По-моему мнению, недооценённый шедевр французского криминального 'поляра' 1970-х. С первых кадров на пристани в голландском Роттердаме, когда под пульсирующие аккорды невероятной музыки Мишеля Коломбье пробегают школьники и возникает со спины фигура главного героя, понимаешь, что перед тобой одно из тех экранных произведений, которые запоминаются на годы вперёд.
Такой харизматичной творческой формы у режиссёра Ф.Лябро, композитора Коломбье и Бельмондо-супермена впоследствии уже не было. Хотя режиссёр по ходу прибегает к цитатам из 'Фантомаса', С. Леоне и 'Побега'(1972) С. Пекинпа, тем не менее к финалу ощущаешь самобытную индивидуальность фильма, который, к сожалению, сами французы приняли почти с безразличием (445 тысяч зрителей в Париже - низкий показатель для суперзвёздного времени Бебеля).
Пришедший в кинорежиссуру бывший журналист и поклонник американских детективов Филипп Лябро, разогревшись на лентах 'Без видимой причины' (1971) и 'Наследник'(1972, тоже с той же творческой группой), в 'Наводчике' (настаиваю на таком переводе оригинального названия) выдал почти безупречный жанровый результат. К достоинствам ленты можно смело отнести , ритмически чёткий монтаж, органичное совмещение к финалу двух (малосвязанных в начале) остросюжетных интриг с участием героя и
грамотную музыкальную характеристику персонажей с умело поданными контрапунктами.
В первый (и, увы, в последний) раз Бельмондо в своей детективной кинобиографии отлично предстал в роли сдержанного супермена. Конечно, он привычно улыбается и бравирует своей крутостью, но... без той вертлявой буффонады, которая перехлёстывает через край в других его боевиках и комедиях.
'Частный детектив', наверное, самый дедуктивный фильм-действия с Бельмондо. Его герой без имени (кроме подставных настоящее которого с экрана ни разу так и не произносится) - может быть не столько действует, сколько анализирует действия, особенно в первых 20 минутах сюжета. - Который , может быть, и тривиален для своего жанра, но его не совсем заурядное воплощение тянет на лестное определение - 'фильм с характером', финальная фраза которого ('Твоё здоровье, Коко!') даже спустя 30 лет остаётся расхожей в народе. Также как и постоянно повторяемая наводчиком коронка: 'Кофе, рюмку ликёра, сигару!'.
...Министерство юстиции Франции нанимает на контрактной основе неофициального профессионала, известного в преступной среде по кличке 'Наводчик'. Целью этого нелегала является борьба с криминальными элементами... незаконными методами.
На свой страх и риск он в одиночку выслеживает продажных полицейских, наркоторговцев и сутенёров, а юридические чиновники помогают ему обходить полицейскую рутину и действовать в обход закона 'без формальностей'.
Но одно условие непреложно: 'наводчик' (или 'частный детектив') ни при каких вариантах не должен засвечивать своё существование. В противном случае его высокопоставленные заказчики автоматически прибегнут к 'доктрине одобрительного отрицания' (иными словами обрубят с ним все связи и включат 'мороз').
Вскоре от Министерства он получает заказ на поимку самого опасного серийного убийцы Франции - 'Ястреба'. Под личиной щедрого благодетеля Ястреб нанимает парней из числа беспризорной молодёжи для налётов на банки, а затем цинично убивает их. ('Коко, я убиваю всех, кто может меня опознать' - это оттуда).
И вот: один нелегальный профи (со знаком '+') разыскивает другого столь же нелегального профи (со знаком '-'). Во что это в результате выльется вы узнаете, посмотрев сей интригующий фильм.
Безусловно, что фактурный стюард Жильбер (он же грабитель-убийца 'Ястреб') в знаковом исполнении 47-летнего Бруно Кремера - самый лучший кинематографический противник Бельмондо. Многие в этой связи упоминают Р.Оссейна с его беспринципным Розеном в 'Профессионале'. Но Кремер, лично мне, нравится на порядок больше. Музыка Мишеля Коломбье - вообще отдельная субстанция этой минорной 'осенней' киноистории. Всеми напеваемая тема Э.Морриконе из 'Профессионала' - вещь необычная, но слишком сентиментальная. И по силе воздействия и завораживающему напору ей до главной темы 'Частного детектива' - как до Луны.
Один из шедевров французского «полара», снятый в жёстких рамках криминального жанра. Частный секретный агент, работающий по заданию Министерства юстиции Франции и занимающийся отловом и разоблачением «стражей правопорядка» с криминальной средой, ведёт жестокую охоту за грабителем банков и хладнокровным убийцей по кличке «Ястреб». В принципе, вот и весь сюжет. Но интрига фильма заключается в несколько другом.
Во-первых, бесподобная актёрская игра двух противников (Жан-Поль Бельмондо в роли частного детектива и Бруно Кремер в роли неуловимого и беспощадного «Ястреба».) Это заочное противостояние держит в напряжении зрительское внимание до самых финальных кадров. Каждый из актёров придаёт своему экранному герою индивидуальные черты характера. Поэтому, выделить кого-то особо (Бельмондо- большой «плюс», т. к. положительный герой, а Кремер- большой «минус», т. к. отрицательный герой. «Плюс» на «минус» получается прекрасный «монолит актёрского тандема») не вижу смысла.
Во- вторых, великолепная режиссёрская работа Филиппа Лабро. Надо заметить, что режиссёр Лабро до «Частного детектива» не был особо известен и популярен в широких кинокругах. Именно, «Частный детектив», бурей прокатившийся по экранам Европы, сделал режиссёра узнаваемым, на его имя уже обращали внимание, его новые работы ждали, но, забегая вперёд, скажу, что, кроме потрясающего мелодраматического детектива (представляете, вот такое редкое сочетание жанров) «Берег левый, берег правый», Филипп Лабро в дальнейшем ничего стоящего так и не создал. В «Частном детективе» режиссёр продемонстрировал великолепное чутьё полицейского «чёрного жанра», где «меньше слов, а больше дела», где главный герой (в данном случае, герой Бельмондо), полагается только на свой верный глаз, быстрые ноги и крепкие руки, в нужный момент наносящие зубодробильные удары и не знающие никогда промаха. Уверенная режиссура сделала фильм очень мощным и захватывающим, где сюжет, как сжатая пружина, вот-вот распрямится и тогда…
В-третьих, потрясающая музыка Мишеля Коломбье. Его тоскливая, несколько надрывная мелодия очень удачно сочетается с общей темой фильма, придавая осеннему Парижу и его окружающей природе новые краски этого времени года. Я, поистине, наслаждался каждым кадром, каждой сценой, каждым действием фильма, каждым звуком музыки Коломбье… Я жил!
В конце хочется заметить, что «Частный детектив» вышел на советские экраны в 1978 году и сразу вошёл в пятёрку лучших зарубежных фильмов того года. Несмотря на то, что фильм демонстрировался под цензом «Детям до 16…», мы, мальчишки 12-14 лет, бегали на сеансы по несколько раз. Нам нравился Бельмондо, нам нравился Кремер, нам нравился «Частный детектив»! Сейчас, спустя почти тридцать лет, я с тихой тоской в душе пересматриваю этот шедевр, а вместе с ним мысленно возвращаюсь в своё безмятежное детство… Эх, как бы хотелось то всё вернуть!
«Коко, я убиваю всех, кто может меня опознать…». (Ястреб)
Для меня это один из лучших криминальных боевиков с участием бесподобного Бельмондо. Уж не знаю, сколько раз я смотрел этот фильм, но я всегда готов пересмотреть его всё снова и снова.
Режиссура и сюжет жестки как сама жизнь. 'Ф.Лабро не позволяет себе той лёгкости и шутовства, что потом станет «фирменным знаком» полицейских фильмов наподобие «Кто есть кто»' (Р. Максоцкий). А музыка Мишеля Коломбье создаёт ту атмосферу фильма, которую ни с чем больше не спутаешь. Кстати, любопытно, что для каждого героя есть свой характерный лейтмотив (новатором этого приёма является, пожалуй, Э. Морриконе).
Бельмондо в роли 'Охотника', Бруно Кремер со своим 'дьявольским шармом', молодой и наивный Патрик Фьерри настолько вжились в свои роли, что реалистичность фильма не может подвергаться сомнению. Такого у Лабро больше не вышло... Даже в 'Наследнике'.
Да... мне тоже очень нравится именно этот фильм у Бельмондо. Еще маленьким когда посмотрел, зацепило кино.
Все верно сказано выше, добавить нечего. Настоящий продукт, с душой и харизмой. Подкупило какое-то общее видение окружающего мира - музыка и тоска. То ли климат у французов такой, то ли и правда режиссер так тонко ощущал осень, но настроение создает метко. Так и охота самому куда-то в те года, в унылые места за кем-то гоняться или от кого-то убегать.
Романтика, которая тянется из мальчикового детства.
«Взгляни на небо, Тимофей,
Накликал Ивик журавлей!»
__________________________
«Убийца кроткого поэта
Себя нам выдал самого!
К суду того, кто молвил это,
И с ним — приспешника его!»
И так всего одно лишь слово
Убийцу уличило злого…
(Фридрих Шиллер. «Ивиковы журавли»)
Древнегреческое предание, лёгшее в основу баллады Фридриха Шиллера «Ивиковы журавли», гласит о кротком певце Ивике, который шёл на состязание певцов и был убит разбойниками. У Шиллера эта история трактуется следующим образом: журавли сами по себе не раскрывают убийства, но их появление совпадает с содержанием песни, исполняемой хором Эриний, откуда и следует выкрик убийцы про то, что «Ивик накликал журавлей».
Какое же отношение баллада великого немецкого драматурга и поэта имеет к французскому детективу? На уровне поэтических сравнений и аналогий — самое прямое.
«Частный детектив» — это фильм с лихо закрученным сюжетом, музыкой, которая запоминается даже тому, кто начисто лишен слуха, интересными поворотами в развитии действия и глубокой неоднозначной концовкой. Это очень «мужское» кино. Фильм совершенно свободен от любовной линии, и это является одним из ярких достоинств картины. Потому как не нужны женщины в фильме, где в центре фигурируют молодые, харизматичные, яркие персонажи — Жан-Поль Бельмондо и Бруно Кремер. Оба очень ярки, и каждый по-своему запоминается. Можно отметить начало фильма, где герой Бельмондо, вскрыв упаковку, пробует на вкус находящийся в ней порошок, выплёвывает его, с довольным видом передает мешок человеку и после этого, под музыку, удаляется на катер, удаляется своей величественной походкой от бедра, демонстрируя осанку победителя и неизменно высоко поднятую голову. О! Поверьте, это производит неизгладимое впечатление!
Он — яркий пример героя-одиночки, человека, который словно является живой иллюстрацией для строчки из «Вильгельма Телля»: «Тот, кто силён, сильней всего один». Он — независимая, неординарная личность. Но… главный герой лишён имени. «Безымянность» в художественном произведении — приём, позволяющий подчеркнуть отсутствие каких-либо чисто человеческих качеств. И действительно, герой Бельмондо нам рисуется однозначно: бывший охотник за дикими зверями, пришедший к мысли, что единственная интересная для него добыча — это человек. Имеющий солидную прибыль с незаконно проделываемых посадок, этот сыщик экстра-класса живёт припеваючи.
Но это — лишь «пролог» к основному развитию событий, как бы знакомящий нас с самим Наводчиком и дающий довольно чёткую характеристику «подвигам» Ястреба.
«Ястреб», в миру носящий имя Жильбер — стюард, неплохо устроившийся в жизни. Он отлавливает на улице малолетних преступников и берёт их в свои подельники для ограбления ювелирных магазинов. После этого он уничтожает всех, кто может его опознать, и исчезает в небе. Но один из его молодых «помощников» остался в живых. К нему подсылают Наводчика, в надежде выйти таким образом на Ястреба.
«Охотник за головами» соглашается, пояснив: «Я приведу вам этого зверя». Для него поимка Ястреба — будничное дело, за которое обещают хорошо заплатить. И он недрогнувшей походкой идёт в камеру к Коста Вальдесу, походя «преподаёт» ему несколько истин, а потом прямым текстом говорит, чего он вообще делает в этой тюрьме. Мальчишка, казалось бы, возмущён, но Наводчик спокойно говорит ему: «Ты и есть дурак. Связался с человеком, который умней тебя: он совершил преступление, но в тюрьме сидишь ты». Действительно, единственная оставшаяся в живых жертва Ястреба изображена совершенно в одном тоне: круглый идиот. Дурень дурнем. Но именно на это и делался акцент, что казалось бы, за что ему такая доля? Ну не за клиническую же глупость! Можно быть двести раз не соображающим человеком, но за это — не убивают. Такого юношу, ничего в свои 20 лет не видевшего, скорей можно пожалеть.
И именно в тот момент, когда Наводчик покровительственно кладёт руку на плечо Коста и говорит о том, что они вдвоём расправятся с Ястребом, под резкий проигрыш живой мелодии между частным детективом и неудачливым мазуриком пробегает какая-то искра. Наводчик ещё не знает, что мальчишка, пострадавший от действий Ястреба — это перелом его собственной судьбы.
Они оба совершают побег. Но дальнейшие препятствия… были б незначительным пустяком для Наводчика, но для его молодого «друга» они оказываются непреодолимыми.
И здесь можно хоть на целую вечность задумываться над смыслом конца фильма и недоумевать, что же толкает героя Бельмондо на то, что он совершает в финале? Уж не внезапно ли втесавшийся в сердце профессионального детектива (сердце, скорей всего используемое исключительно для кровообращения) порыв жалости? Милосердие? Со стороны может показаться и так. Чувствительные натуры закроют глаза на то, что Коста Вальдесу жалость с милосердием уже не нужны. Но зачем вообще портить впечатление от жёсткого мужского детектива сентиментальными вздохами? Фильм «Частный детектив» — это сухое действие, действие, идущее по чётко прописанной линии, не прорезаемое ничем лишним. Реакции Наводчика очень продуманны (никто не упрекнёт его в непоследовательности действий), но быстры и молниеносны. Фильм — квинтэссенция жёсткого развития событий, решительных действий главного героя и резкой, чуть надрывно звучащей звуковой дорожки. Может быть, в каких-то фильмах лёгкий оттенок сентиментализма будет хорошим украшением — но только не в этом. Глядя на героя Бельмондо, стоящего над страшной находкой, выловленной в баке в подвале дома Ястреба, меньше всего думаешь о жалости — ведь она в данном случае бесполезна. Что же это? Вспоминаем Шиллера: трагедия «Дон Карлос», суровый король Филипп II, стоящий перед главой инквизиции, как провинившийся школьник:
«Прости, но я возжаждал человека!»
«Что вам человек?
Для вас все люди — числа. Иль я должен
Основы управленья государством
Седому разъяснять ученику?»»
Наводчику хорошо разъяснили науку «охоты за головами». И для него все люди действительно были «числами». «Числами» в погоне за наваром. Но Коста Вальдес явно выбился из этого ряда. Именно он, и никто другой, сумел пробудить в профессиональном сыщике, лишённом имени, человеческое чувство.
Герой Бельмондо делает единственно верный для себя выбор. Категорически отвергая сентиментальную и неуместную в контексте фильма мысль о жалости, приходится прийти к мысли, что поступок Наводчика — это человеческий жест, эмоциональный порыв, основанный на том, что есть вещи, которых просто не прощают.
«Взгляни на небо, Тимофей,
Накликал Ивик журавлей!»
Во время финальной встречи Наводчика и Ястреба, которая по закону жанра просто не могла не состояться, Охотник фразой «Твоё здоровье, Коко!» компрометирует себя так же, как в балладе Шиллера себя раскрыл убийца Ивика. Только в фильме происходит «перемена фигур»: у Шиллера свои планы выдаёт виновный, в фильме себя разоблачает мститель.
Атмосфера накалилась. Воздух можно резать ножом. Под резкий, въедающийся в клетки мозга мотив два антипода пожирают друг друга глазами…
Финальная цитата ёмко подводит черту под фильмом. Наводчик и впрямь за все заработанные им деньги не может выкупить своего прошлого… но надо ли оно ему?
Смотрел впервые в конце семидесятых, с родителями в кинотеатре Нивки (Киев), который теперь местные районные власти медленно но верно довели до банкротства, чтоб в обозримом будущем приватизировать на халяву. Извините, слегка отвлекся. Так вот, пересмотрел фильм в 44. Не знаю, может ностальгия мешает судить объективно (согласитесь, старая картина, будто невод, извлекает с самого дна личные воспоминания, порой уже не связанные с просмотренным фильмом, дух того времени, что ушло без возврата, грусть с привкусом сладости, и все такое), но лента, по крайней мере в моих глазах, совершенно ничего не потеряла. Неподражаемый Жан-Поль Бельмондо, рыцарь без страха и упрека семидесятых, без устали рубит щупальца мафиозных спрутов, впрочем, на поверку оказывающиеся не особенно длинными и могучими. Ни малейшего желания придраться к мелким огрехам, «Частный детектив» замечательный фильм-сказка. Говорят, в Отечественную войну раненым в госпитале давали «Трех мушкетеров» Дюма, и они быстро шли на поправку. Есть и другие такие книги. Есть и такие фильмы, я бы сказал, с терапевтическим эффектом, как таблетки от серых будней и невзгод. «Частный детектив» - один из них. Записал себе на диск за компанию с «Детективом» «Кто есть кто» и два первых «Ва-банка». Держу, как пилюли в аптечке, на случаи, когда совсем руки опускаются и уже не хочется ничего…
Французский кинематограф, теперь уже ретро-классический - ностальгический кинематограф переливается бриллиантами, и один из крупнейших - Жан-Поль Бельмондо. Фильм о профессионале-детективе, работающем рука об руку с жандармерией, фильм о жадной молодости, фильм о хладнокровном убийце, сметающем на своём пути всё, ради наживы.
С остроумием, с остросюжетностью, с разговорами о дружбе и надежде, с приключениями, захватывающими дух, идёт расследование на пути к справедливости - негодяй должен быть наказан, а правда и закон восторжествовать. Однако, всегда мы приносим жертву во имя победы... Се ля ви.
Всё время задавалась вопросом: почему? как Пиляр вычислил Ястреба? И только внимательно слушая рассказ парня, я уловила слово 'стюард'... Всем поклонникам Бельмондо, французского кино, детективов и просто качественного кинематографа - рекомендуется.
Итак, после того, как я в очередной раз посмотрел картину под названием “Профессионал”, у меня вдруг появилось ярое желание оценить еще какую-нибудь ленту с участием Жан-Поля Бельмондо. Окинул взглядом я список работ этого французского актера и почему-то выбор пал на фильм, который ранее мне смотреть не удавалось – “Частный детектив”. После этого я узнал, что эта картина 1976 года побила все мыслимые рекорды в СССР, этот фильм посещали больше всего в советское время. Несколько позже мне стало известно, что “Частного детектива” очень любили в Советском Союзе, для наших граждан это был особый фильм, который имел собственную специфическую атмосферу.
Представьте, Франция, семидесятые года. В одном из французских городов орудует матерый вор и злостный убийца в одном лице, все его знают по его прозвищу “Ястреб”. Конечно, кличка эта неслучайна, ведь, в мирное время этот парень работает проводником в одной авиакомпании, а свое наживное время, он так и бросается на все, что может блестеть. Ну, а когда он выполняет свою грязную работу, он действует не один, нет. Для того, чтобы ограбить тот или иной ювелирный магазин, “Ястреб” берет с собой какого-нибудь юного парнишку. Нет, этот преступник не выбирает первого попавшегося мальчику, прежде наш проводник следит за молодежью, и когда он видит, что парень не совсем благополучный, он берет его под свое крыло. А во время посещения очередного ювелирного салона или после него, “Ястреб” просто избавляется от своих юных подельников. Ведь этот хладнокровный убийца живет по принципу – “я убиваю любого, кто может меня опознать”. Конечно же, этому ненормальному легкой жизни не дадут, на него открывает охоту частный агент по имени Роджер Пиллард. А вот этот парень никогда руки не опускает, всегда доводит дело до конца. И это не удивительно, ведь Роджер считается мастером по разоблачению, так называемых, нечистых полицейских, а уж с этим делом ему будет справиться еще легче. Но, не все просто, как может показаться с первого взгляда, жизнь всегда преподносит разнообразные сюрпризы.
Что я получил от этого фильма? Я увидел самого яркого злодея за последнее время, это уж точно. Давненько я не встречал отрицательного персонажа, от которого уже при первом взгляде становится как-то не по себе. Надо признать, что этого антигероя по прозвищу “Ястреб” я просто возненавидел. Как думаете, чья же это заслуга? Естественно, это не секрет. Здесь нужно благодарить совсем недавно покинувшего этот мир Бруно Кремера (пусть земля тебе будет пухом..). Ведь, если подумать, то положительного персонажа сможет сыграть всякий, а вот отрицательного надо еще постараться правильно изобразить, попотеть придется. И Бруно Кремеру с успехом удалось это сделать. Этот взгляд, эта походка, это лицо, эти повадки – просто в дрожь бросало, на самом деле. А это его любимое “Коко” чего только стоит.
Этот криминальный триллер, боевик с элементами драмы и детектива (сколько всего намешали, правда?) держит зрителя в напряжении с самых первых минут, и в этом большая заслуга саундтрека, который написал композитор Мишель Коломбье, такие мелодии никогда не забываются, это уж неоспоримо. Эта музыка задавала депрессивный, меланхоличный, грустный тон, который полностью соответствует действу. Лично я забыл обо всем, когда следил за развитием событий в этом действе. За всем происходящим так интересно наблюдать, что просто диву даешься. Жалко, конечно, это осознавать, но в нынешнем кинематографе не найдешь такой атмосферы. А какая же атмосфера? Я бы сказал, что это атмосфера вечной тоскливой осени, со всеми своими мрачными красками. Постоянно возникает чувство, что перед нами некий такой классический “Город грехов”, который только и делает, что пугает, нагоняет страх. Здесь никому нельзя верить, здесь все нечисты.
Так, про отлично сыгранную роль Бруно Кремером я сказал. Что же, теперь настало время самого Жан-Поля Бельмондо. Ну, что же, мне кажется, что это его вторая после “Профессионала” лучшая роль в образе, так называемого, крутого парня. Когда смотришь на Роджера Пилларда, то сразу становится понятно, что этот парень сделает все возможное, чтобы все получили по заслугам. Знаете, от намеченных целей Роджер не отклонится никогда. Возникает такое чувство, что Пиллард живет всеми известным принципом – “вор должен сидеть в тюрьме”, и это совершенно правильно, в наше, да и в то время, как видно, не хватало таких персонажей, которых бы ничто не напугало и не смутило (например, взятки). Наоборот, Роджер Пиллард всегда был против коррупции, что он лишний раз и доказывает. Бельмондо, как и обычно, отлично справился со своей ролью.
Знаете, самый явный подтекст, который я заметил в этом фильме, это то, что не нужно никому доверять. Нужно быть верным только лишь себе, а это и будет самым правильным решением. В этом злом мире только и жди, что тебя могут подставить или вовсе расквитаться с тобой. Ты один в поле воин, ты один боец, и только твоя правда действует. Так вот.
Таким образом, мы с вами получили хорошую, а самое главное, что качественную работу французского режиссера по имени Филипп Лабро. Понравилась операторская работа Жана Пензера, с помощью которой мы можем в полной мере оценить весь заряд предоставленной атмосферы, атмосферы, которая так и давит на чувства. Мне кажется, что лента “Частный детектив” лучше всего подойдет к просмотру в дождливый и пасмурный день.
- Это не Зорро и не Фантомас. Он любит деньги, а следовательно скоро будет у меня на крючке!
Семидесятые годы прошлого века отличились прежде всего тем что на улицах властвовали банды, добропорядочному гражданину было боязно выйти из дома, а полиция была не в состояние справиться с наплывом преступности. И тут дело было даже не в том, что бравые блюстители закона работали плохо, а скорей в том, что бандиты в ту пору были напрочь лишены тормозов и им ничего не стоило посреди бела дня застрелить полицейского. И естественно, что полицейские, поняв, что не смогут остановить наплыв преступности обычными методами прибегают к грязным трюкам, что в общем-то справедливо, ведь однажды один умный человек сказал, что вся разница между бандитом и полицейским в том что у последних есть значок, дающий им мнимую защиту. Ну и вот, полиция обращается за помощью к человеку, о котором неизвестно ничего помимо того факта, что он всем сердцем ненавидит бандитов и убийц. Настоящее имя героя Бельмондо неизвестно, но чтобы не прослыть совсем уж «человеком без имени» главный герой картины представляется всем своим псевдонимом – Роже Пиляром. Так вот месье Пиляр занимается тем, что следит за антисоциальными элементами и когда те уже готовы совершить незаконную сделку выводит их из строя и сообщив обо всем в полицию получает заслуженный гонорар. И все бы ничего, но очередным заданием Роже Пиляра становиться поимка неуловимого преступника и убийцы «Ястреба», а для этого герою Бельмондо необходимо заручиться поддержкой мелкого воришки Косты Вальдеса – единственного человека кому посчастливилось остаться в живых после встречи с «Ястребом». Беда лишь в том, что юный воришка отбывает наказание в тюрьме строгого режима, а это значит что герою Бельмондо самому придется стать заключенным…
Сюжет картины уже выглядит достаточно интересно и интригующе, а если учесть какие актеры снялись в этом фильме, то ожидаешь увидеть как минимум интересный боевичок, способный запомниться надолго. И знаете, я часто говорил и буду говорить, что фильмы с Жаном-Полем Бельмондо получаются интересными и неглупыми, но такого я не ожидал. «Частный детектив» - это что-то удивительное. Это умный и многогранный детективный триллер, в котором напряжение не спадает ни на минуту и при всем при этом создатели напихали в фильм ударную дозу экшена, дабы угодить любому, даже самому привередливому зрителю. И первое что бросается в глаза при просмотре данного фильма, так это то что при создание главных героев сценарист, а по совместительству и режиссер картины отталкивался от героев «спагетти-вестернов». То есть у нас имеется три главных героя в глазах которых блестит интеллект, на их лицах отражается тяжесть прожитого, а души их терзают множество переживаний и тревог, но ни один из героев не станет делиться своими переживаниями не то что с второстепенными актерами, но и со зрителем. Во всяком случае не будут они это делать вербально, но их действия говорят лучше всяких слов и благодаря этому можно создать психологический портрет, как «Ястреба», так и Роже Пиляра. И да, я бы мог углубиться в психологию и подробно расписать личности героев, но это могло бы испортить вам все впечатление от картины, уважаемый зритель, поэтому я лучше предоставлю право разгадать эту головоломку вам… Хотя одну подсказку я вам все же дам, в конце фильма была приведена цитата Оскара Уайльда, что была адресована к герою Жана-Поля Бельмондо, и она по сути раскрывает прошлое, настоящее и будущее его героя.
Так же стоит обратить внимание на саму сюжетную линию, содержание которой можно было бы растянуть на целых три фильма, но режиссеру удалось уложить ее в полтора часа экранного времени не превратив происходящее в кашу. А ведь для этого нужен нешуточный талант, который у Филлипа Лабро есть, жаль только что он не так уж часто радовал зрителей своими картинами, но я опять ушел в высокие материи, прошу прощения. Так вот охота за «Ястребом» является ключевой идеей картины и по мере продвижения по сюжету Роже Пиляр и его верный, но незадачливый напарник Коста Вальдес узнают все новые подробности о «Ястребе» и все ближе подбираются к профессиональному убийце, но подается это настолько легко и непринужденно, что следишь не столько за основной сюжетной линией, сколько за побочными. Тут и побег из тюрьмы, тут и сражение с бандой наркоторговцев, тут и зарождающаяся дружба между героями Жана-Поля Бельмондо и Патрика Ферри, а потому концовка фильма наводит на аналогию с раскатами грома в безоблачном небе, настолько она неожиданная.
Подводя итог, хочется сказать, что перед зрителем предстает увлекательный и в чем-то даже трогательный детективный триллер в котором присутствуют как замечательные актеры тех лет, так и превосходное музыкальное сопровождение, без которого фильм бы потерял большую часть своего шарма. Так что если вы не равнодушны к исполнителям главных ролей или если хотите увидеть хороший боевик, который способствует работе серых клеток, то я рекомендую сей фильм к просмотру, оно того и впрямь стоит.
Посмотрел фильм впервые в год первого проката в СССР, в 1978, будучи шести лет от роду. Понял тогда немногое, но кино в душу запало. Главные образы - супермен Пиляр и супербандит Ястреб навсегда остались в памяти.
В те времена модного приключенческого американского кино почти не было, видаков не было, крутили в основном 'французов', 'итальянцев' и 'индусов', а самым ярким было заочное кинопротивостояние Бельмондо - Делон. Ничего похожего, за исключением великого 'фронта' будущего Шварценеггер - Сталоне, мировой экране не знал. Я-то в детстве больше симпатизировал Делону: детям 'Зорро' и 'Черный тюльпан' заходили лучше.
Второй 'подход к снаряду' состоялся в 90-е, когда фильм начали частенько показывать по ТВ. Голос Николая Караченцова был большим бонусом, но в целом зрелище показалось странным, каким-то не тем. Потом понял: 'ЧД' вернули оригинальный формат, без купюр.
В СССР 'резали' не только жесткость и эротику, там еще иногда с большим умом резали безвкусицу и лишние сюжетные ответвления. Человек, отрезавший финал с дракой, был достоин Оскара за отдельный самостоятельный фильм. Дуэль взглядов антагонистов как шикарное завершение стояла выше физической дуэли, как Эверест возвышается над Монбланом... Точно также я бы отрезал 'ковбойскую' дуэль Бельмондо с Оссейном в 'Профессионале'.
Но даже 'российский', то бишь французский, вариант остается весьма смотрибельным и сегодня.
Что бы я выделил?
Жанр. Тут и боевик, и детектив, и драма, и немного комедия. Это мало кто мог так органично делать, только Бельмондо. Вспомним снова 'Профессионала' или 'Маргинала', например.
Довольно необычные пейзажи: серая провинция, никаких аристократических Парижей или колоритных Марселей. И это в яблочко.
Актеры. Бельмондо везде одинаков и всегда одинаково хорош: силен, умен, бесстрашен, саркастичен. Бруно Кремер изысканно утончен, грустен и фаталистичен. Не помню, было ли это в советской 'нарезке', но намек на нетрадиционную ориентацию бандита здесь дела не портит.
Отдельные выражения и жесты, причем не только от ЖБП.
'Кофе, коньяк, сигару?' - это шедевр и закон последовательности удовольствий. А движение рукой в космос с одновременным присвистыванием, характеризующее убывание подельника в мир иной - это несправедливо несостоявшийся мем из мемов.
Музыка. Заглавная мелодия и вальс - тема Ястреба по праву делают Мишеля Коломбье если не равным Морикконе, Рота или Голдсмиту, то на вторую ступень помещают точно.
Пересматриваю раз в год в среднем. Но молодежи зайдет вряд ли.