К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

forest oh forest protect me
in your giving arms
lure me into majesty
with your humbling charm


Вармердам до судорог в зубах презирает миры, где действуют хоть какие-нибудь законы логики. Его, Вармердамовская, Вселенная склеена из кое-как скляпанных эскизов, обрывков иных галактик, где видишь жизнь совсем с другой стороны, вверх тормашками. И если у вас достаточно фантазии, чтобы представить зеленого кита, танцующего джигу-дрыгу в обнимку с рогатой русалкой, то вы вполне в состоянии осознать всю неординарность сказок от маэстро. Правильнее будет сказать даже не 'неординарность', а сферически наивная идиотичность. Милейшей тупорылости сказочка, изобличающая совсем не пороки общества и уж точно не поющая реквием морали и сопереживанию ближнему своему, но скорее дающая почву для размышления: что за перестройки происходят в мире, отчего человеки не могут сосуществовать нормально и извращаются всеми невозможными способами, погружаясь с головой в грязь бытия.

На этот раз детки Вармердама, Якоб и Мария, не представляют для зрителя загадку, их характеры просты, а черепные коробки девственно пусты, хотя дитятки давно уж порядочно вымахали и, по идее, должны отличать хорошее от плохого. Но им придется всему учиться методом проб и ошибок, наталкиваясь исключительно на не очень хороших представителей собственного вида. Каждый новый шаг брата и сестры во взрослую жизнь - аллюзия на какую-нибудь сказку (а на какую, вы вполне можете придумать сами, ничего при том не потеряв). Только в этих сказках нет привычной и понятной с детства схемы: есть коварный злодей, злобный в меру, дабы не напугать ребенка до чертиков, есть главные герои, чьи отвага и достоинство вполне заслуживают восхищения, есть начало, завязка, основное действие, кульминация и хэппи-энд с последующей мастерски выведенной моралью, элементарной для восприятия. Есть ли в Вармердамовской ленте сюжет? Нет, это просто бесконечная одиссея двух неразумных котяток по большой картонной коробке под названием Мир. Большинство их приключений можно безболезненно переставить местами, и ничего не изменится, ибо хронологический порядок не так уж важен. Познают ли они вначале сексуальное насилие, а потом уж человеческие двуличность и жестокость или наоборот - создателю все равно. Ему важно, чтобы его дети пришли к финальной черте сколько-нибудь мудрыми и сделали вывод, что ныкались по миру не зря.

Моя трагедия комедий балаганных смешней - старается донести Вармердам, примешивая к общей нелепости нездоровую долю абсурда. Занятно, что в этой атомосфере абсурда в итоге чувствуешь себя вполне комфортно, доходя мыслями до того, что, наверное, теперь сможешь и в Кафку врубиться с его обрывочными воспоминаниями и стенаниями. В конце концов, главное, что следует помнить - воспринимать подобные картины необходимо в состоянии максимальной расслабленности, будучи похожим на переваренный овощ; в противном случае такое вот кино напрочь угробит ваши логику и фантазию, оставив в тотальном замешательстве.

'Новые сказки братьев Гримм' похожи на колыбельную человечеству и изобретенным им же моралям, его гниющей системе и давно уж сломавшемуся механизму принципов и убеждений. Колыбельную, сдобренную светлыми, размывчатами, едва ли не акварельными пейзажами и тихим, наивным лепетом главных героев, которые проходят месте с зрителем через основной сгусток грязи Вселенной. Вместо пряничного домика и коварной голодной ведьмы - похотливая до секса жирная и страшная барышня, которой давно и необратимо за сорок, вместо отзывчивых, добрых покровителей - маньяки, подыскивающие органы для своей родственницы. Нет ни любви, ни волшебства, ни искренности, ни понимания. Нет сюрпризов и нет той феи, которая в самый ответственный момент протянет палочку-выручалочку. Впрочем, нет и морали. Попробуйте сделать вывод и он выйдет не менее абсурдным и нелепым, чем вся лента. Ощущение недосказанности, непродуманности так и будет преследовать зрителя, никуда не денется, нигде не исчезнет, а история в итоге погаснет едва слышимым зву...

26 октября 2012 | 11:50
  • тип рецензии:

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся.

Сказки. И те светлые, почти никогда и не уходящие из памяти воспоминания, что остаются в сердце всякого человека, наверное, до самого конца. Наивные, порой глупые или морализаторские притчи… Именно они всегда идут по жизни вместе с нами, занимая уютный уголок на оборотной стороне фантазии и воображения. Возможно ли исказить подобный мир с его глупыми историями, благородными героями и беспощадными злодеями? Погрузить его с головой в омут реальности и с интересом посмотреть, что из всего этого в конечном итоге выйдет. Конечно можно, и сегодня я расскажу вам об исходе подобного эксперимента.

Якоб и Мари. Брошенные дети и только начало большого приключения. Зима. Жуткий лес и адрес дяди, который живет в Испании и возможно примет под теплое крыло несчастных родственников. Холод и первые зевки старины голода, заставившего их съесть сторожевую собаку фермера. Последствия. Маленький, комфортный домик и сам фермер, который под прицелом старого ружья заставляет Якоба трахать свою толстую жену. После такого эпизода сразу передаешь мысленный привет Алексу ван Вармердаму, сумевшему в очередной раз удивить, шокировать и очаровать зрителя, уже приготовившегося к искромётным мыслям режиссера, чьи фильмы будут пересматривать и через сто лет. Осталось лишь досмотреть фильм до прихода титров… Все будет хорошо. Или нет?

Привычное для Вармердама представление, единение абсурда и иронии над обществом и его отдельными представителями заканчивается примерно через полчаса, когда мрачные леса и города Голландии уходят прочь, освобождая место для солнечной Испании. Современная, сдобренная жестокостью повесть о детях, которые изо всех сил пытаются выжить, рассыпается в руках, становится песком, пьяным собратом неореализма и попросту топчется на месте в ожидании крайне предсказуемого финала. Сказки закончились, а теперь, пожалуйста, взгляните на реальность. Этот фильм… Отнюдь нельзя сказать, что это абсолютный провал, впустую потраченное время и разбитые надежды, но это и не та история, к коей пожелаешь вновь возвратиться через несколько лет, ожидая получить от повторного просмотра хоть что- то важное.

«Новые сказки братьев Гримм» - это простое, понятное кино, которое конечно можно посмотреть, попутно отмечая удачливые моменты проплывающие на экране как тень талантливого человека, сумевшего снять такие фильмы как «Северяне» или «Официант», но в то же время этот фильм не вызывает никакого отзвука в душе и мыслях. Застряв посередине между роуд- муви, сказкой и очередным гротескным, маленьким мирком своего известного творца, это кино в конечном итоге не преподносит ничего особенного. Обыденный продукт жизнедеятельности гения, решившегося на небольшой творческий отдых. Такие вот дела.

10 октября 2012 | 20:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: