К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я мечтала о морях и кораллах,
Я поесть мечтала суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.


Фильм 'Джо против вулкана' существует как бы в трех измерениях и считывается тоже с трех ракурсов. И, если первое измерение - немудрящая романтическая комедия про мальчика-золушка, исцеленного любовью, - не представляет особой ценности, и, считавшись при первом просмотре, вызвала у меня разочарование фильмом много лет назад, то два других измерения - философская притча и пародия на мелодраму, неожиданно выскочили при повторном пересмотре в более зрелом возрасте и приятно удивили.

И я не единственный, ошибавшийся по поводу этого фильма. Многие критики, уничтожавшие фильм в год выхода, после признавались, что попросту не поняли его и погорячились, а Роджер Эберт, поставивший фильму высокую оценку, через полтора десятка лет сетовал, что, мол, почему же не самую высокую, ведь фильм этого достоин. Впрочем, причина подобных несправедливостей не только в слишком явной мимикрии под романтическую комедию, но и в студийном маркетинге, который изо всех сил старался продать картину в качестве рутинного ромкома и таким образом обманывал зрительские ожидания.

Лауреат Пулитцеровской премии, неординарный сценарист Джон Патрик Шэнли, обладающий стилем и безупречным вкусом, написал сценарий 'Джо против вулкана' после невероятного успеха 'Во власти Луны', тоже оригинальной и нестандартной комедии, принесшей ему Оскар. И сам взялся ее режиссировать, вероятно, не найдя в Голливуде подходящего кандидата для правильного перенесения на экран своего текста. И вряд ли бы он стал снимать столь 'лобовую' и пошло-романтичную ленту, какой на первый взгляд предстает 'Джо против вулкана'.

Отнюдь, это довольно умный, глубокий, ёрнический и неоднозначный фильм, который меняет тональность как минимум трижды. Начинается он как изящная густо черная сатира, где эдакий американский Башмачкин сносит издевательства и унижения своего омерзительного босса в изжелта-зеленом офисе, похожем на больницу для умалишенных или бункер какого-нибудь недобитого диктатора. Это очень смешные и едкие кадры, не лишенные социального высказывания о людях-функциях, мерно бредущих по дороге к смерти через 40 однообразных рабочих лет, энное количество выпитых стаканчиков дерьмового кофе, энное количество посещений врача и неистовое желание перестать так жить при отсутствии сил что-то менять.

Затем картина становится чуть светлее - узнающий о скорой смерти 'Башмачкин' неожиданно открывает радости жизни, начиная делать то, что он хотел - будь то хороший пендель ненавистному начальнику или приглашение на свидание офисную красавицу, которую всегда хотелось куда-нибудь позвать, но никогда не моглось, потому что человек, зажатый комплексами и условностями нашего мира (советский критик написал бы - буржуазного) не может позволить себе жить и дышать. Затхлый запах подвального офиса в виде пресловутой стабильности, соцпакет, позволяющий тебе своевременно узнать о смертельной болезни и мучительная скука - вот на что может рассчитывать современный человек-функция.

Потом тональность меняется снова - фильм превращается в глуповатую романтическую комедию в стиле 'яппи в опасности', похожую на писательские опыты инфантильной героини 'Романа с камнем' и 'Жемчужины Нила' - то есть, по сути - сон забитого клерка, мечтающего о самой настоящей любви и самых настоящих приключениях, перекликаясь с более поздней лентой Бена Стиллера 'Невероятная жизнь Уолтера Митти', где обычный бессчастный клерк фантазировал о морях и кораллах. И уже в этом третьем последнем регистре картина стоически доживает до финала, счастливого настолько, насколько способен Голливуд в своем худшем исполнении.

И один из вопросов, который гложет меня после просмотра в виду столь вызывающей перемены тональностей - (а не фантазия ли все, произошедшее с героем Шварценеггера?) - а не фантазия ли все случившееся с Джо? Забывшегося болезненным сном несчастного бедолаги, больше всего на свете мечтающего поменять свою жизнь. Ведь такая Луна, выползающая несколько раз в фильме то тут, то там, огромная, жирная, романтическая, бывает только во снах. Не во 'власти Луны' ли наш недалёкий герой? Не последует ли за книжным 'и жили они долго и счастливо' пробуждение?

В пользу этой теории говорит то, что все три романтических увлечений Джо играет одна и та же Мег Райан. Просто элемент декора? А может, наоборот - такая же забитая, как и сам Джо, лишенная жизни и любви офисная мышка из начала фильма, предмет воздыханий несчастного героя - видится ему в фантазиях и мечтах то сексуально раскрепощенной светской львицей, то героиней приключенческих романов, готовой пожертвовать жизнью ради любви к нему, несчастному.

Уходящий под воду остров с вулканом, населенный странным народом - полуевреями, полуполинезийами, увлеченно скачущими под видоизмененную хава-нагилу - это опять элемент декора? Шутка? Или все-таки опять фантазия?

Все мы так или иначе видим или видели себя героями, рядом с которыми оказывалась самая красивая блондинка, героями, спасающими ей жизнь на самодельном плоту, прорывающимися сквозь шторм... Слишком красивый шторм, и эта луна - слишком киношная, слишком пузатая, и триединая Мег Райан...

На мой взгляд, именно это позволяет фильму Джона Патрика Шэнли работать в качестве философской притчи. Это и своеобразный обряд внутренней инициации, если брать за константу то, что все происходящее с середины фильма - сон: человек отчаянно жаждет перемен, но не способен ни на что, пока... пока не постучится смерть.

Как у Камю: 'Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи'. И, подводя своего героя к жерлу вулкана, - пусть даже во сне, Шэнли дает ему шанс проснуться другим человеком, переставшим выполнять функции, и получившим прожить оставшуюся половину жизни не для страданий, как велят некоторые религиозные концепции, а для счастья. Вполне метафорично, не находите?

Том Хэнкс, безусловно, попал в образ американского Башмачкина и неплохо отыграл перерождение героя. Сам себе не могу поверить, что когда-то, как и многие, считал этого актера одинаковым. Мег Райан была яркой, сочной и красивой во всех трех своих ипостасях - серой мышки, светской львицы и надежной партнерши по приключениям, и очень хорош Ллойд Бриджес, блеснувший в роли своеобразного 'исполнителя желаний'. В эпизодах появляются замечательные характерные актеры - Осси Дэвис, Аманда Пламмер, Роберт Стэк и даже Натан Лэйн. И еще Луна. Луна, видимо, не отпускающая автора фильма со времен его лучшего произведения, Луна, во власти которой по-прежнему находятся его странные герои 'не от мира сего', спящие и видящие яркие, цветные, романтические сны, которые так же далеки от реальности, как причудливый и талантливый фильм 'Джо против вулкана' - от романтической комедии.

8 из 10

19 сентября 2022 | 17:42
  • тип рецензии:

Джо Бэнкс узнает, что ему осталось жить полгода. Он умрет от неизлечимой болезни. Некий миллионер предлагает ему пожить месяц ни в чем себе не отказывая, а взамен он прыгнет в жертв вулкана на тропическом острове. Чтобы успокоить местного Бога Огня, в которого верят островитяне, а миллионер, найдя жертву, получит право на разработку полезных ископаемых.

Такая современная сказка-притча, обряженная в одежды ромкома (весьма нестандартного). Фильм о том как много мы теряем и посмотреть на свою жизнь по-новому можем только на пороге смерти. Так и главный герой жил себе тихой жизнью офисного планктона, ходил на нелюбимую работу и поменять жизнь кардинально заставил смертельный диагноз. Процитирую одну героиню в фильме: 'Мой отец говорит, что весь мир спит. Все кого вы знаете, с кем разговариваете. Лишь несколько человек бодрствуют и они живут в состоянии постоянного, полного изумления'.

Том Хэнкс играет этого самого Джо, который однажды проснулся. Сыграл хорошо, хотя особо нигде не поразил. А вот Мег Райан очень хороша в своих 3,5 образах (офисной девушки Ди-Ди, Анжелики и Патрисии, а также голоса в аэропорту). По сути перед нами собирательный образ идеальной девушки в нескольких ипостасях. И в их паре с Хэнксом есть химия. Осси Дэвис в роли шофера запоминается, ну и миллионер в исполнении Ллойда Бриджеса (его совсем немного, но сколько энергии в этом образе).

За картонными, нарочито видимо, декорациями и спецэффектами и довольно простым сюжетом скрывается по сути философская притча. Фильм на самом деле не особо смешной (больше довольно мрачной иронии и сатиры) и умеет говорить просто и доступно о серьезных вещах. Хотя подача, порой, раздражает. Саундтрек очень такой ностальгический (особенно хорошо вписалась песня 16 tons, когда герой идет на работу). Не знаю, сам не ожидал, что понравится, а фильм-то не так прост как кажется.

7,5 из 10

24 сентября 2019 | 06:11
  • тип рецензии:

Боссы славной киностудии 'Warner Bros. Entertainment' заведомо позиционировали ленту 'Джо против вулкана' как лёгкую кинокомедию, выпустив в данном формате рекламные трейлеры. Зритель с большим желанием отправился к кассам кинотеатров, чтобы взять желанный билетик в зал, где можно было бы без напряжения пожевать попкорн и осушить большой стакан кока-колы. О хорошо проведённой маркетинговой политике говорит тот факт, что 'Warner Bros. Entertainment' получили на 15 миллионов больше, нежели вложили в создание 'Джо против вулкана' (затраты на производство составили 25 миллионов, что являлось достаточно большой суммой в 1990 году).

К тому же у фильма был основной козырь: главные роли играли 34-летний на тот момент Том Хэнкс и 29-летняя Мег Райан. У Хэнкса наивысшие достижение тогда были ещё впереди, но он уже протиснулся в узкий круг первых звёзд за счёт игры в 'Большом' и 'Тёрнере и Хуче'. А Мег Райан завоевала популярность после 'Лучшего стрелка', где выдала классическую фразу 'Возьми меня или потеряй навсегда', и 'Когда Гарри встретил Салли'. Подающие огромные надежды актёры были настоящим магнитом по привлечению и расширению зрительской аудитории. Конечно, первой звездой 'Джо против вулкана' считался именно Том Хэнкс, но, скажу забегая вперёд, что мне больше понравилась Мег Райан. Позже, почитав, некоторые отзывы, оказалось, что в своём мнении я не одинок.

Фильм начинается с того, что унылый главный герой Джо (как Вы понимаете, Том Хэнкс собственной персоной) бредёт на работу. Обстановка напоминает антураж из фильма 'Бразилия' Терри Гиллиама, или даже 'Метрополис' Фрица Ланга. Такой внешний вид как-то совсем не располагает к положительному настрою. Да и дальше смех не обуревает: Джо внезапно узнаёт, что смертельно болен и осталось жить ему всего несколько месяцев. Как тут смеяться? Трогательно-грустный отрезок фильма подчёркивается лирической девушкой по имени ДиДи (явление первое: Мег Райан), с которой у Джо могли бы закрутиться романтические отношения, но до этого Джо был слишком скромен, а теперь стало как-то поздно. И тут Джо получает экстравагантное предложение от миллионера: Джо месяц купается в деньгах, но затем жертвует собой, прыгнув в вулкан, отдав себя божеству огня, которому поклоняются жители одного из Полинезийских островов. И если Джо отправиться на гибель, то миллионер получит доступ к обширным ископаемым. Джо принимает предложение и на пути к вулкану встречает Анжелику (явление второе: Мег Райан) и Патрицию (явление третье: Мег Райан).

Не совсем суразный фон и сюжет как для жанра комедии оставили многих зрителей в недоумении. Оценки критиков тоже разделились: кто-то хвалил дебютировавшего в качестве режиссёра Джона Патрика Шэнли за самобытность и безбоязненность рискнуть, а кто-то обвинял 'Джо против вулкана' в излишней карикатурности и даже абсурдности. Разумеется, что каждый составит своё мнение после просмотра фильма, но я отнёсся к нему довольно легко и даже не обращал внимание на заложенную трагичность, ведь главный герой был обречён на смерть, но жить начал только тогда, когда узнал о своей скорой кончине от болезни. Драматургия оказалась вторичной, легко вытесненной лёгкостью и живописностью постановки и подачи материала. К тому же что-то сильно подсказывало, что трагедией фильм не закончится. Ну и в положительную копилку отправлю игру Мег Райан в её трёх явлениях: три разных персонажа, разительно отличающихся по характеру. Лично мне больше всех по душе была ДиДи, которая представилась скромной, но обаятельной и душевной девушкой. И я чуть не утонул в глубине её взгляда, за что отдельное спасибо хотелось бы сказать гримёрам картины.

В итоге после просмотра 'Джо против вулкана' я как-то даже раздвоился: одна моя половина твердила, что фильм сквозит дурашливостью и не имеет никакой художественной ценности, персонажи глупы и вычурны. Другая же половина спокойно заявляла, что 'Джо против вулкана' - это нестандартный ромком, чуть ли не единственный в своём роде и красавица Мег Райан заслуживает того, чтобы рецензия на фильм была окрашена зелёным, то есть положительным, цветом. И я склонился ко второму, тем более, что именно 'Джо против вулкана' подарил нам самую романтическую пару актёров в 90-х: Хэнкс и Райан сыграет вместе в классике лёгких мелодраматических ромкомов 'Неспящие в Сиэттле' и 'Вам письмо', а это, знаете ли, многого стоит. Так что, не обессудьте, но:

7 из 10

08 ноября 2017 | 20:20
  • тип рецензии:

Как-то раз, бороздя просторы всемирной паутины, посчастливилось мне натолкнуться на диалог из данного фильма. Я был очарован и задался целью найти, откуда же он. Нашел. Разочаровался.

Разложу по полочкам

Начинается фильм отлично. Нам показывают чуть ли не анти-утопическое государство, где в одной из пустых, так сказать, 'коробок'-заводов-офисов, работает ГГ - Джо. Но это только первые пятнадцать минут. Дальнейшее повествование бессмысленно, так как завязка со смертельной болезнью и поездкой сливается. И вот почему.

Детали. Отвратительное отношение к деталям, начиная с постановки сцен, заканчивая декорациями и графикой. Для фильма 1990 года, с бюджетом в 25 миллионов американских вечнозеленых техническая составляющая оставляет желать лучшего, сюда же отправляется игра актеров и отношения между ними. (кстати, об отношениях: безосновательная романтическая линия огорчает не менее, чем минусы, описанные выше)

Диалоги и сюжет в целом не оправдали моих ожиданий, и совсем не вывозят фильм (впервые в жизни я что-то ожидал от фильма, и тут же огорчился). Понятно, что некоторые моменты, противоречащие здравому смыслу, сделаны специально, для создания соответствующего эффекта, но выглядит это глупо. Как например то, что яхту в одно мгновение разрывает молния пополам, или то же окончание опуса, которое так же не оставляет положительных эмоций.

Про остальные же фундаментальные части фильма, как режиссура, музыка, операторская работа и другое, я ничего сказать не могу. Все на среднем уровне.

Как мелодрама фильм себя не раскрыл. Как комедия - тоже. Фильм не рекомендуется к просмотру, даже если вам заняться нечем.

5 из 10

03 июня 2016 | 20:23
  • тип рецензии:

Фильм-сказка.

Не знаю даже, с чем безобидно сравнить его. Некоторая смесь жанров, прекрасная игра молодых (в то время) актеров Тома Хэнкса и Мег Райан, забавный сюжет и очень смешные примитивные декорации.

Однако, на первый взгляд, довольно философское начало фильма вводит даже в заблуждение.
Парень узнает о своей смертельной болезни и начинает жизнь сначала - в переосмыслении ее ценности и своего в ней места. Впрочем, не имея средств к существованию и тем более к реализации каких-то безумных идей, припасенных на последний день, - он соглашается на предложение старого богатея. Закупается одеждой и хорошими чемоданами, садится на яхту и едет навстречу смерти в вулкане острова, населенного туземцами...

Философская сказка с предсказуемым концом.

И все же - примесь любовной лирики (в образе дочери богача) и откровенной сатиры с кораблекрушением и самим островом - делает фильм очень симпатичным. Смотрится он легко и на одном дыхании.

Я без претензий. Для начала 90-х очень твердая

6 из 10

03 марта 2009 | 01:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: