новое задание, ведь никого опытнее у них из работников нету. И герою приходится согласиться на это дело. Только вот задача эта будет не из простых - найти и уничтожить репликантов, проникнувших на Землю, для чего придется провести тщательное расследование и понять, какую цель они преследуют. С этого и начинается захватывающий и непредсказуемый сюжет 'Бегущего по лезвию'.
Дальнейшие рассказы о сюжете я прекращу, ибо каждый зритель сам должен узнать, что там будет дальше, и перейду к технической части фильма, которая очень хороша. Спецэффекты даже сейчас, через 30 лет с момента выхода, смотрятся симпатично. Картинка очень красивая и стильная. Огромное спасибо оператору, который своей великолепной работой успешно скрывает истинный возраст картины и лишь молодые актеры его выдают. И не только оператору спасибо, но и костюмерам, декораторам, гримерам, дизайнерам, художникам - в общем всем, кто отвечал за визуальную часть фильма. Атмосфера здесь выдержана отлично - все темно, все сыро и мрачно, льет безостановочный дождь, свет старательно пробивается через смог и туман, заполнивший улицы, через жалюзи и щели в стенах. Улицы почти до отказа забиты иностранцами, шлюхами, попрошайками. Дополняет практически идеальную картинку электронный саундтрек, который хоть и не претендует на восторги, но при этом отлично вписывается в мрачную атмосферу фильма.
'Бегущий по лезвию' - без сомнения культовая научно-фантастическая картина, которой до сих пор вдохновляются многие режиссеры (и не только режиссеры) работающие в жанре киберпанка. И при этом эта картина не просто обладает захватывающей историей и великолепным техническим исполнением, она ещё поднимает немало важных и актуальных вопросов. До чего нас доведет прогресс? Сможем ли мы остановится в стремлении превзойти человеческую природу и достичь совершенства? И этот фильм прямо говорит, что наука, при неправильном развитии, заведет нас в тупик. Ведь даже существо неорганическое, созданное по образу и подобию человека, обретя разум станет не просто умным помощником, но и думающим. А это значит, как и человек, оно рано или поздно осознает свое несовершенство захочет его преодолеть. Начнет мечтать, начнет хотеть, начнет рваться к исполнению своих желаний. И после этого грань между человеком биологическим и механическим сотрется и станет тонкой, как лезвие бритвы. И я всеми руками за то, чтобы такое будущее не наступило. Надеюсь и вы со мной.
'Бегущий по лезвию Бритвы' – лучший фильм Ридли Скотта. Фильм очень психологический и мрачный, но, не смотря на это в фильме гениальная режиссура, отличная музыка и очень даже не плохой сценарий. По большому счёту фильм начинается ни с чего, и заканчивается ничем, но несмотря ни на что, фильм – отличный, и в истории кино он оставил свой громадный след.
Больше всего мне запомнилась финальная речь Рудгера Хауера и я считаю эту сцену одной из лучших вообще за всю историю кино! Фильм действует более мощно на подсознание человека, чем даже “Сталкер” Тарковского! Это гениальный фантастический фильм, его должен посмотреть каждый уважающий себя киноман!
'Бегущего по лезвию' режиссера Ридли Скотта без каких либо преувеличений можно назвать одним из самых величайших фильмов не только своего времени, но и в истории кинематографа в целом. Не только заложив полноценный фундамент для дальнейших картин жанров фантастики, киберпанка и антиутопии, но и представ на экране редким образцом идеальной экранизации очень сильного литературного первоисточника. Одним этим и объясняя, почему не собравший оглушительные кассовые сборы и прохладно принятый критиками на момент выхода фильм, годами позже снискал поистине культовый статус, который достойно удерживает по сегодняшний день.
Данный фильм режиссера Ридли Скотта рисует на экране далеко не самый радужный мир образца 2019 года. Когда в последствии многочисленных природных катаклизмов, человечество невольно совершило пару шагов назад в эволюции. Дав путь многочисленным роботам и репликантам, которые оказались более выносливыми, трудоспособными, умными и сильными. Фактически став главной рабочей силой человечества.
События данной ленты же раскручиваются вокруг 'блэйдранера' Рика Декарда, которому поручают охоту за четырьмя беглецами репликантами, оказавшихся 'вне закона'. Казалось бы, всё это можно было бы развернуть в рамках рядового фантастического боевика. Но картина оказалась куда глубже, чем того требовал даже литературный первоисточник. Практически на протяжении всей ленты исследуя тему того, где пролегает грань между человеком и не человеком, а также то, что же делает нас людьми в целом и сам того не зная, этот вопрос исследует и Рик Декард. Когда с каждым убитым им репликантом приходит осознание того, что порой 'машина' оказывается куда более человечной и чувственной, чем сами люди и всё благодаря состраданию, тема которой и вышита на протяжении всего повествования ленты. Попутно поднимая немаловажные темы надругательства над природой и возможных грядущих природных катаклизмов, религии, политики, искусственного интеллекта и невольной тяги человека к разрушению всего на пути прогресса. Лишь подчеркивая это открытой концовкой режиссерской версии без хэппи энда театральной, которая подходит истории данной ленты наиболее всего.
После триумфального и не менее культового 'Чужого', режиссер данной ленты Ридли Скотт еще более плотно и достойно продемонстрировал свой ярчайший талант визионера в фантастическом жанре. В данном случае, несколько наплевав на развлекательные функции и полностью посвятив себя авторскому воплощению картины в целом, от чего она на мой взгляд только выиграла. Ведь зрелищных фантастических боевиков с обилием экшн сцен предостаточно, а вот глубокой и пожалуй даже философской фантастики очень мало и данный фильм режиссера безусловно один из таковых. Охотно удерживая состояние интереса и напряжения на протяжении всех двух часов экранного времени даже с мизерным количеством 'зрелищных' сцен. Попутно, просто поражая тем, насколько великолепно воплощен мир будущего на момент выхода картины и как актуально он смотрится даже почти 36 лет спустя.
Харрисон Форд великолепно вжился в образ Рика Декарда. Сыграв на экране обычного, маленького и пожалуй даже жалкого человека, осознание собственной значимости которого приходит к нему после знакомства с куда более человечными репликантами. Что Форд на мой взгляд преподнес просто великолепно. Абсолютно великолепен и Рутгер Хауэр, который на мой взгляд сыграл одну из лучших своих ролей и выложился на экране на все сто с лишним процентов. Отдельно хочется отметить Дэрил Ханна, которая именно тут показала себя не только привлекательной моделью, но и достойной драматической актрисой. Очень хороша и Шон Янг, которой удалось максимально много выжить из своего вторичного в рамках сюжета персонажа.
10 из 10
Бегущий по лезвию - это однозначно один из величайших фильмов в истории кинематографа. Представляя собой полноценный фундамент для дальнейших картин фантастического жанра и поистине идеальную экранизацию и без того очень сильного литературного первоисточника культового Филипа Дика. Самое главное - представляя собой не просто очередной развлекательный, а очень умный, глубокий и раскрывающийся при каждом повторном просмотре с новой стороны кинематографический продукт.
Недалёкое будущее. Человечество изобрело репликантов – роботов, внешне неотличимых от людей. Срок их жизни невелик, а они выполняют тяжёлую и опасную работу, по сути, состоя у людей на положении рабов. Для контроля над ними и уничтожения «сломанных» особей, которые не желают мириться со своим рабским положением, было создано специальное полицейское подразделение – бегущие по лезвию. Главный герой Рик Декард, один из таких «блэйд-раннеров», получает задание уничтожить группу из четырёх репликантов, совершивших побег из колонии.
Эта лента Ридли Скотта, снятая по мотивам романа Филипа Дика «Снится ли андроидам электронная овечка?», вполне возможно, может не понравится многим современным зрителям. Всё потому, что те получат от картины отнюдь не то, что ожидали увидеть. Фильм очень медлителен, даже медитативен, почти полностью лишён экшна и, на первый взгляд, прост, как две копейки. Но дело в том, что ценность фильма ни в коем случае не исчерпывается обычным научно-фантастическим боевиком.
Режиссёр создаёт потрясающую атмосферу мира будущего. Дизайн города, в котором происходит действие «Бегущего…», воистину завораживает: здесь есть летающие автомобили, повсюду мерцают огни реклам, мегаполис изобилует тёмными переулками и подворотнями, а с неба очень часто льёт кислотный дождь. Вкупе с впечатляющей музыкой Вангелиса, всё это создаёт, по сути, новый мир. Пугающий, тёмный, но при этом такой притягательный, и в него зритель погружается с головы до ног.
Но это далеко не всё. Поставив в центр сюжета историю о репликантах, режиссёр на самом деле задаётся очень важным вопросом о сущности человеческой природы. Что вообще делает нас людьми? И чем мы отличаемся от этих репликантов? Да, это искусственные организмы. Но они, тем не менее, способны думать, анализировать, чувствовать, бояться, переживать и наслаждаться жизнью. Как можно обвинять этих существ, которые не желают мириться с мыслью о скорейшей смерти и просто хотят пожить хоть ещё немного? Поэтому также и нельзя назвать героя Рутгера Хауэра полностью отрицательным: в конце концов, его мотивы вполне понятны, и он, несмотря на свою жестокость, всё-таки способен на сострадание, спасая от гибели своего врага. Грань между людьми и роботами вовсе исчезает, когда Рик и девушка-репликант Рейчел влюбляются друг в друга.
Также здесь немаловажную роль играет образ главного героя. Харрисон Форд сыграл роль, можно сказать, нуарного детектива. Одинокого, задумчивого, имеющего слабость к выпивке. При этом кино толком не сообщает ничего о его прошлом, от чего в голове у зрителя ненароком возникает мысль: а может, герой Форда тоже репликант? Идея эта, кстати, отнюдь не безосновательна. Это изначально входило в замысел Ридли Скотта, и он даже оставил в режиссёрской версии фильма (а именно её лучше всего стоит смотреть) несколько сцен, косвенно намекающих о реальном происхождении Декарда.
Конечно, сейчас существует немало произведений кино, так или иначе рассказывающих о том, что роботы тоже могут чувствовать. Однако ни одна из них не делала это настолько мастерски изящно, как шедевр Ридли Скотта. «Бегущий по лезвию» - это глубокое и философское кино, мировая классика и, возможно, лучший фантастический фильм всех времён. Безусловно, не каждый сможет проникнуться его атмосферой и многогранностью, но всё же трудно отрицать, какое огромное влияние он оказал на кинематограф.