Это нам кажется, что в Европе хорошо и замечательно. На самом деле там кипит подпольная революционная борьба угнетенных и обманутых классов! Да-да, не удивляйтесь. Страшную правду нам открывают Гюстав де Керврен и Бенуа Делепин, маскирующую анархический 25-й кадр под черную комедию о социальной справедливости и половой неопределенности. Их и раньше за таким замечали. Например, они же за два года до 'Луизы-Мишель' издали манифест 'Авида', где также с могильным гоготком мучили миллионеров и их собачек. Прошли времена, когда требовалось писать огромные труды и называть их 'Капиталом'. Маркс и Энгельс наших дней с придурью и кинокамерой в руках.
Луиза, этакий монстр нездорового питания, работает на швейной фабрике, ужинает пойманными в ловушку голубями и учиться грамоте у соседа школьника. Она - люмпен, социальное дно, и вообще она - бывший зэк, который отсидел пятнадцать лет за убийство, и только надев на себя платье и отрастив волосы, смог устроиться хоть на какую-то работу. Никакой социальной реабилитации, а тут еще злокозненные капиталисты, задобрив швей и закройщиц халатиками, смотали удочки и в одну ночь закрыли производство, оставив своих работниц ни с чем. Гнев народа страшен, и Луиза предлагает компенсационные деньги профсоюза потратить на найм киллера, который покарает подлую буржуазию. Сама же взявшись за поиск убийцы, она случайно встречает Мишеля, чей пол я так до конца фильма и не выяснил, патетичного мелкого жулика с патологической неспособностью к убийству. Но за 20 тысяч евро он соглашается на 'мокрое' и тут же идет уговаривать умирающих от страшных болезней людей 'уйти из жизни красиво', всего лишь нажав за него курок. Теперь от мести обделенных бедняков не уйдет никто...
Юмор фильма не на шутку черный и подчас не совсем политкорректный. Конечно, самое смешное - это Иоланада Моро, замечательно вжившаяся в образ недалекой богини возмездия Луизы. Но впрочем, кого-то юмор может и оскорбить, чего стоит сцена с башнями-близнецами и самоубийствами инвалидов. Керврен и Делепин особо моральными сторонами не загоняются, убивать так убивать, но убивая, вызывать улыбку и гомерический смех. При этом может пострадать не только эмоциональный фон чувствительных зрителей, но и логичность сюжета. Недоуменно и странно смеясь, пытаясь сложить события в последовательную цепочку, я понял, что дело это бесполезное. Анархия!
Управление швейной фабрикой некрасиво, без предупреждения, в одну ночь сворачивает производство, усыпив бдительность сотрудниц небольшими подарками накануне. Сотрудницы, естественно, в шоке, но особо ничего исправить не могут. Профсоюз обещает им смешные 2000 евро компенсации, но на общем совете женщины решают сложить эти деньги и пустить в дело.
Первое предложение – открыть пицеррию – отвергается, так же как и предложение сняться обнажёнными для календаря. Зато предложение Луизы – замочить шефа – после одной минуты сомнений принимается единогласно. Луиза же обещает найти подходящего киллера, но тот, о котором она думала, оказывается, давно не при делах – он торгует недвижимостью! И тут происходит роковая встреча...
Сюжет фильма строится на абсурдности героев и нелепых случайностях. Луиза замечает Мишеля, когда тот оброняет на улице свой пистолет. Луиза – очень колоритный персонаж – мужеподобная женщина, с виду туговатая на ум, не умеющая читать и скрывающая это, «никогда не пьющая алкоголь»... Мишель же, представляясь частным детективом, повёрнутым на безопасности, расписывая в самых ярких красках свой префессионализм, на самом деле ничего толком в жизни не добился. Он даже собаку пристрелить не смог, что уж говорить про человека. Но, несмотря на это, услышав стоимость работы, после «долгого» раздумья, соглашается взяться за дело. Метод, который он использует для выполнения работы – предложение обречённым больным «красиво уйти из жизни», нажав на курок вместо него – довольно дерзок, неэтичен и аморален, хотя его доводы звучат довольно весомо.
Отдельного внимания заслуживает оружейных дел мастер, работающий вместе с Мишелем. На безопасности он повёрнут не меньше – до паранойи, так же как и на желании разоблачить глобальные заговоры. Гениальная по своей смелости и неполиткорректности сцена с врезающимися моделями самолётов в модели двух небоскрёбов, последующее объяснение о несоответствии последствий масштабам катастрофы, так же как и телепередача в другой сцене, аргументированно критикующая действия США в Ираке, могут вообще стать причиной для запрета кино в Штатах.
Снят фильм просто, мрачно – в сценах мало людей, пустые мокрые улицы, минимум экшена, с обилием крупных планов ГГ, которые, в общем вызывают отвращение, не обладая ни одной притягательной человеческой чертой. Зато они веселят, удивляют и часто шокируют своим поведением. Фильм этот, с ударной дозой стёба, в стиле братьев Коэн и с примесью Французско-захолустного колорита, часто взрывает зал хохотом, но в целом оставляет после себя двойственное впечатление. Он запомнится нетривиальностью сюжета, проблемой самоопределении полов, чёрными шутками и неожиданностью выстрелов.
Кино не для всех. Оно для всех тех, кто любит кино не для всех.