- Если бы тебе снилась только твоя жена, такого никогда бы не произошло…
Тандем, состоящий из классического супермена (трико-комбинезон и плащ) и аутентичного ковбоя (шляпа, джинсы, пистолет) гонятся за не менее классически-аутентичной суперблондинкой. Охотятся они на секрет её гравитационных суперперчаток, с помощью которых ей раз от разу легко удаётся разделываться с ними обоими.
Это сюжет комикса «Кто хочет убить Джесси?», который случайно обнаружил в своём конструкторском бюро доцент Пражского университета. Его также заинтересовал секрет суперперчаток, но в более гуманных целях — для использования их в народной промышленности.
Жена доцента, тоже учёный, бьётся над задачей воспитания человека во сне, путём облагораживания его сновидений. При введении человеку её вакцины сон становится ровным и мягким, плюшево-прилизанным. Но, как известно, без побочных эффектов при использовании экспериментальных препаратов не обходтся, так произошло и на этот раз.
После научно-корпоративного торжества по случаю оглашения результатов пробных экспериментов, жена доцента возвращается домой «под шофе». Видя метущегося и бурно реагирующего на сновидения мужа она решает взглянуть, что же ему такого снится — благо технически её изобретение это позволяет. Какого же было разочарование, досада и возмущение супруги, когда во сне благоверного (ли?) она видит уже знакомую нам блондинку из комиксов в страстных его объятьях. Не ясно, в благих ли целях успокоения сна своего супруга, или в большей степени побуждаемая ревностью и спиртовыми парами, но ещё до конца не прошедший испытания препарат вводится ею спящему мужу.
Побочный эффект снадобья, оказавшийся материализацией сновидения, не заставил себя долго ждать, и уже на следующее утро в постели мужа обнаружилась Джесси, в ванной комнате – сумасшедший ковбой, а на кухне – громила-супермен. История завертелась…
Погони, народный суд, камера-одиночка, открытый люк, сломанные стены, сорванные лекции, путешествие в сон собаки — это ещё не весь перечень того, что вас ожидает в этой феерической чехословацкой комедии 1966 года.
Сродни «Барбарелле», «Десятой жертве» или «Не называй меня малышкой» — в этой картине секс-символ своего времени теснит мужчин, преодолевая препятствие за препятствием, двигаясь к своей цели. Великолепная звезда чешкого кинематографа Ольга Шоберова, в отличие от своих западных коллег — порождение пуританского социалистического кинематографа. Тем не менее, от этого она не становится менее сексуальной, совсем наоборот — там где Джейн обнажает спину, Урсула — грудь, а Памела и вовсе шастает голышом, Ольге достаточно выставить коленку, и это заведёт посильнее генератора. Намёк на секс остаётся намёком, и становится от этого только острее.
Отличается картина «Кто хочет убить Джесси?» и неповторимым девственным юмором с восточной стороны железной занавеса. Кроме того, что он гораздо выше пояса, чем его западный вариант, он ещё и густо сдобрен такими, только людям социалистической закалки понятными, вещами, как производственные отношения, коммунальный быт и товарищеское порицание.
Резюме: кому нравятся комедии Гайдая (в частности «Иван Васильевич») и Махульского («Секс-миссия», «Кингсайз», «Дежа вю») получат удовольствие.
Великий чехословацкий кино-сказочник Вацлав Ворличек набирался сил и опыта на фантастических комедиях. На злобу дня в «Кто хочет убить Джесси?» добавлены и элементы популярных американских комиксов с классическими, шаблонными персонажами: пышногрудая блондинка в бикини (та самая Джесси), палящий во все стороны из кольта ковбой и туповатый супермен (отрицательный персонаж). Получилось необычно, занятно и уморительно смешно.
Заводской инженер Индрих Беранек (Иржи Совак)никак не может решить проблему надежного крепления оборудования на высоте. Его единственная надежда – антигравитационные перчатки, идею которых он подсмотрел в комиксе «Кто хочет убить Джесси?». Супруга инженера, пани Руженка также занята фантастическими исследования: разработкой вакцины, заменяющей кошмары на приятные сны. Пока эксперименты были только на животных. Когда Руженка узнает, что ее супругу снится полуобнаженная обладательница антигравитационных перчаток, она делает спящему мужу укол своего препарата. Но возникает побочный эффект: персонажи из сна (Джесси и ее преследователи - супермен и ковбой) попадают в реальную, советскую Прагу. И хотя говорят они, как и принято в комиксах, облачками с надписями, начинается всеобщий бедлам и тарарам.
Фильм наполнен нескончаемым потоком драк и погонь, шуток, комедийных ситуаций и острой сатиры. Чего только стоит обсуждение права человека на независимость сновидений или прямолинейное и дословное исполнение приказа руководителя. Или сакральный «Четверг». Не стоит упоминать Ворличека в числе режиссеров «новой чешской волны», но его фантастический фильм получился на редкость злободневным и проехался острой бритвой по нравам научной элиты, ослепленной эгоистичным стремлением к желанному результату.
Фильм чудесно балансирует между несколькими стилями. Его легкость и оригинальность приглянулись Голливуду. Американцы обсуждали ремейк с участием Джека Леммона и Ширли Маклейн. Но в Прагу вошли советские танки, и переговоры прекратились.
Картина стала первой совместной работой Вацлава Ворличека и сценариста Милоша Мацуорека. В последующие годы этот творческий тандем прославился своими приключенческими картинами и сказками.