Этот фильм Роберта Лонго вышедший в далёком 1995 году, постоянно миновал мой взор и увидеть его на, теперь уже, раритетных VHS, мне не посчастливлось, хотя те же 'Странные дни' Кэтрин Бигелоу или 'Судью Дредда' Дэнни Кэннона, удалось увидеть на 'видике'. Вообщем, слово мнемоник, было всегда на слуху, но сам фильм я лицезрел только не давно и только не давно узнал, что мнемоника - это искусство запоминания...Между тем, это кино, на данный момент, является классикой киберпанка и придираться к нему по мелочам, дескать, что там за смешные спецэффекты мне только, что показали или что это за милипузерные объёмы памяти, - было бы не красиво, поэтому к 'папье-машёвости' 90-ых, я относся лояльно. Основной причиной просмотра, естественно стал актёр Киану Ривз, 'прохладный ветер над горами', предстал в картине в достаточно молодом возрасте: уже после 'Скорости' де Бонта(которая и коренным образом изменила конечную версию фильма), но ещё до 'Адвоката дьявола' Хэкфорда, а это значит, что до своей мировой известности ему оставалось совсем немного и не после ли этого фильма его заметили, тогда ещё, братья Вачовски на свой киношедевр тоже на схожую тему ?!...
Так вот, герой Ривза Джонни, живёт в футуристическом будущем в 2021 году, где служит всего-навсего простой 'флэшкой' - в чью голову вставлен чип на 160 гигабайт (на 95-ый год объём запредельный). Но Джонни соглашается закачать в свою голову в два раза превышающий объём информации и спокойно отправляется к адрессату, попутно мучаясь от кибермигрени, он пытается вспомнить кто он есть и отбиться от вездесущих якудз. Фильм получился очень противоречивый, мне он показался в нео-нуарном стиле достаточно унылым, как и по экшну, так и по сюжетной составляющей. Абсурдная футуристическая канитель, которая ещё и смотрелась инвалидно (это кстати ещё лояльно), интереса тоже не вызывала, как и 'детские' драки, 'пейнтбольные' перестрелки и нулевой саспенс.
Актёрская эскадра смотрелась тоже не убедительно: Ривз выглядел каким-то потерянным, с лицом: 'зачем я согласился сниматься в этом', также не подходяще выглядела и Дина Майер в роли телохранительницы Джонни (в этой версии будущего, именно слабый пол отвечает за секьюритизацию), также был замечен Дольф Лундгрен в роли футуристического Гендальфа и Айс Ти в роли кибербомжа, единственный кто был 'в своей тарелке', так это Такеши Китано, режиссёр в роли кумитё, смотрелся вполне себе интересно.
Вердиктируя фильм 'Johnny Mnemonic', прежде всего хочется отметить, что за унылостью, элегичностью и кибермеланхоличностью, скрывается классика киберпанка середины 90-ых...
Первоначально казалось, что создание блокбастера 'Джонни Мнемоник' - это ответ из 90-х на культовую картину 'Бегущий по лезвию', которая вышла в 1982-м году. Но должного ответа зритель не дождался - 'Джонни Мнемоник' провалился в прокате, а затраченные на его постановку средства так и не восполнились.
Можно долго рассусоливать по поводу факторов, которые сыграли на столь негативном отношении публики и критиков в фильме, но можно ещё и выделить основные фрагменты неудавшегося полотна. Судить я буду чисто субъективно, поэтому скажу, что, во-первых, это произошло из-за, на удивление, слабой игры главной 'звезды' фильма - Кеану Ривза. Ему не раз приходилось суетиться, бегать, выбивать информацию, доводить свой образ до критической точки накала, воде бы и в 'Джонни Мнемонике' тоже всё это присутствовало, однако же, было это пресным и надуманным, всё время казалось, что герой фильма должен как-то по-другому себя вести, как будто это Арнольд Шварценеггер из 'Вспомнить всё'.
Второй фактор - отсутствие должного динамизма и зрелища. Они как бы есть, но динамизм ленты, извините за несколько абсурдное утверждение, вялотекущий, всё время ожидаешь обострения ситуации, а на самом деле получаешь пшик. Зрелище вроде бы и поставлено по канонам 90-х годов прошлого столетия, но в них не было выдумки, содержание, есть утрированное выражение - пустышка в блестящей упаковке, вот что-то такое можно употребить в отношении спецэффектов в 'Джонни Мнемонике'.
И третий фактор - это слабый подбор оставшихся исполнителей. Я ничего не имею против Дины Мейер, красивая девушка, талантливая, но в образе некоей охранницы в юбке она не смотрелась совершенно. А герой боевиков 80-х годов Дольф Лундгрен просто аллегорично смотрелся в образе священника-наёмного убийцы, он очень часто вызывал даже горькую ухмылочку.
Чего-то особенного в фильме для себя я не нашёл, оказался разочарованным, а ведь в своё время гонялся за видеокассетой с этим фильмом, а после просмотра понял почему же её было не так уж легко достать - такой товар мог бы долго лежать на витрине.
«Джонни Мнемоник» - весьма даже неплохая фантастика, снятая в далеком 1995 году, режиссеров Роберт Лонго. Идея очень интересная, но поставленная настолько паршиво, что вся эта нищета, которая присутствовала на экране, отбивает охоту вникать в фильм на сто процентов. Главного мнемоника играет Киану Ривз, не зря он был номинирован на худшую мужскую роль, он здесь настолько мутно сыграл, что хотелось просто блевать от его игры, хотя на роль он подходил идеально, но если бы еще хорошо сыграл, я думаю эта картина принесла бы ему какой то успех. Бедный фильм, очень и очень бедный. Эта картина, живое доказательство того, что даже имея в руках двадцать шесть миллионов, можно умудрится снять полный шлак. Фильм радовал исключительно своей задумкой, но как я уже говорил, постановка, это просто гадость какая то, бюджет полностью в фильм не вошел.
Мне не нравится то, как видят сценаристы будущее, почему у них на листках оно всегда темное, страшное и очень ужаснее, почему так. Мы живет в странном мире со странными людьми, которые наверно не могут жить мирно и спокойно. Сколько всего, человечество пережило в двадцатом веке, так нет, давайте еще и двадцать первый век будем называть апокалипсисом. В принципе я ни чему не удивился, когда на экране выбило число, 2021 год, и сразу же в мои глаза полетели картинки с ужасными людьми, с разбитыми и страшными улицами, везде хаос и разрушения, честное слово, уже это надоело. Джонни Мнемоник - это парень, который работает курьером, но вместо кейса или какой нибудь сумки, у него в голове имплантант на несколько сотен гигабайт, в которой он переносит очень важную информацию. Но одного, страшного и темного дня, это же будущее, поэтому не удивляйтесь, Джонни в свою башку загружает большое количество информации, которая выясняется потом, очень важная для всего мира, и на нее объявили охоту.
Ну как видите, сюжет классный, особенно фанатам фантастики будет очень интересно, я и себя отношу к той группе людей, которые любят подобные фильмы, только очень обидно, что такая идея была так ужасно экранизирована.
Сегодня никто не станет спорить, что всемирную славу Киану Ривзу принесла Матрица. По сути, для Ривза матрица стала тем же самым, чем для бокса стал Майк Тайсон. И до Тайсона бокс привлекал десятки миллионов поклонников, и до Тайсона в профессиональном боксе были миллионные бои, но именно Тайсон сделал бокс зрелищным и прибыльным видом спорта. Так и Киану Ривз стал получать десятки миллионов долларов только за факт своего появления в кадре (кто не верит – вспомните «День, когда земля остановилась» 2008 года, где Ривз вообще не играл, а просто присутствовал в кадре, что, впрочем, не помешал ему неплохо поднять на фильме).
Сегодня мало кто вспомнит, что и до Матрицы у Ривза были по-настоящему сильные роли. Продвинутые кинолюбители, конечно же, вспомнят культовый «Адвокат дьявола», фильм, по мнению специалистов, определивший выбор профессии тысяч российских абитуриентов в конце 90-х. Сия точка зрения, конечно же, весьма спорна, а, возможно, и вообще была высказана в шутливой форме. Но миф родился. Еще более продвинутые киноманы, отметят «Дракулу» Френсиса Форд Копллы (1992) – фильм максимально близкий к оригиналу Брэма Стокера. Но первым фильмом, где герою Киана Ривза пришлось столкнуться с виртуальной реальностью, конечно же, остается «Джонни Мнемоник» (1995).
Живущему ныне – во второй декаде XXI века – зрителю фильм не покажется чем-то особенным. Слабые спецэффекты – на 26 миллионов 15 лет назад было невозможно сделать то, что сделал сегодня Кэмерон за 250 миллионов, - и примитивные ЭЛТ экраны сразу выдают фильм середины 90-х. В чем-то Джонни Мнемоник аналогичен «Не называй меня малышкой» и третьему «Робокопу», где явно прослеживается боязнь американского общества перед иностранной засильщиной. Советская угроза миновала, а американским хомячкам очень нужно было бояться чего-то глобального. Поэтому, начиная с 92-ого, в игру вступает иностранный капитал, как правило, технологически продвинутых японских фирм. Кто бы знал, что уже в 1999 году тот же Ривз будет пугать зрителей войной с ИИ, а ближе к концу 2000-х новой глобальной угрозой станет не SkyNET или виртуальная реальность, а инопланетное вторжение («9 район», «Скайлайн»). 160 Гб казалось в 95-ом чем-то невероятно большим. Впрочем, чуть раньше сам Билл Гейтс не мог представить, что кому-то потребуется более 640 кб оперативной памяти.
Примечательно, герой Ривза – Джонни – на восьмой минуте фильма представляется господином Смитом, спустя всего четыре года его же герой – мистер Андерсон – будет живо улепетывать от другого Смита. Впрочем, уже тогда – в 1995 году – Киану Ривз лихо нокаутировал своих противников мощными пинками в голову, корпус и по ногам. После съемок Матрицы, он скажет, что перед съемками актерской группе на протяжении полугода пришлось тренироваться по 8 часов в день, изучая основы кунг-фу и джиу-джицу. Сколько он готовился к съемкам «Джонни мнемоника» остается загадкой и по сей день… С другой стороны, ничего сверхъестественного – типа беганий по стенам и зависания воздухе – там мы не увидим.
Сюжет фильма довольно оригинальный, хоть логически выверенным его не назовешь. Главному герою необходимо перевести некую – сверхсекретную – информацию из Пекина в город Newark, вероятно, будущий Нью-Йорк. Проблема заключается в том, что информацию нужно перевести в мозговом имплантанте на 160 Гб вместимости, чего как назло, чуть-чуть не хватило. И теперь информация стремится высвободится прямо в мозг нашего героя, что в итоге приведет к излишнему нагреву серого вещества и летальному исходу. Чем такой способ транспортировки лучше перевозки обычного диска, с которого и производилась запись в имплантант, зрителю не объясняется. Протагонисты постараются перехватить Джонни и извлечь столь дорогую информацию прямо из его головы. Разумеется, жизнь мнемоника ценится невысоко, благо для извлечения информации достаточно и просто одной головы.
Помимо Киану Ривза на экране засветилась еще одна – тогда восходящая - звезда американского кинематографа – Дина Мейер. В отличие от Ривза она не получали ни баснословных гонораров, ни множества серьезных ролей в последствии, и ее актерская карьера как-то сама собой потихоньку отошла в область ТВ. Тем не менее, роль в «Джонни Мнемонике» была одной из двух ее самых лучших. Во второй раз актриса «выстрелила» в 1997 году в «Звездном десанте», где сыграла подружку и сослуживицу Рико. В последствие актриса была замечена в «Пиле» во второстепенной роли детектива Керри.
«Джонни Мнемоник» не пользовался большим успехом в американском прокате (за рубежом дела обстояли несколько лучше, но все равно фильм не смог собрать нужную сумму, хотя бы чтобы просто окупиться), а критики встретили его откровенно в штыки. Неглубокая идея, глуповатый сюжет и низкопробные спецэффекты вообще делают фильм неинтересным современному зрителю, за исключением незначительной прослойки любителей ретро-фантастики.
Помню, смотрел этот фильм еще очень давно, когда было лет 8 или 9. Тогда он поразил меня сюжетом. Время идет, и вот мне уже все 18 и я вновь его решил пересмотреть. Фильм меня также удивляет своим невероятно реалистичным сюжетом. Однако, шедевром сегодня я его уже не назову. Фильм «Джонни Мнемоник» запомнится зрителям, прежде всего как один из образцовых киношек в жанре «киберпанка», но отнюдь не как самый яркий его представитель.
Главная фишка фильма – достоверное изображение будущего. Ведь и сейчас уже все дело к этому идет. Технологии растут, главным товаром становится информация. За ней охотятся. За нее сражаются, за нее убивают. Это будущее видится мне наиболее реальным, так как уже сейчас мы ставим её в приоритетное место наших интересов.
Также добавляет реалистичности и присутствие японцев среди персонажей фильма, так как они отнюдь не последние охотники за информацией на сегодня в мире. Американцы и японцы – две самые высокотехнологичные страны в мире в борьбе за право обладать формулой лекарства от главной болезни будущего «синдром нервного истощения».
Как сказал один из персонажей фильма «Наши же технологии нас и погубили. Мы у них в заложниках». Он чертовски прав. Сам же сюжет, начинается немного скомкано, но именно из-за этой скомканности нам и раскрывают особенности здешнего мира, его законы. Где-то к минуте 20-й уже сюжет становится более четким и тогда мы уже начинаем следить именно за главным героем, а не вокруг него, дабы разглядеть какие-нибудь особенности данного мира. Он раскрывается в самом начале.
Техническая сторона фильма для своего времени хоть и не была средненькой, но все же отнюдь не самой выдающейся на то время. Что и говорить о сегодняшнем дне. Однако, у меня не возникло ощущения прекратить просмотр, все же здесь не настолько детский уровень графики, поэтому раздражают лишь плохо режиссированные перестрелки и не очень удачные драки. Но очень радуют глаз эпизоды, когда Джонни внедряется в онлайновую сеть или виртуальную реальность. Сделано крайне атмосферно. Интересно, когда в нашем мире уже изобретут такое?
Запоминающиеся персонажи – вторая фишка фильма после сюжета. Здесь отлично прорисован и главгерой Джонни (правда Ривз не сделал его максимально живым), и его подруга телохранительница, сыгранная Диной Мейер. Больше всех порадовал антихристианский проповедник в исполнении Дольфа Лундгрена. Получился крайне антирелигиозный персонаж, и, между прочим, очень харизматичный. На его примере показана еще одна отличительная черта здешнего киношного мира – отсутствие искренней религии. Здешние священники пользуются религией лишь бы заработать денег, только и всего. Ну и порадовал Удо Кир со своей крохотной ролью начальника Джонни. Не надоедало мне смотреть на него, а ведь ничего такого он на экране не вытворяет. Харизма видимо.
Но вот сейчас наступает время для ложки дегтя в оценке фильма. Несмотря на ярких прописанных персонажей, отличный атмосферный сюжет, не очень удачную, но все же терпимую режиссуру, фильму категорически не хватает отличной актерской игры. И самый главный пинок должен достаться главному актеру. Киану Ривз в этом фильме показал себя с очень плохой стороны.
Несмотря на хорошо прописанный по сюжету персонаж, он не смог сыграть его как следует, в итоге сопереживаешь ему гораздо меньше, чем остальным персонажам. При чем когда он молчит, мне он даже показался очень харизматичным, но как только Киану раскрывает рот, здешняя атмосфера начинает терять свои баллы. Вместо него гораздо интереснее наблюдать за Диной Мейер, она сыграла гораздо ярче и внушительней, за что ей и аплодисменты. Но главная достопримечательность фильма – Дольф Лундгрен. Он не просто потрясающей сыграл самого загадочного персонажа фильма, но и сделал его очень живым и органичным в данном мире. Глядя на него, сразу же веришь в не самые добрые намерения его персонажа. Дольфа здесь упрекнуть не в чем.
В заключении следует сказать, что я не пожалел о потраченном на просмотр фильма времени, но признаюсь – есть и гораздо более привлекательные представители киберпанка. Этот же фильм из-за слабой режиссуры, неудачной актерской игры не может называться шедевром, и удовольствие от просмотра с каждой неудачной репликой сокращается. В итоге же я поставлю фильму 6 баллов за шикарный сюжет и отличную атмосферу высокотехнологичного мира.