Рассказать фильм легко, показать – сложно. Показать так, как показал режиссер и (он же) оператор фильма Юрий Ильенко, это на грани реальности. Фильм наполнен поэтическими сюрреалистическими метафорами, образами, да, что тут таить, фильм и есть одна большая метафора. Фильм сложный и, парадоксально, одновременно в нём практически всё понятно, возможно только на уровне подсознательном, интуитивном.
Живёт одинокий старик в практически опустевшей, засыпанной песком деревне, стережёт колодец. Колодец многие годы служивший единственным местом преткновения, со всех концов к нему стекались люди, что бы удалить свою жажду. Теперь колодец покосившейся и разбитый, как и сам старик. На стенах его белоснежной избы висят пожелтевшие фотографии прошлого: жена, дети, похороны жены, взрослые дети. Мимо всё так же проходят люди и кони, с жадностью впиваются в цинковое ведерко с колодезной водою.
Однажды старик разобрал стол и сколотил себе из него гроб и лег помирать. На телеграмму с разных концов слетелись дети, внуки, невестки. Дед встал из гроба. Неблагодарные, грубые дети с сединой в голове расстроились. Привезенные веночки, теперь за ненадобностью понесли на могилу покойной матери, но так и не найдя её место захоронения побросали на случайные, попутные могилы.
Разобрал старик гроб и подладил колодец.
Контрастный и очень странный фильм Юрия Ильенко, была его дебютной, режиссерской работой. Заявившего о себе как художник, Ильенко «вырос» из оператора и в частности на картине у Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Параджанов сыграл и еще несколько главных ролей в жизни Ильенко, например именно он предложил и поддержал Ильенко в режиссерских начинаниях. Но есть ещё более роковая роль: говорят, однажды, на одном из многолюдном застолье Сергей Параджанов встал и предложил выпить присутствующим за самую антисоветскую картину, картину «Родник для жаждущих». Возможно, а в этом мало кто сомневается, это и сыграло роль, картину запретили и более того, приказали сжечь все его копии. Монтажер, буквально под юбкой вынесла единственную копию, и благодаря этой женщине копия фильма дожила до наших дней. Фильм разрешили только через 23 года, в 1988 году.
Фильм безусловно требует вашего внимания, своей уникальностью как бы оставляет шрам в советском кино. Да, на тот момент был подъём в стране, и на многое уже закрывали глаза, эпоха советского возрождения, но никто не стремился к такой сюрреалистичной реальности в кино условности.