Буду откровенным с первых строк: четвёртый фильм франшизы «Франкенштейн» разочаровал меня. Начну с самого главного: Лон Чейни, сыгравший за год до выхода тетраквела Человека-волка, занял место Бориса Карлоффа в новом фильме. Это означает, что в «Духе Франкенштейна» именно он является монстром. Сразу оговорюсь: да, видно, что Лон старался изобразить того самого монстра Карлоффа и иногда таки кажется, что перед тобой – тот, родной монстр, но…
Но в этом главная проблема фильма: мне кажется, Лону должно было попробовать создать собственный образ монстра, а не копировать существующий, априори недосягаемый для него. При всём моём искреннем уважении к актёрскому таланту Лона, он всё-таки не Борис Карлофф с его, пожалуй, лучшей вариацией монстра Франкенштейна. А, прямо скажем, невменяемый монстр портит впечатления от просмотра.
Я очень много внимания уделил монстру, но тут дело в том, что без него, собственно, и франшизы бы не было. При этом, как назло (вот ведь ирония!), в четвёртом фильме монстру уделяется не в пример больше внимания, чем во всех предыдущих фильмах франшизы – вот здесь бы Бориса Карлоффа, нехватка которого так остро ощущается во время просмотра.
Вообще впечатления такие, будто смотришь пустой фильм. Ушёл человек, который вызывал у меня недюжинный интерес к просмотру франшизы и, собственно, интерес от просмотра очередной картины пропал, как и не было. Я бы не посвящал так много строк монстру, но без Бориса Карлоффа «Франкенштейн» - совсем другой фильм, по крайней мере, в этой франшизе ‘30-40 гг.
Вердикт. Без Бориса Карлоффа – для меня решающий аргумент.
Когда идеи для монстра заканчиваются, наступает привязка родственных связей, которые сохраняют фамилию и позволяют народу жить в страхе. После трагедии на мельнице в фильме «Сын Франкенштейна» сюжет снова обращается к мукам чудовища, вернул Игоря и показал, что стало с местной легендой о чудовище. Режиссёр Эрл С. Кентон решает продолжить эксперимент с силой природы и буквально воспроизводит эффект первого фильма, фантастически оживляя колосса.
Лента строится на принятии людей чудовища. Эпизоды с маленькой девочкой, которая видит в оживших сплетениях ткани добрую душу, жаждущую принятия и понимания. Своего рода ребёнок разглядел то, что скрыто за ужасающей внешностью. Но картина начинает смешивать ненужное представление второго сына Генри Франкенштейна – Людвига, чтобы показать, что как бы не был страшен монстр, это всё же чудо.
Параллельно философским изречениям о важности человеческой жизни повествование разделяется на три линии: прокурор Эрик, влюблённый в племянницу Франкенштейна, пытающийся действовать в рамках закона: Игорь, которые преследует свои корыстные цели и мечтает о вечной жизни; позиция самого чудовища, которого понимает только маленькая девочка.
Для заполнения хронометража путём введения героя в ознакомление с историей авторы показывают хронику первого фильма, чтобы донести до главных героев безумный план Франкенштейна. В целом, картина красиво дополняет роман Мэри Шелли, показывая, что все поступки и представления о фантастическом существе зависят от разума. Помните, чей мозг поместил Генри в голову чудовища?
Обыгрывание данной темы интригует тем, что с одной стороны у нас возможность (безумства!) жить вечно, с другой стороны – очередные эксперименты над чудовищем. А кто-нибудь подумал о чувствах самого монстра? Картина поднимает данный вопрос, красиво показывая личную точку зрения беззвучного гиганта, но так и не даёт ей раскрыться и уходит в ужасающую кульминацию, после которой можно смело приписывать чудовище Франкенштейна к стану антагонистов.
Данный эпизод невероятно зрелищный, чем иные ранее. Здесь будет нешуточное действо, борьба, взрывы масштабных декораций и превосходный грим. Изначально сам сюжет выстраивается в каждой новой сцене таким образом, что она дарит очередную заготовку к развитию. Сценарий прописан ради удивления зрителей, ажиотаж развязки нагнетает любопытство по нарастающей вплоть до феерической трагедии в полыхающем замке-особняке Франкенштейна.
Помимо уймы запоминающихся виртуозно исполненных актов действа, тут найдутся и нешуточные скользкие виляния интриги. Сначала будет открытие, что коварный Игорь не почил от пуль револьвера, он не зря извечно бахвалился, что его нельзя убить, если в первый раз смерть не добралась до него, далее оказывается – Монстр жив (но в этом вряд ли кто изначально способен сомневаться, просматривая новую серию о чудище), после целый боевик тех годов в просторах города, а у середины открывается самая важная сторона данной части. Она целый сюрприз, от неожиданности поворота которого земля уходит из-под ног, когда мы наталкиваемся на последнюю самую опасную месть человечеству от лица изувеченного калеки. Сцена после операции с Монстром, где Франкенштейн спрашивает его имя – одна из самых мощных в классическом кинематографе. Такого ещё Монстра ни один зритель раньше не встречал, где у него есть и сила тысячи людей и хитрый изворотливый желчный мозг!
Одним словом, былых нерасторопных повествований не найти, в фильме «Дух Франкенштейна» режиссёр со сценаристами всё продумал, чтобы подарить зрителям сущий страшный аттракцион с настолько вертлявыми дорожками, что совершенно невозможно предугадать их ход.
Ещё в сём кино есть один кардинальный шаг в новом направлении, не только в специфике лихого драйва повествования, но и в выборе актёра на роль Монстра. Здесь его играет Лон Чейни мл. Незнакомые с просмотром могут предположить, что большой разницы нет, ведь у персонажа всегда верхняя половина лица пребывает в беспросветном гриме, а на теле одинаковые накладки, да и сапоги те же на высокой платформе. Однако – нет, даже визуально Монстр уже иной; мимика различная, пластика тоже, как и новая одежда символично сплошь угольно-чёрная. Монстр стал суровей, он беспощадный, былого жалостливого великана Карлоффа не найти. Лон Чейни мл. возродил тёмную мощную природную сторону чудища, которая не спешит хлопать по плечу каждого встречного, твердя «друг». Это крепкий остов угрюмого великана, идущего верными шагами вперёд, куда он пожелает и даже хитрый Игорь еле-еле справляется с ним, да и то не всегда.
Борис Карлофф прекрасный актёр, спорить глупо, но и Лон Чейни мл. не хуже прочно примерил на себя образ Монстра, ещё раз подкрепив, что он истинно талантлив. Оба лицедея хороши, но как бы мне не нравились первые эпизоды, а я всё же уверенно считаю, что режиссёр сделал правильный выбор, сделав упор на мрак в душе чудища Франкенштейна, это оживило его знакомое амплуа, это усилило его антураж, чтоб не только пугать с постера своим видом, но и в самом хронометраже кинокартины демонстрировать бескомпромиссный вихрь разрухи персонажа, у коего улыбку можно выпросить с трудом, лишь малое еле заметное движение губ.
Помимо удачного актёра на роль Монстра, тут можно встретить и Бела Лугоши в знакомом гриме Игоря, чьей характер не раскрылся более чем в предыдущей части, а просто на этот раз его амбиции шагнули за пределы ожидаемого, возродив один из главных столпов интриги.
В целом новая история о чудище неизгладимо запоминается зрелищем, постоянным живым мотором в сюжете, прямым продолжением былого рассказа, масштабными визуальными разрушениями, прекрасными декорациями, мастеровитой операторской работой для усиления эффектов гиперболизации, актёрами Чейни мл., Лугоши и Этуилл, да к тому же несколько обновлённым образом Монстра – сильного и мрачного, а главное страшного.
Тем самым, если Вам понравились предварительные эпизоды, то «Дух Франкенштейна» будет сплошным приятным удивлением от начала до финального эпического панорамного кадра с рассветом нового дня, после ужасной ночи.
Прошло несколько десятков лет. Обеспокоенные возможным проклятием жители городка Франкенштейн решают разрушить огромное поместье бывшего барона, однако старику Игорю и чудовищу удаётся выжить. Игорь решает найти второго сына Франкенштейна, чтобы тот помог чудовищу приобрести новые силы. Однако, увидев творение своего отца, доктор Франкенштейн строит свои планы относительно монстру...
Четвёртый фильм из серии о непобедимом чудовище переносит серию из категории А в категорию Б по одной причине - тут маленький (по сравнению с прошлыми фильмами) бюджет, однако это нисколько не мешает насладиться творящимся на экране событиям. Хотелось бы отметить одну из самых вещей (как по мне) в фильме, а именно сценарии - в отличие от Сына он стал более разнообразнее и интереснее, к тому же сценаристы начинают раскрывать пару интересных деталей, относительно героев - Игорь не обычный человек, как могло показаться в прошлом фильме, а так же есть способ окончательно уничтожить чудовище.
Но, следуя традициям прошлых фильмов, здесь кроется старая добрая идея относительно того, что человек - существо коварное, каждый из которых в фильме старается пользоваться монстром в своих целях: Игорь хочет сделать из него собственного охранника, врач - изучить, но никто из них не подумал о том, что хочет это чудовище. Что интересно - чудовищу тут уделяется гораздо больше времени, чем в прошлом фильме, сохраняя его старый образ. Он по-прежнему молчалив, еле ходит, но для тех, кто не боится его, кажется добрым и старается им помочь. А в конце, когда создатели его немного видоизменяют, появляются зачатки жалости к чудовищу. Кстати, последние 10 минут, несмотря на небольшую бредоватость, выглядят чуть ли не самыми лучшими минутами в фильме.
А в остальном, впринципе, фильм не в чем упрекнуть - у него небольшой хронометраж, унылых моментов не наблюдается, маленький бюджет бросается в глазах (грим монстра в некоторых моментах был похуже, мало локаций), а актёрская игра выглядит довольно примечательной, особенно это касается Белы Лугоши, чей персонаж Игорь стал ещё более коварнее, да и вообще его образ здесь раскрывается гораздо сильнее, чем в прошлом фильме. А Лон Чейни мл, конечно, не Борис Карлофф, но он всячески старался следовать образу монстра, и ему это удалось.
В итоге мы имеем вполне завершённый франчайз о чудовище, ибо это последний фильм, где он находится в центре внимания, потому что последующие фильмы с монстром не будут иметь ничего общего с оригинальной квадрологией. И, как ни странно, Дух выглядит чуть лучше, чем Сын Франкенштейна, но до первых частей ей далеко.
На первый взгляд, завязка сюжета 'Духа Франкенштейна' показалась мне слишком уж вымученной. Откуда не возьмись появляется второй сын барона фон Франкенштейна - Людвиг. Явно попахивает слабой и наивной попыткой воскрешения популярной серии фильмов. Однако, первое впечатление, как никогда оказалось обманчивым. В плане продуманности сюжетной линии, 'Дух Франкенштейна' значительно превосходит все предыдущие картины о Монстре. Фильм чрезвычайно насыщен событиями, так что зрителю и передохнуть будет некогда. 'Дух Франкенштейна' получился довольно жестоким, холодным, мрачным фильмом, в отличие от 'Невесты' и 'Сына Франкенштейна'. В этом тоже есть своя прелесть.
Смена главного актера редко проходит безболезненно. Так случилось и в случае с картиной Эрла Кентона. Поначалу я отказывался принимать в роли Монстра кого-либо иного, кроме Бориса Карлоффа. Но, снова таки, по ходу фильма я привык к Лону Чейни-младшему. Как и Борис, он привнес в образ Монстра Франкенштейна много нового. Главным образом, кардинально трансформировался сам характер Монстра. Как не крути, но в предыдущих эпизодах он был эдаким полоумным добряком. Лон сделал Существо более угрюмым и печальным одновременно. Очень понравилась едва заметная улыбка Монстра одной половиной рта. Вроде бы мелочь, а кардинально меняет восприятие зрителем персонажа, отношение к нему смягчается при виде этой улыбки.
Запомнился довольно трогательный эпизод с Монстром и маленькой девочкой, когда он помог ей достать мяч. Вот только истинный подтекст такого трогательного отношения персонажа Чейни к маленькой девочке шокировал меня и, я думаю, шокирует каждого зрителя. В этом и заключается некая жестокость фильма. Он не оставляет Монстру шансов на оправдание в глазах стороннего наблюдателя.
Бела Лугоши снова сыграл роль калеки Игоря. Этот персонаж также полностью раскрывается перед зрителем в картине Кентона и далеко не с лучшей стороны. К сожалению, в душе забавного прохвоста Игоря не оказалось и малой доли положительных черт, а ведь я так надеялся. Впечатляют его наполеоновские планы. И откуда в голове старика-калеки могли возникнуть идеи такого космического масштаба и космической глупости!? Но Лугоши все-равно хорош. Улыбнуться заставил эпизод с пробуждением Монстра после наркоза, ближе к концу фильма. Причем здесь Игорь? Смотрите, не пожалеете. 'Дух Франкенштейна' умеет удивить.
Лента явно выигрывает и в плане спецэффектов. Будет очень много весьма правдоподобных, масштабных взрывов. Жутковато и впечатляюще выглядит финальная сцена пожара. Понравилась и фишка с дневником Франкенштейна, когда на страницах материализуется рассказ о создании Монстра. Все вышесказанное делает просмотр фильма незабываемым зрелищем и делает картину Эрла Кентона ценной находкой для любителя классики.
Твой отец - Франкенштейн, но матерью всегда была молния! (с) Игорь
(примерно 8-ая минута фильма)
Дух Франкенштейна (Призрак Франкенштейна)
Франкенштейн спокойно занимал почетное первое место по кол-ву ужастиков на студии Юниверсал. Дракула и Мумия отставали, но в 1940 году (вдруг) активизировался Человек-невидимка. Заимел сразу два сиквела в копилку (Возвращение Человека-невидимки и Женщина-невидимка). Догнал лидера. Франкенштейну это не особо понравилось, зарычал от злости на весь замок, пришлось выпускать четвертый фильм. О нем и пойдет мой сказ…
1942 год. Снимал еще один режиссер-станочник тех лет – Эрл С. Кентон. Человек, который не добился большой славы, зато мог выдать сразу четыре картины за один год. Работал дешево и сердито. По поводу конкретно “Призрака Франкенштейна”, есть информация, что ему существенно сократили бюджет. И вроде бы все так, но режиссер уже на первых минутах устраивает достаточно забавный экшен (с этой разъяренной толпой и разрушенным замком).
Видимо Кентон набил руку, умел выжимать максимум из любого бюджета. В плане зрелищности, серьезно, кино не уступает предыдущим фильмам. Но вот когда речь заходит о сценарии, картину начинает хорошо так потрясывать. Сценаристы тупо добавили очередного отпрыска Франкенштейна (у них же вся семья ученые, такая логика, наверное). Согласитесь, подобным образом можно ведь снимать до бесконечности.
Борис отказался играть монстра, а Лугоши во второй раз залез в шкуру Игоря (и переиграл всех, красавчик). На роль сына Франкенштейна взяли хорошего английского актера Седрика Хардвика (Бэзил Рэтбоун был занят Шерлоком Холмсом). Оставалось решить главный вопрос – Кто будет пугать толпу (раз Боря ударил по тормозам)? Взгляд упал на Лона Чейни-мл., который за год до выхода “Призрака Франкенштейна”, сорвал куш своим “Человеком-волком”.
Лон подписался на роль монстра Франкенштейна. Вместе с Белой (и упрямой режиссурой Кентона), ветераны все-таки умудрились вытянуть кино на приличный уровень. Да, банальный сценарий. Да, повторение прошлого (маленькая девочка в середине фильма, опять же, явный привет оригиналу Уэйла). Но оно смотрится на одном дыхании и не успевает надоесть (хронометраж еле-еле перевалил за час).
Если вы способны забыть на часок про Карлоффа, то посмотрите. Если же не способны (не хотите видеть кого-то другого в образе монстра Франкенштейна), смело пропускайте. Лично я смотрел из-за Игоря, пардон, из-за Лугоши. Никакой интриги, понимаю. Он моя звезда. Единственный и неповторимый.