Поддерживая интригу окрашу эту рецензию в самый справедливый цвет, выражающий мое отношение к просмотренному. Что тут скрывать и отшучиваться, если не понравился мне этот признанный шедевр мирового кинематографа.
Нет никаких сомнений в том, что Ренуар поставил фильм выверено и виртуозно, внимательно прописывая все сюжетные ходы, мило умалчивая многие острые углы (не забывая при этом их ненавязчиво обострить), лукаво высмеивая это скромное обаяние с которым люди занимают свои буржуазные позиции на жизненной шахматной доске. Выбранные режиссером интонации приближались по своей остроте к стёбу, и в годы выхода вполне заслуженно срывали многочисленные овации преданных поклонников.
Но оригинальны ли избранные режиссером решения? В сущности, практически все его раннее творчество было посвящено осмыслению сходных вопросов и реализации аналогичных визуальных решений. Те или иные элементы, собранные в 'Правилах игры' можно встретить в 'Суке' и 'Преступлении господина Ланжа', 'Будю, спасенном из воды' и 'Человеке-звере'. Позже все это было более успешно 'препарировано' в 'Дневнике горничной'. Ренуар всего-лишь продолжал привычный для себя дискурс.
Кстати, элегантно высмеивая привилегированный класс Ренуар сводил все к абсурду. Рисуя совершенно заурядные композиционные зарисовки, допускающие наличие логических сбоев и неточностей он приводил все к нарушению симметрии, скрытой буре. И так уж сложилось, что именно 'Правилам игры' было суждено стать базисной основой для создания куда более хулиганских и прорывных фильмов Бунюэля и Рене, ставших сразу же шедеврами.
'Правила игры' - это занимательная абракадабра, изысканная бессмыслица внимательное изучение которой влечет резкий вызов к социальной несправедливости. Собравшиеся в особняке гости также лишены осмысленности, как и произошедшее убийство. А расследование преступления и наказание виновных будут такими же странными, как и его причины.
Впрочем, смысловой код, подтекст фильма, безусловно взрывной, слишком уж оторван от его структуры. Следить за последовательностью эпизодов и происходящими коллизиями весьма непросто, особенно принимая во внимание наличие куда более эффектных аналогов. Трудно оспаривать влияние ленты на кинематограф, но симпатии к нему - дело вкуса. Мне вот совсем не понравилось.
5 из 10