Посредственное кино от посредственного режиссера. Из той несметной орды бесхребетных фильмов, что рвотные рефлексы не вызывают, но целесообразность просмотра которых, как минимум, не очевидна.
Суррогат персонажа Брюса Уиллиса с губками бантиком, подведенными глазами и тональником на щёчках, похожий скорее на стареющего гея, собравшегося наконец на козырную свиданку, нежели на молодого себя, расследует убийства жирных операторов, сидящих дома и блуждающих по Бостону через свои фитоняшные аватарки.
Фундаментальная проблема фильма - отсутствие эмпатии. Операторов не жалко, они заведомо выставлены в невыгодном свете, как никчемные ленивые трусливые людишки - эдакие трутни, сродни фейковым аккаунтам в инстраграме, где волосатые мужики выдают себя за элегантных качков и юных девиц. Далее по ходу пьесы всё сильнее трещит по швам вся футуристическая легенда в целом и частном - даже для комикса количество и габариты сюжетных дыр превышают порог приличия.
Актёры играют в меру посредственно, авторский почерк отсутствует как класс, сценарий шит белыми нитками - можно посмотреть, можно не посмотреть, но раз можно не смотреть, то зачем смотреть?
Несмотря на всю свою эклектику, «Суррогаты» больше всего похожи на неудачную серию «Футурамы». Пафосная и построенная чуть ли не на противоположных друг другу основах, картина время от времени срывается в комедию с неплохим для нее (комедии) сюжетом. Вот реальный лысый агент Гриер избивает обдолбаного суррогата, вот надпись в духе Чарльза Менсона на территории дредов – ну, и так далее. В общем, все в духе сериала Мэтта Гроунинга. Кто знает, откуда какие шутки, тому приятней и веселей наблюдать за развитием сюжета. Кто не знает - тот смотрит скучный и легко читаемый фантастический триллер о людях, забывших, кто они есть на самом деле.
Запутавшись в догмах, Мостоу снимает ровно такой фильм с участием Брюса Уиллиса, который ждешь больше всего. Для героя Уиллиса убийство копа - по-прежнему страшнейшее из всех преступлений, и оттого становится даже спокойно, что один из любимых актеров целого поколения по-прежнему снимается в какой-то чуши. Благо, что чушь эта хотя бы немножко симпатичная и хорошо знакомая каждому, кто хотя бы раз видел фильм о роботах. Ну а то, что сюжет не развивается, это, вроде как, даже хорошо. У того же Пройаса это не происходит уже из года в год, и, может быть, именно поэтому его фильмы пересматриваешь раз за разом. В «Суррогатах» наслаждаться особо нечем, разве что прической Уиллиса в первой половине фильма. Но волосатого Крепкого Орешка достаточно, кажется, для того чтобы посвятить проходной картине полтора часа жизни.
Сферический фильм в вакууме II — Почему 98%, а не 146% людей?
Многие фантастические фильмы позиционируются, как возможное будущее или альтернативное настоящее. Данная картина не в их числе. Такое кино вообще невозможно воспринимать, как полноценное, а только, как сферический абсурд в вакууме.
Минимизация и централизация Мира. Забывая о различиях между народами и размерах планеты, авторы создали киновселенную, в которой все живут по американским порядкам, а США является мировым центром, где происходят все главные события.
Максимизация проблемы. Выделяют узкий перечень сфер жизни и связанные с ними проблемы, полностью умалчивая об остальном.
Несколько из возникших при просмотре вопросов:
С кем американцы воюют если 98% людей используют суррогаты?
Насколько дёшевы суррогаты, что они есть у 98% людей?
Как получилось внедрить суррогатов практически во все сферы деятельности так быстро?
Почему не произошла интеграция технологий из суррогатов в другие области? Например, в протезирование, виртуальную реальность или средства передвижения.
Где золотая середина в отношении к суррогатам? Есть либо их противники, полностью отрёкшиеся от технологий, либо личности отдавшие всё: свою привлекательность, здоровье, секс и прочее суррогатам.
Почему за всеми(!) суррогатами следит один(!) человек?
Что обо всём этом думает Мир? Как же ООН, ВОЗ, Интерпол и другие международные организации?
Допустим, что логика в фильме ушла на второй план или замаскировалась под метафоры и гиперболы. Тогда отложим критическое мышление и оценим кино с точки зрения реализации.
Картинка. Ничего ужасного, но и сверхординарного тоже. Операторская работа не кажется откровением. Многовато вида сверху. Минус разве что кукольность суррогатов. Есть в этом некоторый диссонанс. Лицо робота — лицо его оператора, но как у манекена. Неужели ходить с таким неживым лицом приятно?
Звук. Не к чему придраться, но ничего и не запомнилось.
Игра актёров. На уровне манекенов. Два с половиной актёра с настоящим лицом за весь фильм. Все загримированы так, что только глаза живые. Зрачками не особо выразишь эмоции.
Сюжет. Не захватывает, так как теряет связь с реальностью, выставляя ментальное управление роботами, как существенную и важную проблему. Ну, невозможно по-настоящему сопереживать герою, если его беда высосана из пальца. При этом фильм умалчивает об остальных сферах жизни и окружающем США Мире. С помощью некоторых обыденных для нормального общества институтов проблема Главного Героя могла быть легко решена. Больница, например. По сути, его жене всего лишь нужна была пластическая операция.
Можно, конечно, найти метафоры. Типа, суррогаты — это гипертрофированные социальные сети, онлайн игры, форумы и т.д. Скорее всего, в фильме был посыл «Больше общайтесь со своими близкими в живую». Но это так подано, что нормальному зрителю будет смешно или не интересно.
Итог. Основа фильма — сюжет. Он плох — фильм плох. Так же не помогли фильму и другие составляющие.
Что же подчерпнёт зритель, посмотрев этот фильм?
… Не пытайся нормально поговорить со своей женой после совместной трагедии, а жди пока она замкнётся до такой степени, что её сможет вынудить к общению только поломка средства связи с внешним миром? Уничтожай чужую дорогостоящую собственность ради своих личных целей? Не согласен с кем-то — убей его? Создал что-то полезное — знай, тебя убьют? Можешь управлять сильным роботом — ни в коем случае не используй его потенциал для экстремальных развлечений — выполняй им тривиальные задачи?
Короче, ещё один дорогой, тупой и пустой фильм для промывки мозгов и сбора денег с наивных зрителей.
Взаимодействие человечества и высоких технологий может привести к тому, что продвинутые искусственные роботы станут опасны для своих создателей. Тема интересная, и тут есть, что сказать. Ну, а если нечего сказать, тогда надо удовлетворить хоть приличными спецэффектами и энергичным действием, но не в этом случае. Не помогают и красивые картинки, и нереально серьезное лицо Брюса Уиллиса. «Суррогаты» ничего особого не сказывают в теме «люди и роботы», и, даже если особо не приглядываться, то мигом напоминают о других фильмах этой тематики. И когда вспоминаешь те, былые творения жанра, то всегда одна и та же мысль – «там все это было намного лучше».
Идея в том, что люди решили себя максимально обезопасить, и теперь, в будущем, они почти все время проводят дома, в специальных модулях, где их сознание переносится в искусственных двойников – суррогатов. Эти двойники делают за своих живых «оригиналов» всю работу, и если суррогата прикончат, то человеку это не навредит. Задумка, может быть, любопытная, но если проводить почти все время в статичном положении, да и без свежего воздуха, то люди уже все должны выглядеть как задохлики, деградировавшие физически. Неужели это решение проблем цивилизации? А не лучше ли создать специальных боевых роботов, которые бы уничтожали преступность и обеспечивали безопасность на улицах? Чтоб как у Верховена в «РобоКопе» было, ну или, если идти в то время, что следует за выходом «Суррогатов», то как у Падильи в «РобоКопе». Ну ладно, логическую недостоверность можно стерпеть, если фильм способен ее компенсировать. Если кино не интеллектуальное, то, может, в нем есть хоть приличный боевик? Но тут наступает беда, которую можно описать всего двумя словами и одним сочинительным союзом – «скучно и неоригинально». И так скучно, что про это даже рассказывать не охота, и до того знакомо, что лень перечислять те фильмы, где идеи «Суррогатов» реализованы интересно и свежо. Речь идет не просто о заимствовании чужих мыслей, а о неспособности их передать. И не только о неспособности изложить чужое, а и о неспособности вообще говорить на интересном языке.
Общество примерно делится на тех, кто копированием людей в практических целях доволен, и на противников, что считают подражание жизни уродством – ага, это «Шестой день» со Шварценеггером. Только там острота конфликта было точней, и сюжет не казался устаревшим. Люди подключаются к специальным модулям, чтобы перенести свое сознание в искусственное тело – ага, они типа входят в «Матрицу». Не совсем та ситуация, но идея похожа. Только в «Матрице» была феерия технических достижений и подлинно увлекательная, свежая история. Расследование некой загадки, связанной с искусственными организмами и их влиянием на общество – так, это уже было в «Я, робот». Только там все было глубоко по мышлению и еще красивей внешне. Сама центровая мысль – «роботы возьмут верх над своими создателями» – угу, это я снова «Терминатора» со Шварценеггером и «Матрицу» с Киану вспомнил. Только это шедевры, а тут – так, одноразовое кино.
Думается, что если фильм отсылает к такому кругу других проектов, то его единственный шанс заинтересовать – рассказать об известных вещах на увлекательном языке, чтобы можно было еще раз насладиться пусть и привычными, но интересными идеями. Но, даже при отсутствии оригинальности, он не имеет совести на собственное качество. Он вялый, безликий, пустой. Кто оказывается организатором главного злодеяния, становится ясно почти сразу, и все те «фишки», что сценарий бережет для финиша, уже не удивляют. Кстати, тут можно вспомнить еще и «Особое мнение», только там хоть приличные футуристические пейзажи были, и там режиссером был Спилберг. Самостоятельности в происходящем просто нет. Все действия и все сюжетные решения поверхностны по своей мысли и слабы по своему воплощению. Логика действия читается не по самому фильму, а угадывается по тем фильмам, на которые «Суррогаты» пытаются походить. И ближе к финалу, когда вся скука и безвкусица вот-вот окончится, хочется даже порадоваться.
Есть лишь одна серьезная сцена – Уиллис идет по улице, и видит в толпе суррогатов угрозу. Одухотворенно смотрится. Пожалуй, только здесь и удалось толково объяснить суть угрозы и ошибочность роботизации общества. Но это единичный момент, а в целом, мир будущего нарисован невыразительно и просто, актерской игрой любоваться не приходится. Умных рассуждений, предостережений и философии нет как таковых. Есть лишь несколько вменяемых экшен-сцен, от которых хочется подумать, что фильм следует досмотреть до конца. Может, кульминация какая выйдет?! Может, будет массовое столкновение людей и машин, чтоб опять как в «Я, робот» было? Нет, все кончится без выдающихся эксцессов – так же тихо, безлико и уныло, как началось и длилось все это время. На Брюса смотреть хочется лишь ради его громкого имени, ибо сценарий не дает актеру должного пространства для демонстрации своих способностей, а глазам цепляться не за что – картинка посредственная.
На новизну в теме фильм не претендует, но это не главная проблема. Будь тут интересное толкование знакомых мыслей, и все было бы нормально, но весь фильм напоминает лишь демонстрацию напоминаний о действительно значимых произведениях, где были и сильные спецэффекты, и глубокая задумка, и отменное воплощение. Не годится ни как фантастика, ни как боевик, а годится лишь как способ ощутить разницу между подлинным и фальшивым, эталонным и штампованным, оригинальным и бесполезным.
Не сосчитать сколько раз в обёртке из крутого боевика зрителю пытались втюхать глупую агитку с простой и очевидной истиной, которую у кого-то руки чешутся её поведать. Оно и понятно- кто будет слушать какого-нибудь незнакомого дядьку, стомиллионный раз нудящего про вред интернета. А вот Брюса Уиллиса послушают все, какую бы ахинею он не нёс. Вот и получается, что кормят нас время от времени разными остросоциальными какахами с участием мегазвёзд. А им-то ничего - у них контракт и гонорар.
Немало киноманов откровенно задолбали фильмы про экологию, про засилие технологий и прочее-прочее, что можно пропагандировать. Людям хочется хлеба и зрелищ, но вместо него они получают унылый совет. Если в иных случаях, как например в Аватаре, очевидно толстая мораль перестаёт раздражать хотя бы из-за технического совершенства, то когда у создателей нет ничего, кроме голой идей, получается ожидаемый провал. Так произошло и суррогатами Потенциально классная антиутопия довольно быстро скатывается в глупое морализаторство. Нас попытаются размять интригами и неожиданными сюжетными поворотами, но это не сработает, поскольку они настолько непродуманные, что создаётся впечатление, будто ты сам написал бы лучше. Правда, в таком случае кино утратило бы в хронометраже лишний час. Уж слишком много событий для такой маленькой идеи. Отбивая стандартное время кинофильма, создатели пытаются напихать в кино как можно больше, не заботясь при этом о связях между сценами. Как результат, от такого количество бессвязных. Сцен, задёшево сделанных, чтобы оправдать как-то жанр боевик, просто становится дурно
По сути всё это унылое якобы действие, весь этот воображаемый экшн должен был стать своего рода сеансом гипноза, после которого многие станут больше времени проводить в оффлайне, но эти попытки не действенней призыва бросить курить. Все и так знают, что это плохо, но ведь обойтись без него нельзя. В том нет и не должно быть ничего постыдного. Если и есть случаи обострения в области желания быть кем-то другим, то это уже крайние случаи, по которым не стоит судить обо всех. Да даже если всё так запущено, то аргументы фильма слабы и неубедительны, не говоря уж о том, что изложены они во второсортном боевике, который забудется быстрее чем произнесёшь его название. Это плохой способ убедить кого-либо в своей правоте.
Но пожалуй мораль фильма и её воплощение не самая главная проблема фильма, а только вытекающая. Режиссёр Джонотан Мостоу явно не обладает качествами оратора и не слывёт гением постановки. Решающий минус фильма кроется в в продюсерской части. Это направленность на 12-летнюю аудиторию. Стремление привлечь больше аудитории в кинотеатры приводит к тому, что кино получается несерьёзным и истинно детским. Как уже говорилось, потенциально могла получиться классная антиутопия, но вместо того вышла обучающая раскраска., бесполезная и беззубая. Тут, пожалуй, нельзя удержаться от сравнения с другим фильмом того сезона на эту же тему - Геймером. При той же изначальной бесполезности идеи в принципе получился грубый мужицкий боевик об антигуманности. Пусть он и не был идеален, но пытался хотя бы выглядеть оригинальным. Суррогаты не пытаются: они прямолинейны, давят на те рычажки, что и всегда в таких спорах. Местечковый же экшн, как и сюжет, как и работа художника, не могут спасти столь слабую концепцию от неминуемого краха.
В данном случае (впрочем, как обычно) Брюс Уиллис выступает против всех врагов человечества и спасает таки наш бренный мир. Начало не блещет оригинальностью, ведь правда? Мне бы стоило сразу это понять и не пытаться смотреть дальше, потому что идея фильма сама по себе интересна, но ее воплощение скучно и пресно. Создатели взяли за основу то, что в будущем роботы займут место рядом с человеком и станут незаменимы. Он это всего лишь верхушка айсберга: если разбирать подробно, то мы видим, что тут не роботы, которые захватили власть над миром, а даже те (суррогаты, как их называют), кто занимает место человека. Это происходит в буквально смысле - человек создает себе суррогата любого пола и возраста и использует его вместо себя (сам человек при этом находится в специальном кресле с которого и ведет управление своим сурром). Одно непонятно зачем так делать? И кому от этого какая польза? Создатели фильма поясняют это просто, что якобы вы находитесь в безопасности, а вашего 'заменителя' могут убить (он может пострадать в аварии и прочее), но человек при этом остается цел и невредим. Позже мы узнаем, что это не совсем правда (а точнее, совсем не правда). Впрочем в этом и предстоит разбираться Брюсу Уиллису. Мы же только можем следить за его действиями и недоумевать за столь нелогичное завершение фильма. Тут да, конец разочаровал как только мог. По началу ведь даже интересно смотреть: есть и погони, и стрелялки, и какая никакая интрига. Но до финальных титров живым добирает только Брюс.
'Суррогаты' может показаться вам неплохим кино с интересными мыслями и идеями, но не верьте - это не реальность, а лишь ваша фантазия.
Лавры 'Аватара' и 'Я Робот' сценаристам и продюсерам покоя не дают. Ну что ж создадим сюжетный гибрид. Правда денег у нас столько нет, ну ничего мы будем тормошить зрителя напускной философией и чисто человеческими слюнями, и ещё подтянем сюда не слишком дорогую харизму. Нет, нет мы не будем здесь устраивать революций разума человеческого и искусственного, чтобы не обвинили в прямом плагиате с вышеуказанных источников. Дай бог отобьёт вложенные денежки, а может и на хлеб с мослом останется. Бизнес есть бизнес, а потому о зрителе там давно уже никто не думает.
Итак, перед нами диковинное будущее, где прикованные к креслам атрофированные человеческие тела, используя атрофированные мозги, управляют механизированными куклами - девочками и мальчиками. Причём иногда бывает, что мальчики управляют девочками и наоборот. Девочки - роботы сплошь Барби с расовыми оттенками, а мальчики - роботы Кены - пара негров, остальные просто бледнолицые с мажорными причёсками. Есть ещё «безликие» солдатики, которые воюют с такими же солдатиками – ну просто рай для геймера. Живые люди, не равнодушные к прогрессу, как 'зелёные' к атомным отходам, кучкуются в резервациях, ведя антиобщественный образ жизни, напоминающий бродяжничество. Ах, да, чуть не забыл, в начале у нас убийство людей по средствам роботов, которое расследуют люди опять таки по средствам роботов, но откуда у людей средства на этих роботов остаётся неясным. Особенно у скромно живущей парикмахерши - жены агента ФБР, которого играет Брюссилис. Многоуважаемому Брюсси робот положен по штату, потому что извилины в мозгу агента сгладились, да и реакция уже не та, что в молодости. Такие же овощи писали и сценарий, ибо на рядовой вандализм с убийством, пусть и известной личности, сразу почему - то приезжают два агента ФБР. А чем тогда занимается полиция? Элетростатической мастурбацией при составлении протокола? В общем, Брюс доигрался и получил сначала по шарам, что в голове, а попозже по тем, что пониже. Над его куклой зверски надругались бомжи, хотя можно было просто продать на запчасти, и наш орешек, наконец – то, начинает расследование как человек. Правда, ходить он разучился, разговаривать тоже, а про бритвенный станок я вообще промолчу. Прикинувшись бомжом, и так ничего толком и не узнав среди грязнуль, но попутно повредив себе сколько - то там ребер, этот старый грецкий хрыщ спас добрую шестую часть человечества с помощью не махача, но нехитрой детективной манипуляцией, причём все его враги как - то сами себя выдали. Вывод по сюжету: почему – то мне вспомнилась фотожаба на этот фильм, где под названием 'Суррогаты' был не Брюсси, а лапша быстрого приготовления. Мне кажется в таком аспекте слово суррогат применимо к этой поделке наилучшим образом.
Персоналии. Брюс уже далеко не так всемогущ как в первых двух орехах или нескольких элементах, а потому вся его актёрская одышка видна невооружённым глазом. Что ты делаешь Брюс? В облике молодого робота ты скачешь яко конь, так на хрена ты нам старый и больной маразматик в дряхлом полуживом теле? Скачи дальше и радуй нас продвинутым интеллектом в образе робота, а в конце выйди в его обличье на развалины мира, за собой оставленные, и скажи 'Буду Челом' и мочкани своего суррогата, а потом обнимись с покоцанной в аварии женой. А то весь фильм говорит манекену жены: «Я тебя люблю», а зритель думает, что он просто пьян, ибо в руках всё время бутылка алкоголя после бурного управления симулякром. И всё таки, есть за что уважать этого бородатого дядьку с неровной походкой - он хочет настоящую бабу! Пусть со шрамом на пол лица и кривоногую, но настоящую! Ведь после того как посмотришь на эту роботофродитную садомо-гоморную утопию, так и любая настоящая женщина покажется принцессой. Ещё один забавный персонаж (да их в фильме то всего два) это постаревший Леннинг. Не совсем понятно зачем сюда тащить этого деда - конструктора – пессимиста из «Я робот» чтобы он сыграл деда - конструктора - маразматика в этом фильме. Видимо заразившись безумием от Вики и постарев на лицо, дедуля решил тоже позаботиться о человечестве в таком же необычном амплуа, как и она. В общем, его присутствие лишь усиливает впечатление что это кино на что - то там похоже. Остальные актёры не рыба ни мясо, даже лощённый негр похожий, извините, на игрушку из секс - шопа, не сильно выделяется на фоне унисекс мужчин и таких же женщин, которыми иногда управляют толстые, жирные дядьки извращенцы. И вообще вдумайтесь, имея мужские чресла, получать удовольствие от женских! Это ж как надо сигналы в мозге перевернуть?
Музыка. Считайте что нет.
Спецэффекты. Уровень детского сада.
Вывод: на один просмотр дома на компе, а заснёте, ну и фиг с ним.
В фантастическом фильме Джонатана Мостоу 'Суррогаты' рассказывается о недалеком будущем, когда работать, отдыхать и заниматься другими делами люди будут при помощи суррогатов (андроидов), к которым можно подключиться в любой момент и которыми можно управлять, находясь при этом дома и не рискую жизнью, если суррогата уничтожат. Несмотря на множество плюсов роботов-заменителей, полицейскому Тому Гриеру (Брюс Уиллис) всё это не по душе.
Несмотря на солидный бюджет ($80 млн) и отличную идею, снять действительно качественный фильм с недоработанным сценарием довольно сложно. Понятно, что детективная линия здесь не так важна, как сама тема, но на одной теме далеко не уедешь. Дело в том, что догадаться, кто есть кто можно уже с середины фильма, а само расследование продвигается очень медленно и без видимых результатов.
В ленте авторы пытались провести грань между суррогатами и людьми без роботов, но проблема в том, что когда появляется сцена с людьми, эмоций у героев практически не наблюдается. В этом вся проблема. Разговоры, не связанные с детективным сюжетом, не несут полезной информации. Хотя стоит заметить, что гримеры постарались на славу и по внешнему виду можно сходу определить суррогата.
Спецэффекты сделаны хорошо, но их здесь не так много. Выглядят фильм в целом всё же неплохо, у него есть свой стиль. Другое дело, что не хватает красок и эффектов в определенных сценах. Несмотря на то, где происходит событие, цветовая гамма вообще не меняется.
В данном проекте хоть и есть основная тема, но выглядит лента однообразно и авторы совсем забыли, что такой фильм должен быть ярче, разнообразнее, более живым. А так это в целом неплохой фильм, но ждать чего-то особенного не стоит, картина явно не доделана.
6 из 10
P.S. Если сравнивать фильм 'Суррогаты' с боевиком 'Я, робот', то в первом есть смысл, но нет спецэффектов и разнообразия, а во втором наоборот, смысла практически нет, но зато есть потрясающая компьютерная графика. В этом плане 'Я, робот' все же выигрывает на фоне ленты Мостоу.
Суррогатная жизнь? Нет, спасибо, мы как-нибудь сами...
На протяжении всего фильма очень хотелось сказать 'Не верю!'. Собственно, как и чему можно верить, если вокруг манекены одни? Но дело не только в этом. Не верю в саму идею, хоть она и довольно оригинальная. В своем роде, конечно, потому что 'Матрицу' давно сняли. Просто вот эдак ситуацию суррогатной жизни еще не поворачивали.
И тем не менее, не верю. Потому что в реальной жизни, если прыщ замажешь, но он никуда не исчезает, ты про него все равно знаешь, хоть и окружающие не видят, и жизнь это тебе в какой-то степени портит. А уж лежать целыми днями в пижаме, жиреть и при этом наслаждаться жизнью в теле красивого манекена - такое 'счастье' доступно лишь людям, напрочь лишенным способности думать, рассуждать и анализировать, ведь люди думающие не смогут полностью отождествить себя с суррогатом и будут страдать от того, что сами так далеки от идеала. А по фильму получается, что думающим и честным с самим собой является лишь один человек - оператор-наблюдатель, сознательно не использующий суррогата, но спокойно работающий среди них. Не верю!
А остальной человеческой 'оппозиции' не верю тем более - зачем заключать себя в резервацию и жить 'настоящей' жизнью за колючей проволокой? Это не борьба за свободу, это добровольное заключение получается. Уж лучше бы свободный город основали где-нибудь на краю света. Да и сразу ясно, что и тут есть подвох. И потом, ладно операторы суррогатов - они из дома не выходят, им как бы и нет нужды за собой следить. Но кто запретил нормально выглядеть 'настоящим' людям? Отчего они все такого жуткого и отталкивающего вида? Если это было сделано для пущего контраста с суррогатами, то эффект сработал не на пользу, сопереживать людям не хочется. Опять не верю.
В общем, в 'Матрице' был глобальный обман, в 'Острове' клонов на запчасти выращивали - этому верю, а тут идея повернута оригинально, но верится с трудом. Вернее, совсем никак. И еще, фильм как будто скомкан. Видимо, задуманных сюжетных перипетий не хватило, чтобы увлечь зрителя хотя бы часа на 2. Да и на полтора-то с трудом. Соответственно, все, что у фильма есть - более-менее оригинальная задумка, получила не очень-то проработанное воплощение. В общем, ожидала большего, а осталась недовольной.
Только лишь за заслуги Уиллиса, за его чудовищное омолаживание (кстати, он один тут выглядит лучше своего суррогата) да за идею
2057 год, ну надо же. Полвека назад от нашего времени компьютеры, которые сейчас являются неотъемлемой частью нашей жизни, были маломощными (чтобы не сказать немощными) ЭВМ и не более того. За 50 лет человек сделал существенный шаг в бытовой электронике, вооружении, да практически во всем. А вот за следующие 50 лет, если верить Мостоу, ничего особо значимого в техническом плане не случится. Те же винтовки на принципе сгорания пороховых газов, те же автомобили, та же сфера бытовых услуг... Зато появятся суррогаты — по сути, физическое воплощение наших аватарок в социальных сетях. Вот только в социальную сеть превратится сама жизнь.
Лично меня угнетает, что в фантастическом фильме всего-то фантастического — роботы, которые воплощают собой наше существование. Даже сейчас это выглядит не столь фантастическим, а уж через полвека... Спецэффекты (ну а куда без них в фантастике?) практически отсутствуют, а там, где они есть, выглядят нелепо. Прыжки через машины, контейнеры, прочую дребедень смотрятся на уровне десятилетней давности, а действие прибора, который убивает суррогатов, и вовсе двадцатилетней. Возможно, проблема в низкобюджетности?
Ого, оприходовано аж 80 миллионов бумажек с Джорджем Вашингтоном! На ''Особое мнение'' Спилберг потратил $100 млн., но разница в качестве визуального ряда просто колоссальная, в разЫ, а никак не в пятую часть бюджета. В ''Особом мнении'' мир будущего сияет всем возможным буйством идей, тогда как в ''Суррогатах'' — даже не поблескивает.
Касаемо самой идеи — фильм светит отраженным. Идеи управления своими аватарами звучали в ''Нирване'', ''Тринадцатом этаже'', других схожих фильмах. Скажете, что там было управление персонажами в виртуальной реальности, а тут материальные роботы в реальной жизни? Ок, бытовые роботы сквозили в ''Двухсотлетнем человеке'', ''Искусственном разуме'', ''Я, робот''... Да и роботов-то практически не видно — сплошь неэмоциональные люди. Думается, в прошлом были схожие идеи использованы в целом сонме фильмов, так что съемочная бригада вполне могла по крупице отобрать самые занимательные элементы, сцены и сделать пусть и в какой-то степени шаблонный, но крепкий и зрелищный фантастический боевик. Уж не знаю, на какие фильмы оглядывался сценарист, но стоит признать, что сюжет выглядит откровенной штампом. Злой гений, повстанцы, уникальное оружие... Все это было на экранах столь часто, что уже не привлекает ни малейшего внимания. Никакой загадки в фильме нет изначально — сразу видно плохих и хороших, сюжет не оставляет шансов на мозговую активность.
А еще меня очень удивило, что фильм о роботах поручили снимать Джонотану Мостоу, который у многих остался в памяти как человек, который провалил третьего ''Терминатора''. Но работа с кибер-сюжетом самому ему, очевидно, понравилась. Но почему же он так бездарно распорядился вверенной ему пусть и не гениальным, но замыслом, из которого можно вылепить хоть что-то съедобное?
Вообще, в памяти всплывает еще и ''Шестой день'' со Шварценеггером — пусть там вместо роботов клоны, но сами сценарные линии имеют определенное сходство.
Об операторской работе говорить совершенно нечего. Совершенно среднестатистические кадры, ни единого интересного ракурса, никакой жанровой стилистики. Саундтрек не запомнился, столь же блекло-серый, как и видеоряд.
Игра актеров — еще один существенный минус. Понятное дело, что суррогаты могут и не быть особо эмоциональными, ибо все же машины, но ведь хоть что-то можно было вложить в игру? И совершенно необязательно было заменять актерство пафосом, которого в избытке. На фоне прочих персонажей работа Уиллиса выглядит почти шедевральной. На деле же — скучно и нудно, но у него удачный фон.
Если честно, я не нашел ни одной причины, по которой стоило бы посмотреть этот фильм. Ни картинки, ни музыки, ни актерской игры, ни операторского искусства... Лишь нереализованный сюжет и Брюс Уиллис, который в очередной раз, вы не поверите, всех спасает.