Жизнь - слишком коротка, чтобы потратить ее на ненависть.
Очень часто в нашей жизни происходят события, которые заставляют нас смотреть на мир по-другому и этот фильм - явное тому подтверждение.
Так случилось и с главным героем этого фильма Дереком Виньярдом, молодым человеком, который хорошо учился в школе, но ступивший на неправильный путь из-за событий, которые с ним произошли.
Для многих мальчиков, отец - это человек, на которого хочется равняться, и тот, чьи взгляды хочется скопировать. Но даже наши близкие не всегда могут видеть ситуацию полностью и учить нас не тому, что необходимо.
От отца Дерек сохранил лишь идею о том, что люди, которые отличаются от него цветом кожи или расой, будут ставить себя выше других. И главный герой решил бороться с этой несправедливостью, тем самым создавая проблемы своей семье и повторяя ошибку отца. Он научил своего брата тому, в чем сам не до конца разбирался.
Прочитав многие рецензии об этом фильме, я не увидел, как мне кажется, главной проблемы, которую пытался показать режиссер, а именно - в воспитании. В письме брата Дерека отчетливо показана точка невозврата главного героя - разговор с отцом. Родители должны задумываться о том, чему учат своих детей.
Мне часто приходилось слышать фразу: “Первое впечатление – самое верное”. И я с этим наблюдением частично согласен.
Но из своего жизненного опыта я вывел другое правило, состоящее в том, что самые сильные и глубокие чувства рождаются не сразу, а приходят постепенно, в процессе осознания, сравнения и привыкания. Как с вином, всегда нужна хорошая выдержка, которая придает дополнительные изысканные ощущения, делая вкус насыщенным.
Точно так же получилось у меня с “Американской историей Икс”. Сначала она мне просто очень понравилась. Но с каждым новым просмотром получаемое от фильма удовольствие усиливалось, пока не достигло максимума. Не подумайте, что для этого надо смотреть одно и то же кино десятки раз. Я уже после второго раза понял, что к чему, а в третий только наслаждался шедевром.
В центре представленной в картине истории – семейство Виньярд. Глава семьи Деннис Виньярд – простой пожарный, его жена Дорис – домохозяйка. Живут эти люди небогато, зарплаты отца едва хватает на то, чтобы прокормить и воспитать четверых детей, на которых родители возлагают большие надежды.
Братья Дерек (старший) и Дэнни очень умны и талантливы. Дерек уже подросток, один из лучших учеников в школе, да и младший тянется за братом, которого боготворит, изо всех сил.
Но человек – существо социальное, легко поддающееся внушению и влиянию таких авторитетов, какими являются для ребенка родители. И отец однажды за обеденным столом дает Дереку информацию к размышлению. Он с недовольством рассказывает о том, как ему в напарники определили двух черных, которые знают и умеют меньше, чем белые претенденты на работу, но им из-за политкорректности не посмели отказать. И теперь эти двое прикрывают ему спину.
Дерек проглотил наживку. А где-то в это время в их город переехал известный писатель и пропагандист неонацизма Кэмерон Александер, который сразу взял в свои руки процесс воспитания подрастающего поколения. Не избежали этого влияния и братья Виньярды.
И так случилось, что очень скоро их постиг страшный удар – во время тушения пожара в районе проживания чернокожих был застрелен Деннис Виньярд. Теперь потрясенного до глубины души Дерека можно было брать голыми руками, а уж такой профессионал, как Кэмерон Александер, никогда не упустит такого благоприятного случая.
Для созданной им в городе организации скинхедов требовался лидер, всеми качествами которого старший из братьев Виньярд обладает в полной мере. С ним фашистское движение приобретает невиданный доселе размах. Злоба и ярость выплескиваются на улицы, оставляя после себя руины.
Но рано или поздно всему приходит конец. Для Дерека он наступил одной из теплых летних ночей, когда трое черных парней решили угнать его машину. Это был очень удобный момент, чтобы выместить на чернокожих весь свой гнев, и Дерек воспользовался случаем, учинив над грабителями жестокую расправу, свидетелем которой стал его младший брат.
И вот перед лидером местных скинхедов замаячила тюрьма. Что изменит она в жизни Дерека и его семьи? Чему научит? Да и научит ли?
Могло показаться, что я рассказал вам большую часть истории. Однако это не совсем так. Таков был замысел авторов картины, включивших все, рассказанное мною, в первые 15 минут.
Фильм начинается как раз со сцен той бойни, которую устроил у своего дома Дерек Виньярд. Затем действие перепрыгивает в настоящее, в день, когда тот выходит из тюрьмы, и опять возвращается в прошлое. Так продолжается до самого конца.
Разбитый на кусочки сюжет складывается весьма причудливым образом. Сначала даже кажется, что в этом нет особого смысла, но потом начинаешь понимать замысел режиссера Тони Кея. Не сказать, что такой ход помогает восприятию картины, но и не мешает. Во всяком случае, никогда не возникает сомнений, в какой последовательности эти частички должны быть собраны.
При этом события, предшествующие выходу Дерека из тюрьмы показаны в черно-белых тонах, а настоящее – в цвете. Что тоже поначалу вносит дискомфорт, но потом привыкаешь.
Определенный символизм есть и в этом тоже. Темное, беспросветное прошлое и яркое, многоцветное настоящее и будущее. Особенно сильно этот контраст заметен при показе рассвета на берегу океана: черно-белого – в первых кадрах фильма и переливающегося всеми цветами радуги – в заключительных.
Затронутая в фильме тема при всей ее серьезности, откровенно говоря, для России пока не так актуальна. И по идее не должна бы вызывать повышенного интереса. Но гениальный фильм собирает людей у экранов независимо от их идеологической подготовки и жанровых предпочтений. Большой мастер способен так обыграть сюжет, чтобы основная мысль проходила сквозь судьбы главных героев, преломлялась в них и отражалась, обогащенная новыми штришками. Тони Кею это удалось в полной мере.
Массовая истерия охватывает обычно большое количество людей, но лишь единицы, иногда десятки, реже сотни, несут потери, будь то материальные, моральные или физические.
В “Американской истории Икс” показана личная драма семьи Виньярд. История Дерека и Дэнни Виньярдов глубоко трагична. Она задевает за живое, и ее принимаешь близко к сердцу. И снята она грамотно и с чувством.
“Американская история Икс” – гордость моей коллекции и одна из самых востребованных вещей. Сколько можно наслаждаться комедией или детективом, в котором нет ничего, кроме интригующего действа? На мой взгляд, до тех пор, пока не запомнил сюжет настолько, чтобы знать, что и как произойдет в следующие минуты фильма. А вот любоваться актерской игрой можно бесконечно.
То, что продемонстрировал Эдвард Нортон в этой картине, поистине феноменально. Его игру даже образцовой назвать нельзя, это что-то запредельное. Мне довелось увидеть Нортона еще до “Американской истории Икс” в “Первобытном страхе” и “Народе против Ларии Флинта”. Именно поэтому меня так потрясла метаморфоза, произошедшая с актером.
Совершенно другой типаж сыгран с такой страстью и вдохновением, что пробирает до мозга костей. Лидер скинхедов Дерек Виньярд в его исполнении харизматичен, фанатичен и жесток. То, что видно в его глазах, говорит больше, чем любые жесты, мимика, позы. Хотя и эти компоненты – на высшем уровне. Игру Эдварда Нортона в “Американской истории Икс” я считаю лучшей из всех виденных мной до сих пор.
А видел я очень много более чем достойных ролей, одна из которых на счету Эдварда Ферлонга, сыгравшего Дэнни Виньярда. Не по годам цельная игра талантливого актера.
Актерский тандем двух Эдвардов – далеко не все, что можно отметить в этой номинации. К примеру, Стейси Китч в роли Кэмерона Александера не намного отстал от своих молодых коллег.
“Американская история Икс” – замечательный во всех отношениях фильм, который вряд ли сразу вызовет восторги у каждого любителя кино. Но его стоит посмотреть всем хотя бы для того, чтобы увидеть великую игру Эдварда Нортона. А увидев её, вы поймете, чего стоят всякие Вины Дизели и Пирсы Броснаны.
Главарь неонацистской группировки Дерек Виньярд воспитывает в младшем брате жестокость к людям с иным цветом кожи. Из-за этого у Дэнни появляются проблемы в учебе. Директор-афроамериканец всячески старается изменить взгляды мальчика, пытаясь привить ему моральные нормы, не прибегая к наказаниям. Но все переворачивается, когда Дерека судят за жестокое убийство темнокожего преступника, решившего ограбить его дом. Дэнни продолжает придерживаться идеологии неонацистов, а вышедший из тюрьмы брат кардинально меняется: Дерек отбросил прежние убеждения и стремится вытащить младшего брата из группировки скинхедов. Что ждет героев дальше?
Поговорим о плюсах:
Отличная игра актёров, те эмоции, который Дерек демонстрирует после убийства восхитительны, в одно и тоже время мы видим злость, граничащую с удовольствием, и то, как это продемонстрировано, производит сильное впечатление, это действительно высшее актерское мастерство.
Грамотно освещается природа фашизма, не только демонстрируют насилие, но и раскрывают психологию мысли нео-нациста.
Фильм не делит людей на черное и белое, не прибегает к стереотипам, а грамотно истолковывает обе стороны. Так, например, неприязнь к мигрантам возникает не только из-за цвета кожи, но и больших привилегий, которых они не заслуживают.
'Теперь мою спину прикрывают двое негров, хотя их взяли не потому что они черные, а потому что они лучшие' - эта фраза из фильма прекрасно передают всю проблематику либерализма.
Прекрасно передана личность Дерека, то, почему он поменялся, его мотивы и переосмысление ценностей в связи с пониманием всей лживости веры, использования идеологии и пропаганды во благо собственных целей некоторых личностей.
Замечательная концовка, которая прекрасно передаёт последствия расизма, дискриминации и как общее - нацизма.
А теперь о минусах:
Второстепенные персонажи несколько стереотипны.
Слабо обоснован мотив изменения социальных установок Дэнни, будучи нео-нацистом он мог поменять своё мнение, но в фильме его мотивы недостаточны, ведь для человека выросшего в такой культурной среде, разве история может в один миг повлиять на его мировоззрение? Довольно субъективный момент, но всё же я считаю, что это недостаточно продемонстрировано для того, чтобы быть правдой.
По итогу, имеем отличную картину, хоть и имея минусы, которые я озвучил выше, она не пытается быть стереотипной, показывает разные взгляды, разные стороны, имея чёткую концовку, с понятной моралью, отличных актёров, чувствами которых проникаешься я думаю, что это определённо сильная работа.
Преодоление кармы ненависти и расизма: Чему учит нас фильм «Американская история Х»?
«Американская история Х» — почему именно Х? Как вариант, потому что это отсылка на американского общественного деятеля Малкольма Х. Напомним, что Малкольм Х был черным расистом. Он рассматривал белую расу как некий второй сорт. И считал черную колыбелью цивилизации. Но эта кинокартина не намекает на сочувствие его взглядам.
Но намекает она совсем на другое. На первый взгляд, может показаться, что данный фильм — в первую очередь про белый расизм. Но, приглядевшись, можно заметить одну тонкую, но стальную нить. Как ни старайся, такую практически невозможно разорвать.
Балансируя между черно-белым и цветным рассказом, «Американская история Х», играя на высоких эмоциональных нотах, вводит нас в заблуждение главного героя. Мы начинаем разделять его ненависть, потому что слышим крик его боли. Его волна распространяется и охватывает нас в свой радиус. Против нашей воли она вынуждает сочувствовать герою Эдварда Нортона.
И столь же виртуозно «Американская история Х» ломает наши заблуждения, как пресловутые «розовые очки». Только в данном случае очки черно-белые. Она показывает, что реальность даже не во множестве оттенков серого. Нет, она имеет разноцветную палитру и настолько многовариативна, что ей нельзя дать окончательную оценку.
Таков, собственно говоря, и конец фильма. Он беспощаден, потому что пытается кровавыми чернилами поставить жирную точку. Но все выходит так, что эта точка превращается в кляксу. И в ее растекающихся очертаниях карма расовой взаимоненависти замыкает свой порочный круг.
Вновь и вновь вместе с героем мы вынуждены встать лицом к вопросу: «Что сильнее во мне — милость или гнев?». И коварство состоит в том, что мы понимаем, что гнев может быть обусловлен. Он всегда обусловлен большими страданиями. Фактически, гнев имеет право на жизнь. И это одновременно справедливо и страшно.
Справедливо, потому что фильм заставил нас понять героя. И страшно, потому что гнев имеет последствия, в поле боя которых попадают люди, не успевшие понять, что происходит. Которые не успели никак с этим соотнестись. Так карма воспроизводит себя.
Остается лишь вопрос. Где и когда уместна милость? И в каких самых непростительных случаях она способна оказать максимальный эффект?
Смотря этот фильм волей неволей зритель начинает отождествлять себя той или иной стороной конфликта. Правильный ли это подход? Я считаю, что нет, ведь мы должны сконцетрироваться на высказывании режиссера, на том, что он хотел нам сказать.
При просмотре сразу бросается в глаза выдающийся, талантливый образ Эдварда Нортона. Очень уж харизматично играет, его персонаж получился калоритным. С одной стороны он предстает перед нам одним из главных героев, вокруг которого двигается сюжет. Но этот герой - антагонист фильма.
Картина не проповедует фашизм, но она также не проповедует толерантость, скорее она проповедует пацифизм. Дружбу, единство, нечто большее, чем мы можем увидеть в противостоянии левых и правых. При всей жесткости происходящего фильм говорит нам 'нет войне', 'нет распрям', 'нет вражде'. Это такое же антивоенное произведение, как, например, картина Верещагина 'Апофеоз войны'.
Жесткость порождает жесткость. Все мы это видели и слышали уже тысячу раз, но почему-то вновь натыкаемся на те же грабли. Вот и в фильме, мы можем наблюдать в каком-то смысле приемственность поколений в этой глубокой проблеме общества. После просмотра напрашивается просто вывод 'За все в этом мире нужно платить, причем по-большому счету'.
В целом фильм является очень глубоким, и понравится как внимательному зрителю, ценящему художественные, тонкие высказывания. Так и зрителю попроще, который ценит динамику происходящего на экране. С детьми фильм смотреть не советую.
Фильм филигранно разобрал феномен расизма во всех его проявлениях и грамотно опровергает все его постулаты.
Агрессия всегда порождает ещё большую агрессию. Или, как было сказано в фильме, 'ненависть — слишком тяжёлый багаж', и если копить его всю жизнь, то он постепенно превращается в огромный снежный ком, разрушающий твою жизнь. Эту метафору очень хорошо олицетворяет данный фильм. Он очень хорошо показывает, как люди приходят к расистским взглядам, прослеживая всю цепочку событий и радикализацию взглядов человека.
Фильм привлекает своими разнообразными и выразительными монологами. Ненависть и мрак Дерека контрастирует с жизнерадостностью и комичностью негра в тюрьме (к сожалению, не помню как его зовут, если у него вообще было имя). Также выразительные диалоги пленяют своей напряжённостью, а иногда трогательностью. Они отлично раскрывают как главных, так и второстепенных персонажей и обрисовывают их взаимоотношения.
Система повествования, на мой взгляд, интересная и довольно таки сложная.
Однако благодаря визуалу, закадровому голосу и постобработке всё это смотрится легко — не приходится напрягать нервы мозга, чтобы всё разобрать. Также сам порядок сцен очень хорошо подобран, наилучшим раскрывая проблему фильма.
В дополнение, как вишенка на торте — блестящие актерские работы Эдварда Нортона и Эдварда Ферлонга. Также второстепенные актёры отлично справились со своими задачами.
Таким образом, все составляющие фильма отлично взаимодействуют, и раскрывают главную тему, превращая лекцию о расизме в гениальное произведение искусства.
Могут ли мимолётно брошенные слова близкого человека изменить жизнь? Как по мне, картина Тони Кэя отлично это демонстрирует. Ужин обычной американской семьи, во время которого отец решает высказать свою мнение о мигрантах в стране. Но так уж сложилось, что послушный старший сын, после смерти отца, воспринимает его слова в штыки, в дальнейшим превращаясь в скинхеда.
Однако, по изначальной задумке Тони Кэй не планировал того, что Дерек должен будет перевоспитываться. Фильм должен был быть более жёстким, что не понравилось студии. Сценарий пришлось переделывать и это заметно сказалось на фильме.
Например, момент, когда Дерек уходит из банды, а бывшие товарищи и девушка, которые минуту назад считали его своим идолом, уже готовы пристрелить его. Конечно, можно предположить, что это должно показать насколько ненадёжные были его соратники, но неужели настолько?
По Дэнни особо не было заметно, что он очень уж близок с братом до его ареста. Он также был в ужасе и когда Дерек совершал преступление. Однако после того, как последний садится в тюрьму, Дэнни становится копией старшего брата, хотя остался на воспитание сестре и матери, которые вроде как придерживались относительно либеральных взглядов. Когда же Дерек выходит из тюрьмы, ему удаётся на 180 градусов развернуть мировоззрение Дэнни всего за один разговор. Обычно для этого подросткам нужно хотя бы немного времени, а тут он сразу же, обнявшись с братом, бежит срывать плакаты со свастикой в своей комнате.
Конечно было бы интересно взглянуть на то, что было бы, получись фильм ровно таким, каким его и задумывал режиссёр изначально. Но и сейчас назвать фильм плохим язык не повернётся. Он отлично демонстрирует нам проблемы расизма в обществе, что сейчас актуально, как никогда. Он о том, как ошибки молодости могут загубить всю жизнь. О том, как просто стать плохим примером для подражания. Фильм стоит смотреть, хотя бы ради великолепной игры Эдварда Нортона.
Человечество — это один вид, разница лишь в условиях адаптации. Но высшая глупость в ненависти к признакам адаптации.
Довольно переоценённый фильм, который довольно поверхностно исследует причины расовой неприязни. История рассказывает о жизни Денни и Дерека Виньярдов, их взаимоотношениях, семье, перевоспитании.
И фильм довольно отталкивающий… Всё довольно шаблонно, лишь бы правительство не трогать с социальной несправедливостью. Дерек вполне мог использовать свой авторитет среди скинхедов, чтобы создать что-то лучшее для общества. Он мог использовать свой интеллект, о котором так пели в начале фильма. И всё это скатилось в банальное — среди белых и среди чёрных есть подонки. Финал фильма просто дико притянут за уши. Поэтому фильм воспринимать довольно тяжело, он как и «Бойцовский клуб» показывает лишь какое-то разложение и без толкового перерождения главных героев. Грязь в начале фильма, потом небольшой просвет в середине и опять уныние в финале. Хоть и фраза Денни вполне толковая, но опять же эти фразы уже говорились многими противниками расового деления. Так что не ново.
Также можно увидеть в этом фильме, насколько ненависть и озлобленность Дерека разрушительна для него самого. Он причиняет боль всем, кто рядом. Потом эта боль возвращается к нему стократно. Можно сказать, что это более приземлённая версия 'Заводного апельсина' Кубрика. Структура фильма практически одинакова. Ну любят режиссёра подобного жанра проявление ультранасилия. Но такое смотреть довольно тяжело и после просмотра становится невыносимо тяжко на душе от восприятия агрессии на экране. Чем больше показывать насилия на экране, тем больше веры в реальность этого насилия.
Поэтому не рекомендую фильм, потому что реальную причину расовых проблем он не показывает. Единственная героиня, которая была интересна, так это сестра Дерека и Дени, которая видит расовую проблему в социальной несправедливости. Но это быстро заминают дикой выходкой Дерека, который начинает бить своих родных. Я уж молчу про сцену курения при ребёнке. Мало кто из героев вызвал симпатию.
Фильм показался мне достаточно нелогичным и нереалистичным.
В начале нам показывают просто сущее зло, этот взгляд полный ненависти - просто что-то с чем-то. Бесчеловечность.
И вот это сущее зло попадает за решетку (удивил кстати срок). И по сути, ничего особого там с ним не происходит. Я ждала какого-то осознания, что вот - все мы люди, каждый хочет быть счастливым, что-то в этом роде. В итоге все произошло нелогично и смазано.
Так же интересно, что за книги он там читал? Про что?
Раскаяния в нем я не увидела вообще, путь его осознания (если оно вообще было) не прочувствовала.
Ощущение, будто он не осознал ничего, а просто хочет свою пятую точку защитить.
Конец фильма вообще ужасный и портит все. Никакой логики. Можно вложить в это конечно смысл, но это все очень натянуто.
Актерская игра понравилась, в целом смотреть было интересно.
Культовое кино о человеке, отдавшем весь свой потенциал, все свои силы и исключительность гневу, ярости и жажде мести.
Качество изображения - чистота, композиционная выверенность, верно подобранные ракурсы каждого кадра, цвет - отличается исключительным вкусом.
Интересное преподнесение самого сюжета - режиссёр рассматривает историю не прямо, а через воспоминания и размышления героев. Благодаря этому будто варишься внутри истории.
Фильм поднимает важнейшие вопросы, о проблеме которых многие могли и не знать, раскрывает людей того времени изнутри, их эпоху, их реалии, их убеждения.