К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Фантазм' - очень необычный фильм, которому крайне сложно поставить оценку.

Начну с того, что 'Фантазм' - это очень дерзкий экперимент. Именно эксперимент, никак иначе это не назовёшь. Дон Коскарелли не боится и не стесняется абсолютно ничего. Вроде бы ничего не предвещающее 'пятёрочное' начало в виде скоротечного секса на кладбище и невнятного убийства сменяется довольно неплохой интригой и вопросами 'что же это там за маленькие человечки в капюшонах?' или 'как это старый дядька поднял гроб, который с трудом несло шесть человек?'. Затем на экране идёт стабильная 'семь', местами (очень редко) проседающая до 'шести'. Очень живо и уместно смотрится момент, когда главные герои фильма играют на гитарках. А потом наступает сцена с появлением резиновой мухи вместо пальца, что иначе как 'троечным выпадом' не назовёшь. Смотрится это крайне смешно и нелепо. И так весь фильм: впечатления прыгают от трёх до семи баллов. Но выставить 'Фантазму' усреднённый бал - это крайне необдуманное и не верное решение. А чтобы это понять в полной мере необходимо провести подробный анализ фильма.

Режиссура. Несмотря на наличие сомнительных ходов и приёмов, а также использование множества штампов 70-х годов, нельзя назвать Дона Коскарелли бракоделом или трешмейкером. Просто у него некое своё видение того, как приподать те или иные события зрителю. Вполне возможно, что 'выходка с мухой' - это демонстрация загадочного инопланетного насекомого, которое путём мутаций появляется из отрубленного пальца. К тому же повторюсь, что большую часть времени фильм представляет собой стабильные шесть-семь баллов. А при наличии большего бюджета возможно мы бы наблюдали стабильные семь-восемь баллов. У режиссёра есть для этого необходимые задатки. Кстати, хочу сказать, что местами наблюдается творческое переосмысление фильмов Лучио Фучьчи, что в конечном итоге пошло Фантазму на пользу, сделав фильм более кровавым, брутальным.

Сценарий. Очень интересная, продуманная вселенная со своими заморочками. Характеры, темпераменты главных и второстепенных героев прописаны очень подробно, благодаря чему за ними интересно наблюдать.

Актёры. Поразительно, что в общем-то малоизвестные актёры выложились по полной. Даже нарочито трешаковый персонаж 'Верзила ' смотрится довольно уместно, не вызывая смеха и отвращения.

Музыка. Композиторам явно не давали покоя работы психоделических и прогрессивных рок-команд конца 60-х - начала 70-х годов. В осообенности ранний период творчества группы Pink Floyd. Музыка к фильму 'не то чтобы великолепная ', но и какофонией её ни в коем случае назвать нельзя. Она специфичекая, в таком исполнении понравится далеко не каждому. Необходимо отметить, что львиная доля 'атмосферности' фильма - заслуга композиторов.

Спецэффекты. Все претензии - к бюджету фильма. Для своего времени выполнены весьма пристойно.

Итог. 'Фантазм' - это безупречный, изысканный, кристально чистый треш (естественно, в лучшем смысле этого слова). Эта главная и самая важная 'отрыжка 70-х'. Это 'живая', весёлая шесть (которая зачастую лучше, чем тягучая и унылая семь). Скажу больше: 'Фантазм' - это самая лучшая 'шесть', которую я когда-либо видел в своей жизни. Гениальный трешнячок. И всё же финальной оценкой будет семь. Просто потому что так хочется, потому что таких фильмов сегодня уже никто не делает.

P.S. К сожалению, остальным фильмам серии не дано повторить судьбу первой части. 'Фантазм-2' - это в целом весёленькая и местами унылая 'пять' в духе треша 80-х. А про третью и четвёртую части я и вовсе умолчу.

27 июня 2008 | 18:40
  • тип рецензии:

Также как и многие смотрел Фантазм когда еще классе так в 3-м был. Попался на днях этот фильм снова. Решил пересмотреть. И не разочаровался. Конечно фильм снят в 78-м, что дает ему дополнительные балы. Не многие киноленты, спустя 30 лет смотрятся современно. Обычно спустя столько времени кажется, 'как все наивно'. И этот фильм естественно болеет этим. Но все же он хорош!

Изюминкой фильма является то, что пугать будут вас отнюдь не зомби, вампиры и прочее, а 'Верзила', т.е. обычный человек, только с одной оговоркой, он бессмертный. Конечно актеры на тот момент, да и на теперешний не так узнаваемы, как скажем Брюс Уиллис, и режиссер не Квентин Тарантино. Но и от этого господин Коскарелли, снял не менее потрясающую ленту.

Кино в стиле Америка 70-х, с соответствующим колоритом. Так что, если вам наскучили вурдалаки и оборотни в Нью-Йорке, вам прямая дорога в мир Фантазма. К сожалению последующие части, сняты все слабее и слабее. Но 1-ая часть достойное кино в вашу фильмотеку.

Рекомендации: смотреть глубокой ночью и лучше одному или в компании с девушкой. Огромная компания и летний солнечный день испортит впечатление напрочь. Все таки делайте скидку на почтенный возраст фильма.

9 из 10

03 августа 2009 | 21:54
  • тип рецензии:

Не фильм, а Большой Рокенрольный Обман. Удивительная атмосферная мимикрия детской фантастики под horror movie. Вместе с тремя продолжениями является единственным в жанре ужасов полноценным сериалом, эдаким 'Назад в будущее' тёмного жанра.

20 марта 2006 | 14:29
  • тип рецензии:

Знакомство с фильмом 'Phantasm' произошло достаточно неожиданно и продолжалось довольно долго. У школы был видео-прокат и увидев там кассету с фильмом, его обложка не выходила у меня из головы. Однако посмотреть этот фильм мне удалось лишь несколько лет спустя. Но это лирика...

Говоря о 'Phantasm' нельзя отбрасывать тот факт, что перед нами Культ. Именно 'Культ', с большой буквы. Точно так же как и 'Кошмар на Улице Вязов' или 'Восставший из Ада' этот фильм сформировал целое поколение киноманов. И тем сложнее говорить о нем объективно, но попытаться стоит.

Во-первых стоит задать вопрос, почему он стал культовым? Да очень просто: 'Phantasm' бешено атмосферен. Весь просмотр проходит как во сне. Происходящего как бы нет на экране, все это как бы придумано, и режиссер делает на этом акцент. В середине ловишь себя на мысли 'стоп. как это вообще?' А в конце понимаешь, что по-другому и быть не могло. Ведь, не забываем, повествование идет от лица ребенка.

Коскарелли хотел показать в Tall man саму смерть, это известный факт. Так как ее показать через двенадцатилетнего мальчика? Как он ее видит? Страшный большой дядька, который не спросит хороший ты или нет, который просто заберет тебя у мамы и бровью не поведет - вот этот образ как раз для детского сознания и Коскарелли блестяще справился с реализацией задумки.

Многие говорят, что фильм трудно понять, что не ясно о чем идет речь. Все привыкли к пониманию 'рая' и 'ада', а вдруг после смерти нас ждет рабство на 'красной планете'? Тут же вспоминаем Tall men`a : 'You think when you die, you go to heaven? You come to US' (в оригинале фраза должна была быть в первом фильме).

Можно привести еще множество примеров, почему 'могло быть только так и не иначе', но, боюсь, это будет уже просто пересказ.

К великому сожалению (субъективно), остальные части много слабее, чем первый фильм, но конкретно 'Phantasm' это то кино, которое нужно посмотреть. Хотя бы из-за того, что настолько необыкновенных (странных) фильмов можно пересчитать по пальцам одной руки.

10 из 10

05 мая 2010 | 04:06
  • тип рецензии:

Думаете это история про маленького мальчика, который находит в небольшом городке на кладбище врата в мир тьмы? На мой взгляд тут все совсем не так очевидно. Очевидно, что все действие фильма происходит в некоем континууме, схожем с Красной комнатой из линчевского 'Твин Пикса'. Главный герой - маленький мальчик Майк пытается понять тайну кладбища, которая его манит и затягивает. Тут ему повстречается Высокий Человек с которым вскоре наладится такое жесткое противостояние, что эстетское малобюджетное кино превратится в самодостаточную франшизу. Но так ли все просто?

Можно предполагать, что фильм о смерти, которую символизирует Высокий Человек. Смерть забирает поочередно всех членов семьи Майкла и он не знает, что поделать с этим. Вместо того, чтобы принять жестокую реальность он бежит в дебри своего подсознания и придумывает фантастический мир, наполненный всякими злобными карликами, оживающими трупами и шарами, автоматически уничтожающими любую живую субстанцию. Если верить Дону Коскарелли, то он снимал именно про это.

Но в то же время, нельзя исключать и прямолинейную трактовку. Реальный мир маленького городка настолько причудливо и правдоподобно превращается арену столкновения сил Добра и Зла, привлекая к себе множество поклонников.

Однако, на мой взгляд, все происходящее оказывается гораздо глубже. В фильме мы сталкиваемся с тремя главными героями - мальчиком, его братом и Высоким Человеком. Вся динамика фильма зависит от их противостояния. Обратите внимание, что по-большему счету нам известна история лишь одного из них - маленького мальчика Майкла, переживающего смерть своих родителей. Так вот, если взглянуть на все это с позиции классического психоанализа, то мы встречаем мощное противоборство различных элементов человеческой личности. Очевидно, что переживающий страх и иные яркие эмоции ребенок - это Ид. Рассудительному брату, всегда выручающему и ведущему себя соответственно любым обстоятельствам отводится позиция Эго. А вот Высокий Человек - это Супер-Эго. В таких вводных получается, что весь конфликт между героями обусловлен подавлением Супер-Эго бессознательной части нашей психики. Финальная оговорка о том, что часть фильма представляла собой сон лишь поддерживает этот вывод.

Однако, как бы мы не относились к этому фильму, какую бы трактовку не выбрали, безусловно одно - фильм получился очень изысканным. Коскарелли не перегружает ленту диалогами, недосказанность ей только на пользу. Работа оператора и монтажера оказывается также едва ли не хрестоматийна. Каждый кадр и каждый план погружает нас в атмосферу безумия. Я могу только перечислять успешные находки: желтая кровь, Энгус Скримм, слепая бабушка и ящик в которую просовывается рука (прямо как испытание Пола Этрийдеса из 'Дюны'), злобные карлики, смешение сна и реальности, замещение персонажей брата и его друга, резкий финал, сцены в помещении на кладбище с открыванием гробов, и наконец, превосходный саундтрек. Все вместе это делает ленту одним из самых заметных явлений в кинематографе 1979 года (кстати, едва ли не одним из лучших фильмов того года). И я думаю, что в числе фанатов этого фильма не только обычные зрители. Очевидно, что 'Инферно' Дарио Ардженто и 'Дом на краю кладбища' Лючио Фульчи сняты не без влияния Дона Коскарелли. Скорее всего, пересматривал 'Фантазм' и Дэвид Линч перед тем, как снимать свое 'Шоссе в никуда'. Да и 'Кошмары на улице Вязов' есть не что иное, как вольная вариация на тему. Правда куда более легкая.

А он ведь крут. Вглядитесь в жизнерадостный взгляд Дона Коскарелли. Это глаза уверенного в себе человека, который смог подчинить себе свою судьбу и стать значительным кинодеятелем не привлекая для этого мало-мальски значительных финансовых средств для этого. Мне кажется, что не похож он на заурядного мастерового, штампующего однотипные жанровые подделки. При всей своей очевидной браваде, это человек глубокий и многогранный.

10 из 10

11 августа 2014 | 11:43
  • тип рецензии:

Джоди и Майкл Пирсоны узнают о внезапной смерти своего друга и обращаются в похоронное бюро, в котором заведует загадочный высокий человек (Верзила - так называли его на протяжении всего фильма). Всё вроде бы утряслось, но Майкл, проезжая мимо кладбища, увидел, как 'Верзила', дождавшись уединения и выкопав могилу, в одиночку поднял гроб его покойного приятеля и поместил в катафалк. Для чего это ему? И что он будет делать с трупом? Все эти мысли беспощадно терзают зрителя. Но когда раскрывается замысел загадочного высокого человека, начинается САМОЕ интересное .

Парадокс в том, что фильм снят на уровне творчества кинематографа начала 90х годов. Отличная идея и увлекательный сюжет. Так же главного злодея сыграл неподражаемый Энгус Скримм, а это большой плюс. До ужастика, конечно, но тянет, но как фантастическому фильму по пятибальной шкале можно ставить твердую 5! Кровавые сцены присутствуют.

Браво, Дон Коскарелли! Никто в вас и не сомневался.

10 из 10

10 января 2010 | 16:15
  • тип рецензии:

Наверняка каждый сталкивался с тем, когда при просмотре фильма в голове невольно возникала мысль: «Да это какая-то киноподделка, снятая на любительскую камеру! Я и то лучше снять могу…» При этом никто, как правило, не задумывается над тем, что кино могло быть снято на профессиональную камеру, а все проблемы с любительской съёмкой – наши с вами выдумки из-за того, что кино нам не понравилось. Любительская съёмка, знаете ли, куда как «пострашнее» с виду. Веду разговор к тому, что видимое зрителем на экране зависит в первую очередь от таланта людей, отвечающих за фильм. Засим удивительно, что по всем определениям настоящий инди-фильм, «Фантазм», с первых же минут смотрится как действительно серьёзное хоррор-высказывание, ни на секунду не давая вспомнить про любительскую съёмку.

Сразу видно, что талант у Дона Коскарелли имеется: «Фантазм» не на шутку умудряется пугать зрителя в самые неожиданные моменты. Кино отлично сбалансировано в плане сценария, который был написан за три недели: во-первых, концовка реально ошеломляет, хотя вроде и весь фильм по привычке ждёшь какого-то подвоха; во-вторых, на протяжении просмотра зрителю не дают заскучать – интересные и жуткие события случаются регулярно.

Наверное, Дону постоянно казалось, что картине, им тщательно создаваемой, не хватает страшных моментов – возможно, он даже перегнул палку в плане различных инсценировок, которые случаются в фильме в самые неподходящие моменты. Хотя сие можно в принципе посчитать за плюс: знаете ли, что-то оригинальное и отличное от другого – всегда, как минимум, интересно.

Напоследок хочется отметить, что «Фантазм» цепляет в первую очередь своей атмосферой: в воздухе постоянно кружит мистическая таинственность, чувствуешь некую загадку, которую так и хочется разгадать. А чтобы её разгадать – надо обязательно досмотреть фильм до конца. Вот как раз тем, что Дон Коскарелли умудрился своим дебютом вызвать у зрителей подобные чувства, он достоин отдельной похвалы, а его картина – обязательно должна стоять на золотой полке хорроромана по соседству с каким-нибудь «Кошмаром на улице Вязов».

Вердикт. Довольно сильный ужастик, который не растерял с годами своей атмосферы и по-прежнему смотрится с замиранием сердца.

9 из 10

02 октября 2012 | 18:41
  • тип рецензии:

Решив восполнить пробелы в области классических ужастиков я посмотрел первый Фантазм.

Задумка сюжета была весьма интересна, этакий сплав фантастики и ужасов, Лавкрафт + Стивен Кинг. Отдельно хочется отметить весьма продуманное построение кадров и музыка которая удачно вплетается в основное повествование.

Конечно есть несколько но:

Сразу чувствуется что фильм не слишком высокобюджетный. И игра актеров не слишком мне показалась идеальной. Но тем не менее фильм не скатывается в низкобюджетный треш.

08 мая 2010 | 00:51
  • тип рецензии:

Один из любимейших фильмов жанра, уникальный родом из детства. Свою уникальность он заключает не только в самой истории, но и в представленных режиссёром - высоком человеке (настоящее леденящее мои и без того суженные сосуды воплощение зля), карликах, шарах. Есть категория фильмов выбивающихся из общей канвы жанровых атрибутов сюжетных линий, героев и т.п. - это как раз именно такой фильм. Я бы сюда ещё отнесла фильмы по Баркеру, некоторые Кроненберга, 'ЗМ' Рэйми, первый Кошмар на улице вязов, Гордона (может показаться что я мешаю кислое с пресным, однако отмечу что все они отвечают главному моему критерию в номинации нравится-не нравится - оригинальность, первоисточник).

О сюжете говорить не стоит, здесь достаточно замечательных рецензий раскрывающих суть. Значимость, значимость этого фильма, заключается в следующем - Коскарелли подарил зрителю новый страх, не похожий на другие в своем жанре, страх со свежим дыханием. Для меня, как для ретрограда, 'Фантазм' не устарел ни морально, ни технически. Я любитель, поэтому стабильно раз в год для поднятия настроения пересматриваю обожаемую классику жанра.

07 июля 2011 | 14:32
  • тип рецензии:

Одно только название «Phantasm» заставляет задуматься о фильме.

Дон Коскарелли показывает нам простую беззаботную жизнь в маленьком тихом городке. Где живут обычные люди, Джоди, его младший брат Майк и их хороший друг Рэджи — торговец мороженным.
Сценарий, написанный автором за очень короткий срок, впитал в себя всё самое невообразимое, самое необычное что можно увидеть в этом фильме.

Осмелюсь сказать, что до сих пор этот фильм остается неподражаемым, хотя прошел 31 год с момента выхода этой картины.

Потрясающее звуковое оформление Фреда Майроу и Малкольма Сигрейв пробирает до костей, идеально вписывается в такт фильму. Многие композиторы жанра «Horror» пытаются что-то перенять из этого оформления, в данный момент написано огромное количество ремиксов к главной теме фильма. С одной стороны это радует, так как это значит, что фильм живет…

Может быть, игра актеров не всегда правильно поставлена, но диалоги содержат в себе столько тайн, что фильм держит тебя в тисках до самого конца.

Блестящая игра главной-мрачной личности «The Tall man» в исполнении Ангуса Скрима (Лоуренс Рори Гай) и веселого музыканта Рэджи насыщает этот фильм на все 100%!

Я не упомянул Джоди и Майка, но это не значит что они не справились с задачей… все актеры держались может не на все 100%, но на 95% точно отлично. Кстати все роли карликов-рабов играли дети.

Недооценить этот фильм, просто язык не поворачивается.

Как и во всех картинах, в этой есть несколько режиссерских ошибок… но это уже совсем другая история.

P.S. Я думаю, что фильм нужно смотреть без перевода или с ранним одноголосым переводом, чтобы полностью погрузится в мир «Phantasm».

За палец «Высокого человека», превратившийся в большое и забавное насекомое, даю:

10 из 10

23 мая 2009 | 21:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: