С этого дня, когда ваша мать скажет, что любит вас, вызовите второго свидетеля (с)
Даже боюсь представить, сколько бы потерял мир киноиндустрии, если бы Эдвард Нортон, вернувшийся из Японии по работе, не захотел бы менять свою профессию на актерскую. Ну а поскольку он все-таки этого не сделал, мы имеем честь лицезреть те самые роли, которые он этому киномиру подарил. Разумеется, стоит начать с его первой (до этого у него хоть и были две роли, но они были мизерными) второплановой роли в Большом кино, а именно в юридическом триллере «Первобытный страх».
Поскольку это была его первая роль, я не ожидал от Эдварда каких-либо откровений, хотя и догадывался, что роль будет сыграна не абы - как. Но то, что я увидел… черт, это действительно талант! Но обо всем по порядку.
За справедливостью идите в публичный дом (с)
В девяностых годах в США очень популярен был жанр судебного триллера. Именно тогда Голливуд подарил миру такие шедевры жанра, как «Клиент» и «Несколько хороших парней». Эти фильмы славились, прежде всего, своими актерскими работами, так как именно им предстояло удерживать внимание зрителей на себе, не имея при этом никаких преимуществ в виде экшен-сцен или красивых декораций. Они были одни, в простых декорациях зала судебного заседания, и вынуждены были показать, все, на что они способны. Сюжеты в таких фильмах, как правило, типично детективные, с непременно эмоциональным накалом в финале (где собственно и демонстрируют свою мощь актеры).
В «Первобытном страхе» сюжет хоть и следует основным штампам жанра, все же постоянно удивляет зрителя. Здесь сюжет плывет очень равномерно по хронометражу, нигде не провисает и нигде не летит со скоростью пули. И с каждой последующей пятиминутки сюжет приоткрывает все новые и новые тайны. После 70-й минуты, когда выясняется что персонаж Нортона Аарон страдает раздвоением личности (это не спойлер, на многих дисках к фильму уже в описании про это сказано. К тому же это не самое главное откровение в сюжетной части фильма, так что не бойтесь) фильм плавно перетекает в невероятно захватывающую психологическую игру двух актеров. Действие все сильнее развивается и выливается в самом финале в невероятно-эмоциональную сцену допроса Аарона.
Должен сказать, что концовка повергла меня в шок. Это было что-то. Черт, из нескольких последних отсмотренных мною фильмов, еще ни один не давал мне столько мощных впечатлений в финале. Даже зная все сюжетные тайны и повороты, при повторном просмотре фильм наоборот смотришь еще внимательнее, замечая ранее не видимые детали. Ну и, конечно же, снова наслаждаешься великолепной актерской игрой.
Вообще, актерская игра вместе с сюжетом – стержень, на котором держится этот фильм. Ричард Гир здесь играет красивого и успешного адвоката Мартина Вейла, который берется за дело по оправданию 19-ти летнего юноши в убийстве городского Архиепископа. И хотя роль для Гира довольно привычная, он справился с ней превосходно. Лора Лини здесь сыграла отнюдь не мебель, а вполне четкого и интересного персонажа. Финальная сцена допроса с её участием вышла воистину впечатляющей. Не ожидал я от нее такого эмоционального напряжения - великолепная самоотдача! Нельзя не отметить и Фрэнсис МакДорманд, жену одного из братьев Коэнов. Здесь она играет добродушную и верную своему делу женщину-нейропсихолога. Практически все сцены с ней наполнены какой-то душевной добротой. Аж не верится, что еще недавно я видел как эта самая женщина с нешуточным эгоизмом и уверенностью шла в российское посольство с целью отдать русским диск с секретными разведданными ЦРУ (После прочтения сжечь).
Хотите, чтобы вас поимели, идите в суд (с)
Но отдельно стоит остановиться именно на Эдварде Нортоне. Если бы не он, то я бы никогда не поставил фильму ту оценку, которую поставил. Да, здесь есть отличный сюжет, достойный качественного судебного триллера. Здесь есть великолепная актерская игра. Но без Нортона, она была бы просто хорошей. Он – алмаз этого фильма, катализатор всех событий. Все кадры с ним заставляют напрочь забыть про существование и Лини, и МакДорманд, и даже Гира. Он переигрывает всех. Его перевоплощения из щуплого, закомплексованного и заикающегося Аарона в хамоватого, самодовольного и агрессивного Роя заставляют еще сильнее прильнуть к экрану и смаковать каждую фразу, каждый взгляд Нортона. Я смотрел фильм в оригинале, без перевода, но с русскими субтитрами. И уверяю Вас, это что-то. Этот фильм нужно смотреть именно так. Нужно слышать голос именно Нортона: заикающийся голос, чуть приглушенная интонация… но уже в следующую секунду вы слышите громкий и четкий, с более быстрым произношением голос… черт, если закрыть глаза и включить записи этих голосов, то можно подумать что это вовсе два разных человека! Настолько Нортон вжился в эту роль. Эдвард в фильме при перевоплощении не просто меняет взгляд, выражение глаз и обезоруживающую улыбку на грубость и хамоватость… он будто бы меняет ауру своего тела и зритель, буквально телом чувствует, что перед ним уже совсем другой человек, с совершенно иными взглядами на жизнь. Эти сцены я еще чертовски долго буду помнить.
На атмосферу судебного детективного триллера также отлично работает здешний саундтрек, написанный Джеймсом Ньютоном Ховардом. Мелодии в стиле медленного джаза навевают воспоминания о старых американских детективах, в которых главные герои ходили в черных плащах с большими шляпами, с сигарой во рту.
Первобытный страх – великолепный судебный триллер, с интересной сюжетной и божественной актерской составляющими. Этот фильм можно пересматривать бесконечно, каждый раз как в первый, наслаждаясь здешними актерскими работами. Уже самой первой своей ролью Эдвард Нортон доказал всему миру свой актерский талант. Рекомендую абсолютно всем людям, любящим хорошие сюжеты и искрометные актерские работы. От себя добавлю, что фильм стоит смотреть ТОЛЬКО, повторяю, ТОЛЬКО в оригинале. Иначе вы рискуете лишить себя половины тех эмоций, что я ощутил, слушая интонации персонажей. Потому что ни один дублер не заменит вам оригинальных реплик, и вы никогда так и не ощутите на себе ВСЮ глубину роли Эдварда Нортона.
От меня наивысший балл и место в личной коллекции:
Впервые посмотрела этот фильм несколько лет назад по ящику. Серым осенним вечером, переключая каналы, наткнулась на довольно любопытный судебный триллер, где церковного служку обвиняли в убийстве архиепископа. Решила досмотреть и… до финальных титров не смогла оторваться от экрана. И долго ещё после просмотра сидела, как громом пришибленная, пытаясь собраться с мыслями и избавиться от ощущения обманутости.
Первое, на чём сосредоточилась — это великолепная, потрясающая, убедительная игра актера второго плана. Чуть позже, узнав, что этот актёр ещё и дебютант, поразилась его игре ещё больше, хотя уже включила этот фильм в список любимых и добавила этого актёра в когорту, маленькую когорту профессионалов, таких как де Ниро и Стрип, способных сыграть абсолютно всё, даже веник, стоящий в углу кухни так, чтобы зритель обрыдался.
Восхищаюсь его силой убеждения, так морочить голову зрителю и заставлять верить своему герою на протяжении всего фильма способен только очень талантливый человек. А потом, под занавес, ещё и обухом по темечку долбануть, ввести в состояние ступора и дать понять, что тебя ловко обвели вокруг пальца, обманули и герой совсем не тот, за кого себя выдаёт. Вот где настоящий зрительский кайф! Хочется крикнуть: «Стойте, отмотайте плёнку назад, я хочу понять как он это сделал, как ему удалось так меня провести, как заставил верить ему безоговорочно?'
На мой взгляд, здесь новичок переиграл даже матёрого Ричарда Гира, который, кстати сказать, очень неплохо смотрелся и сыграл одну из своих лучших ролей.
Фильм пересказывать не стану. Смотрите и оцените. Не пожалеете!
Как итог:
1. Актёр второго плана, дебютант — номинация на «Оскар».
2. Моя абсолютная любовь к его творчеству.
3. Браво, Нортон — великолепный!
P.S. Наверное, после просмотра, у меня было такое же обескураженное лицо, как у Мартина Вейла, когда он понял, что его поимели!
Гришем считается первооткрывателем и королем юридического триллера, но смотреть его куда приятнее, чем читать, особенно это касается «Клиента», «Благодетеля» и «Фирмы», а вот Уильям Дил, автор «Первобытного страха», в печатном виде даже лучше, чем Гришем. Его роман, сам по себе, первоклассное чтиво, и на кинопленку он «лег» замечательно.
Большая часть фильма закономерно проходит в суде, и по динамике, хлесткости диалогов и напряжению справедливо заставляется посторониться «Несколько хороших парней» и «Время убивать», которые я считаю чуть ли не эталоном в этом плане. Герой Гира признается: «Зачем играть в рулетку в Вегасе, когда можно играть человеческими жизнями?», и эта фраза лучше, чем любая другая характеризует ажиотаж, азарт, безжалостность войны в станах зала суда. Это война, настоящее, жаркое сражение между защитником и обвинителем, при этом на кону не деньги, не престиж, а судьба и будущее обвиняемого.
Наблюдать за таким поединком куда интереснее, чем за реальной битвой на полях сражений, это круче, потому как ум, логика, скорость реакции и красноречие – то самое оружие, которым обладают далеко не многие, и метко, профессионально их использовать куда сложнее, чем автомат, пулемет или нож. Почва это благодатная, и «взошли» на ней как замечательные триллеры, так и комедии, вроде «Лжец, лжец» и «Мой кузен Винни».
Завязка, интрига, раскручивание сюжета, и история как таковая в «Первобытном страхе» - просто блеск, но это было бы лишь половиной дела без отличных, цельных, ярких персонажей и актеров, их сыгравших. Героиню Лоры Линни ни в коем случае нельзя воспринимать, как мебель, как придаток или дополнение к сюжету или Гиру, это полноценный, сильный, сложный женский образ, а сама актриса – мастер, профи и художник, каких мало. Ее роли, пусть не самые тиражные и громкие, ценны как персонажи Мэрил Стрип, она играет настоящую жизнь, настоящих людей, и играет без фальши, без неправильно взятых аккордов, и точность ее исполнения сравнима с техникой гениального пианиста.
Нортон, этакий алмаз без огранки, был заслуженно выдвинут на Оскар, комментировать его работу не имеет смысла, а Гир, по моему глубокому убеждению, сыграл свою лучшую роль. Вялый в большинстве своих фильмов, он не вызывал во мне симпатий, и даже «Красотка», на мой взгляд, типичный бред, смотреть который без гримасы невозможно. Его фильмы в большинстве своем – халтура, не в последнюю очередь из-за самого актера, и лично для меня он съедобен только в «Первом рыцаре» и «Первобытном страхе».
Итог: Дил написал отличный роман, смотреть фильм по нему – удовольствие. Один из лучших юридических триллеров, за который высший балл получают все, начиная с режиссера, и заканчивая самыми последними статистами галерке в зале суда. «Первобытный страх» - редкий случай, когда даже самые непримечательные и второстепенные персонажи получились самобытными и запоминающимися, а актеры, их сыгравшие, все, до последнего, проявили энтузиазм и старание. Этот фильм я смотрела не раз, и не два.
Смотрела фильм из-за Эдварда Нортона, но не ожидала увидеть там что-то по-настоящему стоящее- все таки первая роль- несмотря на номинацию на 'Оскар'. Но, то, что я увидела повергло меня в настоящий шок!
Сказать честно, я пересмотрела немало фильмов, видела немало хороших, даже отличных актерских работ. Но здесь- другое дело!
Сюжет фильм вполне стандартный, хотя и построен неплохо. Отличную музыку Джеймса Ньютона Ховарда я сразу заметила. Да, игра Лоры Линни и Ричарда Гира вполне хороша. Но я просто не могу говорить ни о чем другом кроме Нортона в этом фильме.
Его игра намного больше, чем просто гениальна! Я просто не могла поверить своим глазам! Такого я никогда раньше не видела! Ни один актера, на моей памяти, не играл настолько достоверно и настолько харизматично, что ли... Да, тут даже слов подобрать трудно- его работа не подается описанию!
Стоит отметить, что Эдварду Нортону часто достаются роли с косвенным или прямым раздвоением личности. Прямое- это понятно: 'Первобытный страх', 'Бойцовский клуб'. Косвенным же я называю, где его герой просто кардинально преображается в ходе развития действия. Это фильмы 'Медвежатник', 'Это случилось в долине' и абсолютно гениальная работа в фильме 'Американская история Х'. Под спокойной, простоватой внешностью этого человека скрывается буря эмоций! Никогда подобного человек я не видела ни среди актеров, ни в повседневной жизни!
Это, пожалуй, лучшая роль Эдварда Нортона, хоть и первая. Такое попадание с первого раза бывает очень редко, может, один раз на миллион. И Нортон один такой на миллион!
Получилась какая то хвалебная ода Эдварду Нортону! Но, когда Вы посмотрите фильм, Вы сочтете это полностью справедливым! Это точно!
P.S. Если бы роль Нортона отдали Ди Каприо я бы повесилась!
Фильм невероятно захватывающий. Сюжет непредсказуем. Хоть на протяжении всей ленты я и ждала какого-то подвоха, но уж явно не того, чем собственно закончилась картина. Атмосфера выдержана, все герои открылись, нет какой-то недосказанности, все четко и грамотно построено. И режиссер, и актеры на высоте.
Ричард Гир очень порадовал. До этого фильма я его воспринимала только по 'Красотке', так как в остальных своих фильмах он точно такой же, как и в своей знаковой картине. А в 'Первобытном страхе' он какой-то совсем другой и очень интересный.
Лаура Линни хороша в своей роли 'фона' фильма. Она не отвлекает зрителя от главных героев, не напрягает своим присутствием. Играть ей собственно нечего, главное для нее здесь - гармонично влиться в происходящее на экране, что она и исполнила довольно хорошо.
Но несомненным стержнем фильма является конечно же Эдвард Нортон. Думаю, ни у кого уже не возникает сомнений по поводу таланта этого Актера (да, да, именно с большой буквы). В 'Первобытном страхе' Нортон просто бесподобен! Такой очаровательно невинный, со смущенно шлопающими глазами и обезоруживающей улыбкой. Его перевоплощения в этом фильме просто поразительны! От абсолютной непорочности к...впрочем, смотрите сами, и вы не пожалеете.
И смотреть этот фильм можно не один раз, потому что, хоть все и известно, безупречная актерская работа ведь не может надоесть!
P.S. смотреть советую только в оригилальном звучании - заикания Нортона нужно слышать, это нечто!
Узнала об этом фильме, просматривая фильмографию Нортона. До сих пор видела с ним только 'Бойцовский клуб', но и этого хватило, чтобы возникло желание посмотреть все остальные фильмы с его участием.
И ни секунды не пожалела о просмотре! Особенно учитывая то, что последние просмотренные мною фильмы были конца 2000-х и впечатления на меня не производили. А тут наконец классическое качество 90-х! С классным сценарием, достойным напряжённого триллера, замечательно и увлекательно снятого. Игра, психология, глаза Нортона - просто нет слов! Его работа (вроде бы это вообще первая его роль в большом кино) восхищает. Не понимаю, как в 1997 году 'Оскар' ему не дали за эту роль, а лишь номинировали. Серьёзно, звучит пафосно, наверно, но я правда не видела никогда ни у одного другого актёра игры более впечатляющей, чем Нортона в этом фильме! (А видела я очень много, поверьте. И меня практически невозможно чем-то удивить.) Какое удовольствие смотреть на такого актёра! Это талант от Бога. И я в данном случае не боюсь таких громких слов.
Вначале он просто сам ангел во плоти - это кроткое личико, скромный взгляд, заикание - ну просто лапочка! Но перевоплощение актёра гениальное - дьявольский взгляд и ярость - и перед нами уже другой человек.
Смотрите, не пожалеете! А я обязательно буду пересматривать, и не раз.
P.S. Чуть не забыла похвалить главную музыкальную тему - очень красивая и сильная мелодия, которая подчёркивает напряжение и драматизм. Не посмотрела в титрах название и исполнителя, но вообще эта вещь давно мне известна как Harlem в исполнении Сары Брайтман.
Давным-давно, кажется, в девяностых, в далекой-предалекой Америке люди еще умели снимать фильмы таких жанров, как детектив и триллер. В них действовали пронырливые адвокаты, было чуть-чуть морализаторства и интересные выверты системы правосудия. Так вот, в самый разгар этих дремучих девяностых некий Грегори Хоблит взял да снял очередной такой фильм. Гир сыграл очередного пронырливого адвоката, а в большое кино после этого выполз щуплый молодой человек по фамилии Нортон. Как-то так все и началось.
Я не оригинал: я тоже узнала об этом фильме исключительно благодаря Нортону и благодаря ему же этот фильм вообще начала искать. И ведь нашла же, хотя это было более чем непросто. И посмотрела в оригинале...
Знаете, это совершенно особый способ киноманьячества - сначала смотреть поздние фильмы хороших актеров, а потом - их хорошие ранние роли. Потому что, даже будучи подготовлена к тому, на что способен Нортон, даже получив с разных сторон по кучке спойлеров, я не ожидала того, что увидела в 'Первобытном страхе'. Это касается и сюжета и, как ни странно, Френсис МакДорманд. Ее роль в фильме - не главная, но меня, человека, который видел ее только в 'После прочтения сжечь', тот факт, что она умеет играть еще и в серьезных фильмах, не то чтобы поразил до глубины души, но как-то очень приятно порадовал. Вообще в фильме множество приятных мелочей - взять хотя бы того же Терри О'Куина, который играет роль почти эпизодическую.
Вообще здесь все на своем месте. Ну и что, что Ричард Гир сыграл очередного звездного адвоката-ловеласа? Ведь сыграно отлично! Кстати, теоретически он все-таки играет здесь главную роль, но, судя по отзывам, очень многие интересовались вовсе не им. Ну и что, что религиозно-морализаторский подтекст? Ну и что, что в отношениях адвоката и прокурора ничего нового мы не увидели? Все это - кусочки одного и того же произведения, паззл собран, пасьянс сложился. Как итог - отличная атмосфера триллера и поразительной силы ностальгия. Сейчас таких фильмов уже не снимают.
Один из самых моих любимых фильмов! Первый раз посмотрела его по ТВ очень давно. Я начала смотреть его с середины, но сразу же захватило дыхание… от игры Нортона!
Эдвард Нортон — первоклассный, блистательный, шокирующий! С тех пор прошло много лет, но я продолжаю восхищаться этим Актером с большой буквы А! Его исполнение Арона в фильме — выше всяких похвал. Как он менял взгляд, как переключался на Роя! Эта роль открыла его как Первоклассного Актера, как Актера от Бога. Помимо 'Первобытного страха', в других фильмах он сыграл ничуть не хуже, продолжая вызывать восхищение и уважение!
'Первобытный страх' — фильм о желании верить, желании быть востребованным, о совести и безысходности.
Адвокат проникся Ароном, пропустил через себя, поверил, увидел себя в роли спасителя беззащитного мальчишки. Трудно себе представить, ЧТО мог испытать он, узнав истину. Это знание — падению в бездну. Это знание убивает, гложет. Один сумбур в голове. Если додумать, что дальше было с адвокатом, думаю, он сел на скамейку, пытался все осмыслить, принять новую правду, но на это надо очень много времени, ни день и не два. Бегающий взгляд, нежелание поверить… Ужасное чувство он испытал. Режиссер поставил нам вопрос: 'А как поступит адвокат? Что он сделает? Испортит карьеру себе? Или все останется только между ним и Роем?'
Очень сложно ответить на этот вопрос. Как бы поступила я? Как бы грустно не звучало, но ответ очевиден^ дело даже не в том, насколько развито чувство долга, совести и ответственности в человеке, а в животном элементарном инстинкте самосохранения.
Превосходный фильм, шокирующий конец, блестящий Нортон!
Согласно американскому психологу Полу Экману, в том случае, если наш внутренний верификатор барахлит, то можно совершить 1) ошибку неверия правде; 2) ошибку веры лжи. При таком разнообразии чувствуешь себя зазевавшимся студентом на лекции, который успевает записать только первый и последний пункты списка. Мнительность и наивность, как две крайности, без промежуточных вариантов. В фильме Грегори Хоблита такая же полярность характеризует правосудие. У него завязаны глаза, и в суде присяжных поводыри в деле установления истины – это адвокат и прокурор. Впрочем, обоих проще представить в состояниях разной интенсивности по шкале «здравое сомнение – подозрительность – цинизм».
Годы учебы и юридической практики располагают скорее уж к мнительности, чем к святой простоте. Однако, если это выгодно защите, как, собственно, и обвинению, то законник будет подгонять доказательства под свою заведомо черно-белую трактовку событий. Ведь такое случается сплошь и рядом, что на театрализованном заседании присяжные впадают в ошибку доверия. Прожженным партнерам по судебному спаррингу такое, казалось бы, не грозит.
Американское кино распирает от гордости за национальное правосудие. При такой системе всех переспорит адвокат-блондинка. Обвиняемый может запросто, своими словами, отказавшись от немотивированного государственного защитника, склонить присяжных на свою сторону. Обманутый автомобильными гигантами скромный изобретатель может сам подготовить иск против корпорации-обидчика и за пару десятилетий настоять-таки на своей правоте. И пусть последний пример зафиксирован в истории, пафос и трудовой хэппи-энд в нем типично голливудские. Вообще суды – такой киношный простор, что одного фильма по теме некоторым режиссерам мало.
После «Первобытного страха» Грегори Хоблит обращался к противостоянию на почве закона в «Переломе» с Хопкинсом и Гослингом. Кто бы ни был его главным героем – адвокат или прокурор – Хоблит показывает, как профессионал преображается по-человечески. Потому что впечатляющий процент оправдательных или обвинительных приговоров – это еще не гарантия от эмоций. И после долгих лет работы на статистику вдруг станет необходимым спасти от смертной казни тихого, травмированного подростка или, наоборот, засадить подонка – и хоть трава не расти.
Обвиняемые у Хоблита тоже не отмалчиваются. Разумеется, от сэра Энтони Хопкинса пассивности и не ждали, а вот для Эдварда Нортона роль Аарона Стэмплера в «Первобытном страхе» была шансом заявить о себе, и он не упустил возможность. Более того, с позиции ретроспективы, можно сказать, что эта роль задала направление фильмографии Нортона. Идея двойственности увлекает его до сих пор, что видно по совершенно необязательному появлению в таком фильме, как «Травка». У Хоблита герой Эдварда Нортона по-настоящему расшевелил своего адвоката, а ведь Марти Вейл привык игнорировать клятвы клиентов в своей невиновности.
Такие специалисты, как адвокаты или журналисты (особенно военные) – это наемники. Какой с них спрос? Видимо, поэтому подобная профессия хороша для контрастности, если в кино ее представитель – положительный герой, как Мартин Вейл в исполнении Ричарда Гира в «Первобытном страхе». Идейный адвокат – это всегда зрелище. В отличие от государственного защитника со схожими принципами, которому мы по умолчанию приписываем большее сочувствие высокой морали, ведь он-то не ради оклада старается. Странно только, что Марти Вейл, прежде вряд ли жаловавшийся, что простаивает его дар убеждения, не может заразить коллег своей верой в то, что Аарон, как никто иной, нуждается в их защите. Его ассистенты продолжают делать свое дело: искать свидетелей, изучать улики. Рутинная работа, подготовка процесса; не отдавшись ей полностью, не продвинешься, потому что в суд идти будет не с чем.
В других обстоятельствах Марти и сам бы этим занимался, но его гипнотизирует личность клиента, и Марти сосредоточился на нем. Возможно, его сотрудники не прониклись благородством своей миссии, потому что им не довелось пообщаться с Аароном с глазу на глаз. Марти же завораживает уязвимость Аарона, даже то, как он готов наговорить на себя, лишь бы сохранить доброе имя своей предполагаемой жертвы. Для адвоката дело становится личным. Он будет бороться за Аарона, бороться со скорой на расправу прокуратурой штата, будучи представителем которой он когда-то сидел за столом обвинения.
Лицемерие и даже кризис судебной системы отражаются у Хоблита и в том, что, хотя на этот раз клиент у Марти – самый невинный из всех невиновных, сам адвокат по привычке полагается на недозволенные методы защиты. И они работают. Главных героев судебных фильмов Хоблита порой уводит в сторону, но в итоге их ставка на процессе – это не тот или иной приговор, а линия защиты для самих себя, поиск оправдания для своего дела жизни. Ведь разработаны же научные теории, опираясь на которые можно разоблачить лжеца. Вроде бы возможных грубых ошибок всего две. Зато какие. Но с ними можно жить. Ошибка, обесценивающая все, - тотальное недоверие.
Итак, в далеком 1996 году Грегори Хоблит, известный тогда как ТВ-режиссер, снял картину с многообещающим названием 'Первобытный страх'. В главной роли - находящийся на пике славы Ричард Гир. Но результат оказался так же непредсказуем, как и сюжет картины. Дебютировавший в киноиндустрии 28-летний Эдвард Нортон вспыхнул в этом фильме, как сверхновая, взяв 'Золотой глобус',приблизившись к 'Оскару' за лучшую роль второго плана, затмив всех остальных актеров в фильме.
Фильм повествует об успешном адвокате Мартине Вейле (Гир), взявшемся за, на первый взгляд, полностью прозрачное дело об убийстве епископа городского масштаба. Убийство это, по очевидным, лежащим на поверхности уликам, совершил 19-летний хорист Аарон (Нортон).
Мне очень понравился этот фильм. Почему?
Во-первых, хочу сказать, что это одна из лучших картин про судопроизводство и судебные процессы. Выигрывает она, в основном, благодаря умному ходу с интервью Мартина. Фильм встречает нас откровениями Мартина насчет честности адвокатского дела. Эта сюжетная линия проходит через весь фильм и помогает нам понять мотивацию, нравственную борьбу адвокатов. Ведь порой они, наверное, разрываются между собственными нравственными ценностями и жаждой власти, денег и авторитета в судебном мире.
Во-вторых, я не могу описать, как я уважаю и обожаю Эдварда Нортона за эту роль. Ему нужно памятник ставить. По сюжету герой Нортона должен заставить присяжных поверить в то, что он не виновен. Притом, что если бы Нортон сыграл плохо, по сценарию Мартин все равно поверил бы ему, и у нас возник бы конфликт между тем, что видим мы, и тем, что прописано в сценарии. Так часто происходит в фильмах и это свидетельствует о несоответствии персонажей и актеров, плохой игре, режиссуре, сценарии. Такие фильмы мы удаляем из компьютера. Но здесь... Я готов был не верить каждому персонажу в фильме, но, с момента появления на экране Нортона, я ни разу не усомнился в невиновности его персонажа. А когда он открыл своё истинное лицо... Это было сравнимо с концовкой 'Шестого чувства'.
В третьих, эту картину выгодно выделяет хорошая режиссура и операторская работа. Фильм не затянут, все актеры играют на уровне, смотрится легко. Майкл Чэпмен по праву считается одним из лучших голливудских операторов.
В четвертых, Ричард Гир.
Эвдард Нортон действительно заслужил Оскар. В 1997 году 'Лучшую роль второго плана' взял Кьюба Гудинг мл. за роль Рода Тидуэлла в фильме «Джерри Магуайер». Я видел этот фильм и видел Кьюбу. Мне кажется, Нортон заслужил Оскар больше, чем Кьюба. 'Это все потому что я белый?'-спросил Эдвард после церемонии. Я не знаю...
Почему же 9 из 10?
Можете считать меня тупым, но, специально посмотрев фильм несколько раз, я так и не понял, почему он называется 'Первобытный страх'.