Фэнтези. Долго думал, рассказать свое мнение об этой замечательной трилогии, или нет. Отчасти я думал, что это просто бессмысленно, поскольку мы все ее смотрели, и не по одному разу. Мы все прекрасно знаем эту историю от начала и до конца. Наше поколение (родившееся в 1990-е годы) успели застать эти картины в дни выхода в прокат, и так же трансляции по телевизору. Поэтому это мнение больше для нового поколения, выросшего на блокбастерах Марвел и ДС, ну а нам, старичкам - приятных и теплых воспоминаний.
Здесь не будет плюсов и минусов (по очевидным причинам). Я лишь опишу те моменты, которые меня поразили тогда, 18 лет назад, и которые потрясают до сих пор:
1. Великолепные декорации - они были сняты на натуре, а потом бережно были перенесены на экран. Фантазия Питера Джексона вдохнула новую жизнь в творчество Толкиена. Его постройки отлично смотрятся даже сейчас. Как же мне хочется побывать в Шире, Лориене, Ривинделле и других местах. Именно поэтому я и выбрал соответствующий плакат.
2. Великолепная музыка - написанная талантливым композитором Говардом Шором. Она уже стала просто легендарной. Замечательные мотивы Шира, но особенно запомнились эльфиские мотивы.
3. Отличные драматические моменты - от них просто замирает сердце. Волей, неволей на глаза наворачиваются слезы. Особенно в знаменитой сцене с Боромиром.
4. Сильный отход от книжного первоисточника - за это Джексону просто отдельное спасибо. Поверьте мне как человеку, причитавшему все книги Толкиена - их невозможно полностью экранизировать. Слышал, что хотят запустить сериал - но после 'Хоббита' и 'Властелина Колец' уже будет смотреться не очень. В книге столько персонажей, что просто любой сценарист дубу даст. Джексон сократил все до минимума, оставив только ключевых персонажей, и несколько второстепенных.
5. Сцены сражений - в первой картине их не очень много, но ведь это только начало, все еще впереди. Но уже здесь видно, что нас ждет дальше. Движения отточены, схватки очень изящны и очень напряженные.
6. Персонажи, которые цепляют - а именно все персонажи. Каждый уникален, со своим характером. Каждый на своем месте.
7. Мудрость, раскрытая в диалогах между персонажами - это все те же, что и всегда - но именно о них мы постоянно забываем. Именно из за этого с нами происходят насчастия.
8. Нескучность - да, именно так. Прокатная версия идет три часа, а режиссерская почти четыре - но на протяжении всего этого времени вообще не хочется отрываться от экрана - это дорогого стоит.
Несколько слов о героях (не всех):
1. Гендальф Серый и исполнении Йена Маккалена - мудрый волшебник, друг Бильбо, дяди Фродо. Пожалуй, величайший волшебник Средиземья. Он стал просто символом, живым символом. Сэр Йен просто великолепен, особенно его неповторимый тембр голоса. Кстати его 'русский' голос - Рогволд Суховерко так же великолепен. Поэтому я могу смотреть как оригинал, так и дубляж.
2. Боромир в исполнении Шона Бина - воитель людей, лучший боец Гондора. Несмотря на внушительный вид и спокойствие, в его душе бушует пламя. Лучшая роль Шона Бина за всю его актерскую карьеру.
3. Лорд Элронд в исполнении Хьюго Уивинга - владыка эльфов Запада, умудренный жизнью политик, видевший своими глазами взлеты и падения многих королевств. Для каждого у него найдется мудрый совет. Отличная актерская игра Хьюго дополнила образ.
Это все, что я хотел сказать по поводу первой картины трилогии. Это было начало, начало величайшей истории Средиземья.
Этот фильм я несу за собой из детства, не поверите но я до сих пор думаю что Фродо самый нерадивый герой эпического фэнтези, потому что он не совершил ни одного значимого подвига, он только раз от раза попадал под влияние Кольца и Всевидящего Ока Саурона, всё за него делал Сэм, его верный Сачо Панса, куда более достойный быть Дон Кихотом в этой истории. В первом фильме он довольно часто идёт на неоправданный риск и как мне кажется всё его уважение потому что он носит Кольцо и ведь если задуматься, то все мои претензии тоже надуманны, потому что это только начало Пути и Кольцо как образец искушения которое испытает каждый из героев повествования на этапе личного Квеста. Музыка потрясающая, волшебные пейзажи, атмосфера сказки на протяжении всех без малого трёх часов повествования, а если смотреть режиссёрку то и все четыре, и только после просмотра максимальной редакции осознаёшь истинную эпичность всей саги, состоящей из трёх огромных монолитов, каждый из которых является шедевром, а в связке так вообще не имеет аналогов в жанре, даже 'Хоббит' и тот не смог превзойти эту трилогию. Рекомендую всем к просмотру, каждый в этом фильме что-то для себя найдёт! Любите кино и цените классику.
«Властелин колец: Братство кольца» (США, Новая Зеландия, 2001). И его отражение, как на моей, так и на всей жизни в целом… Предвестник XXI века…
Здравствуйте!..
Средиземье… Времена сказочных лесных эльфов, гномов, страшных чудищ, пещерных троллей, грязных орков, добрых, мудрых магов, злых, коварных колдунов, древних демонов, простых людских народов: крестьян, рыцарей, коневодов… Жизнь, мир, развитие, последовательная цепочка, перемены… Огромное желание тёмных сил, во главе с воином-колдуном Сауроном обратить всех в рабство, уничтожить слабых и, с помощью лжи и коварства, править миром, утвердив жёсткую диктатуру… Борьба свободного народа со вселенским, магическим злом. Поиск союзников, способы решения нависшей угрозы. Братство, в руках которого старинный артефакт и сила самого Саурона – волшебное кольцо Всевластия («Кольцо Всевластия едино и одно, Но смертному владеть им не дано. Лишь Властелину, одному во всей Вселенной, Им править суждено, а с ним - планетой бренной». Перевод Н. Григорьевой и И. Грушецкого). Страх, сомнения, раскол, поиск себя, своих желаний, возможностей. И призрачная вера на успех… И это только первая часть трилогии. Почти на 3 часа экранного времени…
Ну, а если глубже, то я увидел, что…
1. XXI век – век компьютеров и высоких технологий, по-настоящему начался с падения Башен-Близнецов в Нью-Йорке и выхода трилогии «Властелин колец». Оба эти события сильно врезались в память людям, отразились на всём остальном мире и полностью изменили его. Мы уже никогда не будем прежними. Время летит только вперёд… И «В наших силах решать только, что делать со временем, которое нам отпущено», как сказал мудрый волшебник Гэндальф. Другого не дано…
2. Мне бы очень хотелось, чтобы у меня был бы такой мудрый родственник, как Гэндальф.
3. Мир кино и литературы гораздо богаче, чем я себе представлял.
4. Даже в фэнтези есть всё то, что я люблю, ценю и страстно желаю, глядя какое-нибудь кино, читая приключенческую книгу или же видя всё это во сне…
5. «Если бы в мире не было бы музыки – его можно было бы считать ошибкой». Это не мои слова, но я полностью согласен с тем, кто это произнёс (кем бы он ни был). За музыкальное оформление к трилогии – надо памятник при жизни композитору Говарду Шору ставить!!!
6. Боевые сцены, сражения, приключения и сам поход хранителей кольца смотрятся живо, интересно и увлекательно.
7. С этой историей совсем не хотелось расставаться…
И это правда… И седьмой пункт (пункт удачи) подводит нас к тому, что трилогия «Властелин колец» стала первой и главной историей в моей жизни, которая помогла с увлечением, жгучим азартом и неподдельной страстью, изучать английский язык!!!.. Ведь смотрел я её на DVD-плеере, а там можно менять языки (чем я и пользовался).
А ещё: история запомнилась мне своим мощным, и, не так уж и длинным вступлением. Очень порадовало, что смотрелось всё на одном дыхании. Это очень важно для кино. Тогда глубже проникаешь в происходящее и сама история становится ближе…
Мория потрясла. 4-х дневный переход под горой и всё, что там произошло…
Назгулы… Они же призраки… Их вид, вой, вселяющий в сердце страх. Неслабо пробирало.
Чёрный воин-колдун Саурон, его всевидящее око - также не оставили меня без внимания.
Братство… Все 9 участников (Арагорн - Вигго Мортенсен, Леголас - Орландо Блум, Гимли - Джон Рис-Дэйвис, Боромир - Шон Бин, Гэндальф - Иэн Маккеллен, Сэм - Шон Остин, Мэри - Доминик Монаган, Пиппин - Билли Бойд и Фродо - Элайджа Вуд). Их судьба, взаимоотношения друг с другом…
Все до единого сражения… То, как всё это было поставлено, показано, преподнесено… (Приключения, первое появление Арагорна, его одиночная битва с назгулами, его выбор в качестве воина-хранителя Фродо и кольца, события в Мории, финальное сражение первой части, начавшееся именно с его меча).
Ну, и конечно же, музыка… Она пробирала до самой глубины души, выворачивала наизнанку, заставляя чувствовать что-либо, вздыхать, томиться в ожидании важнейших событий, ёрзать, словом, испытывать эмоции и жить этим кинофильмом… Все 3 часа… И это было мощно…
«Властелин колец»…
Это работа выдающегося английского писателя, поэта, переводчика, лингвиста, филолога и профессора Оксфордского университета – Джона Рональда Руэла Толкина… Это его произведения, его богатый опыт, внутренний мир, жизнь и мировоззрение… Это всё он… Сказания, мифы, тайны, легенды древности, старые, добрые сказки… Всё то, что он изучал, рассказывал, употреблял, как пример, преподавая у себя на кафедре, всё это воплотилось в его сложные, насыщенные и многогранные работы... И «Властелин колец» одна из таких работ…
Я прочитал её. Сразу после того, как закончилась вся трилогия (в декабре, 2003 года). Честно скажу: несмотря на великие фильмы, книга - насыщеннее. Думаю, так будет всегда…
Трудно, очень трудно сочинить подобное. Трудно поставить на сцене, экранизировать, строго следуя всем правилам, такой гигантский, писательский труд. Но ребята старались. По-современному, используя высокие технологии, но старались… Передать, показать нам этот мир Средиземья… Не всё у них получилось, но это шедевр. В мировом искусстве кинематографа – это шедевр… Всё познаётся в сравнении. И, если люди пригласили, съёмочную группу, состоящую, аж из 3000 человек, то из этого должно было выйти путное дело. Столько трудиться, чтобы всё прошло зря, это было бы ударом. Художники, костюмеры, декораторы, постановщики боёв и многие другие… Гигантский труд…
Вчера я посмотрел первую часть. Не видел её уже лет пять. Так как былая страсть давно прошла, то и пересматривать эту историю каждый год уже не тянуло. Но она сильна… Даже сейчас… И я это ощутил… Ничто не забыто, никто не забыт. Лишь приобретён жизненный опыт, да волос на голове стало меньше. Но фильм пробирает, как и прежде… И за это - хочется сказать ему огромное спасибо… Он не заменяет живых людей, но он делает внутренний мир богаче, а кровь горячее. Да и напоминает, что жизнь начинается за порогом собственного дома. Стоит лишь сделать шаг…
Эта рецензия будет не только на этот конкретный фильм, а сразу на всю трилогию. И прежде чем приступать к рецензии я должен выразить своё отношение к Питеру Джексону. Я считаю его хорошим режиссёром, а один из моих любимых фильмов – «Милые кости».
Итак – плюсы. Фильм замечательно снят. Отличная операторская работа, грим, костюмы, графика – всё великолепно. Смотрится всё приятно, актёры играют хорошо почти все (подробнее об этом ниже), декорации отличные. А массовые сцены битв это вообще круто. Перечислять все плюсы фильма можно ещё долго, чего чего, а качества у фильма не отнять. Видно, что люди, корпящие над фильмом, постарались, и они почти все большие молодцы. Я, правда, считаю, что фильм заслужил все свои Оскары, во всяком случае, в тех номинациях, где он победил фильм и вправду очень сильный, даже на сегодняшний день.
Но у этого фильма есть два больших (для меня) минуса, которые как ложка дёгтя портят бочку мёда. Во-первых, минус в том, что это экранизация великой книги Толкиена, и у меня сразу вопрос, за что так бездушно обкорнали книгу? Очень многие важные моменты были проигнорированы в фильме. Я, конечно, понимаю, что книга очень большая, но почему нельзя было разбить на ещё большее количество фильмов, сделав что-то вроде киносериала, по типу фильмов Marvel? В конце концов 3 фильма сняты по очень большой книге «Властелин колец» и 3 фильма по очень хорошей, но раз в 5 меньшей по объёму книге того же Толкиена «Хоббит». Почему? Бюджета не хватало или что? Ответа, к сожалению, мы не узнаем. Просто я считаю, что если ты делаешь экранизацию книги, то делай это максимально приближено к оригиналу. А если, по ряду причин, это сделать невозможно, то лучше вообще этого не делать. Это, конечно же, только моё личное мнение.
И второй минус фильма это кастинг. Не актёрская игра, а именно кастинг. Нет, безусловно, актёрский состав впечатляет, но некоторые актёры не на своих местах. Конечно же я говорю не про Иена МакКеллена или Кристофера Ли, никого другого на эти роли я не вижу. Да и вообще, подавляющее большинство актёров смотрятся органично. Но есть три исключения, и они прям, портят всё впечатление. Элайджа Вуд – ну вот какой он Фродо? По книге Фродо к моменту похода к Мордору был 50 летним хоббитом повидавшим жизнь, но никак не ребёнком, которого только что от мамкиной юбки оторвали! Тоже самое с Леголасом. Я, конечно, понимаю что эльф, и все дела, но не обязательно же было брать просто актёра со смазливой физиономией. По книге он суровый и мгновенно адаптируемый к трудностям воин, но никак не старшеклассница с луком, только маникюра не хватает. Хотя это может быть, потому что Орландо Блум мне в принципе не нравится как актёр. Только из-за него я не поставил первым «Пиратам Карибского моря» максимальную оценку. По сравнению с харизматичным Джони Деппом и обаятельной Кирой Найтли Блум смотрелся блекло. Также блекло он смотрится и здесь. Ну и наконец Галадриэль. И поймите правильно, мне нравится Кейт Бланшетт, я считаю её хорошей актрисой. Но по книге Галадриэль самая красивая женщина во всём Средиземье. Я, даже при всём желании, не могу назвать Кейт Бланшетт самой красивой актрисой того времени. Да симпатичная, но не более. Сразу отвечу на очевидный вопрос «Кто, по-твоему, мог тогда сыграть Галадриэль?» - Шарлиз Терон или Николь Кидман.
Итого мы имеем на самом деле трилогию очень хороших и качественных фильмов, с минусами, которые лично для меня очень важны. Если бы фильмы не были экранизацией книги, я бы поставил 9 из 10. Но, к сожалению, только:
«Эта дверь в прекрасный мир, и, войдя однажды, возврата не будет»
Дж. Р. Р. Толкиен создал произведение на века, ведь, несмотря на размер книги, путешествие вместе с персонажами оказывается настолько коротким, что хочется опять вернуться и помочь напуганным хоббитам проделать путь всей их жизни, не отпуская их от себя. Но сейчас речь пойдёт о работе Питера Джексона, которую он проделал для того, чтобы зритель увидел все, созданные мастером образы, на большом экране.
Сразу нужно обговорить тот факт, что расширенная версия фильма включает в себя больше деталей и мелочей, которые порадуют фанатов, но также и растянут хронометраж до почти невероятных 4х часов. О сюжете можно говорить часами, но то, как мы познакомились с дивным народцем хоббитов, величественным родом эльфов и увядающим гномьим обществом никогда не покинет мою память. Единение с персонажами происходит почти мгновенно, и любые невзгоды или радости переносятся прямо на зрителя.
Просматривая картину можно увидеть всё: ребячество, перерастающее в страх, который в свою очередь превращается в смелость и отвагу; дружбу и уважение, которые переходят в предательство и вражду; верность и защиту, которые сменяются хитростью и обманом…
Питер Джексон выбрал для съёмок Новую Зеландию, и я понимаю почему: природа и виды как будто и были списаны с пейзажей этой великолепной страны Дж. Р. Р. Толкиеном. От неописуемой красоты захватывает дух, а панорамные кадры вводят в состояние блаженства, но самым главным плюсом фильма для меня является музыка. Саундтрек, написанный Говардом Шором, для меня является если не самым лучшим в истории кинематографа, то явно одним из первых. То, как он перенёс набор нот с бумаги в такой музыкальный шедевр останется для меня загадкой, но скажу, что ради таких загадок я готов жить дальше.
Итак, пришёл момент обсудить актёрский состав, ставший незаменимым на экране при воспоминаниях об этом произведении искусства. Персонаж Элайджы Вуда является центральным звеном, вокруг которого крутятся буквально все события. Скажу только одно: то, как Питер Джексон не хотел отпускать его со съёмок последней сцены, полностью передаёт мои чувства к его игре – без него возможно и не было такого успеха фильма. Далее для меня идёт Вигго Мортенсен – человеку, обучившийся искусству боя на мечах так, что смог отбить в полёте кинжал, случайно пущенный ему в лицо; человеку, сломавшему пальцы на ноге и продолжившему играть как будто так и надо, я необычайно признателен и без сомнения могу назвать его настоящим актёром. После Арагорна сразу вспоминается Гендальф, сыгранный сэром Иэном МакКелленом. Его маг в островерхой шляпе подарил нам немало эмоций и позволил увидеть, что магия не всегда будет под рукой, но ум – острое оружие, которым нужно пользоваться повсеместно. Орландо Блум, получивший такую огромную роль спустя два дня, как закончил актёрскую школу, справился великолепно и теперь является в нашей памяти тем самым эльфом, который всегда бьёт в цель и никогда не нуждается в пополнении запаса стрел. Шон Эстин, давший жизнь Сэму, показал нам как это быть преданным всем сердцем и исполнять клятву любым способом. Билли Бойд и Доминик Монахэн представили нам двух сорванцов, которым случилось прожить очень яркую молодость, чтоб в один момент мгновенно повзрослеть и разом забыть о прошлом. Хьюго Уивинг со своими бровями показал нам ещё одного культового персонажа, изобразив эльфа так, как его мы себе представляли. Лив Тайлер добавила красоты фильму и показала, что такое настоящая любовь, не знающая преград и пробивающаяся через все запреты. Не забудем также и о Джоне Рис-Дэвисе, который немало страдал из-за грима на съемках, но подарил нам незабываемое исполнение вечно ворчащего гнома, милого сердцу. Ещё множество актёров осталось вспомнить, но это затянется на долго, поэтому последним в списке будет невероятный Энди Серкис, представивший нам Голлума. Его творение, возможно, самое сложное в фильме, и от этого он возвышается в моих глазах, и по праву может считаться актёром с большой буквы.
После такого длинного рассказа хочу на мгновение вернуться к цитате вверху. Целый мир, созданный Дж. Р. Р. Толкиеном, и приведенный к жизни Питером Джексоном останется в сердцах зрителей навсегда и непременно будет посещён мной ещё не один раз. Я советую посмотреть этот шедевр всем, кому понравилась книга, ведь он может считаться одной из самых лучших экранизацией романа во всём кинематографе, а люди, не знакомые с книгой, но ищущие приключений, непременно полюбят эту историю.
Так уж сложилось, что во время проката «Властелина колец» в кинотеатре я посмотрел лишь только вторую часть этой безусловно великой трилогии – «Две башни». Да, потом я не один раз пересматривал все эти фильмы сперва на видеокассетах, потом появились у меня и лицензионные боксы-двухкассетники с расширенными версиями трилогии. Ну а потом и DVD как с прокатной, так и режиссёрскими версиями. И появилась у меня традиция смотреть эти картины в новогодние каникулы. Когда все три, а когда и какую-то одну. И любимой у меня долго была именно что вторая часть, впрочем, финальную третью я тоже всегда любил. К «Братству кольца» же я всегда относился по чисто остаточному принципу. И это притом, что я впервые прочитал тех же «Хранителей» ещё в советском издании, почти сразу же после «Хоббита». Но вот так уж вышло. И тут в начале декабря наш местный кинотеатр «Колизей» устроил спецпоказ – вся первая трилогия Джексона на большом экране (причём в большом зале) и в режиссёрской версии, на языке оригинала и с субтитрами. И я успел. Я купил последний свободный билет на сеанс «Братства кольца» (и тут же докупил билеты на другие части). И случилось чудо.
«Братство кольца» - неотделимая часть всего общего полотна трилогии. И тем не менее есть у нее свои особенности. Именно этот фильм знакомит нас с миром Средиземья, со сказкой. Божественная просто музыка Говарда Шора вкупе с композицией Эниа словно омывают живой водой души зрителей. А каков мир той же Хоббитании, Шира! Тихая мирная зелёная страна. Где все не прочь как следует подкрепиться, вздремнуть после обеда и вволю погонять вечерком колечки дыма от душистого трубочного табака. А ещё там любят не только есть, гулять и веселиться, но и упорно работать на своей земле. Шир – это страна-сад. Наверное, именно так Толкин отобразил живущий ещё и поныне в английском народе образ «старой доброй Англии». Образ тихого и радостного края, эпохи то ли расцвета англосаксонской Англии после короля Альфреда Великого и до испепеления её в 1066-68 гг. Вильгельмом Завоевателем, когда та Англия была частью единого ещё христианского мира, а жители её не стонали под гнетом жестоких пришлых рыцарей… Той да и Англии эпохи до войны Роз – когда ещё «овцы по пожрали людей», а фанатики Реформации не осквернили великолепнейшие готические соборы. И вот та старая добрая Англия со всеми её сельскими праздниками, пирогами, элем – это Шир.
Но сказка, настоящая сказка сильна тем, что корни её – в веках. В прошлом и будущем одновременно. И поэтому всегда должен найтись герой, что оставит свой уютный домик и выступит против сил зла. Это универсальная составляющая что мифа, что сказки. Путь героев. От простых ранее садовников и милых раздолбаев, до бродяги – потомка древних королей… И все они фактически станут своеобразными рыцарями силы и духа (братство!), всем им достанутся как почести, так и тяжкие испытания. Что можно тут сказать об актёрах? Да всё сказано до меня. Попадание в роль практически у всех просто 100%. Сказка словно ожила и воплотилась в образах что древнего мудрого мага, что вечно прекрасной эльфийской волшебницы, а эти душевнейшие гном с эльфом! И настоящий рыцарь со всеми присущими этому сословию достоинствами и недостатками, так просто и так гениально сыгранный Шоном Бином! А эти величественные статуи великих королей древности, а всё это величие громадных подземных чертогов великой твердыни гномов! А это легкое дуновение сказки, сказки одновременно доброй и страшной, детской и совсем-совсем взрослой. И это был отличный старт для всей трилогии.
Хорошая получилась сказка. И вот сейчас, в эти праздничные зимние вечера, порою так и тянет увидеть снова изумрудные поля Хоббитании, могучий Ородруин, ледяные пики сурового Карадраса… Сказка есть! Она жила и будет жить покуда жив сам человеческий род. Ну а Фродо, Арагорн, Гэндпальф суть её архетипы. Мудрые гости из былого и грядущего.
Великолепный фильм. И начало одного очень длинного и славного пути.
Вот и пришла моя очередь написать рецензию на фильм 'Властелин колец'.
Знакомство с литературным первоисточником сэра Толкиена произошло еще в совсем юном возрасте, когда я смог одолеть этот объемный труд. Еще тогда немалое впечатление оставили размеры сотворенного волшебного мира, обилие персонажей самых разных величин, героическое путешествие главных героев, масштабность баталий добра со злом.
Поэтому встречи с анонсированной экранизацией необъятной вселенной ждал с особым чувством - и с нетерпением, и с ожиданием оправдания надежд на достойное воплощение книги на экране.
Сказать, что надежды оправдались полностью - значит, не сказать ничего!
Безусловно, это одно из величайших кинотворений не только в своем жанре и во всей истории кинематографа! Удачно подобранные актеры, игра которых точно оставила бы Станиславского довольным, потрясающие натурные съемки, спецэффекты, в год выхода фильма выглядевшие просто ошеломительными, и это внимательное отношение к мелочам - будь то костюмы героев или обстановка домика Бильбо. Команда, создавшая фильм, действительно провела титаническую работу.
Немалая заслуга в успехе фильма принадлежит и сценаристам. Да, ярые толкиенисты еще долго будут попрекать их в сильном урезании первоисточника, из-за чего в фильм не вошли целые эпизоды, например, о встрече главных героев с Томом Бомбадилом. Споры о том, должен ли фильм слепо следовать книге, бесконечны, но нужно понимать, что полная экранизация всех книг обладала бы просто чудовищным хронометражем. На мой взгляд, все необходимые моменты воплощены на экране, действие не прерывается и не провисает.
Игра актеров и новые ответвления развития сюжета, добавленные сценаристами, позволили лучше почувствовать органичность происходящего, атмосферу фэнтезийного мира. В некоторых местах это пошло на пользу логичному развитию сюжета, например, в книге отсутствует описание любовной линии Арагорна и Арвен, их пути к воссоединению, только в финале читатель поставлен перед фактом свадьбы героев. Правда, представлению мира Средиземья при прочтении книги немало мешал ее неважный перевод (на любом форуме толкиенистов можно увидеть немало стенаний по этому поводу), о чем я лишний раз убедился, перечитав книги в более сознательном возрасте.
Первая часть трилогии только вводит нас в волшебный мир Средиземья, знакомя с произошедшими в нем событиями, населяющими его народами. В самом начале не покидает впечатление плавно подаваемого сказочного повествования - в основном, конечно, благодаря его разворачиванию в Хоббитоне, изобилующем высокими деревьями, ярко-зелеными лужайками, аккуратными домиками и огородиками. В дальнейшем по мере набирания оборотов противостояния злу тон произведения меняется на более мрачный и зловещий.
Саундтрек к фильму подобран идеально, пожалуй, никто другой кроме Говарда Шора, не смог бы только музыкой так точно передать атмосферу проходящего на наших глазах волшебства Средиземья.
В произведении поднято немало тем - дружба, преданность, героизм, храбрость, борьба со злом. Злу здесь противостоят не только отважные воины и маги, заслужившие свою славу в битвах, но и простые маленькие человечки - хоббиты, на долю которых выпала самая ответственная миссия и немало страданий и лишений. Преданность и поддержка маленьких друзей не раз поможет общему делу свержения темного властелина.
Еще раз аплодирую Питеру Джексону и его команде стоя. Все награды, полученные фильмом, абсолютно заслужены.
«- И слабейший из смертных может изменить ход будущего.» ( с )
Не новость, что к многотомным произведениям профессора Дж. Р. Р. Толкиена кинематографисты разных стран обращались и до Питера Джексона. Однако, никто из них не стремился перенести на большой экран всю сагу целиком, как это сделал новозеландец. Вышедший в первом году нового тысячелетия фильм в одночасье превратил малоизвестного постановщика в режиссёра мирового класса. Позволив ему в будущем создать величественный ремейк классического «Кинг – Конга». Который, забегая вперёд – не оправдает возложенных на него автором и продюсерами надежд. Но сейчас непосредственно об размашистой и под стать оригиналу – многочасовой экранизации романа – эпопеи, прородителя жанра фэнтази. Начал снимать свою сагу, Джексон ещё в 1999 –ом, предполагая изначально сделать шестичасовую дилогию, в которую намеревался впихнуть содержание «Властелина Колец». Но, после начала работы над проектом, когда был написан длинный, практически без существенных изменений пересказ книг Толкиена ( в работе над которым участвовал и он сам – как большой любитель этого фэнтази ) – Джексон решил убедить боссов киностудии «Нью Лайт Синема» - о том, что всё же лучше не сокращать столь богатый и щедрый на события материал. Так было принято решение выпустить на экран трилогию, разделив сагу по заглавиям книг: «Братство Кольца», «Две Крепости» и «Возвращение Короля». По словам режиссёра, можно было бы выпустить все три картины в 2001 –ом, но из – за опасения продюсеров «перекормить» зрителя, решили выпускать по серии в год. Что в принципе сыграло проекту лишь на руку – и кассу не сократило, и позволило номинироваться на Оскар каждый год подряд – став главным лауреатом церемонии первой половины нулевых! Не стоит забывать и о гигантском влиянии на Голливуд, который благодаря трилогии Джексона словно проснулся после затяжной спячки, начав вновь вкладывать большие деньги в дорогостоящие, масштабные и зрелищные блокбастеры, по которым за предшествующее десятилетие успели соскучится. Ко всему прочему, экранизация несла и некую просветительскую миссию – заставив школьников по всему миру наведаться в книжные магазины и библиотеки за томами профессора Толкиена, о сочинениях которого до выхода «Братства Кольца» в большинстве своём уже подзабыли. У нас например, какое то время даже шла читательская конкуренция между классическим уже «Властелином Колец» и новомодным «Гарри Поттером»!
Потратив на создание первой серии трилогии более 90 миллионов $, Джексон смог позволить себе кино Большого Стиля: с толпой статистов, кучей второстепенных персонажей, дорогими компьютерными эффектами и целым арсеналом художников по костюмам и гриму – что не могло не привлечь внимание массового зрителя, желавшего увидеть сочинение Толкиена на большом экране. А современная графика и возможность фиксировать мимику и движения реального актёра, придавая тем самым достоверности целиком нарисованному герою – позволило создать ряд фантастических существ, самым известным из которых стал монстр Голум – в исполнении любимца режиссёра – Энди Сёркиса. Вернувшегося в последствии к своему персонажу, когда много лет спустя начали экранизировать приквел трилогии – сказочную повесть «Хоббит или Туда и Обратно». Которую затем так же превратили в трилогию, хотя с меньшим художественным успехом, поскольку изначальный материал уже не упрощали и сокращали, а на оборот – всеми силами растягивали.
Поскольку изрядная часть бюджета ленты ушла на строительство огромных и разнообразных декораций, создание костюмов и различных доспехов, оружия и инвентаря вымышленного мира – нечего было рассчитывать на участие звёзд первой величины. Однако это сыграло только на пользу тем исполнителям, которых после многочисленных проб всё же отобрали на ключевые роли. Например, известный и до съёмок в проекте Джексона молодой артист Элайджа Вуд – который после выхода «Властелина Колец» навечно стал хоббитом Фродо. Это касается и сыгравших его приятелей Сэма, Мерри и Пипина – Шона Астина, Доминика Монагана и Билли Бойда. Получил также звёздную роль и доселе неизвестный Виго Мортенсен – сыгравший «Следопыта» Арагорна. Вновь напомнил о себе мощной ролью Хьюго Уивинг, чьё исполнение роли великого эльфийского предводителя Элронда запомнилось фанатам саги настолько, что впоследствии он появился и в экранизации «Хоббита» ( хотя в книге данный персонаж отсутствовал ). Большая роль и у красавца Орландо Блума, эльф Леголас которого – точь в точь книжное воплощение героя! Запомнились своими образами эльфиек Кейт Бланшет ( сыгравшая владычицу Галадриэль ) и красотка Лив Тайлер ( возлюбленная Арагорна – бессмертная Арвен ). За долгие годы, вновь получил большую роль и ветеран Джон Рис – Дэис, образ воинственного гнома Гимли которого – словно сошёл со страниц оригинального романа! Весьма точно попали в образа врагов – магов Гэндельфа Серого и Сарумана Белого – Йэн МакКеллен и Кристофер Ли. Шон Бин – обычно игравший исключительно отрицательных персонажей, ролью сына наместника Гондора – славного война Боромира – показал многогранную игру, воплотив трагического и неоднозначного героя. Все названные а так же не названные актёры сыграли свои роли изумительно, вжившись в своих героев, позволив литературным образам ожить и обрести бессмертие на киноплёнке…
Неудивительно, что выйдя после шумной рекламной компании в прокат, «Братство Кольца» заработало по миру почти 900 миллионов $, почти догнав по сборам легендарный блокбастер Джеймса Кэмерона! Плюс ко всему, большую сумму принесли и продажа различных, выпущенных вдогонку картине сувениров – от игрушек и футболок, до школьных тетрадей, игральных карт, фишек и жвачек с наклейкам. Спустя некоторое время, разработчиками компьютерных игр была выпущена и одноимённая видеоигра, имевшая успех как у геймеров, так и у поклонников фильма. Но самым воодушевляющем стал дождь кинематографических призов, пролившийся на первую часть саги. Среди прочих было аж 13 номинаций на Оскар! 4 из которых, в итоге увенчались почётными статуэтками киноакадемии ( за лучшие: визуальные эффекты, грим, саундтрек и работу оператора ). Стоит отметить, что музыка композитора Говарда Шора в фильме и впрямь невероятно атмосферная и очень красивая, под стать видеоряду запечатлённому Эндрю Лесни – которому впервые пришлось снимать настолько гигантское, во всех смыслах кино. Хочется поблагодарить абсолютно всех людей, трудившихся на протяжении нескольких лет, что бы «Властелин Колец» наконец обрёл достойную книг экранизацию. И как и для многих, «Братство Кольца» - для меня является самым ярким, самым запоминающимся и самым волшебным фильмом трилогии. Хотя, конечно же это не самодостаточное произведение, и является всего лишь вступлением для последующих масштабных событий эпической истории.
P.S
Поскольку это вступление, я решил ограничиться в основном техническим разбором проекта, оставив описание сюжета для последующих рецензий на вторую и третью части трилогии. Но это будет позже…
Этот фильм оказывается я фактически посмотрел полностью, за исключением потайного прохода - переправа чрез него, противостояние Гэндальфа с огненным демоном, с его супер-фразой - Ты не пройдёшь. И сцена когда герои добрались до города где живут белые эльфы. Эта самая малость, которую я пропустил, наверно каждый из этих трёх эпизодов будет составлять не более пяти минут.
В целом получилась очень не плохая история с этим знаменитым кольцом, которое губит каждого своего нового хозяина. При этом это основано на книгах, которые создал Джон Рональд Толкиен. Вся трилогия Властелина Колец - это просто эталон фэнтези.
Кольцо пробудилось, оно слышит зов хозяина...
Кольцо стремится попасть к своему хозяину, и оно хочет чтобы его нашли...
Актёрский состав и актёрская игра весьма хороши. Вигго Мортенсен - сильный, следопыт Арагорн, которому не страшны любые существа, сеющие зло вокруг. Его меч рубит на куски каждого. Орландо Блум - Леголас - бесстрашный эльф-лучник, его смертоносные стрелы попадают точно в цель, убивая всех кто попадётся ему на его пути. Джон-Рис-Дэвис - Гимли - забавный, неуклюжий гном, который подходит к битвам и атакам - с юмором, но в тоже время сильный и смелый воин. Иэн МакКеллен - сильный маг-волшебник по имени Гэндальф, - он тактик и стратег, который знает как выйти победителем из любых ситуаций. Отличная игра получилась у Элайджа Вуда (Фродо), Шона Эстина (мистерСэм), Билли Бойда Доминика Монахэна (Хоббиты). Эти маленькие существа, в отличии от всех остальных существ этой вселенной, - очень мужественные и отважные.
Список можно продолжать до бесконечности, поскольку персонажей здесь большое количество. Лучше просто взглянуть на фильм в очередной раз и увидеть всех на экране.
Фильм сам по себе получился захватывающим и интересным. Прекрасная игра актёров, эта величественная музыка, удачно проработанные персонажи и прекрасные пейзажи со съёмок фильма из Новой Зеландии. Всё это объединяется в одно целое и даёт возможность насладиться просмотром у экрана.
Этот фильм, ни много ни мало, положил начало эпохе торжественного шествия фэнтези по экранам кинотеатров. Ещё во времена, когда термин «3D» был известен только физикам и игроделам.
Возможность увидеть (и даже погладить, если взять билеты в первый ряд) орков, эльфов и хоббитов собрала у экранов не только фанатов творчества Толкиена, геймеров и бородатых ролевиков в кольчужных доспехах, но и обычных землян. Ещё бы! Питер Джексон ведь обещал нешуточный размах на протяжении аж трёх частей. А Джексон не обманывает.
Получилось отлично. Погружение в сказку (да простят меня ролевики за такой синоним слова «фэнтези») полное, с руками и всем остальным. Мир Средиземья, придуманный талантливым писателем и воплощённый не менее талантливым режиссёром, существует и живёт своей фэнтезийной жизнью. А зрителю только остаётся с восхищением восклицать: «Да они же настоящие!»
Конечно, без композиций Говарда Шора фильм растерял бы как минимум половину своей магической атмосферы. Потому что каждый трек не просто идеально соотносится с картинкой, он её дополняет настолько, что даже непонятно, что же тут первично: музыка или кино. Фэнтези как раз из тех жанров, где правильное музыкальное сопровождение создаёт значительную часть эмоций.
Ругать Джексона не за что. Режиссёр обещал отличный фильм, режиссёр его снял. Любители фэнтези остались довольны, геймеры получили целый ряд любопытных новинок по мотивам фильма, ролевики отрастили бороды побольше, на манер Гимли и Гендальфа, а все остальные нашли повод пообсуждать, можно ли на самом деле верить Голлуму и не Нагиев ли его играл.