-Герда, почему мне так холодно?
-Это потому что ты злой, Кай.
-Дура, я потому и злой, что мне так холодно
Да, пожалуй, и хрен с теми, кто в наше время не верит в сказки. Ну, в самом деле, не станет же здоровый дядина за тридцатник ожидать в гости Деда-Мороза. А вот то, что сказки перестали читать – это уже кощунство. Тут уж тот самый тридцатилетний дядина не прав. Ограничиваться такими современными адаптациями как «Белоснежка и семь негров» не стоит. С другой стороны, что бы дало ему прочтение оригинального текста? Ничего, наверное. Нет, это не дело. Надо придумать свои сказки, с преферансом и куртизанками. Сказал так голландский режиссёр Алекс ван Вармердам, да и пошёл издеваться над бедными братьями Гримм. Под прицел сюрвинтовки попали Гензель и Гретель, упокой Господь их души.
Существует расхожее мнение, что сказка для взрослых обязательно должна быть обычным трэшем, заимствующим основные сюжетные элементы выбранных произведений. Stop, остановите это безумие. Вармердам может предложить людям интересующимся низкокалорийный продукт без всякого дикого трэша.
Несмотря на сверхлаконичное оригинальное название, тобишь «Гримм», от самих братьев тут осталось всего ничего. Сюжет сказки старой практически никак не соотносится с сюжетом сказки новой. Даже имена главных героев изменены. Может быть, в голландской транскрипции Гензель и Гретель читаются как Якоб и Мари, или же, что скорее всего, тут как раз выражается желание переписать старую всем известную сказку на новый лад, в современных декорациях. Генз… то есть Якоб и Мари, оставленные в холодном лесу по прихоти своих бедных родителей на этот раз отправляются в Испанию к дяде. По пути им приходится грабить, убивать, заниматься сексом по принуждению, и совершать множество поступков, о которых братья даже не знали.
В творении сюрреалиста Вармердама несмотря на вполне себе современную, не вычурную нарочито историю легко угадываются черты той самой сказки, которую и надо каким-то неведомым образом преподнести теоретическим взрослым. Тут не происходит никакого традиционного бум-бадабума. Все, точнее почти все, события вполне реальны и при большом желании приключений на одно мягкое место осуществимы любым человеком, но в то же время есть и что-то неотфильтрованное реальностью, истинно сказочное. Так какая-то далёкая Испания находится вот за тем мостом, а враги побеждаются пусть и на счёт два, но вполне себе хэппиэндово, и, что не менее важно, без единой капли крови. Невероятно неправдоподобная реальность, которая реальна ничуть не меньше обычного кино.
Объяснить попонятней не получится. Кино бесстыдно иррационально, подобно вилке дьявола. Вроде бы смотришь, вроде бы понимаешь, но ничего не сходится, хоть убей. И это при том, что концентрация сюрреалистического здесь пренебрежительно мала. Ответы написаны прямо на экране, но, к сожалению, на том языке, которого зритель не знает.
Старый и возможно добрый Алекс ван населяет свою новую сказочную вселенную героями её достойными. По-сказочному добры, по-сказочному злы, не всерьёз. Появляются из ниоткуда и уходят в никуда с определённой периодичностью. Кино отсылает к другим почти сказкам нового века: в гостях у Вармердама побывали саспенс Хичкока и декорации из спагетти-вестернов. Локации меняются с умеренно быстрой частотой, в тот же момент одна отсылка сменяется другой. Убаюкивающая европейская неприглядность сочетается с лощёной голливудской идеальностью. При этом периодически они меняются местами.
Скоро дело делается, да не скоро сказка сказывается. Невозможно рассказать эту сказку. Взрослым они и в правду неособо нужны. И если такова сказка для взрослых, то стоит задуматься, что же читают детям.
Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся.
Сказки. И те светлые, почти никогда и не уходящие из памяти воспоминания, что остаются в сердце всякого человека, наверное, до самого конца. Наивные, порой глупые или морализаторские притчи… Именно они всегда идут по жизни вместе с нами, занимая уютный уголок на оборотной стороне фантазии и воображения. Возможно ли исказить подобный мир с его глупыми историями, благородными героями и беспощадными злодеями? Погрузить его с головой в омут реальности и с интересом посмотреть, что из всего этого в конечном итоге выйдет. Конечно можно, и сегодня я расскажу вам об исходе подобного эксперимента.
Якоб и Мари. Брошенные дети и только начало большого приключения. Зима. Жуткий лес и адрес дяди, который живет в Испании и возможно примет под теплое крыло несчастных родственников. Холод и первые зевки старины голода, заставившего их съесть сторожевую собаку фермера. Последствия. Маленький, комфортный домик и сам фермер, который под прицелом старого ружья заставляет Якоба трахать свою толстую жену. После такого эпизода сразу передаешь мысленный привет Алексу ван Вармердаму, сумевшему в очередной раз удивить, шокировать и очаровать зрителя, уже приготовившегося к искромётным мыслям режиссера, чьи фильмы будут пересматривать и через сто лет. Осталось лишь досмотреть фильм до прихода титров… Все будет хорошо. Или нет?
Привычное для Вармердама представление, единение абсурда и иронии над обществом и его отдельными представителями заканчивается примерно через полчаса, когда мрачные леса и города Голландии уходят прочь, освобождая место для солнечной Испании. Современная, сдобренная жестокостью повесть о детях, которые изо всех сил пытаются выжить, рассыпается в руках, становится песком, пьяным собратом неореализма и попросту топчется на месте в ожидании крайне предсказуемого финала. Сказки закончились, а теперь, пожалуйста, взгляните на реальность. Этот фильм… Отнюдь нельзя сказать, что это абсолютный провал, впустую потраченное время и разбитые надежды, но это и не та история, к коей пожелаешь вновь возвратиться через несколько лет, ожидая получить от повторного просмотра хоть что- то важное.
«Новые сказки братьев Гримм» - это простое, понятное кино, которое конечно можно посмотреть, попутно отмечая удачливые моменты проплывающие на экране как тень талантливого человека, сумевшего снять такие фильмы как «Северяне» или «Официант», но в то же время этот фильм не вызывает никакого отзвука в душе и мыслях. Застряв посередине между роуд- муви, сказкой и очередным гротескным, маленьким мирком своего известного творца, это кино в конечном итоге не преподносит ничего особенного. Обыденный продукт жизнедеятельности гения, решившегося на небольшой творческий отдых. Такие вот дела.
Великолепный атмосферный фильм, скрывающий за внешней бессмысленностью сюжета кое-какие важные темы для размышления. Чисто голландский продукт, от подхода к съемке отдельных эпизодов и хаотичной игры актеров до монтажных приемов и размеренного ритма действия. В оранжевой стране умеют снимать такие фильмы и пристроившись к этому ритму (eat to the beat!) вполне можно получить удовольствие.
По стилистике это практически road-movie, странное бесцельное путешествие брата и сестры из Голландии в Испанию, насыщенное многочисленными приключениями и ситуациями на грани риска потери здоровья, девственности и, собственно, жизни...
Халина Рейн и Якоб Дервиг очень хороши в ролях сестры и брата, простоватых голландских деревенщин, которые и в огне не горят, и в воде не тонут, проявляя в нужные моменты необходимую родственную поддержку и понимание.
И еще: фильм очень качественно снят, картинка отличная, видна работа со светом и цветом, оператор явно получил большое удовольствие от съемки некоторых прикольных моментов (эпизод со столом, например), блюзовый саундтрек тоже хорош и на месте... В целом - отличный артхаус для гурманов.
Общая оценка у зрителей здесь, которые решились поставить оценку - '6'. Чувствуется, что это компромисс подобные оценки. Все отзывы, вроде бы положительные, и режиссер столько интересного наговорил, что рвешься найти и посмотреть, и критики вроде бы довольны в своих комментариях и даже ты в начале фильма находишь то, что ожидал - двое в лесу, капкан, наступает ночь, лесничий, через несколько минут небольшое волнение перерастает в смех в одном эпизоде, а потом все медленно начинает затухать.
Я понимаю, что режиссер не мог отойти от вплетенной в сюжет сказочной параллели, но блин надо было это делать веселее и увлекательнее, а получилось что-то типа артхаусной 'Волчьей ямы' на мой взгляд с элементами вестерна. Это все оригинально без сомнений тем более с использованием аллюзий и намеков, но так скучно. Наверное, поэтому зритель находит компромисс в отношении к этому фильму. По-моему, артхаус - это в принципе компромисс...
Жили-были брат Якоб и сестра Мария и любили они друг друга не только платонически. Но вот однажды зимой безработный отец отводит сына и дочь в лес и оставляет там. В куртке Якоб обнаруживает записку, в которой мать рекомендует им отправиться в Испанию к богатому дяде. Затем новоиспеченные Ганс и Гретель находят попавшую в капкан собаку и съедают её.
Но оказывается, что эта собака принадлежала местному фермеру, который в наказание сажает Якоба и Марию под замок. Однако на этом не успокаивается и принуждает пленника ублажать в постели собственную женушку. Не желая оставаться сексуальным рабом дородной нимфоманки, Якоб устраняет не только фермера и его супругу, но и их корову. Так начинается серия случайно-бессмысленных убийств, сопровождающих брата и сестру в их кровавом путешествии на юг Европы.
Якоб и Мари – лишь на первый взгляд традиционные сказочные лузеры - из тех, что всегда выходят сухими из воды. Этим двоим приходится жить в современном мире и потому, всё что с ними происходит, не что иное, как экзистенциальное испытание не на жизнь, а на смерть. Будь-то лесная ферма-тюрьма зловещего импотента, или дом-ловушка обманчиво добродушного испанского мачо, или пустующие декорации городка времен дикого запада, оставленные неизвестно кем…
Очередная чёрная комедия голландца Вармердама, одного из самых необычных европейских режиссеров современности, – это не просто цепочка непредвиденных и запутанных событий на тему мрачных сказок братьев Гримм, но ещё и замысловатый коктейль из жанровой мифологии - роуд-муви и фильмов ужасов, плюс к этому - нелепого юмора, беспросветного насилия, брутального секса и изощренных убийств. Но если вы думаете обнаружить здесь что-то вроде киноантологии, то будете жестоко обмануты: Вармердам отважно прошёлся по касательной жанров, проигнорировав их стереотипы.
Возможно, это будет сильно раздражать, и особенно тех зрителей, что любят чистую форму и незамутненный фокус восприятия. Вармердам плевать на это хотел. Создается ощущение, что он снимал кино спонтанно - без готового сценария и не зная, что будет делать в следующую секунду. Поэтому кажется, что сюжет развивается сам собой, по какой-то своей алогичной структуре. Кроме того, Вармердам нарушает правила и традиции драматургии, игнорируя экспозицию, кульминацию, развязку, а самые важные, вроде бы, вещи вообще не показывает. Короче, для рядового потребителя такое кино - сплошное расстройство.
В отличие от традиционных сказок, в которых есть не только развитие, непременный хэппи-энд и обязательное нравоучение, герои Вармердама, как неприкаянные, будут проходить через всё новые инициации, изменяясь при этом лишь в худшую сторону. Во время путешествия Якобу и Марии придется не раз спасать друг друга от неминуемой смерти, вырывая из рук одержимых насилием маньяков. А в результате они сами превращаются в таких же увлеченных охотников на живых людей, аналогов которым ещё надо поискать.
Своеобразный a la кафкианский юмор режиссера из Нидерландов, проглядывающий сквозь каждый кадр фильма (хотя, может быть, и не так очевидно, как в предыдущих его работах), не дает повода усомниться в оригинальности замысла. Даже отсылка к братьям Гримм здесь весьма условна: так безжалостно обойтись с первоисточником мог только абсолютно самодостаточный автор, к каковым Вармердам (не хватавший звезд с неба), безусловно, относится.
Гротескная пародия Вармердама, не столько пародирующая самих братьев Гримм и их творчество, сколько переносящая квази-сказочный жизненный фон в условия относительно современных реалий, проводя некоторую параллель с тем 'пасторальным' западным кинематографом, где главным предметом является 'частная жизнь', предстоящая в полной изоляции от каких-либо глобальных процессов, а любовные отношения, вкупе с довольно элементарным 'психологизмом', оказываются единственным видом отношений и проявлений личности. Главные герои фильма словно сбегают из привычного им эпического жанра, энергетика которого оживляет привычные замыленные декорации, насыщая их духом приключений и всё вокруг начинает казаться, что ли, 'каким-то странным', как в общем-то это часто у Вармердама и бывает. В следствии чего не удивительно, когда интерлюдия 'роуд-муви' о путешествии негодяев с оттенком детской невинности неожиданно скатывается в карикатурный любовный роман, с не менее показным социально-классовым подтекстом, а запутанный клубок родственно-дружеских семейных отношений то и дело прокатывается у самой границы с чем-то таким провокационным, что постоянно крутится на уме, но не дает внятного повода.
Сочное жанровое и событийное наслоение с достаточно тонким подтекстом, весьма размытыми реалиями и прыгающим сюжетом, в чем собственно и выражается апелляция режиссера к такой устоявшейся форме как 'сказка', со всеми его переплетениями правд и неправд, лжи и намеков. А глядя со стороны не покидает ощущение что всё это рассказанная кем-то и когда-то история, в представлении разыгравшегося живого воображения.
forest oh forest protect me
in your giving arms
lure me into majesty
with your humbling charm
Вармердам до судорог в зубах презирает миры, где действуют хоть какие-нибудь законы логики. Его, Вармердамовская, Вселенная склеена из кое-как скляпанных эскизов, обрывков иных галактик, где видишь жизнь совсем с другой стороны, вверх тормашками. И если у вас достаточно фантазии, чтобы представить зеленого кита, танцующего джигу-дрыгу в обнимку с рогатой русалкой, то вы вполне в состоянии осознать всю неординарность сказок от маэстро. Правильнее будет сказать даже не 'неординарность', а сферически наивная идиотичность. Милейшей тупорылости сказочка, изобличающая совсем не пороки общества и уж точно не поющая реквием морали и сопереживанию ближнему своему, но скорее дающая почву для размышления: что за перестройки происходят в мире, отчего человеки не могут сосуществовать нормально и извращаются всеми невозможными способами, погружаясь с головой в грязь бытия.
На этот раз детки Вармердама, Якоб и Мария, не представляют для зрителя загадку, их характеры просты, а черепные коробки девственно пусты, хотя дитятки давно уж порядочно вымахали и, по идее, должны отличать хорошее от плохого. Но им придется всему учиться методом проб и ошибок, наталкиваясь исключительно на не очень хороших представителей собственного вида. Каждый новый шаг брата и сестры во взрослую жизнь - аллюзия на какую-нибудь сказку (а на какую, вы вполне можете придумать сами, ничего при том не потеряв). Только в этих сказках нет привычной и понятной с детства схемы: есть коварный злодей, злобный в меру, дабы не напугать ребенка до чертиков, есть главные герои, чьи отвага и достоинство вполне заслуживают восхищения, есть начало, завязка, основное действие, кульминация и хэппи-энд с последующей мастерски выведенной моралью, элементарной для восприятия. Есть ли в Вармердамовской ленте сюжет? Нет, это просто бесконечная одиссея двух неразумных котяток по большой картонной коробке под названием Мир. Большинство их приключений можно безболезненно переставить местами, и ничего не изменится, ибо хронологический порядок не так уж важен. Познают ли они вначале сексуальное насилие, а потом уж человеческие двуличность и жестокость или наоборот - создателю все равно. Ему важно, чтобы его дети пришли к финальной черте сколько-нибудь мудрыми и сделали вывод, что ныкались по миру не зря.
Моя трагедия комедий балаганных смешней - старается донести Вармердам, примешивая к общей нелепости нездоровую долю абсурда. Занятно, что в этой атомосфере абсурда в итоге чувствуешь себя вполне комфортно, доходя мыслями до того, что, наверное, теперь сможешь и в Кафку врубиться с его обрывочными воспоминаниями и стенаниями. В конце концов, главное, что следует помнить - воспринимать подобные картины необходимо в состоянии максимальной расслабленности, будучи похожим на переваренный овощ; в противном случае такое вот кино напрочь угробит ваши логику и фантазию, оставив в тотальном замешательстве.
'Новые сказки братьев Гримм' похожи на колыбельную человечеству и изобретенным им же моралям, его гниющей системе и давно уж сломавшемуся механизму принципов и убеждений. Колыбельную, сдобренную светлыми, размывчатами, едва ли не акварельными пейзажами и тихим, наивным лепетом главных героев, которые проходят месте с зрителем через основной сгусток грязи Вселенной. Вместо пряничного домика и коварной голодной ведьмы - похотливая до секса жирная и страшная барышня, которой давно и необратимо за сорок, вместо отзывчивых, добрых покровителей - маньяки, подыскивающие органы для своей родственницы. Нет ни любви, ни волшебства, ни искренности, ни понимания. Нет сюрпризов и нет той феи, которая в самый ответственный момент протянет палочку-выручалочку. Впрочем, нет и морали. Попробуйте сделать вывод и он выйдет не менее абсурдным и нелепым, чем вся лента. Ощущение недосказанности, непродуманности так и будет преследовать зрителя, никуда не денется, нигде не исчезнет, а история в итоге погаснет едва слышимым зву...
Безумно прекрасный фильм. Непредсказуемый и яркий. Сначала всё очень банально отец, который ненавидит своих детей. Море проблем и казалось бы, сладкая жизнь, но что-то тут не так.
Игра актёров отличная, Халина Рейн неординарная актриса даже в простых, на первый взгляд, сценах в ней есть своя загадка.
Фильм не для всех, это точно. Но за 15 минут просмотра я влюбилась в этот фильм. Юмор тоже своеобразный, в некоторые моменты я готова была даже плакать, хоть смешно, но безумно мрачно и сочувствие всё больше и больше растет. Главный вопрос который не дает мне покоя это то, почему они так и не связались с родителями.
Если бы была более высшая шкала оценок, то я бы поставила намного больше
Такое странноватое, но довольно приятное на ощупь глаз кино. Специфическое, необычное, я бы сказал не стандартное представление о том, чтобы произошло с героями братьев Гримм, попади они в наше время. Смотрится всё довольно приятно, и определённо не на каждого зрителя. Это не семейный, не развлекательный фильм. Это так называемое «Другое кино» к которому нужно подойти серьёзно, и попробовать оценить со стороны, не обращая на другие фильмы.
Мне если честно, фильм понравился. Где ещё можно увидеть как Якоба с пистолетом, Мари, пытающуюся заработать деньги древнейшей профессией, и кидающую случайную женщину на одежду, и злую колдунью в виде врача хирурга? Помоему нигде кроме как здесь. Я очень смеялся с некоторых моментов, и честно говоря, не заметил какой-то скуки, хотя наверное смотрел его просто в располагающем настроении. Фильм не является тяжёлым, откровенным, или сложным в понимание. В некоторых моментах, он даже становится развлекательным, и в полнее для всех, но спустя ещё несколько минут, и приходит понимание, что всё-таки фильм на любителя.
Мне нравится подобное кино, я как-то привык наверное к нему, и научился получать удовольствие. Конечно неким ярким событием оно для меня не стало, но приятным просмотром, я назвать могу без всякого сомнения. Это весело, забавно, глупо, пугающе, неприятно, и снова весело, забавно, глупо… Герои симпатичны и довольно хороши в исполнении. История вполне захватывающая, режиссура хороша.
Я привык приводить диалоги из фильмов, для более полного понимания, о чём вообще идёт речь. Вот один из них. Когда брат с сестрой приезжают к своему дяде в Испанию, они подходят к дому в котором он живёт и заводят разговор у людей стоящих на балконе:
- Где наш дядя Ромеро??
- Ваш дядя Ромеро, умер год назад. Несчастный случай.
- Ну как???
- Он был придурком…
И люди с балкона, муж и жена, уходят в свою комнату. Судя по всему, в этом доме живут одни придурки.) В общем, фильм интересный, и никого не слушайте, просто посмотрите. Но напоминаю, это не развлекательное кино. Это кино где нужно подумать, присмотреться, послушать. Это смешное не обычное кино.
Сказку не читал и ранее не смотрел, но по описанию фильм показался весьма необыкновенен, на деле оказалось всё весьма иначе, плачевно.
Начало фильма было весьма зрелищное, но на большее видимо режиссёра не хватило. Сцены острые и дальше конечно есть, на этом и держится, пожалуй, весь фильм, от экшна к экшну и это трудно назвать артхаузом, о комедии молчу подавно. Скучно. Актёры пусты.