Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой.
У меня есть список фильмов, которые я обязательно хочу посмотреть, 'Чтец' безусловно входил в этот перечень. Подобного рода фильм нужно смотреть с определенным настроением, фильм глубокий и сильный, после него задумываешься о многих вещах, о которых стараешься не думать в обычной жизни.
В кино со всех сторон раскрыта тема холокоста, как со стороны евреев, так и со стороны немцев. В данном фильме затрагивается более сложный вопрос: преследование по закону надзирателей в концлагерях. Ведь кто-то же должен отвечать за смерти сотен тысячей людей. На фоне этого перед нами предстает нравственная дилемма: рассказать правду о том, что подсудимая безграмотна, а следовательно не могла написать рапорт о сгоревших в пожаре 300 человек, но при этом необходимо раскрыть интимные отношения с подсудимой. Мало кто из нас поступил бы не так, как главный герой, пусть он потом до конца жизни и будет думать о своей первой любви.
Кейт Уинслетт представила перед нами невероятно сложный образ. Для меня до конца остается непонятным, раскаялась ли она в том, что не без ее помощи были убиты сотни людей, или она просто была хорошей надзирательницей, до последнего исполнявшая свою работу. Наверняка, можно сказать, что она человек с большой силой воли, она научилась самостоятельно читать и писать, выдержала 20 лет в тюрьме, вот только возвращаться в обычную жизнь ей незачем, ее Михаэль тяготится ею, а больше у нее никого в жизни и нет. Стало быть и смысла в жизни больше нет.
Фильм действительно глубокий и драматичный, возможно, это не шедевр, но посмотреть его однозначно стоит.
Картина рассказывает историю о человеке, вспоминающий свое прошлое. В молодости, не достигнув и совершеннолетия, случайно знакомится с женщиной, которая старше его чуть-ли не в два раза, между ними завязывается любовь. Как подросток сможет спокойно жить, когда узнает всю правду о своей 'девушке'.
Картина мне понравилась актерской игрой, Кейт Уинслет в не всяких сомнений самая главная героиня этого фильма, хотя многие критики и киноакадемики отдавали ей приз как 'актрисе второго плана', что не верно, ведь она реально держит весь фильм на себе. Что до Рэя Фаянся, я понимаю, что у него такой персонаж, но тем не менее мне его роль не совсем пришлась по душе, так как когда я смотрел на его игру мне сразу хотелось спать. Если же говорить о Кроссе, то конечно же это его начинание в большом кино и справился со своей задачей, хорошо показывает юношеские переживания по первой любви, хорошо показывает свое стремление выделится в глазах общественности. Считаю, что не смотря на актеров и режиссера, думаю, что успех картины прежде всего в сценарии, так как именно он заставляет зрителя переживать героям, именно он проносит нас по всему 20 веку, показывая одновременно быт того времени, показывая силу любви между героями с большим разрывом в возрасте, показывает суд времени, который должен все расставить на свои места и виновных наказать. Именно сценарий дает динамику этой картине.
Мне лично фильм очень понравился, смотрела я его с особым вниманием, ведь про фильм я узнала лишь после прочтения самой книги 'Чтец', чего и Вам советую. Конечно если бы я просто посмотрела фильм, не читая книги, то не то чтоб его не поняла, я бы не так сильно его оценила и не так сильно прониклась чувствами к нему и он бы не стал настолько тяжелым для меня.
Как всегда есть одно как для меня большое 'НО', куда же без него? (Осторожно спойлер!) В фильме упущены некоторые очень важные и ключевые моменты. Например один из таких, это их поездка, а именно истерика Ханны, в книге Михаэль решил сделать сюрприз Ханне и утром ушел за завтраком для нее и за розой, оставив записку, а когда вернулся, то его возлюбленная извела всю себя, она была в истерике. Спрашивала почему он так поступил и ударила его по лицу ремешком, ключевой он не потому что он показывал в очередной раз на то что она не умеет читать, а ключевой в их отношениях. Потому что после этой ссоры они еще больше сблизились, он увидел ее ранимую и нежную сторону, после чего понял, что ей нравится когда он овладевает ею, что она может при нем быть беззащитной. Так же один из ключевых моментов был момент когда Ханна бросила все и уехала. По книге он увидел ее на пляже, но не подошел к ней, а когда захотел, то ее уже не было. Этот момент самый ключевой потому что после этого он себя терзал в догадках а предал ли он ее? Отрекся ли от нее? И так всю свою жизнь его терзали эти вопросы. Так же один из ключевых моментов было то, что после ее смерти он узнал, что она все это время интересовалась его жизнью, а так же что прочла много книг о концлагерях, что слегка сгладило ее вину в глазах Михаэля.
Так же, упущен момент когда в книге он увидел ее мертвое тело и ее лицо для него казалось тем же молодым что и когда-то давно и его недоумение чего он не увидел этого раньше? А так же есть еще несколько мелких моментов, которые бы не помешали.
В фильме же выходит так, будто она сама его постоянно заставляла страдать, а он вышел более несчастным, чем это было в книге. В прочем, тем кто прочел книгу все равно стоит этот фильм посмотреть, не будут разочарованы. Игра актеров, обстановка, атмосфера, практически все в точь как я себе представляла читая книгу, даже слегка лучше чем я представляла. Этот фильм в любом случае заслуживает внимания.
Конечно любви тут много внимание уделено, но так же стоит отметить, что фильм больше показывает как в принципе и книга, что любой из нас, любое поколение, может оказаться заложником обстоятельств, как говориться оказаться не в том месте, не в то время и этим заложником оказалась сама Ханна. Будь она на лет 10-15 моложе, то сложилось бы у них все намного счастливее, она бы не стала той кого ненавидит новое поколение, той которая переломила жизнь юному парню, той кто оказалась очень несчастной женщиной, но жизнь к сожалению очень злая штука.)
Сразу оговорюсь: Кейт Уинслет сыграла бесподобно. Безусловно, я выдала бы ей Оскар за эту роль, если бы это было в моей власти. Но, кстати, от многих людей, рекомендовавших мне «Чтец» за последнее время, я слышала, что работа актрисы в этом фильме позволила им поверить в её дарование и по-новому взглянуть на её талант после сладко-солёного (конечно же, от слёз) «Титаника». Но я видела достаточно работ Уинслет, которые давно уже меня убедили в её таланте («Вечное сияние чистого разума», «Как дети малые», «Дорога перемен).
А что же кроме актёрской игры Кейт так привлекает зрителей в этом фильме?!
После просмотра была в ступоре. Как обычно, посмотрела отзывы, чтобы понять, есть ли похожие впечатления, и каковы мнения в целом, чтобы потом складывать пазл общества, в котором я живу. Ведь любое кино – это не только нравится/не нравится, интересно/не интересно. Если в ленте заложена какая-то мораль, то её отражение в душах зрителей – показатель того, что творится у них внутри.
Так вот по поводу «Чтеца» все попавшиеся мне отзывы – единодушно положительны. С интересом вглядываюсь: «Может быть, я чего-то не увидела». Но вижу в основном лишь восхваление игры главной героини.
Кто-то увидел красивую историю любви...Картинка этой «любви» красивая, это правда. Собственно, вот эта первая треть фильма мне понравилась. А дальше… Есть вещи, которые я, наверное, никогда не могу ни понять, ни принять, как бы трогательно не преподносили нам кинематографисты, как бы правдоподобно и блестяще не играла актриса. Я каждый раз, когда смотрю, читаю или слышу про концлагеря, пытаюсь представить себе этих немецких женщин, этих белокурых фрау в форме СС, которые отрывают детей от матерей и ведут их мыться в «баню»…Я могу придумать и объяснить себе, не принять, конечно же, но вывести логическую цепочку, почему человек убивает другого за деньги, почему женщина становится проституткой, почему люди воруют или берут взятки – мерзко это всё, грязно, но что ими движет, можно предположить. Но почему «нормальные» женщины выполняют работу по уничтожению не только себе подобных, но и детей! При этом, многие из них сами являлись матерями. Как?! В моей голове это не укладывается. Ну как они потом приходили домой, переодевались и читали сказку на ночь своим детям?!
Поэтому не могу я ни сострадать, ни жалеть героиню, как бы красиво она не возлежала и трогательно не хмурила бровки в первой трети фильма, когда она, о, какая гордая, берёт всю вину на себя в суде потому что…стыдно признаться, что безграмотная. Ну что за бред?!
И ведь мы не видим даже попытки авторов оправдать героиню обстоятельствами, как это часто бывает в обществе без морали.
'-Почему вы пошли работать в СС?
-А что?! Мне надо было остаться работать в Сименс?!!!'
Она ещё и негодует. В самом деле, что за глупые вопросы!
Или, может, пожалеть главного героя, который свою страсть 16-летнего возраста превознёс в «любовь всей своей жизни» и после не смог быть счастлив ни с одной женщиной?!
И хожу после этого два дня сама не своя… Понимаю, что это всего лишь кино, и не стоит так близко к сердцу принимать. Но пугает то меня не столько содержание фильма, а то отношение, которое к нему формируется у зрителей после просмотра. Это наше общество. Общество двойных стандартов. Когда нет морали, нет принципов, тогда великий обманщик «кино» может завернуть в блестящий фантик любое содержимое, и тогда мы плачем, когда убивают милого киллера, несущего горшочек с цветком под мышкой, и не можем сдержать слёз радости, когда прекрасный принц на лимузине предлагает золушке-проститутке руку и сердце. В обоих этих случаях, каюсь, тоже грешна, была не зрелая и тоже расчувствовалась при просмотре. Но сопереживать гестаповке? Нет уж, увольте!
История двух судеб в центре сюжета. Судьба 15 летнего паренька пересекается с судьбой одинокой и психически нестабильной женщины за 30. Сексуальные сцены показались сначала неприятными, ведь хотелось серьёзного подхода, который просматривался в настроении первых минут фильма. Но вскоре, я поняла, что сексуальные сцены здесь отнюдь не главное, они показаны для того, чтобы был понятен тот горький осадок чувств, навсегда оставшийся в душе главного героя.
Всю жизнь его не оставляют воспоминания о годах юности, годах первой любви; все последующие события выстроились так или иначе, в зависимости от этой любви.
Печаль прошла сквозь года, выдернув его, до некоторой степени, из жизни. Брак распался, с единственной дочерью не создалось глубоких отношений. Родительский дом - неплохое место, но он полон горьких воспоминаний. Он сам - затаившийся в себе, одинокий. Женщины приходили и уходили, но он помнит ту, которая была первой. Вынимает дневники тех лет, когда выпадает свободная минута. Вспоминает всё очень чётко. Из его воспоминаний о юности и состоит большая часть кадров фильма.
Но любовная история не осталась в прошлом. Она длится всю его жизнь, хоть чувство его, будучи живым, как всё живое меняется, но отношение, как его не называть, осталось. Много лет спустя, когда вскрылись старые 'грехи' Ханны (так её звали) времени её работы в фашистской Германии, он не помог ей, хотя была такая возможность. Невмоготу ему было вскрывать старые раны. А потом он стал присылать ей кассеты с собственной начиткой литературной классики. Этим она жила все года отсидки, ведь читать не умела.
История эта о необходимости любви и в тоже время о невозможности единения влюблённых, когда единение оказывается миражом. На ум приходят Евангельские заповеди, две из них, близкие к темам фильма: 'не сотвори себе кумира' - подросток сотворил из женщины, из любви к ней. Его жизнь наполнилась скорбью, и психо-эмоционально он остался как будто на уровне подростка. А вторая 'не прелюбодействуй'. Здесь потеря цельности, раздвоенность в сердце и уме. Его душа потеряла цельность, и он потерял важную часть себя.
У меня не вызывает сомнений, что фильм полон религиозной мудрости, это особенно хорошо видно к концу.
'Почему мы считаем человека просто плохим или хорошим? Потому что никто не хочет признать, что жестокость и сочувствие могут жить плечом к плечу в одном сердце. И что каждый способен на все.'
'Отчаянные домохозяйки'
Почему мы так любим драмы? Почему так восторженно их принимаем? Почему оставляем для них почетное место в своем сердце? Быть может, потому что они дают нам возможность пережить чувства героев, их внутренние противоречия. Те самые, которые есть у нас самих.
'Чтец' воспринимается в меру легко, что, вероятно, стоит отнести к его плюсам, ведь тема вовсе не легка. Мне понравилось, что все эти жестокие события показаны не как главное событие - они воспринимаются сквозь призму чувств Майкла. Вот оно настоящее противоречие. Как быть, если тот, кто так глубоко коснулся твоего сердца, был бы первым, кого ты осудил, не зная его?..
Драма. Драма Холокоста. Драма Майкла, который пронес чувства к Ханне через свою жизнь. И даже драма Ханны, которая, несмотря ни на что... вызывает сочувствие. Наверное, потому, что ее играет Кейт Уинслет. Хочу отдельно отметить игру, на уровне Кейт Уинслет и Ральфа Файнса, Девида Кросса - юного Майкла Берга. Было очень убедительно. Все: актерская игра, декорации, эмоции... Кейт Уинслет, безусловно, заслужила свой 'Оскар'. Такой же 'Оскар', по моему мнению, заслужил и оператор.
Фильм на удивление оконченный. Я думала, что эту историю бросят на середине, оставив зрителей гадать, чем она могла закончиться. И все же: мы часто сетуем, что судьба забирает что-то у нас, не дает нам второй шанс. А как часто мы готовы им воспользоваться? Когда эта самая судьба дает нам все карты в руки, как часто мы отдаем их ей обратно? Почему так часто нам преградой становятся какие-то недоразумения? Почему мы готовы видеть то, что готовы увидеть, но только не то, что есть на самом деле, даже если это то самое, чего мы так сильно желаем?
Хороший фильм, очень качественный, держащий в напряжении. Тот, который позволяет проявится чувствам, тем, о которых, мы, возможно, и не подозревали.
Посмотрел этот фильм по настоянию своей девушки, которой его, в свою очередь, посоветовала подруга. После просмотра узнал, что фильм снят по книге. Признаюсь, роман не читал, хотя и стоило бы сначала ознакомиться с первоисточником. Но времени катастрофически не хватает, поэтому поговорю о тех двух часах, проведённых за фильмом, которые нисколько не оставили меня равнодушным. Интересный сюжет, великолепная игра актёров, хорошая работа оператора - всё это можно наблюдать в 'Чтеце'. Я обожаю фильмы драматического содержания (их на моей памяти очень много), так что такое кино, как 'Чтец', я просто обязан охарактеризовать с лучшей стороны.
Основной составляющей такого моего мнения является сюжет фильма. Здесь я не могу ни к чему придраться. История бедной, несчастной женщины, которая хоть и оступилась, но потом глубоко раскаивалась в содеянном, попросту не может не вызывать сочувствия и сострадания. В начале фильма, когда о главной героине ещё толком ничего неизвестно, я не очень понимал (думаю, как и все), что же это такое происходит на экране. Скажем так, я даже мысленно критиковал героиню Кейт Уинслет за её интимные связи со школьником. Но затем, когда сюжет достиг кульминации, я, наконец, ощутил весь трагизм судьбы этой женщины и волей-неволей стал ей сопереживать. Ханна Шмиц просто хотела забыться, забыть весь тот ужас, в котором она принимала участие. Ей хотелось быть кому-то нужной, быть любимой. Поэтому мне кажется, что она до конца своих дней любила сначала этого мальчишку, а затем взрослого, уже немолодого мужчину. Это очень страдающая личность, но в то же время личность сильная, не обделённая достоинством. Поэтому при кульминационном развитии событий она решает сломать себе всю жизнь, лишь бы не выглядеть посмешищем в глазах окружающих. В общем, что ещё сказать - посмотрите сами и, возможно, получите представление о том, что я говорю.
Огромную роль в сюжете и композиции здесь играет чтение. За два часа в моей памяти пронеслось много различных книг - что-то я читал, что-то собираюсь читать, а о чём-то услышал впервые. Думаю, не нужно говорить о влиянии книг на внутренний мир человека. Именно поэтому ранее (когда такая штука, как интернет, ещё не была изобретена) люди были намного более развиты духовно, нежели сейчас. Одна из идей, которые я вынес после просмотра фильма, заключается в следующем: никогда не поздно начать обогащать свой внутренний мир, а чтение более всего поспособствует этому.
Отдельное спасибо актёрскому составу и актёрской игре в целом. Она, как я отмечал выше, поистине великолепна. Больше всех меня, кстати, поразил этот парнишка, Давид Кросс. Несмотря на юный возраст актёра, его персонаж получился убедительным на все сто процентов. Кейт Уинслет также справилась со своей задачей блестяще. Я думаю, что этот Оскар вполне заслужен. Даже Рэйф Файнс отыграл на пределе, что тоже довольно хорошо заметно (особенно к концу фильма).
В общем, фильм удался во многом из-за сюжета и отличной актёрской игры. Любителям драмы он точно придётся по вкусу - лично я потом целый день находился под впечатлением. Этот фильм - яркий пример высокого драматического искусства. Его поймут не все, но те, кто поймут, получат неизгладимое удовольствие.
К сожалению книгу Бернхарда Шлинка, по которой поставлен фильм 'Чтец' я не читал. Возможно прочтя роман, у меня была бы другая трактовка событий, увиденных на экране. Но поскольку этого не случилось, постараюсь высказать своё такое вот субъективное мнение. Фильм мне понравился. Манера изложения от Стивена Долдри мне показалась вполне добротной и качественной. За два часа я пропутешествовал с героями от сих до сих, переживая и вникая в суть происходящего. Рэйфу Файнсу идёт играть такие роли, это именно его роль, то есть режиссёр угадал с актёром. Файнс, как бы создан и призван хранить молчание, быть вещью в себе, ходить задумчивым под грузом проблем и воспоминаний. Но более Рэйфа Файнса заслуживает добрых слов конечно же игра Кейт Уинслет. Даже и не знаю где она лучше в 'Титанике' или в этом фильме. Наверно всё-таки здесь. Гримёры конечно хорошо поработали, но игра Кейт просто несравненна! Да и молодой Давид Кросс хорош, откровенно говоря.
Офис. Кабинет. Не молодой уже мужчина стоит и смотрит в окно. О чём он сейчас думает ? Он перенёсся в 1958 год, в год своей набирающей ход юности и мужского взросления. Он вспомнил, как сидел во дворе одного дома, как ему было нехорошо и вспомнил одну женщину, которая проявила к нему человеческое участие. А дальше последует не просто познание тела этой женщины, но и частички души. Он будет читать ей книги, ей будет нравиться его голос. Почему она сама не сможет читать ? Потому что не умеет.
Но это далеко не полная картина событий. Фильм не являет собой пособие по мужскому взрослению. Он гораздо больше. Почему ? Потому что в этой истории не всё так однозначно. Героиня-то наша окажется не пай-девочкой, а... Я не собираюсь рассказывать кем окажется эта женщина, иначе будет просто неинтересно и выбьет почву из-под ног. В повествовании поставлены серьёзные вопросы и ответы на них надо искать в духовном мире наших героев и рассматривать мотивы и поступки, как с земной, так и с божественной точки зрения, дабы сохранялась иллюзия балланса. Возможно кино понравится не всем. Кто-то посчитает его чересчур сентиментальным и женским, мне же удалось проникнуться идеей и атмосферой, за что спасибо Шлинку и создателям картины.
Режиссер нашумевшего фильма «Часы» в своем репертуаре – противоречиво, драматично, эмоционально, умно и очень, очень точно.
Могу сказать сразу, что я не понимаю таких отношений, ну в самом деле, женщина под сорок и 15-летний мальчишка, достаточно аморально. Ну да ладно, раз решили зрителю это показать, пусть так. В фильме присутствует много откровенных сцен, что мне нравится не очень, признаюсь честно, но опять же, пусть так.
Парня в какой–то мере понять можно, первые отношения с женщиной, хотя далеко не каждый бы поступил на его месте также. А вот Ханна – думала только о себе, о собственном удовольствии. Когда зритель узнает о ее прошлом – многое становится понятным. Она – жестокая, эгоистичная. То, как отреагировал Михаэль на поступок Ханны в суде (тот, кто смотрел – поймет, не хочу спойлерить), у многих вызвало сомнения: трусость или осуждение. Здесь можно точно ответить, что трусости не было никакой. Михаэль в тот конкретный момент решил, что Ханна должна понести наказание, ведь он действительно пришел в ужас от всего, что узнал.
И всю свою жизнь Михаэль, уже всего добившийся, успевший жениться и развестись, мучается от своего поступка. А правильно ли он поступил тогда, много лет назад, ведь его показания были далеко не самыми последними? И решает исправить хотя бы то, что еще может. Посылает кассеты в тюрьму, подталкивая Ханну научиться читать и писать, откликается на просьбу помочь ей после выхода на свободу. Как бы это сейчас ни прозвучало - из-за своей глубочайшей необразованности, Ханна не понимала всего ужаса совершенных ею поступков, и только научившись читать и писать, а потом – прочитав много книг, она все осознала. Да, это, действительно, так. Осознала и по-настоящему раскаялась… и не смогла с этим жить. Наглядно показано, насколько человек может заблуждаться и не понимать даже самого человечного и, казалось бы, простого.
В том, что Ханна сломала жизнь Михаэлю, сомневаться не стоит. Это так. И мне кажется, что это она тоже поняла, только вот все слишком поздно, так, что и поправить ничего нельзя. Очень хотелось бы, чтобы люди всегда думали о поступках, которые совершают, ведь таким способом удастся избежать очень многих проблем.
Фильм заканчивается очень трогательной сценой, в которой Михаэль, решает открыть историю своей жизни. Очень правильно, что окончание именно такое: у зрителя остается надежда, что у Михаэля есть человек, который, возможно, его поймет и не станет судить.
Снято – блистательно, актеры сыграли хорошо, не думала, что Кейт Уинслет может так сыграть, хотя я всегда знала, что актриса она хорошая. Это высший пилотаж. Браво! Оскар, который она получила, была достойна несомненно. Роль сложнее всех других в том году, в корне, по сценарию и задумке. Приятно удивил Рэйф Файнс. Сыграл очень убедительно и точно. Что касается Кросса – тоже хорошо.
При просмотре испытываешь сильнейшие эмоции, хотя они достаточно не простые, это происходит как-то само собой. Определенно – это заслуга блестящего сценария, талантливого режиссера, великолепных актеров, которые сумели не только мощно исполнить свои роли, но и передать и сохранить атмосферу картины в течение всего экранного времени.
Фильм – сильный, атмосферный, не отпускающий зрителя, который еще долго после просмотра будет анализировать увиденное.
Если вы еще не посмотрели фильм, то не читайте отзывы...
Именно с такого совета хочется начать отзыв к фильму. Не надо бы читать даже аннотацию, пусть повороты сюжета будут для вас неожиданностью... Так что, если вы еще не смотрели, то дальше все не для вас...
После просмотра фильма осталось необъяснимое чувство, которое невозможно выразить словами. Ты сам не понимаешь чем конкретно вызвано это чувство. Бывают фильмы, которые смотришь и думаешь: «Ну когда же это закончится»,- с этим фильмом было все наоборот: я боялась, что он вот-вот уже закончится. Столько чувств и переживаний уже было показано, и как же я обрадовалась, что это просмотрена лишь третья часть фильма.
Я так и не поняла, что конкретно меня так сильно зацепило: или эта невероятная любовная связь людей с такой разницей в возрасте, где никто никого не использовал, а действительно любил второго (можно возразить, что она его использовала ради секса и чтения, но в фильме не был показан очень важный момент: в её тюремной камере висела вырезка из газеты с фотографией Михаэля, сделанная в период между их расставанием и судом, то есть она со стороны как могла следила за его жизнью, а не просто вычеркнула и забыла); или это невероятное взрослое поведение 15-летнего подростка, конечно, слезы нельзя назвать атрибутом зрелости, но то как он каждый раз, несмотря на все унижения и оскорбления любимой приходил вновь, извинялся, даже если не был виноват, и мирился с ней - на такое не способны и многие взрослые люди (переступить через свою гордость, но быть с тем, кого ты любишь); или то огорчение вообще за существование этой связи, ведь она по сути ему жизнь испортила (в фильме вроде бы как он пережил эту трагедию своей жизни - потеря любимой, хотя бы до суда, но в книге ясно написано, что это изменило его навсегда и больше никому он не верил и никого не любил, кроме нее одной). И каким же для него было ударом узнать более глубокие подробности её жизни. Он любил её, но сам противился этому, любил её не смотря ни на что, но совесть не позволяла ему делать это. Он хотел её оправдать перед самим собой, но не мог этого сделать и мучился этим всю жизнь. Любил и ненавидел одновременно.
Я никогда не задумывалась, как относилось следующее поколение к тем, кто напрямую участвовал в деяниях Гитлера, никогда не думала, что это было камнем преткновения двух поколений, так что фильм для меня открыл еще и это. С одной стороны ни в коей мере нельзя оправдать все, что делали немцы – это ужасно, но с другой стороны как они могут судить тех же надзирателей, если сами судьи и все общество теперь осуждающее нацистов видело все, что происходило во время второй…и молчало, потому ли, что боялись или потому, что сами считали, что все идет по верному пути. Значит, когда все происходило – все было нормально, через 20 лет ситуация изменилась и теперь можно судить и требовать ответа от людей за то, что когда то было вполне приемлемым и втаптывать их в грязь.
Очень жалко главную героиню. Будь она грамотной, её жизнь пошла бы совсем по другому пути. Ей не пришлось бы бегать всю жизнь меняя работу, только бы никто не узнал её секрет. От того она и была такой замкнутой и грубой, что стеснялась сама себя.
Игра актеров – это вообще отдельная тема. Кейт заслуженно получила Оскар, и о её игре уже сказано много, но незаслуженно принижают достоинства Дэвидa Кросса, по-моему, он сыграл гораздо большую роль в фильме, чем Рэйф Файнс (хоть и его игра тоже была превосходной). Веришь в этом фильме всем актерам, игравшим главных героев.
Столько тем, задевающих за живое, охвачено этим фильмом, что даже не понимаешь, от какой конкретно так плохо на душе.