Однако, здравствуйте. Не совсем понятно, можно ли считать это экранизацией Кинга, если рассказ, что лёг в основу сценария, не был опубликован.
Начинается фильм в Калифорнии. Полицию вызвали в коттедж на побережье. Возле дома развешены десятки трупов котшек. Внутри, в кладовке, двое копов (один из которых марк Хэммил) обнаруживают иссушенный труп девушки. Соседи говорят, что здесь жила женщина с сыном-подростком.
Переносимся в штат Индиана, где теперь живут Мэри и Чарльз Брэйди. Они – оборотни-кошколюди, люто ненавидящие обычных кошачьих. Кроме маскировки под людей, Лунатики могут становиться невидимыми, делать невидимой свою машину, а также превращать одно авто в другое. Питаются оборотни жизненной силой девственниц. Во многих ужастиках девственность – эдакий щит, защищающий от Зла. Но не у Кинга. В «Давилке» всё началось из-за того что девственница порезалась. Теперь вот нетронутой девушке поясняют, что она просто еда.
Не совсем понятно – зачем было нужно свидание-пикник? Девушка ведь зашла в дом Брейди, монстры (кстати, состоящие в инцестуальной связи) могли на неё наброситься прямо сейчас, зачем Чарльз действительно пошел с Таней на пикник?
Необычным является то, что Лунатикам могут навредить лишь кошки. Чарльза не особо огорчил штопор в глаз и пуля в позвоночник, зато котец нанёс оборотню серьёзные раны. Весьма странной является и сцена с копом-мазилой. Офицер умудрился вообще разу не попасть по злодейке с пары метров. Обычно в хоррорах все выстрелы попадают в цель, дабы показать что маньяку/монстру нахчать на такие повреждения. Собственно, позже Мэри не сильно расстроил выстрел из дробовика в живот. Вообще копы здесь супер-бесполезные.
Отдельно отмечу камео. Сам Стивен Кинг исполнил небольшую роль кладбищенского сторожа, судмедэкспертами также были не последние в жанре ужаса люди: Джон Лэндис, Джо Данте, Клайв Баркер и Тоуб Хупер. Ещё необычно видеть Рона Перлмана простым полицейским.
Фильм «Лунатики» - это не только часть эпохи VHS, но еще и часть эпохи, когда едва ли не каждое произведение Стивена Кинга экранизировалось. Многие из фильмов 80-90-х годов, снятые по произведения фантаста, в силу скромных бюджетов, не топовых актеров и режиссеров, оказались либо ниже среднего по качеству, либо такими, пограничными. Так, навскидку могу назвать «Способного ученика», «Бурю столетия» и «Оно» (это если говорить именно про 90-е годы), получившиеся очень хорошими. К ним с натяжкой, но все же можно отнести и «Лунатиков» - фильм, который можно посмотреть на одном дыхании ввиду его почти не прекращающейся динамичности.
Мэри Брэди и ее сын Чарльз — не совсем простая семья. Они — оборотни, которым для постоянной поддержки жизненных сил требуются жертвы в лице непорочных девушек. Где бы они не оказывались, рано или поздно там появляются трупы, причем не только людей, но и кошек. По легендам, именно кошки за версту чуют вурдалака и способны серьезно ранить мерзкую тварь. Оставив в очередном городке после себя трупы, Чарльз и Мэри приезжают в небольшой городок Трэвис (штат Индиана), где сынок тут же находит очередную жертву — юную Таню Робертсон — прилежную ученицу и красавицу в одном флаконе. Вот только она оказывается не такой уж простой добычей, а Чарльз допускает ошибку на одном из уроков, желая произвести впечатление на девушку. Из-за этой ошибки он привлекает внимание посторонних, осознавших, что в Трэвисе завелась нечисть…
Итак, «Лунатики» - это кино, которое, как уже писал выше, можно посмотреть в один присест и получить удовольствие. Сценарий фильма развивается без каких-либо задержек и на постоянной основе подогревает интерес. Для фильма, идущего полтора часа — это самое то! Времени и без того маловато на раскачку и режиссер прекрасно это осознавая, постоянно подогревает историю все новыми и новыми фактами.
Несмотря на год выпуска фильма, имеющиеся в нем спецэффекты (ну разве что исключение составляет резиновый костюм монстра в конце), выполнены на качественном уровне. Тут и грим оборотня, и изменение лица (такие же приемы можно увидеть в «Секретных материалах», когда Охотник меняет свой облик), и трюки с преображением, а также исчезновением машины — все это смотрится отнюдь не дешево, но профессионально. Да, сегодня этим никого не удивить, но с поправкой на время «Лунатики» сняты достойно.
Много экранного времени в фильме уделено дорожной тематике — возможно, что здесь можно усмотреть акцент на то, что Чарльз и Мэри Бреди вынуждены вести кочевой образ жизни, надолго на одном месте не задерживаясь. По количеству дороги в сюжете, «Лунатиков», наверное можно сравнить с «Джиперсом- Криперсом» и «Трассой 60». Несмотря на свою центральный сюжет, «Лунатики» вполне могут считаться и роуд-муви.
Герой Брайана Краузе (Чарльз) выглядит типичным американским подростком, в то время как героиня Мэдхен Амик (Таня) оказывается весьма себе подходящей кандидатурой на роль девушки-девственницы. Ну а Элис Крайдж, играющая роль мамы Чарльза — по мне, так это куда круче мамы Стифлера! Само воплощение сексуальности, женственности и грациозности1
Стивен Кинг не был бы самим собой, если бы не добавил в сценарий несколько отсылок к своим прежним работам, как например к «Кристине», дав возможность машине Чарли трансформироваться в пугающе красное авто-кабриолет. Сам же мастер фантастики, наряду с другими мэтрами в данной области — Клайвом Баркером («Восставший из ада», «Ночной народ»), Джо Данте («Гремлины», «Вой», «Пиранья»), Тоубом Хупером («Техасская резня бензопилой», «Давилка», «Полтергейст») и Джоном Лэндисом («Американский оборотень в Лондоне», «Сумеречная зона») появился в данном фильме в камео-ролях. Собрать такой второстепенный состав — это, знаете ли, практически невозможно! Пятерка сценаристов, писателей и режиссеров в одном фильме, причем в эпизоде — это пасхалка всех пасхалок!
Особняком стоит саундтрек, звучащий в самом начале, а также в последней сцене и в финальных титрах — композиция Boadicea от Enya – о-о-очень крута! Слыша ее где-то по радио, слыша, что музыкальная тема используется в других различных песнях, даже не предполагаешь, что когда-то в 1992-м году она использовалась как заглавный саундтрек к вроде бы ничем не примечательному фильму, снятому по Кингу (одному из многих).
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Пересмотрели позавчера сей фильм (03. 01,2021). Со времён первого просмотра (1992 год) он сильно изменился (как настоящее вино, которое с годами приобретает изысканность во вкусе и ценность). А ведь это шедевр (ну только что не с большой, может-быть, буквы).
Фейерверки фантазий автора в каждом кадре, музыке, подборе актёров, игре актёров, одежды, деталей и т.д. чего не коснись! Даже в титрах юмор и тонкости. Чего стоит прописанная роль кота (где-то я читал, что это кот Стивена Кинга)! А все (якобы) нестыковки, несуразицы и киноляпы ну так искусно, с таким тонким юмором и скрупулёзностью развешаны по всем элементам сценария… ну прямо красные тряпки для критиков!
По-моему задумка авторов сработала как надо! Зрители всё правильно поняли (даже те, кто не поняли... и те правы!) Ну а уж время-то самая лучшая проверка!
Стивен Кинг - очень плодовитый автор, одна половина романов которого вызывают у меня восхищение, другая - забываются спустя день. После ужасной аварии в 99-ом году, писатель, к сожалению, снизил планку качества и в последнее время творит скучное и невыразительное полотно с редкими проблесками интереса (например, '11/22/63'). А до аварии он умел делать то, чего сейчас точно никогда не сделает - писал треш. Несерьёзный, увлекательный, который вызывает и недоумение, и сильный интерес. 'Лунатики' - именно тот самый треш.
Главные герои - мать и сын - представители древней расы, которые поедают людские силы, умеют делать себя или вещи невидимыми, и изредка превращаются в злобных тварей. Короче говоря, они - Лунатики. И вот, в очередной раз переехав в неказистый городок, они пытаются набраться сил, пока армия домашних котов (!) не добралась до них. Для этого им нужна обыкновенная школьница, к которой сынок лунатик пытается 'подкатить'. А кошек приходит всё больше и больше...
Ни в коем случае не подумайте, что перед вами серьёзный фильм ужасов. Ни разу. Тут творится такое, за что хочется нервно смеяться или закрывать глаза от стыда. Здесь уже на десятой минуте мать и сын идут заниматься любовью; 'ангел Лео из Зачарованных' бегает за орущей бабой по кладбищу, а в следующей сцене сражается с котом (!!!); разъярённая мамаша в одиночку кладёт полицейских и умудряется при этом злобно пошутить; погоня по длинной трассе под заводную музыку; мать и сын со страхом смотрят на кошек, которые ничего не делают, кроме как лежат на травке перед их домом... Здесь есть сцена, где котики медленно бегут по ночной улице под рефлексирующую музыку (это лучшая сцена, серьёзно, лучше один раз увидеть, чем услышать)!! Стивен Кинг, я в восхищении!
К слову, кошки в фильме просто чудо. Не Амик с Краузе тут главные герои, а именно эти зверьки. Пушистые, урчащие, мяукающие, способные толпой превратить демона в кучу пепла. Да и вообще их тут показывают, как натуральных защитников человечества от всего зла. Серьёзно, такую искреннюю любовь к кошкам редко можно встретить в кинематографе.
Между тем, сценарий выглядит немного недосказанным. Нам не расскажут, кто такие Лунатики, чего они хотят, откуда взялись и почему боятся именно кошек. Почему им сдалась именно героиня Амик, хотя вокруг бегают и другие школьницы. К тому здесь имеется мега глупая сцена. Без спойлеров: лунатики пытаются завлечь героиню к себе домой, чтоб скушать, а когда она сама к ним приходит, то... отпускают её. Неприкрытый способ растянуть фильм ещё на сорок минут.
Впрочем, в качестве маленьких мелочей, нам покажут несколько значимых для фанатов ужасов камео. Тут есть и Тоуб Хупер, и Марк Хэммил, и Джон Лэндис, и Клайв Баркер (от единственного момента, где Баркер и Кинг оказываются в одном кадре у меня радостно кольнуло сердце). Серьёзно, это здорово. Побольше бы таких радостей.
'Лунатик' - кино, которое понравится и фанатам весёлого треша, и фанатам Кинга, и любителям кошек. Без огрехов не обошлось, но и так пойдёт.
Вы знаете, если составлять топ самых сумасшедших (в хорошем смысле) фильмов по Стивену Кингу, то именно “Лунатики” заслуживают почетное место в первой тройке. Дикое и невероятное зрелище. Все эти ваши клоуны из канализации, тюремные заключенные со сверхъестественными способностями – превращаются в обычную шалость писателя.
Почему? Ну, когда уже на первых минутах мать с сыном занимаются сексом, а полиция находит десятки повешенных котов, твои глаза автоматически вылезают из орбит. Охота закричать, что ты творишь Стивен Кинг! Куда я попал, а-хи-хи. Те, кто не знаком с “Лунатиками”, прочитав синопсис, немного разочаруются.
Хотелось бы прояснить ситуацию. Везде написано, что это кино про оборотней. Ничего подобного! Да, главные герои мистические существа и могут трансформироваться, но здесь идет сказ не про волков. Лунатики – наполовину люди, наполовину кошки. Самое странное, что обычные кошки их терпеть не могут, чувствуют лунатиков за версту.
И чтобы окончательно вас добить – кино делали по неопубликованному рассказу Кинга. Сам в шоке, неужели у него есть что-то без публикаций, а-ха-ха. “Лунатиков” же снимал Мик Гэррис (большой поклонник творчества Кинга). Добавьте сюда – оторванные руки, пушистых котов, вырванные глаза, гладкошерстных котов, забавные моськи лунатиков, отсылки к другим произведениям Кинга и гигантское кол-во известных товарищей на втором плане.
Люк Скайуокер, Тоуб Хупер, Джон Лэндис, Джо Данте, Клайв Баркер, сам Стивен Кинг, Рон Перлман и т.д. Теперь понимаете? Безумный (киноманский) фильм на все сто процентов. 90-ые! Ну, а если вы обожаете необычные ужастики (где даже машина может исчезнуть ради очередной отсылки к Кингу, черт возьми) и кошек, то пора уже закрывать мою рецензию. Быстро включать “Лунатиков”!
Положа руку на сердце, мой любимый фильм у Мика Гэрриса!
Стивен Кинг – один из самых популярных современных писателей. Десятилетиями кинематограф экранизирует его произведения, некоторые даже удостоились по несколько фильмов. «Лунатики» в первую очередь примечательны тем, что это экранизация неопубликованной рукописи Короля ужасов, и одну из ролей (пусть и незначительных) сыграл в фильме сам автор, собственно, Стивен Кинг.
Пусть вас не сбивает с толку название фильма, от которого в первую очередь в голову приходит лунатизм – неосознанное блуждание во сне. Да и с оборотнями связывать название также не пытайтесь. Каюсь, что последнее перед просмотром я и сделал, увидев кадры из фильма с изображенными на них некими зубастыми существами. На самом же деле лунатики в фильме – вполне обособленный вид. .. хм... тварей. И, разумеется, лунатики – это зло, противостоять которому и выпало местному протагонисту, молодой девушке с приятным русскоговорящему человеку именем, Таня.
«Наша Таня громко плачет» - хотелось бы тут вставить, но это будет не в тему. За каламбур прошу извинить, а если серьезно, то персонаж у замечательной актрисы Медкен Эмик, сыгравшей Таню, получился сильным. Именно Тане отведена роль разобраться с нечистью в городе. Мне очень понравилась игра Медкен. Пожалуй, даже больше всего остального в фильме. Жаль только, что в каких-нибудь заметных фильмах еще по молодости она так и не снялась. Возможно, ее не заметили или недооценили в свое время; по большей части Медкен - «сериальная» актриса.
Ужастиком «Лунатиков» не назову – страшного здесь ничего нет, это больше фэнтези. Сюжет в фильме незамысловатый. Позабавил тот факт, что по легенде лунатики боятся кошек. Моментами это действительно смешно, ведь данная идея подразумевает под собой наличие в сюжете кошек, и, разумеется, они здесь есть – причем в большом количестве. Этот факт придает «Лунатикам» свою толику «мимишности», из-за чего фильм сложно рассматривать с позиции хоррора. Моменты, где кошки злобно мяукают, с шипением бросаются на лунатиков – увольте, но это забавно, а вовсе не напряженно! Кошатникам и кошатницам на заметку. Однако отмечу, что расслабляться не стоит: впечатлительные зрители могут напугаться внешним видом лунатиков в их исконном обличье.
Мэри и Чарльз Брейди приезжают в небольшой городок Трэвис в Индиане из такого же городка Бодега Бей в Калифорнии. Они за свою жизнь поменяли множество городов и городков, нигде не задерживаясь надолго и везде оставляя за собой мумифицированные тела юных девушек с розой в волосах. Кровь и жизненная сила девственниц помогает им сохранять свою молодость и красоту, делая их жизнь практически вечной. Ведь единственное, чего боятся мать и сын – это кошки, их смертельные враги, когти которых, располосовывая их кожу, заставляют ее гореть, как сжигает вампиров солнечный свет.
Мэри и Чарльз – лунатики, оборотни, меняющие свой лик человека на личину монстра. Одной лишь силой мысли они могут делать себя невидимыми, двигать предметы, менять их внешний вид и цвет, включая марку машины. Они очень сильны физически и практически непобедимы. Главное, чтобы под рукой всегда была подпитка – девственницы, и не было кошек, которых эта парочка безжалостно уничтожает. Чарльз уже присмотрел им потенциальную пищу – красавицу Таню Робертс из его класса. И Таня тоже увлеклась новеньким, красавцем-блондином, который пишет грустные сочинения об очень одиноких фантастических созданиях, лунатиках. Завтра она пойдет с ним на свидание на старое городское кладбище, где можно сделать красивые фото и неплохо провести время вдали от чужих глаз.
С самых титров, идущих на фоне старинных египетских статуэток и барельефных рисунков богини Бастет, которую изображали в виде женщины с головой кошки либо просто кошки, зритель погружается в древнюю и мистическую историю лунатиков. Как бы проводя легенду сквозь века за несколько минут, барельефы Бастет сменяются рисунками оборотней-лунатиков в старинных гримуарах, на которых они высасывают жизнь из своих жертв. Эти рисунки сменяются дагерротипами, где образ женщины и образ кошки сливаются в одно существо. В доме Брейди также стоят изящные статуэтки женщин-кошек, соединяя древний миф и сегодняшний день. Элис Крайдж в роли Мэри очень пластична и грациозна, хрупка и красива. Она действительно похожа на кошку, только взгляд у нее жесткий и холодный, с искрами безумия и ненависти, даже когда она говорит о любви к сыну. Отношения Мэри и Чарльза мало напоминают отношения матери и сына. Они больше похожи на любовников, особенно это проявляется в их танце под прекрасную и грустную музыку Энии. Тут же всплывает в памяти сюжет «Психо» с такими же извращенно-болезненными отношениями сына и матери. Вообще, если даже убрать из сюжета его мистическую составляющую, Мэри и Чарльза легко можно было бы заменить на семейку психически больных маньяков-убийц: сумасшествие матери становится явственным во второй половине фильма, когда она мстит за сына. Но атмосфера мистического ужаса только украшает сюжет, ведь ритуальное умерщвление всегда визуально более впечатляюще, чем просто жестокое убийство.
Действие развивается очень быстро, без лирических проволочек и отступлений. Молодые люди знакомятся, сразу возникает взаимная симпатия, назначается свидание, и во время свидания Чарльз нападает на Таню, но ей удается отбиться, тяжело ранив оборотня и увидеть его истинное лицо, личину зверя. И это еще даже не середина фильма. А дальше идет бесконечная кровавая бойня между силами тьмы в лице оборотней и светлыми силами в лице Тани, полиции и кота Кловиса, мстящего за смерть хозяина вместе с другими кошками. При этом сцены смертей и даже ранений очень изобретательны и зрелищны. Чего стоит убийство полицейского початком кукурузы или момент, когда Мэри моментально откусывает четыре пальца грозящему ей полицейскому, которого сыграл Рон Перельман. Грим и резиновые маски чудовищ уже и в то время были несколько устаревшими эффектами, но режиссер Мик Гэррис просто фантастически играет всем этим в кадре, когда пугает не сама ужасная маска чудовища, а то, что творит со всем этим обезумевшая от горя и голода мать. Например, заставляя Таню танцевать с поднятым ею в качестве зомби мертвым телом, чтобы закончить обряд вытягивания жизненной энергии из жертвы. Примечательна и сцена отчаянной борьбы со стаей кошек уже пылающего огнем монстра. Да и смена марки машины и ее цвета силой мысли тоже впечатляют – больше всего полетом фантазии сценариста, предела которой тут нет вообще, а изощренности его остается лишь позавидовать.
Фильм «Лунатики» был снят Миком Гэррисом по рассказу Стивена Кинга, который не был опубликован, но заинтересовал режиссера и был доработан Кингом, превратившись в полноценный сценарий. В итоге «Лунатики» стали первым фильмом по произведениям Стивена Кинга, в котором сам король ужаса выступил в качестве сценариста. К тому же, Кинг сам снялся в картине – в небольшой роли смотрителя кладбища, куда понаехали полицейские после нападения Чарльза Брейди на Таню. Экспертов при этом играют другие известные режиссеры и сценаристы. Клайв Баркер и Тоуб Хупер сыграли судебных техников, к которым подходит Кинг, жалуясь, что он не может следить за всеми уединяющимися на кладбище парочками, и его вины в произошедшем нет. Занятый работой техник (Клайв Баркер) отмахивается от сторожа, говоря, что его это не интересует, отсылая того с оправданиями к полиции. Сцена сквозит тонким юмором, ведь кто еще, кроме сценариста и писателя Стивена Кинга виноват в злоключениях придуманных им героев? Кроме того, очень приятно увидеть на экране мэтров жанра ужасов даже в небольших ролях. Вместе с ними Джон Лэндис и Джо Данте тоже отметились ролями сотрудников криминальной лаборатории.
«Лунатики» с большим успехом приняли участие в Fantafestival в 1992 году, где получили награды сразу в четырех номинациях: лучший фильм, лучший режиссер (Мик Гэррис), лучший сценарий (Стивен Кинг) и лучшая актриса (Элис Крайдж). И даже сейчас, через 25 лет после премьеры, просмотр фильма доставляет удовольствие с толикой ностальгии и сознанием того, что в наше время такие истории, увы, уже больше не снимают. Но зато они становятся классикой.
Забавно видеть Брайана Краузе и Медкен Эмик в таких ролях. И вот почему Брайян играл в зачарованных такого доброго парня хранителя -а тут он играет такого жестокого зверюгу, а Медкен Эмик в Твин Пиксе играла не очень порядочную и приличную девушку, которая изменяла своему мужу -а здесь она такая правильная школьница и однозначно положительный персонаж. При чем им веришь в фильме Лунатики они убедительно сыграли своих персонажей.
Хотя сам фильм меня поразил боже как в этом фильме много кошек и все они кружатся вокруг дома Лунатиков чувствуют их и хотят уничтожить, а в доме какая то женщина как поззже выясняется мать этого оборотня - места себе не находит боится что кошки проберутся в дом сначала не понятно чего она их так боится может аллергия, но потом когда мы проникаем в страшные тайны матери и сына и кем они являются на самом деле все становиться понятным. Ну а пока этот парень оборотень который превращается в большую злую кошку, изображает хорошего доброго парня, самых честных правил, и даже влюбляет в себя такую же порядочную и приличную девушку как и он сам с высокими идеалами, как выяснить не любовь ему нужда, а девственница, которая продлит странную жизнь этих загадочных существ Лунатиков.
А девушка очень наивна и до сих пор жалеет чудовищ, думает что у чудовищ есть сердце. Поэтому с одной стороны меня даже порадовало что тот ее парень оказался самым что ни на есть настоящим бессердечным чудовищем и вправил девке мозги! Дескать дорогая, брось верить в сказки - у чудовищ нет сердца! И они не знают пощады. Я думаю это хороший и действенный урок он преподал этой девушке, жаль что не всем людям можно преподать такой урок и вовремя в править мозги. Вот не люблю я такого что в фильмах что в жизни - ну например там какой -нибудь вампир и все что остается это ему вогнать разве что осиновый кол под ребра, чтобы он не делал зла, но тут появляется какая -то дурочка и ей кажется что это не вампир мертвец, а живое существо у него есть сердца, и устраивает мелодраму. И до нее даже не доходит какое исчадие ада она сейчас жалеет - до нее не доходит что перед ней вампир и он питается жизнями людей.
Так и до этой девушке дошло только когда тот оборотень ее за задницу не укусил! То есть не так выразился не похитил, чтобы потом продлить при помощи нее жизнь своей мамы и свою. В общем долго она бегает от этого оборотня, но потом все -таки находит средство спастись, и как это не странно спасением оказываются опять таки кошки! Те которых так боялась мать этого оборотня. Так что очень весело одни кошка- люди хотят ее убить, а другие кошки спасают. После такого как ее парня я бы вообще наверно на кошек не мог смотреть, даже если бы был обязан одной из них жизнью. Но у девушки такой фобии не оказалась и она находит себе нового питомца.
Смотреть то конечно это все весело, но вот если представить такую ситуацию что ничего не подозревающая девушка дружишь с парнем, а он потом оказывается каким -то злым существом из фэнтези, который загрызть тебя готов, у меня аж муражки по коже. Я бы, наверно, после такого заикаться начал. А она молодец, умничка с честью прошла это суровое испытание на прочность. Так что советую всем отличная экранизация Стивена Кинга, вполне достойная одноименного рассказа, а может даже лучше. Хотя бы потому что в рассказе нет такой красавицы как Медкен Эмик, это очень важное преимущество я считаю. Ха -ха.
Если подходить к рассмотрению данного фильма строгим критическим взглядом, то невольно понимаешь два основных принципа. Во-первых, визуально он просто бессовестно устарел: всё это засилье резиновых костюмов монстров с простецким гримом и накладками на лицах актёров для современного зрителя явно окажется чем-то архаично-наивным, рушащим веру в происходящее. Причём оператор не старается прятать в выгодную темень бутафорию, являя кадры, снятые при ярком дневном свете. А во-вторых, сюжет простоват с рядом несуразных условностей, например, когда оборотни-лунатики при помощи силы мысли могут менять… марку автомобиля (!) и его цвет, чтоб уйти от разыскивающего помощника шерифа.
Вот и выходит, что кино самое простое, такое, какое можно отнести под определение «лёгенький ужастик про нелепых чудищ из начала 90-х», однако у медали всегда есть обратная сторона. И она заключается в том, что фильм, конечно, не стал классикой, однако его можно искренне любить, и любить вопреки, как частицу детства, образчик неповторимой эпохи «страшного» кинематографа начала девятого десятилетия двадцатого века с упомянутыми откровенно назло всему резиновым монстрами, да и в качестве простецкой, но милой сердцу постановки с парой-другой камео приятных взгляду творческих людей. Здесь отметились «Люк Скайуокер» - Марк Хэмилл (Mark Hamill), Рон Перлман (Ron Perlman), Джо Данте (Joe Dante), Джон Лэндис (John Landis), но самое весёлое эпизодическое появление на экране будет за всегда ироничным Стивеном Кингом (Stephen King), который выступает нелепым смотрителем кладбища, чтоб постепенно подходить к одинаково занятым персонажам Тоуба Хупера (Tobe Hooper) и Клайва Баркера (Clive Barker), приговаривая, что он тут вообще абсолютно никак не причастен ни к чему, виной всему подростки, приезжающие для тривиальных целей, уединяясь меж могил. Это и наблюдать забавно, и анализировать, ведь «король» именно ответственен за всё, будучи единственным сценаристом.
А вообще, что ни говори, сюжет хоть и предсказуемый, не слишком усложнённый чем бы то ни было в череде поворотов, тем не менее, занимательно любопытен. Во времена моего детского окружения, вовсе слывя «крутым», показывая необычную пару прописанных злодеев. Это не только загадочные сын и мать, приехавшие в город, чтоб скрывать прошлые тайны, страшные лунатики – оборотни, видом напоминающие смесь человека и кошек, использующие коварные хитрости, дабы терзать жертв на части или высасывать жизненную энергию, так ещё они очень близки друг с другом. И тут нет никакой недосказанности на тему инцеста – всё подано прямо. Уже сейчас просматривая взрослыми глазами это кино, находишь более глубокие корни прописи межличностных отношений мифических чудищ, видя там попытки Кинга в полной мере выразить двоякость их природы. Безусловно, лунатики - «плохие», заведомо отрицательные персонажи, сеющие смерти вокруг и выпивающие до дна жизненные соки из девственниц, вдобавок даже практикующие близкую кровосмесительную связь, но по ходу дел осознаёшь их исконный дискомфорт нужды быть постоянными изгоями, последней парой особей отмирающего вида, примеряющие чужие имена и личины без возможности жить на одном месте. И кто более близок в этом мире, кто понимает без слов душевные метания, что сидят внутри, с кем можно не скрывать естественные когти и острые клыки, как не родитель или дитя?.. Отведённый хронометраж лишь весьма кстати выгодно способствует подобному, нарочно отводя немалое время демонстрации семье лунатиков, словно те полноправные узловые герои постановки, что собственно понятно – другие персонажи, в целом, не столь интересны и где-то полностью клишированы.
Рассказывая о фильме и мелькающих в камео именитых людях, не стоит забывать и об актёрском составе, пожалуй, где более всего импонирует в стараниях Элис Крайдж (Alice Krige), играющая мать-оборотня, и играющая драматически достоверно, ведь искренние артистические эмоции на фоне партнёра в нелепом костюме переростка-кота с бутафорской кровью – дорогого стоит. Остальные же вполне соответствуют образам, вкупе с работой дрессировщиков кошек, всё время слоняющихся вокруг дома чудищ, обходя расставленные капканы.
В целом сложно рекомендовать кино нынешнему зрителю, не испытывающему приятную ностальгию, когда на экране мерцает заглавие фильма, но если Вы напротив получаете отклик чувств, то история в который раз просмотра пролетит на ура. Тут крайне необычные оборотни, кое-какая драма, щепотка юмора – например, убийство початком кукурузы, много искусственной крови, эротическая нетривиальная подоплёка, уйма кошек – один кот Кловис чего стоит, насыщенная кульминация, и начало отличного творческого союза писателя Кинга с режиссёром Миком Гэррисом (Mick Garris), чей тандем ещё будет сотрудничать далее и не раз.
Экранизации книг Короля Литературного Ужаса — Стивена Кинга — всегда получаются замечательными. И вот к этому конкретному фильму Маэстро лично писал сценарий, так что можно быть уверенным — все как надо. Что до меня, то всегда интересовали мистические истории, но я не могу назвать себя большим поклонником Кинга. Дело в том, что смотреть фильмы я люблю куда больше, чем читать книги, поэтому стараюсь надеяться на адекватность авторов фильма. И я вывел для себя небольшую закономерность, а именно — если снятый по книге фильм смотрится легко и непринужденно, а сам его сюжет развивается гладко, идеологически ровно не противоречит сам себе, то адаптация сделана правильно. А сколько я смотрел фильмы, поставленные по книгам С. Кинга, столько ими и восхищался, потому что все они великолепны, и «Лунатики» - не исключение.
Есть только одна вещь, способная подпортить впечатление от фильма — спецэффекты, потому что сделаны они хоть и качественно, но в те годы уже умели делать и получше. В остальном — никаких накладок. История о неких существах, которые лишь выглядят как люди, а представляют собой нечто иное — sleepwalker — это слово буквально означает «гуляющий во сне», и его не надо путать с lunatic — безумец. Здесь речь идет именно о том, что свою истинную сущность и силу так называемые «лунатики» проявляют во мраке ночи, и самые важные события фильма происходят в ночное время суток. Прекрасная атмосфера, нагнетаемая зловещим, но красивым саундтреком, пробирает до мурашек. Актеры изображают неподдельные эмоции. Кстати, не одни только люди здесь были актерами, а и кошки, а идеологическая часть фильма заставит вас любить пушистых друзей еще сильнее.