Фильм Марины де Ван вполне мог бы продолжить знаменитую серию некоммуникабельности Антониони, мог бы оказаться одним из перфомансов Марины Абрамович или выступить запредельным коктейлем из 'Видеодрома' Кроненберга и 'Пианистки' Ханекэ, но на самом деле Марина де Ван совершила акт чистой экзистенции, выйдя 'за пределы' собственной депрессии в духе Ларса фон Триера.
Я поставил 9 из 10 только потому, что собственный стиль 'де Ван' еще не сформирован, кадр может напоминать обычный трэшевый хоррор, но 'за кадром' уже стоит мастер. Хотя я не исключаю, что эта гениальность - просто последствие автобиографичности прожитого сюжета, ведь не просто так Марина де Ван выступила не только режиссером, но и сыграла главную роль.
Эстер - типичный клерк, чей кабинет находится между стопками бумаг около архива, пытается жить, создавая аналитические отчеты для ювелирной компании. Исходя из критериев современного социума, она довольна успешна: стремительно продвигается по службе (в отличии от подруги), у нее есть бойфренд и вот-вот должна была появиться квартира в ипотеку. Казалось бы, чего еще надо /sarcasm/? Но Эстер отошла чуть в сторону от 'вечеринки' и неожиданно обнаружила, что она не есть тело! Это открытие не только очень ее озадачило, но и не позволило ей вернуться к прежней жизни 'трупов'.
Должно быть это очень страшно - осознать, что умер не ты, а умерли все вокруг и может быть ты тоже давно уже труп, но еще как-то рефлексируешь. Чтобы убедиться в собственном существовании Эстер идет на крайние меры, которые могут покоробить чувствительного зрителя. Однако, если зритель является лишь телом, то кого волнуют его чувства? Только хирурга, который ухмыльнувшись спросит: 'Вы уверены, что это ваша нога?'
Чтобы доказать себе, что мы живы, мы выкладываем фотографии в соцсети, считаем достижением приобретение квартиры в ипотеку и превращаем свое тело в кусочек гнили размером с кредитную карту, занимаясь идиотскими вопросами в угоду бездушным корпорациям. 'Моя работа сносная, но утомительная - большой обьем за короткие сроки!'.
Эстер умудряется найти в себе слезы (как известно, это верный признак жизни), хотя уже и не может вспомнить 'свой код', но может быть кто-то еще успеет поймать в этом фильме тайный знак и спасти свое 'Я' от формалиновой ванны.
Редкий случай, когда проблема селфдеструкции (self-harm) затронута в кинематографе именно с философской точки зрения, а не в слэш жанре. Между тем, это совершенно не надуманная история и в этом можно легко убедиться (google it). Мы давно лишены какого-то смысла в жизни и особенно чувствительные люди начинают 'разбирать себя', как дети разбирают игрушку, чтобы узнать из чего она состоит и как работает. Обычно это происходит, когда взрослых нет рядом, а их давно рядом нет.
Фильмы ужасов - редкое явление в мире 'другого кино'. Их можно пересчитать по пальцам, если не путать ужастик и трэш, и все они обращены не вовне, а внутрь человека. Пока американцы ищут зло в иракских террористах, маленьких девочках, и брутальных маньяках вроде Фредди Крюгера, авторы от мира высокого искусства давно осознали, что корни зла в душе человека, и нет ничего страшнее, чем деформированная психика. Последствия этой деформации исследует в своем дебютном фильме Марина де Ван.
Ранее готичная француженка засветилась как актриса и сценаристка Франсуа Озона, а потом выдала 'В моей коже', громко и бескомпромиссно о себе заявив. Она не только режиссер картины, но и сценарист, и главная героиня. В одном из интервью Марина де Ван сказала больше - что она отождествляет себя с ней.
Эстер - красивая, 30-летняя женщина клерк со стабильным доходом и симпатичным парнем. С самого начала в ее глазах присутствует нечто безумное, грозившее когда-либо прорваться. Все начинается с глубокого пореза, прорыва. Эстер замечает, что ее нога порвана в клочья лишь спустя три часа, 'такого в медицинской практике не было'. Весь фильм - перфоманс главной героини, вскрывающей свою плоть консервными банками, изучающую кровоподтеки и наслаждающуюся ими как каннибал. Шматы кожи она носит в бумажнике, с наслаждение поедает свои руки, и, глядя на сочные куски мяса, не может удержаться от того, чтобы прямо не всадить себе нож в бедро. Ни смысла, ни логики, лишь самопознание, или если хотите самолюбие в крайне запущенной фазе.
Венсан, ее парень, увы, помочь ей ничем не может. Он даже особо не старается разобраться в том, что происходит с Эстер, всего лишь не может видеть изуродованные ноги. И вообще, весь остальной сюжет - фон для сцены самопоедания, граничащего с сексуальным наслаждением. Ее тело словно не принадлежит ей, в какой-то момент даже сомневаешься, что она испытывает боль.
Да и сама Эстер, будучи на грани психоза, сомневается ее ли это нога, после шутки врача-травматолога. Когда в ресторане психоз переходит грань, аллегория чужого тела достигает апогея, рука, отделенная от тела лежит на столе. И тогда она сама, как с любовником, идет в мотель, где с собой, незнакомкой, наслаждается эротическим десертом - собственной кровью.
Финал остался открытым. Сожрет ли Эстер сама себя, или еще много чего хорошего совершит в жизни, так ли это важно? Она смогла постичь свою самую темную сторону, что предоставляется не каждому из нас, изучила себя буквально изнутри, опустошилась, и захотела законсервировать хотя бы кусочек кожи.
Французы, начиная с 1990-х годов, делают фильмы, построенные на жестокости во всех ее проявлениях. Интересно было бы почитать о причинах этого культурного феномена. Есть много умных критиков, пишущих о современном французском кино, но никто из них не пытался осмыслить эту тему. По-видимому, она слишком трудная. Но я попробую. Французы - люди эмоциональные, но поверхностные. Если вспомнить классическую французскую литературу, мы не найдем ни одного по-настоящему глубокого писателя, за исключением Бальзака (должны же быть исключения, которые только подтверждают правило). Вся французская литература - это сплошные приколы и веселье (Рабле) или чисто внешний лоск (Стендаль) или натурализм (Флобер, Золя). Никаких глубоких выводов, никаких Толстых и Достоевских. Вот и кино у них такое же (вспомним французские комедии). И, словно бы злясь на самих себя за то, что их менталитет не позволяет им сделать что-то глубокое и на века, французские режиссеры сегодня выплескивают свою неудовлетворенность в фильмах, бьющих исключительно на внешний эффект. Горячий французский темперамент в сочетании с отсутствием способности глубоко мыслить приводит к злобным эпатажным картинам. А природное чувство стиля придает их фильмам эстетическую ценность, которую неопытный зритель может ошибочно принять за глубину. А дальше уже в дело вступает чисто соревновательный дартаньянский инстинкт. Матье Кассовиц ставит 'Ненависть' (может быть, один из немногих современных французских фильмов, где есть искреннее чувство), и Гаспар Ноэ думает: ха, да я гадом буду, если не сделаю круче - и ставит 'Один против всех', а потом еще круче - 'Необратимость'. Другие молодые французские режиссеры, считающие себя непризнанными гениями, по дартаньянски воспринимают успех Ноэ как личное оскорбление, и понеслось: 'Романс', 'В моей коже', 'Что ни день, то неприятности', 'Доберман', 'Реквием', 'Кровавая жатва', 'Мученицы' и т. д, и т.п. Просто по-другому у них хорошее кино не получается, иначе отсутствие глубины будет слишком хорошо видно. Соответственно, они это отсутствие прикрывают своим кровавым темпераментом. Поэтому, кстати, французы и бастуют постоянно - некуда девать либидо.
Фильм «В моей коже» тоже из этой серии, но он, к сожалению, многого не стоит. Наверное, потому, что снимала женщина. Мужского бешеного темперамента не хватает. Марина де Ван, кстати, писала сценарии к каким-то фильмам Озона. Но ее дебют как режиссера довольно глупый. Такое впечатление, что этот фильм снял ребенок, который хотел впечатлить взрослых, исходя их своих детских представлений о шоке. Многие из нас в детстве играли в «войнушку» и даже в убийства и пытки, потому что, будучи детьми, не представляли себе, что убийства и пытки – это не игрушка. Вот и у французов в кино к убийствам и пыткам такое же несерьезное и безответственное отношение, потому что они люди неглубокие – как дети.
Короче, эта картина вобрала в себя все минусы французского артхауса. Чисто визуально она тоже ничего особенного из себя не представляет. Лично я разочаровался. Тем, кто любит французское авторское кино, наверное, можно рекомендовать этот фильм как курьез. Или просто для галочки посмотреть. Те же, кто ждет что-то типа Ноэ или как там зовут французских режиссеров, снимающих кровавые ужастики, скорее всего, разочаруются.
Эстер – перспективная и замужняя молодая женщина, работающая в пиар-компании, планирующая переход на более перспективную должность и переезд к мужу в квартиру. Однажды на одной вечеринке Эстер умудрилась забраться в развалины мусора за домом, где прямиком сильно поранила ногу. Аномалия в том, что она этого даже не заметила. Ну мало ли, шок. Рану залатали. Но вот, первый тревожный звоночек быстро аукнулся для Эстер неконтролируемой противоестественной тягой к боли.
Марина Де Ван – талантливая французская актриса и частый соавтор фильмов Франсуа Озона, которая, тем не менее, больше реализовалась как режиссёр собственных загадочных картин «Не оглядывайся» и, да, «В моей коже» - довольно бесхитростной, но психологически надламывающей страшилки, про то как героиня фильма потихоньку открывает для себя все прелести самоистязания. Несмотря на подчёркнутую артхаусную отстранённость (пугать страшной музыкой и нагнетать драматизму никто тут не собирается), таинственность происходящего придаёт данному зрелищу большую долю изводящей экстремальности, и как наяву вызывает нехорошие для желудка ассоциации с драмой Брайана Юзны «Возвращение живых мертвецов 3». Тем не менее, перед носом также маячит и постоянная проблема Марины – сырость и недоработанность постановки, где многозначительность намеревается в очередной раз заменить какой-то чёткий посыл или объяснение всей этой больной чертовщине. Хотелось бы верить, что мотивом при создании данного фильма была не только тяга режиссёра к исследованию пределов человеческой бесчувственности (вот он возможно и синоним) но и что-то большее. Хотя уже замечено, что это новая такая спасительная веточка для французских постановщиков, реализовывать свои далёкие философские идеи на насильственной почве. Ну, без базара, вышедшую на год раньше каннибальскую мелодраму Клер Дени «Что ни день, то неприятности» картина Марины де Ван легко уделывает. Непередаваемые эмоции вызывает сцена, где ведутся долгие деловые разговоры про особенности стран, когда в тот же момент Эстер под столом кромсает себе руку ножом. Как тут и за тем, и за другим уследить? И тем не менее, без чёткого месседжа не хочется просто так раздавать авансы тараканам в голове.
Может быть и есть в нем какой-то смысл, но, на мой взгляд, Эстер - вполне успешная во всех смыслах женщина, каждый живет в силу своих возможностей, принципов и желаний... Она смогла ужиться на новом месте работы, друг тоже преуспел на работе, ее любит и заботится о ней, сопереживает. Все есть! Что еще надо? Да, жизнь не справедлива иногда, но бывает всякое, и черная полоса, и белая, но уж сходить с ума из-за этого... бессмысленно.
А уж если этот фильм именно снят в такой форме, что зритель должен сам понять почему это с ней происходит - то это совсем уж так ничего не понять! И изначально становится не интересно - потому что ничего не понятно! Фильм зритель смотрит для того, чтобы смотреть и наслаждаться что-то кто-то придумал такой замечательный сюжет, а не для того чтобы ты сел смотреть кино, а тут еще надо думать так про что же он? А может тут великий смысл? А может она просто с ума сошла? А может это просто что-то не досняли или забыли концовку вставить? В общем, НЕТ.
Фильм явно не ужасы, ни триллер - скукота на протяжении всего фильма.
После просмотра недавно вышедшего 'Не оглядывайся' я решила познакомиться с другими картинами Марины де Ван и выбрала, конечно же, самую известную. Что ж, могу сказать, что 'В моей коже' однозначно куда более удачная работа режиссера.
Стоит отметить, что Марина показала себя великолепной актрисой. В отличие от вышеназванного, это кино держало в напряжении до самого финала. Переживания героини просто-таки проникали внутрь и не давали покоя.
Крайне удивлена тем, что многие не нашли (или не пытались искать) в фильме смысл. Безусловно, кино очень многогранное, и, как любое современное произведение, может читаться совершенно по-разному. Я хочу рассказать лишь об одной - самой, на мой взгляд, очевидной интерпретации.
Эстер - обычная жительница шумного мегаполиса, карьеристка, сильная свободная женщина. Таких уважают в обществе, на них возлагают большие надежды и ответственные работы. Но тем больше с них и спрашивают. Дашь слабину - пойдешь на дно. При этом, к тебе относятся лишь как к винтику системы. У тебя нет души, нет чувств, нет себя. Делай работу, сиди смирно, говори правильно. В какой-то момент многие ломаются.
То самое пожирание себя, которым так упивается Эстер, - это метафора возвращения к своему Я, самопознание. Это человек, который пришел к тому, к чему стремился, и вдруг начинает мучительно страдать вопросом 'А действительно ли это то, чего я хочу?'. Нужна ли мне эта суета, эти чопорные люди вокруг, этот кабинет, заваленный бумагами?...
Последние кадры фильма и глаза героини - это и есть тот немой вопрос. Как будто стоишь перед самым большим препятствием в жизни: вперед идти уже нет сил, а повернуть обратно - значит, разрушить все то, что строилось все эти годы.
В интервью Игорю Михайлову режиссер этого фильма Марина да Ван признается, точнее, Михайлов просто своими вопросами открывает все это, итак, признается во многих интересных мыслях, некоторые из которых хороши, какие-то говорят о том, что режиссер не всегда понимал, что несет конкретный эпизод, не всегда понимал саму героиню.
Объясняется это многим – и тем, что это режиссерский дебют, и тем, что фильм философски не проработан, а эта тема самая важная в нем, и тем, что саму героиню следовало изучить внимательнее. Так что советую ознакомиться с высказываниями самой Марины де Ван и с мнением критиков, в том числе и наших. Это поможет более полно все представить и составить свой взгляд, потому как здесь не все так просто, как пишут восхищаясь и критики, и зритель.
Фильм хорош идеей и подачей материала. Идея в том, что женщина разделяет себя по тем или иным причинам, в которые не будем вдаваться, свое тело индивидуальное и социальное. Но знаете, это все поверхность, дабы завязать на чем-то саму суть героини. То есть специально создана плоскость социальной жизни героини, в которой присутствует гонка за более высоким статусом, слабеющие попытки не дать развалиться отношением с любовником Венсаном, и прочая ерунда, вокруг которой и строится фильм.
Ерунда в том смысле, что это все инструменты обычные, воздух вокруг, чтобы фильм не выглядел пустым. Хотя важность этой атмосферы искусственности и корпоративности современной жизни, в том, что из этой темы автор черпает главное – поведение героини, которая и начинает изучение своего чужого тела с того, что для начала вскрывает полученный на ноге глубокий порез. Что интересно, как объяснял сам режиссер, у главной героини Эстер все это назревало, нагнеталось и логическим продолжением стало вот такое развитие – поедание тела. Причем, завязка сделана настолько быстро и без особой важности, что к ней никак не придраться.
Зачем пошла Эстер в сад, где и порезалась? Темнота привлекла, любопытная просто. И вправду, не пошла бы в сад, в другом месте порезалась бы. Неважно, просто милая завязка.
И вот самое интересное. Ведь разговор идет в первую очередь не о противопоставлении Эстер себя обществу, в котором она живет, в фильме вы не найдете никакого противопоставления, только столкновение тела физического и социального, не более. А это нужно только для погружения в саму героиню.
Фильм этот в широком философском плане – познание себя. И если для Эстер это познание на психическом уровне – она не знает куда все идет в ее увлечении поедания себя, она разрывается между тем новым физическим, психоэмоциональным ощущением тела и своей принадлежностью к обществу, то для зрителя подобные преобразования с героиней становятся для кого визуально шоком, для кого обычными игрушками, для кого-то чем-то иным.
Интересно, что все сцены с причинением себе увечий, с отрезанием, с кровью показаны очень деликатно и, как заметил сам режиссер «И, когда моя героиня себя ранит, та нежность и мягкость, которую она в это вкладывает, не дает зрителю сразу вообразить, что она себя режет. », что меня лично очень порадовало, значит не бездумно снимала, – дальние планы, прикосновение ножом к коже порою столь нежное, но при этом настоящее, все с такой эстетикой.
Но самое неприятное, что фильм обрывает зрителя, его чувства, надежды, предположения. Вызвано это тем, что непонятно куда движется героиня, куда она себя утягивает, поэтому в концовке фильма никакого катарсиса, никакого вывода, никаких надежд. Это как раз то, что не позволяет фильму быть классным. Это всего лишь попытка выразить собственные ощущения мира в кино, попытка хорошая, но кино, если внутри по нему побродить, окажется во многом неполноценным как раз по тем причинам, которые я в начале указывал.
Марина де Ван сама призналась, что ассоциирует себя с героиней, а как иначе, и что она хотела поднять вопрос восприятия тела, в котором мы находимся, и ощущение которого теряем. И так как осознание психологии героини прошло не полностью, то и итог оказался не впечатляющим, не философским, а больше болезненным, патологическим.
И еще пара заметок. Есть направление в кино, которое занимается изучением подобного отношения к телу, как к материи. Возможно, и не только оно этим занимается. Некрореализм показывает тело как оболочку и, соответственно, если из этого исходить, то с ним можно в художественном плане в кино и в физическом в жизни делать все, что угодно. Что отчасти и делает Эстер. И, кроме этого, вспомните примеры из жизни не столь далекие, когда у кого-то была ранка и она подсыхала, всегда хотелось ее надорвать, оторвать кусочек. Наверное, сталкивались с подобным. Я к тому, что все это объяснимо, кино лишь помогает мозгу встрястись. Продолжаем изучать себя…
«Тело обычно показывают как предмет желания или как социальный объект, испытывающий на себе диктаты моды, поведения, секса и культуры. Я же решила подойти к этой теме как можно более просто: тело как материя'
Из интервью с Мариной Де Ван.
Фильм «В моей коже» участник международных кинофестивалей в Москве, Сан-Себастьяне, Нью-Йорке, Оттаве, Гонконге, Сан-Франциско снятый негласной ученицей Франсуа Озона Мариной Де Ван, с собой же в главной роли, мог бы стать пошлейшей историей «одного безумия», если бы не его социальный, местами, то и дело выпирающий подтекст. Сыграв роль суицидальной дочери буржуазных родителей в озоновском «Крысятнике» (1998 года), и написав с ним в соавторстве сценарий для лент «Пол песком» и «8 женщин», Де Ван-актриса и сценарист, дебютирует как режиссёр полнометражного художественного фильма «В моей коже». Название, и сюжет которого, явно навеяны картинами провокатора нового французского кино.
Главная героиня фильма Эстер - частица современного общества, состоящего из разного рода офисных служащих, лишенных какой-либо самоидентификации. Общества грезящего о новых международных проектах, новых креслах в таких же новых кабинетах. Вожделенно мечтающего о новых и, непременно, международных контрактах, призовых «бонусах», профессиональных достижениях и продвижению по службе. Эстер неосознанно приходит к пониманию неизбежной моральной деградации всего того, что её окружает. Она застревает на полпути, ведущего к этому разрушению, начиная замечать, что её каждодневная реальность оказывается подменённой, на мир уценённого счастья, чья актуальность зависит от котировки акций и продаваемости, рекламируемого ей продукта. Случайно серьёзно поранив ногу в парке, на остатках строительного мусора, и сразу этого не заметив, героиня Марины Де Ван претерпевает странные, непонятные даже ей метаморфозы. «Самоедство» Эстер вырывает её на какое-то время из «корпоративного рая», где зависть и скрываемая под дружеским партнерством и благодушием перемежаается с желанием «подсидеть» и вылезти вперёд.
Эстер стандартный представитель своей среды. У неё есть муж Венсан (Лоран Люка, сыгравший странного конструктора-изобретателя в «Лемминге» и друга героя Депардье - младшего в «Поле Х»), такой же «карьерист» как и все сотрудники офиса его жены.
Эстер учувствуете в разработке проекте, «исследование роскоши», ищет новую квартиру, и перед тем как поехать её смотреть она, предлагает Венсану взять измерительную рулетку, так как по её словам указаны в картотеки жилья «планы могут быть неточными». И на фоне всего этого она по кусочкам возвращает себе собственное «я», зубами вырывая себя из лабиринтов социума с пиар-технологиями и банкоматами, забывая коды своих кредитных карт и даже ночью не снимая наручных часов. Сознание героини раздваивается, буквально разделяя экран на две обособленные картинки, открывающие неприукрашенную ничем правду. «Ты во всём ищешь смысл», - говорит она Венсану, прекращая сама видеть таковой во всем, что она делает.
Современный мегаполис, живущий рекламой, корпоративными ужинами, новостями урывками слышимыми из приёмников автомобилей по дороге на роботу рождает желание «дышать дымом» (в случае героини Де Ван совсем другим) и как у финчеровского Джека, это желание порождено системой.
Весьма и весьма жутковатый фильм, специфическая вещь. Идея фильма оригинальная, фильм сложный и сильный, в котором передаются зрителю лишь боль и страдания Эстер.
Не совсем понятно, зачем она вышла ночью в потемках на улицу и что она там забыла? Также не очень понятно как можно было порезать ногу до кости и ничего не почувствовать, и почему она не легла в больницу или не записалась к врачу? Для чего сымитировала аварию? Также не совсем понятно сознательно или несознательно она это делала.
По-сути она сама себе на ровном месте поломала жизнь, и объяснение этому я вижу только одно, что она просто психически не здорова. Такое чувство что она болью подавляла обыденность большого мегаполиса.
Зрелище явно не для слабонервных. Смотреть, как она себя режет всячески, а затем вгрызается в собственную руку и ест ее… да еще это показано так естественно и реалистично. На такое смотреть весьма непросто.
Фильм «В моей коже» сложно назвать лёгким для понимания. Кровавых сцен самоистязания и невероятного насилия над собой просто в изобилии.
Странная «любовь» к собственной коже возникает у главной героини, побуждая её сначала резаться, а потом просто срезать куски кожи с себя. Не совсем ясно, то ли героиня испытывает наслаждение от этой боли, то ли попросту её не ощущает.
Такое ощущение, что Марина де Ван, режиссер и главная актриса в одном лице, выместила свои латентные мазохистские наклонности на экране или же просто в попытке создать арт-хаусное глубокое кино свернула не в ту степь.
Конечно отталкивающая в чём-то внешность главной героини и является плюсом для фильма, показывая не кучку моделей, а вроде бы и реальных людей, но в сочетании со всей той «кровавой оргией для одного», фильм больше смахивает на очень плохой фильм ужасов, делая просмотр буквально тошнотворным.
Уж не знаю, хотела режиссер показать странность устройства человеческого разума, дремлющие извращения и отклонения или что-то другое, но она явно избрала не совсем тот путь для этого.
3 балла хочется отдать только за оригинальность, хотя, к сожалению, и неоправданную.