Теория 'маньчжурского кандидата' вошла в массовое сознание американцев благодаря роману Ричарда Кондона, который вышел в свет в 1959 году. Его сюжет основан на понятии 'промывание мозгов' - дословном переводе китайского выражения 'си нао'. Термин ввел в обиход в годы Корейской войны журналист и бывший сотрудник разведки Эдвард Хантер.
Уж очень цепляющее название у фильма - 'Кандидат от Манчжурии'. Хотя по сердцу больше 'Маньчжурский кандидат'. Не пройти мимо, когда ситуация обязывает последовать за красоткой в темный переулок. После просмотра можно точно уяснить одно: это кино устарело. Коммунисты, 'холодная война', война в Корее - всё такое пережиток прошлого. Тем не менее, легкий термин 'промывка мозгов' до сих пор актуален. Возник однажды слушок: Дональд-то Трамп из скрытых демократов, будто должен был дискредитировать 'своих' республиканцев.
Он объяснил публичные 'признания' американских и британских военнопленных в военных преступлениях, в том числе в применении биологического оружия, особой китайской технологией психологического воздействия, способной стереть из человеческого сознания фрагменты памяти и записать на их место, как на магнитную ленту, новое послание.
Принимая во внимание годик выхода фильма, следует считать, результат Джона Франкенхаймера получился острополитическим. Интересно, что знаменитая 'Империя Зла' показана не настолько злобно и коварно, как это могло бы ожидаться. Вполне же обычные коммунисты без характерного злодейского смеха и безумных глаз. Как раз при их участии снята самая запоминающаяся сцена: американские солдаты сидят перед престарелыми любительницами цветов, камера же оператора совершает плавный круг, показывая всех присутствующих в кадре. Потом.
Позднее с бывшими военнопленными работали, независимо друг от друга, психологи Роберт Джей Лифтон и Эдгар Шейн. Оба пришли к выводу, что принудительное убеждение на самом деле имело место, хотя и не давало таких фантастических результатов, какие приписывались. Эффект промывания быстро заканчивался при перемене участи пленного.
Потом камера вновь возвращается к бравым американцам. А там совершенно посторонние люди. Игра иллюзии с реальностью была поставлена мастерски. Здесь, народ, надо аплодировать всем, чем только можно. Кстати, хоть сцена и снята без налета нарочитой мрачности и параноидального сумасшествия, она внушает приличный ужас в его сознание. Вы только на час представьте себе, что можно загипнотизировать мозг человека с целью убийства высокопоставленного чиновника из стана врагов. Никакой лишней работы с угрозами, пытками и убийствами.
Лифтон, предпочитавший термин 'исправление мышления', впоследствии перешел к анализу более широкого явления – тоталитарного контроля над индивидуальным сознанием. 'Промывание мозгов' стало одной из мифологем 'холодной войны'. Оно было описано еще в романах писателей Артура Кестлера 'Слепящая тьма' и Джорджа Оруэлла '1984'.
Так как устаревшая сюжетная линия с коммунистами яро не привлекала, большим удовольствием было следить за актерами. Лоренс Харви и Фрэнк Синатра составили великолепный дуэт. Мученик и спаситель. Жертва и свидетель. Яд и противоядие. Оба же стали героями, за судьбами которых следишь до самого конца. Точно это касалось же Лоренса Харви, который должен был совершить страшный акт. Даже до всей заварушки с промывкой мозгов мужчина уже пребывал на грани из-за своей властной матери. Жутко трагический человек без своего будущего.
Первый из них основан на московских судебных процессах 30-х годов, подсудимые на которых проявляли явные признаки зомбированности, второй – на более широкой практике воздействия пропаганды на сознание людей. Дабы не отстать от китайцев и русских, ЦРУ в течение многих лет незаконно изучало способы внешнего контроля поведения человека.
Как есть дать, выдвигаемая тема, если отбросить 'холодную войну', принимает вполне такой серьезный характер. Покуда мы живем в современном мире, нельзя отвергать теории о том, что нынешние миллиарды человек бессовестно или совестно подвергаются тщательному промыванию нейронов. С одной стороны, живем-то в открытом, глобальном и космополитическом мире. Но это не говорит о том, что люди свободны в личной жизни, в передвижениях и вообще в чем-либо. Раньше сказки были для детей перед сном. Теперь-с навряд ли.
В том числе с использованием сильнодействующих синтетических наркотиков. Когда в 1973 году Конгресс занялся расследованием деятельности ЦРУ, директор управления Ричард Хелмс приказал уничтожить все документы, связанные с этой программой, однако в своих поздних показаниях Конгрессу признал факт ее существования. Это ведь было немыслимо.
Понятия не имею, стал ли роман Ричарда Кондона 'The Manchurian Candidate', написанный в 1959-ом году, бестселлером, но однозначным становится то, что в эпоху начала 'холодной войны' и зарождения 'железного занавеса' такой роман не мог пройти незамеченным, ведь СССР показали корнем зла, настоящей проблемой всех и вся, хотя мало, кто задумывался, что это - очередной момент пропаганды 'истинной демократии'. Подбросив несколько выдуманных кусочков впечатлительным янки, не только Ричард Кондон, но и создатели фильма по его произведению, внесли в свою лепту в осуществление плана дискредитации коммунистического строя, добавив агрессии и ненависти к тем странам, где нет демократии.
Но, отходя от политической подоплёки и её влияния, можно сказать, что фильм 'Кандидат от Манчжурии' стал знаковым в образовании жанра политического триллера и с некоторыми условностями повлиял на формирование ещё и шпионского жанра. Это не боевик со всеми его элементами, это кропотливое расследование, когда зритель следит за действием, составляя сам для себя общую картинку и ищет ответ на вопросы загадки. Конечно, 'промывка мозгов', 'превращение в зомби' тогда было лишь иллюзией, но почему бы не привнести долю фантазии, чтобы и книга и фильм смотрелись со свежим дыханием в научно-фантастическом стиле? Ход абсолютно верный, и картина, как уже говорил, стала заметной не только в год выхода, но и потом считалась классической.
Снять её был призван Джон Франкенхаймер. Тогда ему было 32 года и он был подающим надежды постановщиком. Справившись с довольно сложной задачей, его карьера пошла вверх. Сейчас мало кто вспомнит имя этого кинематографиста, ушедшего, к сожалению, из этого мира в 2002-ом году, но он до последних дней работал на благо кино и последние его работы - 'Ронин' и 'Азартные игры' стали примечательными, качественными, суровыми и отлично подчёркивали старую школу, к которой принадлежит Джон Франкенхаймер. В 'Кандидате от Манчжурии' режиссёр принял сторону по канонам напряжённого триллера от великого и ужасного Альфреда Хичкока. Напускная энергетика опасения, диалоги персонажей, где кажется, что они явно не договаривают либо надо читать контекст, а также персонажи далеко не самые простые, что-то там содержится и надо их додумывать, проводя собственный анализ их характеров, но в любом случае до финала фильма до конца их не раскроешь, так что следить за всеми нами необходимо, иначе общий план фильма может ускользнуть.
Естественно и то, что лента не оказалась проходной и из-за того, что главную роль в ней сыграл тогдашний секс-символ Фрэнк Синатра, численность поклонников которого соотносительна с количеством фанатом Элвиса Пресли и Луи Армстронга. На этот раз, за роль в фильме, Синатра не получил наград, довольствовавшись только похвалами из уст критиков, а зрители-поклонники и так его боготворили. Если честно, то понимаю, почему Синатра не заполучил статуэток в свою коллекцию - несмотря на драматизм персонажа, его необычность, резкость и хлёсткость, Синатра так и не раскрыл его до конца, слишком рано начиная показывать себя жертвой обстоятельств от бесчеловечных опытов русских и слишком рано от него начинаешь ждать чего-то ошеломляющего, граничащего с ужасным, типа, понятное дело, убийства. Гораздо интереснее сыграла англичанка Анджела Лэнсбери, сколько же в ней было беспощадности, узкости ума, самовосхваления, кичения. Так и хотелось её трухнуть, чтобы из головы у её героини высыпался весь бред, что там содержится. И понравился Лоуренс Харви, которому удался образ солдата на пенсии, но который так и не может уйти от своего прошлого.
Фильм старый, он уже утратил свою актуальность, но могу посоветовать его посмотреть тем, кто жаждет найти истоки формирования жанра политического триллера. Эта картина стоит на одной ступени с известным триллером европейского производства 'День Шакала'.