'Серафина из Санлиса' от Мартена Прево (2008)
Лента рассказывает о небольшом периоде жизни художницы-самоучки Серафины Луи (Иоланда Моро). Зритель застаёт её в 1914 году, когда она трудится подёнщицей, стирая, убирая и готовя в богатых домах. Известно, что какое-то время женщина жила в монастыре. Именно там ангел-хранитель шепнул своей подопечной о том, чтобы она взялась за кисть и краски. Религиозная Серафина прислушалась к голосу свыше и начала писать.
Краски она делала сама, используя траву, кровь, глину. Состав некоторых до сих пор не разгадан. Писала по ночам, изображая деревья, цветы и фрукты. Признание к Серафине пришло неожиданно. В доме, где она прислуживала, поселился коллекционер Вильгельм Уде (Ульрих Тукур), которому на глаза случайно попалась картонка с яблоками, написанными Серафиной. Разглядев незаурядный талант, Уде начинает помогать женщине.
Кстати, в нелучших традициях современного западного кино создатели решили заодно осветить и личную жизнь Уде, показав его любовь к молодому художнику. Но эти эпизоды смотрятся инородно, выбиваются из общей канвы, оставляя вопрос о том, зачем они там вообще.
Когда я рассматривала картины Серафины Луи, они вызывали у меня не самое приятное чувство. Примерно так же на творения художницы смотрели её немногие знакомые-санлисцы:
- Серафина, эти цветы такие странные, они движутся, словно насекомые, словно глаза, раненые глаза, измолотая плоть. Это ужасает.
- Я знаю, мадам де Лонж. Меня тоже это ужасает. Когда я смотрю на них, меня пугает то, что я сделала.
Действительно ли был такой диалог или это выдумки сценариста, узнать вряд ли удастся.
Вообще фильмы биографического жанра таят в себе некоторый обман, потому что зритель невольно доверяется создателям кинокартины и думает, что всё так и было. Между тем события, представленные в ленте, лишь одна из художественных вариаций происходившего в жизни известного человека.
Иоланду Моро очень хвалят за исполнение роли Серафины. Но если взглянуть на фото художницы (в сети их гуляет два-три), то можно увидеть, как далек образ, созданный актрисой, от реальной Серафины. У Моро она получилась слишком открытой, развитой, участливой. На фото же запечатлена совсем другая женщина - сдержанная, твёрдая, поглощенная собой.
В фильме детально изображён быт, великолепна природа и архитектура. Лента получилась красивой и, пожалуй, лёгкой.
Жизненная драма Серафины выглядит не страшной, а только грустной. О трагической развязке можно узнать из сухих сведений Википедии. И тут воображение рисует куда более реалистичные картины, чем те, что предлагают нам создатели фильма.
Однако кино всё равно заслуживает внимания и спасибо тем, кто его сделал. Ведь благодаря их труду об истории художницы со странной судьбой узнали тысячи людей. Узнали и задумались о том, как щедра природа на таланты и не смотрит она на чины, статусы, а швыряет семена, куда придётся. А дальше уже дело случая (или всё предначертано?), который далеко не всегда своевременен, но к Серафине из Санлиса он, к счастью, был благосклонен.