Ну что, Браво, Этьен Перье, нечасто встречаешь что-то похожее. Хитросплетение криминальной драмы, детектива, оттенков мистики и фарса - бесподобное творение. Добрую половину времени фильма можно просто хохотать, особенно если у Вас особое чувство юмора. Думается, что настрой на просмотр этого маленького шедевра очень сильно повлияет на его восприятие. Потому как, мы изначально вроде начинаем смотреть вполне стройный и строгий детектив, различая в завязке банальную детективную линию, которая присутствовала уже тысячи раз в различном кино. Но потом эта линия начинает взаимодействовать с оттенком комедии. Появляется чуть заметный привкус едва различимого фарса, который со временем разрастается, благодаря нелепостям, совпадениям и прочим непредсказуемым событиям. И наверное только лентяй не досмотрит до конца постановку такого идеально продуманного сценария. Так тонко и гениально смешать серьезный сюжет и фарс-комедию!
Редкий случай, когда остаешься в очень хорошем и положительном впечатлении после просмотра. Создать подобный симбиоз жанров, оставляя при этом строгость картины и не навешивая ей ярлыки именно развлекательного жанра это значит одержать маленькую победу. Привлечь зрителя, сыграв на его предвзятости к аннотациям фильма и удивить людей в процессе просмотра. Жаль, что данная кинокартина не получила широкой известности в нашей стране.
Отличный кастинг, великолепные актеры. Самыми смешными мне почему-то казались герои Мишеля Серро (полиция) и Стефан Одран (роль сестёр). Они больше остальных, при всей серьезности событий в фильме, были катализатором для появления улыбки, смеха. Сам же актерский ансамбль интересен, все на своих местах. Всё гармонично, интересно, привлекательно, и спасибо за это доставленное удовольствие Этьену Перье.
Признаться, когда первый раз смотрел «Преступление есть преступление», думал, что это фильм Клода Шаброля. Все признаки: интересно закрученный сюжет, участие Стефан Одран. Однако, участие Шаброля ограничивается маленькой ролью. Ограничивается ли? Думаю, все-таки великий режиссер консультировал Этьена Перье, хотя если сценарий написан, то это уже полдела. А он (сценарий) вполне шабролевский.
Поль и Мари Кастнер были женаты два года, когда после аварии Мари была частично парализована и стала передвигаться в инвалидной коляске. После этого отношения супругов изменились: Поль нашёл любовницу Франсуазу, а Мари, которой принадлежали все деньги семьи, стала ревнивой и всем недовольной ворчуньей. Так прошло три года, когда с Мари произошёл снова несчастный случай, который привел её к смерти. После похорон выясняется, что у Мари есть сестра Анна, которая отмечена в завещании. Анна оказывается очень похожей на сестру, а скоро и начинает вести себя как сестра: перекрашивает волосы, передвигается на коляске и обвиняет Поля в смерти Мари. Практически одновременно появляется таинственный незнакомец, злой гений Поля…
В сущности, Поль становится жертвой своего одиночества: он не доверяет ни своей любовнице, ни комиссару полиции, который, скорее всего, мог бы ему помочь. Но Поль, пытаясь выпутаться самостоятельно, запутывается все сильнее и сильнее…
Фильм был снят в начале семидесятых – это было время расцвета Шаброля. Для воспроизведения его коммерческого и критического успеха были выбраны те же ингредиенты (загадочное убийство, буржуазный дом, Стефан Одран, тогдашняя жена Шаброля, играющая роли сестер-близнецов и даже сам Шаброль был использован в эпизодической роли). Непонятно одно, почему фильм снимал не Шаброль? Ответ, думаю, можно получить, посмотрев другие фильмы Этьена Перье. Особенно интересно посмотреть фильмы, которые маэстро снял вскоре после «Преступления…»: «Неизбежная жертва» (1977), «Маленькая красивая деревня» (1978), «Смятение чувств» (1979). Эти фильмы доступны в Интернете.
В фильме снимались признанные звезды» Жан-Клод Бриали, Робер Оссейн, Катрин Спаак, Мишель Серро, ну и, конечно же, великолепная Стефан Одран.