Этот фильм вряд ли понравится тем, кто привык к шаблону голливудского кино, последовательно развивающему сюжет от завязки к развязке через обязательную кульминацию. У Андерссона ничего этого нет; он снимает вообще без сценария и графика съемок, все эпизоды - сплошная импровизация, всякий раз снятая длинным планом одной камерой и с одного ракурса: монтаж режиссер по большей части отвергает. Однако фильм совсем не оставляет ощущение хаоса, композиция выверена до миллиметра и сильно отдает театральностью - как своей статичностью, так и расстановкой элементов. У Андерссона свой взгляд на то, каким должен быть идеальный кадр, он самостоятельно создает мизансцены и оттачивает эпизоды до совершенства, переснимая и отшлифовывая их многократно, пока не получит удовлетворяющий его результат.
'Ты, живущий' - вторая картина из трилогии о человеческом существовании, в некотором роде подборка привычной для Андерссона социальной рекламы, объединенная общим настроением и цветовой гаммой, или, если хотите - сборник не всегда смешных анекдотов про обывателей, череда маленьких зарисовок о маленьких людях. Пятьдесят сценок, которые сам режиссер назвал 'живыми картинками', пятьдесят иллюстраций безрадостной жизни, мелочных желаний и покорной безвыходности. Безликие интерьеры, безликие люди, ни ярких красок, ни ярких чувств, приглушенные, близкие к серому цвета и неприяные, изломанные непроходящей тоской лица, размазывающиеся в полуторачасовой монолог режиссера о живущих здесь и сейчас. 'Завтра будет новый день', - каждый вечер произносит бармен в дрянном баре, призывая сделать последний - на сегодня - заказ, но этот новый день так и не наступает, и ничего не меняется ни в людях, ни вокруг них. Все так же доводят оркестранты своих жен и соседей до белого каления бесконечными репетициями, и толстая тетка, запивая алкоголем несбыточную мечту о мотоцикле, жалуется на то, что ее никто не понимает, и девчонка в нелепых лиловых сапожках упражняется в объяснениях в любви гитаристу рок-группы, грезя о свадьбе и совместной жизни в тесном пространстве мещанского быта.
Андерссон скрупулезно вырисовывает черты окружающего мира, многократно, до гротеска, усиливая их, - но не обличая, а беззлобно, хотя и грустно, высмеивая. Как запутавшуюся в поводке таксу, которую, не замечая, тащит по земле впавший в маразм хозяин в одной из первых сцен фильма, - так и все герои, раздавленные существованием, сдавшиеся и вряд ли представляющие иную жизнь, покорно позволяют судьбе волочить себя изо одного дня в следующий. Их сны - лишь продолжение серого настоящего и мало от него отличимы, и абсурдная реальность плавно переходит в абсурдные видения, наполненные все теми же невеликими обывательскими страстями. Все эти люди - мастерски нарисованный Андерссоном собирательный портрет современника. Таков ты, живущий.
Ты, живущий! Редкость, что в названии кроется весь смысл показанного нам. Ты, живущий - обращение к смотрящему, дерзкий толчок в спину двумя указательными пальцами. Одним только названием нас заставили поднять веки.
Что скрывать, зачастую приходится отматывать некоторые сцены в фильмы, потому что они ничего за собой не несут, но тут же всё наоборот. Каждую сцену хочется пересмотреть ещё раз, хочется смаковать её. Это не тот случай, когда появляется желание поскорее закончить просмотр и вынести свой вердикт - нет. Но присутствует желание пометить фильм галочкой, дабы запомнить его и не потерять ощущений после просмотра оного.
Сюрреалистичная драма Роя Андерсона - стоящая трагикомедия, которую однозначно стоит смотреть. Кратко, нестрого, понятно. Идеальная продолжительность фильма тут кстати - 90 минут - оптимальный выбор для данного жанра.
Я снова возвращаюсь к ноябрьской шведской подборке, где осталось всего лишь два фильма. Сегодня посмотрел трагикомедию Роя Андерссона, которая даже выдвигалась на Оскар. Уж очень я сомневаюсь, что в тот год не было картин лучше. Честно говоря, глубокого смысла я тут не увидел и даже сомневаюсь, что он тут должен быть. Ибо работа режиссера-сценариста напомнила мне зеркало в комнате смеха, которое выдает карикатурные пародии на обычных людей, смотрящихся в него. Вы же не станете в этом искать тайные символы и знаки. Вот и здесь всего лишь самый настоящий шарж на современную жизнь многих жителей обычного шведского городка.
Будьте готовы к тому, что полтора часа вам будут показывать различные утрированные ситуации, где каждая следующая еще абсурднее предыдущей. Я вообще не люблю трагикомедии, но все-таки многообразие колоритных персонажей и специфичное скандинавское чувство юмора на грани трэша произвели вкупе на меня впечатление. Очень понравилась несчастная байкерша, которую никто не любит и не понимает. Каждый раз она прогоняла своего бойфренда с собакой, а потом добавляла: 'Я, может, скоро вернусь'. А ведь я знаю таких людей, которые постоянно жалуются на жизнь, но при этом ничего не меняют, как и эта байкерша. Они просто любят жаловаться. Другой пример с учительницей, рыдающей взахлеб, потому что муж назвал ее чумичкой! Уверен, что вы припомните хоть одну знакомую, которая также обижается на всякие мелочи.
Или вот взять хотя бы в качестве примера постельную сцену. Дама восседает сверху на мужчине и млеет от наслаждения, а он в это время рассказывает ей о пенсионном фонде. Это же сюрреализм в чистом виде! Но, увы, есть и такие люди, которые даже в моменты интимной близости думают о своих проблемах. Люди, которые просто не умеют радоваться жизни и быть счастливыми. Унылая дождливая картинка в серых тонах как раз подчеркивает посыл режиссера. Тут вы не увидите солнца, но, возможно, увидите себя в этом кривом зеркале. Не ищите глубины. Суть лежит на поверхности. Актерскую игру нет смысла комментировать. Я высоко ценю талант, когда стирается грань между реальностью и игрой. Здесь же изначально все замешано на фарсе. И знаете, это мне показалось интереснее великого Бергмана. Истина не менее банальна, но подача хотя бы не такая претенциозная. Но все равно не люблю подобный жанр, поэтому субъективно ставлю средний балл.
Посмотрела фильм, прочитав и наверное выучив уже наизусть все рецензии. Поняла, что сюжет несколько авангардный, значит, нужно читать, что люди там увидели. В итоге...я не увидела ничего.
Фильм в духе 'или депрессия, или смерть' - главные герои выкрашены в мертвенно - бледные цвета, фон каждого сюжета - серый или серо-голубой, сами сюжеты оставляют желать лучшего в прямом смысле.
Постоянно статичная камера просто убивает. Люди, обращающиеся в эту камеру (кстати, напомнило этим 'Амели') - тем более. Если наш мир таков, то я сейчас же пойду и повешусь. Может для кого-то это будет новым сюжетом. Такое ощущение, что режиссер захотел собрать семь грехов человека XXI века в одном фильме, при чем без сравнения с добродетелью.
'Никто меня не понимает, никто не любит' - единственное, что хоть как-то...уложилось в голове и душе, лично мне понятны эти переживания.
Со времён 'Песен...' прошло не так много времени, но мы ещё подурнели, ещё постарели, стали ещё более одинокими. То есть не помогло нам даже невинной девочки заклание. Злая шутка мироздания: искали независимости от ближних, считали это своим счастьем, потратили тысячелетия, получили материальное благополучие и одиночество. Где-то уже встречался подобный сюжет.
Идея – 10 баллов однозначно: задуматься вынужден каждый, кто его увидел. А затем остаться один на один с собственными неповторимыми размышлениями, поскольку ни малейшей однозначности фильм не подразумевает.
Он, буквально, тычет зрителей носом в проблемы, понятные людям любой страны: жизнь такая, какой мы ее делаем сами. Но даже самая скучная может кончиться в любой миг, поэтому не стоит путать сны и реальность, тратить ее на всякую чепуху, тупиковые мечтания и заунывность однообразия каждого нового дня...
Снят «Ты, живущий» безукоризненно здорово – художник, оператор и актерский ансамбль - в «десятку», без вопросов. Музыкальное оформление – божественно и создает безукоризненно точную атмосферу каждого эпизода. И все это работает на общую идею картины.
С другой стороны, при всей глубине замысла, наблюдать эту серую и такую узнаваемую, в общем-то, жизнь совершенно не интересных людей местами просто мучительно скучно. Несколько забавных и даже смешных моментов общего удручающего впечатления от процесса не перекрывают. И даже наталкивают на нехорошие мысли, а не пора ли им всем… пора?.. Как в финале «Догвиля»…
Не уверена, что это позитивный вывод, но он-таки не исключается.
Поэтому оценить эту картину высшим баллом рука не поднимается…
Но всем, кому «во всем… хочется дойти до самой сути», смотреть, конечно, нужно.
Если Вы чувствуете безысходность - значит... Вы просто ленивы душой
'Все люди хотят счастья хотят счастья. В большинстве своем они эгоцентричны, эгоистичны и не способны на щедрость. Я хотел бы говорить честно: люди в большинстве своем злобны и глупы. В большинстве своем. Я час за часом занимаюсь терапией, чтобы сделать злобного человека счастливым. - А к чему? Это невозможно.'
Другая фраза 'Никто меня не понимает' рефреном проходит через весь фильм. Герои фильма в отчаянье клянут равнодушных окружающих, наивно полагая, что причина их несчастий - в равнодушии всех тех, их окружает. Зрителю показана действительно серая реальность, щемяще бессмысленное, тоскливое существование, полное тупой боли, складывающейся из мелких тычков судьбы. И сначала все их становится жалко и в какой-то степени - себя вместе с ними. Но через вскоре начинаешь понимать, что не только беда, но и вина всех этих людей - в нежелании принять на себя ответственность за свою судьбу. Старая дева-алкоголичка мечтает о мотоцикле и сетует на отсутствие денег, вместо того, чтобы пытаться их заработать... Неудачливый поклонник, перед носом которого захлопнули дверь, начинает плакать о том, что никто его не понимает, вместо того, чтобы перестать преследовать женщину, которой он не интересен и у которой есть другой.
Все в наших руках, господа! Так давайте же не делать его серым, отказываясь быть хозяевами собственной жизни.
Смотрел фильм и буквально ничего не понимал, что к чему. Что вообще там происходит? Я никак не мог понять, что же тут не так, вроде обычная жизнь, а всё равно как-то не так. Но после просмотра, меня всё-таки посетило какое-то подозрение, что этот фильм отражает нашу реальную жизнь. Этот фильм, это взгляд на нашу жизнь со стороны.
В фильме жизнь выглядит скучной, немного странноватой, обыденной, пустынной, депрессивной, неудачливой и чересчур простой, как звучащая в нём музыка. Камера сохраняет дистанцию от лиц настолько, что их трудно запомнить. Может это для того, чтобы увидеть частичку своей жизни в этой картине? И возможно каждый сталкивался хоть с одним из выше перечисленных пунктов. Это очень глубокий фильм, даже чересчур глубокий. Побуждающий задуматься наверное о самых важных жизненных вопросах. Должна ли жизнь вращаться только вокруг быта? Что мне сделать чтобы меня понимали? А может стоит поменять движение жизни, ускорить темп, как-то разнообразить её? Всё в руках каждого человека лично, и каждый после просмотра этого фильма может задать себе вопросы, которые возможно кардинально изменят его жизнь.