Первая половина фильма вызывает безоговорочно положительные эмоции: неспешное повествование, интеллигентность в подаче материала и чувство меры в снятии пражских пейзажей. Само по себе изложение истории как бы умершим, в том числе и из морга, вполне себе сюжетно занимательно и смотрится.
Увы, как это часто бывает, чем ближе к разгадке, тем скучнее и досаднее становится за фильм, а предложенное обоснование секты - откровенная глупость, достаточно напыщенная. Честное слово, из Морриконе, Праги и Барбары Бах можно было бы извлечь и побольше - пустенькой концовкой режиссер скомкал многообещающее начало. Зачем в фильм взяли пустую Ингрид Тулин, кроме как демонстрировать платки на голове, я так и не понял.
О «Короткой ночи стеклянных кукол» часто можно встретить два мнения: что это очень плохой джалло, и очень хороший фильм. На мой взгляд не верны оба. Прежде всего к giallo эта лента вообще не имеет никакого отношения, кроме характерного названия. Что же касается критериев оценки «хороший / плохой», то тут уместно будет вспомнить политическую ситуацию на рубеже 60-х – 70-х годов: противостояние левых и правых сил в тогдашней Европе, довольно значимое влияние Советского Союза и всего социалистического лагеря на формирование европейской политики, на брожение умов в среде творческой интеллигенции и т.п. Так вот, если рассматривать дебютную работу Альдо Ладо как смесь конспирологического детектива и политического памфлета, то она, возможно, была весьма неплоха. В конце концов, позволила же она ему занять место пусть и не на Олимпе итальянского кино, но где-то неподалеку. Вот только растеряв со временем политическую остроту и актуальность фильм превратился в занудное, затянутое, малоинтересное действо, отсутствие динамики в котором не компенсируется ни достоверным психологизмом, ни актерскими работами, ни даже мало-мальски интересными мизансценами. Ставший притчей во языцех эпизод с оргией стариков в финале смотрится на фоне всего предыдущего действа подобно прыщу на сером, незапоминающемся лице. Взгляд-то он, конечно, притягивает, но такого счастья и даром не надо.
Интересные и яркие актеры: Жан Сорель, Барбара Бах, Ингрид Тулин, – конечно, вытягивают «Короткую ночь стеклянных кукол» на общий средний уровень, но и только. А ведь не увлекись синьор Ладо малопонятными потомкам политическими аллюзиями, история поисков американским журналистом своей пропавшей подруги в древней и загадочной Праге могла остаться интересной и спустя сорок лет после того, как была рассказана впервые. Но уж слишком карикатурными оказались большинство антагонистов главного героя, слишком явно режиссер демонстрировал свои политические взгляды, слишком много сатирического начала вложил он в якобы мистико-драматический сюжет, чтобы фильм оставался интересным на протяжении десятилетий. Одной Черной Мессой, даже с оргией в духе фильмов студии «OMA» тут было явно не обойтись…
С другой стороны, современники Альдо Ладо, похоже, оставили без внимания политические эскапады режиссера, и отдали дань довольно экзотическим локациям, в которых происходит действие, необычному сюжетному ходу, когда рассказчиком является тело в морге, еще живое, но принимаемое всеми за мертвеца, наконец, тем самым дьяволопоклонникам, которых обыватель и без того был готов видеть в каждом коммунистическом лидере, не говоря уже об агентах КГБ. И обывателю этому было абсолютно наплевать, что Прагу снимали в Югославии, что высмеивал Ладо не только и не столько геронтократию соцлагеря (в те годы не такую уж, кстати, и «геронто-»), а собственным политикам тоже доставалось… Да и вообще, что он кого-то высмеивал. Зато в кадре было много соблазнительной Барбары Бах (тогда еще не жены Ринго Старра), зато имелись зловещие кей-джи-би (неважно, что в Чехии они по другому назывались) и была Черная Магия с ее последующим разоблачением. Что и требовалось, дабы завлечь почтенную публику в кинотеатры. Voilà!