Снимать автобиографические фильмы – занятие сложное и неблагодарное. Но если это не набившая оскомину историческая личность, и не медийный персонаж, то создатели фильма получают небольшую фору перед зрителем и шанс сделать хороший фильм, или же погрязнуть в омуте жесткой критики.
Рассказать историю (9) жизни французской художницы – наивистки Серафины Луи, всю жизнь проработавшей служанкой в богатых домах Санлиса и получившей известность лишь в 54 года, довольно смелый шаг. Особенно, если учесть, что единственным интригующим фактом ее биографии остается смерть, которая настигла ее после десятилетнего забвения в психиатрической лечебнице. К счастью Марк Абдельнур, для которого «Серафина из Санлиса», лишь вторая работа, смог написать отличный сценарий (8), не исказив действительности, четко и тактично описать характеры реальных исторических личностей, и отойдя от реальности лишь в том, что местами опустил жестокости войны, повлиявшие на происходящие события. Сюжет(7), как и жизнь художницы, развивается поэтапно: тягучий и местами нудный большую часть картины, как и сама жизнь героини, и стремительно – в конце, когда слава и деньги обрушиваются на и так слабое душевное состояние Серафин Луи.
Обыграть(9) тонкое душевное состояние художницы с последующим помешательством, дело непростое. Однако Иоланда Моро справилась с ролью блестяще, за что и получила приз за главную женскую роль на кинофестивале «Сезар». Ульрих Тукур, в роли чопорного немецкого художественного критика Вильгельма Уде смотрелся не менее убедительно, однако на фоне Море явно проигрывал из-за отсутствия должной харизмы. В ролях второго плана (6) не оказалось ни звездных имен, ни выделившихся игрой актеров, однако именно это исключило из картины отвлекающих персонажей и позволило сконцентрироваться зрителю на судьбе главной героини.
В картине описываются события первой половины двадцатого века, поэтому важную роль тут сыграла достоверная атмосфера (8) довоенной благополучной Франции, чему способствовали красивые декорации, пейзажи и конечно же костюмы, которые отметили на кинофестивале отдельной наградой. Нельзя обойти вниманием и качественный саундтрек (7), отлично исполненный Майклом Галассо и гармонично вписанный в общую атмосферу. А вот чего фильму не хватало – так это крупных планов и оригинальных ракурсов. Пассивная камера (6) Лорена Брунета иногда ловит замечательные пейзажи, и красочные кадры повседневной жизни служанки, однако в большем случае навевает тоску даже там, где явно требуется интрига.
Партен Право (8) далеко не гений мирового кинематографа, и взявшись за «Серафину из Санлиса» он сильно рисковал окончательно похоронить себя как режиссера, однако удачный сценарий, блестящая актерская игра и, наверное, неведомая сила искусства позволили ему создать серьезный фильм, собравший на кинофестивале «Сезар» аж 7 наград. И пусть многие из них получены явно по инерции, а первая половина фильма уводит зрителя (7)в глубокий сон – «Серафина из Санлиса» стала иконой создания автобиографических фильмов, примером эстетической красоты и тонкого стиля.
Чувство нарушенной эстетики, гармонии преследует с первых кадров. В чём причина? Что здесь ни так? Что вопиет во мне? Персонаж избранный режиссером для демонстрации зрителю- Серафина. В этом и есть ответ. Она- причина. Не слишком ли много внимания уделено этой 'замарашке'- ни фактуры лица в ней, ни фигуры. Что за фокусы нам намереваются продемонстрировать? Именно с таких мыслей начинался мой просмотр этого фильма.
Начало ХХ века. Французская глубинка. Сельская местность. Женщина 40-45 лет из простонародья зарабатывающая в основном стиркой и уборкой, выполняющая подсобные работы. Но это вершина айсберга- то, что у всех на глазах. 'Обратная сторона Луны'- кража алтарного масла из церкви, сбор полевых цветов у дороги, воровство крови зарезанных домашних животных. И вот уже готовится зелье-снадобье- 'толкушка' в ступе растирающая ингредиенты, заунывное пение-молитва и какой то восторженный экстаз в глазах нашей 'пассии'. Ведьма! Как есть ВЕДЬМА.
Но режиссер пошёл другим путём. И вывел образ самосоздающего гения, художника.
Чуть более двух часов составляет хронометраж картины. Спустя 20-30 минут 'золушка' воспринимается уже совершенно органично, без каких-либо протестов внутреннего голоса. Мы погружаемся во втягивающий нас сюжет. Палитра воспринимается легко, а драйв сведён к минимуму. Не оставят равнодушным зрителя и доски-картины, а затем полотна-мозаики преобразованной природы- в самом деле, рука мастера и промысел Божий.
Хороший фильм позволяющий в доступной форме приобщиться к искусству реального художника. Проследить путь становления, расцвета и угасания. Серафина из Санлиса- услышавшая своего ангела.