К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Настоящий Индиана Джонс, как и Джеймс Бонд, менял девушек, как перчатки. И в каждой серии крутил роман с новой красоткой. И уж тем более, настоящий Индиана Джонс никогда бы не связал себя узами брака. Эх, каким он парнем был…

Зачем доставать из музея кинематографических заслуг героя, про которого уже давным-давно не снимали ничего полнометражного? Спилберг может рассказывать, что это всё просьбы фанатов, и если бы не они, то он бы ни-ни. Но истинная причина, как всегда, банальна и всем ясна – деньги. Большие деньги. Много больших денег.

Вот скажите, стоило ли столько лет мучиться со сценарием, отвергать один вариант за другим, чтобы в итоге принять вот Это? Конечно, к приключениям славного археолога никогда нельзя было относиться серьезно, это во многом был гротеск, благо снималось всё это в стилистике тридцатых годов минувшего века, когда экранные герои были сплошь необычайно умные и непобедимые красавцы. Да, верно, логикой иногда пренебрегали и в той трилогии. Но в ограниченном количестве это называется «безбашенность». Сценарная, режиссерская – не важно. А вот когда подобных эпизодов не много, а очень много, когда герой почти каждую минуту нарушает хоть один закон природы, а логика не то что выходит покурить, а, похоже, ударяется в длительные загулы – это называется уже идиотизмом. Ну а свинцовый холодильник и всё, что с ним связано – это, простите, вообще полный здец.

Перепобедив представителей всех прочих нехороших стран, Индиане на этот раз в качестве антагонистов были предложены представители Страны Советов. Ну, понятно, Харрисон Форд постарел, значит неминуемо постарел и его герой, а кого ещё делать врагом в пятидесятые годы, как не три страшные буквы «Кей-Джи-Би»? Спилберг-то поначалу распинался, мол, будет всё в лучшем виде, аутентичность соблюдём, будьте нате, а то видал я тут русские акценты некоторых славных актеров – у нас такого безобразия не будет. Но как только стало известно, что главным оппонентом Инди выступит дама с чарующей фамилией Спалько, все носители русского языка схватились за животики и ну по полу кататься. Борода, однако, к своей чести перетряхнул, наверное, все кастинг-агенства и собрал в своём опусе приличное количество экс-русских и русских по корням. Правда, они там почти весь фильм молчат, лишь изредка пляшут у костра или мученически погибают где-то на заднем плане.

У нас, естественно, поднялся традиционный гвалт о том, как смеет этот зажравшийся янки выставлять в своём пасквиле победителей фашизма, запустивших первый спутник, в таком свете? Ну, мы привычные, и не таких русских видели. Количество жителей России, полагающих, что на западе нас видят исключительно поглотителями сорокоградусной смеси спирта и воды и любителями станцевать с бурыми мишками, уже давно превосходит то количество жителей дальнего зарубежья, которые действительно так думают.
За сим, отбросив всю эту псевдопатриотическую ересь, надо признать другое – обидно, блин. Именно за то, что злодеи в фильме – это такое бесцветное стадо, схематично злодействующее вначале и традиционно склеивающее ласты в конце. Даже Кейт Бланшетт спасает ситуацию лишь отчасти. Ей к лицу, определенно, не только мундир, но и образ расчетливой (это слово написано pro forma, ибо расчета в её действиях было мало, чистое везение) злодейки. Этакая гимназистка-отличница, верная идеалам товарища Сталина. Почему она этим идеалам до сих пор верна, право, большой вопрос – 57-ой на дворе, уже давно Никита правит. А может, ей и вовсе в Советы въезд заказан, раз она двадцатый съезд проигнорировала и до сих пор Иосифа Виссарионовича пламенной любовью уважает. Вот и мотается по миру, всякой ерундой занимается. И даже при всех этих положительных моментах агенту Спалько (нам всё ещё смешно) ох как далеко до КарелРоденовского Распутина из «Хеллбоя».

Зато довольно приятной неожиданностью стало приглашение на некоторые роли второго плана характерных британских актеров. Джим Броадбент, оказывается, деканит на факультете, где Генри Джонс-мл. коротает деньки между беготней за сокровищами. Роль, конечно, не ахти какая, но сыграна на пять, мимолетно при этом напоминая работу актера в «Хрониках Нарнии». Рэй Уинстон, чего душой кривить, сыграл не лучшую свою роль, но это потому, что ему достался самый дурацкий персонаж из всех. Мотивы и логика его поведения – тайна за семью печатями. Просто нужно было реализовать ещё одно клише жанра – такой непростой приятель главного героя с непонятными намерениями. Как правило, эти самые намерения нам проясняют, но не в этот раз. А Джон Хёрт, почтенный английский лицедей, на этот раз носится с черепом Чужого, возможно, вспоминая, как подобная тварюшка почти тридцать лет назад выпрыгивала из его грудной клетки, а в остальное время изображает этакого юродивого – прыгает по округе, размахивает руками, что-то туманно вещает о том, что было, что будет, чем сердце успокоится. Полнометражных «Симпсонов» смотрели? Так вот: роль актера – это припадок дедушки Симпсона, растянутый на час экранного времени.

А что же Харрисон Форд? Да всё как обычно – его взгляд по-прежнему может свести с ума миллионы женщин. Надо признать, он никогда не был великим актером, но всегда был тружеником, обстоятельно подходившим к каждой роли. Пиар-кампания «Хрустального черепа» убеждала нас, что и на это раз Форд усиленно готовился к съемкам, чтобы, по минимуму прибегая к услугам каскадеров, самому помахать хлыстом. И вообще, мол, всё будет по старинке, без всяких там компьютерных эффектов. Да, но почему же тогда мы так часто не видим лица героя, скачущего по складу, и почему иные актеры вываливаются из общей картинки? Когда в былые годы Индиана проползал под грузовиком, чтобы вновь забраться в кабину и начистить гаду физиономию – это было страсть как круто. А когда теперь ЛаБаф прыгает по машинкам и летает на лианах явно на фоне всемогущего зелёного экрана – это уже обыденно и неинтересно.

В конечном итоге, конечно, будет полный хэппи-энд, плохиши скончаются традиционной для приключений Инди особо изощренной смертью, а все хорошие ребята ещё раз убедятся, что не в золоте счастье, и даже не в его количестве. Но никуда не скрыться от ощущения, что тебе впарили не очередную порцию приключений любимого с детства героя, а тяжеловесный и натужный, прости Господи, блокбастер, машину для добывания денег. Больших денег. Добудет, конечно: ностальгия – штука сильная. Но хочется надеяться, что в этот раз Генри Джонс младший повесит шляпу на крючок уже навсегда.

А учитывая кличку героя ЛаБафа, страшно даже представить название фильма, если вдруг будет решено заставить его продолжить отцовское увлечение поиском приключений на свою голову. «Собака Джонс и кое-что совсем другое»… Вам страшно? Мне – да.

03 июня 2008 | 22:58
  • тип рецензии:

Что нужно человеку для счастья? Простые человеческие радости, выраженные в материальном благополучии и положении в обществе, или же нечто иное, духовное, сопряжённое с получением потока эмоций и чувств, возникающих от прикосновения к любимому и желанному...

Джордж Лукас – гениальный человек! Когда в 1973 году в его голове возникла идея снять цикл фильмов об учёном-археологе, ищущего по всему свету бесценные и утраченные исторические артефакты, никто в этом мире не мог даже и подумать, что 35 лет спустя многомиллионная армия поклонников этого потрясающего приключенческого эпоса будет с огромным нетерпением ждать столь долгожданного продолжения оригинальной трилогии, считая дни и часы до премьеры в ожидании великого и грандиозного – в ожидании удивительных приключений!

Время неумолимо бежит вперед! Много воды утекло со времён выхода на экраны последней части из эпической трилогии о похождениях Индианы Джонса. Актеры стареют, а вместе с ними неизбежно стареют и герои фильма, утрачивая безвозвратно свою былую молодость, но приобретая в своё распоряжение нечто более ценное и необходимое.

Харрисон Форд – это всё тот же любимый Индиана Джонс, немного постаревший и поседевший, но сохранивший в себе все самые лучшие и обожаемые всеми без исключения поклонниками черты, добавив в этот насыщенный и твёрдо устоявшийся образ новые горизонты, неустанно при этом раздавая всем врагам по заслугам, доказывая всем скептикам и сомневающимся, что у него есть еще «порох в пороховницах», и что годы не лишили его того потрясающего обаяния, стоит лишь снять строгий университетский костюм профессора Генри Джонса младшего, и надеть всеми обожаемую и чрезвычайно узнаваемую во всех странах мира, только лишь по силуэту, шляпу!

Но каким бы не был его героический образ, все мы должны понимать, что он уже не может в одиночку крушить своих врагов, а голливудский конвейер диктует свои условия, заставляя, смирившись с неизбежностью сложившейся в современном кинематографе ситуации, пригласить на другую немаловажную роль в фильме одного из кумиров тинейджеров и будущую звезду – Шиа ЛаБефа, который, к слову, прекрасно справился с поставленной перед ним задачей, разбавив старомодные шутки профессора Джонса своим искрометным и актуальным юмором, в сочетании с непревзойденной комичностью некоторых ситуаций, добавив в зрительские кресла весьма внушительную армию молодых зрителей, видевших, в большей своей части, старые фильмы, но не относящиеся к ним так, как относятся представители более старшего поколения, который также не остались обделёнными и имели возможность получить огромное удовольствие от весьма неожиданного, но оттого ещё более приятного возвращения Карен Аллен в роли Марион Рэйвенвуд, внеся в него непередаваемый антураж и душевность самого первого фильма трилогии.

Комичность и юмор, смех и ирония – всё осталось на своих местах, получив в свой актив неплохую прибавку в виде основного врага, который, если не рассматривать его с точки зрения плевка в сторону нашей самолюбивой державы, смотрится весьма иронично и смешно, а в своих начальниках имеет очаровательную Кейт Бланшет, облаченную в униформу а-ля «давно забытые 50-ые», с классической пряжкой на ремне и, не вызывающего ни что иное, как идиллическую улыбку, надпись на спине – СССР! Ко всему прочему, авторы не применули почтить память тех, кого уже давно нет с нами, и тех, кто по тем или иным причинам не смог принять участие в этом проекте, но заслуга которых перед лицом поклонников неоспорима, внося нотки трогательной ностальгии, и проводя невидимую, едва заметную параллель…

Единственное, чего, пожалуй, не стоит даже и пытаться делать, сидя в кресле кинозала – это смотреть на этот фильм свысока, намертво 'припечатывая ' его к оригинальной трилогии, давно уже вышедшей за рамки простого шедевра, и ставшей поистине культовым фильмом, объединившем в себе несколько поколений зрителей, ценителей и почитателей!

Попытаетесь это сделать – и вы будете выброшены далеко за пределы понимания и осознания того, что сегодня на наших глазах творится история, как отпечаток рук знаменитых актеров, увековечивший в памяти потомков это кинопроизведение, не утратившее, за давностью лет, своего шарма, обаяния, тонкого и умного юмора, а также невероятный дух приключений, неоправданно забытый на долгие 19 лет, но волею судеб и самого провидения, возвращенный на наши экраны, чтобы как и прежде собирать в залах удивительно разновозрастную публику, еще раз доказывая свою универсальность выбранного направления и жанра.

Критики и рецензенты – не спешите идти в кино! Закончите все свои неотложные дела, разберитесь со всеми вопросами и проблемами, стоящими в данный момент на повестке дня, ибо вы всегда сможете найти свободные пару часов своего драгоценного времени, чтобы сухим и здравым рассудком оценить этот фильм, найдя в нем, при всех его видимых и явных достоинствах, кучу минусов и недостатков в сценарии, сюжетной линии и, может быть, даже в игре главных героев, и разнеся его при этом «в пух и прах» – это ваше право!

Поклонники и почитатели – бросайте все дела и бегом в кинотеатры, ибо чрезвычайно редко мы получаем тот заветный шанс присутствовать при историческом моменте! Отключайте мозги и включайте эмоции, и я абсолютно уверен - вы получите огромное и ни с чем не сравнимое удовольствие от просмотра этого бесспорно грандиозного приключенческого эпоса, достойного занять свое почетное место на полке с любимыми фильмами, еще раз доказав, что время не властно над вечным!

Ну а теперь спросите меня, что нужно человеку для счастья – и я вам отвечу: всего лишь увидеть на экране такой знакомый и такой желанный силуэт человека в шляпе, который, под аккомпанимент простой, незатейливой и одновременно гениальной мелодии, при звуках которой на глаза наворачиваются слёзы а в душе появляется невероятная гордость и безмерное уважение, щёлкнет хлыстом, ударит кулаком, победит всех врагов и, добыв бесценный исторический артефакт, мысленно скажет нам всем с экрана – я вернулся… Я вернулся, чтобы нести в ваши дома, души и сердца самое лучшее, светлое и желанное – положительные эмоции и безумные приключения, которые мы все с вами ждали долгие 19 лет, но – оно этого стоило!

Оно стоило того, чтобы после томительного ожидания купить свой заветный билет, и погрузившись во мрак кинозала вновь ощутить то давно забытое, и одновременно незабываемое никогда чувство прикосновения к легенде, чтобы по прошествии двух часов, выходя из кинозала в компании таких незнакомых, но одновременно уже родных и близких тебе людей, с полной уверенностью и отдавая себе отчёт во всеуслышанье заявить – сегодня я по-настоящему счастлив…

22 мая 2008 | 05:24
  • тип рецензии:

Американский киновед Роджер Эберт, единственный из критиков удостоенный собственной звезды на голливудской Аллее звезд, написал пока самую лучшую и точную рецензию на нового «Индиану», сказав примерно следующее: «Если вам он не понравился, то я с вами больше не разговариваю». Будь Эберт чуть понаглее и понапористей, то он в зыбком гневе обязательно бы к этому добавил: «Но если все-таки хотите поговорить, тогда - в три у моста». И это была бы, наверное, самая правильная реакция последнего из киноманов на свете.

«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» - это, уж простите за пошлейшие сравнения, конец эпохи. Кино, которое раньше становилось образцом для подражания и хитом сезона, сейчас, кажется, вот-вот накачают напоследок формальдегидом, чтоб сильно не разлагалось, отвезут в морг киноистории, где положат на одну полочку с беззвучными фильмами Чарли Чаплина и забытом «Кинг-Конгом» 76 года. Это особенно чётко понимаешь, когда смотришь его вместе со всеми: замечаешь за собой, что как дурак смеешься там, где другие хмурят лоб; слышишь, как раздается в зале нервное хихиканье шебутного зрителя, сраженного одним только видом живехонького археолога, выбирающегося без единой царапины из подброшенного ядерным взрывом холодильника.

Культура, как справедливо заметил один из классиков, не делится на части, но, по всей видимости, переходит в разные состояния. И если раньше кино было люмьеровской загадкой, большой иллюзией, а зритель в ней наивным дурачком, то сегодня-завтра - это аргументированная реализмом конъюктурщина и разбалованные нытики поколения myspace.

Поскольку всё нынешнее связано лишь одним – общим концом. Те живые гении, которые не в силах уже создать ничего выдающего для мировой кинокультуры (Де Пальма, Коппола, Лукас, Спилберг), больше не снимают шедевры, но из чувства уважения стараются дописать хвостик той эпохи, которую они застали в молодости. «Королевство хрустального черепа» сделан именно в духе того времени: нарочито павильонные съемки, старомодный монтаж, погони с юмором, непременные удары по яйцам, карикатурные злодеи в форме советских солдат. Когда Бланшетт в образе любимицы советского вождя, ярой коммунистки Ирины Шпалко поворачивается к 65-летнему Форду, достает казачью саблю и говорит своё неподражаемое «походьте!» - ну не потеха ли это, а? Так зачем данный архаизм, китч принимать за чистую монету, а потом ещё строить из себя бессовестного лже-патриота и с умным видом твердить, в сущности, ни о чём – есть в этом что-то патологическое.

Если в двух словах, то новый «Индиана Джонс» - это такой зубодробительный ретро-боевик, который немного по-дурацки, но неистово, переливаясь красками, летит ко всем чертям под бодрую музыку Уильямса и лишь в конце, когда дело доходит уж совсем до форменного безобразия вроде контактов третьего мира, успевает затормозить на самом краю зрительского расположения. Невольно понимаешь, что Лукас и Спилберг с годами окончательно потеряли рассудок, но в душе остались вечными подростками с детской радостью оттого, что кино просто бежит по экрану. И если в какой-то момент мы перестанем улыбаться им в ответ, то прав будет критик Эберт - нам больше не о чем будет разговаривать.

24 мая 2008 | 11:21
  • тип рецензии:

Если б я не знал истории и физики на уровне школьного курса, то смотрел бы этот фильм с открытым ртом – от удовольствия и от недожёванного попкорна. Но школа оставила свой след. Ну, а о том, что происходит в мире, тоже имею некоторое представление.

В мировой истории от волосатой руки дяди Сэма давно уже смердит так, что хоть топор вешай. Зато американская киноистория с бесстыжим упорством являет миру пафосно-героический, богатырско-патриотический и псевдоисторический образ обычного американца, который за мир во всём мире замочит любое зло на планете и за ее пределами. Причём трактовка этого зла весьма условна. Любые политические действия Америки – очень грязные и не очень - тут же поливаются парфюмом голливудского розлива. Это к слову.

Индиана Джонс (далее – ИД). На пол-ставки – профессор археологии, на пол-ставки – супергерой. Образ понятен, но всё же зацепила очень многих старая трилогия, в которой удачно переплелось всё: выдержанные сюжетные линии, приключения, оккультизм, загадки и великие тайны прошлого, стремительный экшн, война, любовь, дружба и предательство, ну, и приличная доза хорошего юмора. То и дело обламывая харизматичных негодяев-нацистов, являвших собой очевидное зло, ИД стал интернациональным героем, причем не только в бывшем СССР. Худо-бедно имелись в тех фильмах некие идеалы: история не продается, богу богово, а те, кто желает погреть руки за чужой счет, получат шиш в лучшем случае.

И вот четвертая часть. Только на этот раз враги – агенты СССР, пришедшие на смену эсэсовцам из прежних серий. Коммуняки-подлецы, зловещие и коварные, которые попёрли против благородных идеалов и ценностей великой и свободной Америки. Измусоленная тема, согласитесь. Главная редиска Ирина Шпалько, мало уступающая в наградах Брежневу и ведомая рукой вражины Сталина, настолько смешна и нелепа, что возникло желание плюнуть в экран. Между прочим, Сталин четыре года как умер на тот момент, но кого это волнует? По фильму бестолковые русские Иваны, не сумев пристрелить ИД на секретной базе в Штатах, следуют за ним в Перу, нарядившись в национальную военную форму и прихватив с собой балалайки. Для полноты образа не хватило медведей на коньках, 'Беломора' с русской водкой да красного знамени в стане врага. Генри Форд говорит там: «Пошел ты!» и далее: «Извиняюсь… Пошел ты, товарищ!».

Что тут скажешь? Подрастающее поколение американцев воспитывается на голливудских фильмах интересной направленности. СССР (почти тождественный России) позиционируется как враг. Плоды пожинать будем в будущем.

С историей вышла лажа, с физикой – не лучше. Два примера. Взрыв ядрёной бомбы, когда ИД в подлежащем уничтожению городке залазит в холодильник. Манекены в городке сгорают, дома разлетаются в щепки; как реактивный снаряд, на бешеной скорости пролетает холодильник с ИД, за которым едва успевает невидимый ангел-хранитель. Но всё же успевает, поскольку Джонс вываливается из своего саркофага цел-невредим с едва примятой шляпой на голове. Ни сильнейшая доза гамма-излучения, ни зверские удары кувыркавшегося по земле холодильника не страшны пожилому каскадёру-чернобыльцу.

Столь же реалистично выглядит сцена, где супер-валочная машина на бешенной скорости рубит в щепки лес, а за ней, как на автобане, устроили погоню главный герой и главная редиска. Лукасу стоило бы узнать для начала, что такое механизированная валка леса, и что после нее бывает. Хорошо еще, море не перешли аки посуху, приделав на капоте мега-вентилятор. По-другому никак нельзя было? А зачем? Фильм рассчитан на американцев, а у них такие вопросы не возникают. Один неописуемый восторг: щас мы надерём коммунистам задницу! Вау! Е!

Я начинаю всё больше верить Задорнову. Совершенно определенно, это не тот Индиана Джонс, который хотелось бы увидеть. Американский кино-Мак-Дональдс выпустил очередной недешевый фастфуд. Хотите – смотрите. И не выкидывайте старые холодильники: чем чёрт не шутит.

Баллы – 4 из 10

07 января 2010 | 11:02
  • тип рецензии:

Новый век, не создав новых героев (за вычетом Джейсона Борна и Нео Андерсона, ну и конечно непотопляемого агента британских спецслужб Джеймса Бонда) решил обратиться к богатому наследию прошлого. Один за другим восставали из забвения Джон Маклейн, Рокки Бальбоа и Джон Рэмбо. И все смотрелись, мягко говоря, неважно, так как время их давно ушло.

Настал черед достать из многовековой пыли Индиану Джонса. А ведь с момента последней встречи прошло целых 19 лет. Весь мир застыл в благоговейном трепете. Ибо Инди, пожалуй, один из самых любимых героев многих людей. Человека, которого любили за его бесшабашный характер, тягу к приключениям и искрометный юмор. Все с нетерпением ждали премьеры фильма.

Правда некоторые люди с усмешкой вопрошали, как Инди будет прыгать и бегать, щелкать хлыстом? Не разбил ли его радикулит и хандроз? И вправду как? Но это кино, и поэтому здесь в принципе нет ничего невозможного. В режиссерское кресло уселся сам Спилберг, а Джордж Лукас взялся дорабатывать сценарий после Фрэнка Дарабонта и Дэвида Коэппа. Так как священную корову надо доить умеючи. А то непосвященные могут таких дел натворить.

В проект снова позвали теперь уже престарелых Харрисона Форда и Карен Аллен, которые уже никому по большому счету не нужны. Поэтому такой шанс заработать себе на достойную пенсию представляется очень редко. Второй план подобран очень хорошо. Тут и Джим Броадбент, и Уильям Херт. А также здесь появляется уже порядком поднадоевший Шиа ЛаБеф, без участия которого не обходится ни один мало мальски значимый проект. Особенно радует Кейт Бланшетт в роли русской искательницы артефактов. Играть нашу соотечественницу Кейт не в первой. Достаточно вспомнить ее героиню из «Человек, который плакал».

Ребята решили вдоволь оторваться и потусоваться. Спилберг немного застоялся в период продюсирования и поэтому просто жаждал снять очередную развлекуху. Джордж Лукас после окончания «Звездных войн» тоже заскучал и с удовольствием вернулся к любимой работе. Остальные участники фильма тоже не прогадали.

Начинается фильм очень многообещающе. Сразу звучит музыка Элвиса Пресли, что есть хороший знак. На дворе как раз 1957 год. Прошу обратить внимание на эту дату. Далее Спилберг начинает понемногу разыгрываться. Первая остановка – знаменитая база 51, в которой хранятся останки розуэллского инопланетянина. Где же доктор Джонс? Звучит бравурная музыка, появляется знакомый силуэт, шляпа и… Та да, появляется Индиана Джонс. Конечно, видно, как он сильно постарел, но мы так ждали. Поэтому сделаем вид, что ничего не заметили.

Вскоре выходит на сцену и Кейт Бланшетт. Русская комсомолка, спортсменка и просто красавица. А еще и любимица товарища Сталина впридачу. Которая тут же с ходу заявляет, что мы вам американцам с генералиссимусом еще покажем. Ну конечно, покажете, говорят зрители. Ведь Сталин уже четыре года как умер. Но ничего, делаем вид, что ничего подобного не слышали. И, наконец, начинаются погони с перестрелками. А потом на сладкое преподносят ядерный взрыв. Из эпицентра которого наш любимый археолог вылетает в свинцовом холодильнике. Глаза просто отказываются поверить в увиденное.

Далее Индиану записывают в агенты ЦРУ. Оказывается в военные годы он работал на американскую разведку. Весьма странно. Если учесть, что доктор Джонс всегда был простым искателем приключений, не особо ищущим контактов с правительством. Снова молчу. Приключения, тем не менее, продолжаются. На экране появляется Шиа ЛаБеф в рокерской куртке, постоянно зачесывающий свои волосы назад. Эта шутка будет повторяться на протяжении всего фильма и к его концу окончательно всем надоест. Шиа предлагает Инди прокатиться в Перу и найти какой-то хрустальный череп. А, ну да, в название этого фильма упоминалось некое королевство хрустального черепа.

По ходу всего действия этот череп обнаруживается, и приятели попадают в лапы коммунистов, которые также охотятся за этим артефактом. Появляется Карен Аллен, которая с торжественным видом заявляет изумленному Индии, что паренек в рокерской куртке есть его родной сын. Далее следует одна очень удачная шутка со змеей и на этом юмор заканчивается. Дальше Спилберг решает зажечь по настоящему и использует все возможности имеющегося у него бюджета. Причем все это нагромождается в такую большую кучу, что уже и не понимаешь, что происходит на экране. Зритель, пытаясь переварить увиденное, тупо и напряженно молчит.

Конечная остановка – город каких-то индейцев. Куча загадок, секретных ходов. И всего одна ловушка. Как же так? А как же удовольствия? Зритель начинает заметно нервничать. И вот она финальная развязка. Всю эту кашу заварили инопланетяне. Конечно, есть такая версия, что индейским племенам в Южной Америке помогала осваивать новые технологии инопланетная цивилизация, но увидеть это на полном серьезе в фильме про Индиану Джонса это нечто. И это не просто придирки. В конце Индиана женится на давней подруге. Попутно не давая завладеть своей культовой шляпой вконец расшалившемуся сынку.

Этим Спилберг намекает на отдельный фильм о сыне Индиане Джонса, Генри Джонсе третьем. Честное слово, бредовей была только идея о похождениях молодого Джеймса Бонда с Орландо Блумом в главной роли. Я ничего не имею против, приключения Индианы Джонса никогда не отличались исторической достоверностью, это абсолютно не их фишка, но… В этом фильме Спилберг окончательно перегнул палку, смешав все подряд. А всем известно, когда съешь столько конфет, то возможна либо изжога, либо слипание одного места. Стало окончательно ясно, что снимать четвертую часть надо было еще в 90-х. За прошедшее время появилось много поделок на тему.

Тут можно вспомнить обе части «замечательной» ленты «Сокровища нации», и распрекрасную «Лару Крофт», и «Мумию». Все они в свое равнялись на знаменитую сагу. Режиссер захотел переплюнуть их всех. Ну и переплюнул. Сделав происходящее на экране действие максимально бестолковым и откровенно глупым. Здесь больше видно подражания этим неудачным картинам плюс и немного из «Знаков» Найта Шьямалана. Оставив зрителя в легком шоке и недоумении.

Сложилось впечатление, что тебя в очередной раз крупно надули. Захотел вернуться в детство, но не сложилось. Поэтому, господа Спилберг и Лукас, не тревожьте духи умерших. Ибо, как было сказано в фильме, за это расстреливают. Не надо позорить почтенные седины Харрисона Форда, он этого не заслужил. Не надо очернять светлое имя всенародно любимого искателя приключений. Зарабатывайте свои миллионы на других историях. И вы, желающие реанимировать «Безумного Макса» и «Полицейского из Беверли-Хиллз». Эдди Мерфи, это касается тебя в первую очередь. С нас было достаточно и третьей части. Время старых героев безвозвратно прошло. На экране они смотрятся очень нелепо и неуместно. Настало время придумывать новых победителей.

14 ноября 2008 | 09:21
  • тип рецензии:

Говорить о приключениях Индианы Джонса в отстраненной манере матерого кинокритика - дело гиблое. И неправедное, если уж на то пошло. Говорить об этом фильме надо, фонтанируя эмоциями, захлебываясь от восторга, с попытками изобразить особо ударные моменты. Потому что 'Индиана ' - пример эталонного приключенческого фильма, чья эталонность прошла проверку временем. И дело уже даже не супер-трюках. Дело в поразительном сочетании юмора, энергии и удивительной атмосфере приключений и романтики - сочетании, которое заставляет всех поклонников 'Индианы ' рассматривать все приключенческие фильмы с позиции 'Ну, есть что-то от Инди...'. Или наоборот - 'Да, лучше бы Инди пересмотрел... ' И это логично - равнение должно идти на эталон.

Возвращая доктора Джонса на большой экран, создатели фильма сильно рисковали - потому что эталонность оригинальной трилогии в данном случае могла сработать против них. Да и поклонников сериала со счетов скидывать нельзя. Мы же страшные люди. Не знаю. Возможно, в моем конкретном случае давняя приверженность доктору Джонсу играет как раз не на руку вменяемой оценке филма.

С другой стороны, именно эта приверженность помешала бы мне воспринимать фильм в ключе - 'Ай, да пусть их снимают как хотят, лишь бы про Инди! '. Ага, как же... Нам мало просто показать Инди. Нам надо, чтобы это был именно тот Инди, которого мы любим. Чтобы в фильме была та же атмосфера бесшабашности, тот же азарт и юмор, та же динамика. И вот чем хотите в меня кидайте, но в новом фильме 'джонсианы ' все это есть!

Конечно, как уже выше отмечалось, Спилберг рисковал, возвращаясь в знаменитому киносериалу. Рисковал еще и потому, что в этом случае необходимо было соблюсти стиль оригинальных фильмов, что предполагает легкий налет ретро и упор на трюки вместо нежно любимых спецэффектов. Однако жизнь показала, что фильму это не помеха. Напротив - большой плюс.

Ностальгические нотки звучат в фильме ровно настолько, чтобы воодушевить фанатов сериала, но не отпугнуть при этом новое поколение, для которого доктор Джонс - не культовая фигура эпохи, а бесплатное приложение к Шайе Ла Бефу. Что греха таить, Спилбергу всегда была свойственна некоторая сентиментальность, однако в случае с 'Джонсом ' даже появление Карен Аллен выглядит не попыткой сыграть на чувствах поклонников, а удачным сюжетным ходом, генерирующим немало комических моментов фильма.

Несмотря на то, что на дворе уже другая эпоха, ярчайшим представителем которой является персонаж Шайи, доктор ДЖонс снова в эпицентре событий - причем не в качестве брюзжащего пенсионера, а на правах всегдашней главной удачи фильма. На правах того самого человека, чья кривая ухмылка и озорный шуточки являются своеобразной визитной карточкой фильма. Конечно, доктор Джонс изменился. Помудрел. Но его великолепная бесшабашность никуда, слава богу, не делась - и в новом фильме он привычно правит балом.

Возвращение одного из главных киногероев нашего времени состоялось. Причем состоялось во всем блеске идеального приключенческого фильма. Фильма, который я твердо намерена пересмотреть, причем, если сложится, еще неоднократно.

20 июля 2008 | 17:13
  • тип рецензии:

О русских:
Ладно, уже давно привыкли к тому, что в забугорных фильмах русские коммунисты - это вселенское зло, которое неизбежно побеждается вселенским капиталистическим добром. Но над 'русскими ' в ИД-2008 иногда хотелось просто смеяться в голос. Во-первых главная плохая героиня - пусть костюмчик у нее более чем не армейский, ладно на спине серп и молот и при звании полковник - солдатский ремень. Но с рапирой на левом стройном бедре явно переборщили. 1957 год по фильму. Но 'наша самая плохая героиня ' упорно выполняет задание Сталина. Спилберг, Сталин умер в 53.

О сюжете:
Да, умело закручено, да неожиданные повороты. Но финал разочаровывает своей недосказанностью и безнадежной пустотой... И фраза Форда 'Их богатством было не золото, а знания'. А то мы не в курсе о цивилизации майя и инков, которые превосходят в некоторых областях нашу цивилизацию. Но к чему эта фраза, если ни инопланетный разум не проявил свое знание, ни эти, прости Господи, бедуины в набедренных повязках, охраняющие город и храм.

Об актерах:
Кроме Форда не запоминается никто. Пустые, холодные, схематичные образы. И вина в этом не самих актеров, а режиссера и сценариста. Есть супергерой, а остальных налепили по шаблону.

В итоге - стандартный слабенький экшн со средними спецэффектами.

3 из 10

23 мая 2008 | 22:24
  • тип рецензии:

Перечитав не один десяток рецензий, ловлю себя на мысли, что и сам Спилберг к своему новому детищу отнёсся неоднозначно. Вспомните, с каких кадров начинался каждый фильм эпопеи? Правильно, с заставки 'Парамаунт пикчерс ': знаменитая гора в окружении облаков. Далее рисованная гора методом наплыва уступала место горе реальной. Однако гора горе рознь.

Если в первом фильме это была гора настоящая, многокилометровой высоты (кстати, южноамериканская), то во втором фильме (который в трилогии самый слабый, самый предсказуемый по сюжетной линии) это – всего лишь рельеф, отлитый на поверхности чугунного гонга. Сам Спилберг показал – второй фильм значительно уступает первому, в чем-то даже пародирует его, и это явный знак не где нибудь, а в начале фильма.

Третий фильм – горы североамериканские, и их уже несколько. Режиссер дает зримый намек – зрелище будет, как ящик фокусника (кстати, также представленный в начале), – с двойным и даже тройным дном! И действительно – третий фильм – это самый многоплановый, многослойный и самый непредсказуемый, с точки зрения сюжетной линии, во всей эпопее. Думаю, что сейчас даже объединенный гений Спилберга–Лукаса не сможет создать подобного великолепного, во всех смыслах, зрелища.

Так вот – Спилберг это все прекрасно понимает сам, и сразу дает зрителю подсказку, как нужно воспринимать его новое детище. Вы уже догадались? Правильно! Проявляется 'гора ' – холмик, вырытый сусликом. Это даже не чугунный барельеф, а нечто столь малое и незначительное, что не стоит к этому относиться всерьез. Да, это часть эпопеи, а не какое-нибудь инородное тело, но сам режиссер ставит его намного ниже даже второй, самой слабой (до 2008 года) части сериала.

Именно сериала, поскольку, я верю, будут еще продолжения. А уж чем они будут заставляться, не знаю, но, что Эверест не ожидается, это факт. Может, будет муравейник, а может, холм из старых автомобилей на свалке, но высоких гор уже не будет. Единственное, если новым героем станет персонаж ЛаБафа, думаю, Спилберг сделает заставку другую (надеюсь, маэстро нас удивит своей былой непредсказуемостью).

Впрочем, суслики не виноваты, что их холмики столь невелики, и они тоже хотят жить. Что меня удивило, так это не выживание Индианы в холодильнике, а то, что суслики пережили ударную волну, и не шибко-то пострадали. Вот это фантастика! Ударная волна в грунте распространяется в несколько раз быстрее, чем в воздухе, и от бедных животных остался бы смятый фарш в самой норке, а в фильме даже норки не осыпались.

Почему-то во всех рецензиях и отзывах в вину режиссеру ставят сцену спасения главного героя в холодильнике: мол это абсолютно невозможно. Зрителю навязчиво-же показали – это не просто холодильник, а миниубежище с толстой свинцовой прослойкой! В подобном, с позволения сказать, холодильнике выжить при ядерном взрыве можно – эксперименты проводились (не на людях, конечно, а на манекенах, напичканных измерительной аппаратурой).

Этот ход – не выдумка Спилберга – до такого экстремального способа спасения специалисты раньше додумались. Обратите внимание – взрыв тактический, мощностью не больше 15 килотонн (слабее, чем в Хиросиме), и расстояние от эпицентра до городка – километра полтора. Спилберг не случайно поместил городок на удалении 1, 5 километра – нейтроны на таком расстоянии не представляют серьезной угрозы, а от гамма-лучей как раз спасет свинец. Вот то, как холодильник летел по воздуху – вот это перебор, ненаучная фантастика. От тактической бомбы этот самый холодильник так далеко улететь не мог (весьма массивное изделие со свинцовой прослойкой). Упал бы на бок и сдвинулся по полу метра на два, не больше.

Конечно, все это затевалось режиссером ради эффектного кадра – узнаваемый силуэт на фоне ядерного гриба. Собственно, это и есть символ фильма – в ядерную эпоху Грааль, Ковчег смотрятся как архаичные музейные экспонаты, покрытые пылью (ящик с ковчегом так никто и не открывал). Поэтому и сделана попытка перейти от мистики 30-х к модернизму 50-х. Поэтому, собственно, после этих кадров фильм теряют динамику, и становится даже более предсказуемым, чем сюжет фильма 'Храм судьбы '. И Спилберг это прочувствовал. И для него силуэт Инди на фоне гриба – это и есть кульминация, к сожалению, сдвинутая практически к началу.

А я, признаться, решил, что сценарий будет позалихвастей! Мол, героиня Спалько через пленных немецких ученых узнает, что Ковчег похищен американцами, захватит его, перевезет в потайное место, а там… А там возможен такой вариант – хрустальный череп нужен для того, чтобы безнаказанно открыть Ковчег и попытаться управлять его энергией.

И здесь можно было бы включить несколько малопредсказуемых поворотов сюжета: Джонс попадает из джунглей Амазонки (опять летит, летит самолетик под классическую мелодию над пожелтевшей картой!) в заснеженную Россию (где он, кстати, еще не геройствовал!), а там в Кремль, берет автограф у Хрущева (хотя автограф он у Гитлера брал, а здесь можно было бы свести подвыпившего генсека и Индиану, например в русской бане – тоже стереотипный, но такой эффектный и комичный прием!), а потом загадочные подземелья Кремля, эффектная драка в Мавзолее, библиотека Ивана Грозного, эх…

Вот оно – замыкание сюжетного кольца (первого и четвертого фильмов) – личная жизнь героя – встреча с любовью всей жизни, а профессиональные достижения – находка главного археологического артефакта в истории человечества – Ковчега завета. Началась эпопея в Южной Америке, туда же и вернулась. Поэтому, когда я смотрел фильм, у меня было ощущение ребенка, которому пообещали мороженое, а дали отведать творожный сырок. Вроде бы тоже белый, холодный и даже сладковатый, но…

Сценарий – вот слабое место фильма! Можно было бы и Шамбалу включить (первое появление Марион было в Тибете, напоминаю), и следы Атлантиды и… Сколько еще археологических тайн осталось на Земле, эх… И инопланетяне поэтому выглядят абсолютно притянутыми за уши! Ладно еще, сценаристы сделали мудрую оговорку – 'Существа из параллельного мира '. То ли демоны, то ли земляне, но ушедшие во времени вперед, но только не марсиане! Даже сам Джонс скептически относится к этой идее 'Марсиан я искать не собираюсь! '

Возникает, возникает ощущение некой халтурки, которую сняли за короткий срок и за не очень большие деньги. Такое же разочарование я испытал в свое время от третьего 'Чужого ' и от третьего 'Терминатора '. Но ведь был же четвертый 'Чужой '! Вот это поворот! Верю, пятый фильм об Индиане внесет свежую струю в эпопею.

А пока: 'А ну погодьте! ' вместе с Ириной Спалько говорим мы Индиане Джонсу, и с нетерпением ждем его новых подвигов!

8 из 10

30 июля 2008 | 22:34
  • тип рецензии:

Триаду весенних блокбастеров завершает новый фильм Спилберга. После драйвового 'Железного Человека ' и красивейших 'Хроник Нарнии ' обязательно что-то должно было испортить настроение. А именно, новый профессор Джонс.

Старая трилогия стала именем нарицательным, поэтому новый фильм внушал некоторые опасение - не опошлит ли он предыдущий смысл фильмов? Как оказалось, да, на все 100%. Если четвёртый Рэмбо стал достонейшим продолжателем своей трилогии, то Хрустальный Череп наоборот вводит в недоумение - что со Спилбергом?

Сначала наиглупейший фильм 'Война Миров ', а теперь не менее глупый этот фильм. Да, Стивен постарел. Нет духа приключений в этом фильме. Смотреть, как старый Форд прыгает и промахивается со своими спецприёмами, порядком надоедает уже через полчаса. Нелогичные состыковки, непонятки сопровождают зрителя весь фильм.

Да, Шон Коннери отказался от съёмок, но зачем заявлять, что его персонаж умер? Он ведь испил воды из Святого Грааля и стал бессмертным. Прыжки через три водопада поражают своей недостоверностью А как вам Джонс, выживший после ядерного взрыва внутри холодильника? Хотелось вскочить и заорать: 'Вы за кого нас держите?! '.

Но самое омерзительное - это подлые, злобные и обладающие 'косым эффектом имперского штурмовика ' коммунисты. Такого я давненько не видел, чтобы нас ТАК оскорбляли. А Кейт Бланшетт (никогда не перестану упоминать, как я не перевариваю эту актрису) сыграла украинскую 'любимицу Сталина '. Когда же янки перестанут так нас выставлять?

Следующая претензия - куда ушёл весь бюджет? На погони? На сусликов? На гонорар Форду? Нас весь фильм соблазняют городом Эльдорадо, легендарным золотым чудом культуры индейцев. Но во что всё вылилось, очень расстроило.

В итоге мы получили невразумительную пародию на предыдущие фильмы, неприятную для российского зрителя.

4 из 10

24 мая 2008 | 19:20
  • тип рецензии:

Когда в Голливуде наступает кризис идей, и большинство фильмов начинают, сниматся строго по шаблону, обязательно появится какой-нибудь кинодеятель, который громогласно заявит о том, что исправить положение может только он. В этот раз, спасителем попытался выступить Стивен Спилберг – заявив, что его новый 'Индиана Джонс' будет являть собой яркий образец того старого и доброго кино 80-ых, когда сценарий ценились, прежде всего, за идею, а центром внимания был герой, а не визуальные красоты.

Возможно, Стивену поверили. Вот только сделали это, лишь те, кто совершенно не догадывался о его причастии, к ситуации, сложившейся сегодня в коммерческом кино.

Ахиллесова пята фильма – это отсутствие каких-либо нововведений и обилие клише, в большинстве своём взятых из предыдущей фильмографии Спилберга и Лукаса. И если половину фильма (вплоть до сцены погони в лесу) все эти заимствования и “отсылы” выглядят смешно и пародийно, то потом, (как юмор начинает спадать на нет), они предстанут перед нами заезженными штампами.

И беда не в том, что сюжетная линия крутится вокруг инопланетного артефакта, и даже не в том, что в фильме уж слишком многое напоминает предыдущие части. Главная проблема фильма в дикой предсказуемости, чрезмерной наивности и полном отсутствии каких-то нововведений в основах истории. Злодеев погубит жадность, а герои будут жить счастливо, все “шестёрки” умрут с первого удара, а ЛаБаффа не возьмет даже агент КГБ… и так далее.

Не стоит таить греха, что и в первых частях киноцикла, имелось место наивности, и штампам. Однако, стоит вспомнить, когда сняты картины. И не забудем, что первый фильм совершил настоящий прорыв в жанре приключений. А что мы видим здесь? Да, фактически то же самое, что и в предыдущих похождениях Индианы, только без каких либо признаков движения вперёд. Спрашивается: какой смысл платить за билет и смотреть тоже самое, если есть возможность пересмотреть старую трилогию, дома в тепле и за бесплатно?

Да, фильм стилизован под ретро, да, Форд в отличной физической форме, да, Спилберг продолжает острить (сцена с “гоночной” дракой на шпагах, одна из лучших), но чтобы смотреть фильм больше одного раза, нужно что-то ещё.

Фанаты (в кавычках) саги об археологе, окрестят фильм шедевром, уже за то, что там присутствует Индиана Джонс. Фанаты (тоже в кавычках) Шии ЛаБаффа, окрестят фильм шедевром уже за то, что там есть Шиа ЛаБафф. Так же, фильм вызовет восторг у детей, и кинокритика Роджера Эберта. Но вряд ли, эта часть “серии” обретёт такую же народную любовь, которая была у её предшественников…

02 июня 2008 | 23:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: