Небоскребы и террористы, как выясняется, есть не только в Америке. Франция тоже благодатная почва для плохишей, которых так и тянет в своих злодейских целях захватить высотное здание. Да вот беда, для плохишей, конечно, окна в здании прозрачные, всё видно. В целом ничего страшного, ведь террористы совершают свои злодеяния на верхних этажах, подглядеть никто не сможет. Но чтобы окна стали ещё прозрачней, их моют. Два слегка придурковатых друга Эрик и Рамзи. Один из них, увидев в окно приятную девушку, влюбился. А немного погодя друзья увидели, как эту девушку уводят с собой террористы. И так как на тот момент во Франции не оказалось Брюса Уиллиса, Эрик и Рамзи самостоятельно отправляются на спасение девушки и попутно мира.
Французская пародия на голливудские блокбастеры. Кости перемывают 'Крепкому орешку' и, кто бы сомневался, 'Матрице' (пожалуй, фирменный наклон Нео в рыцарских доспехах ещё никто не исполнял). 'Адский небоскреб' - это ещё одно звено в цепочке фильмов, где побеждают самые тупые и дураковатые герои. Вполне приемлемый и забавный эпизод.
Эрик и Рамзи познакомились во время съемок популярного французского ситкома 'Больничка', коим также прославился Жамель Деббуз. Два комика, оба эмигранты во втором поколении, (Рамзи - алжирец, Эрик - потомок выходца из французской Гваделупы) быстро нашли общий язык на фоне похожего дурашливого комического стиля, крепко сдружились и решили пробиваться вместе. Дуэт стал штурмовать подмостки стенд-ап площадок, телевизионных шоу и кино, и везде им сопутствовал немалый успех. Везде, куда бы их не приносили ноги, они устраивали веселый кавардак, словно дети, оставшиеся без контроля взрослых. Собственно, их ребяческий юмор и детская непосредственность очаровали французов, которые полюбили двух потешных идиотов - нескладного тощего верзилу Рамзи и лысого крепыша Эрика с уровнем мышления трехлетнего ребенка.
Фильм 'Печально известная башня Монпарнас', получивший у нас более 'блокбастерное' название 'Адский небоскреб', подходящее скорее для второсортного боевичка, стал их первой совместной 'пробой пера' в большом кино и пробой очень успешной. Хорошие кассовые сборы 'Адского небоскреба' превратили Эрика и Рамзи в национальных суперзвезд, позволили им получить творческую независимость, и продолжить работу над целой серией комедий в том же стиле, выходивших с завидной регулярностью последующее десятилетие, что позволило им построить и вполне успешную сольную карьеру в кино, когда их юмор уступил место более интеллектуальным и разнообразным в своих проявлениях Дэни Буну и Омару Си.
Поколению французов-ровесников 'Пришельцев', нужны были эти ребята с простым, как два франка юмором - прямым, не обремененным интеллектом и сатирой на что бы то ни было, лучше всего подходящим, чтобы просто поржать под пивас в компании сверстников над двумя великовозрастными дебилами, чей интеллект не дотягивает даже до их собственного.
На самом деле ничего нового Эрик и Рамзи не изобрели. Во Франции давно существовала отличная комедийная школа 'группового изнасилования смеховых рецепторов' квартетом Шарло, которые выпустили 2 десятка очень смешных (по большей части) и очень глупых комедий, лишенных и намека на какие либо мысли. Эрик и Рамзи делали то же самое, только сообразно приметам времени, но, пожалуй, еще больше упростив и 'обытовив' стиль 'шарлотян', тяготеющих все-таки больше к гэгам и трюкам немого кино. А в Германии, например, примерно в это же время царствовало шоу Михаэля 'Булли' Хербига, короля такого же простецкого юмора, и в том же 2001 у него вышла пародийная комедия 'Мокасины Маниту', правда, не в пример 'Небоскребу', гораздо более стильная, смешная и с гораздо большей концентрацией шуток. А в США, где когда-то были великолепные дуэты, вроде Лорела и Харди и Эббота и Кастелло, к юмору которых Эрик и Рамзи, безусловно, бессознательно тяготеют, в это же время настало время 'Американского пирога', Апатоу, Сэндлера и их компашки, так же сознательно снижающих порог 'интеллектуальной проходимости' юмора. Стоит ли говорить о всеобщей деградации юмора в 21-м веке? Не знаю, в конце концов, выходило и выходит множество прекрасных комедий, однако, повсеместное появление и успех таких ребят как Эрик и Рамзи - явление не случайное.
'Тупой и еще тупее', с которым творчество Эрика и Рамзи все время хотят сравнить, особых родственных связей с ними не имеет. Сыгранные Джимом Керри и Джеффом Дениэлсом ребята были хоть и тупыми, но, во-первых, очень обаятельными, во-вторых, абсолютно живыми людьми, действующими логически (сообразно своему интеллекту конечно же) в тех ситуациях, которые им подкидывают сценаристы. К тому же фильм был стильно и попросту хорошо срежиссирован, и действительно отлично сыгран.
'Адский небоскреб' же - это не фильм, а набор удачных, а чаще не очень удачных гэгов, кое как прилепленных к достаточно стереотипному боевику. И герои в нем - не люди, а калька с человека, эдакие шаржи. Фильм чудовищно далек от лучших комедийных шедевров Франции, но он и не претендует на по праву занятые гениями французского юмора места. Единственное, на что претендует фильм - доставить сиюминутное удовольствие массовому зрителю, рассмешить его, показав двух клинических дебилов в неординарной ситуации. С этой задачей он вполне справляется. Чего проще? Рецепт, проверенный в десятках фильмов - дуэт неисправимых идиотов втиснут в рамки остросюжетного триллера-боевика, а то, во что могут превратить этот триллер-боевик парочка даунов - и есть результат фильма.
'Адский небоскреб' - безнадежно и безжалостно глуп, объявлен пародией, но настоящих пародий там мало, а те, что есть - либо уже являются классическими пародийными клише, либо тонут в несмешных эскападах двух ведущих звезд. Эта парочка слишком увлеклась дураковалянием, забыла о главном правиле пародии - никогда не пытаться смешить людей специально - и, в общем-то, испортила пародийную начинку ленты. Их бессмысленное мельтешение из кадра в кадр не дает выжать значительное количество юмора даже из такого благодатного материала, как 'Игра смерти' или 'Крепкий орешек'. Да они, в сущности, ничего и не выжимали, такое ощущение, что лепили первое же, что приходило в голову, никак не фильтруя идеи.
Тут еще проблемы с режиссурой. Шарлю Неме, к сожалению, далеко до Цукеров, Брукса и Алена Шаба, он не справляется со своими звездами, которые слишком много суетятся и работают вхолостую, а пародия, как и 'служенье муз', не терпит суеты. Да и сценарий не дает никаких путей к развитию и использованию богатого комического потенциала.
Впрочем, когда я впервые посмотрел 'Небоскреб', я поверил, что у этих парней есть потенциал и они вполне могут занять свою нишу - тупых молодежных комедий по-французски. Так и произошло. У них выработался определенный стиль - не самый лучший, иногда просто омерзительный, но для подобных одноразовых комедек вполне годный. И я не буду до конца искренен, если не скажу, что все-таки некоторые сцены были обыграны молодыми комиками просто блестяще.
Увы, дуэт никак не прогрессировал, и в течении нескольких лет полностью исчерпал себя. У них не было никакого бэкграунда, никакого второго дна, как у Ришара-Депардье, де Фюнеса-Бурвиля или Рено-Клавье. 'Адский небоскреб' - по существу непритязательная комедия с кучей действительно идиотских ситуаций и идиотских персонажей. Второй план, работающий в резко контрастирующем с главными звездами ироничном стиле, получился гораздо интереснее. Местами есть удачные, оригинальные шутки. Есть и веселый, жизнеутверждающе дебильный экшн, нет даже пошлости, без которой редко обходятся молодежные комедии. Конечно, ни фильм этот, ни парочка эта никогда не займут своего места в сокровищнице комедийного искусства Франции, но свою троечку они заслужили по праву.
Я наконец таки посмотрел первый полнометражный фильм, в котором в главных ролях снялись небезызвестные 'Два нуля', Эрик Жодюр и Рамзи Бедиа. Видно было что они старались изначально показать себя со своей лучшей стороны, следуя, видимо пословице 'Встречают по одежке, а проважают по уму', Ну да ладно, провожать их пока никто не собирается, а вот 'первая одежка' пришлась очень впору.
Этот фильм именно для смеха и расслабления. В нем нет ни капли скрытого философского подтекста, он содержит в себе лишь очень удачную пародию на известнейший боевик 'Крепкий орешек' и несколько отсылок к 'Матрице' и 'Скорости'. Пародии эти не несут никакого оскорбительного и пошлого умысла. Они нелепы, глуповаты, но искренне смешны и забавны. Ведь пародия и должна быть отчасти глупой, ведь она высмеивает глупости и нелепицы пародируемых фильмов. Это кино бесконечно смешно. В нем не только представляются некоторые моменты из вышеназванных лент в уморительной форме, но и лента сама по себе изобилует оригинальными находками режиссера, и двух главных актеров, которые являются соавторами сценария и диалогов.
В общем, кино для 'не слабых духом'. Если хотите, что бы при упоминании пародийного жанра можно было вспомнить что-то помимо глупых выкидишей Фридберга и Зельцера, то смело смотрите это кино. И, пожалуйста, не пытайтесь воспринимать всё происходящее на экране всерьез, аргументируя несерьезность всего действа фразами типа 'Это глупо', 'Это нелепо' и 'все это бессмысленно'. Так и есть, но это лишь плюс этому фильму. Я говорю 'ДА' такому кино.