Она прошлась по началу его жизни, словно ни о чем и не задумываясь
Бросалась словами ('ты для меня пустое место'), а юноша между тем в это время подрастал, и наверно не такое 'удобрение' нужно было для его оформляющейся почвы.
Несмотря на трагизм, фильм с чуть теплым подтоном и деликатностью.
Для меня - прежде всего история о любви и история со свободной трактовкой. Нет четкого ответа, трусость ли это была или великая сила, позволение событиям развиваться своим чередом. И потом каждому нести свое наказание - главной героине - за то, что не была умна, не хотела учится, развиваться, да и не осознавала этого (но как мы видим, это желание у нее возникло после, в заключении). А главный герой - возможно, мучался своим бездействием всю оставшуюся жизнь. И какого это, любить человека, который губил других? Не приобрела ли его любовь слишком яркий оттенок отвратительности? И такое противоречие - стыдиться своей безграмотности, помешать облегчению своей участи, но смочь убить себя? При всем уважении, какова бы ни была степень отчаяния (его кассеты возможно, воскресили ее, а потом его чувства при встрече - убили), но нужна большая смелость, чтобы решиться на такой шаг. Цветы, которые он нес к последней встрече - малодушный жест попытки загладить вину молчания (и присовокупив к этому рабочее место и квартиру по освобождении) или признание чувств, которые он пронес через время?
Интересен и сам герой, его замкнутость, отношения с дочерью, которой он смог открыться - несмотря на то, какой была его родительская семья, в которой казалось бы, им пренебрегали ('уйди, он заразный') и какие у него были отношения с отцом, к которому он не приехал на похороны - и снять с нее груз вины, будто она была причиной его отчуждения.
Очень понравилась сцена с непрощением, но все-таки принятием жестяной коробочки через Михаэля будто из рук убийцы. Больше с точки зрения нацизма фильм не рассматривала совсем.
Это кино еще и о том, какой след мы оставляем в жизни других людей. Я не считаю его трусом, возможно, у него были причины для такого поведения. Как и у нее. Вопрос лишь в том, осознаем ли мы силу своего влияния и что делаем с этим осознанием.
Фильм мне порекомендовали подруги, поэтому пришлось смотреть долго, вдумчиво и ждать развязки. А ее все не было. Если бы этот фильм попался мне случайно, я бы выключила еще на десятой минуте, так как сюжет совершенно не цепляет. Первые 50 минут зритель наблюдает одни и те же постельные сцены, в которых меняются только строчки зачитанных книг, за это время происходит одна вялая и наигранная истерика Анны из за ерунды, несвойственная сорокалетней зрелой женщине, а так же пара коротких эпизодов, показывающих сложные отношения героя Махаэля с семьей. То есть на 50-й минуте я поймала себя на мысли: 'Ну когда же начнется сам фильм?' Надо сказать, что фильм начался, но сюжет пошел совершенно не в том русле, в котором я ожидала. По количеству любовных сцен предполагалось, что фильм будет о любви, отношениях и о чем-то возвышенном, но в сюжет включились слишком серьезные темы Холокоста, пыток и нацистов, которым было совершенно не место после столь долгих и горячих сцен.
Что касается самой темы фильма. Как-то давно читала книгу-интервью одного немецкого надзирателя. Ему задавали вопросы, пытаясь понять, как люди могут быть способны на такие чудовищные вещи, ведь это не отдельно взятый случай. До сих пор тысячи солдат, вырваных из обычной жизни, вдалеке от родных, близких, своих семей и детей, идут на войну, после чего истории пыток повторяются вне зависимости от страны, нации и вероисповедания. Так вот, со слов автора, понять психологию всех этих людей, сидя в кинотеатре и жуя попкорн, просто невозможно. Он сказал, молитесь богу, чтобы вас эта участь миновала, потому что понять это можно только лишь очутившись в их 'шкуре'. Именно поэтому я не берусь судить Анну Шмиц, или как-то ее оправдать, я стараюсь избегать мыслей на эту тему. Я могу только лишь благодарить судьбу, что мне не случилось побывать на ее месте и не вставать перед тем выбором, перед которым встала она. Все мы люди, со своими мыслями и чувствами, все мы слабые и мыслим в меру своих возможнлстей, у всех у нас бывают разные обстоятельства. Никто из надзирателей не был великим философом, чтобы найти правильный ответ на вопрос: 'А правильно ли я поступаю и что я должен был делать'. Всем им нужно было кормить свои семьи и выполнять то, что от них требуют. Нас не учат жить и поступать правильно, мы можем лишь учиться на ошибках прошлого, своих или чужих. А можем так и не научиться.
А любом случае, эта тема слишком глубокая, чтобы пытаться разобраться в ней посредством хоть и долгого, но все-таки голливудского кино. Задача Голливуда - не заставлять людей думать и принимать решения, не попытка разобраться в глубоких вопросах, задача Голливуда - 'стричь лавандос'. Чтобы билеты продавались, чтобы самый примитивный зритель (коих большинство) понимал, что на экране происходит. Вот любовная история - ага, вот нацистка - понятно, смотрим дальше - муки, терзания, раскаяние - ясненько. Все вычесано и прилизано. Купили билет, поплакали, остались довольны.
Еще один факт, достойный внимания, насколько аккуратно Голливуду удалось избежать скользкой темы. Они виртуозно не навешали ярлыков, вот, дескать, белое-это белое, а черное-это черное и оставили зрителю открытый вопрос: 'Заслужила ли прощения Анна Шмиц?' Что и логично. Если бы они ее простили, это вызвало бы негодование жертв холокоста, их родственников и следователей морали, если бы она понесла заслуженное наказание, остались бы недовольными зрители. Все-таки на драму пришли, поплакать, посопереживать герою, а не наблюдать историю возмездия после Великой трагедии. Вот и сделали из нее великомученицу, утонченную особу, способную любить и страдать, любящую книги и испытывающую чувство стыда.
Грим актеров оставляет желать лучшего. На момент последней встречи Анны и Михаэля, ей было около 60-ти лет. Но лицо ее выглядело так, будто ее окунули лицом в торт или посыпали мукой. Обычно в этом возрасте, да еще и учитывая условия, с лицом происходят значительные изменения в виде провисания мышц лица, шеи, кожи и изменения овала лица. На лице же Анны появилась лишь одна наклеенная морщина и пара пигментных пятен. В целом она осталась все так же горяча и по сути ничего не мешало продолжить двум влюбленным свои отношения. Но, Михаэль вдруг неожиданно вспомнил, что перед ним уже пожилая женщина, да и к тому же нацистка, поэтому брезгливо отдернул от нее руку, и сухо рассказал ей о его участии (а скорее о неучастии) в ее дальнейшей судьбе.
Жалею о потраченном времени, потому что тема слишком глубока, чтобы трогать ее глянцевыми голливудскими пальцами. История любви - тоже что-то из разряда фантастики. Слишком неправдоподобна и слащава, одновременно слишком примитивна и предсказуема. Большинству понравилось, и это хорошо. Если бы фильмы снимали для думающих зрителей, кинотеатры были бы пусты.
Серьезная история, рассказанная при помощи простых, но убедительных средств, выбранных реж. Стивеном Долдри.
В основе - отношения между подростком и женщиной, которая виновна в гибели узников концлагеря. Она, как и ее коллеги по гестапо, не спасли триста заключенных от пожара, который возник при налете авиации.
Эта деталь делает невозможным для меня оправдания героини Ханны Шмитс. У нее даже нет понимания, что она совершила. Деньги, которые она передает в финале единственной выжившей девочке, не являются предметом осознания своего пассивного участия в злодеянии. Это не раскаяние и не жертва.
Самое поганное, что эта 'фашистская проститутка', как ее называют на заседании, те кто пришел на процесс, отправляла на смерть даже тех, к кому она испытывала симпатию. 'Мы должны были освобождать места, потому что заключенных прибывало все больше и больше'
Автор сценария уменьшает эффект замбированного потокания злу, за счет того, что рассказывает историю любви. Благодаря сочувствию герою мы где-то глубоко внутри согласны нивелировать неосознанность действий ее возлюбленной.
Это Пинкфлойдовский конвеер обезличенных существ Another brick in the wall. И ради ее траха с малолеткой я должен ее понять? Спасибо.
Состоятельна ли история?
Как история о любви - да. Как история, где я должен понять Ханну-нет, нет и еще раз-нет.
Кассовые сборы говорят о том, что эта история интересна людям. И фильм в высшей степени интересный и уровневый.
ПС: мое противоречивое мнение о фильме вызвано тем, что в красивом и даже очень вкусном яблоке сидит мерзкий червь. И имя этому червяку - потакание потаканию. Все дело в том, что мне не по душе 'конвенция жанра' немецкого писателя, типа 'я оправдываю обочину своего, для нас немцев почти домашнего фашизма'.
История Любви. Большой и чистой, Любви с большой буквы. История с замахом на интеллектуальность. История, которая оказалась плохо рассказанной.
Главная сюжетная линия, при банальности основного посыла, достаточно нетривиальна. Изначально сильный сценарий – это опора, от которой можно оттолкнуться, фундамент, достаточно крепкий для возведения на нем добротного строения. Но увы.
Многие сцены нужны непонятно зачем, «ружье не выстрелило». Многие персонажи занимают больше экранного времени, нежели требует логика развития событий. Многие сцены просто затянуты. Главному герою не сопереживаешь, т. к. ведет он себя как слабак, не вызывая при этом жалости.
Повествование скомкано, словно точно зная об относительной оригинальности сценария, режиссер поленился обратить внимание на детали. С одной стороны, выбранные книги подключают иной, не связанный с кинематографом, пласт знаний, что есть намек на интеллектуальность. Но небрежности, недоделки в самом фильме дают ощущение письма с кляксами, помарками. Музыка невыразительна до предела.
Единственное, кроме сценария, что радует глаз – игра Кейт Уинслет. В этой роли нет ни какого-то открытия, ни халтуры. Это качественно сделанная работа, сделанная с душой. Но ее игра не спасает фильм, который получился затянутым и невыразительным. Грустно за загубленный сценарий.
Визуализация романа Шлинка 'Чтец' - хорошая работа режиссера Стивена Долдри. Он сумел снять картину, которая мало потеряла от первоисточника, за что ему огромное спасибо.
История взаимоотношений молодого парня и взрослой женщины не выглядит пошло. В ней все органично: он учит её теории жизни по книгам, она его - практике. Сложно сказать, что их отношения строятся на любви - скорее, на привязанности, тайне и ответственности. Это история о гордости, за которой мы прячем стыд.
На мой взгляд, Кейт Уинслет идеально воплотила героиню романа Ханну. Такую нескладную, простую бабу. Не перестаю восхищаться этой актрисе: она всегда настолько разная, и ей сложно не поверить. Заслуженный, неоспоримый Оскар!
А вот Райф Файнс, как не прискорбно, подкачал. Мне казалось, что у него весь фильм одно выражение лица. Видимо, играть героев-не-подонков ему уже неинтересно.
Фильм оставляет после себя грустно-задумчивое настроение, после которого хочется верить в хорошее.
Очень точно передана атмосфера послевоенной Германии 50-х годов, как в книге 'жаркое лето в Берлине' Кьюсак Димфны и в фильме 'Жизнь других'. Эта эпоха придает фильму особую атмосферу. Также особое настроение в фильме создает композитор Найко Мали.
К сожалению, я не читала книгу Бернхарда Шлинка, но сама идея книги и фильма впечатляет. Как говорит Вуди Аллен, даже если в фильме играют лучшие актеры, если над фильмом работают лучшие оператор, композитор,продюсеры, то он все равно будет дерьмом без хорошего сценария. Картина 'Чтец' имеет всё: самое главное -великолепный сценарий, а этот сценарий воплощают на пленке настоящие профессионалы своего дела.
Сам фильм невозможно смотреть спокойно - на протяжении всего просмотра зритель переживает различные эмоции: восхищение, презрение, ненависть, радость, сочувствие и много таких, для которых нет слов. И в этом нет ничего удивительного, ведь трудно найти в литературе и кино столь сложной и необычной истории любви и человеческих поступков.
Названная одной из самых провокационных лент 2008 года картина Стивена Долдри пополнила ряды конкуренции достаточно богатого на отличные ленты год.
И хоть от самого начала «оскаровской» гонки «Чтец» далеко не считался фаворитом, однако никто из критиков не списывал ленту со счетов претендентов на главную награду. Но, тем не менее, награда за исполнение лучшей женской роли досталась Кейт Уинслет, с одной стороны работа в этом фильме солидная, но, с другой – не могу утверждать, что была лучшей среди своих оппонентов.
Даже тот факт, что разные гильдии давали предпочтение актрисе как исполнение роли второго плана, критики решили отметить, несомненно, талантливую актрису «Оскаром», быть может, и не за роль в фильме «Чтец», но, по моему убеждению, она ее заслужила уже давно. Очень странно, что за столь длительную партию в фильме ни на одной гильдии и церемонии не был отмечен Рэйф Файнс, быть может, и не заработал он номинации главной награды года, но чтобы полностью пропустить всю гонку – очень для меня странно.
Картина «Чтец» представляет собою очень необычную драму, где-то завораживает своими сюжетными поворотами, а где-то просто радует своим спокойствием глаз. В любом Стивен Долдри не запятнал свое имя очередной картиной.
Внешне благополучный юрист, успешно проживающий свою жизнь цивилизованно (карьера, внешняя атрибутика, внутренний самоконтроль) и сложная картина мира, не сильно соответствующая заданному алгоритму.
Весь мир привычно осуждает геноцид евреев в годы второй мировой, так привычно, что это уже не вызывает ужаса. 'Было и прошло'.
Но был в фильме момент, где пожилой преподаватель университета задал вопрос о правомерности поступков таких как Ханна в годы войны, закон де в тот период был таков, что поступки SS не являлись преступлением. Юные студенты-максималисты основываясь на своем понимании морали, но не права, в гневе покидали аудиторию. Но вопрос остался открытым.
Этот ли вопрос, или еще что толкнуло юного Майкла к выбору между правом и моралью (совестью) внутри себя - это вопрос к авторам.
Общественное осуждение фашизма подтолкнули Майкла, и наверное не только его, а и всю Германию, к предательству своих принципов, к внешнему отказу от своей любви, к предательству себя и своей страны. (Это не об итогах всей второй мировой, а о конкретном случае, показанном в этом фильме).
Выбор между любовью и долгом, навязанным извне. Выбор между любовью и нелюбовью...
Последствия такого выбора - жизнь коту под хвост. Любите других и забудьте о себе, в конце концов. И может в этом случае что-нибудь измениться... Нас самих пусть любят другие и Бог...
Актеры сыграли замечательно, фильм смотрится, не скажу, что на одном дыхании, но без затяжек. Режиссеру отдельное спасибо. Давно так вопрос о праве Германии на самоопределение не ставили. Главное, чтобы не было войны.
Начну с того, что фильм понравился. Это, в своём роде, шедевр. Шедевр чувств и запутанных отношений, шедевр, повествующий о жизни на примере судеб двух людей.
Я далеко не всё поняла в фильме, он для меня слишком глубокий, требующий нескольких осмысленных просмотров. Поэтому я напишу лишь малую толику своего видения этой истории.
Любовь, настоящая любовь - это прекрасно. Но идёт ли здесь речь о любви? Юноша в силу своего возраста разумеется испытывал влечение ко взрослой женщине, наверное, он думал и был полностью уверен, что это любовь, но почему же тогда она прошла?
В сюжете кино огромную, практически главную роль играют обстоятельства. Так сложились обстоятельства, что они встретились, так сложились обстоятельства, что они расстались, а потом увиделись вновь в столь необычном месте. Так сложились обстоятельства, что он промолчал, когда надо было говорить, а она написала, когда надо было промолчать.
Самое главное, что этот фильм вызывает эмоции: жалость, тоску, веру в судьбу и светлое чувство любви и стремления. Кейт Уинслетт прекрасна. Она заставила почувствовать, задуматься. Её роль невозможно переоценить.
Это кино - это история греха. Греховной была связь 30-летней женщины с 15-летним подростком. Огромным грехом была её работа охранником в лагере и безразличное отношение к людским жизням. Грехом было молчание юноши в суде.
120 минут полного слияния с экраном, а после – долгое возвращение в реальность.
Откровенный, очень трогательный в начале, когда восхищаешься проникновенностью чувств, любуешься красотой взросления души… И неожиданно шокирующий поворот событий, обнажающий боль и терзания этой души…
Это не просто история любви, это история сильного чувства, отпечатавшегося навсегда в душе и определившего всю дальнейшую жизнь человека. Сложно при этом сказать, что было верно, а что нет, и каким бы был путь его без этого чувства… Ясно одно – своим развитием, своей зрелостью душа обязана именно любви! Это похоже на то, как если бы сдернули пелену перед глазами, чтобы дать возможность «замороженной» душе раскрыться и начать свой полет. Думаю, это применимо и к его, и к ее истории…
Были и слезы, и подкатывающий комок к горлу, и мурашки по коже, но главное – это сильнейший резонанс с эмоциями героев, когда при каждом жесте, малейшей мимике ощущаешь движение внутри, начинаешь чувствовать и предугадывать последующие слова.