В детстве любого человека самое сложное – это взросление, когда ты открываешь для себя мир по-новому. Если в более раннем возрасте окружающих нас людей и мир в целом мы видели идеальными, наполненными добротой и светом, то с течением времени нам открывалось человеческое зло, несправедливость и прочие грехи. В такие моменты важно не утратить способность видеть во всем темном самое светлое и теплое, т.е. важно не убить того самого пересмешника, который может жить в душе любого, даже самого загадочного человека. Именно такая идея заложена в культовой картине по мотивам романа потрясающей писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника».
Синопсис 1930-е гг. США, небольшой городок в штате Алабама, где во всю силу цветут расовые предрассудки. В самом разгаре Великая Депрессия. Адвокат Аттикус Финч, потерявший жену несколько лет назад, воспитывает двоих детей в атмосфере доброты, внушая им чувства справедливости и всеобщего равенства. Тем временем его назначают защитником в суде по делу чернокожего мужчины, обвиняемого в изнасиловании и избиении молодой белой женщины. Детям Аттикуса, не имеющим ничего общего с этим делом, с помощью него предстоит открыть для себя новые границы мира.
Игра актеров В картине был задействован просто потрясающей актерский состав, который идеально дополнял и без того добрую и миловидную атмосферу. Грегори Пек сыграл самого главного протагониста фильма, воплотив на экране образ идеального отца, который представляет для детей и окружающего мира не просто мудрого человека, а самого настоящего наставника, который будет всегда верным и преданным принципам справедливости и равноправия. Особенно впечатлили роли детей Аттикуса Аттикуса и Джема, которые были исполнены Мэри Бэдам и Филиппом Элфордом, герои которых во всем пытаются следовать советам отца. Конечно, была незабываема крошечная, но не менее значимая роль Страшилы Рэдли, которую исполнил еще молодой на тот момент актер Роберт Дювалл.
Режиссура «Убить пересмешника» - представляет собой успешный симбиоз сразу нескольких жанров – семейная драма, криминальная драма, детектив и философская драма. Режиссер Роберт Маллиган, снявший сей шедевр, воплотил на экране недетское кино о детской жизни, т.е. эта картина явно не для детей, т. к. они ее просто не поймут. Однако картина идеально подойдет для взрослой аудитории, поскольку режиссер уделяет много внимания таким проблемам как расовые предрассудки, отшельничество, предательство. Через детей режиссер нам показывает мир таким, какой он есть, без всяких лишних масок и декораций. Именно в этом заключается основная заслуга режиссера.
Сценарий Фильм также порадовал меня как адаптация книга, поскольку сценарист Хортон Фут не только удачно передал содержание книги, но также ее основной смысл. Лично я прочитал книгу пару лет назад и был приятно удивлен романом, сразу внеся его в список моих самых любимых книг. По деталям самого сюжета фильма мне особенно понравилось, как сценарист воплотил на экране образ детей. Если во время чтения они представали глупыми детьми, то в фильме уже как формирующиеся личности. Вообще картина передала тот же глубокий философский смысл, оставив приятное впечатление.
Саундтрек Композитор Элмер Бернстайн написал к фильму нечто шедевральное, что несомненно создает уникальную атмосферу, в которой сочетается сразу серьезная семейная драма и детская приключенческая сказка. Музыка держит вас в напряжении, но не как в триллере, а как в просто хорошем кино, в котором вас волнует судьба главных героев, их дальнейшая судьба.
Итог С самого момента начальных титров, которые уже внушали нечто необычное, уже стало понятно, что вас ожидает что-то глубокомысленное, над чем вы точно задумаетесь. «Убить пересмешника» оказался такой картиной. В фильме есть еще нечто другое, а именно искренность и тепло, которая она обязательно подарит зрителям при просмотре.
Я видел этот фильм много лет назад и он совсем не отложился в моей памяти. Пересматривая вновь, понял почему - он приторно-слащавый в духе советских пропагандистских фильмов и очень поверхностный. Банальная киноповесть с хорошим сюжетом. В нем нет ничего такого, что хотелось бы вспомнить, что могло бы взволновать. Что называется - посмотрел и забыл.
Тема расизма раскрыта плохо, как-то размазано, особенно в сравнении с фильмом «Полуночная жара». Фильм пространственно ограничен. Ощущение такое, будто он весь снимался в павильоне. Не понравился ни главный герой, ни актер его сыгравший(хотя в целом Грегори Пека очень ценю).Аттикус Финч проигрывает по всем параметрам своему кинопредшественнику Полу Биглеру.
Подытоживая сказанное - фильм не на все времена и явно не заслуживает того места, на котором он находится в истории кинематографа.
США, 30-ее годы XX века. Маленький провинциальный городок Мейкомб на юге в штате Алабама. Вымышленный, разумеется, но имеющий вполне реальный прототип во многих уголках этой страны. Он похож на воспетый Элизабет Гаскелл столь же не существующий английский городок Крэнфорд. И пусть Мейкомб не так чопорен, как Крэнфорд, его жители тоже весьма консервативны и жадны до информации, в особенности касающейся личной, частной жизни его обитателей. Все друг друга знают, и хоть не так уже сильны сословные различия, любое, даже незначительное происшествие в жизни одного человека, сразу же становится достоянием общественности.
Примерно в такой обстановке растет героиня романа Харпер Ли «Убить пересмешника» маленькая девочка Джин Луиза Финч, соответственно и главная героиня самой известной одноименной экранизации 1962 года. Она постигает мир и смотрит на него своим во многом наивным детским взглядом. На протяжении фильма, равно как и романа, она учится жить в этом жестоком мире, делать нравственный выбор, сталкивается с понятием социального неравенства, с силой и глубиной общественных предрассудков. Ее брат Джим старше и опытнее, а поэтому он более болезненно воспринимает несправедливость и фальшь, которые наблюдает рядом с собой, он мучается от внезапного осознания того, сколь несовершенен этот мир.
Роман, как и фильм, ценен своей многоликостью. Детскими глазами нам показаны важнейшие нравственные проблемы человеческого общества ибо, что уже является аксиомой, «устами младенца глаголет истина». А потому проблема расовой дискриминации – это лишь малая часть тем, которые подняты в романе и фильме, это лишь то, что лежит на поверхности. Для меня история семьи Финч – это, прежде всего, рассказ о прекрасном отце, который, невзирая на все жизненные невзгоды, воспитывает своих детей не розгой и запугиванием, а любовью и личным примером. Легко ли растить разнополых детей 12-ти и 7-ми лет, будучи вдовцом и имея такую публичную работу, как адвокат? Он не отвечает оскорблением на оскорбления (а есть ли бесчестье хуже, чем плевок в лицо при свидетелях?), не страшится общественного осуждения, когда, вопреки мнению большинства, берется защищать обвиняемого, в невиновности которого убежден («Как бы я мог смотреть в глаза своим детям, если бы отказался?» - объясняет он свою позицию брату).
Когда я увидела, что роль Аттикуса Финча играет Грегори Пек, была немного в недоумении. Для меня образ этого актера ассоциировался, прежде всего, с обаятельным журналистом из шедевра У. Уайлера «Римские каникулы». По роману Аттикус Финч «почти пожилой» (так бы сказали его дети) человек 50-ти лет. Но Грегори Пек – воистину талант мирового масштаба. Трогательно и очень заботливо его герой общался со своими детьми (очень понравился момент, когда, уставший после тяжелого рабочего дня, он заботливо беседовал с дочерью, сидящей у него на коленях), стойко и без злобы переносил несчастья и несправедливость, наветы и недоброжелательное отношение. Образ получился цельным и очень искренним!
Эх, если бы у всех детей, живущих сегодня, были такие правильные родители, если бы в современном обществе не проявляли предубеждение по отношению к внешнему виду, материальному положению и религиозной принадлежности человека! Проблемы, поставленные романом и фильмом, по-прежнему актуальны и нуждаются в решении. И будет просто прекрасно, если кто-нибудь, прочитав роман, посмотрев фильм, в очередной раз задумается об этом. Не в этом ли созидающая сила искусства?
Мне вот что интересно - что в фильме, что в книге. Как присяжные жили-то после того, как невиновного осудили? Спали-то нормально, кошмары не мучили? Ведь они знали, что Том невиновен. Все знали, но плевать. У Аттикуса железная выдержка. Когда этот упырь плюнул ему в лицо... я бы не сдержалась, очень сильная сцена, очень.
Фильм получился не хуже книги, хоть и гладкий, в духе эпохи съемок. Некоторые фрагменты вырезаны, а жаль - школьные сцены были сильны и по-своему необходимы, чтобы раскрыть характеры ребят. Но в целом удалось выдержать атмосферу и стиль книги, что, конечно, очень понравилось. Отличный фильм. Все же должно быть что-то, что может научить добрым и вечным понятиям, особенно в эпоху, когда людям нравится грызть всех за инаковость. С другой стороны, это значит - сюжет не потерял актуальности. Я бы показывала его детям, как раз лет в 10-11. И книгу к тому времени тоже дала бы прочитать.
Долг перед остальными, если вы его осознали, это такая штука, которую нельзя делегировать кому-то ещё.А. Н.
Маленькие города всегда как-будто находятся вне времени и пространства. Будь то вымышленный Мейкомб 30-х годов ХХ века в реально существующей Алабаме, или самый что ни на есть настоящий Куртамыш, на границе современной России с Казахстаном, - всех их объединяет неспешный ритм жизни и ряд неписанных, но от того не менее важных правил, самое главное из которых: живи как все. Все не любят красных - и ты не люби. Всем даже нельзя думать о голубом и розовом - и ты не думай. Ну, а уж если ты черный, то виновен в любом случае, просто по факту рождения. И десятки, а то и сотни тысяч людей так и живут и воспитывают детей, ведь таков порядок. Но что, если правило неправильно? Что, если порядок непорядочен? Что будете делать ВЫ?
Аттикус Финч - уважаемый в Мейкомбе адвокат - добровольно берется за дело Тома Робинсона, черного американца огульно обвиняемого в изнасиловании белой девушки. Изнасилования не было и не могло быть (Том Робинсон инвалид), но общество уже вынесло свой приговор - ведь белая девушка и её отец не могут лгать! Герой Грегори Пека идет против общественного мнения, против устоявшейся морали, он рискует жизнью двух своих малолетних детей ради такой 'глупой' для многих вещи как справедливость. Аттикус не супермен, он не умеет парализовать взглядом и метать молнии, но знает - если он не будет защищать Тома Робинсона, то это не сделает никто. Просто никто. В фильме есть немало запоминающихся сцен, но эпизод когда Финч сидит с винтовкой рядом со зданием городской тюрьмы и ждёт, когда десяток, в принципе хороших и честных горожан, придут убивать его подзащитного, - врезается в память. Ведь мы постоянно встречаем в своей жизни людей, которые не задумываясь верят, что общественное мнение не может ошибаться. Но едва ли на тысячу таких находится свой Аттикус Финч.
Можно много говорить об этом фильме. Но лучше посмотреть и самим убедиться, что дети могут играть лучше взрослых, Грегори Пек идеально попадает в образ, а Роберт Дювалл исполняет возможно самую необычную роль в своей жизни. А ещё лучше - после просмотра фильма прочитать книгу. Будьте уверенны - она того стоит.
Роман американской писательницы Харпер Ли, получивший совершенно заслуженно 'Пурицевскую премию',я начал читать ещё с ранних лет. В возрасте 13 лет меня не особо интересовали взаимоотношения отца и сына или же сюжетная линия с Атикусом, меня больше привлекала история детей. В 16 лет история детей уже не представляла для меня интереса, а вот сюжетные лини с Атикусом я постоянно перечитывал, особенно когда он защищал чернокожего. Недавно перечитав роман, я понял насколько он велик, необычен, трогателен и тёплый . Сам фильм поразил меня не меньше чем роман. Для меня это не просто хорошо экранизированная кинолента. Это что-то лично, что-то напоминающее о детстве, о взросление, о том, что детство не вечно и когда-то придётся повзрослеть.
Образ Атикуса Финча передан очень достоверно. Именно таким должен быть каждый отец: сильным, мужественным, терпеливым и главное справедливым. Характер Атикуса раскрывается по мере сюжета. Сначала он предстаёт перед нами как очень вежливый человек, далее хочется отметить потрясающую сцену, где дети вспоминают о маме, а Атикус, сидя на веранде, слышит и пытается сдержать слёзы. Это доказывает то, что Атикус сильный человек. Далее следует сцена, где ему, несмотря на то что ему одному приходиться воспитывать двоих детей и тем более защищать чернокожего человека, так как в те времена чернокожие имели меньшие права и их не считали за людей. Но Атикус взялся за это 'чёрное' дело, потому что он не боится трудностей и, наверное, хоть и понимал что это дело он провалит, верил в невиновность этого человека.
Так же стоит вспомнить момент, где Атикус согласился сторожить негра. Это был настоящий риск, ведь озлобленные жители готовы были растерзать всех, кто им помешает, но Атикус, зная, через что он должен пройти, всё равно сторожил и не давал никому пройти.
Про сцену в суде я говорить не буду. Она снята очень хорошо, почти что дословно. В ней Атикус проявился себя как настоящий специалист. Несмотря на все его аргументы, дело, увы, кончиться не так хорошо, как хотелось.
Но самая важная сцена, ещё раз доказывающая, что Атикус образец настоящего мужчины - тот самый плевок в лицо. А вы бы смогли сдержаться после того, как вам какой-нибудь идиот, зная свою вину, плюнет в лицо ?
«Нельзя узнать человека, не побывав в его шкуре»
Актёрские работы просто великолепны. Грегори Пек - сыграл лучшую роль в своей карьере. Его 'Оскар' более чем заслуженный.
Дети, несмотря на то, что они дети, сыграли превосходно. Ими можно только любоваться, как они играют.
- Твой отец прав, — сказала мисс Моди. — Пересмешник — самая безобидная птица, он только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника — грех.
Если бы не пара знаменитых фильмов,'Убить пересмешника',наверное, я бы назвал лучшим фильмом 20 века. В нём есть всё. Его нужно смотреть не только детям, но и в частности взрослым, особенно взрослым. Именно этот фильм учит, как правильно вырастить из ребёнка человека. Меня сильно раздражает то, что этот фильм занимает 204 место в Топе. Не уж-то он настолько ужасен чем какой-то там блякбастер 'Тёмный Рыцарь' или подобная ерунда.
Для меня этот фильм является чем-то особенным, чем-то не похожим на другие.
Этот фильм занимает особое место у меня в душе. Этот фильм вызывает у меня слёзы радости и грусти. Такие фильмы больше не снимают
Однозначно шедевр
10 из 10
PS:
Страшила был наш сосед. Он подарил нам две куколки из мыла, сломанные часы с цепочкой, два пенни на счастье — и еще он подарил нам жизнь. Но соседям отвечаешь на подарок подарком. А мы только брали из дупла и ни разу ничего туда не положили, мы ничего не подарили ему, и это очень грустно.
Читала Харпер Ли еще в школе. Но четко помню все мелочи романа. Впечатлил в свое время тем, что в главных ролях были дети, их взаимодействие с окружающим миром, миром взрослых. Рассказывать сюжет нет смысла, все его знают наизусть, а вот пару мыслей, возникших при просмотре – напишу.
Во-первых, фильм полностью снят полностью по книге, те же диалоги, ситуации. И это, по крайней мере, не разочаровывает. Во-вторых, мало кто будет с детьми читать «Пересмешника», обсуждать детали, а создать домашний просмотр фильма с высказыванием мнений – проще и очень даже важно. Размеренная черно-белая картина (будто снятая так, чтобы усилить контраст расовой проблемы) обязательно оставит след в детских сердцах. Покажет где, кто прав/не прав, как следует вести себя с отцом, относится брату к сестре и наоборот, любя дразнить соседа, лгать, творить добро и т.д.
Единственное, что смущает, что Аттикус – идеальный человек и отец. Смотря картину вместе с детьми смогу ли я быть с ним равной?
Начну с того, что каждое мнение имеет право на существования. И я скажу – мне не понравилось. Я считаю, что это слабая экранизация. Я люблю эту книгу, и хотелось посмотреть кино, снятое по сюжету ее страниц. Я даже не рассчитывала, что разочаруюсь.
Только к концу кинофильм хоть немного реабилитировался для меня.
Да, кстати, вы знали, что в списке героев кино по версии AFI, адвокат Финч занимает почетное первое место? Круто, если знали. Так вот фильм, как мне показалось, как раз был построен вокруг Аттикуса и основной акцент был сделан на нем. Читая книгу, этот герой представляемся таким же хорошим, но дело не зациклевается на нем одном. Книга гораздо разноплановее и увлекательнее. Возможно, потому что повествование ведется от лица маленькой девочки Глазастика, наблюдающей за всем, что происходит вокруг.
Так вот, наверное, больше всего мне не понравился выбор актрисы на роль этой маленькой девочки. Ну совсем не такая вялая, не яркая и спокойная Джин Луиза! На самом деле это воинственная маленькая девочка-сорванец, которая сует свой нос во все дела, в силу своего интереса и желания скорее познать этот мир. Маленькая актриса же очень красивая девочка, но совсем не для этой роли. А вот ее братец, Джош, а точнее исполнитель это роли, как по мне – лучше всех отработал свое дело.
Удивило то, что многие интересные сцены – были изъяты из фильма или показаны скороспешно. Сцены нецелесообразно оборваны, а многие сняты немного неуклюже. А темы книги практически не раскрыты, даже не развернуты.
Вначале я вообще хотела написать отрицательную рецензию, но все таки передумала. Фильм можно посмотреть, и кому-то, кто не читал он может показаться довольно интересным. Но мой совет – читайте лучше книгу, она достойна этого.
Фильм снят в 1962 году, он черно-белый, что нисколько не умаляет его достоинств. В целом фильм вполне отражает сюжет книги, основную событийную канву. Но некоторые эпизоды отсутствую, эпизоды, которыми мне кажутся ключевыми в раскрытии характеров (первый день Глазастика в школе - ее разговор с учительницей, чтение книг Джимом у миссис Дюбоз, поход в церковь с Кэлпурнией, пожар в доме мисс Моди, поездка на Пристань к сестре Аттикуса, сцены с костюмами и живыми картинами в школе, игр детей в Страшилу Рэдли). Сцена с приездом Дилла после побега из дома смазана, и если не знать этого из книги, то по сюжету фильма это неясно. Но так или иначе все события книги невозможно уместить в один фильм. Но, что немаловажно, в фильме нет Александры - сестры Аттикуса. А ее образ очень важен для понимания характера детей, важно знать ту роль, что она сыграла в их жизни. Нет сцен чаепитий уважаемых дам города в доме Финчей, а это важно, т. к. в такие моменты в Глазастике пробуждается женское начало (немного загнула, имею в виду, что в такие моменты она понимает, что она девушка и должна носить платья и ей начинает это нравится).
Грегори Пэк отлично воплотил образ Аттикуса Финча - цельную волевую личность, невозмутимого, честного, доброго и справедливого человека. Он умеет объяснить любую вещь или ситуацию доступным языком, умеет заинтересовать детей предметом, который им кажется неинтересным или неважным. Аттикус говорит с детьми как с равными, не делая скидки на их возраст. Он прирожденный адвокат и заботливый отец. Отказываясь участвовать в детских забавах, Аттикус ссылается на то, что слишком стар, и дети привыкли относиться к нему немного снисходительно. Но их гордость за отца взлетает до небес после эпизода с бешеным псом, когда они узнают, что он стяжал себе славу меткого стрелка. А как вдохновенна его речь на суде в защиту черного.
Образ Глазастика в исполнении Мэри Бэдэм показался мне несколько смазанным, намного менее ярким, чем в книге. Киношкому воплощению не хватает энергии, живости, азарта книжного Глазастика. Она напоминает пугливую хнычущую девочку, а не сорванца, готового к опасным приключениям.
Филиппу Олфорду роль Джима тоже не вполне соответствует.
Возможно, я субъективна не в меру и все дело в том, что я себе не так их представляла по книге.
Маела вызывает еще большее отвращение, чем в книге. Ее наглая и гнусная ложи шита белыми нитками, многие это понимают, но, увы, в этом мире слово черного пустой звук против слова белого.
Брок Питерс удивительно воплотил образ Тома Робинсона. Его мимика, движения, речь - все удивительно точно воспроизводит Тома из книги.
Хочется отметить реалистичность сцены суда над Томом Робинсоном и сцена нападения Юэла на Джима и Глазастика (показано именно так, как описывала это Глазастик в книге).
Музыка порой не совсем соответствует моменту и слишком проста (но это для искушенного зрителя 21 века).
Порадовал голос рассказчицы (взрослая Глазастик), он появляется к месту, всегда вовремя.
Сюжет раскрывает главную проблему 30-х годов прошлого столетия: бесправие негров, несмотря на их освобождение. Дать свободу человеку не так сложно, как освободить разум от предрассудков. На деле же, если негра обвинят в преступлении, то его осудят, пусть и все будут понимать, что обвинения притянуто за уши и откровенно состряпано. И судебный процесс является наглядным примером этого. Но зарождается надежда на то, что такой порядок изменится, ведь присяжные совещались долго, хотя обычно это занимает минуты две.
Проникновенный, эмоционально сильный роман Харпер Ли режиссер Роберт Маллиган перенес на экран очень бережно и с большим уважением к первоисточнику, сохранив и насытив все самые трогательные моменты красивой картинкой, хорошим музыкальным фоном, который удачно подобрал Элмер Бернстайн, и блестящей актерской игрой. Каждый из персонажей в фильме будто сошел в него прямо со страниц книги.
Грегори Пек играет Аттикуса Финча так, что варианты с другим актером на эту роль отметаются почти сразу, хотя в процессе кастинга они были. Доброта, скромность, порядочность, мягкость, мудрость и в то же время твердость, сильная воля и мужество – все, чем нам этот герой близок в фильме, актер в полной мере сумел в полной мере передать на экране. Тот случай, когда, по-моему, в справедливости присуждения «Оскара» не может быть никаких сомнений. Впрочем, если этот актер выкладывался даже в таких не столь отягощенных излишним драматическим психологизмом фильмах, как, например, «Римские каникулы», то разве можно было ожидать от него иного в «Убить пересмешника»?
С самой лучшей стороны проявили себя в дети, чувствовавшие себя перед камерой абсолютно раскрепощенно и поэтому сыгравшие очень естественно, со всей детской непосредственностью. Правда, не могло не броситься в глаза, что они переросли своих экранных героев. И если в случае с Филлипом Элфордом (Джим) это еще не так заметно, то Мэри Бэдам (Глазастик) явно уже не дашь даже 8, не то что 6 лет. Тем не менее, свои сцены оба отрабатывают убедительно. В частности, фильм, как и книга, сумел показать, сколько же хорошего и светлого в силу разных обстоятельств убивается в людях с возрастом. Эпизод, в котором полтора десятка одурманенных предрассудками здоровых мужиков пасуют перед детской чистотой, простотой, наивностью, непосредственностью и искренностью Глазастика потрясает до глубины души. Как и в сцене Глазастика с Артуром Рэдли, вроде короткой, но переворачивающей в тебе все внутри.
Очень хороши в картине и представители семейства Юэлов. Так, Джеймс Андерсон отлично перевоплотился в Боба - представителя выродившегося к 30-ым годам 20-го века рабовладельческого Юга. Этому потомку хлопковых плантаторов от всего их былого величия осталось лишь прежнее отношение к чернокожим как людям второго и даже третьего сорта, мелкое самолюбие и злоба, хотя ему не откажешь и в хитрости с изощренностью. И Андерсон тут столь убедителен, что его персонажа хочется прибить через экран. Хотя еще убедительнее выглядит его темная, невежественная и недалекая дочь, роль которой исполняет Коллин Уилкокс Пэкстон. И если ее папашу хочется прибить, то ее прямиком отправить в психбольницу, настолько актриса вошла в образ. Прекрасные две актерские работы, просто конфетки!
Хорошо сыграл своего персонажа и Брок Питерс. Таким я себя Тома Робинсона и представлял: простоватым, без камня за пазухой, честным и искренним. И Питерс, несмотря на то, что роль его сравнительно небольшая, за короткое время располагает зрителя в свою пользу.
В-целом фильм Маллигана, как и роман Харпер Ли, проникнут грустью. В нем очень трогательно показано детство, живущее по своим законам, но также и то, что детские годы пройдут, ребята повзрослеют, и в их жизнь войдут далеко не всегда справедливые взрослые понятия. И насколько больно будет каждый раз чистой детской душе сталкиваться с жестокостью мира взрослых отношений. Но в то же время режиссер, как и автор, несколькими яркими штрихами выражает надежду, что прошедшие через такие по-настоящему серьезные душевные испытания и получившие серьезные моральные уроки дети, в будущем уже не смогут переступить черту, за которой кончается человечность, и таким образом сумеют сделать мир чуточку лучше.
P.S. Обязательно пересмотрю пятерку фильмов, претендовавших на «Оскар» 1962 года и в первую очередь победившего «Лоуренса Аравийского». Очень хочется увидеть, чем эта картина оказалась предпочтительнее «Убить пересмешника», равно как хочется увидеть и картины, просто, поставленные с лентой Маллигана в один ряд.