«Человеческий ум и созданная им техника сейчас бросают вызов великому океану. А океан шутить не любит»
Вторая по счёту совместная экспедиция Джеймса Кэмерона и др. Анатолия Сагалевича получилась не менее интересной, чем погружения к «Титанику». После просмотра подобных фильмов («Призраки бездны», «Чужие из бездны» и «Экспедиция «Бисмарк»), получаешь такой информационный всплеск, что позже тебе хочется узнать ещё больше о данном событии, месте и о прошлом времени.
Эта экспедиция получилась более информативной, чем экспедиции к «Титанику». В этом случае рассматривается целый исторический период Второй мировой войны. Конкретнее, с начала 1939 года, когда «Бисмарк» впервые сошёл на воду, и до 27 мая 1941 года, когда он был затоплен в ходе боевого сражения с целым флотом страны наиболее пострадавшей впервые два года войны.
Техническая подготовка к экспедиции проводилась в течении года лучшей командой по подводным погружениям. Всего же в экспедиции участвовало 32 человека, это и специалисты-техники, учёные, историки и ветераны «Бисмарка».
22 мая 2002 года российское океанографическое исследовательское судно «Мстислав Келдыш», вышло в открытое море, к месту катастрофы. Примечательным стал тот факт, что в тот же день 63 года назад «Бисмарк» покинул Норвежскую гавань и отправился в свой первый и единственный боевой поход.
Всё оснащение на исследовательском судне создавалось на самом переднем крае науки, на основе оригинальных идей. Это целый плавучий город, не официальным мэром которого признан Анатолий Сагалевич. Помимо знаменитых «Миров» в экспедиции принимали участия два бота ROV: Джейк и Элвуд. Они нам хорошо известны по предыдущей экспедиции к «Титанику». Создателем этих ботов является брат Джеймса Кэмерона, Майк. Благодаря ROV мы увидели великолепные планы внутренностей «Бисмарка» и открыли ещё один очень важный факт, о котором я напишу ниже.
Коротко о том, почему Джеймса Кэмерона заинтересовал этот линкор и почему так важно погружение к нему.
«Бисмарк» - один из самых крупных линейных кораблей (предназначенных для ведения боя в кильватерных колоннах) военного флота времён Второй мировой идущим за японским «Ямато» и американским «Айова». После сокрушительной победы над линейным крейсером «Худ», явившая настоящую трагедию для всей Великобритании, Уинстон Черчилль, английский премьер-министр, приказал уничтожить «Бисмарк» всеми возможными и не возможными способами: « В настоящий момент для нации нет ничего важнее, чем уничтожение «Бисмарка». Меня не волнует как вы это сделаете, но вы должны потопить «Бисмарк». Вы должны». Понять какую потерю понесла английская армия не сложно. «Худ» был не только лицом всего английского флота, но и выражал собой трагедию сравнимую с той же катастрофой, которая произошла с «Титаником». Из чуть более 1 400 военнослужащих на «Худе» выжило только трое… и это после одного попадания, которое пришлось на пороховой погреб.
Основная цель этой экспедиции пришлась на доскональном исследовании корпуса судна. При неимоверно сложных условиях работы, экипажам глубоководных аппаратов, удалось исследовать весь квадрат погрузившегося на дно корабля. А это в радиусе одного километра! Дело в том, что «Бисмарк» приземлился на вулканическую скалу, с которой затем скатился на расстояние почти тысячи метров от места падения.
Он был потоплен 27 мая 1941 года в 10:39 утра. Из 2200 человек команды 1995 немецких моряков погибло. Перед тем, как «Бисмарк» ушёл на дно он перевернулся вверх килем. Из-за чего четыре огромные четырёхъярусные башни державшиеся лишь собственным весом по 1 200 тонн каждая (!) отделились от корпуса корабля и устремились на дно. «Мир» предоставил нам возможность хорошо рассмотреть одну из башен, на которой установлены две 380-мм пушки SKC-34. Вес каждого ствола такой пушки превышал 120 тонн!
Самое страшное то, что целый флот пытался потопить «Бисмарк». После трёхдневного преследования началась массивная атака на «Бисмарк», которая продолжалась около трёх часов. По нему было выпущено с точностью 2 876 снарядов! Целым флотом по одному кораблю! Но «Бисмарк» не собирался спускать флаг. Командующий кораблём адмирал Гюнтер Лютьенс прекрасно понимал, что даже при спущенном флаге атака будет продолжаться.
И здесь самое важное. О том, кто потопил судно. В 1960 г. вышел английский фильм «Sink the Bismarck!», показывающий как отважные офицеры и матросы Англии мстили «Бисмарку» за национальный линкор «Худ». Он явно повествует о том, что именно англичане потопили «Бисмарк». Что фактически никак не относится к действительности. Это давний научный и общественный спор, который и пытались разъяснить участники экспедиции Джеймса Кэмерона.
После того как «Мир-1» и «Мир-2» не нашли на корпусе явного признака смертоносных поражений, они погрузились ещё ниже и увидели большую зияющую дыру длинной около 30м. И здесь выяснилось, что примерно 40% нижней части корпуса вообще отсутствует. Это произошло в результате мощнейшего столкновения о дно океана. Из-за этого часть нижнего корпуса буквально разорвало. Чтобы исследовать эти образовавшиеся дыры понадобился бот ROV. В результате выяснилось, что торпедная переборка сыграла роль буфера и защитила команду от мгновенного затопления отсеков судна. Очень толстая стена оказалась практически не повреждённой и в некоторых местах безукоризненно ровной на всей поверхности.
Получается, что вторая версия затопления линкора оправдала себя. Чтобы спастись командованием был отдан приказ открыть кингстоны. Это явно доказывает, что «Бисмарк» не был потоплен торпедами «Дорсетшира». Его торпеды могли оказаться лишь одним из факторов затопления «Бисмарка».
«Бисмарк» часто сравнивают с «Титаником», т. к. оба они погибли в первых своих походах. Вот только разница их потопления показывает разницу в нашей жизни. Один создан был для войны и только, другой создан для гражданских, мирных целей. Есть ещё один факт, который их объединяет. Оба были созданы, чтобы удивить всех способностями людей, славящих свою страну. Также это можно отнести ещё к двум менее известным суднам: «Тирпицу» и «Олимпику», судьбы которых очень схожи.
В целом, конечно же, эту экспедицию нужно назвать успешной. Поэтому хвала всем её участникам, которые смогли уведомить зрителя своей организованностью и безукоризненным профессионализмом. Ещё я хочу отметить очень важный фактор, который не в коей мере нельзя упустить. Долевая часть фильма посвящена Второй мировой войне. В фильме много моментов, когда ветераны рассказывают о тех давних событиях, которые очень интересно слушать. В те времена творились страшные вещи, которые для современной молодёжи покажутся слишком далёкими и не ощутимыми. Но они происходили с нашими прадедами, которые тоже служили на таких линкорах. Это они всё пережили и их память, их истории нужно запоминать и хранить. И Слава Богу, что сейчас мы живём в такое время, когда всё то кажется таким не реальным, таким далёким. Конечно, нельзя говорить так о мире в целом, но, по крайней мере, о большей её части.
Трудно оценивать эту экспедицию как фильм. Просто понять не могу, как можно оценить её ниже высшей отметки. Мне было очень интересно.
10 из 10.
В планах у Джеймса Кэмерона и Анатолия Сагалевича новые экспедиции на дно океанов. Жду с нетерпением.
В 2002 году Джейемс Кэмерон вместе с экипажем крупнейшего российского океанографического судна «Академик Мстислав Келдыш» отправился на вторую совместную морскую экспедицию к обломкам знаменитого линейного корабля германского флота «Бисмарк», бывший в строю всего 9 дней, и потопленный в своё первое плавание, покоящегося в суровых водах Северной Атлантики. В составе их команды военный историк и участники того единственного похода боевого корабля. Благодаря знаменитой паре «Миров» они опустятся на глубину 4700 метров и заснимут то, что осталось от немецкого рейдера. Так же как и с «Титаником» Кэмерона привлекла история роковых совпадений и погони за этим кораблём, которая заслуживает полнометражного фильма, много лучшего чем «Потопить «Бисмарк»» 1960 года.
История
«Бисмарк» был заложен в июле 1936 года и строился в полной секретности, так как Германии запрещалось строить бронированные корабли водоизмещением свыше 10 тыс. т, а водоизмещение «Бисмарка» составило 50 тыс. т. Класс «Бисмарк» стал третьим за всю историю флота против американских «Айова» с 58 тыс. т и японских «Ямато» с максимальным 72 тыс. т.
В день Святого Валентина 1939 года корабль был спущен на воду, при спуске присутствовал Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского. До августа 1940 года на корабль достраивали надпалубные сооружения, и с 24 августа по весну 1941 года проходил испытания. Целью «Бисмарка» были рейдерские атаки на конвои, он должен был отвлекать на себя корабли охранения, а второй корабль сопровождения расправлялся над самим конвоем.
22 мая 41 года «Бисмарк», не дождавшись конца ходовых испытаний «Тирпица» или «Шарнхорста» с «Гнейзенау», вместе с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» был отправлен во фьорды, где оба корабля были перекрашены, а «Принц Ойген» дозаправлен. Во время стоянки оба корабля были замечены и идентифицированы. 23 мая немецкие рейдеры замечены английскими тяжелыми крейсерами “Норфолк” и “Саффолк”. Вечером этого же дня «Бисмарк» открывает огонь по «Норфолку», британские корабли, не имея возможности сопротивляться столь крупному соединению, без повреждений уходят в туман и ведут рейдеров по радарам. К ним на помощь направлены ряд линейных кораблей и крейсеров, а также авианосцев, в том числе гордость королевского флота, крейсер “Худ”, именно этот корабль использовался как условная цель на учениях и представлял реальную угрозу немецким крейсерам. Из-за стрельбы у «Бисмарка» отказывает радар и теперь впереди конвоя идёт «Принц Ойген».
Утром 24 мая «Худ» и «Принц Уэльский» на расстоянии 22 километра открывают огонь по первому кораблю, ошибочно приняв его за «Бисмарк», но довольно быстро исправив ошибку «Принц Уэльский» открывает огонь по второму кораблю и в 5.56 попадает в топливные цистерны – теперь «Бисмарк» оставляет нефтяной след. Капитан Линдеманн отдает приказ на ответный огонь по «Худу» и через минуту «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Ойгена» и третьего залпа «Бисмарка», на корабле начались пожары. В 6.00 «Худ» получает попадание от пятого выстрела «Бисмарка» на расстоянии 17 км, в небо устремляется фрнтан огня и линкор разрывает пополам. Гордость королевского флота уходит под воду за три минуты, и, дав последний залп, уносит с собой 1415 человек, спастись удалось лишь трём морякам, один из которых дожил до сегодняшнего дня. «Принц Уэльский» выходит из боя, получив семь попаданий.
«Норфолк», «Саффолк» и «Принц Уэльский» продолжали преследовать немцев, но потеря «Худа» болезненно воспринимается британцами, и большая часть военных кораблей, находящихся в Северной Атлантике, побросав охранения конвоев, устремляется в погоню за «Бисмарком». Почти целый флот страны принимает участие в погоне за «Бисмарком»!
Вечером 24 мая «Бисмарк» неожиданно разворачивается и идёт навстречу англичанам, “Принц Ойген” в этот момент скрывается в вечерней дымке, уходя в рейд самостоятельно, а целью «Бисмарка» становится док в Бресте. Это спасает «Принца» от уничтожения, и он прослужит до конца война, пока не поступит в распоряжение американцев в качестве испытательной мишени для ядерных взрывов и затонет поле третьего взрыва 22 декабря 1946 года, пережив при этом все крейсеры германского флота.
25 мая благодаря маневрам, «Бисмарк» теряется из видимости англичан, и даже не смотря на перехваченные радиограммы, положение корабля остаётся неизвестным до утра 26 мая. Осознав что «Бисмарк» имеет реальный шанс прорваться в Брест, адмирал Тови бросает в бой торпедоносцы с авианосца “Арк Роял”. Из-за дождя и плохой видимости торпедоносцы принимают свой “Шеффилд” за «Бисмарк» и атакуют его, к счастью безрезультатно. Повторная атака увенчалась успехом – несколько торпед, не смотря на град артиллерии, попадают в цель, одна из них повреждает систему управления рулями и винты линкора. Это попадание становится роковым, «Бисмарк» неуправляем и плывет зигзагами. Незадолго до полуночи адмирал Лютьенс сообщает командованию: “Корабль потерял способность управляться. Мы будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!”
Утром 27 мая «Родней» и «Кинг Джордж V» открывают огонь по «Бисмарку». Из-за крена «Бисмарк» не способен ответить точной стрельбой. К уничтожению рейдера присоединяются «Норфолк» и «Дорсетшир». К 09:31 выбиты все 4 башни главного калибра. Спустя 44 минуты боя орудия «Бисмарка» смолкают. Корабль выдерживает около трёх тысяч выстрелов артиллерии и торпед, из которых треть достигла цели (в последние пол часа точность попаданий была 90%), но остаётся на плаву. Не имея возможности сопротивляться, команда открывает кингстоны и сама топит растерзанный и пылающий корабль, эта экспедиция доказывает факт потопления линкора командой. В 10:39 «Бисмарк» уходит на дно. Из 2200 человек команды спаслось всего 110.Перевернувшись вверх килем, орудия главного калибра и надпалубные сооружения отделились от корабля и «Бисмарк» упал на склон горы, сполз почти на километр вниз, сделав огромную борозду на дне, и замолк навсегда. Место гибели было обнаружено 8 июня 1989 года экспедицией Роберта Балларда, ранее нашедшего «Титаник», и по международным законам считается военным захоронением.
Его систершип «Тирпиц» простоял до конца войны в Норвегии, так и не сделав ни одного выстрела по вражеским кораблям, был потоплен авиацией, впоследствии разрезан на металл. Некоторые части «Тирпица» используются ныне как временное дорожное полотно при ремонтах дорог.
В 2001 году 27 мая в 60-ти летнюю годовщину потопления «Бисмарка» ветераны в качестве жеста доброй воли пригласили несколько моряков с английских кораблей. Сейчас они встретились как друзья, но 60 лет назад были врагами. Единственным желанием этих людей теперь является то, чтобы такие сверх гиганты, красавцы линкоры как «Бисмарк» больше никогда не создавались.
Эпилог
Как в случае с «Чужими из бездны» и «Призраками бездны» Кэмерону удалось создать увлекательный документальны проект, в котором показана история корабля и сочетающего в себе великолепные съёмки погибшего линкора. Полтора часа истории в документальном фильме, снятым одним из лучших режиссёров современности. Конечно же максимальная оценка.
Научно-исследовательское судно равномерно качалось на волнах. Его вид вызывал некую гордость и успокоение…. Корабль выполнил свою миссию – он доставил сотрудников – океанографов до их назначенного места некогда страшных и кровопролитных боев. Его команда – матросы и ученые – торопились все доделать. Проверить крепления, мониторы и радиостанции, а также дать последние поправки тем, кто скоро окажется под водой…. Их суета была ненапрасной. Все они свято верили в свою нужную и важную работу – она определенно стоила всех потраченных сил и средств. У мужчин и женщин, собравшихся на палубе, не было сомнений в том, что подводные съемки с глубоководных аппаратов будут поистине волшебными и потрясающими.
Кромка водной глади сомкнулась над сложно механизированными батискафами. Управляемые человеком машины окончательно скрылись из виду. Они начали погружаться ко дну…. Экипажи этих аппаратов внимательно глядели по сторонам – нельзя было упускать ни одной мелочи…. Все находились в состоянии напряженности. Всем не терпелось увидеть очередного «мертвого» гиганта…. Вот показались первые обломки – перевернувшиеся башни, капитанский мостик. Оторванных частей оказалось не так уж и много…. Но они оправдывали все надежды исследователей. Сердце каждого забилось…. Впереди начали проглядывать какие-то темные силуэты. Впереди – на глубине порядка четырех километров – покоился славный боевое судно времен второй мировой войны.
«Представьте себе корабль, который стал предметом поклонения всей нации. Я принимаю «Бисмарк», как смертоносный корабль, как воплощение несокрушимой силы. Эта было доведенная до совершенства машина для убийства. И хотелось бы верить, что подобной больше не создадут никогда», - Джеймс Кэмерон.
«Бисмарк» - линкор германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Во время своего единственного похода в мае 1941 года потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ» (англ. HMS Hood). Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением.
«…Топить суда, истреблять экипажи, пленных не брать. Быстроходный, хорошо вооруженный, неуязвимый «Бисмарк» являлся свирепым хищником», - Джеймс Кэмерон.
«Экспедиция Бисмарк» - это документальная лента. От нее так и веет духом тех старых и кровавых годов. Она выказывает нам все плохие, отвратительные стороны сражений и схваток…. Крики раненных, грохот снарядов, яростные приказы…. Этим аргументирует творение режиссера Джеймса Кэмерона свою жизненную составляющую. Исторические факты и подтверждения не дают повода усомниться во всех речах или цифрах. Многое до сих пор мелькает перед глазами.
Вообще, дело Кэмерона – свято…. Потому как именно он рассказывает нам в мельчайших подробностях история тех немногочисленных дней того боевого линкора. Он дает нам возможность представить то, как строился эта «глыба зла и мрачного вооружения». Он детально расчерчивает эскизы, чертежи – и мы понимаем всю точность воспроизводимых событий…. Только с канадским постановщиком мы погружаем на большую и опасную глубину – мы видим «убитое» тело того героя. Мы прощупываем обшивку, ищем пробоины, пытаемся определить его смертельные ранения. В некоторых случаях мы проникаем вместе с маленьким роботом в отсеки или ангары. И там смотрим на истлевшие столы и заржавевшие корабельные самолеты…. Ощущение всего этого невероятно, а впечатления так и давят на грудь.
«Даже погребенные на дне океана, в полной тишине, «Бисмарк» смотрит грозно. И, кажется, его орудия готовы открыть огонь по врагу, но этого больше не будет никогда. Его пушки умолкли навсегда», - Джеймс Кэмерон.
В целом, сей проект оказался очень полезным и удачным. И в плане документов, и в плане изучений.
В итоге, отмечу. «Экспедиция Бисмарк» - это грамотно снятая и атмосферная картина. Я ее прочувствовал. Оценка:
8 из 10
P.S. 'Это памятник безумию войны...',- Джеймс Кэмерон.
Сегодня тысячи судов, мирно почивающих на дне мирового океана, являются немыми свидетелями безумия войны. Теперь мы имеем возможности для их изучения и развитое информационное общество, чтобы такие фильм были доступны каждому.
Перед нами история новейшего исследования одного из известнейших кораблей в военной истории – судна нацистской Германии «Бисмарк». Стальной гигант покоится в водах Атлантического океана. Джеймс Кэмерон, без сомнения, человек потрясающий. Он искренне влюбился в подводный мир и сделал неоценимый вклад в его исследование. Многим может показаться странным, что человек с многомиллионным заработком и мировой славой забыл у развалин корабля времен нацисткой Германии. Он здесь, чтобы заполнить белые пятна истории и подарить нам зрелище, которое при других условиях, мы бы никогда не увидели. В одной из сцен он верно подметил, что способен привнести в подводные съемки что-то свое, свой опыт из кино. Для лучшего понимая нам представляют документальные кадры времен Второй Мировой, запечатлевшие постройку корабля, спуск его на воду и даже посещения Бисмарка Гитлером, а так же его последний бой, который он дал в мае 1941 г. Корабль находится на глубине почти пяти километров и, хотя подводным устройствами управляют лучшие специалисты, подобные экспедиции не исключат опасность. Кроме немыслимых толщ воды над головой, батискаф поджидает искалеченный остов корабля. В одной из сцен, аппарат даже чуть не попал в ловушку среди искореженного металла. Не приходится сомневаться и в организаторских способностях Кэмерона. Он собрал под своим началом коллектив лучших подводников, уже не первый раз работая с командой исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Кроме того, были привлечены не только эксперты по военной истории и непосредственно Бисмарка. Очень удивило появление выживших немецких моряков. Сейчас они в преклонном возрасте, но их опыт помог воссоздать всю картину имевших место событий. В одной из сцен камера проникает в бывший рабочий кабинет моряка, а он наблюдает за этим зрелищем с экрана. Можно только представить, какие его одолевают ощущения. Кроме того, для нашего с вами удобства, с помощью актеров, декораций военного судна и пиротехники были реконструированы события на борту этого величественного судна.
Прекрасный документальный фильм об исследовании легендарного военного корабля. Видно, что для Джеймса Кэмерона это не коммерческий проект. Видно это по увлеченности в его глазах. Долгих творческих лет жизни ему.