К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Обратимся к амбивалентной персоне великого-и-ужасного сидельца – дорогого маркиза и выдающегося семиотического перверта – того, кого преследовали самые выдающиеся институции Истории: Семья и Государство. Сад первым правильно маркировал ту предельно человеческую характеристику как Сексуальность. Соблазнительным и инверсивным Секс бытийствует не в удушающих узах Реального, но в обволакивающих облаках Воображаемого, среди белесой дымке фланирующих Означающих. Фактически Сад своей мощнейшей дискурсивностью реактуализировал Сексуальность, став начатком новой эпохи эмансипированных знаков.

Сад продемонстрировал то, что истинный корень греха, субститут порока и безусловного извращения заключен не в бездне праксиса (хотя и он чрезвычайно притягателен), но в процедуре сигнификации (означивания), в предельной комбинаторике Означающих. Парадигма садической концепции фундаментальной перверсии заключается в следующей констелляции. Мужчина занимается сексом с девушкой, засовывая ей кусок хлеба в анальное отверстие. Что это? Не более как редкостная деталь из «жизненного мира» какого-нибудь из буржуазных обывателей. Жалко хлеб, короче. Но что если эту картину поименовать (даже без подпорки из раскрашивающих прилагательных): отец насилует свою замужнюю дочь гостией. Необременительный и экономичный процесс означивания кардинально преображает ситуацию, апеллируя к меоническим глубинам порока; здесь синхронизированы инцест, адюльтер, содомия и богохульство.

Жесткое смещение акцентов в виду элементарного наименования. В данном примере демонстрируется та странная диалектика Секса и Сексуальности, преследующая европоцентристское мышление. Конечно, кто-то из безумных садических адептов, вероятно, пытались претворить в реальности эту парадигму; данное воплощение с точки зрения систематики было бы совершенно излишним, ведь структурная перверсивность лежит именно на фразировки, а не на фрагменте Реального. В том и сущность наследия Сада – ее нарочитая артикуляция, живая комбинаторика Знаков, устроившая перверсивный взрыв традиционных идеологем. Весь же его «жизненный мир», совмещающий непрерывные содомские соблазнения секретарей-прислуги-крестьянок с перманентными преследованиями (и как следует тюремными сидениями) со стороны феодалистской семьи (чистота крови, семейный престиж) и республиканской идеологемы (чистота народных нравов), остался вне семиотических успехов садической дискурсивности.

Сад не высвободил сексуальность (семиотический секс), но своими историями показал, что сексуальность уже давно эмансипирована и гуляет по членораздельным речам человечества. Артикуляция – вот истинная сущность, цель, назначение сексуального. Именно в языковых феноменах (у Сада – в философских размышлениях) таятся самые эротические компоненты. Поэтому постсовременную индустрию хардкор порнографии можно назвать буквалистским, зеркальным, сексуально фундаменталистским, но все-таки правопреемником сексуального материализма Сада. Садический универсум сексуальных сцен и их комбинаторик детализировано переложен в область цифровой вечности даже с большими и многообразными фразировками. Но переложение оказалось предельно буквалистским, с кастрированной частью садической Сигнификации. Передана лишь сексуально отвратительная картинка из череды половых актов, дефекаций, изнасилований, избиений и прочей блевотины.

Сама означающая подставка (ипостасис) садического дискурса (цивилизационная контроверза, продуцирование машинерии Удовольствия, тщательная антропологическая номенклатура с либертенами и жертвами) полностью нивелирована потребительской индустрией хардкор- и снафф- кино, на сиюминутную потребу замыленного Глаза и мастурбирующей Руки. Именно в этом нивелировании истинный садический дискурс приостановлен, а не преемственен. Постсовременные садизм и либертинаж оказались эгалитаристскими эрзацами и ныне представляют собой дискретные, уходящие в семиотическое небытие, образы, несмотря на их дигитальную долговечность. Соблазн ушел, но осталось лишь окостенение Фантазма, «фантазма на продажу»…

8 из 10

13 мая 2012 | 15:51
  • тип рецензии:

«Чтобы добиться хоть немногого, нужно хотеть слишком многого. Только экстремистские шаги и позволяют двигаться вперед […] «Сало» настолько переходит все границы, что привыкшим злословить обо мне придется выражаться по-иному… Я сейчас готов к самому ужасному». Пьер Паоло Пазолини

Наверное, в каждом хорошем режиссере, как в хорошем враче, должно быть, что-то надчеловеческое, внеморалистическое, какая то смелость, которая бы позволяла, не боятся заглядывать в бездны, чтобы потом отступать вместе со зрителем, излечивая его, пусть даже терапия и с прилагательным «шоковая»... Последний фильм Пазолини, его завещание и творческий манифест, ставший, по вполне вероятной версии, причиной того, что режиссера одной роковой ночью нашли насмерть забитым на пляже, таким неприятным лекарством и кажется, даже для современного, привыкшему ко всему зрителя. Ругаемое критиками и порицаемое общественностью кино изымали из проката, резали, заводили уголовное дело, обвиняя создателей в распространении порнографии, и выпустили в прокат только после смерти режиссера.

Фильм, который не стучится в душу, не пробирается в сознание аккуратно, а бьет по всем органам чувств, причем, чтобы зритель не привыкал - удары наносятся под разными углами. Возникает такое ощущение, не ты его смотришь, а оно тебя смотрит и проверяет, а сможешь ли ты такое смотреть? Ведь досмотреть до конца можно только в том случае, если хотя бы пытаешься понять. Это кино-light, предназначенное для любования картинкой, развлечения или бой его знает для чего. Это куча роящихся мух, наблюдать за которым стоит исключительно из натуралистических соображений, иначе просмотр превратится в невыносимую пытку. Тут не никаких кадров-одиночных выстрелов, есть кадры-автоматные очереди и кадры-бомбы, разрывающее сюжет и восприятие на части.

Сюжетную канву, режиссер позаимствовал у известного либертена маркиза Де Сада, всю жизнь отстаивавшего право человека жить, так как ему хочется и, крайне удившегося и разочаровавшегося, когда вся его родная Франция поголовно стала жить так, как кому захочется. И удивляться бы маркизу еще больше, стань он свидетелем тех же событий из истории XX века, что и Пазолини, и увидь он такую трактовку своего произведения. Из ирреального пространства в произведении Де Сада, Пазолини переносит время и место действия в республику Сало - реально существовавшее в годы Второй мировой фашистское государство, провозглашенное Мусоллини, на оккупированной немцами «ничьей» земле, куда он бежал после свержения.

Но больше всего писателя, чьим именем назвали получение удовольствие от чужой боли и унижения, удивило бы то, что как раз «удовольствие» в вольной экранизации его романа, несмотря на нелепые обвинения в порнографичности, отсутствует как класс. «Сексуальные» сцены в пустых, неуютных залах «Виллы разврата», больше похожие на помещения анатомички, согнанные в безликую массу, затравленные жертвы, в одинаковых серых одеждах, скучные и однообразные рассказы потасканных проституток, механистический секс в напряженной тишине и с бесстрастными лицами. Чувственности и эротики в этом во всем меньше чем в учебнике по анатомии и на бешено-вдохновенную прозу Де Сада, происходящее в унылом ритме похоронного марша никак не тянет. Да и не пытается. В фильме вполне однозначно намекается на то, что все радикальные средства используются для обличения фашистской, а если брать шире - любой безграничной власти и буржуазного общества, с его культом безудержного потребления, которое проявляется в виде пресыщенности и как следствии отсутствия перспектив какого-либо развития.

У четырех центральных персонажей, олицетворений власти - Герцога, Президента, Епископа и Судьи, не удостоенных даже собственных имен и характеров, как видимо, по мнению Пазолини и у любого общества потребления, нет будущего - тяжелым роком нависшая над ними война, доходящая до фашистских бонз пока только в виде радиопередач, вот-вот сметет с лица земли обреченную оккупационную зону, вместе с ее обитателями. Но эти перспективы, кажется, волнует их в последнюю очередь – жизнь это такая механика! В ожидании кары небесной экстремалы отчаянно пытаются бороться со скукой, которая большими буквами написана на их лицах и витает в воздухе «Виллы Разврата». Четыре взрослых дяди изобретают все новые и новые способы экстремальных игр, но в этом они похожи не на детей, не искателей удовольствия, а на уставших ученых, занятых бесполезным и не увлекательным экспериментом.

Они слишком пустые и духовно мертвые, чтобы что-то почувствовать, хотя дерьмо готовы жрать, лишь бы не скучать. Не потому, что хотят, а потому что больше нечего не умеют, не могут обойтись, как наркоманы, только без особого удовольствия. Чувство безграничной свободы для них, как ядра каторжников. Остается только повышать дозу, но даже изощренные убийства становятся рутиной – ведь для тех, кому цена чужой жизни равняется стоимости жизни насекомого и удовольствие от убийства человека не больше, чем от убийства мухи или комара. Драма идеальных потребителей, по всей видимости, заключается в том, при неограниченных возможностях в удовлетворении желаний, пропадает и само желание, и удовлетворение.

Это фильм совсем не из категории маст си – все смотреть на такое не обязаны. И не единственный на эту тему. И, безусловно, не самый приятный. Мне понадобилось время и особое настроение, чтобы сформулировать свое отношение и мнение о нем... Висконти в «Гибели богов» тоже хладнокровно и методично препарировал становление нацизма через насилие, мерзость, педофилию и инцест, но, по крайней мере, давал анестезию в виде красоты. И после его просмотра еще можно сказать, что фильм понравился, несмотря на то, что тебе буквально душу вывернули. Сказать такое про «Сало» не получится никак. Мне он тоже не понравился. И не должен был - уже по определению. Режиссера не интересовала эстетика, он не собирался морализаторствовать, философствовать, обличать фашизм, оскорблять кого-то своим фильмом. Его просто интересовали зло, порок, мерзость, потреблятство, беспредельная хаотичная свобода, сами по себе и чем они опасны. Потому что такими вещами слишком многие наслаждаются. Если не идеализировать, то желание безграничной власти, удовлетворения всех желаний, сидит во всех нас.

Пикассо ведь писал «Гернику» не для того чтобы она нравилась. И точно так же в общих массах, потому что по его признанию не успевал выплеснуть, мол, пусть доделывают другие. Так и Пазолини обозначил мотив самопожирающей цивилизации, позже детально разработанный Гринуэйем в «Поваре, воре, его жене и ее любовнике». Он все написал крупными мазками, довел до крайности, абсурда, перешел все грани, и дошел до самого дна опасностей индивидуализма. Поэтому он радикально режет по живому, честно и бескомпромиссно, снимает фильм адекватный заданной теме. Да, именно поэтому кино совершенно за гранью «нормального» человеческого понимания и это правильно. Нравится это кому-то или нет, но такой фильм должен быть. И он уже снят, причем очень талантливо. Вот и все.

22 декабря 2008 | 19:37
  • тип рецензии:

Итак, Вы заинтересовались скандальным, шокирующим «Сало, или 120 дней Содома», снятым гениальным Пазолини. Поздравляю Вас – это кино не для всех, и то, что Вы собираетесь его смотреть, уже выделяет Вас из серой толпы потребителей кинематографических однодневок.

Теперь Вы в преддверии погружения в жесткий, беспричинно жестокий и извращенный мир последней фантазии великого Мастера. Сразу подготовьте себя к тому, что Ваш багаж ощущений сильно обогатятся за время просмотра этого фильма. О да, в «Сало..» есть ряд моментов, которые Вы вряд ли когда-нибудь забудете. И каждый раз, когда Вы будете их вспоминать, ничего, кроме содрогания и отвращения эти сцены вызывать у вас не будут. Я Вас заинтриговал? Тогда идем дальше.

Сразу отмечу: Вам не стоит настраиваться на то, что Вы увидите в «Сало..» нечто запретно-сексуальное и/или возбуждающее. Несмотря на то, что в основе сюжета лежит произведение маркиза де Сада «120 дней Содома», несмотря на обилие голых тел и сцен совокупления, «Сало..» весьма далёк от эротического жанра.

Пазолини взял только общую фабулу произведения, но полностью изменил её содержание. «120 дней Содома» - самое дикое произведение де Сада по своей извращенности, однако главным его героем, как и всех прочих творений де Сада, является секс - возбуждающий, страстный, противоестественный, безумный, но все равно - секс.

В «Сало..», как бы странно на первый взгляд это ни звучало, нет секса в принципе. Ни одна сцена сексуального характера не снята Пазолини так, чтобы она могла возбудить. Почему? Чтобы не отвлекать зрителя, т.е. Вас и меня, от идеи фильма. Если бы Пазолини снял секс ради секса, как это сделал Брасс в «Калигуле», мы бы получили ещё одну «скандальную» эротическую драму, о которой забыли бы вскоре после просмотра. Однако Пазолини явно не хотел быть забитым: «Сало..» вбивается в наше сознание, словно большой и уродливый гвоздь, который засядет в памяти так глубоко, что его уже не вытащишь. Именно поэтому сексуальные сцены в «Сало..» вызывают отвращение, жалость, презрение, равнодушие – всё, что угодно, кроме возбуждения. Потому что всё происходящее на экране есть одна большая Метафора.

В «Сало..» Пазолини обличает абсолютную власть – и общество, которое позволяет существовать такой власти. Трактовать «Сало…» только как антифашистское произведение было бы не верно. Всё, что роднит персонажей фильма с фашизмом – это атрибутика. Если одеть героев (правда, в контексте этого фильма слово «герои» звучит немного странно) в другие костюмы, суть происходящего нисколько не изменится.

Трагедия «Сало…» может происходить в любой точке мира и в любую эпоху. Трагедия «Сало..» заключается в безумстве правителей, имеющих абсолютную власть, и в безропотном подчинении одних и раболепной исполнительности других. «Сало..» - это буквально крик режиссера: «Люди! Остановитесь! Да посмотрите на себя, что же вы делаете!» Картина пугает не столько безумными поступками местных «царьков», которым уже «нечего больше хотеть» - даже самое безумная оргия может лишь слегка залить ту зияющую пропасть, которую представляют их черные души. Нет, картина пугает тем, что им позволяют всё это делать.

В лице 4-х извращенцев, у которых нет имен, но есть лишь обобщенный титулы Епископ, Президент, Судья, Герцог (согласитесь, очень ёмко) тоталитарная власть дает узникам «Сало..» выбор – или подчиняйся, или умирай. И тяга к жизни у абсолютного большинства пересиливает собственное достоинство. В итоге люди готовы делать что угодно: удовлетворять любые капризы хозяев, унижаться как только возможно, предавать, убивать - но лишь бы сохранить свою жизнь. Ирония заключается в том, что эта попытка выжить за счет потери собственного достоинства есть лишь более долгая дорога к смерти.

Порочный круг: чем больше обитатели Сало забывают про человечность, тем более беспощадными и изощренными становятся их властители. Именно поэтому градус жестокости растет на протяжении всего фильма, и мы чувствуем, что даже те зверства, творимые в конце картины, не предел того, что ждет обитателей «Сало…».

И, несмотря на всё это, «Сало..» - это гимн гуманизму. Отчаявшись достучаться до сознания зрителя традиционными способами, Пазолини выходит за рамки морали и этики и, хватая обывателя за волосы, буквально тычет его носом в уродливое, гротескное отражение, показывая: «Посмотри на себя! Вот таким ты будешь, если не изменишься!»

Что сказать в заключение. Я не могу рекомендовать этот фильм. Я могу сказать лишь, что вы не пожалеете, посмотрев его, и не обеднеете, не посмотрев его. В конце концов, Пазолини - далеко не единственный режиссер, который обращался к вечным темам человеческого достоинства и взаимоотношений личности, общества и власти. И Вы можете найти множество других картин, которые дадут Вам пищу для размышлений, и при этом не будут травмировать Вашу психику извращенностью происходящего. Однако «Сало..» всегда останется непревзойденным по своей образности и силе воздействия.

В любом случае, после просмотра «Сало..» Вы уже никогда не будете прежним.

Решайте.

21 мая 2009 | 21:23
  • тип рецензии:

Честно говоря, я не заметил в фильме чего-то уж очень скандального или шокирующего. Нормальный авторский фильм, своеобразный, конечно, но итальянское кино вообще довольно своеобразное.

Концовка - просто блестящая. Эта сцена, где под возвышенное стихотворение Эзры Паунда о 'прекрасном новом мире' и элегическую, тревожную музыку фашисты с озверелыми физиономиями на заднем дворе пытают юношей и девушек... а потом, взявшись за руки, еще и пляшут канкан... забыть невозможно.

Кстати, встречаются господа, на Кинопоиске даже, которые жалуются, что в фильме слишком МАЛО насилия. Честь и хвала таким людям.

Фильм был раскритикован в свое время. И даже не из-за откровенных сцен, а из-за того, что фашисты, мол, такими не были. Но, если так, почему тогда Пазолини был убит ими? Парни из фашистской партии Италии так обозлились, узнав себя в 'Сало', что не просто задушили Паоло и забили его ногами, но и раз ДЕСЯТЬ проехались на машине по ТРУПУ.

СЦена, в которой они себя узнали, ясна как божий день. Где один из фашистов испражняется на пол, и заставляет съесть дерьмо пленницу. Девушка, обливаясь слезами, кричит: 'Я молю вас... о милосердии!'. А он злобно рычит: 'ЖРИ, СУКА! Твои слезы только распаляют меня!'

В общем, показывать в школах и на детских утренниках.

04 апреля 2014 | 00:18
  • тип рецензии:

Именно так начинается произведение Маркиза де Сада, по мотивам которого снят фильм. Потому что необходимо понимать, на какой почве смог появиться очаг разврата, который устроили главные герои, этот филиал Ада на земле. По книге, всему виной коррупция и вседозволенность чиновников. Пазолини лёгкой рукой перенёс действие в другую страну и на 200 лет вперёд – в фашистскую Италию.

Всё самое плохое, что можно себе представить, худшие пороки человека здесь вылезают наружу и показаны во всей красе. Довольно страшно и неприятно на это смотреть, хотя, безусловно, какая-то особая эстетика во всём этом есть.

Невозможно представить, что в человеке могут сконцентрироваться настолько нечеловеческие качества. Нельзя представить себя на месте хоть кого-то из персонажей. Но порок вызывает любопытство, и всё, что делает режиссёр – просто приоткрывает нам завесу страшного действа, давая возможность подсмотреть, как в замочную скважину, за героями картины.

Равнодушным фильм не оставляет. Можно сколько угодно ставить штампы: грязь, шедевр, разврат... Запрещать его, вырезать сцены, разрешать, фильм всё равно уже занесён в классику мирового кино.

Смотреть или нет – каждый решает сам. Фильм вне времени, условностей, и оценок. Поэтому без оценки.

26 января 2015 | 22:13
  • тип рецензии:

Тяжелая, густая, жуткая сатира. Для подготовленного зрителя, из простого любопытства смотреть не стоит. Просто так, под пиво эту Загадку не разгадать. Самым большим открытием для зрителя становится его собственная реакция, а это дорогого стоит... Паоло Пазолини заплатил сполна за наши прозрения, как впрочем, и актеры, которые потом годами избегали журналистов или даже отрицали свое участие в съемках.

Пересмотрел фильм не меньше 5 раз. Рассмотрел все детали интерьера виллы - это вообще тема отдельного большого разговора. Для знатоков классической живописи будет весьма полезно увидеть прообразы многих мизансцен в картинах итальянцев.

Так что, помимо обратной стороны добра и зла, Пазолини подарил еще и просто чистую эстетику подобную красоте брюшка огромной навозной мухи. И, согласитесь, что и Вы хотели бы ее рассмотреть..- так вот Вам - прекрасная возможность! И благодарите Мастера, что он ее для Вас препарировал.

21 мая 2010 | 04:29
  • тип рецензии:

«Сало, или 120 дней Содома» от Пазолини. Пожалуй, одна из самых скандальных и противоречивых, если не самая, в мире картина, одного из самых неординарных режиссеров, не только Италии, но и всего мира. Кино, которое противопоказано блюстителям таких ярлыков, как «порядок», «закон», «этика». Кино, которое стоит смотреть без всякого предвзятого отношения, которое есть у зрителя и в обязательном порядке будет, во время просмотра. Кино, которое стоит смотреть без устоявшихся определений:«Это прилично, а это не прилично.» Кино без наград и номинаций, которое нужно смотреть.

Сразу после именитой средневековой «трилогии жизни» («Декамерон», «Кентерберейские рассказы», «Цветок тысячи и одной ночи»), в которой можно увидеть такое сплетение жанров, как комедия, трагедия, притча, фэнтази, сказка и, конечно же, эротика, которой Художник, в данном случае Режиссер (и важно уточнить гомосексуалист, который, можно сказать бравировал этим фактом), уделял больше времени и сил, чем остальным жанрам, и не только в этой трилогии. Именно после успеха «трилогии жизни», Пазолини решает снять свою следующую трилогию, но уже 'смерти', открыв ее абсолютно противоположным и ни чем ранее не похожим до этого фильмом, переносящий нас в мир садизма и фашизма, слова, которые для Режиссера в этом фильме синонимы. Действия фильма переносит нас в последние дни фашистской Италии, в республику Сало, где собираются четверо символов власти — Президент, Судья, Герцог и Епископ; власти, «закона», финансов и религии. По приказу этих «Господ» отбирают 9 девушек и 9 юношей и привозят на изолированную виллу. Затем их посвящают в правила «игры», основой, которой является гомосексуальные совокупления, а также сексуальные извращения. Часто, по ошибке фильм относят к жанру эротики. Но здесь вы не увидите той «высокой эротики», как в «Последнее танго в Париже» или «Коррида любви», нет. Это и не было задачей Режиссера. Реальное же значение секса у Пазолини, как он сам говорил было метафорой отношений власти и тем, кто ей подчиняется, то, что власть делает с человеческим телом, как она отменяет и уродует личность. Если, допустим, в «трилогии жизни» человеческое тело олицетворяет храм, нечто, местами, святое и очень личное, то в «Сало...» тело — это камера пыток, нечто, что каждому доступно. Вопрос абсолютной власти, а точнее «анархия власти», как говорил сам Режиссер, для него был очень важен. Погрузить нас в мир Содома и Маркиза Де Сада, по чьему произведению («120 дней Содома, или школа разврата.») и был экранизирован фильм, тоже было задачей Художника. Показать те самые круги ада, по Данте Алигьери, к которому Режиссер тоже делает отсылку. А главное, вывести на мысль, что нет ужаснее существа на свете, чем человек, ибо он способен на такое. И как нам говорит Пазолини своим фильмом — это было не только во времена войны, это было и есть всегда и вероятно будет, ведь он снимал свой фильм про сегодня, про его отвращение к сегодняшней власти. Фильм олицетворяет победу уродства над самосознанием и духовными ценностями. Однако, даже здесь Пазолини дает нам проблески оптимизма и, как бы это не звучало, надежды. «Я специально взял последние дни фашизма, так как, если бы это было только его началом, зрителю было бы невыносимо смотреть все это с самого его развития. А так он на протяжении всего фильма верит, что это скоро закончится...».

СЦЕНАРИЙ. Сам сюжет взят из романа Маркиза Де Сада, личности для которой существовало лишь сословие «властителей» и «рабов», что мастерски передает нам Пазолини. Однако сценарий был много раз переделан, сначала самим Пазолини, затем в помощь к нему, по его просьбе, пришел его друг и сценарист Серджо Читти, с которым он работал и ранее, чуть позже Пупи Авати. Перенося действие фильма в фашистскую Италию, Режиссер показывает, что садомазохизм, даже спустя 200 лет со времен Де Сада существует и будет существовать в наше время.

10/10

АКТЕРЫ. Как всегда, из фильма в фильм, Пазолини оснащает картину неизвестными ни кому актерами, плюсом к ним Паоло Боначелли и Элен Сюржер, и мальчика-любовника Пазолини, который уже снимался у великого итальянца. Люди с улицы, кабаков и трущоб, снятые таким образом, что и язык не поворачивается сказать, что это не актеры. Разумеется, благодаря Режиссуре, в первую очередь, нежели самим актерам. Лица - вот, что важно было для Режиссера. Лица, которые бы у людей вызывали отвращения или любую другую негативную эмоцию. Будь то лицо Президента или Епископа.

8/10

РЕЖИССУРА. Весь фильм «Сало...» - это сплошная режиссура Пазолини. Картина наполненная метафорами и символами, не смотря на все таки бытовое повествование. Скульптор рядом с актерами, и художник за камерой, который снял, пожалуй лучший свой фильм. Браво!

10/10

ЛУЧШАЯ СЦЕНА. В фильме много ярких, а в следствии тошнотворных и ужасающих сцен. Страхом и садомазохизмом, наполнен каждый кадр. Но самое яркое для меня впечатление было сценой свадьбы трех «Господ», на своих стражниках. Когда страх и чувство безнадежности состоит из образа четвертого - Епископа, одетого в языческие одежды, у которого в голове одна мысль:«...вы все уроды...», но это не мешает ему продолжать проводить церемонию. Анархия религии, анархия власти в полном своем самовыражении.

Среди всех рецензий на этот фильм можно найти множество, мягко говоря, отрицательных отзывов. Положительные, конечно же, тоже есть, однако картина эта не нуждается, как не в похвале, так и не в жесткой, как сам фильм, критике, картина доказала свое, а может и не доказала, ведь суть Режиссера не было чему то научить зрителя или доказывать. Создан Шедевр, лучший фильм Пазолини, после которого из-за него его, возможно и убили. «Я буду продолжать снимать фильмы в том же духе. Меня волнует эта тема...» Но мир так и не увидел остальные два фильма «смерти». Как говорилось в первой части «трилогии жизни»:«Зачем создавать произведения искусства, если о них так хорошо просто мечтать». Тот самый случай, когда произведение должно было быть создано.

9 из 10

14 декабря 2013 | 21:19
  • тип рецензии:

I Сад.

Переходя к рассмотрению знаменитой кинокартины 'Сало или 120 дней Содома', снятой по одноименному роману не менее знаменитого графа Донасьена Альфонса Франсуа де Сада нельзя обойти вниманием личность самого автора.

О жизни знаменитого философа сказано много. Мнения относительно причины возникновения у человека, не лишенного общественных привилегий, достатка и уважения, столь антисоциальных и противообщественных убеждений противоречивы. Кто-то объясняет это тяжелым детством (смертью матери), другие необыкновенной жестокостью училища и зверствами войны (Семилетняя война, куда Маркиз отправился в 16-летнем возрасте и где принимал активное участие), третьи работой судьи, вынужденного выносить решения о казни или помиловании, четвертые многочисленными годами, проведенными в заточении в Бастилии. НО известно только, что причина кроется где-то в самой жизни.

Как видим - его философия является некоей психической реакцией на зверства и жестокости со стороны внешнего мира по отношению к индивиду. С ранних лет он видел, что в мире все движения происходят лишь с помощью насилия и принуждения. С годами эта уверенность росла. Неприятие и отвержение всех общественных норм и условностей, основанных на лжи, пороках и лицемерии, вылились в бунт. В итоге, общество заперло его в стенах Бастилии на очень долгий срок. Там-то он и создает свой первый шедевр, написанный на рулоне туалетной бумаги и озаглавленный 'Сало или 120 дней содома'.

До Сада никто не осмеливался так открыто и явно выказать свое отношение к власти. Он откровенно демонстрирует изнанку общества, отрицает нормы нравственности, идеалы общественности, метафизические и трансцендентные догматы веры (в Германии в это же время Кант пытался дать им вторую жизнь, но как видим, безуспешно), истины, добра.

II Пазолини.

Через 200 лет в Италии всемирно известный, почитаемый, уважаемый, режиссер Пьер Паоло Пазолини, неожиданно решает сменить направление своего творчества с темы красивой сказочной жизни ('«Цветок тысяча одной ночи' - Гран-при Каннского кинофестиваля в 1974 году.) на тему отвратительной реальности власти и подчинения. Являясь известным бунтарем в кинематографической среде, Пазолини не раз решался выказывать свое явное пренебрежение, откровенное неприятие и критику существующего общественного строя.

Столь ненавидимое им общество потребления, в котором душа умерщвляется капиталом, а дух размышляет не о свободе, а о приобретением различных товаров по низкой стоимости отражено в фильме в виде отношения господин-раб. Откровенно и реалистично отражены все виды и формы властного принуждения, подчинения социумом велению господ.

Известно, что Пазолини являлся ярым коммунистом, не поддавшимся 'тлетворному влиянию западного общества', он держался собственных принципов и не отступался от них несмотря ни на что. За такое поведение (как и показано в фильме расплачиваются жизнью). И Пазолини отдал свою жизнь за эти принципы.

III Садолини

Очевидно сходство двух творцов в темпераменте, образе жизни, мировоззрении. Оба жили смело, решительно, боролись за правду, обличали несправедливость и отражали в своих произведениях объективную реальность, оценивали жизнь разумно и рационально. Сценарий Пазолини очень близок к оригинальному тексту и отличная, профессиональная постановка точно передает дух, атмосферу книги. Поклонники Сада (коих очень приличное количество) точно не будут разочарованы! НО! Понравится ли такое 'утонченное' искусство всем остальным?

В заключение цитата самого М. де Сада, чуть полнее приоткрывающая идею как его философии так и фильма:

'Жизненно важная задача политики любого правительства состоит в том, чтобы поощрять максимальное развращение нации: пока человек истощает свое тело и душу в наслаждениях сладостного и губительного разврата, он не чувствует тяжести своих цепей, и вы всегда можете набросить на него новые так, что он даже этого не заметит. Таким образом, истинной сущностью государственной власти является стократное умножение всех возможных средств оболванить и развратить народ. Открыто творимое зло, вызывающая роскошь в бесчисленных публичных домах, всеобщая амнистия за все виды преступлений, совершенных в пылу разврата – вот средства держать плебс в узде. А вы, претендующие на власть, остерегайтесь добродетели в своей империи: стоит лишь дать ей волю, и глаза ваших подданных раскроются, и троны ваши, покоящиеся ни на чем ином, как на зле и пороке, рухнут очень скоро; пробуждение свободного человека будет ужасным для деспотов, и в тот день, когда он перестанет купаться в пороке, он начнет думать о том, чтобы стать господином.'

02 декабря 2012 | 23:47
  • тип рецензии:

Фильм, пожалуй, самый жестокий из всех, что я видел. От некоторых сцен мурашки пробегают по коже, от некоторых хочется зажмуриться, а некоторые просто вызывают отвращение. Но без этих сцен не было бы фильма, не удалось бы передать идею, настроение и чувства того периода.

Эта картина создана не для широкого круга, действительно. Здесь нет ничего от Де Сада, нет изысканности, нет эротики и порнографии в том смысле, в котором их хотели увидеть некоторые рецензенты. Но я не думаю, что у автора было желание разнообразить грязные мыслишки такого рода людей, нет.

Этот фильм не для развлечения. Он для того, чтобы не забывали. Не забывали, за что сражались наши предки, за что умирали невинные люди. Не забывали бессмысленную жестокость фашистов и отчаянную надежду узников лагерей. Нельзя просто так вычеркнуть историю, нельзя забыть её, нельзя переписать. Сало это не икона, Сало это немой укор.

10 марта 2010 | 17:32
  • тип рецензии:

Республика Сало была провозглашена Бенито Муссолини на севере Италии практически перед самым концом Второй Мировой Войны. Именно сюда в один из средневековых замков Республики прибыли достопочтимые господа - Епископ, Герцог, Судья и Президент. Цель их прибытия проста: они желают постичь все существующие удовольствия, в том числе и самые необычные. Их жертвы молоды и прекрасны и они даже не предполагают, что их ждет.

Фильм 'Сало, или 120 дней Содома' является, пожалуй, одним из самых скандальных и противоречивых кинотворений 20 века. Данная лента стала последней в карьере итальянского режиссера Пьер Паоло Пазолини, взявшего за основу сюжета ленты один из самых скандальных романов мировой литературы - '120 дней Содома' Маркиза Донасьена Альфонса Де Сада. Переняв художественную структуру книги(деление на четыре круга, отчего возникает ассоциация с Адом Данте), Пазолини снял антитоталитарный и антифашистский памфлет с прогуманистической позицией. Однако киноязык фильма является предельно шокирующим и девиантным, с каждым кругом Ада деяния господ становятся страшнее, а жертвы все больше дегуманизируются и низводятся до животного уровня. Пазолини в данной картине изобличает все существующие человеческие пороки, которые стали следствием безграничной власти. Отсутствие у главных героев имен лишь подчеркивает символичность творящегося на экране безумия.

Оператор Тонино Делли Колли снял картину предельно натуралистично, ибо сексуальные сцены в фильме асексуальны. а сцены насилия и унижений предельно реалистичны.

Актерская игра в картине находится на довольно высоком уровне. Среди всего актерского состава картины я особо выделил Паоло Боначелли, Джорджо Катальди и Альдо Валлетти.

Эннио Морриконе написал к фильму удивительный, монументальный и яркий саундтрек, иногда создающий в картине резкий и непропорциональный контраст для усиления общего эффекта шока и катарсиса.

'Сало, или 120 дней Содома' - сложный и шокирующий фильм, который рассчитан на крайне узкую аудиторию, однако если Вы ищете необычное и шокирующее кино со смыслом, данную ленту игнорировать Вам никак нельзя.

10 из 10

25 октября 2012 | 16:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: