Джулио Куэсти - режиссер-загадка. Он появился практически из ниоткуда и вызывает возмущение и восхищение своим дебютом - кровавым вестерном 'Se Sei Vivo Spara' ('Стреляй, если ты еще жив'). После этого он снимает еще два фильма, исчезает на десять лет, заставив всех считать, что он покончил с режиссерской карьерой. Но в 1982 году появляется на телевидении с фильмом 'Vampirismus' ('Вампиризм') и делает еще несколько работ, но уже только для телеэкрана. Некоторое время даже считалось, что реального человека по имени Джулио Куэсти не существуют, а под этим псевдонимом скрывается некий итальянский кинопродюсер, но эта версия не нашла прямых подтверждений.
Вторым фильмом Куэсти становится психологический триллер с ярко выраженными элементами сюрреализма 'La Morte Ha Fatto L'uovo' ('Смерть снела яйцо' - встречается перевод 'Смерть, снесшая яйцо'). В главных ролях в кинокартине снялись три суперзвезды своего времени - итальянка Джина Лоллобриджида, француз Жан-Луи Трентиньян и шведка Ева Олин. Фильм относится большинством критиков к одну из моих любимейших поджанров 'джалло' и на долгие годы приобрел культовый статус в мировом кинематографе, не растратив своей культовости полностью за более, чем 40 лет, прошедших с момента выхода фильма в свет.
... Богатая владелица птицефабрики Анна (Джина Лоллобриджида), пробует найти новые эффективные способы для подъема производства, что особо актуально в свете кризиса всей индустрии. Она обновляет всю аппаратуру, заменив живую рабочую силу современным автоматизированным оборудованием, что вызвала ненависть со стороны уволенных сотрудников. Так же на птицефабрики ведутся опыты с применением радиоактивных препаратов, в надежде добиться грандиозных успехов в этом, казалось бы, простом деле - выращивании кур.
В это время муж Анны Марко (Жан-Луи Трентиньян) живет страшной тайной жизнью и ведет опасную игру против своей супруги. Во-первых, он завел себе любовницу прямо в собственном доме в лице двоюродной сестры Анны Габриэль (Ева Олин). Молодая красивая девушка обворожила его - и мужчина мучается от ревности и подозрений, которые вызывают у него странный ухажер Габриэль. А, во-вторых, Марко удовлетворяет свои низменные инстинкты, встречаясь с проститутками и убивая их.
Удивительная в своей хитрости история рассказана в этом фильме. Паранойя, проткавшая всю ткань повествования, как визуальным рядом, так и музыкальным сопровождением, найдет здесь все необходимые причины для возникновения и условия для развития. Зритель обманется, обвиняя Марко в том, чего он не делал, но разоблачение этого заблуждения прийдется как раз на тот момент, когда нам становится известно о чем-то намного более страшном, лежащим на совести этого человека, нежели мы могли подумать в начале. Анна - единственная и настоящая жертва всего происходящего, пройдет через всю историю с некой надменностью, присущей женщине ее статуса и внешности, и, в то же время, полной униженностью, которую должен испытать любой человек, зная о том, что его обманывают. За всем скроется еще один огромный слой - самый важный и абсолютно незримый Анной - это предательство в ее отношении и страшная учесть, приготовленная для нее самыми дорогими людьми.
Интересен и персонаж Габриэль во всем ее девичьем сомнении и безобразном хладнокровии. Когда в результате экспериментов, появляются монструозные куриные тела без голов и крыльев, Анна воспринимает это, как успех и наконец-то чем-то общим, что может связать ее с мужем заново. Но красивая и сексуальная Габриэль уже разрубила все возможные узлы, держащие брак на плаву, отравив само сознание Марко.
В фильме очень много взаимосвязанных деталей, которые потом образуют целую картину - в этом отношении 'Смерть снесла яйцо' особенно интересно смотреть второй раз, открывая для себя до этого невидимые мелочи, которые и образуют всю целостность картины. Замечательное использование музыки и психологически точный монтаж, важность немногочисленных слов, которые произносят герои, и искусно выстроенные кадры говорят с легкой прямотой, что этот фильм - маленький изящный кусочек искусства. Это блюдо для настоящих гурманов.
И о названии - все происходящее как-то связано с птицефабрикой, но, само собой, важнейшим является символизм место действия. Так, пока герои вынашивают свои планы - они уподобляются курицам, которые клюют постоянно подсыпаемый им корм, и не имеют возможности решать свою судьбу. И пока границы будут размываться, смерть снесет свое яйцо, которое, как и любое яйцо, разобьется от случайного движения.
'Смерть, снесшая яйцо' - малоизвестный итальянский триллер с Жаном-Луи Трентиньяном и Джиной Лоллобриджидой в главных ролях. По стилистике фильм напоминает джалло. Это проявляется в операторской работе и мелких деталях (вроде убийства холодным оружием). Ближе к концу фильма становится понятно, что это ненастоящее джалло, а игра в него. Создатели использовали форму, а содержание подогнали под себя. Тут немного и мещанство высмеивается (эпизод в доме главных героев с комнатой) и сама мысль 'смерти, которая снесла яйцо' (в финале некто съедает это «яйцо»). Вообще, кино очень необычное. У главного героя нездоровая психика, а кино рассказано от его лица – в итоге история получилась тревожной и больной. Фильм крайне рваный, корявый и безобразный. Красивым я бы его не назвал, наоборот - он притягивает психопатичной атмосферой, сюрреализмом (от которого ленту распирает), и странностью во всех смыслах.
Про «Смерть, снесшая яйцо» можно говорить очень много, т. к. необычная подача и распадающийся на мотивы сюжет (с одним, кстати, четким лейтмотивом – из названия) убивают ваш мозг, убивают интригу и делают фильм кубом Рубика. Как ты этот фильм видишь, таким он и является. Я вижу это кино, как один большой комплекс. У героя проблемы с психикой и он убивает женщин… хотя тут скрыта главная интрига (в том кто и кого убивает). Смерть, снесшая яйцо – это вроде метафоры на жизнь главного героя. Яйцо (мутанты, родившиеся на ферме главных героев) продукт жизнедеятельности. Это уколы в сторону буржуазии, которая создает видимость благополучия и порядка (однако только видимость; внутри – гниль), а то, что рождается в итоге из этого, называется «яйцом». Вроде побочного продукта)..
Для того времени в ленте содержатся просто великолепные по своей изощренности сцены. Эпизод с аварией (оформленный диким монтажом), которую вспоминает героиня Евы Аулин – просто блеск! Целая линия с супругой Трентиньяна, подавшейся в проститутки – вырвана из «Дневной красавицы», но (снова вспоминая Годара) – «неважно откуда, важно – куда!». Фильм – шедевр. Это то самое яйцо, которое снес «мертвый кинематограф».
Этот giallo не слишком известен, но как его пропустить мимо? В главный ролях Лина Аулин, Тринтиньян и Джина Лоллобриджида. Этот актерский ансамбль ко многому обязывает... Но, на деле все оказывается обычным жанровым этюдом.
Да, тут ненадолго появится Тринтиньян. Его герой будет переживать серьезные психологические проблемы будучи погруженным в себя. Ненадолго появится и Джина Лоллобриджида, будто показывающая, что возраст над ней не властен. Когда фильм вышел ей было чуть больше 40 лет, а сцены в купальнике демонстрировали отменную спортивную форму. Будет забавно, если это было условие продюсеров.
Ну а Ева Аулин, увы, так и не вырвалась из тени этих звезд. Равно, как и не вырвалась из тени сюжетная канва, сочетающая детектив, связанный с попыткой рейдерского захвата птицефабрики. Также не вызвали особого шока сцены с экспериментами над животными и появлением мутантов без головы, которые должны были обрадовать потребителей большой тушкой...
Дело в том, что сюжет, убийства, все хитросплетения были отдалены от персонажей. Жанр и сюжет жили своими параллельными жизнями. Куда ярче и выразительнее финала получилась сцена фривольной вечеринки в которой все желающие могли с выбранной партнершей уединиться... Вышел психоделичный обмен партнерами с коллективным подслушиванием.
Так что, даже жаль, что Джулио Квести не создал единую, монолитную композицию, которая увлекла бы зрителя в путешествие по жанру и позволила бы известным актерам сделать яркие работы. Признаюсь, что я даже немного расстроился тому, что Джина Лоллобриджида не смогла в этом жанре быть убедительнее Эдвидж Фенеш.
Видимо, дело в том, что к проработке этой ленты все подходили наскоро, если не спустя рукава. Потому и все потенциально ударные моменты теряются и выглядят аморфно