'Глубоко в дебрях аргентинских джунглей стоит маленькая деревушка, в которой живет Альваро - тихой, размеренной жизнью, рыбача и выращивая тростник. Что отличает его от других жителей деревни - это то, что он гей.
В его мирке нет других геев, и единственная его отдушина - случайные странники, забредающие в деревню. Большинство из этих незнакомцев попадают в деревушку по реке, на речном такси 'Эль Леон', чей капитан, Эль Туру - убогий гомофоб со своими секретами.
Интрига начинает развиваться когда в деревню попадают лесорубы-нелегалы, и Эль Туру обвиняет Альваро в помощи им. Но потом Эль Туру наблюдает за моющимся в душе Альваро и его отношение к парню снова начинает меняться. Оба они живут в мире, где нет ничего геевского, в мире, где мужчины это просто мужчины, и где им приходится бороться за место под солнцем и за уважение. Альваро должен скрывать свои наклонности, ожидая то одного странника, то другого. Эль Туру тоже скрывает свой секрет, и должен поддерживать свое реноме капитана, в то время как он и издевается над Альваро, и в то же время его тянет к нему.
Это уникальный фильм, фильм об отношениях двух мужчин, один из которых гей, а второй - то ли да, то ли нет, в условиях, где нет никаких возможностей проявлять свои наклонности. Фильм, который шокировал Аргентину, где он был снят, фильм, который с большим успехом прошел на 59-ом Берлинском кинофестивале. В нем будет и изнасилование мужчины мужчиной, и убийство на почве гомофобии, и гей-секс... много всего.'
Посмотрел-то, посмотрел…, но сразу же пожалел.
1. Фильм черно-белый и это вызывает ненужное напряжение при просмотре. Наверное, в этом в этом состояла особая художественная задача режиссера Santigo Otheguy. Но без авторского разъяснения понять значение этого приема не просто.
2. Сюжет фильма без предварительного чтения аннотации к фильму понять тоже не просто. Движение истории 'замылено' некрасивыми лицами профессиональных актеров и непрофессиональных статистов из народа, мутностью кадров и неспешным 'занудным' ритмом повествования.
3. О чем эта история? О том, что в провинции живут геи и гомофобы, и они не любят друг друга. Но эту 'истину' знаешь и без этого фильма.
4. Тягомотина, а не кино. Кроме внутреннего раздражения эта кинокартина ничего во мне не пробудила. Особенно за бессмысленную трату времени
Фильм медленный, затянутый. Спорный, с точки зрения киноязыка. Но попытка сфокусировать проблему удалась, хоть и не в развернутом виде, что вполне позволял хронометраж. Фильм-таки что-то получил на Берлинском кинофестивале, где бог весть какие фильмы /для широкого русского зрителя/ получают самые неожиданные призы. И этот фильм было, за что наградить. Фильм не на один раз: после первого просмотра, понимаешь, что он довольно тонкий, и его стоит пересмотреть, разглядывая ' в лупу'.
Фильм о мужском мире в замкнутом пространстве, между собой. Мы видим три типа мужчин. Один из них /Альваро/живет в одиночестве, хотя вполне интегрирован в общество, ничем не отличается, социален, но сексуально ориентирован на мужчин. Он умен, адекватен и не проявляет себя как гей в обществе. Никто на него не реагирует как-то особенно. Кроме одного. Это второй тип и герой фильма - Эль Торо /исп. бык/- замаскированный под гетеро-, мужлан-доминант, имеющий статус в этом небольшом обществе темпераментного и авторитетного, владелец судна. Никаких признаков каких бы то ни было отношений между ними мы не видим. Но почему-то они оказываются в одной команде в футболе, почему-то Эль Торо 'под хи-хи' то и дело хватает хрупкого Альваро за торс, как бы прикрываясь им, хотя в футболе это не к месту. Почему-то они оказываются вдвоем в душе, никак при этом не реагируя друг на друга. И вот однажды...
Более скромной и при этом напряженной, насыщенной и лаконичной /неск. сек./кульминации в кино трудно вспомнить. Сидят мужики в баре, пьют, двое - Эль Торо и третий тип мужского населения - обычный парень, без девиаций, лояльный к Альваро, само здоровье, и того же типа все остальные мужики в фильме. Альваро на беду оказался в этом баре по делам и задержался на секунду у барной стойки, спиной к сидящим. К этому моменту мы уже понимаем, кто такой Альваро - отшельник, живущий наедине со своим восприятием мира, постоянно сжимающий в себе желания непреодолимой силы, комок нервов без видимых признаков инаковости, само спокойствие с вулканом внутри. Вдруг он слышит от Эль Торо себе в спину пьяное: 'Эй, педик!..' Чего нам ждать от его реакции? - это стоит видеть. Эта спина, слушающая пьяный базар гомофоба, и потом глаза... Беспомощность и безальтернативность. В этом весь он и суть этой драмы.
Далее в фильме еще два вполне киношных события темы гомофобии - изнасилование и убийство. Но это уже финал, сюжетные правила. Феномены двух героев уже раскрыты.
Черно-белая съемка обязывает. От нее ждешь богатого содержания кадра и динамики. Но в данном случае она, пожалуй, только напрягает. Лишь потом понимаешь, что стиль фильма - псевдодокументалка, и тогда идея ч/б становится кое-как понятна. Фильм сухой: музыки минимум, игры нет. Мы подглядываем быт жителей лесной деревни в натуральном виде. Но это постановка! Это актеры! И в этом феномен фильма - режиссер талантливо управлял актерами, и их игра и режиссура растворились в фильме как сахар в чае - мы его чувствуем, но не видим. Сложилось ощущение, что этот фильм 'для своих', и что режиссер чувствовал события глубже, чем то, что вынес на экран. Фильм не навязывает симпатии к герою, но оставляет возможность относиться к нему брезгливо. В фильме нет режиссерского 'за' и 'против', нет саспиенсов, диктовки эмоций. Режиссер оставляет зрителя один на один с сюжетом, мы не видим отношения режиссера к событиям - и это бесценно для кино! Такое уже было у режиссеров Догмы 95, но эта концепция - всегда признак хорошего вкуса. Особенно, когда сюжет о такой спорной проблеме, как неприятие своей и чужой психосексуальной природы и право на ее существование.