На моей памяти именно что 'Властелин колец: Две крепости' вспоминается как 'О, вот эту часть я смотрел в детстве', несмотря на то, что на полноценное ознакомление я решился в сознательном возрасте. Фильм ярко отпечатался в подсознании (эта чертова сцена с болотом и мертвецами меня в детстве реально напугала). И на самом деле, эту часть трилогии мне хочется ругать меньше всего. Прежде всего - спасибо, сбылась мечта идиота, акцент внимания съехал с до жути нехаризматичных хоббитов. При всем моем уважении к образу хоббита как маленького человека, способного на большие подвиги, представленный Фродо Бэггинс (Элайджа Вуд) не то, что рядом не стоит со своим дядей и курит в сторонке - он на одном континенте с Бильбо не находится.
По сути, с 'Двумя крепостями' можно провести аналогию с Теоденом (Бернард Хилл) и посаженным рядом с ним Гнилоустом (Брэд Дуриф) - главный где-то на заднем плане, а все действие берет на себя второстепенный. Братство распалось, Фродо и Сэм в самоволку пошли к Мордору, и теперь нашем вниманием овладевают Арагорн (Вигго Мортенсен), Леголас (Орландо Блум) и Гимли (Джон Рис-Дэвис). И давайте сразу скажу - моим самым любимым персонажем (не только на стороне Добра, но и вообще в этой истории) является Арагорн. Он силен, в нем задатки лидера, толкинисты большинством тоже топят за него. Он существенно выделяется на фоне остальных.
Хоббиты в этом фильме где-то на задворках сюжета, односложны и ничего не проявляют. У Леголаса и Гимли неплохая сюжетная линия, что они из двух рас, которые недолюбливают друг друга, но делят невзгоды вместе. Я их тоже недолюбливаю. Леголаса, мне кажется, как лучника, слишком круто преподносят, я не знаю, это какой уровень 'бога из машины'? Гимли, по мере развития сюжета, все больше и больше становится шутом в этой истории. А это не в стиле гномов, особенно если сравнивать с его сородичами из 'Хоббита'. Торин Дубощит и Балин в гробах фуэте крутят от Гимли. А про Гэндальфа я хочу высказаться в 'Возвращении короля'.
Второстепенные роли в этой части, так уж вышло, придают импульс повествованию фильма. Союзник Саурона, маг Саруман (Кристофер Ли) мобилизует орков и управляет Роханом через Гнилоуста. Гэндальф отъезжает на второй план, чтобы отыскать могучего воина Эомера (Карл Урбан) и прийти на помощь в Хельмовой Пади. Зрителям представляют местную прелесть фильма - персонажа Голлума (Энди Серкис). Он одержим Кольцом, но раскрывается, как персонаж, раздвоением личности. Его язык тела — хореография заискивания и лукавства.
Питер Джексон, как постановщик, не боится использовать все возможности. Если нужно показать разрушение чар Сарумана, то Теоден заметно преображается. Художникам надо отдать должное. В последней трети мы видим эпическую батальную сцену, которая, несомненно, поразила бы мягкого медиевиста Дж. Р. Р. Толкиена. Официально заявляю - ничего более масштабного в формате около-средневековой баталии еще не сняли (да простит меня 'Царствие небесное' Ридли Скотта).
Однако это не избавляет фильм от ощущения стерильности. В трилогии Джексона, если представить её трехактной структурой, второй акт страдает от отсутствия действия, эту часть можно вспомнить только за два-три отдельных момента. Детали этой истории — кто есть кто из нововведённых персонажей и почему, каковы их истории и мотивы — до сих пор остаются для меня несколько туманными. Ни с того ни с сего Питер Джексон, в те моменты, когда не представляет нам экшн, решает удариться в драму, но не подводит тему. На любовный треугольник Арагорн-Арвен-Эовин я плевать хотел с башни Изенгарда. Практика с 'Хоббитом' показала, что Джексону не надо выстраивать любовную драму там, где это не нужно. У Толкиена нет всего этого пласта. Он писал сказки про жителей Средиземья, про силу духа, и как их, героев этих историй, не сломить. Сделать то, что Джексон сделал в этом фильме, должно быть, было невероятно сложно, и труд заслуживает аплодисментов, но оставаться верным Толкиену было бы труднее и смелее.
Две трети фильма герои куда-то бегут/скачут и дерутся. Еще четверть смотрят выразительным взглядом.
В сухом остатке: братство распалось. Сэм гнобит Горлума, Фродо гнобит Сэма. Из девчонки с телячьими глазами и улыбкой с ямочками Фродо превратился в истеричного параноика. Вокруг враги! Всех убить!
Мэри и Пиппин разговаривают с деревьями.
Гэндальф снова таинственно исчезает и появляется. Но теперь он скакает на лошадях без седла.
Леголас образует пару с Гимли.
Арагорн посматривает налево. Но мы же прекрасно понимает, что сноб всех снобов Толкиен не позволил бы Королю всех королей связать свою жизнь с племяшкой правителя Рохана.
Исторически ведь Смеагорл является хранителем кольца. Много дольше, чем укравший его Бильбо и наследник его Фродо вместе взятые. Так почему он превратился в собачонку, который зовет Фродо Хозяином и Господином? Значит ли это, что если воровать для благих целей, то это правильно? Тогда почему чувствуется осуждение Боромира и Фарамира?
Чем дальше, чем больше меня пугают батальные сцены. Мужчины умирают с именем короля на устах.
Эовин - единственный сильный женский персонаж, заявляющий что не желает быть предметом мебели.
Любовь Арагорна и Арвен выглядит как Ромео и Джульетта, где каждый из героев готов отдать жизнь ради любимого. Если судить по хронометражу фильма, то их отношения завязались чуть ли не с первого дня.
Подошла Бородина, завязалась драма. Наши перли поперек, французы перли прямо...
Этот стишок взял одним из эпиграфов к своему 'Звирьмариллиону' гениальный Свиридов. Я думаю, что и ко второй части 'Властелина колец' эпиграф вполне подходит.
Битвы... размах, конечно, размахом, но на самом деле сделаны сражения криво.
Летящие из города куски стен - это, как говориться, за гранью добра и зла. То есть, представьте, враги обрушили стену. Защитники где-то там нашли место для катапульты, затащили на нее один из кусков, и запустили на орков. В разгар битвы. Где они там, в городе, такого размера катапульты уместили, чтобы такие плиты швырять? Сколько человек затаскивало? Зачем они это делали? Живую силу камнями из катапульт давить - это как из танков по вертолетам стрелять.
Потом стрелы. Остановились, значит, орки на интересном расстоянии от стены. И стоят, видимо, медитируют (тоже то еще дурачье). Командование кричит горожанам: 'не стрелять'. Почему не стрелять? Как раз стрелять, пока стоят, пока без щитов - навесными. Тем более 'Электродрель заградотряд прислала', как выразился Гоблин. Если уж дедок-человек, выстрелив, попал в орка, то эльфам-то сам Эру велел стрелять именно тогда. Нет, стрелять начали, когда орки уже к самам стенам подбежали - глупое занятие стрелять вертикально вниз.
Ну, как Леголас в гордом компьютерном одиночестве завалил небывалого 'слонопотама'... гхм, просто Брюс Уиллис. Да и элефанты такого размера представляются фантазией Сальвадора Дали, а не реальными зверями.
К тому же этих битв - много. Они утомляют.
Еще Эовин не удалась. Белая Дева Рохана? Какая-то малопривлекательная деревенская девица. Горлум же... Горлум как Горлум. Нарисован хорошо, но восторга у меня не вызвал.
Нет, конечно, не все так грустно. Образ Сэма раскрыт во всей своей красоте, Арагорн тоже продолжает радовать... и в целом, конечно, как и всей трилогии, фильму можно поставить
Итак, 'Братство кольца' завершилось лирическим вхождением Фродо и Сэма в мир, незнакомый им ещё больше, нежели всё то, что они когда-либо видели, - в Мордор.
Что касается материала, то гибель Боромира, предварившая эту сцену в первом фильме, по книге открывала 'Две крепости'. Заканчивался второй том эпопеи Кирит-Унголом (по фильму: середина третьей части). Таким образом, 'Две крепости' представляют собой экранизацию середины книги.
Зато какой экранизацией! На глазах фильм наполняется каким-никаким смыслом, из сказки для детей перерастает в эпос.
Фильм повествует о борьбе оставшихся хороших героев с Изенгардом, одной из двух крепостей мрака. Таким образом, того культурного разнообразия, какое было в первой части, мы не видим. Из нового мы видим только онтов, волколаков, харадримских южаков и Ристанию.
И, конечно, появился Горлум, доселе появлявшийся в фильме только на крупных планах.
Фильм получился довольно мрачный. Порой эта мрачность смотрится блестяще (эпизод с тропой мертвецов), но вот король Теоден, заросший паутиной, немного смущает.
Но это всё воспринимается как подготовка к лучезарному финалу: и назгул, уже поднявший лапы на Фродо, улетает, потревоженный стрелой Фарамира, и Хельмову Падь отстояли.
Как по мне, так это самая интересная и захватывающая часть фильма. Я просмотрела его на одном дыхании. Джексону действительно удалось практически всё: создать атмосферу сказки, добавить немного юмора, следовать книге, ну и наконец, сделать этот фильм зрелищным. Впечатляют отношения Леголаса и Гимли: Питеру удалось сделать так, что бы, несмотря на крепкую дружбу, которая описывалась в книге, всё же остро ощущалось их принадлежность к разным рассам. Пусть сцена битвы орков и людей является кинокрадством, всё же выглядит прекрасно.
Несмотря ни на что, Джексон сохраняет 'кинокрадство', присуще ему, Тарантино, и Ллоиду Кауфману: сцена нападения орков на крепость очень похоже на аналогичное нападение (правда не орков, а скелетов) в фильме 'Зловещие мертвецы 3'(реж. Сэм Рэйми), разве что напряжение больше, чем юмора (но это не значит полное отсутствие последнего).
Данный факт свидетельствует, что старина Питер не 'опопсел', как считают многие, а остался самим сабой. Просто жанр требует, чтобы фильм стал таким, какой он есть и Джексон сделал все как надо.