На крупного криминального босса совершено покушение. Он нанимает пять телохранителей. Весь фильм, меняя локации, они отстреливаются и защищают своего работодателя от многочисленных киллеров. Экшн-сцены на удивление прекрасны в своем минимализме. Несколько выстрелов. Тишина. Давящее на нервы ожидание. Здесь слишком велика цена ошибки – один выстрел может решить исход всего дела, поэтому никто не торопится разредить весь боекомплект. То интересуют, прежде всего, главные герои, поэтому и камера больше показывает не результаты выстрелов, а акцентирует внимание на людях их производящих, которые не забывают расположиться на экране геометрически правильным по красоте способом.
В «Миссии» То идеализирует бандитов. Тема дружбы и своего личного кодекса чести у него находит выражении в третьем акте, который развивается совсем по другому сценарию в сравнении с тем, что мы привыкли видеть в таких фильмах. Основная сюжетная линия закончится за двадцать минут до финальных титров, но именно тогда начнется самое интересное. То ставит главный вопрос, проходящий через все его творчество, - можно ли ради дружбы пожертвовать своими жизненными принципами, а если можно, то как с этим жить дальше? Кино уходит в затемнение довольно открытым финалом, но чтобы снять вопросы о будущем главных героев, Джонни То снял негласный сиквел «Миссии» - «Отверженные», которые также снискали восторженные отзывы как критиков, так и зрителей.
Миссия - очень крепкое кино, которое снял гонконгский режиссер Джонни То. Этот фильм рассказывает о нескольких днях из жизни мафии, применительно к пятерым её членам, которые должны защитить своего босса от наемных убийц.
Экшн снят в лучших традициях жанра. Хотя он уходит на второй план, так как гланая задача которую поставил перед собой режиссер - что значит мужество и самопожертвование при выполнении своего долга. И как в трудных ситуациях воспитываются доблестные качества. Джонни То показывает, что для героев фильма подвержение своей жизни опасности не что-то особенное, на чем стоит акцентировать внимание, а это их повседневность, рутина.
На босса триад обрушился целый шквал покушений. Для вычисления заказчика киллеров, отражения их нападений и, собственно, охраны его сын Лунг нанимает пятерых бывалых телохранителей. За теми вопрос не встанет. Разве что иного типа.
Когда есть желание упороться по нормальному китайскому боевику, то нет нужды бродить в трёх соснах. Джонни То - наш кандидат. Режиссёр он, тем не менее, плодовитый, и заносило его не единожды в эксперименты и разрядки, но всё, что видел по профилю, пока ни разу не разочаровало. И вот опять, так называемая «Миссия» (остальные варианты названия всё же поближе к истине), где рассказывается о лихих буднях бодигардов. То есть, не тех, что пасут мажоров и селебрити, а более беспросветной службы на мафиозо. В отчасти бессюжетном стиле опусов Такеши Китано где-то с половину фильма развивается обречённая перспектива жизни современных самураев, где и работаешь в общем-то на плохих парней (а по фильму иных похоже и нету), и каждый день как последний. Либо ты их, либо тебя. А скучать уж точно не приходится. С половину «Миссии» отдано под перекрёстные разборки и параноидальные дуэли. Кажется, что этим автор и ограничится в итоге - бренность бытия эдакая, но во второй половине внезапно остаётся и место под ситуационную драму о ещё одной циничной стороне службы наёмника и дополнительное наполнение понятия кодекса чести (сложно здесь внедрять такое слово как «дружба»). Как результат – крепкий криминальный фильм от ведущего спеца.
Жизнь босса триады Луна в опасности - кто-то неизвестный очень хочет его убить. Чтобы этого избежать, мафия нанимает пятерых киллеров с выдающимися способностями для охраны, пока не будет раскрыто, кто же все-таки хочет смерти босса. Завязка для гонконгского боевика многообещающая. Ожидаешь харизматичных героев, драмы, внутреннего конфликта, может быть, предательства и кровавой развязки. Но Джонни То ожидания коварно обманывает, причем с самых первых сцен.
Команда телохранителей оказывается сборищем вполне обычных мафиози. “Этот умный, тот хорошо стреляет, а третий - бегает быстро” - такого нет. Все персонажи на первый взгляд похожи, и различаются, разве что, возрастом и опытом. Конфликта между ними тоже не видно. Впрочем, вообще какие-то отношения героев увидеть сложно, благодаря выбранному То странноватому минимализму. Диалогов здесь крайне мало, и ни один из них не стремится какие-то характеры раскрыть. Драмы тоже немного. Что эти пятеро вообще делают на экране? Преимущественно - стреляют. А между этим нам показывают бытовые сценки.
Сюжет проходит где-то параллельно. Интриги не то, что не чувствуется - похоже, что ее и не подразумевалось. Кто стреляет, почему босса хотят убить, когда наконец выяснится личность заказчика - последнее, что зрителя заинтересует. Да и когда заговор раскрывается, все оказывается очень очевидно и обыденно. Хотя на этом фильм не заканчивается. Накал страстей наступает уже после победы. Последние минут двадцать становятся гораздо напряженнее. Появляется и конфликт, и драма - но снова очень обыденные и очевидные.
Конечно, особых сюжетных находок от фильма в жанре Heroic Bloodshed ждать не стоит с самого начала. Но в этом-то и проблема. Используя фабулу, ставшую классической еще в средневековых романах уся, Джонни То не украшает ее драмой, напряженными монологами или взлетающими голубями. Он делает ее такой, какой она и бывает в реальности - обыденной. Герои и антигерои остаются в книгах. “Миссия” - место действия настоящих мафиози. Скучных, не очень эмоциональных, с плохим чувством юмора и самыми приземленными желаниями.
Но, при этом, все пятеро свято следуют вполне книжному кодексу чести. А еще, пусть они почти не говорят, а все больше палят из пушек, за мелочами их поведения прослеживается индивидуальность вполне “романтических” героев. Джонни То, отказавшись от символизма и искусственного напряжения, так и не перешел ту грань, за которой лежит “реализм”, с по-настоящему скучными и порой вызывающими неприязнь персонажами.
Многое для этого сделали актеры. Их образы - уникальны хотя бы во внешности. Опытный убийцы, выглядящий как банковский клерк, красавчик с длинными светлыми волосами, лысый и суровый мафиози. Но дело не только в этом. Самые мелочи игры - от жестов до взглядов, создают эту самую уникальности. И, конечно, одним из самых важных элементов стали перестрелки. Пусть в них нет голубей, драматургия - с крупными планами простреленных голов, одновременным выхватыванием пистолетов и летящими шляпами - все еще вполне укладывается в каноны жанра.
И “Миссия” вполне заслуженно занимает важное место во всех списках гонконгских боевиков. Здесь, конечно, есть заметные недостатки, самый коробящий из которых - совершенно неподходящая музыка, но даже с ней этот странный фильм остается одним из лучших представителей Heroic Bloodshed.