Одним из главных положительных оценочных критериев качественного фильма ужасов является его так называемая «натуральная жуть», когда зритель во время просмотра забывает, что это «всего лишь кино» и начинает пугаться по-настоящему. Он ощущает себя героем картины и подсознательно начинает верить, что «киношные» монстры могут представлять для него реальную угрозу здесь и сейчас. Такого мощного эффекта воздействия можно достичь, как правило, либо за счет сверхнатуралистичных спецэффектов в виде крови и мяса, когда насилие на экране вызывает настоящие тошнотворные ощущения. Другой же, классический, более изящный метод – это качественное воплощение в ленте леденящего кровь саспенса, когда нервной системе зрителя становится реально нелегко выдержать искусственно созданные напряжение и беспокойство. Ну а если одаренному режиссеру удается гармонично и грамотно совместить резню и саспенс, то рождаются шедевры жанра «хоррор», такие как «Пила» Джеймса Ванна или легендарный «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена. В случае же отсутствия таланта у постановщика, но при мало-мальски достаточном бюджете и более-менее профессиональной режиссуре получаются такие посредственно-плохие фильмы, как «Полуночное кино».
Начнем с того, что «Полуночное кино» Джека Мессита - фильм не оригинальный, но использующий выигрышный, с позиции вышеназванных способов «пугания» зрителя, сюжет. Тема стирания грани между экраном кинотеатра и зрительным залом, когда монстры из фильма нападают на зрителей в зале, напрямую позаимствована из классического итальянского «хоррора» 1985 года «Демоны». Причем, если в старом оригинальном фильме сюжет был упрощен по максимуму, что только шло на пользу восприятия картины, то в «Полуночном кино» сценарий тяжеловесный, загадочный, многоступенчатый, но при этом не продуманный так, чтобы история получилось внятной и понятной зрителю. «Демоны» Ламберто Бавы были мощным адреналиновым аттракционом без всякой дополнительной смысловой нагрузки. Фильм же Джека Мессита в силу своей запутанности и безосновательной претенциозности на новое слово в жанре «хоррор» претендует чуть ли не на лавры арт-хаусного кино, при это являясь по сути своей обычным слэшером, призванным просто поверхностно попугать зрителя и не более того…
Режиссер и сценарист Джек Мессит пытается создать абсолютно новый тип «фантастического маньяка-монстра», который затмил бы своей оригинальностью всяких ветеранов типа Фредди Крюгера («Кошмар на улице Вязов») и Джейсона Вурхиза («Пятница 13-ое»). Но его злодей так и остается «ходячим манекеном», а не живым персонажем, ибо зрителю не ясна ни его природа происхождения, ни источник его невероятных способностей убивать «по обе стороны экрана». А на «абсолютное зло» типа маньяка Майкла Майерса в классическом «Хэллоуине» Джона Карпентера, для которого не требовалась предыстория и причина его злобы, серийный убийца из «Полуночного кино» не тянет никак. Поэтому основная проблема фильма Джека Мессита, что в начале он выглядит многообещающим в плане интересной оригинальной истории, но в итоге сюжет толком никак не развивается и ни к чему не приходит. В конце просмотра я, как зритель, чувствовал себя обманутым.
Неудачный непродуманный сценарий частично компенсируется режиссерским стилем и сценами ужасов. Постоянные приходы маньяка с экрана в кинотеатр и возвращение обратно в кино выглядят, по крайней мере, нетривиально, плюс удачное сочетание, на мой взгляд, черно-белой гаммы «старого фильма ужасов», который смотрят герои, и полной цветовой палитры реального мира. «Страшные» сцены сняты вполне обыденно для малобюджетного ужастика, но пара приятных режиссерско-операторских находок все же присутствует. Внешний вид маньяка-убийцы особого ужаса не внушает, душегуб выглядит как клоун в аляповатой маске в виде черепа. Кстати сам старый «ужастик», который смотрят герои в кино, сделан по образу и подобию «Техасской резни бензопилой» 1974 года режиссера Тоуба Хупера.
В общем и в целом получился не самый дурной слэшер для нетребовательных и снисходительных поклонников малобюджетных фильмов ужасов, особенно годов так 70-80-х 20-го века, всем остальным «Полуночное кино» смотреть абсолютно необязательно.
В процессе просмотра фильма, мне раз 10 хотелось его выключить. Такое ощущение, что всем создателям фильма было лет по 8. Режиссеру хочется посоветовать больше не снимать фильмы. Первый 'блин' получился не то что 'комом', а непонятной слизью, напоминающей все самые худшие моменты самых худших ужастиков.
Создатели явно скопировали идею с фильма 'Демоны', который создал маэстро ужасов Дарио Ардженто. Главный маньяк похож на потрошителя из 'Техасской резни бензопилой', но только вместо пилы у него какая-то железная спираль. Но такое кино невозможно сравнивать ни с ужастиками 80-х, ни с трэшами последних лет.
Если бы была награда 'Тупизм года', то этот фильм непременно стал бы победителем. Год от года ужастики всё хуже и хуже, но чтобы такое... Это уже просто открытый плевок в лицо всем зрителям от обнищавшего на хорошие сценарии Голливуда. Тут уже смысл просто задвинули на задний план и на первое место вынесли тупую резню и мясо.
Маньяк прыгает с фильма в кинотеатр и обратно, и всех подряд и тут и там кромсает. Откуда у него взялся такой дар, почему таким стал и еще на 120 вопросов, каждый отвечает себе уже сам, ибо у режиссера мозгов даже на самую примитивную затравку не хватило. Да взять хотя бы 'Демонов', там ведь тоже всё в кинотеатре происходило, но всё ясно и чётко, смотреть интересно. А тут просто оживает на пленке в разбитом проекторе и снова мочилово начинается. Или вдруг вообще исчезает на пустом месте, а потом сзади появляется, словно призрак.
Если так и дальше пойдет, уже через пару лет в новинках, будем 2 часа лишь выпотрошенные кишки лицезреть, а рейтинг фильма будет определяться от их количества. Лучше уж какой-нить низкобюджетный трэш поглядеть, хоть с каким-нибудь смыслом, чем эту фантасмагорию на пустом месте.