Русский кинематограф радует с каждым днем. Хотя в других жанрах им еще очень далеко, но арт-хаусное кино они уже освоили, и нужно сказать довольно неплохо.
Жестокость. Название действительно характеризует весь фильм. Он ею насыщен до предела. Всё, от начала до самого конца в этом.
Больная самодовольная девочка (хотя стоит упомянуть, что большую часть фильма вызывала симпатию) ищет пути развлечения для себя. И для остальных это заканчивается трагически.
Главная героиня сыграла замечательно. Но хоть у неё и главная роль, всё внимание отбирает на себя Рената. Литвинова же ничего поразительного не показала, но и в грязь лицом не ударила. Хорошо сыграла, не больше, не меньше.
В чём-то есть сходство с фильмом 'Карамель '. Такая же маленькая феминистка
Именно - очень удачно выбрано слово для того, чтобы озаглавить фильм, чтобы его назвать. Причем, для того чтобы понять это - надо посмотреть фильм до самого конца.
Итак. Полуфантастическая история о том, как случай может свести вместе двух совершенно разных людей. Подросток и взрослая женщина. Наивность и умудренность опытом. Открытость и корысть. Готов ли человек бросить все, совершать большие глупости? Да. Угонять машины, жечь дома, грабить офисы. Остаться ночевать у незнакомого человека - легко. Снять каблуки и юбку и облачиться в растянутый свитер и стоптанные кеды - легко. Разбить лобовое стекло машины железным прутом - легко.
Порой мы даже не замечаем, как другие люди медленно, но верно не просто вползаю в нашу жизнь, и окутывают нас своей паутиной, но еще и утаскивают нас на край бездны. А мы не видим бездны. Кто виноват? мы и только мы.
Фильм, безусловно, о сильных чувствах - об ответственности, о совести, о надеждах и мечтах, о глупости, о коварстве, о любви...
Финал лично меня потряс. Неожиданно, ну просто очень неожиданно. Зато очень реалистично. Именно такова жизнь.
Поначалу я думала, что Вика - избалованный подросток, еще не нашедший себя в жизни и ищущий приключений. Но это оказалось совсем не так. Вика - жестокая, очень жестокая девушка, уверенная в себе и знающая, чего хочет от жизни. Она свободная. Для нее не существует никаких рамок и границ, она знает, чего хочет и сделает это, и никто ей не помешает. И она не понимает, что это жестоко. ЖЕСТОКО.
Ни один фильм еще не производил на меня такого впечатления. Не заставлял сидеть в молчании, наблюдая за субтитрами и слушая саундрек. Хотя я не слушала. И не наблюдала. Я думала. О жестокости.
Идеально подобрано название фильма. И актеры. Видимо, только русский фильм может вложить в твою душу столько впечатлений и эмоций. И только русские актеры.
До просмотра долго думала над названием, чего же ожидать от фильма. Скорее всего жестокость мира денег, изжившего человеческие отношения, или жестокость потребительства человека человеком. А оказалось самое страшное - смесь всего этого в жестокости подростка, еще почти ребенка, но уже с извращенным умом и отсутствием всякого сердца. Я не ожидала такого финала, не ждала, и правда потом становится страшно, что можно встретиться с такими в своей жизни.
Фильм о поломанной судьбе человека, рандомно выбранного из толпы. Просто так, для наживы.
Актерская работа Ренаты выше всяких похвал: просто, естественно, настояще. И даже почти без ее характерных интонаций.
Анна Бегунова - блестящий актерский старт. Но кажется, что и в жизни она похожа. Если нет, то ее бесжалостные глаза в фильме - самая большая победа.
Этот фильм надо смотреть каждому, кому не страшно увидеть правду нашего мира.
Вопросы социального возмездия (или социальной справедливости, если хотите) всегда кроваво волновали человечество. Прихотливые зигзаги, которые выписывает колесо истории, уже не раз наглядно демонстрировали, что те, кто еще вчера был на самом верху, завтра могут оказаться в самом низу. И как могут себя повести те, кого еще вчера убивали, насиловали и грабили, если у них появится возможность поквитаться, на своей шкуре уже не раз испытывали всякие-разные вершители судеб. В наше время колесо истории и крутится много быстрее, чем раньше, и кульбиты выделывает такие, что голова идет кругом. А те, у кого голова еще не полностью пошла кругом, иногда задумываются о том, что может произойти, когда колесо истории совершит свой очередной оборот. Вот и этот фильм после первого просмотра я отнес к жанру социальной антиутопии – антиутопии одной, не отдельно взятой, но асоциальной девочки. Однако последующие размышления привели меня к выводу, что в этом фильме далеко не все так поверхностно.
Фильм после сцены на крыше – это просто предсмертный бред глупенькой девочки. Перед смертью она увидела всю свою несостоявшуюся жизнь – такую жизнь, какую она смогла сама себе придумать за свои 18 прожитых лет.
Жирные «папики», насилующие малолеток; стильные гоблины, которые убьют и родную мать; черные абреки, охотящиеся на улицах наших городов; деловые пацаны, мечтающие купить весь мир, и истерящие, когда от них ускользает его часть; гламурные барышни, за внешним лоском которых скрывается почти младенческий инфантилизм и полное непонимание жизни; брошенные женщины, растящие детей ценой собственной жизни; и их дети, которым, похоже, и вырасти-то не суждено. Вот наш мир глазами восемнадцатилетней девчушки. И что бы она сделала с этим миром, если бы ей предоставили такую возможность? В реальности у нее такой возможности не было, но ее убили, что дало ей, как минимум, моральное право судить и вынести свой жестокий приговор.
Персонажи предсмертного 'бреда' Вики – это изменившиеся персонажи из ее жизни – изменившиеся так, что слабенькая, глупенькая и бедная девочка превратилась в сильную, умную и богатую, а её обидчики – в униженных и опущенных. И эти 'предсмертные' метаморфозы вполне можно анализировать.
Например, 'бредовый' танцор – это образ насильника и убийцы Вики на крыше. В реальности он издевался над желанием Вики иметь свою квартиру – в 'бреду' он легко отдает ей ключи от собственной, а в качестве мести за изнасилование Вика превратила своих насильников в «голубых». Парень в ресторане на крыше – это парень Вики, у которого она отобрала злополучный фотоаппарат. В реальности он лузер, который почти ничего не имеет и взять с него почти нечего, но в бреду с него взяли существенно больше.
Очевидно, что большая часть фактов биографии «бредовых» персонажей фильма (в том числе и Зои, и 'его') - это плод чистого вымысла Вики. Но «бредовые» факты должны трактоваться, как «бредовые» проекции реальных фактов из жизни самой Вики. В реальности Вика наверняка не знала ни место «его» работы, ни месторасположение «его» дачи, она не умела водить машину, и не знала, как пользовать bluetooth – у нее просто никогда не было телефона с такими возможностями. Но она, конечно, представляла, как выглядят офисы преуспевающих компаний и дачи их успешных менеджеров, чем кормят в дорогих ресторанах, как выдают деньги в банках, с кем спят бисексуальные мальчики и чем дышат гламурные девочки. И вполне могла вообразить себя частью всего этого мира, от которого, в реальности, она было отделена практически непреодолимой стеной. И учитывая обстоятельства, при которых она попала в этот «успешный» мир, она считала себя в праве жестоко с этим миром поступить. Впрочем, не более жестоко, чем этот мир поступил с ней - ведь даже в своем предсмертном бреду, она никого не убила, а в реальности этот жесткой мир убил ее и даже не заметил ее смерти, как и подавляющее большинство зрителей этого фильма…
10 из 10
P.S. Перед смертью вполне реальная Оксана Макар прокляла своих насильников и пожелала, чтобы их сделали «петухами» и кастратами…
При просмотре фильма просто невозможно не вспомнить американских подобных «аналогов» с феминистским уклоном «Тельма и Луиза» и «Baise-moi», когда две девушки/женщины вдруг пересекают довольно опасную грань в надежде почувствовать свободу и «настоящую жизнь», которых у них никогда не было. Но как это не печально – за все приходиться расплачиваться.
Главные актрисы потрясающе справились со своими ролями. Рената Литвинова, которая уже доказала всем и самой себе в частности свое высокое актерское мастерство и молодая дебютантка Анна Бегунова, которая начала свою карьеру весьма и весьма неплохо, воплотив в своем образе «две стороны монеты» - немного глуповатая и враждебно настроенная девчонка в самом начале кинокартины с одной стороны и хитроумная продуманная стерва по ходу развития сюжета – с другой.
Конечно, сразу стоит сказать, что фильм этот создан далеко не для развлечения. Пессимизм и «правда жизни» настолько пронзительны и великолепно поставлены, что в конце на душе становится немного грустно. Определенно, фильм заслуживает внимания и высокой оценки (не зря же продюсером кинофильма стал знаменитый режиссер Павел Лунгин).
Нет ничего более страшного, чем подросток из хрущобки, обиженный на весь и мир и считающий, что ей можно всё, так как его обидели, а в борьбе все средства хороши.
Вика, именно такой подросток, в институт поступить не удалось, работа тупая, отношения с матерью не складываются, да еще и у парня обнаружилась другая… В общем, жизнь не совсем удалась, зато у бывшего удалось забрать его современный фотоаппарат и начать подсматривать за соседями из элитного дома. Вот мужчина целуется с любовницей, в то время, как у самого семья в соседнем подъезде, вот женщина повесилась. В общем, неверного супруга Вика решила пошантажировать, за что получила по морде и чуть не была изнасилована. После этого, Вика решила отомстить, для чего использовала Зою, бывшую любовницу своего мучителя. Понятно, что месть редко приводит к чему-либо хорошему…
Продюсером этого фильма был Павел Лунгин, долгое время именно его называли режиссером фильма. Если бы слух оказался правдой разразился бы грандиозный скандал, так как Лунгин после «Острова» позиционируется, как режиссеров фильмов про «духовность», а в «Жестокости» очень большие проблемы с добротой, да и с духовностью. Потому что этот фильм не должен никого ничему учить, а просто рассказать одну крайне жестокую историю. Кстати, по-настоящему здесь жестоки лишь последние несколько минут фильма. И то благодаря диссонансу между безмятежной картинкой, доброй музыкой из «Маши и медведей» и реальным содержанием происходящего. Для меня вероятно эти моменты являются самыми сильными кадрами российского кинематографа последних лет.
С другой стороны, сюжет выдерживает какую-либо критику лишь в начале и самом конце фильма между ними сюжет провисает всеми мыслимыми способами. Хотя, к чести съемочной группы стоит отметить удачный выбор актрис на главные роли.
Рената Литвинова из-за своего образа обычно получалась лишь в фильмах у Киры Муратовой, у «нормальных» режиссеров Литвинова выпадала из кадра из-за своей жеманности и инопланетности. Любакова неожиданно удачно вписала Ренату в свой художественный образ. А уж когда «вечная блондинка» Литвинова крошит кого-то ломом и это не выглядит жутким святотатством у зрителя случается озарение, что образ соответствует актриса, а значит, ключики от Литвиновой есть не только у Муратовой…
Анна Бегунова выглядит вполне органично, как в роли жестокого подростка Вики, так и как ведущая детской программы «Волшебный чуланчик». Скорее всего у актрисы должно быть неплохое актерское будущее… «Жестокость» - это первая большая роль девушки.
'О времена, о нравы' - можно было бы начать рассказ об этом фильме именно так, но вернемся к этому позже.
Вика, а наверное всё же Victory, ведь именно так хочет ощущать себя эта только оформившаяся девушка- это особый персонаж, и не только кинематографа, нет, в нашу жизнь она вошла гораздо раньше, чем дебютировала на экране.
'Кто её воспитал?' - промелькнула мысль в моей голове, и сразу же на ум начали приходить различные версии: мать, которая целыми днями пропадает на работе, или улица, где она, очевидно, проводит большую часть своего времени, а может быть школа, в которой учителя положили головы ради того, чтобы она стала человеком? Возможно, но сдаётся всё же мне, что главной её alma matter была всё таки жизнь.
Всё то, что она видит вокруг себя обретает место в её сознании. Она впитывает окружающую действительность, и, становится её отражением. 'Продукт эпохи Coca cola' - почему-то именно так я бы охарактеризовал её. 'Хочу всё и сразу, и не важно ценой чего получено желаемое' - таково её жизненное кредо.
А теперь задумаемся, как должен поступить человек с такими установками на жизнь, встретив Зою?! И поле этой мысли та ложь и грязь, в которую Вика вовлекает свою доверчивую спутницу становится не просто логичной, а вполне закономерной. Не могла эта девочка поступить по-другому, ну не объяснял ей никто по Маяковскому что такое хорошо. И, поэтому, не может она испытывать ни сострадания, ни жалости, ни даже уважения или любви и к близкому ей человеку (только вслушайтесь, как она разговаривает с матерью), а что уж говорить о постороннем.
Зоя для неё - это и не человек вовсе, это машина, квартира, хорошая одежда, одним словом, всё то, что она каждый день видит на обложках журналов, это её красивая размеренная жизнь...
Так всё же вернемся к тому с чего мы начали. Не может общество с такими нравами существовать, и, пусть пока это осталось за кадром, понадеемся, что та улица, по которой пошла героиня в модном красном пальто не станет желанным путём для других. Ведь всё же, путевку в жизнь можно получить по-разному, но вот обмануть, и отнять её у другого...
Фильм очень понравился. Не смотрела в кино, боялась, что ошибусь, у Литвиновой иногда бывают странные проекты. А тут - просто загляденье, очень хороший фильм. Сюжет совсем необычный, отлично проработанные сцены, замечательные диалоги, мне показалось, что жизненное кино. Я считаю, что у Ренаты Муратовны тут одна из лучших ее ролей, определенно.
Не пожалела, что сидела до полпервого ночи у телевизора. Буду обязательно пересматривать.
Фильм заставляет сопереживать героиням. Молодая импульсивная и обиженная жизнью Вика влезает в судьбу героини Ренаты Литвиновой Зои и с невероятным максимализмом помогает ей понять, что мужчина, с которым она периодически встречается её обманывает и вовсе недостоин. Совместно они полностью разрушают его жизнь. И это, в какой-то степени, кажется правильным. Но Зоя не даёт сделать последний шаг, лишить его жены и маленькой дочери. В этот момент становится понятно, что все материальные ценности, которые есть у людей, дело наживное. Что нет ничего хуже потерять любимых людей. Если они с тобой рядом, то, в принципе, ты всегда можешь начать все с начала и они тебя поддержат.
Вика, весь фильм доказывающая, что главное это свобода и независимость, оказалось, всего лишь видит их в большой сумме денег. Из-за них она предает Зою и говорит, что все было спланировано ей изначально. В этой ситуации героиня становится противна и жалка. На мой взгляд, предав человека, невозможно стать независимым. И жестокость в сердце не сделает тебя по-настоящему свободным.